какие есть философские направления
Первоначала и основные направления философии
Основные направления философии с самого ее зарождения традиционно рассматривают вопрос о первоначале Вселенной. В зависимости от количества признаваемых исходных точек, различные философские направления принято делить на три обширные группы.
1. Единая первооснова бытия или монизм. Мыслители определяют его по-разному, в зависимости от своих взглядов. Им считают Бога, Материю, Абсолют или Мировой разум. Единой точки зрения о первоначале Вселенной, не существует. Материалисты определяли во главу всего материю, а человека считали ее порождением.
Идеалисты придерживались мнения, что в основе универсума заложена Бог, идея, мировая воля – духовное начало. Человек – ее продукт, а не объективного мира.
2. Дуализм. Первичность всего во Вселенной принадлежит двум началам: Свет и Тьма, Дух и Материя, Инь и Янь. Дуалисты видели в зарождении Вселенной взаимодействие духовного и материального, сознания и материи. В человеке, как говорили сторонники этой концепции, два начала, которые свободны друг от друга: дух свободен от влияния тела, психика не зависит от работы нервных процессов мозга.
3. Представители плюрализма выделяли многих первоначалах: атомах, стихиях, монадах. Философия знает различные направления плюрализма.
В эпоху античности в основу мира включали взаимодействие воды, земли, огня и воздуха.
Экзистенциализм признавал многообразие зарождения Вселенной и делал упор на неразрывную связь бытия и личности.
Прагматизм определял Вселенную как иррациональную и непознаваемую. Из этого следовало, что все теории и идеи о происхождении мира не способны охватить бытие полностью. Это бессмысленно и к философии следует подходить с точки зрения удобства и выгоды в достижении целей.
Характеристики первоначал
Извечный философский вопрос: что же было первым, материя или дух? Античные мудрецы несколько тысяч лет назад первыми задались им, но точный ответ неизвестен до сих пор.
На протяжении человеческой истории идет борьба между сторонниками материализма и идеализма.
Материалисты признают первичной материю, а дух — вторичным. Этой точки зрения придерживались представители древнейшей школы философии – Милетской. А также Демокрит, Бэкон, Спиноза, Локк, Дидро, Маркс и Энгельс.
Приверженцы материализма в своих философских трудах делали упор на научные знания, особенно выделяя такие науки как физика, математика и естествознание. И стремились с помощью логики доказать все положения своих теорий. Но при глубоком изучении суждений материалистов становится явным недостаточность объяснения понятия сознания как материального объекта и невозможность логического объяснения явлений окружающего мира.
Идеализм противопоставляет себя материализму, считая, что дух первичен над материей. Его сторонники – Платон, Пифагор, Беркли, Гегель, Юм.
В идеализме выделяется два направления:
Слабостью идеалистической учений является отсутствие логического объяснения превращения чистой идеи в материальный объект.
Методы познания
В философии существует три основных метода познания бытия.
1. Эмпиризм, он же – сенсуализм. Его опора — приоритет чувственного опыта в процессе познания. Включает в себя наблюдения, факты и эксперименты.
2. Рационализм опирается на доводы разума. Он строится из аксиом, теорем и доказательств. Рационалисты считают мир логично устроенным. Они признают возможность его познания с помощью разума, который и лежит в основе мироздания. Основоположником этого течения философии называют Декарта. Рационализм противопоставляет себя эмпиризму, заявляя, что истинное знание не зависит от чувственного опыта.
3. Иррационализм — суть «сверхразумных» источников познания: интуиции, озарения, откровения, вера, воля. В мире нет устойчивых элементов, все произвольно и условно, мир – это хаос и у него нет внутренней логики. Реальность не развивается закономерно, сущность бытия недоступна разуму. Этой позиции придерживался Шопенгауэр, Ницше, Зиммель.
Как понимают Бога различные философы
Точек зрения о том, кто или что такое Бог, существует он или нет, с древних времен и по сей день накопилось множество. Если их обобщить и сгруппировать, то выделяются четыре позиции по отношению к Богу.
Характер философской системы
Философия – особая наука. В ней не существует положений, которые бы признавались всеми философами, без исключений. Для науки мыслителей характерна множественность взглядов.
Характерно ли для реальности всеобщее развитие? Существует два метода исследования в философии, которые затрагивают этот вопрос: метафизическая и диалектическая.
Функции философии
Исследователи выделяют различные функции философии. Главные из них:
Какие есть философские направления
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
• «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого
(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:
• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики
(как правило, идеалисты):
• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
Бог существует Бога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»).
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».
4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Каковы основные философские течения?
У каждого есть свой период происхождения, а также автор, который концептуализировал и осмыслил идею, что является ключом к образование токов. Хотя их может быть большое количество и в настоящее время они имеют различные интерпретации, некоторые из них являются новаторскими и выделяются как своим значением, так и своим творческим философом.
Еще один любопытный и важный факт, который следует выделить, заключается в том, что обычно философские течения возникали в группах мыслителей, которых в свою очередь называли «философской школой», это связано с необходимостью группироваться вместе, чтобы иметь схожие черты и совпадать в образе мышления и, таким образом, быть охарактеризованы под именем или ярлыком, который их представляет.
Например, в философское движение Из «иллюстрации», произошедшей в 18 веке и основанной на подчеркивании силы разума, происходит философское течение рационализма, сформулированное Рене Декартом, которое характеризовалось отрицанием всего, что касается чувств, считая их субъективными и вводящими в заблуждение; позиционируя разум над собой как источник знания точной науки.
Конечно, есть токи, которые полностью обнажают ток, противоположный току, который был открыт ранее. Другой выдающейся школой мысли является анархизм, который, по мнению авторов, возник не только в рамках идей Просвещения, но и во время Французской революции. Это суждение основано на свободной социальной организации, а не на стороне государства, поскольку они не верят в силу и господство одного человека над другим; быть также верным верующие в человеческий разум и как это влияет на ваш прогресс.
Позже стали формулироваться другие философские течения и их аналоги, то есть другая мысль, которая должна была опровергнуть, позволив предвосхитить верования и вопросы мыслителей. После просветительского движения возникла группа «позитивизма», которая просуществовала год, с 19 по 20 века и в основном утверждала, что человеческий дух уже превзошел три состояния, которые включают теологическое, метафизическое и позитивное состояние. Другими словами, отказываясь по большей части от духовного, они были против идей, обсуждая их с фактами, ставя превыше всего экспериментальное вместо теоретического.
Это всего лишь небольшой обзор и идея для включения в контекст того, что такое токи и как они возникли, однако это намного больше, чем это.
Самые выдающиеся философские течения
Эмпиризм
Такое течение возникло в современную эпоху и является теория познания, в котором утверждается, что все обучение происходит на основе опыта, признавая чувственное восприятие в создании идей. Его самым важным сторонником был Дэвид Хьюм.
Еще одним производным от него является греческий и римский термин «эмпирический», который относится к врачам, которые получают свои навыки на основе практического опыта, а не только с помощью теоретических инструкций.
Рационализм
Он стремится подтвердить, что человеческий разум уже имеет предварительные знания или принципы без необходимости иметь опыт. Как упоминалось выше, он был провозглашен Рене Декартом в континентальной Европе.
Идеализм
Как видно из названия, это одно из философских течений, основанное на субъективности и ее представлениях, отрицающих или отвергающих существование всего, что связано с внешним миром. Чтобы сделать его более понятным, этот поток защищает, что что-то не могло бы существовать, если бы не было мыслителя, который осознает это. Точно так же, чтобы узнать об этом или узнать об этом, мы должны в основном принимать во внимание сознание, идеи и мысли.
У такой теории есть варианты, такие как объективный и субъективный идеализм. Первый гласит, что идеи существуют сами по себе и что они становятся известны или усвоены через опыт. Среди наиболее ярких представителей этого мышления Лейбниц, Гегель, Бернар Больцано, Дильтей.
В отличие от субъективного, мыслители полагают, что идеи существуют в сознании человека и что нет внешнего мира, который работал бы сам по себе. Защитниками этой гипотезы были Декарт, Беркли, Кант, Фихте, Мах, Кассирер и Коллингвуд. В этом конкретном случае также можно найти радикальную версию, которая утверждает, что «вещи не существуют для себя, а только вещи существуют для нас», и умеренную версию, которая «утверждает, что вещи имеют цвет стекла, в которое на них смотрят».
Позитивизм
Как обсуждалось выше, он в первую очередь отвечает за отвергать или опровергать человека, что в этом есть принципы или чисто метафизический смысл. Быть сторонником объективной науки и законов исследования.
Он возник во Франции в 19 веке Сен-Симоном, Огюстом Контом и де Джон Стюарт Милль; затем он распространился по остальной Европе. Однако говорят, что его первым предшественником между 16 и 17 веками был Фрэнсис Бэкон.
Стоицизм
Больше ориентирован на универсальное и моральное; это течение проповедует важность области и контроль фактов, страсти, среди прочего, которые обычно мешают существованию субъекта, чтобы использовать как смелость, так и разум личного характера.
Он является одним из старейших и датируется III веком до нашей эры. До конца XNUMX века нашей эры. C. И самый важный его этап пришелся на эллинистический период. Основателем стоицизма был Зенон из Читио, и среди его известных сторонников есть Цицерон, Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека, Шестой эмпирик.
Структурализм
Хотя его термин явно не утверждает, что это одно из философских течений как таковое, согласно гипотезам можно интуитивно догадаться, что это так, и он основан на том факте, что он должен выходить за рамки того, что происходит эмпирически, являясь своего рода методом анализировать язык, культуру и общество.
Инициатором и важнейшим представителем теории был Клод Леви-Стросс. в 40-х гг.
Феноменология
Материализм
Это философское течение, которое, как указывает его название, утверждает, что все материально, отвергая то, что имеет духовную сущность, такую как душа, будущее и существование Бога. Чуткие идеи действительны, потому что они также материальны. По мнению исследователей, это можно признать противоположностью идеализма.
Эпикур и Маркс относятся к числу сторонников такого течения.
Экзистенциализм
В отличие от других, которые были представлены как философия вещей, эта имеет отношение к человеку как таковому, выставляя его как фигуру свободного самопроизводства, существующего только во Вселенной без существования какого-либо Бога. Этот ток основан на анализ состояния человека, свобода, эмоции и смысл жизни в целом.
Здесь важно подчеркнуть, что это не философски систематизированная или согласованная теория, фактически, говорят, что ее сторонники не полностью согласны с традиционной философией.
На протяжении многих лет он был весьма разнообразным, и сегодня существует три версии, которые включают христианский экзистенциализм, агностический экзистенциализм и атеистический экзистенциализм. Пионеры были Паскаль, Кьеркегор, Сартр, Камю, Хайдеггер.
Скептицизм
В основном оно сосредотачивается или основано на вопрошании вещей, постоянном сомнении, которое отвергает утверждение вещей или их существование, если только оно не доказано спорными доказательствами.
Диоген Лаэрчио, Юм или Беркли были наиболее важными представителями этой дисциплины.
Цинизм
Течение основано в Древней Греции, в XNUMX веке до нашей эры. C. это было основано на действии отказа от того, что было социально и морально принятыми условностями. Циничная жизнь была основана на вере в то, что счастье достигается простой и полной жизнью в соответствии с природой.
Чтобы сослаться на разоблаченное или опровергнуть то, с чем они не согласны, они использовали средства сатиры, иронии и жестов. Он был основан Антисфеном, и одним из его самых важных учеников был Диоген Синопский.
романтичность
Не следует путать с художественным движением. В этой дисциплине жизни верили в силу, способную познать целое, абсолютное. Для него характерно преувеличение ощущений природы, характеризуя их как истинное отношение человеческого сознания.
Догматизм
Рассматривается противопоставление скептицизма и идеализма, основанное на предполагаемой силе объекта по отношению к субъекту. Он утверждает, что человеческий разум способен познать истину. Одним из величайших представителей этого течения был Спиноза.
Критика
Он основан на заявлении о возможности установить пределы абсолютного знания посредством систематических исследований условий возможностей мышления. Эту эпистемологическую доктрину изложил Иммануил Кант.
Течения политической философии
Контрактуализм
Он известен как одно из современных политических философских течений и основан на том факте, что люди должны отвергать веру в то, что государство и общество являются чем-то естественным. Стремление к установлению договоренности между теми, кто начинает формировать часть нового общества и каким-то образом находит союз, свободу и равенство. Его величайшими представителями были Руссо, Кант, Гоббс, Спиноза и Локк.
Утилитаризм
Хотя основание приписывают Протагору де Абдера, величайшими представителями были Дж. Бентам и Дж. С. Милль, которые считали, что полезность дает преимущества, удовольствие и другие виды счастья, что снижает вероятность страдания или уменьшает боль, страдание и ущерб.
коммунизм
Эта форма правления верит в социальную организацию без существования частной собственности, классовых различий и других доктрин, препятствующих равенству между всеми. Пытаюсь добиться освобождения человека.
Социализм
Он основан на том факте, что как собственность, так и управление средствами производства находятся в руках рабочего класса с целью создания организации в обществе, которая развивает политическое, социальное и экономическое равенство. Маркс и Прудон были наиболее важными представителями.
либерализм
Одно из политико-философских течений, которое утверждает, что государство должно устранять преимущества рынка, в то время как политическая сторона должна вводить в действие принцип свободы, заставляя государство защищать индивидуальную свободу, поскольку именно на этом она основана.
В результате государство практически не вмешивается в социальные и экономические дела людей. Ролз и Монтескье Локка были наиболее яркими представителями.
Либертарианство
Это течение является экстремистским и демонстрирует, что каждый человек имеет право на самого себя, поэтому не должно быть государства или его следует ликвидировать. Нозик был одним из первопроходцев.
Другие актуальные философские направления
Среди них выделяются софисты; Платонизм, последователи Платона; перипатетическая школа, которая была сторонниками Аристотеля и учеников Эпикура, известная под эпикурейством.
Школа Милето, основанная в XNUMX веке до нашей эры. C., его членами были Сказания, Анаксимандр и Анаксимен. Элейская школа, которая была досократической школой, имевшей большое значение в VI и V веках до нашей эры. Его наиболее важными членами были Парменид Элейский и Зенон де Элейский.
В настоящее время зарегистрированы неоплатонизм, гуманизм, постмодернизм и деконструкция.
Содержание статьи соответствует нашим принципам редакционная этика. Чтобы сообщить об ошибке, нажмите здесь.
Полный путь к статье: Ресурсы самопомощи » Ресурсы » Опыт » Каковы основные философские течения?