какие есть философские школы
Основные философские школы и направления
Античная философия зародились в VII в. до н.э. По своему характеру, содержанию и направленности она является исторически первой попыткой формирования рациональной картины мироздания.
В развитии античной философии условно можно выделить четыре этапа:
1) досократовский (VII–VI вв. до н.э.);
2) классический (V–IV вв. до н.э.);
3) эллинистический (III–II вв. до н.э.);
4) римский (I в. до н.э. – 529 н.э.).
Попытки ответить на вопрос, что является основой мира, привели к возникновению философских школ. Древнейшая из них – милетская (VII в. до н.э.). Ее основателем и первым древнеевропейским философом принято считать Фалеса (625–547 до н.э.). Основой сущего Фалес полагал воду. Он понимал ее не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Для обозначения первоосновы, из которой возникает все остальное, в древнегреческой философии использовались два термина: стойхеон, означающий элемент, ядро в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, исходное состояние вещей. Следовательно, основа сущего, по Фалесу, – вода – означала основополагающий принцип как в смысле стойхеон, так и архэ.
Также к числу выдающихся милетских философов принадлежали Анаксимандр и Анаксимен. Первый считал первоосновой сущего беспредельное (апейрон), второй – воздух.
Во второй половине VI в. до н.э. в Эфесе возникла школа, основателем которой являлся Гераклит (около 525–480 до н.э.). Первоначалом сущего Гераклит считал огонь. Ядром его учения был диалектический принцип “panta rei” (“все течет”). Всеобщую диалектическую изменчивость он уподобил течению реки, в которую “нельзя войти дважды”. Также им было создано учение о логосе, который имел несколько основных интерпретаций: мистическое божественное слово; божество, управляющее миром; всеобщий закон и т.д. Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и мир, его познание предполагает понимание закономерного развития мира как единства и борьбы противоположностей.
Философия Гераклита явилась вершиной стихийно-диалектического понимания мира не только в досократовской, но и в античной философии в целом.
Переход от наглядно-образного к понятийно-аналитическому стилю мышления связан с именами представителей элейской школы, прежде всего Парменида. Мыслитель сформулировал и ввел в философский обиход фундаментальное понятие бытие. Последнее неподвижно, едино, неделимо и однородно.
Разрыв между умопостигаемым миром и миром очевидного был углублен учеником Парменида – Зеноном. Философ стал известен тем, что им были выявлены противоречия между разумом и чувствами. Речь идет о знаменитых апориях – непреодолимых затруднениях мышления, если оно признает наличие небытия и следствие подобного признания – дискретность бытия. Наиболее известны апории “Дихотомия”, “Ахиллес”, “Стрела”, в которых движение фактически отрицается.
Видной философской школой была школа пифагорейцев. Пифагор (VI в. до н.э), ее основатель, впервые выразил свои рассуждения понятием философия. Основу мироздания он и его последователи видели в числе, которое экстраполировали не только на природу, но и на мораль и нормы человеческого поведения. Также Пифагору приписывается учение о метемпсихозе, т.е. о переселении душ умерших людей во вновь родившихся. Однако, несмотря на элемент мистицизма, его учение явилось исторически первой попыткой постижения количественной стороны универсума.
Демокрит (460–370 до н.э.) создает логически последовательную, всеобъемлющую систему атомизма. Атомы – мельчайшие частицы, составляющие предметы и вещи окружающего мира. Они обладают величиной и тяжестью. Движение, присущее атомам, передается их столкновениями. Поскольку же развитие универсума жестко детерминировано механическим движением атомов, то в системе Демокрита нет места для объективного существования случайности. Античный атомизм стал гениальным предвосхищением позднейшего естественнонаучного атомизма.
Развитие греческой философии классического периода приходится на V–IV вв. до н.э., т.е. на период расцвета античной демократии. Рабовладельческая демократия предоставляла возможность широкому кругу граждан участвовать в делах государства. Это в свою очередь предполагало овладение определенными знаниями для отстаивания своих интересов в различных ситуациях. Особое значение приобрело знание риторики и философии, которому обучали софисты. Они помогали ученику овладеть искусством убеждения в своей правоте в любых ситуациях, даже в том случае, когда последний был не прав. Софисты впервые создали науку о слове. Нарушая еще не открытые законы мышления, они способствовали их открытию в будущем.
Уроки софистов первым подверг критике Сократ (469– 399 до н.э.), принадлежавший к наиболее выдающимся мыслителям Античности. Важнейшей своей задачей он считал воспитание людей, смысл которого видел в беседах и дискуссиях. Основой понимания этических принципов Сократ полагал познание человеком себя самого. В разговорах и дискуссиях постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора, целью которого было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Данная новация Сократа стала источником развития понятийной (субъективной) диалектики.
Метод Сократа был воспринят и развит его учеником Платоном (427–347 до н.э.), первым в истории философии сформулировавшим положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует, имеет свою идею. Философ разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Методом познания являлась диалектика как умение возводить все единичное и частное к общей идее и низводить ее планомерно к единичным элементам.
Социально-политические воззрения Платона заслуживают особого внимания, особенно учение об идеальном государстве. По Платону, идеальное государство – общество, состоящее из трех социальных групп. Такими группами являются: правители – философы; стратеги – воины; производители – земледельцы и ремесленники. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствовала предложенная им система воспитания. Она была направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей.
Хотя творчество Платона отличается тенденцией к иррационализму и мистицизму, его философия явилась первой рационально и логически построенной системой объективного идеализма. Богатый понятийный аппарат дал возможность Платону постичь, хотя бы в идеалистической форме, ряд объективно существующих диалектических отношений.
Философия Аристотеля (384–322 до н.э.) явилась не только обобщением, но и логическим переосмыслением всей предшествующей ему философской мысли. Особое внимание он уделял в своих трудах онтологии – науке о сущем. Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю. Наипростейшей ее определенностью являются четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Они – соединение материи (“гиле”) и формы (“морфе”). Аристотель считал, что существуют шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изменение места. В труде “Физика” он полагал, что движение присуще самим вещам, хотя в другом труде “Метафизика” – связывал его с неподвижным Перводвигателем (Богом). Основным в социальных взглядах Аристотеля была характеристика человека как общественного существа (“zoon politicon”). Философ понимал государство как развитое сообщество общин, а общину – как развитую семью. Идеал государства, по Аристотелю, – общество, которое опирается на частную собственность, орудия труда, рабов, землю. Мыслитель различал два противоположных типа хозяйствования – “экономику” и “хрематистику”. Первый тип считался правильным в хозяйственной деятельности. Цель “экономики” – разумное удовлетворение хозяйственных потребностей. Второй тип хозяйствования подразумевал беспредельное приобретение и накопление, служил неограниченной наживе. Жизнь, в которой преобладают усилия, направленные на приобретение власти и денег, Аристотель называл паразитической и характеризовал ее как животную, свидетельствующую о рабском образе мышления. Мыслитель сопрягал счастье с добродетелями человека, гарантию же добродетельной жизни видел в уклонении от крайностей, в умеренности. Он заложил основы логики как науки, открыл закон противоречия и закон исключенного третьего. Оригинальны и весьма плодотворны эстетические идеи Аристотеля. Философ относил искусство и науку к высшей познавательной деятельности.
В эпоху эллинизма (III–II вв. до н.э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека. Особенно характерны в этом отношении этические учения эпикурейцев и стоиков.
Этика Эпикура (341–270 до н.э.) предполагала полный отказ от социального активизма. Индивидуалистической интерпретации человека соответствовала атомистическая натурфилософия: реально только бытие отдельных атомов, а то, что состоит из них, – лишь вторичные образования – скопления атомов. Высшая цель человеческой жизни, по Эпикуру, – достижение блаженства, счастья, понимаемого им как удовольствие. При этом он имел в виду не грубые чувственные наслаждения, а невозмутимое состояние духа (атараксию), когда человек освобождается от страстей, подчиняя их разуму.
В античном Риме эпикуреизм являлся единственной материалистической философией. Известный его представитель – Тит Лукреций Кар (99–55 до н.э.). Основой сущего он считал атомы и пустоту. Философ придерживался положения Эпикура о том, что при падении по прямой линии атомы отклоняются от своего первоначального пути. Тем самым опровергалась стоическая идея рока, фатальной неизбежности. Понятие закономерности носило у Лукреция материалистический характер. Оно заключало в себе признание естественного самодвижения вещей и решительное отрицание всякого вмешательства в этот процесс сверхъестественных сил, стоящих вне материи.
Для стоиков философия выступала как жизненный путь, жизненная мудрость. Зенон из Кития, Панэций Родосский Посидоний и другие философы считали освобождение человека от власти внешнего мира, прежде всего от политико-социальной сферы, условием добродетельной жизни.
Школа стоиков приобрела огромную популярность в Древнем Риме. Ее представителями были Сенека (около 4 до н.э. – 65 н.э.), Эпиктет (около 50 – около 140 н.э.), Марк Аврелий (121–180 н.э.). По их мнению, высшая нравственность состоит в том, чтобы жить “сообразно природе” – божественному миропорядку, который человек ни в чем не способен изменить.
Античная философия дала могучий импульс всему последующему развитию философской мысли.
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
Смотреть что такое «ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ» в других словарях:
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ. — ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ. В Древней Греции философскими школами часто являлись внутренне прочно связанные организации, продолжавшие существовать на протяжении столетий, с благоговением относившиеся к осыпаемым почестями родоначальникам школ (как было,… … Философская энциклопедия
Философские общества и организации — Первые формы философских организаций – философские школы в древней Греции (Ликей, Академия Платоновская) и философские факультеты средневековых университетов. В эпоху Возрождения из различных кружков гуманистов формировались академии… … Большая советская энциклопедия
ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ — Первые формы филос. организаций филос. школы в Др. Греции (Ликей, платоновская Академия) и филос. факультеты ср. век. университетов. В эпоху Возрождения из раз лияных кружков гуманистов формировались академии (напр., Флорентийская… … Философская энциклопедия
Философские вопросы естественных наук — Развитие естествознания в России было тесно связано с решением мн. философских проблем, возникавших в процессе научных исследований. Большое значение для организации последних имело создание в Петербурге в 1725 г. Академии наук и… … Русская Философия. Энциклопедия
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК — Развитие естествознания в России было тесно связано с решением мн. философских проблем, возникавших в процессе научных исследований. Большое значение для организации последних имело создание в Петербурге в 1725 г. Академии наук и Академического… … Русская философия: словарь
Школы буддизма — Хронология развития и распространения буддийских школ ( 450 год до н. э. – 1300 год н. э.) … Википедия
Философские науки — … Википедия
Философские аспекты уголовного наказания — Право государства карать и наказывать лиц, преступивших закон, с давних пор является предметом внимания философов. Было разработано достаточно много философских теорий, посвящённых наказанию: его природе, целям и воздействию. Содержание 1… … Википедия
ФИЛОСОФСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА — выпускающие собственно философскую литературу, стали создаваться довольно поздно. Посредник (1884 1935) просветительское изд во в Москве, основано по инициативе Толстого. Среди его руководителей были В. Г. Чертков, П. И. Бирюков, И. И. Горбунов… … Русская философия: словарь
Философские издательства — выпускающие собственно философскую литературу, стали создаваться довольно поздно. Посредник (1884–1935) просветительское изд во в Москве, основано по инициативе Толстого. Среди его руководителей были В. Г. Чертков, П. И. Бирюков, И. И.… … Русская Философия. Энциклопедия
Основные направления и течения философии, их представители. Основные философские школы
Потребность в теоретическом определении системы отношения «универсум — человек» появилась с той самой минуты, как возникло осознание себя цивилизованным человечеством. Поэтому история философии представляет базовые направления: материализм, идеализм, их школы и течения
Материализм
Представителями материализма были Гераклит, Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основу универсума положено материальное начало. Под материальным началом понимается воздух, огонь, вода, атом, материал, алейрон и природа в целом.
Человек является порождением закономерно развивающейся материи. Он характеризуется субстанциальностью и атрибутивностью, наличием сознания. Основу сущего представляют материальные, а не духовные явления. Сознание человека определяет его бытие, а его мышление развивается под влиянием образа жизни.
Идеализм
Школа идеализма представлена такими философами и мыслителями как Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский.
Дуализм
К представителям дуализма относятся Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс.
Дуализм является устойчивым философским течением. Основу универсума составляют два самостоятельных начала: духовное и материальное, сознание и материя.
Их существование характеризуется одновременностью, параллельностью и независимостью друг от друга. Тело независимо от духа, а дух, соответственно, от тела. Нервные процессы мозга и психика существуют параллельно, как мозг и субстрат сознания.
Диалектизм
В ряд тех, кто придерживался диалектизма входили такие философы как Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс.
Основным принципом диалектики являлось утверждение того, что в универсуме и в человеке все проходит развитие по законам, где взаимодействуют противоположности, а количественные изменения переходят в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.
Диалектика также делится на два философских подхода: материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).
Метафизика
К представителям течения метафизики относятся П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс.
Сторонники данного подхода утверждали, что универсум и человек статичны, устойчивы и постоянны (догматизм), в тоже время, они изменчивы, и нет ничего постоянного (релятивизм).
Эклектизм
Течение эклектизма представлено такими мыслителями как Потамон, У. Джеймс.
Согласно эклектизму, универсум и человек постоянны и изменчивы, в них есть относительное и абсолютное, поэтому ничего конкретного о состоянии объекта, системы сказать нельзя.
Гностицизм
Гностиками являлись те философы, которые признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир.
Этими представителями были Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.
Агностицизм
Агностиками являлись Д. Юм, И. Кант, Э. Мах.
Ими отрицалась возможность человека познать мир. Они сомневались в том, что человеческое сознание может адекватно отразить мир. Мир, по их мнению, в целом непознаваем, или он непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности.
Скептицизм
Скептиками Секстом Эмпириком и Д. Юмом утверждалось то, что нет однозначного ответа на вопрос «о познаваемости мира». Существование ответа на данный вопрос отрицалось потому, что есть явления, которые были уже познаны, и существуют те, которые еще не познали, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки».
Поэтому мир может быть познаваем и непознаваем одновременно. Эта группа философов постоянно сомневаются и в том и другом.
Монизм
Монистами являлись такие знаменитые философы как Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах.
По их мнению, единый принцип мог объяснить мир, универсум и человека. Этот принцип составлял основу из материального или идеального. Вся система философии должна иметь структуру из общего основания.
Позитивизм
К течению позитивистов относились О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.
Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм составляют целую сциентистскую эпоху. Она отражала идеи, которые означали, что все подлинное, позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук.
Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.
Феноменологизм
К течению феноменологизм относятся такие ее сторонники как Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти.
Они придерживались субъективно-идеалистической позиции в системе «универсум — человек»: «нет объекта без субъекта». Основой философской системы являет интенциональность» сознания. Важное значение имеет направленность сознания на объект. В противопоставление философии, как науке о «чистых сущностях» (эйдетика), выступает познание реальных фактов.
Экзистенциализм
Философами-экзистенциалистами являлись К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев.
В экзистенциализме существует двойственная оценка системы «универсум — человек»: религиозная и атеистическая. Их сходство заключается в постижении бытия. Для этих систем бытие является нерасчлененная целостность субъекта и объекта.
Герменевтика
Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.
Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.
Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.
Персонализм
Среди представителей персоналистов были русские, немецкие, французские, американские мыслители и философы.
Через приоритет человека в философском осмыслении действительности ведущее место занимала система «универсум — человек». Главное место занимала личность в ее определенных проявлениях — суждениях и действиях.
Базовой онтологической категорией являлась личность, персона. Она выступала как основное проявление бытия, где волевая активность, деятельность соединялись вместе с непрерывностью существования. Истоки личности зачинались не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале.
Идеи персонализма развивали Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Козлов, Д. де Ружмон, М. Шелер, Э. Мунье, Ф. Якоби, П. Лендсберг.
Структурализм
В группу структуралистов входили такие ученые как К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман.
Универсум и человека воспринимаются ими по-своему. Выявление структуры предполагает особенности их мировосприятия. В этом случае структура выступает как совокупность отношений между элементами целого. При любых изменениях целое сохраняет свою устойчивость.
По их мнению, структуралистов, науку о человеке невозможно представить без абстрагирования от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.
Школы философии
Каждый философ на свете принадлежит хотя бы к одной школе философии, также называемой направлением или подходом. Все философы пытаются создать работу, выходящую за рамки того, что уже было создано его школой, большинство из них терпят неудачу, но некоторые формулируют настолько новый взгляд, что он становится основой для создания новой школы философии.
Есть много способов классификации, деления и организации направлений философии. Наиболее широким является деление на ветви. У философии есть множество целей, и далее мы представим пять ее ветвей, каждая из которых может быть целью собственного поля исследования.
Каждая ветвь задает свой главный вопрос, а каждая школа философии предлагает на него свой ответ. Количество разных школ философии исчисляется десятками, многие из них остались давно в прошлом, а многие находятся на грани с другими науками — психологией, математикой, экономикой. Давайте же посмотрим на основные школы.
Солипсизм
Солипсист не различает объективную реальность окружающего мира и субъективную реальность нашего воображения. Солипсизм предполагает, что это одно и то же, что объективное является отражением субъективного, и, следовательно, единственная вещь, в существовании которой мы можем быть полностью уверены, — существование нас самих.
Любой другой человек или объект может быть продуктом нашего собственного ума, а все, что создает наш собственный ум, несравнимо с тем, что создает ум кого-либо другого (и мы не уверены, существует ли на самом деле этот «кто-то другой»).
«Когда умирает солипсист… все умирает вместе с ним» (Дэвид Фостер Уоллес)
Детерминизм
Рядом с этой школой стоят компатибилисты — более мягкие детерминисты, считающие, что свобода воли возможна даже в предопределенной вселенной.
«Человек может делать то, что он хочет, но не хотеть того, что он хочет» (Артур Шопенгауэр)
Утилитаризм
Эта ветвь этики утверждает, что моральный вес деяния определяется его вложением во всеобщее благо или полезность. Главнейший аспект действия, в таком случае — его последствие. Самым важным для нас является следствие наших действий, а не сами действия.
Проще говоря, цель оправдывает средства. Исходя из этого, выделяются два подхода: общество может устанавливать правильное поведение для максимизации пользы, либо оно может наказывать вредителей, не несущих никакой пользы.
«Цель оправдывает средства до тех пор, пока что-то иное оправдывает цель» (Лев Троцкий)
Эпикурейство
Эта философия, названная в честь Эпикура, считает смыслом существования поиск удовольствия здесь и сейчас. Это противопоставляется религиозным учениям, назидающим, что удовольствия должны прийти позже (обычно после смерти) и что для их получения необходимо сначала преодолеть боль и страдания.
При этом настоящие эпикурейцы не просто ищут как можно больше секса, еды и веселья. Удовольствие также достигается получением знаний, дружбой и благодетельной жизнью — то есть помощью в нахождении удовольствия для других. Это отделяет эпикуреизм от гедонизма, в котором именно физическое удовольствие является финальной целью.
Позитивизм
Эта школа признает лишь то знание, что верно по определению, либо было безусловно доказано научным исследованием — то есть, то знание, что возникает из позитивного подтверждения какой-либо теории. Позитивизм очень тесно связан с эмпиризмом. Правда по определению открывает для нас лишь тривиальные, малозначительные факты.
Нетривиальное же знание будет основано на нашем чувственном опыте, а не только на наших размышлениях. Логические позитивисты работают над правильным словесным выражением знания, для того, чтобы не было никакой возможности его неправильного восприятия.
«Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами. соврешь — до правды дойдешь!» (Федор Достоевский)
Абсурдизм
Абсурдист заявляет, что любой поиск смысла в человеческой жизни закончится неизбежным провалом, ведь в нашем существовании нет никакого смысла, а абсурд этой ситуации заключается в том, что жизнь нашу ценим больше всего остального на свете.
В то время как нигилист реагирует на бессмысленность жизни отсутствием веры во что-либо, абсурдист находит смысл в своих действиях, при этом (как бы это ни было абсурдно) признавая их фундаментальную бессмысленность.
«Свобода — ничто, но она дарит человеку шанс стать лучше» (Камю)
Объективизм
Эта достаточно молодая школа философии была создана Айн рэнд в 1960-х годах. Согласно рэнд, реальность является полностью объективной и независимой от нашего разума. Разум соединен с реальностью через наши чувства, а вся наша рациональность вытекает из множества ситуаций, в которых человек делает выбор.
Следовательно, рациональность является личной и индивидуальной, и, соответственно, социальные системы могут работать лишь тогда, когда они позволяют членам общества вести себя как индивидуумы, заботящиеся о своих собственных интересах
«Не путайте альтруизм с добротой, великодушием и щедростью» (Айн Рэнд)
Гуманизм
Правда и мораль находятся полностью и исключительно в руках человечества, а не спущены с небес в виде абсолютов неким божеством. Такова позиция секулярных гуманистов. Следовательно, хорошая жизнь также является человеческим конструктом. «Золотое правило» секуляризма это: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой».
Гуманисты полагаются не на религиозные правила и не на угрозу санкций, а на здравый смысл и эмпатию к этичным решениям. При этом первые гуманисты были крайне религиозны — как, например, Мартин Лютер, движущая сила протестантской реформации — и для них гуманизм был способом уравнивания отношения к человеческой природе, искусству и литературе (тому, что называется гуманитарными науками), к религии и классической философии.
Быть гуманистом — это значит стараться вести себя достойно, не ожидая награды или наказания для себя после смерти» (Курт Воннегут)
Нигилизм
Это вообще философия? Нигилисту плевать. Все бессмысленно. Нигилизм отрицает главные концепции, изучаемые философами уже тысячу лет: правда не важна, ничто не может быть плохим или хорошим, Бог никогда не существовал, вселенная бессмысленна.
Нигилисты могут показаться грустными и одинокими пессимистами (потому что зачастую так оно и есть), но эта школа философии послужила источником вдохновения для многих современных видов искусства, таких как сюрреализм и дадаизм.
«Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо, но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого» (Горгий)
Экзистенциализм
Будучи не самой веселой философией, экзистенциализм является учением о том, как мы рождаемся, живем и умираем в одиночестве. Для экзистенциалиста все начинается с человека. Его существование предшествует любым мыслям, чувствам или этике.
В результате экзистенциалист отделяет себя от остальной вселенной, что приводит к депрессивному, абсурдному и порой отчаянному взгляду на жизнь.
«Снова пробуй. Снова проигрывай. Проигрывай лучше» (Сэмюэль Беккет)
Неоплатонизм
Эта школа философии — переработка философии Платона, возникшая в поздней римской империи. В то время греческая философия в ее начальном виде смешалась с мистицизмом, пришедшим со Среднего востока, и привела к появлению философии, объединяющей монотеизм (веру, что есть лишь один Бог) и монизм (веру, что все объекты в итоге сводятся к единому началу).
Как и иудеи, неоплатоники не признавали зла — лишь отсутствие добра. Их иерархия вселенной несколько схожа с идеями о Святой Троице, однако знакомое сегодня нам христианское кредо появилось позже.
«Душа существует частично в бесконечности и частично во времени» (Марсилио Фичино)
Стоицизм
Мы до сих пор используем слово «стоический» в нашей речи, имея в виду кого-то, кто преодолевает страдания без жалоб. Школа философии стоицизма достигла пика своего развития в течение двух веков до и после жизни Иисуса. Стоики стремились контролировать свои эмоции и желания, чтобы посвятить себя разуму — лучшей части человечества.
Стоику Сенеке Младшему принадлежит очень хорошая фраза: «Добродетель есть не что иное, как правильный разум». во многом стоиков можно противопоставить эпикуреистам, но и те, и другие верили, что правда о мире была чем-то, что люди имели возможность раскрыть.
«Свобода достигается не удовлетворением человеческих желаний, но отказом от них» (Эпиктет)
Скептицизм
«Я знаю лишь то, что ничего не знаю», — говорил Сократ, основоположник скептицизма, учения, отвергающего всякое знание. Скептики времен классической эры считали знание недостижимым. Это оказалось несколько тупиковым тезисом, поэтому развитие философии скептицизма произошло лишь в XVI веке после публикации работы Мишеля де Монтеня.
В отличие от Сократа, отрицающего все, что кто-либо когда-либо сказал, Монтень обрел репутацию скептика за его стремление отринуть любую эмоциональную составляющую из спора, чтобы выявить четкие подтвержденные факты.
«Очевидно, что скептицизм, никак не меняя человека, дает ему возможность почувствовать себя лучше». Амброз Бирс
Идеализм
Эта школа философии предполагает, что вся правда о мире находится внутри нашего разума. Любое эмпирическое доказательство правды или реальности происходящего, которое, на ваш взгляд, вы можете представить, должно сначала пройти через наш разум и, следовательно, является таким же ментальным конструктом, как что-либо невозможное, воображаемое нами.
Так выходит, что наиболее радикальная философия в наши дни — представление о том, что вселенная — это лишь искусственная модель в каком-то огромном компьютере — тоже является в своем роде идеализмом. Просто все это находится в чьем-то еще сознании, а не в вашем.
«Идеалист, заметив, что розы пахнут лучше, чем капуста, решит, что из розы получится более вкусный суп». Бертран Рассел
Структурализм
Если говорить просто, структурализм утверждает, что человеческое понимание основано на базисе огромной, всепроникающей структуры. Все события, происходящие в мире, проходят внутри этой структуры, а мы воспринимаем все так, как установлено этой структурой.
Сам термин «структура» применяется по отношению к взаимоотношениям слов, их значений, к рамкам культурных табу и традиций, а не к каким-то физическим явлениям. Деконструкция, созданная Жаком Деррида, является современным течением, тесно связанным со структурализмом.
«Деконструкция утверждает не только, что истина иллюзорна, но что она и институциональна» (Терри Иглтон)
Феноменология
У феноменологии есть свое обозначение для феномена. «Феномен» — это имя того, что мы представляем в нашей голове, воображаемая нами картина или конструкт. Настоящий же объект, который зарождает феномен, называется «ноумен». Ноумен является сущностью за пределами нашего разума, которую мы можем воспринимать лишь как «феномен».
Таким образом, феноменология — это философия, которая анализирует субъективное содержание нашего сознания (например, эмоции или суждения), не прибегая к ноуменам для их объяснения. К тому же для описания ноуменов, мы вынуждены прибегать к концептам, принятым нами как данное — таким, как «время» или «пространство»,– которые также относятся к миру феноменологии.
«Тело — наш общий способ обладания миром» (Морис Мерло-Понти)
Эмпиризм
Будучи противоположной рационализму (см. ниже), эта школа мысли утверждает, что любое знание может быть получено только через чувства. Все домыслы разума могут открыть для нас правду, лишь если они будут подтверждены доказательством из внешнего мира. разум без возможности чувствовать окружающий мир, по мнению эмпирика, не знает ничего и не имеет никаких мыслей. Любая идея в нашем сознании может быть правдива, лишь если она подтверждена доказательством или проверена опытом.
«Рационалист видит общество без имбецилов, а эмпирик видит общество, огражденное от имбецилов или, что еще лучше, огражденное от рационалистов» (Нассим Николас Талеб)
Рационализм
Для рационалиста главный источник знания — разум. У реальности должна быть некая логическая структура, которую можно открыть лишь с помощью разума. Математика, согласно этой школе, будет правильна не потому, что мы видим доказательства этого, но потому, что она подчиняется правилам логики.
Рационалисты пытаются перенести это на всю нашу реальность. Они утверждают, что некоторое знание является безусловным, что мы рождены с этим знанием и что наша интуиция работает не хуже, чем эмпирическое доказательство для поиска пути к знанию.
«Когда мы не можем определить, что является истиной, мы должны следовать за тем, что наиболее вероятно» (Рене Декарт)
Платонизм
Эта школа названа в честь Платона и его теории форм. Он использовал греческий термин eidos, что часто переводится как «идея» и что напоминает об идеях идеализма с их существующими лишь в сознании концептами. Платон, однако, не считал eidos исключительно зависящими от разума, напротив, он полагал их Формами, существующими за рамками времени и пространства и доступными только разуму.
Таким образом, реальность очень сильно отличается от того, что нам говорят наши чувства, ведь они сообщают нам лишь о нереальном мире вокруг нас, размытом и находящемся в постоянном течении. Нам надо рассчитывать лишь на наш разум, чтобы узнать, что реально и правдиво. Эти правды и будут неизменяемыми и объективными.
«В мире знания существенная форма Добра является пределом наших поисков и вряд ли может быть достигнута» (Платон)
Аристотелизм
Пожалуй, самая влиятельная философия на протяжении всех Средних веков, покрывающая огромный список научных направлений, от логики до биологии, от физики до метафизики. Приверженец Аристотеля верит, что у природы есть некая цель и что она направляется к своему концу. Люди могут узнать правду о мире, совместив свой личный опыт и правильное использование разума.
В наши дни идеи аристотелизма вплетены в дискуссии об этике добродетели, в которой хорошая жизнь — та, которая проживается для максимизации добродетели, а не для того, чтобы реагировать на некий долг или социальные правила и контракты, как это принято в других областях этики.
«Мы являемся тем, что постоянно делаем. совершенство в своем деле становится не действием, а привычкой» (Аристотель)
Аналитическая философия
В наши дни эта школа преобладает в большинстве англоговорящих стран вместо континентальной философии, преобладавшей в ХХ веке. Аналитическая школа считает лингвистический анализ ключом к раскрытию философских тайн, ну или к получению какого-либо прогресса в их раскрытии.
Практикующие эту школу сосредотачиваются на строгости и четкости выражения, а также, зачастую, на фрагментарном подходе к поставленным проблемам в противовес континентальной философии, направленной на более грандиозный подход.
«Границы моего языка означают границы моего мира» (Людвиг Витгенштейн)