какие есть христианские традиции
Православные традиции
Православие ― одно из направлений древнейшей мировой религии ― христианства. Сложившееся в Византии в I веке, в настоящее время православие является преобладающим вероисповедованием во многих странах Европы и Азии, в том числе России, Белоруссии, Украине, Молдавии, Румынии, Болгарии. Православные традиции, как и все религиозое учение, основаны на Ветхом и Новом завете ― сборниках книг, которые написаны до Иисуса Христа и после его пришествия.
Догмы православной веры
Православные религиозные традиции опираются на четыре основных догмата ― непреложные истины, принимаемые на веру и определяющие жизнь церкви и всех приверженцев православной веры.
Первый догмат ― Отец, Сын и Святой Дух не три бога, а три маски одного божества, излучающего вселенскую Любовь.
Второй — Иисус Христос есть Бог, принявший человеческую плоть. Когда к Нему обращаются в благодарственной молитве и просят простить все вольные и невольные грехи, ОН понимает молящихся, так как сам прочувствовал все человеческие физические и душевные страдания.
Четвертый догмат — вера в церковь. Стать ближе к Всевышнему можно только через церковь, посещение храмовых богослужений у христиан считается признаком того, что Бог пребывает в сердце человека.
Православные церковные традиции предполагают соблюдение постов, покаяние в грехах перед священником (исповеди), посещение торжественных служб в основные церковные праздники. В быту православные придерживаются завещанных Спасителем правил: стараются жить в любви и согласии. Одной из составляющих нравственной чистоты в православии считается такое соотношение духовных и телесных потребностей, когда заботы о хлебе насущном не заслоняют духовных исканий. Даже при приготовлении пищи должно сверяться с церковным календарем, чтобы знать, какой нынче день — постный или скоромный.
Православные праздники
Самый важный праздник православных христиан ― Пасха. Он установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, дата праздника исчисляется по лунно-солнечному календарю, в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Традиции православной веры включают цикл важнейших после Пасхи праздников, которые носят название двунадесятых. К ним относятся:
Семейные традиции
В православии существует тесная связь между церковной и домашней жизнью, причем большинство прописанных в церковных канонах семейных традиций соблюдаются и сегодня. Главой в семье считается отец. Жена его и дети видят в нем образ Христа, защитника, утешителя и воспитателя. Мать же несет ответственность за воспитание детей и служит для них примером нравственности и добродетели.
Одна из самых старых и неукоснительно соблюдаемых православных традиций и обычаев ― крещение детей, которое служит свидетельством становления человека на путь приближения к Богу. Обряд крещения проводит священнослужитель. Ребенка трижды окунают в воду святой купели, сопровождая ритуал чтением молитв, затем на шею окрещенного малыша надевают нательный крестик в знак того, что он стал членом Православной Церкви, и может принимать участие во всех церковных обрядах.
Традиционные ритуалы у православных присущи и бракосочетанию. Это
сватовство, смотрины, сговор, девичник и мальчишник, венчание, свадебное пиршество и первая брачная ночь. Каждый из обрядов важен и имеет особое значение.
Сватовство, смотрины и глядины ― это знакомство и переговоры семей жениха и невесты, оценка их моральных и материальных достоинств. Этап завершается сговором, закрепляющим решение о создании свадебного союза.
В преддверии свадебного торжества в домах жениха и невесты в знак прощания с холостяцкой жизнью проводятся вечеринки: девичник, куда приглашаются только девушки, и мальчишник, на котором присутствуют исключительно молодые парни.
Венчание по православным традициям проходит в церкви. Обряд проводит священнослужитель, он читает молитвы и возлагает на головы новобрачных свадебные венки. Затем молодые меняются кольцами и клянутся в вечной любви, после чего считаются мужем и женой перед Богом.
Православные традиции и обряды касаются и похорон. Земная жизнь в православии понимается как подготовление к воскресению, вечной и нетленной жизни. После смерти тело человека покоится, а душа устремляется в обитель Бога.
Предписанные каноном обряды похорон включают:
Обрядом вспоминания человека и совершенных им добрых дел, моления об упокоении его души служат поминки. Они проводятся в день погребения, на третий, девятый и сороковой день после смерти, а также в годовщину смерти.
Христианские традиции
Христианство — одна из религий авраамического направления, базирующаяся на описанном в Евангелие акте искупления грехов человечества богочеловеком Иисусом Христом. По распространенности эта монотеистическая религия считается самой крупной в мире, на сегодняшний день число ее приверженцев, по данным ООН, достигает 1,5 млрд. Христианские традиции, основанные на Ветхом и Новом завете, и определяют церковную и домашнюю жизнь верующих.
Основные каноны направления в христианстве
Христианство как религия зародилось в I веке в среде палестинских иудеев и быстро получило распространение среди греко-римлян и других этнических групп. Уникальность этой религии в том, что она предполагает не только вечность души человека, но и воскресение тела после загробной жизни. Правда, не все воскресшие будут достойны пребывания в Царстве Небесном.
Основными направлениями в христианстве сегодня считаются католицизм, православие и протестантизм. И хотя древние христианские религиозные традиции и главные догмы христианства ― вера в грядущее воскресение и божественная сущность Иисуса Христоса ― являются для них общими, у каждого из направлений существуют свои особенности вероучения и различия в толковании некоторых религиозных канонов.
Принципиальное отличие между Католической и Православной Церквями состоит в понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, они считают воплощением Вселенской Церкви каждую поместную Церковь епископата, католики в добавление к этому видят необходимость в едином руководстве всех церквей, которое осуществляет верховный правитель Святого Престола ― Папа.
Черты, отличающие протестантскую Церковь от католической и православной, многочисленнее. Так, протестанты признают Библию, но отвергают Священное Предание Церкви и церковные священнодействия. У них не принято молиться за умерших, веруя, что благодаря молитвам Господь облегчит их посмертную участь. Протестанты отрицают посты и считают, что признания Иисуса Христа Богом уже достаточно для спасения, и никаких дел для этого не нужно. Тогда как католики и православные христиане утверждают, что доказывать свою веру необходимо делами, исполняя заповеди Отца.
Религиозные традиции христиан
В большинстве религий существуют особые ритуальные действия ― таинства, через которые человеку невидимым образом передается спасительная Божия благодать. Первоначально в традициях христианской веры было два таинства – крещение и причащение.
В 1279 году на Вселенском соборе в Лионе в список таинств были включены еще пять церковных обрядов. Они признаются православной и католической церковью, протестанты трактуют церковные таинства как простой религиозный ритуал.
Посмертные обряды
Христианские праздники
Период формирования христианских праздников и традиций приходится на V-VI века. Самым важным праздником у христиан считается дата Воскресения Иисуса Христа, Пасха, которая отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Согласно общецерковному календарю, христиане празднуют:
Все христианские духовные традиции опираются на церковные догматы, основной из которых ― уверенность, что после второго пришествия Христа умершие смогут воскреснуть плотью, а те, кто жил на Земле праведно, смогут войти в Царствие Небесное и получить вечную жизнь.
Христианские семейные традиции: какие они?
У каждой семьи, вне зависимости от времени и места жительства, есть свои традиции. Например, многие семьи, заставшие советскую эпоху, воспринимают как святая святых майские праздники. И неважно, что они кардинально поменяли свое отношение к их проведению и давно проводят их уже не на первомайском параде и копании грядок, а на уютном турецком берегу. Для кого-то традицией является провести вместе выходные на даче, и никакие внешние обстоятельства не могут этому воспрепятствовать.
Несколько лет назад был весьма в моде цикл книг Памелы Друкерман о французском воспитании («Французские дети не плюются едой», «Французские родители не сдаются» и другие). В них рассказывалось о принципах воспитания детей и о семейных традициях. Например, готовить в субботу пирог, чтобы съесть его в воскресение. Тем самым они воспитывали в детях сразу многое: и любовь к работе руками, и терпение, и прочее.
Сергей Шмеман, сын известного богослова отца Александра Шмемана, писал, что одним из самых ярких воспоминаний детства у него были поездки на их канадскую дачу. Там раз в год они всей семьей служили молебен и освящали воды озера. Чем не хорошая семейная христианская традиция?
Какие традиции есть или должны быть в христианской семье? И откуда их взять? Поступить как «ролевики» и «реконструкторы» и просто воспроизвести то, что написано в «Домострое»?
Мысль первая
Наверное, первой и самой главной христианской традицией в семье должно быть само наличие традиций как таковых. К сожалению, современное общество, говоря о мире, равенстве, плюрализме ценностей и прочих красивых словах, на самом деле их не имеет. Всё в мире равно друг другу! Нет хорошего и нет плохого, есть только «разные мнения»! Кто-то разрешает детям все: начиная от того, как одеваться, и заканчивая тем, с кем жить (кстати, многие родители прямо советуют детям «проверить чувства» до брака).
Да и откуда взяться ценностям? Советское наследие уже неактуально со всеми его традициями, и надо признаться, что и они уже отходят все больше и больше. Кто знает, какой праздник первого мая? Точное название? А христианские традиции еще не до конца сформированы и многие непонятны. Пример этого: люди освящают яблоки на Преображение, но многие не знают сути праздника. В образовавшуюся брешь проникли чуждые нам западные праздники типа «Дня святого Валентина» и Хэллоуина. Молчу про то количество эзотерики и оккультизма, которые обрушились на нас в последние десятилетия. Еще одна интересная традиция, которая появилась у многих, – это выкидывать мебель и вещи перед Новым Годом (так делают в Италии) и даже готовить индейку на Рождество.
А ведь то, что празднует человек, — это показатель его внутреннего мира, его системы ценностей. У протопресвитера Александра Шмемана есть прекрасная мысль: «Скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу тебе, кто ты».
Мысль вторая
Христианские традиции — это не просто какие-то внешние проявления религиозности, а система отношений внутри самой семьи. То есть все то, что делает из «ячейки общества» «малую Церковь». Конечно, для православного человека какие-то внешние вещи очень важны. Важно научить ребенка пить по утрам святую воду и есть просфорку, читать вместе с родителями утреннее и вечернее правило, ходить по воскресениям в храм и прочее. Кстати, научиться выделять воскресный день как малую Пасху в череде событий года – это очень важное умение, которое надо привить ребенку.
Но христианская традиция семьи — это нечто более высокого порядка. Это отношения между членами семьи, основанные на любви и взаимном уважении. Это понимание единственности брака, это понимание того, что главная цельжизни — это спасение души.
Эти ценности, воспитанные в семье, смогут воспитать из ребенка настоящего лидера, потому что в их основе лежат гораздо более глубокие и фундаментальные установки, чем в основе всех «бизнес-тренингов». Обращали ли вы внимание на то, что все современные тренеры и коучеры пытаются делать лидеров из эгоистов. Задача же семейных христианских ценностей заключается в том, чтобы воспитать лидеров из семьи, а не из отдельных личностей.
Мысль третья
И вновь о том, где же брать традиции? Ни для кого не секрет, что очень многие из нас являются православными в первом поколении. Поэтому вариант, посмотреть на своих родителей и повторить, не всегда работает. Отсюда, так или иначе, приходится идти наощупь и повторять тот опыт и то наследие, которое нам оставили святые отцы. Особенно те, кто живет к нам ближе по времени. Например, преподобный Паисий Святогорец, который писал о многих актуальных для нас проблемах. К тому же каждый может найти для себя святого по душе. Это те примеры, на которые нам надо ориентироваться в своей жизни для того, чтобы сама жизнь обрела свой смысл и цель. То есть была такой, чтобы в конце ее, когда человек предстанет перед Богом, он мог бы сказать «вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2:13).
Лекция «Православные традиции – уклад жизни христианина»
Невозможно в одну лекцию вложить и рассказать о Православных традициях. Это огромный, богатый и интересный материал. Он включает в себя все аспекты жизни христианина от купели крещения до христианской кончины. Сюда входят элементы бытовой, хозяйственной, семейной, общественной храмовой жизни.
Бытие верующего человека, христианина определяют три основных, центральных момента: дом, общественная деятельность (работа) и храм. Это места, где проходит большая часть жизни человека.
Мы постараемся буквально вкратце, поверхностно упомянуть, коснуться тех традиций, соблюдение которых делает человека христианином.
Чтобы был понятен смысл и важность всего того, о чем мы будем говорить, напомню слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Время земной жизни нашей бесценно: в это время решаем мы нашу вечную участь».
Жизнь христианина тесно связана с православным храмом. Без храма не мыслима жизнь по заповедям Божиим, а подчас и вообще жизнь по общечеловеческим, порядочным принципам.
Часто от многих приходится слышать «я верю в душе», или «в Бога можно верить дома». И в этом кроется ошибка. Церковь – это не просто место, где совершается богослужение, церковь – это храм Божий, место особого присутствия Божия. Во время богослужения, литургии, таинств прихожане приобщаются к вере. И священник – это тот человек, который соединяет молящихся с Богом: «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ) – говорит Господь в Евангелии.
Церковь – не «дореволюционное наследие», как нам пытались, да и еще пытаются внушить. Она всегда жила, да и в наши дни живет своей сокровенной жизнью. И люди, имеющие подлинный опыт духовной жизни, были и есть.
Святитель Киприан Карфагенский, учитель Церкви 3 века утверждает, что вне Церкви нет жизни, а значит нет спасения.
Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Без Церкви не может быть истинного христианства… Кто удаляется от Церкви, тот удаляется от Бога, от Христа: …иди в храм Господень, там ты услышишь Самого Христа.
б) училище благочестия;
в) место особого присутствия Божия;
д) небо на земле и т.д.
Все это подвигает к особому благоговению в храме. Проходя или проезжая мимо храма, следует снять головной убор и перекреститься, творя молитву.
Храм по справедливости можно назвать училищем веры и благочестия… школа не может заменить храма Божия…
Без Церкви человек вне спасительной благодати. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Благодать – это дар Божий, даруемый человеку ради веры во Христа, для спасения человека – христианина, благодать – сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели».
Этот великий дар Божией благодати может получить всякий сознающий свою греховность через сердечную веру в Бога, посредством приобщения в Таинствам Церковным.
…диавол всеми силами и коварством старается увести от Церкви. Цель у него одна – отделить человека от Бога, т.е. его погубить… надо крепко держаться за Православную Церковь как за якорь спасения.
Благодать – это всеукрепляющая сила Божия. Это освящение души и тела Святым Духом. От того-то человек выходит из храма с чувством радости, облегчения и покоя на душе.
Вхождение человека в Церковь начинается с Таинства Крещения. Без крещения невозможно войти в жизнь вечную, в Царствие Божие. В Евангелии мы читаем: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать – осужден будет». ( Мк. 16,16 ) «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». ( Ин. 3,5 ).
Крещение совершается один раз в жизни, подобно тому, как однажды человек рождается на свет от матери. Важность крещения подчеркивает то, что в отсутствии священника, если новорожденный очень слаб, его может окрестить православный христианин…
С Таинством Крещения соединяется Таинство Миропомазания. В таинстве Крещения человек рождается в новую жизнь духовную, а в Таинстве Миропомазания получает благодать к прохождению этой жизни.
Крещение есть дверь в Церковь Христову, поэтому некрещеному нельзя принимать Святое Причастие и другие Таинства.
Начало 90-х годов стало переломным. Начали открываться оставшиеся храмы, молот атеизма перестал бить по головам людей, многие потянулись в открытые двери храмов, стали принимать крещение.
Основная масса новокрещеных взрослых людей, приняв таинство крещения и не усвоив сути христианской жизни, не считает своей первейшей обязанностью отныне посещать храм и быть живыми членами Православной Церкви.
…общение с Церковью сводится подчас к возжиганию свечей перед иконой или в лучшем случае к заказам молебнов.
Новообращенным необходимо понять, что Церковь – живой организм, телом которого является Сам Христос – глава и основатель этой Церкви, а верующие в Него христиане – члены этого Тела.
И тот, кто не живет в Церкви, мало общается с ней, теряет живительную силу, лишается благодатной помощи и, постепенно увязая, умирает для духовной жизни.
В водах св. Крещения омываются все грехи человека… но… грехи… загрязняют душу… отдаляют от Бога. Поддерживают духовную благодатную жизнь Таинства Покаяния и Причащения.
Таинство Покаяния – исповедь перед свидетелем Бога – священником, … возвращает чистоту… радость Таинства Причащения – тайна Божия. Когда причастник вкушает вещественный хлеб и вино, то он вкушает Самое Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа… без Причастия невозможно наследовать жизнь вечную.
Господь говорил: «верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий мою плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день.» ( Ин. 6,47–48; 53,54 )
Причащаясь, человек становится причастником вечной жизни. В XIX веке многие русские христиане считали Причастие предсмертным напутствием. Известно, что когда императору Александру Первому предложили причаститься, он ответил: «Неужели я настолько плох». Такой подход не может быть верным.
Святые отцы говорят: «истинная жизнь возможна лишь при условии соединения со Христом в Таинстве Евхаристии, причащении святого Тела и Крови Господа, только при таком единении со Христом и совершается единение людей друг с другом, т.е. создается единое тело Церкви. Из этого следует, что христианская жизнь по существу своему церковна… христианину вменяется в обязанность быть в храме Господнем во все Воскресные и праздничные дни.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если человек достойно причастился и в этот день умрет, то он не проходит страшные мытарства в загробной жизни, а ангелы душу его прямо несут в обитель рая…
Каждый должен духовно совершенствоваться: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5,48 ) – говорит Господь в Евангелии. Чтобы совершенствоваться надо над собой непрерывно и много работать. В труде этом нам помогает благодать Святого Духа, которую мы должны стяжать через покаяние и Святое Причащение, через умение прощать и любить всех чистой христианской любовью. Человек, живущий таким образом, создает вокруг себя, – будь то в семье, на работе или с друзьями – атмосферу духовности. К сожалению, понятие истинной духовности подменяется разговорами о нравственности и морали, о высокой культуре и этике, обширном образовании и заметных достижениях в области музыки, поэзии и литературы. Все это само по себе действительно возвышено, прекрасно и в какой-то степени полезно для человека, но далеко отстоит от духовности.
Совместная жизнь супругов начинается с Таинства Брака (Венчание).
Семья есть основа общества и государства. Христианская семья – есть малая Церковь. Доброе воспитание детей есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям.
Святой Климент Александрийский, подчеркивая святость брака, говорит: «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует … Благодать и благословение Божие нисходят не только на вступающих в брак, но и на детей, рождаемых ими, и на весь дом.
Мудрые слова мы читаем у диакона Николая Успенского в его духовно-нравственных беседах о молении родителей о детях: «Не посылай им ни бедности, ни богатства, но не лишай их земных Твоих благ и удостой Небесного Твоего Царствия». Какая бездна смысла в этих словах!
Жизнь сложная: невзгоды, скорби, болезни… Люди ищут помощи… у колдунов, целителей разных мастей, прорицателей и у новоявленных экстрасенсов…
Христианин при жизненных несчастьях … в болезни должен всячески охранять себя и своих знакомых от этих новоявленных целителей. Верующий человек спасается только через Христа и Его Церковь. В Церкви есть таинство, врачующее телесные и душевные язвы. Это таинство Елеосвящения.
На Руси есть добрая традиция соборовать народ в дни Великого поста.
Главное место в жизни христианина должны занимать молитва и чтение Слова Божия. Как путешественнику необходим путеводитель, так и для ищущего спасения нужен указатель, ориентир, тоже своего рода путеводитель. Этим путеводителем является Святое Евангелие. Его нужно читать ежедневно, «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». ( Мф. 4.4 ).
Для христианина важно перед началом и по окончании всякого дела чтение Священного Писания – Евангелия, Житий Святых и другой душевно-полезной литературы, которую лучше приобретать в православном храме. Духовные силы человек черпает и в чтении Слова Божия. Когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда мы читаем Священное Писание с нами беседует Бог, указывает нам, как жить и как спасаться.
Молитва, как говорит святитель Иоанн Златоуст, есть наша беседа с Богом. Молитву можно назвать крыльями для души. Она приближает нас к Богу, просвещает нас. Чем чаще мы будем молиться, тем лучше.
Молиться можно везде и всегда, не только в Церкви, но и дома, в поле, в пути. Молитва в Церкви сильней молитвы, совершаемой дома. Она скорее пройдет небеса, чем одинокий голос молящегося в доме. Церковная молитва превосходнее домашней. «Дом Мой, говорит Господь, – домом молитвы наречется». ( Мф. 21,13 ). В храме Господь ближе к каждому молящемуся. Одно «Господи помилуй», произнесенное в храме, не может равняться «Чину двенадцати псалмов», пропетому в келии. Апостол Павел сидел скованный в темнице, а «церковь в то время прилежно молилась о нем Богу», и по молитвам он был освобожден чудесно.
В храме принято стоять мужчинам справа, женщинам слева. Больным можно и сидеть. Митрополит Московский Филарет говорил: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Богослужение в храме совершается на церковнославянском языке. На современном произносятся только поучения и проповеди.
Михаил Васильевич Ломоносов когда-то говорил, что краше языка нам не найти, чем славянский язык.
Важна семейная молитва ( Мф. 18,20 )… семья являет собой домашнюю церковь. Очень важно, чтобы весь уклад жизни и быт семьи были построены на молитве: чтобы вместе молились, вместе трудились, учились, вместе ходили в церковь. Только в такой семье закладываются основы духовной жизни подрастающих детей. Воспитанные в духе христианской любви и послушания родителям и церкви, дети будут стоять на твердом фундаменте святой веры. То, что они получат в семье, они пронесут через всю свою жизнь. Не возникнет тогда и пресловутая проблема отцов и детей.
Есть много разных молитв. С малых лет христианин должен знать молитву Господню «Отче наш», «Богородице Дево», Символ веры.
Это правило преподобного Серафима Саровского.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Духовная сила этой краткой последней молитвы велика и действенна.
Каждый христианин должен стараться молиться утром и вечером (по молитвослову), стоя перед св. иконой, которая должна висеть в переднем углу, а не лежать на телевизоре или в серванте. Надо приучить себя: не прочту вечерних молитв – не лягу спать. Не прочту утренних молитв, не буду есть. Молиться нужно перед едой и после.
Как научиться молиться? Самое главное – постоянство.
Преподобный Нектарий, старец Оптинский, говорил: «Молись, и сама молитва всему научит».
Многие святые силою крестного знамения творили чудеса. Небрежное наложение на себя крестного знамения считается кощунством. Поклоны, которые мы совершаем во время молитвы, бывают поясные и земные. По церковному уставу земные поклоны не делаются после причащения, во все воскресные и праздничные дни, в периоды от Рождества Христова до Богоявления (святки) и от Пасхи до Пятидесятницы (Троицына дня).
Мы молимся перед святыми иконами.
Икона – неотъемлемая принадлежность православного храма и хранительница дома. Святой Василий Великий говорит: «Честь воздаваемая образу восходит к первообразу». Молиться можно перед иконой, правильно написанной и освященной священником.
Христианин должен проявлять благоговейное отношение к иконе. Если св. икона есть в доме или квартире, то там уже не может находиться даже любимая собака – она нечистое животное. Курение сигарет также выражает непочтение к святому образу и греховное пренебрежение к здоровью родных и близких.
Молитва за усопшего является свидетельством непрекращающейся и за гробом любви к умершему человеку. К сожалению, у нас укоренился дурной обычай поминать усопшего вином и водкой с обильной закуской на 3, 9, 40 день и через год. Стоит ли говорить о том, сколь это грешно. Такое поминовение приносит невыразимую скорбь новопреставленной душе.
По особому проводят верующие церковные праздники и посты.
Все христиане обязаны в праздничные дни посетить храм Божий, а дома провести день свято в чтении слова Божия и душеспасительных книг, в посещении больных, бедных, заключенных в темнице для оказания посильной помощи. Работать в праздничные дни не положено.
Существуют многодневные и однодневные посты. Многодневные посты бывают четыре раза в год: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост.
Пост – это воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц, а также умеренное употребление любой еды и питья. От поста зависит внутренняя жизнь человека. «Пост есть пища для души», – замечает святитель Иоанн Златоуст, а святой Василий Великий говорит: «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе».
Недопонимание главной сути поста и вызывает у многих беспокойство о своем здоровье. Святые доказали полезность поста. Преподобная Мария Египетская более сорока лет питалась одними кореньями трав. Преподобный Симеон Столпник ничего не вкушал во весь Великий пост и дожил до 103 лет, а св. Алипий до 118.
Пост телесный обязательно должен быть связан с постом духовным, состоящим в усердной молитве и борьбе со своими греховными привычками. Немало духовно поддерживают и телесно врачуют верующего человека святые мощи угодников Божиих, чудотворные иконы, Богоявленская святая вода.
Несколько слов необходимо сказать о святой воде и ее значении для христиан. Благодатное воздействие Богоявленской воды на верующих христиан испытано и проверено веками. Чудо многолетнего сохранения Святой воды говорит само за себя. Протоиерей Василий Изюмский говорит: «Как служитель Церкви я лично подтверждаю это чудо: 23 года тому назад мною была освящена вода, которая до сей поры стоит чистая, имея вкус свежей родниковой воды». Маловерный может у себя сегодня поставить две бутылочки воды – простой из под крана и освященной в Церкви – на два, три месяца и убедиться воочию чуду Божию.
Православные люди испокон веков почитают воду, освященную в праздник Крещения Господня, как великую святыню. Она обладает особой очистительной и спасительной силой. Эта вода в исключительных случаях с кусочками артоса дается умирающему вместо Святого Причастия. Ею надо окроплять свое жилище, а по утрам натощак испивать святой воды.
В заключение хочется привести такие рассуждения. Почему боятся истинной духовности? Видимо потому, что понимают, что жить по евангельскому закону, т.е. жить духовно – стоит слишком больших жертв, лишения земных утех, ограничения своей воли. Потому-то современный мир пытается создать такую религию, такую духовность себе, которая не обременяла бы его, не лишала бы его комфорта. Но невозможно служить двум господам. Здесь необходимо сделать выбор.
«Верный признак омертвения души, говорит преподобный Варсонофий Оптинский, – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».
Есть яркие примеры веры и в наши времена.
Про знаменитого хирурга и физиолога Ивана Петровича Павлова игумен Сергий (Гаврилов), знавший его лично рассказывал несколько случаев. Вот два из них.
Проходит Павлов мимо Знаменского храма в Ленинграде (а это был его приходской храм), остановился, истово перекрестился. Увидел это красноармеец, останавливается и насмешливо говорит: «Эх, темнота, темнота!… Нет, чтобы сходить на лекцию академика Павлова!» «Вот и сходи», – отвечает ему Павлов. Приходит красноармеец на лекцию, а ее читает тот самый верующий старик.
Назначили к Павлову новую лаборантку, комсомолку, а может быть и члена партии. И вот в очередной день приходит лаборантка на работу. А рабочая неделя была тогда пятидневной, и выходные дни были «скользящими». Подходит она к двери лаборатории, а на ней объявление: «Лаборатория закрыта по случаю празднования Святой Пасхи».
Она вспыхнула, пошла и заявила об этом «куда надо». И что? Уволили бедняжку. Сказали ей только при этом: «Вас таких бдительных и не пересчитать, а академик Павлов у нас один.»
Иван Петрович Павлов был глубоко верующим человеком, искренне любил храм Божий. Пока он был жив, Знаменскую церковь безбожники тронуть не смели. Но после его смерти разрушили храм, а потом стали писать о нем, как о неверующем человеке, атеисте и материалисте.
Богом нам дана свобода жить так, как мы хотим. Каждый человек идет по жизни своей дорогой, и благо ему, если она рано или поздно приведет его в храм Божий.