какие есть татарские спектакли

Татарские спектакли молодых режиссеров, которые стоит увидеть

О премьерах в театрах имени Камала или Тинчурина знают все, кто вечеринкам в выходные предпочитает визиты по местам культуры. Однако татарские спектакли, покоряющие российских критиков, появляются не только в столице республики, но и за ее пределами. Часть из них поставили еще совсем молодые театралы.

Enter отобрал пять постановок режиссеров не старше 35 лет из Казани и не только, которые не боятся экспериментировать, собирают множество наград и при этом обращаются к национальной тематике.

«Сак Сок»

2016 год, режиссер Ильгиз Зайниев

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Несмотря на то, что главные герои на сцене — куклы, назвать постановку детской никак нельзя. В основе спектакля татарское народное сказание о проклятых за детские шалости собственной матерью братьях Сак и Сок. Семилетние близнецы превратились в птиц и были обречены на жизнь в дремучем лесу. Легенду для театральной сцены адаптировал 31-летний режиссер Ильгиз Зайниев. В его интерпретации под софитами появляются куклы в образе Габдуллы Тукая, поэтессы Йолдыз Миннуллиной и даже падшего ангела из новеллы Габриэля Гарсиа Маркеса. Сам режиссер говорит, что главное в сюжете не сам миф о проклятых братьях, а сопутствующие темы. В итоге перед зрителями разворачивается непростая история о любви, одиночестве, морали, отношениях взрослых и ребенка.

Три номинации на «Золотую маску» — «Лучший спектакль театра кукол», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая работа художника»

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Нияз Игламов

театральный критик, завлит театра имени Г. Камала

В постановке использован татарский баит (жанр поэзии, — прим. Enter), стихи современных авторов и тексты, написанные самим режиссером Ильгизом Зайниевым. Это очень трогательный спектакль, рассказывающий об одиночестве. Сама история из легенды «Сак Сок» довольна странная: ее нужно воспринимать метафорически, и режиссер дает свой ответ на загадки сказания. Все действие происходит в театре кукол, где не существует невозможного и фантазия художника не ограничена, потому что работать приходится не с живыми актерами.

2017 год, режиссер Туфан Имамутдинов

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

На постановку, отмеченную отзывами российских (и не только) театроведов, творческое объединение «Алиф» потратило 47 тысяч рублей. Тем не менее, спектакль стал событием и в Татарстане, и за его пределами. Он возник как реакция на ситуацию с татарским языком: на аскетичной по количеству атрибутов сцене, танцовщик Нурбек Батулла изображает буквы арабского алфавита. Их татары использовали до 1927 года. Некоммерческий проект создали сам Нурбек, который сейчас работает хореографом в театре им. Г. Кариева, главный режиссер Казанского ТЮЗа Туфан Имамутдинов и хореограф Марсель Нуриев. Музыкальное сопровождение проработал композитор, один из основателей творческого объединения «Калеб» Эльмир Низамов. Постановку называют одой родному языку, который в последние годы переживает не лучшие времена. Спектакль идет на разных площадках, анонсы появляются во «ВКонтакте».

Три номинации на «Золотую маску»: «Лучший спектакль в современном танце», «Лучшая работа балетмейстера/хореографа», «Лучшая мужская роль». В последней номинации победил Нурбек Батулла

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Нияз Игламов

театральный критик, завлит театра имени Г. Камала

«Алиф» поднимает очень важную, животрепещущую тему — проблему языковой идентификации людей и вопросы, связанные с утратой языка. Татарский на протяжении XX века дважды менял алфавит: переходил с арабицы на латиницу и с латиницы на кириллицу. Все это находит отражение в форме современного танца. Одному человеку — танцору Нурбеку Батулле удается удерживать внимание зрителей на протяжении всей постановки. Это отметило и жюри театральной премии «Золотая маска», которое присудило ему главную театральную премию страны. У Нурбека есть и харизма, и хореографический талант, и пластика, а дополняет это режиссерские, художественные и пространственные решения.

«Тормышмы бу?» / «И это жизнь?»

2018 год, режиссер Айдар Заббаров

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

За инсценировку классики по произведению Гаяза Исхаки взялся выпускник ГИТИСа 27-летний Айдар Заббаров. Убрав нравоучительный подтекст, он превратил историю о молодом священнослужителе Халиме одновременно в драму и в комедию: местами лиричную, смешную и психологичную. Постановка пронизана интересными театральными решениями: и этюдный метод, и щедрое наполнение аллюзиями и метафорами, и синтез диалогов с мыслью автора. Работы режиссера критики называют новым словом в татарском театре, который пока не так часто пускается в эксперименты и более вольные интерпретации классических произведений национальных авторов.

Шесть номинаций на «Золотую маску»: «Лучший спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль», «Работа художника», «Работа художника по свету»

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Нияз Игламов

театральный критик, завлит театра имени Г. Камала

На самом деле, пьеса Гаяза Исхаки не так интересна, как его проза: еще в начале века режиссер Ренат Аюпов пытался ставить спектакли по рассказам писателя. Это кладезь татарской литературы, и она из-за различных обстоятельств была оторвана от народа семь с лишним лет. А вернулась вот таким образом — через театр. Сегодня происходит переосмысление тем и идей автора, они органично встраиваются в современность. Татарский театр не привык иметь дело с прозой, а если и обращается к ней, то, как правило, все делается в формате инсценировок. В этой же постановке в основном использовался авторский текст, а работа с актерами происходила этюдными методом.

«13 938»

2018 год, режиссер Дмитрий Акриш

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

О страшных годах сталинского террора говорить непросто, а показывать — еще сложнее. Тяжелый, но важный спектакль ставить в пространстве «Угла» взялся московский режиссер Дмитрий Акриш. В полутьме зала через зрителей проходят истории людей разных профессий, социального статуса, увлечений и возраста, объединенных одной бедой — репрессии. Иногда местами с обвиняемыми меняются и сами палачи, и кажется, что череда казней и пыток настолько же бессмысленна, насколько беспощадна. Постановка базируется на романе Ибрагима Салахова «Черная Колыма», идейный вдохновитель и переводчик на татарский — Радиф Кашапов.

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Нияз Игламов

театральный критик, завлит театра имени Г. Камала

Спектакль удивителен тем, что румынский по происхождению режиссер обратился к теме сталинских репрессий, которые касаются именно национальной интеллигенции. За основу взят текст Ибрагима Салахова, а само решение татарских мотивов в театральной обработке выглядит совершенно по-европейски. Это абсолютная трагедия всего советского народа, и татары так же сильно пострадали во время зачисток. Суть в том, что дела давно ушедших дней поднимаются сейчас и получают новые трактовки и отображения через какие-то пластические, музыкальные ходы, придуманные режиссером.

«Lady Газраил»

2018 год, режиссер Ильшат Мухутдинов

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Один из известных романов Стивена Кинга «Мизери» внезапно решили адаптировать под театральную сцену в Альметьевске. Молодой режиссер из Уфы Ильшат Мухутдинов заложил в основу постановки тему человеческой одержимости. По сюжету популярный писатель Пол Шелдон после аварии попадает в дом к бывшей медсестре и его давней поклоннице Энни Уилкес. Несмотря на то, что больной идет на поправку, женщина не готова отпускать его за пределы своего жилища. Название спектакля — отсылка к религиозному персонажу Азраилу — ангелу смерти, в переносном значении слово употребляется как «мучитель» или «живодер».

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Нияз Игламов

театральный критик, завлит театра имени Г. Камала

Стивен Кинг — автор хорроров и ужасов, безусловно, сам по себе коммерческая история. Любопытно, как режиссер Ильшат Мухутдинов использует его творчество, не пытаясь изменить органику существования татарских актеров, а, наоборот, расширяет палитру их выразительных средств. Он дает им новый материал для опыта, а постановка вскрывает те метафорические пласты, о которых не догадывается сам автор.

Фото: Салават Камалетдинов, Булат Рахимов, Александр Герасимов, Сергей Котов, «Татар-информ»

Источник

Татарча спектакльлар

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

ТГАТ им.Г.Камала.Татарский спектакль «Карак»

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Серия шедевров театра Галиасгара Камала. Грустная комедия «Вор». Незабвенная постановка Фарита Бикчентаева, по пьесе Зульфата Хакима. Запись одной из лучших постановок 1994 года.

Вор — Ильдар Хайруллин (Народный артист РТ)
Халим — Расим Салах (Заслуженный артист РТ)
Альбина — Рузия Мотыгулла (Народный артист РТ)
Зульфия — Лилия Нагимова
Марат — Асхат Хисметов (Заслуженный артист РТ)
Альфия — Зульфира Зариф (Заслуженный артист РТ, лауреат премии Мусы Джалиля)
Назыф Хадиевич — Эзхэр Шакир (Заслуженный артист РТ, Народный артист России)
Киллер — Рамиль Ваджиев

Режиссер — Фарит Бикчентаев
Декорации — Сергей Скоморохов (Заслуженный деятель искусств, Лауреат премии имени Мусы Джалиля)
Звукорежиссер — Фуат Абубакеров (Заслуженный деятель искусств)

Спектакль Татарского Государственного Академического театра имени Галиасгара Камала.

ТГАТ им.Г.Камала.»Зәңгәр шәл» (Голубая шаль,1993г)

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Драматург Карим Тинчурин

«Зәңгәр шәл» (Голубая шаль,1993г)

Мелодрама 2-х действиях.

В этой слабой, с литературной точки зрения, пьесе существует поэтический шифр, кодирующий вечно молодые и вечно прекрасные образы мужского и женского национального идеала, бунтарский, свободолюбивый дух народа, объединяющую татар всех российских областей любовь к родной земле. Для того чтобы понять феномен татарского театра – нужно увидеть «Голубуюшаль», ощутить ее не на уровне событийного ряда, но настроившись на ее мощную эмоциональную волну.

Әлегеспектакль – ятимә кыз Мәйсәрә һәм шахтер егет Булатның мәхәббәт драмасы. Шау-гөр килеп сабан-туй бәйрәменә әзерләнгән чакта, авылга Булат кайта, сөйгән кызына бүләккәзәңгәр шәлалып кайта. Ләкин Мәйсәрәнең явыз, рәхимсез абыйсы Җиһанша аны көчләп Ишан хәзрәткә бишенче хатын итеп бирергә җыена, күндерер өчен җәберли, кимсетә, кыйный. Сөеклесен яклап сугышкан вакытта Булат Җиһаншаны үтерә һәм урманга качып китәргә мәҗбүр була. Ятимә кыз Ишан йортына эләгә. Әмма Булат урмандагы качкыннар ярдәме белән Мәйсәрәне газаплардан азат итә.

ТГАТ им.Г.Камала.«Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермеш»)

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Год выпуска: 1961
Жанр: Комедия

Автор – Туфан Миннуллин

Режиссер: М.Салимжанов
В ролях: Альмандар – Ш.Биктемиров
Искандер – И.Багманов
Уммия – Н.Ихсанова
Хэмдебану – Р.Зиганшина
Гульфира – Р.Мотыгуллина
Юзумбикэ – Р.Мотыгуллина
Ильсур – А.Ишмуратова
Мансур – Г.Шарафеев
Смерть – Р.Шарафеев
Азраиль – А.Хафизов
Ангел – Н.Ибрагимова

Старик из деревни Альдермеш:

ТГАТ им.Г.Камала.Первое представление / Беренче театр (1961)

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Русское название: Первое представление
Оригинальное название: Беренче театр спектакле
Год выпуска: 1961
Жанр: Комедия

Описание фильма:
В городе дается первое театральное представление. В одной семье как оказалось, живут и противники и сторонники театра.

Режиссер: Р.Сакаев
Актеры: Н.Гайнуллин, Ш.Асфандиярова, И.Багманов, В.Минкина, Р.Шарафиев, Ф.Ахтямова, Н.Дунаев

Продолжительность: 00:45:23
Перевод: Отсутствует
Язык: татарский

Видеокодек: DivX 4/5/6
Битрейт видео:

1291 kb/s
Размер кадра: 720 х 544
Качество видео: TVRip
Аудиокодек: MP2
Битрейт аудио: 166 kb/s

ТГАТ им.Г.Камала.»Эзләдем, бәгърем, сине!»

«Эзләдем, бәгърем, сине!» татарча спектакль

Туфан Миннуллин «Эзләдем, бәгърем, сине!» («Ненаглядная моя”) мелодрама.

Страна: Россия, Татарстан
Жанр: Мелодрама
Продолжительность: 01:49:23
Перевод: Оригинальный
Язык: Татарский

Описание: Их телефонный роман завязывается случайно. Но развивается стремительно, потому что они ждали, искали друг друга давно. Похож на настоящий, потому что мечта не знает преград. Да, судьба ограничила их в простых людских радостях, но не лишила высшего человеческого счастья – любить и быть любимым. Они в своем одиночестве сумели сохранить это неодолимое стремление к счастью. Счастью на двоих. И судьба благоволила им – им достойным.

Актеры: Нурсиля – Фина Валеева, Рахимзян – Альберт Шарафутдинов

«Эзләдем, бәгърем, сине!» («Ненаглядная моя”) смотреть:

ЯР ЧАЛЛЫ ТЕАТРЫ.» Гашыйклар тавы »

какие есть татарские спектакли. Смотреть фото какие есть татарские спектакли. Смотреть картинку какие есть татарские спектакли. Картинка про какие есть татарские спектакли. Фото какие есть татарские спектакли

Набережночелнинский государственный татарский драматический театр

Режиссер: Ильдар Юзеев.

мелодрама «Гора влюбленных» (тат. Гашыйклар тавы) (Ильдар Юзеев), постановка Фаиля Ибрагимова

Илдар Гафур улы Юзеев — күренекле татар шагыйре.

Ул 1933 елның 3 гыйнварында Башкортстанның Яңавыл районы Ямады авылында укытучы гаиләсендә туа. Ямадыдагы урта мәктәпне тәмамлаганнан соң, 1950-1954 елларда Казан дәүләт педагогия институтының татар филологиясе бүлегендә белем ала. Хезмәт юлын журналистикадан башлый: 1954—1966 елларда «Пионер» (хәзерге «Ялкын») республика балалар журналының җаваплы секретаре, аннары бер ел «Чаян» журналы редакциясендә әдәби хезмәткәр булып эшли. 1967-1971 елларда ул — Татарстан Язучылар берлегенең әдәби консультанты хезмәтендә. 1973 елда Мәскәүдә М.Горький исемендәге Әдәбият институты каршындагы икееллык Югары әдәби курсларны тәмамлап кайткач, өч ел дәвамында «Казан утлары» журналының поэзия бүлегенә җитәкчелек итә. 1977 елның мартыннан И.Юзеев Татарстан Язучылар берлегендә яшь авторлар белән эшләү буенча идарә рәисенең урынбасары вазифаларын башкара.

И.Юзеев әдәби иҗат белән бик иртә шөгыльләнә башлый. 1943 елда аның «Дошман җиңелә» исемле шигыре район газетасында басылып чыга. Ул шулай ук пьесалар язуда да көчен сынап карый, хәтта шулардан берсе — «Алсу гөлләр» дигәне — мәктәп сәхнәсендә дә уйнала. Ә унынчы сыйныфта укыганда яшь авторның шигырьләре инде Уфада «Әдәби Башкортстан» (хәзерге «Агыйдел») журналы, «Кызыл таң» газетасы кебек республика матбугатында күренә башлый.

Һ.Такташ шигырьләре тәэсирендә яза башлаган И.Юзеев үзенчәлекле шагыйрь буларак узган гасырның илленче-алтмышынчы елларында формалаша. Аның шигъри таланты аеруча поэма жанрында ачыла. 1955 елда «Совет әдәбияты» (хәзерге «Казан утлары») журналында басылган «Таныш моңнар» поэмасы белән ул киң катлау укучылар арасында таныла. Беренче поэмаларында ук иҗатының төп билгеләре — хис һәм фикер гармониясе, табигыйлек, лирик моң, ихласлык сыйфатлары ачык төсмерләнә. Шагыйрьнең шуннан соңгы шигырь һәм поэмалары, романтик-лирик хасиятләрен, моң һәм хис муллыгын саклаган хәлдә, гражданлык мотивлары, үзгәрүле заман таләпләренә һәм ихтыяҗына бәйле олы идеяләр, социаль эчтәлек белән сугарыла бара. «Әнкәй» (1959), «Фәрит-Фәридә» (1959), «Миләүшә» (1954-1965), «Язылмаган поэма» (1964), «Өчәү чыктык ерак юлга. » (1965), «Тынлык белән сөйләшү» (1966), «Карурман» (1971), «Таш диварлар авазы» (1973), «Өзелмәсме кыллар?» (1977), «Таш кала фаҗигасе» (1988), «Өзелгән тәсбих» (1989) кебек лирик, драматик поэмаларында һәм башка бик күп шигырь, балладаларында әдип, заман темаларына һәм тарихи үткәнгә мөрәҗәгать итеп, кеше рухының бөеклегенә, хөрлегенә дан жырлый, һәртөрле явызлыкка, изүгә, шәфкатьсезлеккә, коллыкка, ялганга каршы нәфрәт хисләрен ачык гәүдәләндерә.

«Миләүшә» исемле китабына (1968) тупланган поэмалары һәм балладалары өчен И.Юзеев, шагыйрьләрдән беренче буларак, 1968 елда Татарстанның М.Җәлил исемендәге Республика премиясенә, ә «Таш диварлар авазы» һәм «Өзелмәсме кыллар?» исемле поэмалары өчен 1980 елда Татарстан Республикасының Г.Тукай исемендәге Дәүләт премиясенә лаек була.

1958 елдан ул СССР Язучылар берлеге әгъзасы.

И.Юзеев шигъриятендәге төп сыйфатлар — тирән моң, лиризм, фикер-хис ачыклыгы, форма төгәллеге — композиторларны да илһамландырып тора. Шагыйрьнең дистәләрчә шигъри әсәрләренә көй языла. Халык арасында киң таралган «Яшь наратлар» (Җ.Фәйзи музыкасы), «Төнбоек» (Л.Айтуганов музыкасы), «Шофер», «Резидәкәй» (Ш.Мәҗитов музыкасы), «Кайтам инде», «Бөркет турында баллада», «Чит илләргә чыксаң» (С.Садыйкова музыкасы), «Яшьлек дустыма», «Фәүзия җыры», «Таң кызы җыры», «Серле чәчәк» (М.Яруллин музыкасы), «Кыр казлары артыннан», «Туган ягым каеннары», «Гашыйклар тавы» (М.Имашев музыкасы), «Хуш инде» (Ф.Мортазин музыкасы), «Мәтрүшкәләр» (А.Гыйләҗев музыкасы), «Сине уйлап янам» (С.Ибраһимов музыкасы) һ.б. бик күп җырлар шагыйрь иҗатының үзенчәлекле бер тармагын тәшкил итә.

И.Юзеев — танылган драматургларның берсе, дистәдән артык комедия, драма, трагедияләр авторы. Әдипнең пьесалары оригиналь сюжетка корылуы, шигърилеге, романтик пафосы, оптимистик рухы белән җәлеп итә. Поэзиясендәге кебек, пьесаларында да автор кеше күңеленең якты, гуманистик омтылышларын романтик буяулар белән сурәтләргә омтыла, матурлыкның кадерен белү, халыкның рухи һәм мәдәни казанышларын, гореф-гадәтләрен саклау, анарны дәвам иттерү, үстерү турындагы уй-хыяллары белән уртаклаша.

Шагыйрь-драматургның «Янар чәчәк», «Бөркетләр кыяга оялый» («Улыбыз өйләнә, без аерылышабыз»), «Кыр казлары артыннан», «Кайтмый калсам, көтәрсеңме?», «Бәхетемнән узып барышлый», «Безнең әти мировой», «Онытылмас бәет», «Мәкәрҗәгә барган идек», «Сөйгәнемнең туган көне», «Гашыйклар тавы», туксанынчы елларда иҗат ителгән «Ак калфакны төшердем кулдан», «Хуш, Хәйбуш!», «Моңлы бала түгел идем. », «Эзләдем, таптым, югалттым» кебек драма һәм комедияләре дә профессиональ театрлар репертуарында ныклы урын алалар.

Заман һәм кеше мөнәсәбәтләренең калкурак чагылышына ирешү, чынбарлыкны гомумиләштеребрәк, аның фәлсәфи асылын бер фокуска туплабрак бирү өчен, шагыйрь еш кына шартлы алымнарга мөрәҗәгать итә, тәэсир көченә ия булган символик образларны кертә. Эчтәлек һәм форма өлкәсендәге эзләнүләр «Мәхәббәт китабы» исемле поэмалар циклында (1978), «Таймас» (1961), «Соңгы төн» (1972), «Очты дөнья читлегеннән» (1980), «Мәңгелек белән очрашу» (1982) исемле шигъри трагедияләрендә, Муса Җәлил исемендәге Татар дәүләт опера һәм балет театрында куелган «Ерактагы кәккүк авазы» спектакленең (Рәшит Кәлимуллин операсы) либреттосында үзенчәлекле гәүдәләнеш таба.

И.Юзеев иҗат эшчәнлегенең башыннан ук татар балалар әдәбияты белән даими багланышта һәм хезмәттәшлектә яши. «Ялкын» журналының унике ел дәвамында әдәби хезмәткәре һом редколлегия әгъзасы буларак, шулай ук Язучылар берлегенең яшь авторлар белән эшләү бүлеге мөдире сыйфатында ул татар балалар әдәбиятын үстерүгә, яшь әдәби алмаш тәрбияләүгә үзеннән зур өлеш кертә. Аның балаларга адресланган үз әсәрләре дә байтак. Алар шагыйрьнең аерым җыентыкларында («Пони малае нәни Җирәнкәй», 1967; «Аю сатам, кем ала?», 1999; «Бәби Ай», 2003 һ.б.) һәм 2002 елда нәшер ителгән биш томлык «Сайланма әсәрләр»енең икенче томында урын ала.

И.Юзеевның туксанынчы еллардагы иҗаты, заманның кискен үзгәрешләренә һәм үзенең тормыш тәҗрибәсенә бәйле рәвештә, хис-фикер, тел-стиль образлылыгы, кичерешләре ягыннан тагы да тирәнәя төшә, кеше шәхесе, яшәеш, халык-милләт турындагы шигьри-фәлсәфи уйланулары яңа поэтик сыйфатлар, төсмерләр белән баеп-ялтырап китә («Уйлый күңелем төрлесен» шигырьләр җыентыгы, «Татар моңы» поэмасы, «Таш диварлар авазы» поэмасының яңа редакциясе һ.б.).

Гомумән, 1956-2003 еллар арасында И.Юзеевның тезмә һәм чәчмә әсәрләре тупланган кырыклап китабы дөнья күрә. И.Юзеев 1963-1994 елларда Татарстан Язучылар берлеге идарәсендә, 1979-1984 елларда РСФСР Язучылар берлеге идарәсендә, шулай ук төрле елларда Азия-Африка илләре язучылары белән багланыш буенча Совет комитетында, «Казан утлары», «Сөембикә», «Идел» журналларының редколлегияләрендә әгъза булып тора, РСФСР язучыларының IV (1975), V (1979), СССР язучыларының VI (1981), VIII (1986) съездларында делегат булып катнаша. Төрле елларда Татарстан Язучылар берлегенең шагыйрьләр секциясен, остаханәсен җитәкли.

Әдәбият һәм театр сәнгате өлкәсендәге хезмәтләре өчен И.Юзеевка 1979 елда Татарстанның, 1983 елда «Россия Федерациясенең атказанган сәнгать эшлеклесе» дигән мактаулы исемнәр бирелә, 1986 елда ул «Почет Билгесе» ордены белән бүләкләнә. 1993 елда Татарстан Республикасы Президенты М.Ш.Шәймиев Указы белән И.Юзеев «Татарстан Республикасының халык шагыйре» дигән шәрәфле исемгә лаек була.

Шагыйрь 2004 елның 21 декабрендә Казанда вафат була һәм Яңа бистә зиратында җирләнә.

Источник

Татарча спектакльлэр

Татарские спектакли | Татарча спектакльлар

Татарские спектакли- произведение театрального искусства Татарстана татар телендә(на татарском языке), в создании участвует театральный коллектив: актёры, художник-декоратор, композитор, гримёры, бутафоры и другие.

В современном драматическом театре созданием спектакля, в соответствии с собственным замыслом, руководит режиссёр-постановщик, объединяющий усилия всех участников постановки; режиссёрский замысел конкретизируется в работе с художником и композитором.

В музыкальном театре постановкой татарского спектакля чаще руководит дирижёр (в опере и оперетте) или балетмейстер (в балете)

В основе татарского спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение — пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре — сочинение музыкально-драматическое: опера, балет, оперетта, мюзикл.

Театральное искусство Татарстана

Татарский Театр — это самое прекрасное, яркое явление, которое неповторимо и превосходно.
В театре можно ощутить гармонию своих духовных и телесных ощущений, получить возможность постигать тайны человеческих взаимоотношений. Театр делает это, сочетая подачу материала для размышления через органы зрения, слуха.

Работа над созданием спектакля на татарском языке включает в себя: выбор и адаптацию пьесы или музыкально-драматического произведения; распределение ролей в труппе с учётом возможностей актёров и их амплуа; определение мизансценического рисунка спектакля; работу режиссёров (дирижёра, балетмейстера) с актёрами в процессе репетиций;татарская афиша, подготовку декорационного оформления спектакля, костюмов, реквизита, грима; подготовку музыкального и светового сопровождения.

Завершающий этап работы над созданием татарского спектакля является ген.репетиция, которая проводится с использованием полного декорационного, музыкального (шумового) и светового оформления, заготовленного реквизита, в костюмах и гриме и, в отличие от всех предшествующих репетиций, на публике.

Татарча спектакльлар онлайн карарга

Старик из деревни Альдермеш тат.Әлдермештән Әлмәндәр на татар телендә,на татарском языке, смотреть онлайн.
Легендарный татарский спектакль

Татарский спектакль «Беренче театр»(Первое представление)комедия

В городе дается первое театральное представление.
В одной семье как оказалось, живут и противники и сторонники театра…
«Беренче театр»(комедия)спектакле Галиәсгар Камал исемендәге Татар дәүләт Академия театры

Зәңгәр шәл» (Голубая шаль)спектакль на татарском языке Галиәсгар Камал исемендәге Татар Дәүләт Академия театры.
Пьеса стала своего рода символом татарского театра.

Әлеге спектакль — ятимә кыз Мәйсәрә һәм шахтер егет Булатның мәхәббәт драмасы. Шау-гөр килеп сабан-туй бәйрәменә әзерләнгән чакта, авылга Булат кайта, сөйгән кызына бүләккә зәңгәр шәл алып кайта.

Ләкин Мәйсәрәнең явыз, рәхимсез абыйсы Җиһанша аны көчләп Ишан хәзрәткә бишенче хатын итеп бирергә җыена, күндерер өчен җәберли, кимсетә, кыйный.

Сөеклесен яклап сугышкан вакытта Булат Җиһаншаны үтерә һәм урманга качып китәргә мәҗбүр була. Ятимә кыз Ишан йортына эләгә. Әмма Булат урмандагы качкыннар ярдәме белән Мәйсәрәне газаплардан азат итә.

Буа сатира театры спектакли на татарском смотреть онлайн

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *