какие есть туристические поезда
Железнодорожные круизы по России: что это и почему стоит попробовать
Мерный стук колес и реборд, проплывающие за окном пейзажи, а в руках — ароматный чай в той самой стеклянной кружке с резной металлической подставкой и любимая книга. Да-да, вы в поезде, однако движетесь не просто из точки А в точку Б — вы в круизе.
Что такое туристический поезд
Так что это за формат путешествия такой и чего от него ждать? Железнодорожный круиз — это поездка на комфортабельном поезде, который является не просто средством передвижения, а еще и мобильным отелем, рестораном и развлекательным центром с экскурсиями. Круизный поезд еще принято называть туристическим поездом.
Одним из ярких примеров туристических поездов от РЖД является поезд № 927/928 «Сочи» маршрутом «Туапсе – Сочи – Гагра».
Интерьеры круизных поездов отличаются от традиционных безымянных составов регулярного сообщения РЖД. Так, например, у туристического поезда «Сочи» интерьер выдержан в стилистике 70-80-х годов.
Состав вагонов такой же: есть плацкартные и купейные вагоны, а также вагоны СВ и даже люксы. Само собой, вас порадует вагон-ресторан! Здесь вас всегда вкусно и сытно накормят блюдами той кухни, маршрутом которой следует поезд. Например, русской и абхазской кухни, которые шеф-повара готовят по оригинальным рецептам.
Некоторые поезда могут похвастаться также и вагон-баром.
Сам же состав любого туристического поезда современный. Здесь всегда можно найти кондиционеры, биотуалеты (никаких санитарных зон!), розетки и USB-порты для подзарядки гаджетов.
Маршруты круизных поездов пролегают по красивым городам и просто интересным локациям. В таких местах поезд может сделать остановку, а путешественники — погулять в сопровождении гида и вдоволь нафотографироваться. Причем, зачастую экскурсии, питание и прочие удобства входят в стоимость билета — ни о чем не беспокойтесь и наслаждайтесь поездкой.
Как правило, маршруты железнодорожных круизов круговые. Например, туристов забрали в Санкт-Петербурге, а по окончанию тура в Санкт-Петербург же и привезли. Однако бывают исключения. Так круизный поезд «Золотой Орел» движется из Москвы во Владивосток, а обратно путешественников доставляют на самолете.
В любом случае вы с комфортом доберетесь домой, по пути размышляя об увиденном.
Что входит в стоимость ЖД круиза
Стоимость железнодорожных круизов варьируется от их продолжительности. Она может составлять 6 часов в пути в одну сторону (например, у поезда «Сочи»), а может составлять 4 дня/3 ночи (ЖД круиз «Карельский Вояж»).
В стоимость чаще всего входят:
Не забудьте также о дополнительных расходах, которые могут вам понадобиться:
Кому подходят железнодорожные круизы
У этого формата путешествий много положительных сторон:
Хочется неспешной поездки в красоте и уюте, и чтобы без беготни с рюкзаком за плечами? Тогда железнодорожный круиз — точно ваш вариант. Удобное кресло, бокал вина и огромные окна с мелькающими за ними русскими красотами — чем не сказка? Когда захочется размяться, можно погулять по нарядным улочкам старинных городов или сходить в музей: времени на экскурсию отводится достаточно, успеете купить сувениры и сделать крутую фотосессию. А потом снова на борт, и вперед, в новые места!
Примеры ЖД круизов. Цена
Давайте рассмотрим программу и стоимость путешествия на примере одного из новейших железнодорожных круизов, предлагаемых РЖД, под названием «Гостеприимный Кавказ».
Маршрут ЖД круиза по программе «Гостеприимный Кавказ» очень живописен и займет целых 7 дней/6 ночей! Судите сами:
В данном круизе вас ждут завтраки на борту поезда, а обеды и ужины – в кафе посещаемых городов.
Стоимость на 1 человека в ЖД круизе «Гостеприимный Кавказ»
В стоимость включено:
Цены на туристический поезд «Гостеприимный Кавказ»:
Пассажиры | Купе | СВ | Люкс | Люкс SNGL |
Взрослые | 59 900 | 66 950 | 73 900 | 114 600 |
Дети от 10 до 17 лет | 57 300 | 66 950 | 73 900 | – |
Дети от 5 до 9 лет | 40 400 | 50 300 | 40 400 | – |
Где приобрести ЖД туры
На текущий момент предлагается ряд популярных ЖД круизов:
Название | Продолжительность | Цена |
Карельский Вояж | 4 дня/3 ночи | от 23750 |
Золотое кольцо России | 3 дня/2 ночи | от 11500 |
Гостеприимный Кавказ | 7 дней/6 ночей | от 59900 |
Лев Толстой. Вкус эпохи | 3 дня/2 ночи | от 13300 |
Соловки – гармония Севера | 3 дня/2 ночи | от 22350 |
Русские ганзейские города | от 17500 | |
Дорогами казанских ханов | 4 дня/3 ночи | от 23330 |
ЖД туры можно приобрести в офисах компании «РЖД Тур», которая входит в состав холдинга «РЖД», а также на сайте компании RZDTOUR. Либо по телефонам:
В Москве и Санкт-Петербурге расположены офисы компании.
На чем уехать в прошлое: 6 атмосферных ретропоездов в России
Со стоимостью билетов от 300 рублей до 600 тысяч
Летом 2020 года я прокатилась на двух ретропоездах.
В Карелии мы ездили на «Рускеальском экспрессе», а в Сочи — на ретроэлектричке в Гагру. Эти туристические аттракционы залечили душевную рану, которая была у меня со времен ежегодных студенческих поездок летом в жару в плацкарте Мурманск — Адлер.
Теперь при слове «поезд» я представляю не ад на колесах с вареными яйцами, пьющими соседями и орущими детьми в вагоне с температурой воздуха под +45 °C, а комфортные купе с интерьером в стиле конца 19 века и красивый паровоз, похожий на «Хогвартс-экспресс».
Хочу прокатиться на остальных туристических ретропоездах — в России их шесть. Они ходят сквозь сибирскую тайгу и тверские леса, по берегу Байкала и в Подмосковье. Еще есть специальные туры РЖД с экскурсиями. На многие рейсы действуют стандартные скидки РЖД для детей, пенсионеров, льготников и в день рождения.
Расскажу, куда можно стильно укатить, попивая чай в подстаканнике, и сколько стоят ретропоездки.
«Рускеальский экспресс»
Маршрут: Сортавала — Рускеала
Цена билета: от 399 Р
Как часто ходит: каждый день
Подробности: на сайте РЖД и в инстаграме
Мало что приводило меня в такой восторг летом 2020 года, как ретропоезд «Рускеальский экспресс». В эпоху Айфонов паровоз прошлого века впечатлил не меньше, чем «Прибытие поезда» братьев Люмьер в 1896 году. Он красивый, задорно гудит, из труб вырывается черный и белый дым, а его колеса почти с меня высотой.
«Рускеальский экспресс» везет туристов из Сортавалы в Рускеалу. Он отправляется от ретроплатформы, на которой есть вывески в стиле 19 века и небольшой колокол. У входа в вагон стоят проводники в форме позапрошлого столетия.
Перед паровозом выстраивается очередь из желающих сфотографироваться на его фоне. Но стоять в ней совсем не обязательно: в Рускеале будет много времени, чтобы спокойно сделать фотографию без десятков туристов на ней.
Скидочные тарифы на «Рускеальском экспрессе» на сайте РЖД
Если не хотите ехать с посторонними, советую выкупить первое купе. Оно меньше обычного, в нем всего три места.
В поездке можно успеть выпить чаю в буфете с интерьером салона 19 века. Здесь играет пианистка, а на столах лежат газеты «Рускеальскiй экспрессъ». В меню есть калитки с брусникой или форелью, облепиховый сбитень.
Мы всю дорогу ехали в буфете. Желающих попить чаю в салоне под аккомпанемент пианино много, у стойки была небольшая очередь. Видимо, поэтому теперь в «Рускеальском экспрессе» два вагона-ресторана. Второй — без пианино, но с нарядными стульями.
Поезд отправляется из Сортавалы в 10:40, через 20 минут после прибытия «Ласточки» из Санкт-Петербурга. В Рускеалу приезжает в 11:50. Обратный рейс — в 17:30
В конце 2020 года на платформе Рускеалы появился новый аттракцион — поворотный круг. Это постамент с рельсами, который поворачивается на 180 градусов вместе с паровозом. Раньше тут был тупик, поезд не мог развернуться и прицепиться к составу с другой стороны, чтобы отправиться в обратный путь, — для этого приезжал еще один паровоз из Сортавалы. Вокруг устройства сделали деревянную платформу для зрителей, откуда удобно наблюдать за вращением паровоза.
Туристический поезд «Сочи»
Маршрут: Туапсе — Гагра
Цена билета: от 893 Р из Туапсе, от 761 Р из Сочи
Как часто ходит: летом — ежедневно, в несезон — во все дни, кроме вторника
Подробности: на сайте РЖД и в инстаграме
В поезде «Сочи» можно почувствовать себя звездой советского кино, как будто отправляешься с режиссером Якиным в Гагру, только не на самолете. Интерьер здесь — позднесоветского периода 1970—80-х годов.
Сами купе пока не выглядят диковинкой: поезда не слишком изменились с конца прошлого века. Но это новые вагоны, с нормальными чистыми туалетами, множеством розеток, гобеленами и советскими плакатами на стенах. В сувенирном отделе продают тетрисы, блокноты в форме счастливого билетика и советскую атрибутику.
Лучшее в этом поезде — вагон-ресторан. Здесь на стенах висят авоськи с минералкой, на столах вместо ламп — старые фотоаппараты. Мы ехали из Адлера и долго просидеть тут не успели: во время перехода границы пришлось отправиться в свой вагон. Но позавтракать яичницей с помидорами все-таки смогли.
Турпоезд в Гагру, на мой взгляд, — удобный способ пересечь российско-абхазскую границу в курортный сезон, когда там бывают большие очереди. Правда, и здесь на это уйдет 1,5 часа: примерно столько поезд стоит на границе. Но в это время можно спокойно сидеть в купе, пить чай или читать книгу, а не стоять в очереди или сидеть в автомобиле.
Ретропоезд по Кругобайкальской железной дороге
Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД) построили в 1899—1905 годах на берегу Байкала. На ней расположены 39 тоннелей, несколько десятков мостов и виадуков. Поездка по КБЖД — это захватывающие виды Байкала и экскурс в историю архитектуры железных дорог.
На ретропоезд продают комплексные туры с проездом по железной дороге, на пароме и в автобусе. Поезд отправляется из Иркутска в 07:46, едет до станции Слюдянка, затем — вдоль берега озера до станции порт Байкал. По пути поезд делает пять остановок, где проходят экскурсии.
Дальше пассажиры пересаживаются на паром до поселка Листвянка, затем — на автобус обратно в Иркутск. Путешествие на ретропоезде заканчивается в 18:25. Поездки на пароме и автобусе занимают еще 2,5 часа. Тур завершается в Иркутске в 21:00. В цену — 5000 Р — входят поездки на всех видах транспорта и экскурсии во время остановок.
В Слюдянке показывают облицованный белым и розовым мрамором вокзал и нетипично красивую водонапорную башню с архитектурой в стиле модерн с элементами готики. В Ангасолке осматривают инженерные сооружения железобетонного и металлического мостов, виадука, тоннеля и подпорных стенок. На Половинной станции проводят экскурсию по самому длинному тоннелю КБЖД с выходом к Байкалу.
В пункте «Ручей Киркирей» туристы осматривают два тоннеля с акведуком. У итальянской стенки расположены несколько объектов: Шумихинский мыс с тоннелем, бухтой, пляжем и каменной трубой через реку, мост, виадук и подпорные стенки. Одна из них арочная, ее построили при участии мастеров из Италии.
Можно проехать по зеркальному маршруту: утром на автобусе уехать в Листвянку, пересечь Ангару на пароме, сесть в ретропоезд, отправиться в поездку по берегу Байкала и вернуться в Иркутск.
В путешествии может понадобиться удобная одежда и обувь: на экскурсиях придется ходить по шпалам и берегу озера. Летом РЖД рекомендует брать средства от клещей и комаров, купальники, покрывала для отдыха на берегу, очки, солнцезащитный крем и даже мясо для шашлыков, шампуры и продукты для пикника.
Поезд «Императорская Россия»
Самая долгая и дорогая поездка в этом списке — на поезде «Императорская Россия». Она больше похожа на круиз, только вместо лайнера — вагоны с псевдоцарскими интерьерами, а вместо океана — рельсы-рельсы, шпалы-шпалы.
Ретропоезд «Императорская Россия» идет из Москвы по Транссибирской магистрали и проезжает через Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, озеро Байкал, Улан-Удэ, Хабаровск. Поездка завершается во Владивостоке. Можно проехать и в обратном направлении.
В каждом городе, включая Москву и Владивосток, проходят обзорные экскурсии, иногда с выступлениями местных фольклорных коллективов и кулинарными мастер-классами. Ужины в поезде сопровождают скрипачи и баянисты. В пути проходят лекции о России, мастер-класс по росписи матрешки.
Судя по программе и стоимости в евро, тур рассчитан на иностранцев. В цену входят:
Как написала жительница Нидерландов, поезд далеко не такой роскошный, как его представляют покупателям тура. Кондиционер шумел и мешал, в душе часто была холодная вода, а дверь в него не закрывалась, вайфая в поезде нет. Днем она заставала в вагоне-ресторане спящих на столах и стульях сотрудников.
Какие есть туристические поезда
Как увидеть семь городов за семь дней и не устать
Светлана Баева
Путешествия по железной дороге опять востребованы и привлекают все больше людей. Сегодня, 15 мая, от Павелецкого вокзала Москвы третий раз отправится туристический состав «Жемчужина Кавказа» (первый отбыл 1 мая). За семь дней — семь городов, абсолютно непохожих друг на друга: горы, древние крепости, парки, водопады.
Поезд проходит через Новороссийск, Кисловодск, Ессентуки, Грозный, Махачкалу, Дербент, Волгоград и возвращается в столицу. Везде пассажиров ждут экскурсии, можно купить пакетный тур или просто билеты и осмотреть достопримечательности самостоятельно. О том, к каким сюрпризам и нюансам стоит быть готовым и что точно удивит, — в материале РИА Новости.
С Транссиба на Кавказ
Состав необычный, на некоторых из 13 вагонов указано «Александр Невский» — они встали на рельсы в 2009 году на маршрут Москва — Санкт-Петербург, а к 400-летию дома Романовых их подготовили для Транссиба. В тур «Императорская Россия» тогда отправились гости со всего мира. Теперь вагоны «перебросили» на Кавказ.
Стоимость просто билетов — от 6,2 тысячи рублей в плацкарте. Купе — 13,2, СВ — 17,7, «Люкс» — более 40. Тур «Гостеприимный Кавказ. Великий шелковый путь» обойдется в 55 800, 66 950 и 73 900 рублей в плацкарте, СВ и «Люксе» соответственно. Синглы — 99 700 и 114 600.
Нескучные попутчики (под организованных туристов выкупают вагоны), завтраки, экскурсии с сопровождением гидов, обедами и дегустациями — включено все.
Первый день: отель на колесах
В СВ полки — друг над другом, напротив них — сиденье, есть телевизор, гардероб, душ, который рассчитан и на соседнее купе (от конфузов убережет кнопка блокировки дверей). И еще много кнопок: климат-контроль, громкость внутреннего радио, несколько вариантов освещения.
Если СВ выглядит тесноватым для двоих, то в «Люксе» есть где развернуться даже втроем. Как оказалось, в такие путешествия многие отправляются с детьми.
Плацкарты и купе современные, удобные, с просторными душевыми. Маршрут составлен так, чтобы день туристы посвящали экскурсиям, а ночь проводили в поезде — «отеле на колесах». Комфорт в данном случае — необходимость.
В дороге можно посетить вагон-ресторан и бар. По вечерам тут живая музыка и танцы. В меню как привычные блюда, так и национальные: салат по-вайнахски, плов с бараниной и сухофруктами или жижиган-чорпа (суп из баранины с овощами). Завтрак входит в стоимость тура: не шведский стол, но сытно.
«Я заказывала еду лишь однажды — попробовать, что предлагают. Завтрака могло хватить и на обед или ужин. Сложно за раз съесть омлет с беконом, сырники, пирожок, булочку или рисовую кашу с курагой, четыре блина и сладкую слойку», — поделилась впечатлениями туристка.
Важный вопрос — связь. «У нас есть внутрипоездная сеть, позволяющая смотреть фильмы, читать книги на портале «Попутчик», слушать музыку, — объясняют в пресс-службе АО «ФПК». — Доступ в интернет — только там, где есть сети сотовых операторов. Мы специально создали портал, чтобы пассажиры могли развлечь себя в пути и без интернета».
Второй и третий день: от шампанского до нарзана
Впрочем, о доступе в Сеть забываешь уже на второй день. Первая остановка — Новороссийск. На перроне встречают оркестр и гид. Экскурсия не очень продолжительная, но познавательная и местами забавная. Вы увидите артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», построенный в 1950-х, единственный в России памятник Леониду Брежневу, услышите легенды местных моряков и даже узнаете, как стать мэром города.
Обед — с казачьим колоритом, под традиционные песни и горилку.
Затем гостям предлагают подняться в горы, в село Абрау — осмотреть знаменитый завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо». В длинных коридорах с батареями темных пыльных бутылок нужно быть осторожнее.
В каждой — игристый напиток под давлением шесть атмосфер (в два-три раза больше, чем в автомобильных шинах). Может и рвануть. «Не стоит облокачиваться на них, трогать», — предупреждает гид. После экскурсии — дегустация. Но с детьми в зал не пускают, самостоятельно выйти с завода не получится: любые перемещения — исключительно с сотрудниками.
Во второй день круиза — сразу три города и все санаторные: Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск. Тут у жителей мегаполисов обостряется чувство прекрасного: такие великолепные парки и сады. Ессентукский основан в 1849 году, деревья сюда везли со всего мира. В Пятигорске — лермонтовские места, парк «Цветник», беседка «Эолова арфа» и знаменитый «Провалъ».
«Это такая очередь?» — слышатся настороженные возгласы туристов на подходе к природному колодцу с минеральной водой бирюзового цвета. Нет, у водоема без ажиотажа, а вот чтобы сфотографироваться с памятником Остапу Бендеру, придется постоять.
В Кисловодске осмотрите дачу Шаляпина, дом, где родился Солженицын, фонтан, который «танцует» не только водой, но и огнем. И во всех городах обязательно продегустируйте минеральную воду: и с ошеломляющим запахом сероводорода, и любимый нарзан Чехова.
Четвертый и пятый день: города, цитадели, ущелья, каньоны
Дальше в программе — Чечня и Дагестан. Для многих пассажиров самые неизведанные и интересные регионы. Грозный встречает национальными танцами.
Потом везут в горы. Пышная растительность, снежные шапки, над бурлящими реками будто из скалы вырастают две сторожевые Ушкалойские башни. Вблизи селения Нихалой — каскад водопадов. Здесь в жару прохлада и получаются отличные селфи.
В самой столице республики — посещение смотровой площадки комплекса «Грозный-Сити». Правда, погода непредсказуема, в первом круизе подняться не удалось из-за дождя. Но можно было сфотографироваться на фоне красивой мечети «Сердце Чечни». Для юного участника тура и футбольного болельщика сделали остановку у масштабного стадиона «Ахмат Арена».
В соседнем Дагестане поезд стоит всю ночь. А утром у участников тура две программы на выбор: Сулакский каньон или Дербент.
Первая — это «море в горах», Чиркейское водохранилище. захватывающие дух виды, бархан Сарыкум — кусочек пустыни, отделенный от больших песков 300 километрами Каспийского моря. Именно эту экскурсию выбрало большинство. Но погода не предвещала ничего хорошего, и лишь девять человек не изменили в итоге планы. Им повезло: не было ни тумана, ни дождя.
«Там такая сказка! С огромной высоты смотришь на реки, речушки, — говорит туристка Любовь Перминова. — Я объездила весь мир и могу сказать, что это бесподобно!» Передвигаться пожилой путешественнице было непросто, поэтому ей организовали специальное кресло. «Да, болит нога, но она и дома будет болеть, не отказываться же из-за этого от поездок», — рассуждает она.
В Дербенте — прогулки по древней цитадели Нарын-Кала — уникальной крепости, каспийским воротам в Персидскую державу. Некоторым рассказам экскурсовода непогода придавала соответствующий антураж. Например, про колодец — место казни людей ханской крови и высокопоставленных чиновников. Проливать их кровь было нельзя, поэтому приговоренных морили там голодом и жаждой. Или про ханскую баню.