какие есть учебные дисциплины

Обязательные предметы во всех вузах

какие есть учебные дисциплины. Смотреть фото какие есть учебные дисциплины. Смотреть картинку какие есть учебные дисциплины. Картинка про какие есть учебные дисциплины. Фото какие есть учебные дисциплины

Студенты часто возмущаются, что им приходится учить предметы, которые никак не относятся к их специальности. Действительно, есть общие дисциплины в вузе, которые преподают студентам любых направлений. Мы приведём список этих обязательных предметов в институтах и расскажем, чем они будут полезны.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Больше интересного об образовании в разных учебных заведениях можно узнать, подписавшись на наш информационный телеграм-канал. Не забудьте и про акционную группу: там собраны самые выгодные предложения.

Обязательные предметы в вузах России: список

Абитуриенты поступают в вузы потому, что хотят освоить конкретную профессию. Когда они понимают, что на младших курсах их расписание состоит из общеобразовательных дисциплин, многие разочаровываются в университете.

Большинство профильных предметов начинаются с 3-го курса, на 1-2-ом году обучения у студентов формируют кругозор, дают им основные знания по базовым дисциплинам, которые пригодятся любому специалисту. Вот обязательные предметы в вузах независимо от специальности:

Расскажем об этих предметах из обязательной программы подробнее.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Зачем нужны обязательные дисциплины в вузах

Не стоит считать, что общие предметы в вузах бесполезны. Они дают основы, которые в будущем пригодятся любому специалисту.

Русский язык

Чаще всего работодатели отклоняют резюме из-за грамматических ошибок соискателя. Изучение русского помогает студенту научиться правильно писать ключевые для его специальности термины, формирует культуру письменной и устной речи.

какие есть учебные дисциплины. Смотреть фото какие есть учебные дисциплины. Смотреть картинку какие есть учебные дисциплины. Картинка про какие есть учебные дисциплины. Фото какие есть учебные дисциплиныРусский язык — обязательный предмет для поступления в вуз

История

Эта наука учит понимать причинно-следственные связи между событиями, формирует общий кругозор и помогает избежать ошибок прошлого.

Иностранный язык

Знание иностранного языка упрощает жизнь любого специалиста: он сможет знакомиться с зарубежными публикациями, вести переговоры с партнёрами из других стран.

Экономическая теория

Без знания основ экономики нельзя построить успешный бизнес или запустить выгодный проект.

При подготовке дипломной работы на старших курсах студентам пригодятся знания об экономической целесообразности и окупаемости различных товаров и услуг.

Социология

Это наука об обществе, при её изучении студенты узнают ключевые проблемы социума и возможные пути их решения. Кроме того, зная больше об обществе в целом, можно лучше узнать и самого себя.

Философия

Учащиеся младших курсов часто не любят этот обязательный предмет в университетах, считают его оторванным от жизни. На самом деле, философия стала базисом для многих наук (история, социология, культурология, филология и пр.): она изучает общие связи между субъектами и объектами, базовые закономерности.

Экология

Среди глобальных проблем сегодня больше всего экологических:

От того, насколько эффективно мы их решим, зависит наше будущее.

Психология

Это наука о внутреннем мире человека, она учит понимать себя и окружающих, учитывать в общении с людьми их характерные особенности. Знание психологии делает взаимодействие людей более конструктивным и на деловом, и на личном уровне.

Охрана труда

Эта дисциплина знакомит студентов с потенциальными рисками их специальности и учит сводить их к минимуму. Преподаватели расскажут о технике безопасности на будущем месте работы, научат предотвращать производственные травмы и другие несчастные случаи.

Предмет обычно ведут на старших курсах, т. к. в дипломной работе должен быть раздел по охране труда.

Физическая культура

Молодому организму нужные регулярные физические нагрузки: это помогает поддерживать в тонусе костно-мышечную и сердечно-сосудистую систему, укрепляет иммунитет.

Во многих вузах студентам предлагают на выбор различные секции: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, аэробика. Каждый может выбрать себе спорт по душе.

А если у учащегося возникла проблемой с работой по общему или специальному предмету, её всегда поможет решить студенческий сервис. Там работают профессионалы с большим опытом, которые справятся и с лабораторной, и с курсовой, и с диссертацией.

какие есть учебные дисциплины. Смотреть фото какие есть учебные дисциплины. Смотреть картинку какие есть учебные дисциплины. Картинка про какие есть учебные дисциплины. Фото какие есть учебные дисциплины

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Примерный перечень учебных дисциплин

какие есть учебные дисциплины. Смотреть фото какие есть учебные дисциплины. Смотреть картинку какие есть учебные дисциплины. Картинка про какие есть учебные дисциплины. Фото какие есть учебные дисциплины какие есть учебные дисциплины. Смотреть фото какие есть учебные дисциплины. Смотреть картинку какие есть учебные дисциплины. Картинка про какие есть учебные дисциплины. Фото какие есть учебные дисциплины какие есть учебные дисциплины. Смотреть фото какие есть учебные дисциплины. Смотреть картинку какие есть учебные дисциплины. Картинка про какие есть учебные дисциплины. Фото какие есть учебные дисциплины какие есть учебные дисциплины. Смотреть фото какие есть учебные дисциплины. Смотреть картинку какие есть учебные дисциплины. Картинка про какие есть учебные дисциплины. Фото какие есть учебные дисциплины

какие есть учебные дисциплины. Смотреть фото какие есть учебные дисциплины. Смотреть картинку какие есть учебные дисциплины. Картинка про какие есть учебные дисциплины. Фото какие есть учебные дисциплины

Предлагаемый перечень не претендует на исчерпывающую полноту учебных дисциплин университетского образования. Вместе с тем, этот список отражает основное содержание культурно оформленного знания о жизни человечества. Несомненно, решение о наборе конкретных учебных дисциплин и курсов обучения, определяется коллективом Центра по рекомендациям ментора и в соответствии с ситуацией. В данном случае необходимо учитывать возможности финансового обеспечения.

Финансовое обеспечение деятельности Центра необходимо предусматривать как многоканальное. Центр как конкретное социальное лицо может пользоваться самыми разными источниками финансирования вплоть до филантропических пожертвований. В нашем проекте укажем лишь основные источники, без наличия которых реализация проекта практически невозможна:

а) Государственный бюджет, выделяемый в качестве обеспечения организационного функционирования Центра по выполнению государственного заказа;

б) Бюджетные ассигнования на научные, проектные и практические разработки, выделяемые по системе Федеральных целевых и научно-технических программ, Региональных программ развития, «Грантов» от фондов на НИПы, осуществляемые Временными творческими коллективами Центра.

в) Ассигнования, выделяемые Центру учредителями;

г) Финансирование отдельных направлений деятельности Центра заинтересованными спонсорами;

д) Банковские и другие кредиты прибыльной деятельности Центра.

Достаточный объем финансирования деятельности Центра позволит ему создать главное для обеспечения полноценного образования студентов: материальные обстоятельства их жизни.

Кадровое обеспечение, как это очевидно из предыдущего абзаца, создается за счет привлечения к работе на площадках центра профессоров высшей квалификации (заметим: дело не в дипломе, а в квалификации).

Кадровый потенциал Центра могут составить ученые, профессора, и специалисты, работающие в системах: академической науки, университетского образования, авторских школах, инновационных фирмах, общественных объединениях и частных фирмах. Для центров дополнительного образования, создаваемых на пространствах нашей страны, кадровый потенциал организации может быть создан за счет приглашения профессоров и их включения в составы научного и специализированных советов.

Кадровый состав центра может формироваться по двум основным линиям кадрового набора: во-первых, по принципу известности имени, школы, организации и, во-вторых, по оценке со стороны студентов первых демонстрационных занятий того или иного профессора. И тот, и другой принцип одинаково эффективны при наличии коллектива, сплоченного вокруг проектной идеи [38].

Научное обеспечение деятельности центра уже есть. Оно обеспечено заделом в решении проблем: комплексной организации наук о человеке (эргономика В.Зинченко, или современная антропология А.Тюкова), комплексной эргономической экспертизы социальных проектов и комплексной общественной экспертизы (В.Мунипов, А.Тюков), высшего профессионального гуманитарного образования (А. Вербицкий, И. Зимняя), дидактики развивающего обучения (В.Давыдов, Н. Талызина). На современном уровне является разработанным организационный механизм непрерыв­ного программирования комплексных социально-экономических проек­тов и формы организации инновационной деятельности в сфере обра­зования (Е. Подосенова, А. Тюков). Разработанными и практически апробированными являются новые формы и активные методы высшего образования с использованием интенсивных технологий (Ф. Василюк, Ю. Громыко, И. Ильясов, А. Тюков). Проблема научного обеспечения деятельности Центра состоит не только в формировании фундаментальной библиотеки названных и многих других работ (хотя она тоже нужна) и не столько. На сегодняшнем этапе это проблема формирования коллектива кафедры из ученых, способных к межпрофессиональной коммуникации и владеющих современным фундаментом наук о человеке.

Информационное обеспечение.Авторы проекта располагают банком данных по основным концепциям комплексных разработок и кадров, привлечение которых обеспечит развитие Центра. Кроме того к информационному обеспечению центра могут быть привлечены разработки по банкам данных в области общественных наук ИНИОН РАН (П. Малиновский) и ГБ им. К.Д. Ушинского. Решение этой задачи в современных условиях тесно связано с формированием сетей компьютерного информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения необходимо выделить два аспекта: создание собственных фондов и организация постоянного информационного взаимодействия как внутри университета, так и между университетами в системе высшего образования. Однако в современной ситуации в системе высшего образования именно формы оперативного взаимодействия оставляют желать лучшего.

В заключении еще раз напомним, что проблема управленческого обеспечения создания и развития решается в подсистеме организации всего процесса специальной подготовки в Центре. Образование в центре должно стать соединением, комплексом исследовательской, проектной и практической деятельности студентов. Всякий университет готовит мастеров и докторов, иначе он не может носить название Университета.

Все предлагаемые разработки направлены на достижение двоякой, но единой цели: во-первых, восстановление функций сферы образования в мировой цивилизации, а именно: воспроизводство жизни, как всего человечества, так и отдельного человека, во-вторых, возрождение действительного и полноценного образования на огромных пространствах России.

Всех, кто разделяет идеи гуманизма в образовании человека и для кого безусловной ценностью остается сохранение жизни человечества на земле, этими документами мы приглашаем к объединению, вне зависимости от конкретных профессиональных или гражданских интересов, вне зависимости от политических или религиозных взглядов, вне зависимости от статуса и общественного положения. Мы глубоко уверены в том, что если мы будем разделять общечеловеческие ценности, то никакие различия не помешают нам, понимая друг друга, создать и осуществить комплексную программу развития образования. Наш опыт комплексного программирования позволяет оставаться в этой уверенности.

Результатами этой программы станет создание социо-культурных условий начала выхода человечества из мирового кризиса образования, а значит и надежды на разумное разрешение социально-политических кризисов современной истории.

Комплексные программы, их разработка, создание и реализация являются такими общественными формами, которые объединяют все элементы социальных процессов в единый механизм и, главное, создают практически осмысленную систему сотрудничества субъектов социального взаимодействия.

Источник

Как выбрать дисциплину по выбору и не ошибиться в своём выборе

какие есть учебные дисциплины. Смотреть фото какие есть учебные дисциплины. Смотреть картинку какие есть учебные дисциплины. Картинка про какие есть учебные дисциплины. Фото какие есть учебные дисциплины

Одним из преимуществ современных образовательных стандартов является то, что они предоставляют студенту возможность влиять на процесс обучения, формируя его в соответствии со своими интересами. Это достигается путем включения в учебные планы элективных и факультативных дисциплин.

Кстати, учебные планы по каждой специальности/направлению подготовки вуз обязан публиковать на официальном сайте. Учебные планы РосНОУ размещены в разделе «Образование» официальных сведений об образовательной организации >>>

Все дисциплины, которые изучают студенты, разделены на две части: базовая и вариативная.

Дисциплины базовой части формируют направление подготовки. Пять из них обязательны для всех студентов всех направлений подготовки: история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура. Остальные дисциплины базовой части определяются вузом в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Дисциплины базовой части обязательны для изучения всеми студентами, которые поступили на данное направление подготовки.

Например, для студентов первого курса направления подготовки бакалавриата «Экономика» обязательными для изучения являются: пять дисциплин, указанных выше, а также психология, право, социология, математический анализ, микроэкономика и так далее. Эти предметы входят в базовую часть, поскольку государство определило их как необходимые для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Экономика».

Дисциплины вариативной части определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин определяется вузом. Дисциплины вариативной части делятся на обязательные и элективные (дисциплины по выбору).

Например, для направления подготовки бакалавриата «Лингвистика» (профиль «Перевод и переводоведение») наш университет в качестве обязательных дисциплин выбрал теорию перевода, основы теории первого иностранного языка, историю литературы стран первого иностранного языка, древние языки и культуры и так далее.

И, наконец, дисциплины, которые могут выбрать сами студенты, — это дисциплины по выбору вариативной части. Выбрать, правда, не из бесконечного списка, а одно из двух. Например, будущие бакалавры по направлению подготовки «Туризм» могут изучать или всемирную историю, или геополитику; конфликтологию или этику; музееведение или туристское ресурсоведение…

О том, что дают дисциплины по выбору и как происходит сам выбор, рассказывает начальник учебно-методического управления РосНОУ Людмила Юрьевна Михальченкова.

Людмила Юрьевна, зачем нужны элективные дисциплины?

— Элективные дисциплины — это дисциплины, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы (углубить свою квалификацию) в соответствии с личностными наклонностями. Элективные дисциплины студент выбирает из предложенного образовательной организацией перечня, после чего они становятся обязательными для изучения. В учебном плане это дисциплины вариативной части, определяющие направленность (профиль) программы и формирующие знания, умения и навыки, необходимые для реализации тех видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа.

Когда можно выбрать себе дисциплину?

— Элективные дисциплины выбираются заранее на следующий учебный год. Сроки осуществления выбора отличаются в зависимости от курса и формы обучения.

Студенты первого курса очной и очно-заочной форм обучения должны выбрать элективные дисциплины на текущий учебный год в период с 1 по 7 сентября, а на следующий учебный год — с 5 по 30 ноября.

Студенты 2-6 курсов очной и очно-заочной форм обучения — в период с 5 по 30 ноября.

Студенты 1 курса заочной формы обучения должны выбирать элективные курсы на текущий учебный год в первую неделю установочной сессии, а на следующий учебный год — во время зимней сессии.

Студенты 2-6 курсов заочной формы обучения — во время сессии в нечётном семестре.

Как происходит выбор?

— По распоряжению декана факультета (директора института, филиала, колледжа) сотрудники деканата или кафедры размещают перечень и краткую аннотацию предлагаемых к выбору дисциплин на информационных стендах и сайтах учебных подразделений. Затем проводится собрание, на котором студенты могут ознакомиться с учебными планами, перечнем предлагаемых элективных дисциплин и содержанием каждой из них. Студентам предоставляется информация о преподавателях, ведущих данные дисциплины (их должности, учёные степени и звания), а также информация о процедуре выбора и записи на учебные дисциплины.

Все студенты группы (курса) должны написать личное заявление о выборе элективных дисциплин по установленной форме. Если студент не записался в установленные сроки на дисциплину по выбору, то решением декана факультета (директора института, филиала, колледжа) данный студент будет изучать ту элективную дисциплину, которую выбрало большинство студентов.

Элективная дисциплина считается выбранной, если на нее записалось не менее 25 человек или не менее 80% всей численности студентов курса и формы обучения, обучающихся по образовательной программе.

Выбранная элективная дисциплина включается в расписание и является обязательной для изучения.

Есть ещё факультативные программы. Чем они отличаются от элективных?

— Факультативная дисциплина — это необязательный для изучения курс, который может изучаться по выбору студента. В учебный план включается определённое количество предметов, на изучение которых можно записаться дополнительно. (Например, студентам направления «Реклама и связи с общественностью» предоставлена возможность дополнительно освоить классические языки, иностранный язык в профессиональной сфере, историю российского предпринимательства, обычаи и традиции народов мира — Ред.).

Главное отличие факультативных дисциплин от элективных состоит в том, что студенты группы (курса) вправе выбрать произвольное количество дисциплин (одну, несколько или все доступные) либо отказаться от изучения факультативных дисциплин вовсе (для этого необходимо написать заявление об отказе по установленной форме).

Когда и как происходит выбор факультативных дисциплин?

— Выбор факультативных дисциплин происходит одновременно с элективными дисциплинами. Процедура выбора факультативных дисциплин аналогична процедуре выбора элективных дисциплин.

Если на изучение факультативной дисциплины записалось более 30% студентов группы (курса), то она включается в дополнительное расписание занятий по факультативным дисциплинам.

Освоение факультативной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме зачёта или экзамена. По заявлению студента, результат освоения факультативной дисциплины заносится в приложение к диплому об образовании и (или) о квалификации.

Положение о порядке формирования, выбора и изучения студентами факультативных и элективных дисциплин (.pdf)

Источник

Глава 6 Учебные дисциплины, письменные работы, экзамены

Глава 6 Учебные дисциплины, письменные работы, экзамены

6.1. Как изучать отдельные дисциплины

6.1.1. Первое знакомство. Какие бывают учебные дисциплины

Стоит уделить внимание первому знакомству с новой учебной дисциплиной: от этого зависит, как сложатся в дальнейшем ваши отношения. С самого начала постарайтесь четко уяснить, что собственно изучает данная наука, зачем она нужна, как связана с другими науками и какое место занимает в вашем образовании и программе вуза. Коротко скажу так: необходимо представление о триаде – сути, цели и месте новой дисциплины. Пусть такое представление будет в самом общем виде, все равно оно послужит вам полезным ориентиром при освоении предмета.

Элементы триады взаимосвязаны, слово «триада» можно перевести с греческого как «триединство». Цель вытекает из сути учебного предмета, а его место определяется сутью и целью. Приведу примеры триад, характеризующих учебную дисциплину.

Например «Сопротивление материалов».

Суть: наука о прочности и деформируемости деталей машин и элементов сооружений.

Цель: снабдить инженера методами расчета, которые позволяют предсказать поведение деталей и элементов при действии различных нагрузок. Тем самым создается основа для грамотного проектирования конструкций.

Место: _одна из основных общеинженерных дисциплин. Ее изучение требует знания физики, математики, теоретической механики. Эта дисциплина ограничивается расчетами отдельных элементов (балка, стержень и т. д). Методы расчета сложных конструкций рассматриваются в последующих курсах, например «Статика сооружений», «Динамика сооружений», «Устойчивость сооружений».

Например «Технология процессов прокатки».

Суть: техническая дисциплина, посвященная обработке металлов давлением между вращающимися валками прокатных станов. Таким способом получают различные изделия из металлов и полуфабрикаты.

Цель: улучшение существующих и создание новых более совершенных способов прокатки металлов.

Место: изучение курса требует знания таких учебных дисциплин как «Теория процессов прокатки», «Оборудование прокатных цехов», «Термическая обработка металлов» и др.

Например «Фармацевтическая химия».

Суть: наука о способах получения, составе и свойствах лекарств.

Цель: создание научных основ получения лекарств с требующимися лечебными свойствами, включая установление связи между химическим строением веществ и их действием на организм.

Место: курс основан на знании химии (органической, неорганической, физической, коллоидной), а также биохимии. На «Фармацевтическую химию» опирается, с одной стороны, курс «Технология лекарств», а с другой – «Фармакология». Кроме того, «Фармацевтическая химия» находится в тесной взаимосвязи с медико-биологическими дисциплинами (физиологией, терапией и др.).

Как составить себе представление о триаде новой дисциплины? Информацию на этот счет можно найти в вводной лекции к курсу, предисловии к учебнику, статьях в энциклопедиях и словарях. Не зазорно, а похвально обратиться с такими вопросами к лектору, читающему курс. То, о чем сейчас пойдет речь, поможет вам сориентироваться при встрече с новой дисциплиной.

Начнем с классификации наук и учебных дисциплин. Уже упоминалось, что науки можно разделить на естественные – науки о природе, технические – о производстве, социальные и гуманитарные – о человеке, обществе, культуре. В программе института представлены все типы наук.

Государственный образовательный стандарт выделяет несколько циклов учебных дисциплин. Первый цикл составляют гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Изучение таких предметов цикла, как иностранные языки, экономика, правоведение, служат важным элементом профессиональной подготовки современного специалиста. Ознакомление с философией, отечественной историей, культурологией и политологией формирует общую культуру человека. Психология и педагогика, социология, русский язык и культура речи вносят свой вклад и в профессиональную, и в общекультурную подготовку специалиста.

В следующий цикл входят общие математические и естественнонаучные дисциплины. К ним прежде всего относятся математика, информатика, физика, химия, биология, экология. Эти дисциплины служат научным фундаментом, на котором строится множество других наук, решающих практические задачи. Таким образом, изучение прикладных дисциплин требует обязательного знания фундаментальных наук. К примеру, невозможно серьезно разбираться в металлургии, не зная химии, или в медицине без знания физиологии.

Общепрофессиональные дисциплины составляют следующий цикл. Скажем, в подготовку будущего инженера входит изучение таких общеинженерных предметов, как «Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Механика», «Теплотехника», «Материаловедение», «Электротехника и электроника», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Управление производством» и др.

Знание подобных предметов необходимо, чтобы стать инженером широкого профиля. Кроме того, многое, что вы узнали, изучая общепрофессиональные дисциплины, понадобится при освоении следующего цикла специальных дисциплин.

Знания, умения, навыки, полученные в результате изучения этого цикла, специалист непосредственно использует в своей профессиональной работе. В круг специальных дисциплин входит множество разнообразных предметов, охватывающих почти все сферы деятельности человека. Каждая из таких дисциплин отражает какую-то часть окружающего нас мира.

В то же время все дисциплины взаимосвязаны. В этом проявляется объективно существующая связь между предметами различных наук. Понимание связей между науками формирует целостную картину мира.

Обычно учебная дисциплина опирается на ранее изученные предметы и сама служит фундаментом для освоения следующих по программе дисциплин. Например, курс радиоэлектроники опирается на знание таких предметов, как физика, математика, информатика, а с другой стороны, служит основой для изучения радиолокации и др. дисциплин.

Другой пример. Органическая химия является фундаментом, на котором строится курс «Химия высокомолекулярных соединений». Этот курс, в свою очередь, – теоретическая основа дисциплины «Технология полимеров».

Таким образом, учебные дисциплины выстраиваются в виде пирамид, в основании которых расположены фундаментальные науки. Чем выше находится дисциплина, тем более явно выражен ее прикладной характер. Естественно, что программы обучения в институтах составляются с учетом взаимного расположения дисциплин в такой иерархии.

Студенту будет легче уяснить место новой дисциплины в обучении, если он знаком с программами своего вуза. Такая практика уже существует в некоторых институтах. Так, в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) каждый студент получает CD-ROM, в котором есть все учебные планы, базовая литература с дополнительными ссылками на ресурсы Интернета. Это, конечно, помогает студенту понять связи между дисциплинами и получить цельное представление о своем образовании. А чем отчетливее представляет студент, зачем он учит данный предмет, тем лучше идет учеба.

Хорошо, если, заканчивая учебу, вы будете уверенно ориентироваться в том, что является предметом той или иной науки. Тогда вам легче будет решать профессиональные задачи, особенно те, которые требуют приложения не одной, а нескольких наук.

6.1.2. Из каких частей состоит учебная дисциплина

Чтобы с толком заниматься учебной дисциплиной, надо знать, из каких частей она состоит. Обычно это следующие части: рассмотренная триада суть – цель – место, история науки, ее методы, язык, факты, теория, практические приложения. Кое-что об этом говорилось в 5.3.3.2, что-то стоит добавить сейчас.

История науки содержит немало важного и интересного. Она позволяет проследить, как пришла наука к современному уровню, причем история ошибок и заблуждений бывает не менее поучительной, чем повествование об успехах.

Первостепенная роль принадлежит методам, какие использует наука для получения экспериментальных данных, построения теорий, решения конкретных задач. Развитие науки в огромной мере обязано появлению новых более совершенных методов. Так, изобретение микроскопа привело к открытию клетки, а это – новый этап науки о жизни.

Значительную часть науки составляют факты. Их получают с помощью наблюдений и экспериментов. В фактический материал науки входит также практический опыт тех, кто достиг больших успехов в данной дисциплине. Замечу еще, что научный подход требует не только учесть тот или иной факт, но и оценить степень его достоверности.

Факты, выступая в роли примеров, очень важны в обучении. По мнению великого Ньютона, при изучении наук примеры важнее правил. По этому поводу английский ученый Герберт Спенсер писал: «Учение должно начинаться с конкретного и кончаться отвлеченным. только после того, как накопится обширный запас наблюдений, должно начаться рассуждение». Можно также заметить, что практическое использование науки во многом основывается на фактическом материале.

Послушайте, однако, что писал еще один выдающийся англичанин, Бертран Рассел. «Цель науки состоит в открытии общих законов, и факты ее интересуют, в основном, в той мере, в какой они представляют собой свидетельства „за“ или „против“ этих законов». Это высказывание одного из ведущих философов XX в. подводит нас к важнейшей составной части науки – теории. (Здесь полезно заглянуть в раздел 5.3.3.2, где говорится о текстах типа «Т».)

Действительно, даже обширное собрание фактов вряд ли можно считать истинной наукой. Факты нужно классифицировать, выстроить в систему, установить законы, ею управляющие, и объяснить их. Этим занимается теория. Объяснение устройства какой-то части мира – главное предназначение теории.

Теория строится обычно исходя из определенных утверждений (постулатов). На их основе создается модель действительности, которая, как правило, упрощает, идеализирует реальность. Такой подход позволяет теоретическим путем вывести законы, выражающие связи между явлениями.

Часто законы выводят не теоретическим, а эмпирическим путем, т. е. как обобщение множества фактов. С развитием науки эмпирические законы могут получить теоретическое обоснование. Например, периодический закон Менделеева спустя несколько десятилетий после его открытия удалось объяснить на основе законов квантовой механики.

Важной частью учебной дисциплины является решение задач. Именно здесь теории находят выход в практику. На основе теоретических представлений и законов формулируются общие принципы решения прикладных задач. Далее для конкретных типов задач строятся алгоритмы решения.

Итак, мы вкратце ознакомились с основными частями учебной дисциплины. При этом специально пропустили язык науки, так как эта тема заслуживает более подробного разговора.

6.1.3. Язык учебной дисциплины

Язык науки создается для описания той части мира, которую изучает данная наука. Ученые используют этот язык в своих размышлениях и при решении задач. Можно сказать, что с помощью языка науки информация порождается, хранится, используется и передается.

Следовательно, без знания языка учебной дисциплины освоить ее невозможно. Вообще образование в немалой мере сводится к овладению языком различных учебных дисциплин.

Для описания фактического материала науки большей частью хватает обычного, естественного языка. Другое дело – теория: здесь, как правило, без специального языка науки не обойтись. Более того, язык сам является важной частью теории.

Читайте также

II. Учебные и монографические исследования:

II. Учебные и монографические исследования: Аверьянов В.Б. Аппарат государственного управления. Киев, 1990.Аверьянов В.Б. Организация аппарата государственного управления (структурно-функциональный аспект). Киев, 1985Аверьянов В.Б. Функции и организационная структура органа

3.7. Письменные коммуникации

3.7. Письменные коммуникации Существуют значительные различия между устным и письменным стилями общения. Хотя письменному общению недостает межличностного аспекта или незамедлительности, оно имеет веское преимущество перед устным – долговечность. Письменные

Письменные коммуникации

Письменные коммуникации Существуют значительные различия между устным и письменным стилями общения. Письменному общению недостает межличностного аспекта или незамедлительности, но оно имеет веское преимущество перед устным – долговечность. Письменные документы

Глава 9 Как с помощью продающих текстов сделать ваши товары и услуги бестселлерами на рынке. Эффективные письменные коммуникации в вашем бизнесе

Глава 9 Как с помощью продающих текстов сделать ваши товары и услуги бестселлерами на рынке. Эффективные письменные коммуникации в вашем бизнесе Как сделать все ваши тексты продающими (копирайтинг) Когда владелец малого или среднего бизнеса решает прорекламироваться,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *