какие есть улицы в мурманске
Карта г. Мурманск с поиском улиц и домов.
Пожалуйста, не вводите в поле поиска названия остановок, магазинов, торговых центров и т.д. Необходимо указать ТОЛЬКО искомый АДРЕС (улица, дом). После нажатия кнопки «Искать адрес.» Вы увидите на карте его местоположение с точностью до дома.
Город Мурманск, карта.
Мурманск является административным центром Мурманской Области. В городе расположены примерно 223 улиц, проспектов, площадей, парков, а так же более 2846 различных строений.
Подробная онлайн карта г. Мурманск
Выше представлена подробная карта города Мурманск, Мурманской Области [51-й регион] с поиском, которая найдет ВСЕ, что Вы спросите.
С помощью нашего поиска по карте Вы найдете всю необходимую информацию о местоположение любого объекта в городе. Для поиска нужного магазина, организации, торгового центра, остановки, больницы или государственных органов власти, введите в форму поиска соответствующий адрес и нажмите кнопку «Искать». Мы постараемся для Вас найти не только расположение на карте но и дополнительные сведения.
На карте можно так-же увидеть все районы г. Мурманск, узнать много интересного о городской инфраструктуре. Для детального рассмотрения территории достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-.
Если Вы хотите узнать как проехать или пройти от одного места до другого в городе Мурманск, то перейдите на страницу составления маршрутов.
Список всех улиц города представлен на странице Список улиц от А до Я.
Карта города Мурманск с улицами и домами
Построение маршрута с пояснениями
Мурманск на карте
Подробная карта Мурманска, Мурманской области онлайн с дорогами, домами, улицами. Расположение Мурманска на карте Мурманской области. Спутник и схема онлайн от Яндекс, 2ГИС и OSM.
С картой возможно выполнить следующие действия: уменьшать и увеличивать масштаб, определять где находится улица или нужный дом, измерять расстояния, найти ближайшую остановку транспорта, смотреть со спутника местность.
Расположение и география Мурманска
Мурманск на карте России находится в северо-западной части, на берегу Баренцева моря, в 1500 км к северу от Москвы. Является столицей Мурманской области и имеет статус города областного значения. С северо-востока граничит с закрытым административно-территориальным образованием Североморск, а с остальных сторон окружен Кольским районом. Масштаб карты регулируется символами «+» и «-» сбоку.
Мурманск растянулся почти на 20 км вдоль восточного берега Кольского залива. Фактически залив является самым восточным фьордом скандинавского региона, чем и обусловлен сложный террасовый рельеф местности. Город раскинулся на 6 крупных прибрежных сопках, поэтому перепад высот здесь превышает 300 метров: от берега моря и до 306 метров над его уровнем. Формально территория Мурманска разделена на две части заливом, ширина которого достигает 1,5 км. Но западный берег практически не заселен. Соединяет две половины муниципалитета единственный автомобильный мост на юге города.
С помощью нашей карты вы сами можете найти ближайшие реки, озера и леса. Трассы, проходящие через город.
Из-за сложного рельефа, 43 % городской территории занято лесными и парковыми зонами. Преимущественно это хвойные или сосново-березовые боры.
Административное деление
Если какого-то объекта нет на Яндекс карте, включите карту 2ГИС или OSM.
Мурманск разделен на 3 примерно сопоставимых по численности населения административных района:
Транспортная инфраструктура Мурманска
Чтобы получить информацию о пробках в Мурманске, нажмите соответствующую кнопку на карте.
Мурманск считается важным пунктом на транспортной карте России. Благодаря теплому Северо-Атлантическому течению, город является единственным незамерзающим зимой крупным портом страны на Ледовитом океане. Местный порт — ключевая точка Северного морского пути. Помимо грузовых транспортировок и рыболовства, он задействован и в пассажирском трафике. Через морской вокзал возможно добраться до отдаленных прибрежных населенных пунктов области и соседних регионов, а также на архипелаг Шпицберген.
Чтобы увидеть город Мурманск со спутника с наложением дорог, улиц и номеров домов жмите кнопку «слои» и выбирайте «гибрид».
Мурманск является конечным пунктом Октябрьской железной дороги, приходящей в город с южного направления. Помимо этого, на северо-восток уходит грузовая железнодорожная магистраль до Североморска.
Через юго-западную часть города проходит трасса Р-21 «Кола». На юг она приводит в Оленегорск, а на север-запад — к норвежской границе. На юг также ведет дорога, соединяющая Мурманск и Колу, а на северо-восток уходит трасса до Североморска.
Мурманск имеет собственный аэропорт, но расположен он в соседнем Кольском районе, в 24 км к юго-западу от города.
Прогулки по улицам Мурманска
Сегодня «Вечерний Мурманск» начинает публикации серии материалов, посвященных истории мурманских улиц. Проект этот непростой, поэтому материалы будут выходить по мере накопления и изучения фактов. Дело долгое, поскольку единого фонда информации по этому вопросу нет. Нельзя, например, прийти в архив и получить нужные сведения по какой-либо из мурманских улиц в течение нескольких минут. Все данные разбросаны по разным фондам, их необходимо искать.
В Мурманске на протяжении многих лет большие участки земли принадлежали Министерству обороны, и информация о них засекречена до сих пор. Даже о таких, казалось бы, чисто гражданских объектах, как общеобразовательные школы, далеко не всегда можно полностью рассказать ввиду закрытости этих данных.
С другой стороны, рассказ о Мурманске через историю его улиц позволяет уйти от традиционного изложения фактов по формуле «экономика, политика, культура». Улица – это в первую очередь обычные люди, которым официальная история отводит очень мало внимания. Мы хотим по возможности рассказать не только о том, как формировалась та или иная часть нашего города, но и о событиях, известных и малоизвестных, которые происходили на Самой-ловой, Октябрьской, Ленинградской, Генералова и других улицах. Показать жизнь людей, и как она, эта жизнь, менялась в различные периоды развития Мурманска. И как менялся сам город.
И здесь нам не обойтись без помощи мурманчан. Ваши воспоминания о том, как жилось в городе, как он выглядел, как менялся, не менее, а может, и более ценны, чем архивные документы. Люди, строившие Мурманск, уходят. Да, мы верим, что наш город и дальше будет развиваться и станет лучше, чем прежде, но сведения даже о самых выдающихся достижениях могут и не сохраниться, если их специально не зафиксировать. К тому же память людская хранит факты, которые в официальных бумагах днем с огнем не сыщешь. Поэтому, уважаемые читатели, не поленитесь, позвоните нам, расскажите, что знаете, что помните. Или напишите. Это будет даже лучше: рукописи, как известно, не горят. Так, потихоньку, пусть медленно, но зато основательно мы вместе напишем историю мурманских улиц. Наш телефон 25-04-42, а письма присылать следует по адресу: Кольский проспект, 9.
А сейчас давайте вспомним, с чего все начиналось.
Аллея любви за Полярным кругом
Сегодня можно выделить несколько периодов развития территории Мурманска, строительства и наименования улиц города. Первый этап во многом остался на бумаге.
Как пишет доктор исторических наук Алексей Киселев, план застройки Мурманска 1916 года предусматривал семнадцать проспектов и улиц. Четыре улицы шли почти параллельно железной дороге, десять – расходились веером от центральной площади, остальные лежали у подножия третьей террасы. Главной магистрали города присваивалось название Николаевский проспект. На месте нынешней Ленинградской улицы намечалась Ольгинская (по имени старшей дочери Николая II), на месте улицы Воровского – Алексеевский проспект (по имени наследника). Значились на плане улицы Михайловская и Владимирская (по именам брата и дяди царя). В центре полукругом должны были располагаться правительственные учреждения. Огибающую их улицу хотели назвать Мариинской (по имени еще одной дочери царя). Другим улицам предполагалось дать названия Архиерейская, Банковская, Думская, Железнодорожная, Земледельческая, Инженерная, Морская, Почтовая, Торговая, Солдатская, Садовая.
Но план остался неосуществленным в результате революционных событий 1917 года. После свержения самодержавия в феврале 1917 года и последовавшего октябрьского переворота на градостроительном плане появились названия: проспекты Океанский и Полярный, площади Пушкинская и Беломорская, улицы Английская, Итальянская и Онежская, бульвары Французский и Думский.
Мурманск образца 1917–1920 годов, да во многом и в последующие годы представлял из себя деревню, где каждый решал жилищный вопрос как хотел и где хотел. Рыли землянки на склонах многочисленных оврагов, из подручного материала ставили «срубы», из брошенных шпал, досок, выловленных в заливе бревен, бочковых клепок сооружали лачуги, обивали их фанерой, тесом, листовым железом. Так возникли многочисленные Нахаловки, а также Шанхай, или Самострой, который стал селением китайцев – участников строительства железной дороги. Он разросся северо-западнее нынешней улицы Челюскинцев, ближе к заливу и Зеленому мысу. В Шанхае появились Аллея любви, Китай-дорога, проспект Молодежи, улица Злачных мест. Возможно, это и были фактические, а не на бумаге первые улицы Мурманска.
Именем местных вождей
В 1920 году Советской власти пришлось браться за упорядочение строительства с самого начала. Тогда в Мурманске намечались 33 улицы, переулка и площади. В июне межведомственная городская комиссия присвоила им новые названия. Нескольким дали имена боевых кораблей, связанных с историческими событиями на Севере: проспекты Аскольдовский и Варяжский, улицы Чесменская и Пересветская. Ряд названий запечатлел и саму революционную эпоху: проспекты Карла Маркса, Жертв Революции и Рабочий, улицы Красная, Красных Зорь, Красного Флота, Баяновская, Володарского, Поспеловская, Интернациональная, Красноармейская, Первомайская, Пролетарская, Советская, Трудовая. Существовали площади Вокзальная, Варяжская, Жертв Революции и Рабочая. На месте нынешней площади Пять Углов в самом начале 20-х годов была Красная площадь. Ее окружали здания губисполкома, губкомов партии и комсомола, управление милиции и редакции газеты «Полярная правда». Часть наименований отражала северный колорит: улица Морская, проспекты Варничный, Лопарский и Северного Сияния.
Особо следует отметить в этом списке улицы Баяновскую и Поспеловскую. Их предложили назвать так в честь Алексея Михайловича Баянова и Ивана Константиновича Поспелова – участников борьбы за Советскую власть на Севере. После разгрома белогвардейцев И. К. Поспелов возглавлял исполком Мурманского Совета, а А. М. Баянов был секретарем исполкома. Члены межведомственной комиссии сочли необходимым отразить их заслуги.
Некоторые из утвержденных тогда названий не прижились. И опять улицы именовались по старинке: Больничная, Ижемская, Портовая, Териберская, Туломская, Самоедская.
22 июля 1925 года принимается новое постановление о названиях улиц. Интернациональная стала улицей Коминтерна, Советская – проспектом Ленина, Кольская – улицей Сталина, Варничная – улицей Конкордии Самой-ловой, улица Красных Моряков – улицей Шмидта, Лопарская – улицей Софьи Перовской.
Появились и другие наименования: улицы Октябрьская, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Дзержинского, Свердлова, Зиновьева, Рыкова, Урицкого, Воскова, Моисеенко, Нариманова, Нахимсона, Желябова, Сунь Ятсена; переулки Доброхотова и Пионерский; площади Воровского (бывшая Смычки), Калинина (бывшая Круглая), Советская (бывшая Центральная).
Всего в постановлении перечислены сорок одна улица (включая восемь переулков), четыре площади, пять садов и скверов (Пионерский, Комсомольский, Рабочий, Полярный, Горный).
Туристы на Туристов
Развитие Мурманска в 30-е годы прошлого века было настолько бурным, что за ним не могли угнаться не только решения власти по благоустройству города, но даже планы и проекты. Многие приезжие не дожидаясь, когда получат от государства бесплатную жилплощадь, строили собственные дома. Одним из таких участков с самостроями была гора на востоке города. Там появились улицы Новая, Косая, Скальная, Прямая, Высокая, Моховая, Связи, Строительная, Сорокская, Кандалакшская, Нивская, Северная, Фабричный проезд, Карельский переулок. Казалось, вернулись времена лихих 20-х, когда люди строились как и где вздумается. Но это впечатление обманчиво. На этот раз городские власти зорко следили за всем происходящим, хотя, возможно, иногда и вынуждены были давать разрешения на стройку явочным порядком.
В этот период над названием улиц долго не думали – Новая, Косая, Прямая и т. д. Этот микрорайон, который, кстати, практически не пострадал от вражеских бомбардировок в годы войны ввиду удаленности его от порта и железной дороги, просуществовал до середины 70-х годов. Сегодня из старых названий сохранились лишь улица Скальная, проезд Связи и Северный проезд.
С 30-х годов существует в Мурманске и улица Туристов. Есть версия, что свое название она получила оттого, что в те годы это была окраина города, куда забредали только туристы. Ну и просто ходил народ на пикники. Кстати, многие панорамные снимки Мурманска 20–30-х годов сделаны, видимо, с улицы Туристов. Уж больно удобная точка для фотографа: в кадр попадают сразу и город, и порт, и залив. В годы войны отсюда тоже частенько снимали наш город. Точнее, то, что от него осталось. И лишь в 80-е годы, когда каменные дома закрыли вид на город, фотографы передвинулись выше – примерно туда, где сегодня находится памятник стойкости и мужеству мурманчан.
Какие есть улицы в мурманске
Не все улицы,меняли названия.
В Мурманске около двухсот пятидесяти улиц, проспектов, площадей, проездов и переулков
Мы уже говорили о том, как решили назвать мурманские улицы царские вельможи. Революция смела Романовых и стерла старые названия на плане города.
Новые утвердила междуведомственная городская комиссия в июне 1920 года. Всего тогда в Мурманске было тридцать три улицы и площади. Нескольким присвоили имена боевых кораблей, хорошо известных в Мурманске: Аскольдовский и Варяжский проспекты, Чесменская и Пересветская улицы. Многие улицы запечатлели революционную эпоху: улицы Красных Зорь, Красного Флота, Красная, проспект Карла Маркса, улицы Володарского, Советская, Интернациональная, Первомайская, Пролетарская, Трудовая, Рабочая, Красноармейская. Существовали Рабочая площадь и площадь Жертв Революции. На месте нынешней площади Пяти Углов в начале двадцатых годов была Красная площадь. Ее окружали здания губисполкома, губкомов партии и комсомола, редакции газеты «Полярная правда» и управления милиции. Часть названий отражала северный колорит: улица Полярная, проспекты Северного Сияния и Лопарский.
Но некоторые названия не привились. И опять улицы именовались по старинке: Лопарская (ныне улица Софьи Перовской), Ижемская, Териберская, Туломская, Портовая, Больничная.
В городе появились улицы
Желябова, Моисеенко, Воскова, Нахимсона, Нариманова, Розы Люксембург, Урицкого, Свердлова, Дзержинского, Сун Ят-сена, площади Калинина (бывшая Круглая), Советская (бывшая Центральная), Воровского (бывшая Смычки).
Мурманск: Центр
Город молодой и, казалось бы, какой тут может быть центр, да ещё и исторический.
Наверное, не все согласятся, что послевоенные неоклассицистические кварталы можно назвать «историческим центром».
Исторический центр Мурманска вытянулся на несколько километров вдоль порта и железной дороги.
И даже карабкающиеся на крутые склоны микрорайоны восточнее.
Как видно, он включает в себя не только относительно старую застройку, но и порт, и позднесоветские микрорайоны, в том числе классическую спальную периферию, и даже остатки барачных окраин старого Мурманска (Жилстрой).
Порт уже был описан в предыдущем посте, восточные «высокие» окраины и старые южные предместья (и новые южные районы) остаются на следущие серии.
Как я уже говорил в предыдущей главе, административное деление Мурманска более-менее совпадает с его реальной структурой, с транспортными районами города.
Так что вполне можно говорить о демографической ситуации в центре города, ориентируясь на районную статистику.
Мы опять начнём с Привокзальной площади, где в едином и не очень оригинальном порыве расположились железнодорожный и автовокзал.
Вот, например, здание Рыбопромышленного колледжа 1932 года.
С выразительной скульптурой моряка:
А дальше улица Челюскинцев всё больше похожа на соседний проспект Ленина.
Те же сталинки, только пониже.
Колорита добавляет то, что местность потихоньку начинает ползти вверх, к сопкам.
Где-то там я наткнулся на какое-то железнодорожное учреждение с куском пути во дворе:
Но наш путь лежит на северо-запад, вдоль склона сопки Зелёный Мыс, по улице Карла Либкнехта.
Всё выглядит малость посуровее.
Но тут же, по иронии судьбы, ещё один из считанных новых жилых домов Мурманска:
И неожиданно южного вида дом с балконами:
От Привокзальной площади отходит полная пешеходов улица Воровского.
Площадь обширная, и людей на всё это пространство не хватает.
«Культуры 1», по выражению Паперного, когда советская власть была свежа, жестка, но не так жестока и не так отвратительна, как десятилетием спустя; когда «советская культура» и «авангард» были почти синонимами.
А сейчас митингов нет, и вся эта конструкция смотрится как редуцированная смотровая на город.
Это постконструктивизм, что-то среднее между поздним авангардом и сталинским ампиром; здание напомнило мне московский кинотеатр «Родина», что рядом с метро Семёновская.
«Родина» была построена в 1948 году, на 10 лет позже своего московского аналога; это был один из важных пунктов программы послевоенного восстановления Мурманска.
Самое высокое здание не только в российском, но и во всём Заполярье, во всей планетарной арктической зоне, мурманский небоскрёб очень высок и для большинства российских областных и республиканских центров среднего размера.
Но впечатление от застройки всё равно очень целостное.
Дополнительное очарование мурманскому «старому городу» придаёт то, что это, кажется, единственный совсем не серый район города.
Ансамбль разделяется на две примерно равные части (по несколько кварталов) площадью Пяти Углов с «Арктикой» и другими более новыми зданиями; как раз примерно здесь проспект Ленина делает поворот.
Здесь проспект подходит ближе к нависшему над центром Мурманска Скальному микрорайону, и почти всю архитектурную историю города можно уместить в один кадр:
Северный отрезок и более культурный, так сказать: здесь расположен краеведческий музей; в музей я не попал (понедельник), но зато оценил мемориал ледоколу «Ермак» у входа:
Где-то здесь затесалось и одно из немногочисленных мурманских зданий, построенных после 1991 года.
Очень динамичная, экспрессивная скульптура перед стадионом, который своей основной стороной выходит на улицу Челюскинцев:
Как видно, тут скорее наоборот; впрочем, совсем жести а-ля Тверь или Yaroslavl’ style я не припомню.
На севере проспект Ленина начинает подниматься на склоны сопок.
Сталинский ампир здесь какой-то более «чистый»:
И памятник Ленину, отсутствующий на главной площади города:
Необычно, что он прямо в центре; о значимости этого объекта можно судить по тому факту, что сюда, например, ходит специальная маршрутка аж из Североморска.
А улица Воровского, соединяющая Привокзальную площадь и площадь Пять Углов, идёт дальше и обзаводится настоящим пешеходным бульваром по центру, который носит гордое имя «Музыкальная аллея».
Бульвар не очень длинный, он заканчивается монументальной лестницей.
Это самая внушительная часть «вертикальной» пешеходной инфраструктуры, которая, достигнув в Мурманске необычно высокого по российским меркам уровня, помогает делать этот крайне рельефный город таким цивилизованным и удобным для проживания.
С лестницы открываются не лучшие, но вполне показательные виды центра Мурманска.
Она поднимается метров на 50 и приводит в район с говорящим названием Новое Плато.