какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения

Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть картинку какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Картинка про какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть картинку какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Картинка про какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть картинку какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Картинка про какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть картинку какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Картинка про какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения

какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть картинку какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Картинка про какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения

какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Смотреть картинку какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Картинка про какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения. Фото какие идеи внесла в развитие педагогической мысли эпохи возрождения

В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающихся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма, а человека признали тогда высшей ценностью на земле. Началась эпоха названная Возрождением, что означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое открытие античных достижений.

Это время великих изобретений и открытий, развития культуры, науки, образования, (книгопечатание 1517, открытие Америки, морского пути в Индию, появление романского и готического стилей в архитектуре, непревзайденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланжело, поэзия Петрарки и Даите и мн. др.).

Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем в другие западноевропейские страны. Педагоги-просветители (гуманисты) эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания Витторино да Фельтре (XVв.).

Учебно-воспитательное учреждение, названное «Дом радости», которым руководил этот педагог, стремилось развить «ум, тело и сердце». Главными предметами программы были классические языки (латинский, греческий), литература. Изучались логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически (верховая езда, бег, борьба, военизированные игры). Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию. В школе занимались 80 воспитанников. Это были дети аристократов и одаренные дети.

Франсуа Рабле – французский писатель, в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» критикует воспитание того времени (отказ от физических и умственных нагрузок порождают лень, болезнь, скуку) и представляет идеал гуманистического воспитания, заключающегося в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного человека.

Эразм Роттердамский – жил в Голландии, в Париже, в Англии. В своем сатирическом произведении«Похвала Глупости» высмеивал невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка в обучении, заинтересовывать его учением.

Томазо Кампанелла – итальянский философ-мыслитель написал трактат-утопию «Город Солнца» (1602 г.), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трактовке описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.

Томос Мор – английский мыслитель, в своем труде «Остров Утопия» или «Золотая книжка столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). Изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считал воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта – воспитание, нравственные черты, отличающие гармонию развитого человека. Государственные школы признаны развивать в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке, обучать нужно всех: и мальчиков, и девочек.

Итак, главными идеями педагогов гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду.

Гуманистические идеалы Возрождения находились в реальном противоречии с характером реальной общественной жизни эпохи. Они были настолько устремлены в будущее, что оказались не только совершенно недоступными массовому сознанию, но и неприемлемыми для многих носителей «теоретического разума».

Источник

История педагогики и образования.

5.2. Педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».

Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, «он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний».

Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. По воспоминаниям современника, «со строгостью сурового аскета запирался он каждое утро в своей комнате, где молился с коленопреклонением и бичевал себя. Он часто исповедовался, сам преподавал закон Божий, увещевал учеников молиться и ежедневно посещать вместе с ним обедню».

Современник Витторино Пьетро Паоло Верджерио (1350–1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, собственно нравственный и физический компоненты. В трактовке П.П. Верджерио умственное воспитание имеет тесную связь с нравственным и значимо только в этой связи: знания без нравственного воспитания не ценны, даже более того – опасны. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (практическое выражение эта идея в полной мере нашла значительно позднее в воспитательно-образовательных системах Я. Корчака, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.).

Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, чье влияние распространялось далеко за пределы родины, Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского) (1469–1536). Начальное образование он получил в монастыре, затем в «школе братьев» в Давентаре, позже в Парижском и Оксфордском университетах, где глубоко овладел языками и литературой. Многие годы Эразм Роттердамский вел образ жизни странствующего ученого, живя во Франции, Англии, Италии. Последние 25 лет жизни он провел в г. Базеле. Эразм Роттердамский оставил след в истории как яркий публицист, высмеивающий пороки современного ему общества («Похвала глупости»). Педагогические взгляды он излагал в работах «Беседы», «Цицеронианцы», «Метод изучения», «Свободное воспитание детей», «О благовоспитанности детей».

Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.

Эразм Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место в образовании женщин должны занимать классические языки.

Французский гуманизм эпохи Возрождения представлен именем Франсуа Рабле (1494–1553). Писатель, гуманист, яркая и неординарная личность, он родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. Весьма точную характеристику противоречивому характеру Ф. Рабле, который определил своеобразие его педагогических воззрений, дал Е.Н. Медынский: «Человек, который всю свою жизнь боялся, как бы его не сожгли на костре, и в то же время открыто издевался над религией. Человек, восстающий против церкви и дважды вымаливающий у папы Павла III отпущения своих грехов и отступничества; сначала монах, затем заклятый враг монашества и белый священник, потом врач, великий старик эпохи Возрождения, наконец, опять священник; энциклопедист по образованию – филолог, медик, археолог, юрист и естественник; автор, книги которого то издаются под покровительством короля, то запрещаются парламентом, но имеют громадный успех среди буржуазии того времени; писатель, в первых книгах которого бьет страстная жажда здоровой жизни, безудержное веселье и надежда на улучшение социальной жизни с помощью королевской власти, а в последних частях его романа сквозит глубокое разочарование; писатель с глубокими идеями и, в частности, с лучшими страницами мировой педагогики; крупнейший педагог, провозглашающий богом всего мира и вдохновителем всей культуры бутылку; то вращающийся в королевском кружке, то вынужденный бежать из Франции, – таков всегда мятущийся, полный увлечений, крайних преувеличений, сомнений и противоречий Рабле».

Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.

Юрист, автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что, по мнению М. Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний. Впоследствии такая логика подачи знаний будет рассмотрена в теории Я.А. Коменского.

Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.

Английская гуманистическая педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, общественного деятеля, писателя, политика Томаса Мора (1478–1535), написавшего, в частности, роман «Утопия», в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.

Источник

Педагогическая мысль эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как основной цели воспитания вновь становится актуальной и трактуется только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Так, Томас Мор (1478- 1533) и Томмазо Кампанелла (1568-1639), а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление в соединении образования и воспитания с производительным трудом.

Ознакомление с практикой образования и педагогической мыслью Византии стимулировало развитие западноевропейской педагогической мысли в эпоху Возрождения.

Виднейшие деятели той эпохи — итальянский гуманист Витторино да Фелыпре (1378- 1446), испанский философ и педагог Хуан Луис Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533-1592) и др. — выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для того времени педагогических идей. Педагогические работы этого периода были написаны в рамках философии, теологии, художественной литературы.

Мыслители критиковали средневековую схоластику и механическую «зубрежку», выступали за гуманное отношение к детям, освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать тблько на себя, свои силы и разум. Помышляя о физическом совершенстве человека, педагоги-гуманисты многое взяли от рыцарского воспитания. Педагогическая триада Возрождения — классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Она включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи, выступающие как предвестники нового общества.

Практическую реализацию педагогических идей гуманизма следует связывать в первую очередь со школой итальянского педагога Витторино да Фельтре. Эта школа была создана в поместье герцога Мантуанского, и обучались в ней не только дети знатных родителей, но и ученики из неимущих семей, как мальчики, так и девочки. Эту школу Витторино назвал «Школой радости». Школа оправдывала свое название: она была расположена вдали от города, в окружении леса, вблизи реки.

Витторино да Фельтре утверждал, что красота и привлекательность обстановки содействуют здоровой умственной работе. В этом отношении он стоял на точке зрения, резко противоположной той, которая доминировала в средние века, когда полагали, что нездоровая, некрасивая местность особенно пригодна для устройства университетов или вообще учебного заведения.

Обстановка школы — доброе отношение учителей к своим воспитанникам, уважение, поощрение их самостоятельности — реализовала общую направленность педагогики гуманизма.

Педагог выступал за энциклопедичность знаний, поэтому в программу были включены «семь свободных искусств», особенно математические знания; большое внимание уделялось музыке, пению, танцам. Самым существенным в воспитании было общение с природой г— прогулки, наблюдения, игры на воздухе.

Первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр. В обучении геометрии Витторино следовал примеру древних египтян. Геометрии он учил вместе с черчением, работами по измерению площадей и объемов. В школе изучали алгебру, астрономию, которой Витторино заменил прежнюю астрологию. В центре всех школьных занятий были классические языки, причем латинский язык изучался как язык живой, разговорный, каким он в то время и был в Италии.

Обращение к человеку как наивысшей ценности, вера в его неисчерпаемые возможности изложены в труде «Опыты» Мишеля Монтеня— выдающегося французского мыслителя эпохи Возрождения, одного из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий. Монтень видел в ребенке прежде всего природную индивидуальность.

Скептицизм как течение в философии эпохи Возрождения является своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающий человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами. В эпоху Монтеня, когда средневековая схоластика уже начала утрачивать свое господство над умами, а опытные науки нового времени только еще начали складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества и отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры — католической церкви.

Являясь противником схоластической науки Средневековья, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Он являлся сторонником развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин, которые в школах того исторического периода почти не изучались.

Как и все гуманисты, Монтень выступал против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.

Главной идеей в теории развивающего обучения, по Монтеню, является то, что такое обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, принуждения и насилия. Он считал, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца». Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам.

«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это. Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все примечательное, что только ему ни встретится. После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он ни выбрал, — раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде», — в этом заключается педагогическая теория М. Монтеня.

Между идеалами эпохи Возрождения и реальными условиями европейского воспитания и образования существовало громадное противоречие. Идеи Возрождения (природосообразность воспитания, демократизация системы обучения, обогащение содержания образования и воспитания и пр.) оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики. Вместе с тем они не могли быть сколько-нибудь полно осуществлены. Нередко эти идеи носили утопический характер.

Источник

Педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли мыслители-просветители Витторино
да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томмазо Кампанелло и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

Успех деятельности «школы радости» объяснялся не только личным достоинством и высочайшей эрудированностью В. да Фельтре, но, главным образом, реализацией им гуманистических идей. Эта школа явилась прообразом классической гимназии последующих столетий.

Голландский гуманист Эразм Роттердамский (1467-1536) связывал изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья прежде всего с воспитанием. В педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» писал о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. По его мнению, в основе воспитания должен лежать принцип активности, к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание учиться.

Он одним из первых заговорил о народном образовании, считал труд критерием нравственности. В памфлете «Похвала глупости» он дал критику палочной дисциплины, бессмысленной зубрежки и грубости учителей средневековой школы. основными задачами нравственного воспитания он признавал воспитание благочестия, чувства долга, развитие у детей интереса к знаниям.

Английский мыслитель Томас Мор (1478-1535) в своей знаменитой «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) (краткое название «Утопия») описал идеальное общество, в котором все равны (и мужчины, и женщины), все делится поровну и все живут вместе.

В государстве Утопия (фантастическом острове), все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. От обязательного непосредственного участия в физическом труде освобождены только ученые и лишь до тех пор, пока они оправдывают возлагаемые на них надежды. В противном случае они лишаются своего звания и вновь возвращаются к земледелию или ремеслу.

Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования. Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т.д.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания.

Подробно говорил о женском воспитании: женщины имеют такие же права, что и мужчины, способности не отличаются. Доказал, что женщина может быть и хорошей хозяйкой, и ученым (на примере своей дочери, которая сделала несколько астрономических открытий и воспитывала детей).

Испанский философ, психолог и педагог Хуан Луис Вивес (1492-1540) в психологическом трактате «О душе и жизни» подробно разработал вопрос о памяти и ассоциациях, написал ряд методических сочинений в духе гуманистических идей. Он полагал, что процесс обучения невозможен без проникновения в закономерности процесса познания, а воспитание немыслимо без понимания и учета психофизических закономерностей роста ребенка. Ему первому принадлежит обоснование принципа природосообразности, в дальнейшем подробно разработанного Я.А. Коменским. Будучи воспитателем дочери английского короля, он написал сочинение о воспитании девушек.

Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе, догматическое изучение религиозных текстов. Писал, что отказ от физических и умственных нагрузок, порождает лень, болезни и скуку. В содержание образования включал классические науки (языки, геометрию, арифметику, астрономию). Считал, что все знания можно взять из книг.

Ф. Рабле оказал влияние на М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Критикуя педантизм и формализм схоластического образования, он противопоставил ему развитие самостоятельного мышления, самодеятельности и активности детей.

Интересны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой.

Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, а не внушать готовые истины/ Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены путем эксперимента.

Педагогические идеи итальянского гуманиста Томаза Кампанеллы(1568-1639), выраженные им в книге «Город Солнца», в определенной мере явились развитием идей, предшествовавших ему мыслителей, в том числе и Т. Мора.

С 2-х пет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей.

С 3-летиего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и стены городские. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей. С 8 лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С 12 лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Томмазо Кампанелла подробно рассматривал вопросы трудового воспитания детей, подростков, юношей, точно обозначал содержание труда на каждой возрастной ступени, высказывал мысль о соединении труда с обучением, а обучения с играми и гимнастическими упражнениями. Склонности и способности детей, полагал он, принимаются во внимание при дальнейшем их включении в общественное производство.

Лекция 17. Школа и дошкольное воспитание
в Новое время

Основные лекционные вопросы:

17.1. Характеристика тенденций развития образования в Новое время.

17.2. Педагогические взгляды и деятельность Я.А. Коменского.

17.3. Педагогические взгляды Дж. Локка.

17.4. Педагогические идеи ж-ж Руссо.

17.5. Педагогическая деятельность ИГ Песталоцци.

17.6. Развитие идей ИГ Песталоцци в теории Ф. Фребеля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *