какие идеи выдвигала досократовская философия
Досократическая философия
Периодизация
Досократическая философия (Досократики) является первым (из трех) периодом греческой философии.
Заметка 1 Греческая философия считается отправной точкой всей истории западной философии в целом.
Периоды греческой философии:
Главные идеи философов-досократиков
На этапе досократической философии древнегреческие мыслители занимались изучением проблемы первоначала. В это время человек не отделялся от мира и рассматривался как его неотделимая часть.
Заметка 2 Первых греческих философов называют натурфилософами, их учение — натурфилософией.
Первыми западными философами считают древних греков Анаксимандра и Фалеса, которые выделяли вещество как первоначало. И таким веществом у них была вода не в прямом, а в метафизическом смысле слова (вода в их представлении была живым веществом, обладала душой).
В отличие от них Гераклит, которого называют плачущим философом, основой мира считал огонь, который то угасает, то вспыхивает. Следовательно, по Гераклит, в основе мироздания лежит подвижное, динамическое начало.
По Пармениду, бытие недвижно и едино и представляет собой единство материального и духовного. Человек может рассуждать только о бытии, поскольку познать не бытие не в его власти.
В представлении Пифагора и пифагорейской школы первоначалом мира является число, и бытие представлено как гармоническое точное целое.
Также к досократическому периоду относится философское течение софистика, представители которого (софисты) учили других мудрости за плату. Софисты главное место в мироздании выделяли человеку. Их критиковал Сократ. В историю вошли как создатели приемов нелогического обманного ведения дискуссии.
Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.
Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.
Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.
Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).
В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.
В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.
Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.
Нужна помощь с курсовой или дипломной работой?
Досократическая философия и её место в истории античной философии
Нельзя рассуждать об истории и не обращаться к хронологии событий. В таком контексте принято апеллировать к векам, эпохам и периодам. История философской науки не является исключением. В ней также важны периоды, эпохи и века.
Хронологические рамки досократической философии
История философии начинается в досакратический период. Именно с этого момента начинается отсчёт всей философии. Хронологические суждения не относятся к историческому континууму как таковому, но зарождаются в умах учёных-историков, которые формируют всяческие реконструкции исторического процесса, выделяя в нём немаловажные структуры и главные события, в свете которых другие события заслуживают то или иное значение.
Подобные значимые структуры называются парадигмами. Исходя их всего этого, история – это смена парадигм. Самой первой парадигмой является античная досократическая философия.
Определить начало какого-то процесса, а тем более начало новой научной дисциплины достаточно сложно. Любая историческая реконструкция определённо сталкивается с подобной проблемой. Можно предположить, что начало – это то, с чего начинают воссоздавать исторический процесс, но на самом деле, всё гораздо сложнее. Начало отсчёта истории любого явления целиком зависит от понимания нами данного явления. Более того, важно ещё и дать какое-то определение данному процессу.
Поиск начала философии и любой другой науки не будет удачным, если не будет хоть малейшего представления о том, что такое философия на самом деле. Таким образом, говоря о начале отсчёта, сначала необходимо обратиться к самому исследователю, который занимается реконструкцией исторического явления, предварительно дав себе отчёт в том, что из себя представляет это явление.
Вопрос о начале какого-либо явления предполагает и появление дополнительных вопросов, к примеру, какие условия способствовали формированию исследуемого явления, кто стал основателем и т.п.
Исследования вопроса начала философской науки
Первым, кто стал исследовать вопрос начала философии, стал Аристотель. Подкрепив собственные знания и принципы достаточной материальной и теоретической базой, он обратился к опыту своих предшественников и совершил попытку истолковать их воззрения с историко-философской точки зрения. Ни один его труд не обходится без цитирования предшественников. Стоит отметить, что одних он яро критиковал, с другими сходился во мнениях.
Однако важно сказать, что его критика была оправданной и подкреплённой его собственными познаниями. Он руководствовался своим учением о четырёх причинах всего:
Аристотель полагал, что практически все первые философы считали, что начало всего – материальные начала. Иными словами, то, из чего состоят вещи, из чего они появляются, и во что они превращаются после погибели, при этом важно, что сущность хоть и остаётся, но может изменяться в своих проявлениях.
Аристотель называет такую сущность physis, что в переводе означает природа или естество. У истоков такой философии Аристотель видит Фалеса. Философское направление, которое соответствует данному виду философии, Аристотель называет фюсиология, а мыслителей, относящихся к данному направлению – фюсиологами.
Историко-философские экскурсы Аристотеля приняли академический характер и стали достаточно авторитарными во времена других эпох, что оказало важное значение на порядок изложения философской мысли в будущем.
Ранняя греческая философия получила название досократической благодаря немецкому историку философии XIX в. Э. Целлеру. От немецкого Vorsokratiker. Примечательно, что часть слова vor, что по-русски означает до, может быть объяснена в нескольких значениях. Понимание в прямом смысле означает, что до показывает на хронологическую составляющую и показывает на период, который был до Сократа, а также называет всех представителей этой эпохи досократики.
Но при более глубоком изучении данной темы оказывается, что многие из тех, кто считался досократиком, по возрастным параметрам были схожи или даже оказывались младше самого Сократа. Это означало то, что Сократ определённо был ключевой фигурой в развитии и становлении философской мысли, а его место было где-то между до и после.
Второй причиной сомнений однозначного понимания понятия является то, что некоторые мыслители выделяются в отдельную группу ещё и потому, что их понимание философии отличалось от сократовских представлений. Их тип философствования не был похож на тип философствования Сократа, они исследовали иные проблемы, о ставили перед собой иные цели.
На самом деле так и было, софисты скорее современники Сократа, но важно заметить, что они и его учителя, а чуть позднее стали его оппонентами, потому как свои воззрения они строили скорее на идеях ранних философов. Софисты были ближе к взглядам Парменида, Гераклита, Зенона Элейского, а радикальные идеи Сократа были им чужды.
Философская позиция досократиков
Тексты, которые дошли до нас, помогают установить направление идей досократиков. Фрагменты и свидетельства современников говорят о том, что наиболее важным для ранних греческих философов был вопрос о начале единства всего. Ежедневные наблюдения мыслителей наводили их на мысли о том, что в мире ничто не вечно, но от этого мир не гибнет. Каждый день в окружающей среде происходят различные изменения, что-то гибнет, что-то вновь рождается, однако эти постоянные изменения не приводят к исчезновению мира. Более того, вокруг себя каждый человек постоянно наблюдает множество вещей и событий, но при этом мир остаётся целостным.
Значит, как полагали досократики, должна быть какая-то сила, которая оказывает невидимое действие, направленное на сохранение целого, и, будучи многим, она продолжает своё существование как единый мир, а любая вещь в этом мире существует как единая, и отсюда становится ясным, что сила или власть, которая способствует удержанию этого единства и позволяющая ей быть таковой, это и есть сама вещь в самом этом мире. Иначе не представляется возможным существование чего-либо.
Первые мыслители выдвигали множество гипотез по поводу того, что же может быть этой силой и кто мог бы выполнять данную необходимую роль. Согласно досократическим философским учениям и идея, которые они выдвигали, то такую объединяющую роль могли бы выполнять и вода, и воздух, и огонь и ещё много чего.
Досократики – это учёные-мыслитель, которые жили в VI — нач. IV в. до н.э., основных их занятием было исследование природы в смысле physis, иначе говоря, фюсиологии, ключевым вопросом, их изучения было принцип начала единства всего мира.
Некоторые учёные полагают, что к числу досократиков можно отнести и софистов, которые также занимались исследованием природы в этот период. Однако некоторые отрицают данное положение в силу того, что софисты базировали свои интересы в другой сфере, нежели фюсиологи.
Досократики
Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.
Содержание
История
Впервые термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал в своей книге «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.
Учение
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.
Представители
Наиболее известны следующие досократики:
Школы
Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда к досократикам ошибочно причисляют и софистов, но это не совсем корректно, так как большинство софистов были современниками Сократа и он с ними активно спорил. Кроме того, учение софистов сильно отличается от учения досократиков.
Литература
Ссылки
Предфилософская традиция |
---|
По времени |
| ||||
---|---|---|---|---|---|
По географическому положению |
| ||||
По отношению к религии |
|
Полезное
Смотреть что такое «Досократики» в других словарях:
ДОСОКРАТИКИ — в узком смысле слова все др. греч. философы, начиная с Фалеса (надо бы с Лина), в широком смысле и профилософы, начиная с Гомера (далее Гесиод, орфики, Ферекид, Лин) и до Сократа. Если что и есть между Д. в узком смысле общего, так это только то … Философская энциклопедия
ДОСОКРАТИКИ — ДОСОКРАТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Présocratiques; англ. Presoc ratics), новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6 5 вв. до н. э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н. э., не затронутых влиянием… … Античная философия
ДОСОКРАТИКИ — древнегреческие философы раннего периода (6 5 вв. до н.э.), а также их преемники в 4 в. до н.э., творившие вне русла аттической ‘сократической’ и софистической традиций. Тексты Д. впервые собрал в книге ‘Фрагменты досократиков’ в 1903 немецкий… … История Философии: Энциклопедия
ДОСОКРАТИКИ — древнегреческие философы раннего периода (6 5 вв. до н.э.), а также их преемники 4 в. до н.э., творившие вне русла аттической «сократической» и софистической традиций. Тексты Д. впервые собрал в книге «Фрагменты досократиков» в 1903 немецкий… … Новейший философский словарь
ДОСОКРАТИКИ — условное наименование ранних греч. философов (VI V вв. до Р. Х.), развивавших свое учение до или во время жизни Сократа. Термин введен в научный обиход нем. ученым Г. Дильсом (1848 1922). В традиц. совр. употреблении понятие «досократовская… … Православная энциклопедия
Досократики — термин для обозначения ранних греческих философов 6 4 вв. до н.э. Досократики не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, о социальной сфере, а ограничивались лишь учением о природе, космосе. К числу досократиков относятся Фалес,… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Досократики — со времени выхода издания Г. Дильса в 1903 широко употребимое понятие философской историографии. Охватывает философов и философские школы эпохи, предшествовавшей началу деятельности Сократа. К Д. среди прочих причисляются ионийские… … Словарь античности
досократики — ів, мн. Умовна назва групи філософів початкового періоду давньогрецької філософії (7 поч. 4 ст. до н. е.) … Український тлумачний словник
ДОСОКРАТИКИ — греческие философы, предшествовавшие Сократу, за исключением софистов. Досократиков объединяет стремление найти в природе элемент, объясняющий мир. Главные фигуры Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Зенон. Критика Сократом их… … Философский словарь
ДОСОКРАТИКИ — древнегреческие философы раннего периода (6 5 вв. до н.э.), а также их преемники в 4 в. до н.э., творившие вне русла аттической сократической и софистической традиций. Тексты Д. впервые собрал в книге Фрагменты досократиков в 1903 немецкий… … История Философии: Энциклопедия
Досократовская философия
Досократовскую философию открывает эпоха семи мудрецов – VII в. до н. э. Постичь философское мышление этого периода весьма сложно, прежде всего потому, что произведения досократовских мыслителей сохранились только во фрагментах и лишь благодаря цитированию и критике позднейших античных авторов.
Фалес является основателем философии «физиса» (природы). Он сформулировал проблему «архэ», т. е. первопричины всего сущего. Первопричина выступает в качестве праосновы, т. е. того, из чего происходит все сущее, и того, во что все разрешается. Архэ есть некая существенность, остающаяся постоянной при всех превращениях. У досократиков «архэ» был божественным началом бытия и жизни всех вещей.
Учеником Фалеса был Анаксимандр(611-546 гг до н. э.). До нас дошел фрагмент из трактата «О природе», в котором Анаксимандр продолжил разработку «физиса», а проблему архэ решал с помощью понятия апейрон.
Апейрон выступает как божественное, ибо это архе бессмертно и неразрушимо, но не в духе Гомера, а в духе натурализма, физиса, ибо апейрон есть сущность мира, и является понятием пантеистического типа: апейрон как сущность растворен в природе.
Поскольку апейрон бесконечен, значит, бесконечны и миры, а наш земной мир является одним в ряду других миров, сосуществует с множеством миров.
Анаксимандр размышлял над проблемой генезиса космоса. В некоем моменте вечности возникли первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное по первоначальной природе было жидким. Частично трансформированное огнем, оно образует воздух, периферийные сферы. Огненная сфера утраивается, рождая солнце, луну и звезды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует море. Земля, имеющая форму цилиндра, покоится в подвешенном состоянии по причине одинаковой удаленности всех частей, т. е. равновесия сил.
Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые организмы, элементарные структуры, из которых постепенно развиваются животные все более сложные. Идея о зарождении жизни в водной среде содержит примитивное понятие эволюции жизни. Этого достаточно, чтобы понять, как далеко логос уходит от мифа.
Следуя необходимости ввести некий «физис», из которого были бы выводимы все вещи наиболее логичным и рациональным способом, Анаксимен нашел в воздушном элементе, благодаря его наиболее подвижной природе и постоянным изменениям, основу для вариаций и трансформаций. Конденсируясь, воздух охлаждается и превращается в воду, затем в землю; ослабляясь и расширяясь, он нагревается и становится огнем. Анаксимен вводит понятие динамической причины, которая неразрывно связана с «физисом», приводя его в гармонию.
Философию «физиса» разрабатывал Гераклит из Эфеса (540-480 гг. до н. э.). Он написал книгу «О природе», откуда до нас дошло множество фрагментов в виде серии афоризмов в туманном, трудно доступном пониманию стилем, за что его называли Гераклитом Темным.
Гераклит прежде всего обратил внимание на динамизм вещей: все вещи универсума возникают, растут и гибнут, все миры подчинены этому процессу. Динамизм вещей является производным от динамизма первоначала, от архэ. Поэтому Гераклита принято считать одним из основоположников диалектики.
Рассматривая состояние универсума, Гераклит утверждал «все движется», «все живет», ничто не остается неподвижным и постоянным, все изменяется и превращается без исключения. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»; «мы выходим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые».
Смысл этих фрагментов ясен: река видимым образом та же, между тем в реальности она состоит из воды всякий раз новой, которая пребывает и исчезает. Поэтому, входя в реку второй раз, мы омываемся уже другой водой. Но мы и сами меняемся: в момент полного погружения в реку мы уже другие, не те, что были.
Эта гармония «единства противоположностей» и есть Бог и божества: «Бог есть день-ночь, зима-лето, война и мир, сытость и голод».
Согласно Диогену Лаэртскому, Пифагор написал три книги: «О воспитании», «О делах общины», «О природе». Пифагору приписывается и целый ряд других трудов, которые создавались пифагорийской школой и, как тогда было в обычае, были подписаны именем руководителя школы. Деятельность Пифагорийского союза была окутана тайной, учение было доступно только посвященным, публикация работ запрещалась. Первым пифагорейцем, опубликовавшим свое сочинение, был Филолай современник Сократа.
Пифагор и его союз разработали философию «физиса» (натурфилософию) на основе математики и геометрии и научили видеть мир другими глазами: как порядок, совершенным образом проницаемый разумом.
Совершенным, священным числом является десять, выступающее как сумма первых четырех чисел. Оно выражает единство Бога (Единица) и построенного мира, что обозначается кругом (О). Так возникла теория десятичной системы, которая работает и до сих пор.
Пифагор разработал учение о метемпсихозе, согласно которому душа по причине первородного греха вынуждена воплощаться в различные телесные существа, чтобы искупить свою вину.
Философию «физиса» завершают натурфилософские взгляды Левкиппа (500-440 гг до н. э.) и Демокрита (460-370 гг до н. э.),которые разработали атомистическое учение о бытии мира и человека.
Диоген Лаэртский сообщает, что Левкипп был родом из Милета, а Демокрит из Абдер. Левкиппу приписывают авторство книг «Великий диакосмос» и «Об уме», которые не сохранились. Демокрит написал более семидесяти работ из области физики, этики, математики, музыки, риторики, астрономии и т.д., которые снискали ему уважение всех выдающихся мыслителей древности, таких как Аристотель, Цицерон, Плутарх и других. До нас дошло лишь множество фрагментов его работ.
Принципиально новое решение проблемы бытия связано с введением понятия атома, что по-гречески означает то, что не делится. Принципы атомистической теории сводятся к следующим основным положениям.
С душой человека связано решение проблемы познания. Утверждается, что существует чувственное и рациональное познание. Познание объясняется как результат контакта атомов тел, испускающих флюиды, с нашими чувствами. Знание, полученное с помощью рассуждения (разума), является подлинным. Знания, полученные с помощью чувств, называются темными, они есть лишь мнение о вещах.
Атомисты разработали этическое учение. Центральным в этике является «достижение доброй мысли». Главным средством достижения добродетели является убеждение и воспитание в духе нравственности, ибо принуждением человека нельзя сделать добрым. Мерилом нравственности должен быть сам человек.
- какие идеи выдвигал чацкий
- какие идеи выдвинули просветители