какие идеи выдвинули просветители
Тест по истории Великие просветители Европы 7 класс
Тест по истории Великие просветители Европы 7 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 6 заданий.
Вариант 1
А1. Начало эпохи Просвещения относится к
1) XVI в.
2) концу XVII в.
3) концу XVIII в.
4) началу XIX в.
А2. Мыслители эпохи Просвещения
1) Н. Коперник, Г. Галилей
2) Р. Декарт, Авиценна
3) Т. Мор, Эразм Роттердамский
4) Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье
A3. Просветители, так же как и деятели эпохи Возрождения
1) призывали к революционному переустройству общества
2) призывали прекратить борьбу протестантов и католиков
3) считали феодальный строй идеальным
4) были гуманистами
А4. Кто является автором высказывания?
…чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении… остальное сделает естественный ход вещей.
1) Вольтер
2) А. Смит
3) Д. Дидро
4) О. Кромвель
А5. Деятели эпохи Просвещения выражали идеи общественного класса
1) буржуазии
2) аристократии
3) крестьянства
4) наемных рабочих
В1. Какие положения характеризуют взгляды просветителей? Выберите две цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте.
1) вера в человеческий разум
2) необходимость отмены частной собственности
3) церковь — главная опора государства и общества
4) способ переустройства общества — воспитание людей
5) для достижения стабильности в обществе необходимо ограничение прав и свобод людей
Вариант 2
А1. «Веком Разума» называют
1) ХѴІ в.
2) ХѴІІ в.
3) XVIII в.
4) ХІХ в.
А2. Мыслители эпохи Просвещения
1) Я. Гус, Ф. Бэкон
2) Д. Дидро, Вольтер
3) Ф. Рабле, У. Шекспир
4) Дж. Бруно, И. Ньютон
A3. Просветители, в отличие от деятелей эпохи Возрождения
1) выступали против религиозного фанатизма и христианской церкви
2) опирались на взгляды средневековых философов
3) верили в огромные возможности человека
4) принадлежали к разным слоям общества
А4. Кто является автором высказывания?
Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих.
1) А. Смит
2) Ришелье
3) Ж.-Ж. Руссо
4) Ш. Монтескье
А5. Идеи просветителей
1) подготовили почву для буржуазных революций
2) укрепили могущество католической церкви
3) укрепили основы феодального строя
4) вызвали начало Реформации
В1. Какие идеи выдвинули просветители? Выберите две цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте.
1) необходимость существования абсолютной монархии
2) необходимость укрепления сословного строя
3) образование — главный способ совершенствования общества
4) необходимость предоставления людям гражданских прав и свобод
5) революция — единственно возможный способ переустройства общества
Ответы на тест по истории Великие просветители Европы 7 класс
Вариант 1
А1-2
А2-4
А3-4
А4-2
А5-1
В1. 14
Вариант 2
А1-3
А2-2
А3-1
А4-3
А5-1
В1. 34
Эпоха Просвещения: «золотой век утопии»
Столетие Просвещения, по словам Иммануила Канта, вывело сознание народных масс «из состояния своего несовершеннолетия» и захватило потоком новых идей и веяний.
Философия, политика, наука и общественные отношения в Европе были радикальным образом пересмотрены в течение всего XVIII века в рамках направления, которое с легкой руки его представителей было названо эпохой Разума или просто Просвещением. Деятели Просвещения не только в Великобритании, Франции, но и по всей Европе поставили под сомнение традиционные ценности и выдвинули идею о том, что общество может быть улучшено с помощью рациональных преобразований.
Благодаря Просвещению мир увидел множество произведений, изобретений, научных открытий, правовых документов, войн и восстаний. Две революции, Американская и Французская, непосредственно были вдохновлены идеалами Просвещения и, как следствие, ознаменовали пик его влияния и начало упадка. В конечном итоге Просвещение уступило место новому столетию и направлению — романтизму XIX века.
Просвещение: ранний период (1685−1730 годы)
Первыми ласточками эпохи Просвещения в XVII веке стали английские философы Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс, французский мыслитель Рене Декарт и ведущие представители натурфилософии эпохи Возрождения Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Исторические корни эпохи восходят к 1680-м годам, когда в Англии свет увидел фундаментальный труд Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», а Джон Локк в 1690 году опубликовал свой «Опыт о человеческом разумении». Эти две работы предоставили научный, математический и философский инструментарий для основополагающих результатов Просвещения.
Джон Локк. Источник: thoughtco.com
В 1784 году немецкий мыслитель Иммануил Кант в эссе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» дал определение эпохи следующей фразой: «Дерзайте знать! Имейте мужество использовать свой собственный разум!».
Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путем накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории предоставили мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.
И все же всеохватывающего, единого Просвещения в XVIII столетии не было. Зато были французский, шотландский, английский, немецкий, швейцарский и американский века Разума. Часто мыслители высказывали диаметрально противоположные взгляды. Так, например, Локк отличался от Юма, Вольтер от Руссо, Фридрих Великий от Томаса Джефферсона. И все же эти прения и разногласия базировались на общих темах Просвещения — рациональном осмыслении и вере в исторический прогресс.
Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения
Впитавшее в себя идеи и воззрения французских мыслителей, Вольтера, Руссо, Монтескье, Бюффона, Дени Дидро, Высокое Просвещение получило характеристику, которая была дана знаковому его произведению, «Философскому словарю» Вольтера, — хаос ясных идей. Труд просветителя, в массе статей критикующий религию и церковь, подвергся осуждению со стороны теологов и властей. «»Философский словарь» — это чаша, из которой все состояния и все возрасты отравляются ядом безбожия…», — писал о произведении аббат Шодон. Словарь включили в «Индекс запрещенных книг» и приговорили к сожжению. Однако это только укрепило его популярность. Сочинение стало широко распространяться не только во Франции, но и за ее пределами.
Еще одним знаковым изданием этого периода стала «Энциклопедия» Дени Дидро, в которой ведущие фигуры эпохи объединили свои усилия с целью создания крупнейшего сборника человеческих знаний, проводника новых идей.
Фридрих Великий и Вольтер, около 1800 года. Источник: regnum.ru
XVIII столетие стало периодом просвещенных монархов, таких как Фридрих Великий, который, согласно его высказыванию, позволял подданным «рассуждать сколько угодно и о чем угодно, только повиноваться»; и просвещенных революционеров, таких как Томас Пейн и Томас Джефферсон, который в своей Декларации независимости отразил философско-правовые воззрения Джона Локка.
Это был век упадка веры и заката влияния церкви. Джон Локк вместе с французским мыслителем Пьером Бейлем всецело отдался идее отделения последней от государства. Под натиском научного мировоззрения и рационализма христиане стремились изменить свои взгляды, а деисты и материалисты приводили ряд научных аргументов в попытке доказать, что Вселенная сама, без вмешательства Бога, определяет свой курс. Эпоха Просвещения стала временем расцвета тайных обществ. Франкмасоны, розенкрейцеры, иллюминаты, преследуя цель — «перевернуть мировую духовную систему», предлагали своим членам новую систему морали, общение в братской среде, эзотерические обряды и церемонии. Для распространения просветительских идей были созданы новые интеллектуальные площадки — городские кофейни, аристократические салоны, литературные гостиные.
Французская революция — вершина Позднего Просвещения
Великая французская революция, начавшаяся в 1789 году, стала кульминацией Позднего Просвещения. Проходившая под девизом «Свобода, равенство, братство», она привела не только к смене старого порядка новым, но и к массовому террору, который показал всю несовершенность идей Просвещения. И все же главная цель революции — эгалитаризм — вызывала восхищение (например, у матери писательницы «Франкенштейна» Мэри Шелли, феминистки Мэри Уолстонкрафт) и вдохновляла страны на борьбу за независимость.
Взятие Бастилии, 1789 год. Источник: fr. wikipedia.org
XVIII век уступил место веку XIX. Просвещенный рационализм сменился необузданным романтизмом, который, как и другие течения, либерализм, классицизм, модернизм, в большом долгу перед мыслителями эпохи Разума.
Главные идеи эпохи Просвещения
Просвещение — необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Эпоха Просвещения — одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.
Основной идеей этой эпохи, было равенство всех людей не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. И решением этой идеи просветители видели в распространении знаний. В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» Иммануил Кант писал:
Религия в то время, казалась просветителям-атеистам врагом человека, поэтому в эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.
Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума — вторая идея эпохи.
Третьей идеей эпохи Просвещения стал исторический оптимизм.
Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.
Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности, и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе.
Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. — года последней революции в Англии — начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет — от 1689 до 1789 гг. — мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.
На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.
Идеи французских просветителей
Французские просветители внесли значительный вклад в формирование и продвижение идей прав и свобод личности и гражданского состояния. Кроме этого оказывали сопротивление произволу церкви и государства. Нельзя не отметить тот факт, что некоторые из представителей французского Просвещения остро высказывались против католического универсализма, как они это называли – средневековое мракобесие. И при всём при этом вовсе не критиковали религию.
Общеизвестно высказывание Вольтера, который говорил: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Тем самым подтверждая, что вера принималась просветителями. А религиозный фанатизм, который предполагает единомыслие, искореняет всякое проявление свободы совести и слова. Логично предположить, что Вольтер активно противоборствовал католической церкви.
Основные идеи французских просветителей
Ш. Л. Монтескьё и Ж. Ж. Руссо, являясь выдающимися представителями французского просвещения, высказывались в пользу пересмотра формы государственного правления и обращению государственной системы в сторону либерализации и демократизации власти.
Ш. Л. Монтескьё писал в труде «О духе законов»: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью».
Французский просветитель Монтескьё
Важное место в общественной жизни занимает принцип разделения властей на три ветви, разработанный именно Монтескьё. В его представлении власть должна быть поделена на:
А всяческие варианты соединения двух видов власти ведут к нарушению прав человека и границ его свободы. Впоследствии господство деспотизма и произвола. Монтескьё обращал важное внимание на то, что все ветви власти должны быть независимы друг от друга, но при этом гармонично дополнять и уравновешивать друг друга. В его преставлении три ветви власти – это важнейшие составляющие одной большой системы.
Опираясь на собственные исследования, Монтескьё сделал вывод, что судебная власть должна иметь такую же силу, как и две иные, при этом все они самостоятельны. В его трудах говорится о том, что судебная власть – это гарантия следования конституционным и другим законам в двух других ветвях. При этом судебная, наделяется, в его понимании, силой, разрешающей споры и прения, возникающие в других ветвях.
Такая теория была высказана Монтескьё в книге «О духе законов», но он почему-то считал, что это не самый важный посыл его труда, в отличие от его современников, которые говорили, что идея разделения властей – важный шаг на пути к реформированию системы государственного правления. Сам же автор придерживался мнения, что ядро и атмосфера законов любого народа берёт начало в традициях, нравах и характере.
Французский просветитель Руссо
Интересными идеями в сфере развития договорной теории государства оперировал и другой французский просветитель Ж. Ж. Руссо. Своё видение политической философии он заключал в следующем: всякое государственно-политическое образование являет собой осуществление планов материально обеспеченных граждан, и ни в коем случае не естественный процесс, основанный на исторических событиях.
Руссо утверждал, что неравенство берёт своё начало от момента произвола более удачливых членов общества, которые смогли завладеть общественными благами и превратили их в собственность. Искоренение разделения общества на богатых и бедных возможно только в случае обращению к истокам естественного состояния.
Учёный выдвигал идеи о том, что государство должно строиться на общественном договоре. Только в таком случае возможно справедливое существование человека в обществе и отвечающее природу людей. Выражая свои идеи насчёт идеального строения общества, он полагался не на реальность, а на предполагаемую им действительность в будущем. Особенностью таких идей было то, что, согласно его пониманию, человек изначально добрый и хороший.
Руссо писал: «Человек от природы есть существо доброе и хорошее, учреждения делают его злым и дурным».
Опираясь на подобные идеи, Руссо утверждал, что общественный договор – это начало равенства, свободы и не отрицаемого суверенитета народа.
Руссо регулярно делал попытки в сторону разрешения проблемы справедливости государственного устройства посредством обеспечения всех граждан правом участия в высшей власти. Однако для этого следовало отказаться от личных свобод, для того, чтобы привести в действие всеобщую волю. Согласно такому положению, все граждане равноправные субъекты всеобщей воли.
Следствием такого устройства государство может быть всеобщее господство. Где все субъекты общества одинаково подчинены власти и при этом сами же и являются этой властью. Это и есть конечная цель – достижение всеобщего равенства с сохранением собственной свободы.
Б. Констан отметил, что идеи Руссо не совсем корректны, поскольку наделяя всех политической свободой, игнорировалась личная. Невозможно поделить власть всеобщей воли, она абсолютна и непоколебима и не принадлежит никому. При этом наличие партий, фракций и т.п. недопустимо.
Интересен тот факт, что Руссо отрицал идею разделения властей, утверждая, что власть, которая выступает в интересах всего общества, может быть только единой. Её разделение недопустимо. В силу того, что суверенитет народа неотчуждаем и абсолютен, Руссо не считал важным говорить об ограничении народной власти.
ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 2 Просвещение в Европе и Америке
Стр. 11. Вспомните
Почему центром европейского Просвещения в XVIII в. стала Франция?
Идеи Просвещения получили наибольшее распространение именно во Франции, поскольку там, в отличие от большинства других европейских государств, был необычно высокий уровень грамотности населения (в XVIII в. таковыми являлась почти половина мужского населения), а также большое влияние на французов печатного слова (газет, журналов, книг). Кроме того, существующие феодально-абсолютистские порядки вызывали недовольство многих представителей привилегированных сословий (дворянства и духовенства), и конечно же буржуазии. В совокупности эти факторы создавали благодатную почву для успешного распространения идей Вольтера, Монтескьё, Руссо и др.
Что способствовало, а что препятствовало распространению идей Просвещения в других странах?
Идеи Просвещения в разных странах распространялись по-разному. Помимо Франции, наибольший отклик они нашли в Англии, а также в английских колониях Северной Америки. Прежде всего, этому способствовало само английское государственное устройство в виде конституционной монархии, а также наличие широких политических и гражданских прав. В свою очередь, для жителей колоний, которым и так было свойственно свободолюбие и фактическое отсутствие феодальных сословий, взгляды просветителей были популярны еще и благодаря близости к пуританскому учению и мировоззрению.
Однако нередко идеи Просвещения сталкивались с различными трудностями. В испанских и португальских колониях Латинской Америки, например, хранение и чтение трудов просветителей были прямо запрещены властями. В Германии, ситуация определялась политической раздробленностью. Наличие большого количества феодальных пережитков и ограничений существенно замедляло распространение идей Просвещения среди образованных слоев немецкого народа.
Стр. 13. Документ №1
1. О каких ветвях власти писал Монтескьё?
Монтескьё указывал о необходимости разделения государственной власти на три независимых друг от друга ветви: законодательную (для создания законов), исполнительную (для ведения войн, заключения мирных договоров, обеспечения безопасности, ведения внешней политики) и судебную (для осуществления правосудия).
2. Почему он считал необходимым разделение трёх ветвей власти?
По мнению Монтескьё, разделение власти на три ветви необходимо для того, чтобы граждане были по-настоящему свободными, и не стали жертвой какого-либо произвола и беззакония со стороны государства. Как он считал, такого положения дел можно было добиться только если законодательная, исполнительная и судебная власти были не только независимы, но и контролировали друг друга.
3. Что означала такая позиция для Франции того времени?
Для Франции XVIII в., где вся полнота государственной власти сосредотачивалась в руках одного лица – короля, идеи Монтескьё были полностью чуждыми. Для их реализации необходимо было упразднение существующего строя – абсолютизма. И произойти это могло либо путем реформ, либо путем революции.
Стр. 15. Вопросы в конце параграфа
1. Как вы думаете, благодаря чему идеи Просвещения получили особенно значительное развитие во Франции?
В XVIII в. существующим абсолютистским строем были недовольные многие образованные французы (не только буржуазия, но также значительная часть дворян и духовенства). Кроме того, Франция отличалась крайне высоким, по меркам того времени, уровнем грамотности мужского населения (почти половина). Это способствовало большому влиянию на общественное мнение печатной продукции (газет, журналов и книг). Поэтому прогрессивные идеи Просвещения получили наибольшую популярность именно среди жителей Французского королевства.
2. Дайте характеристику одного из ведущих деятелей французского Просвещения (по выбору). Чем определялось его место в общественной жизни Франции и всей Европы второй половины XVIII в.?
Самым известным и авторитетным деятелем Эпохи Просвещения, без сомнения, был Франсуа-Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694 – 1778). Происходил из семьи зажиточных буржуа (отец был государственным нотариусом). Еще с молодых лет отличался критическим отношением к существующей действительности, а в особенности – к привилегиям дворянства и духовенства. Вольтер был крайне недоволен отсутствием у большинства французов каких-либо прав и свобод, а также лицемерием, корыстолюбием и аморальностью католической церкви. За свои взгляды и остроумные высказывания неоднократно оказывался узником главной политической тюрьмы Франции – Бастилии.
На дальнейшее развитие мировоззрения Вольтера сказалось проживание в Англии. Ему очень импонировал существующий там политический строй – конституционная монархия, а также наличие таких гражданских прав, как свобода слова, свобода вероисповедования, свобода предпринимательства. Впоследствии, из-за политических преследований на родине, много путешествовал. Некоторое время жил в Пруссии и Швейцарии. Несмотря на то, что к концу жизни фактически был прощен королем Людовиком XVI, Вольтер все же оставался в немилости у церкви.
Если обобщить все философские, литературные и исторические наработки Вольтера (а их насчитывается более сотни), то идеальным государственным строем для Франции, по его мнению, должна стать конституционная монархия английского образца. В социальных отношениях он выступал за всеобщее равенство всех людей перед законом, не зависимо от их происхождения, неприкосновенность их личности и собственности, а также за право свободно высказывать свои мысли устно или в печатном варианте (свобода слова и печати). Желая отменить феодальные сословия и иные средневековые пережитки, Вольтер в то же время считал разделение людей по имущественному признаку (на богатых и бедных) естественным и неизбежным. Также, не смотря на яростную критику католической церкви и её недостатков, атеистом он не был. Вольтер считал, что религия необходима для формирования моральных ценностей и борьбы с человеческими пороками (ярким подтверждением такой позиции является его знаменитая фраза «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать…»). В то же время, Вольтер активно выступал за свободу вероисповедования, а также против религиозной нетерпимости и двуличности большинства священнослужителей, обличая их аморальность и продажность в своих произведениях. За это снискал особенную ненависть среди французских церковных иерархов.
Вольтер не просто оказал наибольшее влияние из всех философов-просветителей на тогдашнее общество, но даже стал своеобразным символом Эпохи Просвещения, духовным лидером для всех тех, кто был недоволен существующим общественно-политическим строем. Недаром во второй половине XVIII в. в Российской империи проявление свободомыслия носило наименование «вольтерьянство». В то же время дружбой с Вольтером гордились многие такие просвещенные монархи как прусский король Фридрих ІІ Великий и российская императрица Екатерина II Великая. Последняя, на протяжении 1760-х – 1770-х гг. вела с Вольтером интенсивную переписку, а после его смерти выкупила личную библиотеку (сейчас хранится в Санкт-Петербурге, в Российской национальной библиотеке). Но главное значение личности Вольтера состоит в том, что его идеи оказали колоссальное влияние на зарождение и развитие Французской революции, которая началась всего через 11 лет после его смерти.
3. Систематизируйте в таблице информацию о взглядах известных французских просветителей.
Вольтер | Монтескьё | Руссо | |
---|---|---|---|
Взгляды на государство | Государство должно гарантировать естественные права человека: равенство перед законом, свобода слова, печати, вероисповедования и т.д. | Государство должно защищать права и свободы человека | Государство должно гарантировать всеобщее равенство людей, без разделения на богатых и бедных |
Представления о власти | Идеальная форма правления – конституционная монархия | ||
Отношение к религии, церкви | Осуждал лицемерие и продажность духовенства, но все же отстаивал необходимость религии | Выступал за отмену сословных привилегий духовенства | Поддерживал необходимость религии, видя в ней силу, которая может эффективно противостоять пагубным влияниям цивилизации |
Все права защищены. Правообладатель: ООО «Ксеноксс», рег. №40003805219, юр. адрес: Курземес пр. 106/45, LV-1069, Рига, Латвия. Для публикации на euroki.org
4. Подготовьте сообщение на тему «Концепция разделения властей: от Локка к Монтескьё» (используйте материал параграфов 1, 2). Почему мыслители, жившие в XVII–XVIII вв. в разных странах, придавали ей особое значение?
С глубокой древности многих мудрецов и философов беспокоил один и тот же вопрос – как сделать так, чтобы правитель не злоупотреблял предоставленной ему властью, и использовал свои полномочия во благо народа, а не для себя и своих приближенных. Однако первым, кто предложил конкретное решение данной проблемы, стал английский философ Джон Локк. Под воздействием результатов Английской революции (ликвидация абсолютизма, победа парламента над королем), во второй половине XVII в. он пришел к мысли, что для предотвращения в будущем деспотии и тирании со стороны монарха, государственную власть нужно разделить на законодательную и исполнительную. Роль творца законов Локк отводил парламенту, избираемого широкими народными массами, роль исполнителя законов – королю и его советникам (министрам). При таком состоянии дел, полномочия монарха будут существенно ограничены, а права и свободы граждан будут надежно защищены от различных злоупотреблений со стороны власти.
Меньше чем через 100 лет, в первой половине XVIII в. французский просветитель Шарль Луи Монтескьё расширил и дополнил теорию о необходимости разделения государственной власти. По его мнению, власть должна делиться не на две, а на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Выделение судебной власти он объяснял тем, что в таком случае судьи будут принимать решения в соответствии с законами, которые уже приняты парламентом, а не создавать свои. Тем самым, граждане будут обезопасены от возможного судебного произвола и беззакония. Что касается законодательной и исполнительной власти, то Монтескьё наделял их практически теми функциями, что и Дж.Локк. Так же следует отметить, что ветви власти должны быть независимы друг от друга, и в то же время контролировать друг друга (позже это назовут система сдержек и противовесов).
Считаю, что теория о необходимости разделения государственной власти имела особенное значение для мыслителей XVII и XVIII в., поскольку в то время уже многие приходили к одной и той же мысли – для полноценного соблюдения естественных прав человека со стороны государства, нужно ограничить власть монарха, отобрать у него часть полномочий (прежде всего, в пользу избираемого парламента). В условиях абсолютизма и деспотии, права человека защищены не будут, а народные массы не смогут влиять на процессы в государстве
5. Объясните, почему издание под названием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» стало крупным событием в общественной жизни Франции и всей Европы.
Влияние «Энциклопедии» на общественную жизнь тогдашней Франции и Европы, прежде всего, объясняется тем, что это произведение стало первым в истории комплексным и систематическим обобщением существующих на то время естественно-научных и технических достижений. Для жителей середины XVIII в. это было немыслимым успехом, когда в одной книге фактически была собрана необходимая информация со всех наук. Также следует отметить, что авторы «Энциклопедии» не только констатировали и описывали имеющиеся знания и открытия, а также очень часто критиковали существующий общественно-политический строй, невежество церкви, излагая при этом собственные прогрессивные идеи по поводу формирования государства и общества. Тем самым «Энциклопедия» еще и влияла на формирования общественного мнения во Франции и Европе в целом.
6. Охарактеризуйте особенности распространения идей Просвещения в разных странах. Какие задачи считали необходимым решить последователи этого идейного течения в Германии, американских колониях европейских держав?
Идеи Просвещения имели наибольшее влияние во Франции, в силу существования большого количества грамотного населения, а также настроенных критически по отношению к абсолютизму образованных людей. Поэтому Франция стала центром формирования различных прогрессивных идей, а большинство выдающихся просветителей были именно французами. Также Просвещение получило распространение в Англии (благодаря широким гражданским свободам и наличию конституционной монархии) и в английских колониях Америки (благодаря свободолюбию колонистов и пуританскому мировоззрению). В меньшей степени, Просвещение повлияло на общественную мысль жителей Латинской Америки (по причине запрета властей) и Германии (из-за политической раздробленности).
В американских колониях Англии, Испании и Португалии идеи Просвещения приобрели оттенок необходимости борьбы с метрополией (т.н. национально-освободительное движение). В то же время для Германии главной задачей просветителей стала борьба за национальное единство, за объединение всех феодальных княжеств в единое государство.
7*. Проведите обсуждение вопроса: «Какие черты являлись общими для известных представителей французского Просвещения при различии их биографий, характеров и т.д.?» Используйте материал учебника и дополнительную информацию.
Наиболее выдающимися представителями французского Просвещения являются Ш. Л. Монтескьё (1689 – 1755), Вольтер (1694 – 1778) и Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). Эти философы, хоть и жили приблизительно в одинаковое время (пик их деятельности приходится на первую половину XVIII в.), все же по-разному смотрели на вещи, и выдвигали различные идеи и предложения. Во многом это обусловлено их социальным происхождением (Монтескьё был дворянином, Вольтер и Руссо были выходцами из семей мелкой буржуазии), отношениями с властью (Монтескьё и Руссо никогда не подвергались преследованиям, Вольтер – неоднократно был узником политических тюрем и изгнанником), взглядами на государственное устройство (Вольтер был сторонником конституционной монархии, Монтескьё и Руссо выступали за установление республиканской формы правления) и т.д.
Однако их идеи имели много общих черт. Среди них стоит назвать такие:
1. Твердое убеждение в необходимости уничтожения абсолютной монархии.
2. Понимание того, что демократизация политического строя Франции возможна исключительно путем создания постоянного представительского органа – парламента.
3. Желание ликвидировать все существующие феодальные порядки, и в первую очередь – разделение на сословия. Т.е. Монтескьё, Вольтер и Руссо выступали за равенство всех людей, независимо от их социального происхождения.
4. Мнение о том, что государство должно гарантировать естественные права и свободы человека (свобода слова, печати, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища и т.д.).
5. Осуждение пороков и злоупотреблений католического духовенства, при одновременном понимании важности религии для формирования морали и нравственности.
Таким образом, названные просветители, несмотря на различия и даже противоречия во взглядах, искренне считали, что существующий феодально-абсолютистский строй Франции является несправедливым, и поэтому должен быть изменен. Поэтому именно идеи Монтескьё, Вольтера и Руссо стали своеобразным ориентиром и эталоном для будущих деятелей Французской революции, особенно в её начальном этапе.
I раздел.
Эпоха Просвещения: идеи и люди