какие идеологии существуют в мире
Основные мировые идеологии
Социализм Либерализм Консерватизм Фашизм
Либерализм выступал против сословного права.
Всеобщее избирательное право означает принцип отсутствия необоснованных цензов(ограничений).
Современные демократические государства применяют три ценза: возрастной, гражданства, дееспособности.
Идеология либерализма считает основными правами человека: право на жизнь, свободу и собственность.
В экономической сфере либерализм опирается на теорию Адама Смита о невидимой руке рынка. Идея: рынок не нуждается в регулировании, так как регулируется сам на основе закономерностей спроса и предложения. Либералы выступают за частную собственность, свободу предпринимательства и свободу конкуренции.
После великой экономической депрессии 20 века появилось новое течение либерализма неолиберализм, который признаёт возможность частичного регулирования экономики государством.
Консерватизм возник в 18 веке как отрицательная реакция на французскую буржуазную революцию. Основоположник Эдманд Берк. В области экономики консерваторы похожи на либералов. Во 2 половине 20 века появилась новая разновидность консерватизма: неоконсерватизм.
Социализм: утопический социализм, коммунизм, социал-демократизм, анархизм. Главный признак: все разновидности социалистических идеологий стремятся к равенству в социально-экономической сфере.
Утопический социализм провозглашает идеал равенства, но не указывает пути его достижения.
Фашизм
От итальянского пучок связка. Существуют множество подходов.
Идеологии напоминающие идеологии исторически известных фашистских режимов считаются фашистскими по аналогии.
В рамках этого подхода различается: фашизм Муссолини и фашизм Гитлера.
Фашизм Муссолини был основан на идее расширении границ Италии до границ бывшей Римской империи и далее. Кассовый и этнический фактор не играл определяющей роли.
Фашизм Гитлера был основан на массовой теории провозглашающей превосходство потомков арийского народа.
На основе расовой теории Гитлер разделил все народы на 3 группы:
Идейной основой фашизма является социал-дарвинизм.
(Д/з: Уметь доказывать научную несостоятельность социал-дарвинизма).
[1]
В работе Дарвина «Происхождение видов» доказывается, что все живые существа произошли в результате эволюции. Движущей силой эволюции является естественный отбор в результате которого выживает сильнейший (самый приспособленный).
Внешняя среда и общество предъявляют людям часто много разнообразных и противоречив требований, поэтому мы не можем создать модель сверхчеловека, и источником выживаемости человечества является генетическое многообразие.
Власть
3) психоаналитическая или бихевиаристская. Есть разновидности:
Власть и властные отношения
Власть должна обладать ресурсами:
Духовно-информационные ресурсы. К духовно-информационным ресурсам относятся: убеждение, вера, знание, эмоции, авторитет, манипуляции и так далее.
Ученые считают что самым сильным ресурсом власти является духовно-информационный.
Идеология: что это простыми словами, примеры, виды, функции
Что такое идеология?
Идеология – это целостная система идей и ценностей, дополняющих, объясняющих и аргументирующих друг друга. То есть, даже если какая-то идея не выглядит разумной, в рамках идеологии она становится таковой (а точнее, выглядит таковой для её сторонников). Любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей.
Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач.
Автором термина «идеология» является французский философ Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Однако он вкладывал в этот термин совершенно другой смысл, обозначая им нейтральную и беспристрастную науку, изучающую природу человеческих идей. Идеология в современном понимании наукой являться не может. Тем не менее всегда существуют политические силы, заинтересованные в том, чтобы их систему идей изучало как можно большее количество людей.
Как создаётся идеология?
Сами по себе идеи не собираются в стройную и непротиворечивую систему. Поэтому над созданием идеологий обычно работают целые коллективы, состоящие из идеологов, политиков и учёных. При этом в расчёт принимаются интересы, идеалы и представления народных масс, являющихся потенциальными сторонниками создаваемой системы. При создании идеологии политические теории и программы объединяются с идеалами и ценностями, объясняющими их важность.
Наряду с достоверными, очевидными и логичными идеями в состав идеологии обычно вводятся также сомнительные или заведомо ложные идеи и представления, выгодные её создателям. При этом сторонники должны разделять все ценности без исключения. Иначе они рискуют стать отступниками, поскольку нельзя быть приверженцем лишь части идей и отрицать при этом другие.
В чём суть идеологии?
Как уже было отмечено, идеология не является и не должна считаться наукой. Задача любой науки состоит в том, чтобы находить истину, тогда как задача идеологии заключается в том, чтобы навязывать целевой аудитории определённую систему взглядов. Идеология сильно упрощает действительность. Она создаёт такую картину мира, воспринимать которую большинству людей, не обладающих критическим мышлением, будет легко и приятно.
Идеи и концепции, предлагаемые идеологией, часто невозможно воплотить в действительность. Но при этом они настолько красиво изложены и так удачно аргументированы, что увлекают миллионы людей. Именно поэтому идеология является инструментом как консерваторов (сторонников существующих порядков и действующей власти), так и сторонников радикальных перемен.
Любая идеология утверждает, что именно она даёт достоверное представление о мире. Наибольшее внимание уделяется объяснению важных исторических событий, оценке прошлого и настоящего, а также прогнозам о том, как будет устроен мир в будущем. При этом каждая идеология стремится к максимальной популяризации, и в качестве инструмента для достижения данной цели использует пропаганду.
Виды и примеры
Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:
Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:
Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.
Традиционные идеологии
К традиционным относят идеологии, полностью оформившиеся к середине 19-го века. В качестве наиболее показательных примеров можно привести следующие из них:
На основе этих трёх идеологий были созданы и другие, среди которых стоит отметить такие как:
Нетрадиционные идеологии
В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:
Отдельно стоит отметить глобализм и антиглобализм. Глобализм – это обобщённое название разных идеологий, направленных на установление во всём мире той или иной формы политического или экономического устройства. В разное время глобалистские течения были характерны для Третьего Рейха, СССР, США, Китая. На данный момент глобалистские идеи входят в государственные идеологии США, Китая и России.
Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО).
История термина
Как явление и как способ манипулирования общественным мнением идеологии существовали ещё в античные времена. Но термин для их обозначения появился только в начале 19-го века. Как было отмечено выше, автором термина считается Антуан Дестют де Траси, который назвал так науку, изучающую природу человеческих идей. Наука не прижилась, а вот слово стали использовать для обозначения любой хорошо продуманной системы идей, преследующей определённые цели.
В 19-м веке к идеологиям относились преимущественно негативно. Их воспринимали как манипулятивные инструменты, продвигающие интересы определённых групп людей. Заметно улучшить отношение к ним сумели Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые использовали термин «идеология» для обозначения общественного сознания, основанного на представлении социального класса о самом себе.
Исследователи, не разделявшие марксистских взглядов на природу идеологии, по-прежнему настаивали на том, что это лишь инструмент для достижения политических, экономических и социальных целей. Особую точку зрения имел австрийский социолог Карл Мангейм, который считал что идеология – это образ мышления господствующих социальных групп, а в мышлении угнетённых слоёв преобладает утопия – система красивых, но невоплотимых идей.
В настоящее время многие философы и политологи настаивают, что в современном мире идеологии не нужны и причиняют лишь вред. Их основной аргумент заключается в том, что при современном уровне развития общества и научно-технического прогресса нет необходимости манипулировать общественным сознанием при помощи идеологических инструментов.
Структура идеологии
Любую идеологию можно представить в виде трехуровневой модели:
Функции идеологии
Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:
Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.
Три идеологии мира
Три самых влиятельных в современном мире политических идеологии – либеральная, социалистическая и консервативная – сложились к концу XVIII – началу XIX века. Они существуют на политической сцене и никуда не исчезли.
Три самых влиятельных в современном мире политических идеологии – либеральная, социалистическая и консервативная – сложились к концу XVIII – началу XIX века. Они существуют на политической сцене и никуда не исчезли.
Изначально эти идеологии раскладываются довольно просто. Грубо говоря, либеральная идеология и социалистическая – это две ветви, исходящие от идей Французской революции. Обе они предполагают, что человек в состоянии сам определять свою судьбу и что социальная реальность подлежит такому сознательному проектированию. Ведь до конца XVIII века люди не считали, что мир, в котором они живут, социальный мир, создается ими самими. Они были уверены, что этот мир существовал всегда, и то, что идет от века, есть некий естественный – точнее божественный – порядок, не подлежащий никаким изменениям. А потом люди придумали, что общество – это то, что может и должно реформироваться. Собственно, это и было рождением современного политического поля. Стало понятно, что задачи политической борьбы состоят не в том, чтобы прогнать плохого царя и назначить хорошего царя, – что было главной целью русских крестьянских бунтов, к примеру, – а в том, чтобы существующие социально-политические институты заменить другими, потому что мы считаем, что эти вторые институты лучше отвечают нашим человеческим потребностям.
Либералы, наоборот, считают, что если у человека нет возможности владеть собственностью, то ни о какой свободе речи не может идти. В основе либеральной политики всегда лежит представление о том, что у индивида есть такие права, на которые никто не может покуситься – ни государство, ни демократическое большинство. И к таким неотчуждаемым правам относится право собственности.
Но на самом деле противоречие между социалистами и либералами глубже, чем вопрос о собственности, потому что сам по себе он следствие различной интерпретации человеческой природы. Для социалистов человек – это открытый проект, сущность которого, по Марксу, проявляется в свободном труде, т.е. в реализации творческого потенциала. И соответственно, цель борьбы заключается в том, что труд должен быть освобожден. Существует даже интерпретация этой идеи и вообще всей марксовской теории освобождения пролетария и перехода к коммунизму как создания своеобразного «общества поэтов». Романтический поэт претендует на то, что он, возвышаясь над толпой, творит свою реальность самостоятельно, – и точно так же пролетарий Маркса, освобождаясь от оков, разрывая цепи, затем переходит к творению своей жизни как большой поэмы.
При этом социалисты считают, человека можно воспитывать, что он может стать лучше. По этому поводу Николай Бухарин в 1926 году говорил: если бы мы, большевики, не верили в то, что человек может меняться к лучшему, мы бы никакой революции не затеяли. То есть если бы коммунисты не верили в то, что советский человек по своим возможностям – это человек коммунистического будущего, то они никогда бы не подняли вооруженное восстание.
Есть много разных социалистов. Есть социалисты, которые склоняются к ленинской, а то и к сталинской модели, т.е. предполагают, что в основе этого преобразования человека должен стоять авангард партии, которая одновременно становится государством диктатуры пролетариата. Есть очень влиятельная концепция Антонио Грамши, которая не предполагает участия государства в таком преобразовании. В соответствии с его идеями, сначала идет культурная борьба, устанавливается культурная гегемония, и уже внутри этой культурной гегемонии и зарождается человек, способный сделать следующий шаг.
Вообще-то мы сейчас все грамшианцы. Грамши писал свои тексты в 20-е годы, сидя в тюрьме при режиме Муссолини. Он наблюдал, как большевистская революция победила в России и проиграла в Западной Европе – в Германии, Венгрии. Он сделал из этого вывод, что разным обществам нужны и разные формы борьбы. В большой аграрной стране, такой как Россия, действительно может возникнуть подобная авантюра – «партия авангарда», т.е. ленинизм, большевизм, – и там вооруженное восстание может увенчаться успехом. А в индустриальном обществе, как считал Грамши, нужно использовать другую тактику. Здесь необходимо начать борьбу за культурную гегемонию: мы занимаем ключевые посты в университетах, издательствах, средствах массовой информации и потом целенаправленно транслируем определенные политические ценности и смыслы через все эти опорные точки. При этом мы действуем просто как группа единомышленников, независимо от какой-либо внешней силы, принуждающей нас к этому (имеется в виду политическая партия).
Правые, консерваторы, позднее присвоили себе эти грамшианские идеи. Сегодня американские радикальные республиканцы, консерваторы вовсю стараются транслировать свои ценности в качестве именно осознанного жеста культурной борьбы, отбиваются ими от своих оппонентов-демократов. Под эти задачи создаются специальные учебные заведения, выделяются гранты.
Но вернемся к спору социалистов и либералов. Итак, социалисты верили в то, что человек способен стать лучше. А вот либералы считали, что человек по своей природе достаточно эгоистичен. Этот человеческий эгоизм, собственно, и является двигателем социального прогресса, как объясняется у Адама Смита. Один из самых известных афоризмов Смита, наряду с его фразой про «невидимую руку рынка», – это тезис о том, что мы получаем свежий хлеб не потому, что булочник нас любит как братьев, а потому, что он хочет денег заработать. Не благодаря альтруизму, а благодаря человеческому эгоизму мы имеем те экономические блага, которые у нас есть.
Грубо говоря, у социалистов антропология позитивная, а у либералов антропология скорее негативная, и все социальные институты должны выстраиваться под эту антропологию. Поэтому социализм в шведской модели в отношениях с населением склоняется скорее к какому-нибудь прянику. А либерализм разного рода считает, что нужно человека мотивировать на конкуренцию и прочие подобные вещи.
Про консервативную идеологию говорить гораздо сложнее.
Первым из консервативных мыслителей был, как считается, Эдмунд Бёрк, который отреагировал, собственно, на Французскую революцию и сказал, что так дела не делаются, что все эти идеи социальной инженерии, вмешательства человека в естественный порядок вещей, они на самом деле утопические и вредные.
Таких авторов было довольно много. В России, допустим, это Константин Леонтьев, а в Италии – Юлиус Эвола.
У консерваторов изначально есть сильный когнитивный аргумент: они утверждают, что традиция как некий коллективный исторический опыт всегда важнее, чем мышление одного человека, и жить надо так, как заповедовали предки. Они считают, что человек склонен ошибаться, поэтому лучше делать только такие шаги, которые естественным образом вытекают из той политической традиции, в которой вы живете. То есть они считают, что обществом не надо манипулировать, оно должно существовать так, как это сложилось исторически.
В современной России в роли консерваторов выступают неоклерикалы, которые говорят, что есть некая православная традиция, которая отличает нас от других народов и государств, и ее надо придерживаться в повседневной жизни не только в церкви, но и за ее пределами. Политика, которой придерживается патриарх Кирилл, это типично консервативная политика. Официальные представители Церкви четко говорят: мы не либералы, мы не хотим, чтобы нам навязывали какие-то новые ценности, у нас старых хватает.
Но проблема консервативного подхода заключается в том, что, как показали в XX веке самые разные научные исследования – социологические, этнографические, политологические и т.д., –традиции почти всегда изобретаются задним числом. То есть та традиция, та древность и те ценности, к которым апеллируют консерваторы, они, как правило, тут же придуманы на коленке.
Это как раз то, что в социальном знании называется «конструктивизмом», в том числе и применительно к национализму. (Бывает, конечно, и либеральный национализм, но в целом националисты выступали обычно в роли консерваторов, в Европе по крайней мере.) Среди исследователей, разрабатывавших конструктивистские теории наций, стоит назвать недавно умершего Эрика Хобсбаума (у него есть книга, которая так и называется – «Изобретение традиции», но она пока не переведена на русский язык), а также Эрнста Геллнера и Бенедикта Андерсона.
В общем, традиции изобретаются, и это очень четко видно. Например, у американских республиканцев, особенно радикально настроенных, существует значимый для них образ – «Америка, которую мы потеряли» (почти как «Россия, которую мы потеряли»). Это страна до рузвельтовских реформ, в которой жили свободные сильные люди, способные сами позаботиться о себе и своей семье, не зависящие от федерального правительства, платящие, соответственно, мало налогов. Федеральное правительство постепенно подбирало под себя этих свободных людей, и, таким образом, ради того, чтобы заботиться о всяких бедных меньшинствах, мы потеряли, собственно говоря, эту главную опору Америки. Для республиканцев эта страна американской мечты является своего рода «золотым веком».
Поэтому главная претензия к консерваторам заключается, по сути, в том, что они являются таким же продуктом современности, как либералы и социалисты. Они тоже появились 200 лет назад. И они тоже вынуждены изобретать себе традиции. Только социалисты и либералы занимаются проектированием нужных им социальных схем в будущее, а консерваторы занимаются проектированием этих схем в прошлое. И здесь самый очевидный пример – это нацисты, конечно.
Сегодня существуют самые разные попытки интерпретации этого явления, но в принципе, если пытаться классифицировать все нацистские и фашистские режимы XX века, они все-таки будут консервативными, потому что все они выступали за так называемые «традиционные ценности»: мужественные мужчины, патриархальные семьи, война как рыцарская доблесть, общее важнее частного. И они всегда себе придумывали какую-то фантастическую историю, которая за ними стоит. Собственно, само название гитлеровского государства – «Третий рейх» — как раз и указывает на эту воображаемую традицию.
Прочитать оригинал поста Кирилла Мартынова с комментариями читателей его блога можно здесь.
Ведущие политические идеологии в современном мире
Вы будете перенаправлены на Автор24
Палитра идеологий в современном мире является достаточно сложной, многогранной, разнообразной. В ней существуют и противоборствуют друг с другом идеологии различного уровня, масштаба, разной степени воздействия на людей.
В силу того для верного понимания и толкования идеологий, их сути, особенностей функционирования, целесообразным представляется обладать представлением об их классификации. Данная теоретико-логическая процедура является вычленением из общности схожих в конкретном отношении социальных феноменов их существенных, основных признаков при помощи конструирования типов, то есть общих значимых характеристик на базе обнаружения их различия, сходства, и надежных способов идентификации.
Реализация данной процедуры предполагает строение идеальной модели абстрактной логической конструкции, фиксирующей принципы систематизации и классификации сложнообразованных феноменов жизни социума, какими являются идеологии.
Либерализм
Одной из популярнейших и наиболее влиятельных идеологий в современном мире является либерализм. Эта политическая идеология выдвигает своими приоритетами обеспечение максимально возможной свободы индивида в любых сферах общественной жизни. Цель ее заключается в ликвидации либо смягчении разнообразных форм общественного и государственного принуждения в отношении личности. Ее образование пришлось на эпоху буржуазных революций 17-18 веков и связывается с именами величайших европейских мыслителей:
Именно они философски обосновали доктрину либерализма, сформулировали его идейно-теоретические истоки, поспособствовали формированию политических и духовных базисов западной цивилизации современного периода.
Готовые работы на аналогичную тему
Эволюция либерализма связывается с динамикой капиталистического производства. Начатый с конца 19 века рост политической и социальной агрессивности крупного капитала, усиление борьбы меж разными группами социума, монополизация и ограничение свободной рыночной конкуренции вели к тому, что идеал свободного рынка изменил собственное содержание и обрел несвойственную ему ранее консервативную охранительную функцию. Так образовался современный либерализм, получивший название либерального реформизма или неолиберализма.
Неолиберализм
Данная идеология сформировалась в 30-е годы двадцатого столетия в итоге поглотившего мировое пространство экономического кризиса (1929-1933). В ее базис положено учение экономиста английского происхождения Джона Кейнса, который подверг резкой критике несколько принципов либерализма и высказал мысль о несостоятельности концепции экономической саморегуляции. Идеи Кейнса существенным образом влияли на экономическую практику и включались в неолиберальную идеологию.
Главные постулаты идеологии неолиберализма впервые реализовались в США в период «нового курса» президента Ф.Д.Рузвельта. В собственной политике он руководствовался принципом вмешательства государства в урегулирование экономических процессов, а также идеей о социальной государственной ответственности, согласно которой государство должно обеспечить наиболее неимущие, социально уязвимые прослойки общества посредством налогов, государственной собственности и бюджетного регулирования. Согласно мнению новых либералов, государство обязано принять меры, которые бы поспособствовали не декларированному, а реальному уравниванию возможностей, и с данной целью оно должно увеличивать уровень социальной защищенности тех групп граждан, экономическое положение которых не конгруэнтно имеющимся в обществе стандартам.
Кроме того, неолибералы проповедовали идеологию консенсуса управляющих и управляемых, необходимость участия масс в политических процессах, демократизацию принятия управленческих решений.
Консерватизм
Образование и распространение либеральной идеологии, попытки на ее базе радикально перестроить порядки в обществе, вели к образованию еще одной, властной в современном мире идеологии, – идеологии консерватизма.
Данная политическая идеология ориентирована на защиту и сохранение традиционных, исторически сформировавшихся устоев жизни общества, на признание нерушимости настоящего порядка вещей, учрежденной свыше иерархичности людского сообщества, а также ряда моральных принципов, положенных в основу религии, семьи, собственности.
Она включает в себя утвердившиеся и общепризнанные в обществе идеалы, ценности, приоритеты, которые определяют образ мысли и поведение, людей а также формы традиционных институтов виды и социальных норма.
Важнейшее место в консерватизме заняли также глубокие традиционалистские и ностальгические тенденции, которые являются характерными для массового сознания. Теоретическую основу консерватизма составили работы:
Ценности идеологии классического консерватизма выражаются в: приоритете общества над государством и человеком; признании существующих нравственных ценностей и идеалов; отрицании неизбежности прогресса социума; традиционализме; отрицательном отношении к идее равенства; политическом элитизме; культе школы, семьи, армии, церкви и множества иных общественных институтов, которые выступают непосредственными воспитателями и проводниками традиции, регуляторами общественных процессов.