какие идеологии существуют в мире

Основные мировые идеологии

какие идеологии существуют в мире. Смотреть фото какие идеологии существуют в мире. Смотреть картинку какие идеологии существуют в мире. Картинка про какие идеологии существуют в мире. Фото какие идеологии существуют в мире какие идеологии существуют в мире. Смотреть фото какие идеологии существуют в мире. Смотреть картинку какие идеологии существуют в мире. Картинка про какие идеологии существуют в мире. Фото какие идеологии существуют в мире какие идеологии существуют в мире. Смотреть фото какие идеологии существуют в мире. Смотреть картинку какие идеологии существуют в мире. Картинка про какие идеологии существуют в мире. Фото какие идеологии существуют в мире какие идеологии существуют в мире. Смотреть фото какие идеологии существуют в мире. Смотреть картинку какие идеологии существуют в мире. Картинка про какие идеологии существуют в мире. Фото какие идеологии существуют в мире

какие идеологии существуют в мире. Смотреть фото какие идеологии существуют в мире. Смотреть картинку какие идеологии существуют в мире. Картинка про какие идеологии существуют в мире. Фото какие идеологии существуют в мире

какие идеологии существуют в мире. Смотреть фото какие идеологии существуют в мире. Смотреть картинку какие идеологии существуют в мире. Картинка про какие идеологии существуют в мире. Фото какие идеологии существуют в мире

Социализм Либерализм Консерватизм Фашизм

Либерализм выступал против сословного права.

Всеобщее избирательное право означает принцип отсутствия необоснованных цензов(ограничений).

Современные демократические государства применяют три ценза: возрастной, гражданства, дееспособности.

Идеология либерализма считает основными правами человека: право на жизнь, свободу и собственность.

В экономической сфере либерализм опирается на теорию Адама Смита о невидимой руке рынка. Идея: рынок не нуждается в регулировании, так как регулируется сам на основе закономерностей спроса и предложения. Либералы выступают за частную собственность, свободу предпринимательства и свободу конкуренции.

После великой экономической депрессии 20 века появилось новое течение либерализма неолиберализм, который признаёт возможность частичного регулирования экономики государством.

Консерватизм возник в 18 веке как отрицательная реакция на французскую буржуазную революцию. Основоположник Эдманд Берк. В области экономики консерваторы похожи на либералов. Во 2 половине 20 века появилась новая разновидность консерватизма: неоконсерватизм.

Социализм: утопический социализм, коммунизм, социал-демократизм, анархизм. Главный признак: все разновидности социалистических идеологий стремятся к равенству в социально-экономической сфере.

Утопический социализм провозглашает идеал равенства, но не указывает пути его достижения.

какие идеологии существуют в мире. Смотреть фото какие идеологии существуют в мире. Смотреть картинку какие идеологии существуют в мире. Картинка про какие идеологии существуют в мире. Фото какие идеологии существуют в мире

Фашизм

От итальянского пучок связка. Существуют множество подходов.

Идеологии напоминающие идеологии исторически известных фашистских режимов считаются фашистскими по аналогии.

В рамках этого подхода различается: фашизм Муссолини и фашизм Гитлера.

Фашизм Муссолини был основан на идее расширении границ Италии до границ бывшей Римской империи и далее. Кассовый и этнический фактор не играл определяющей роли.

Фашизм Гитлера был основан на массовой теории провозглашающей превосходство потомков арийского народа.

На основе расовой теории Гитлер разделил все народы на 3 группы:

Идейной основой фашизма является социал-дарвинизм.

(Д/з: Уметь доказывать научную несостоятельность социал-дарвинизма).
[1]

В работе Дарвина «Происхождение видов» доказывается, что все живые существа произошли в результате эволюции. Движущей силой эволюции является естественный отбор в результате которого выживает сильнейший (самый приспособленный).

Внешняя среда и общество предъявляют людям часто много разнообразных и противоречив требований, поэтому мы не можем создать модель сверхчеловека, и источником выживаемости человечества является генетическое многообразие.

Власть

3) психоаналитическая или бихевиаристская. Есть разновидности:

Власть и властные отношения

Власть должна обладать ресурсами:

Духовно-информационные ресурсы. К духовно-информационным ресурсам относятся: убеждение, вера, знание, эмоции, авторитет, манипуляции и так далее.

Ученые считают что самым сильным ресурсом власти является духовно-информационный.

Источник

Идеология: что это простыми словами, примеры, виды, функции

какие идеологии существуют в мире. Смотреть фото какие идеологии существуют в мире. Смотреть картинку какие идеологии существуют в мире. Картинка про какие идеологии существуют в мире. Фото какие идеологии существуют в мире

Что такое идеология?

Идеология – это целостная система идей и ценностей, дополняющих, объясняющих и аргументирующих друг друга. То есть, даже если какая-то идея не выглядит разумной, в рамках идеологии она становится таковой (а точнее, выглядит таковой для её сторонников). Любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей.

Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач.

Автором термина «идеология» является французский философ Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Однако он вкладывал в этот термин совершенно другой смысл, обозначая им нейтральную и беспристрастную науку, изучающую природу человеческих идей. Идеология в современном понимании наукой являться не может. Тем не менее всегда существуют политические силы, заинтересованные в том, чтобы их систему идей изучало как можно большее количество людей.

Как создаётся идеология?

Сами по себе идеи не собираются в стройную и непротиворечивую систему. Поэтому над созданием идеологий обычно работают целые коллективы, состоящие из идеологов, политиков и учёных. При этом в расчёт принимаются интересы, идеалы и представления народных масс, являющихся потенциальными сторонниками создаваемой системы. При создании идеологии политические теории и программы объединяются с идеалами и ценностями, объясняющими их важность.

Наряду с достоверными, очевидными и логичными идеями в состав идеологии обычно вводятся также сомнительные или заведомо ложные идеи и представления, выгодные её создателям. При этом сторонники должны разделять все ценности без исключения. Иначе они рискуют стать отступниками, поскольку нельзя быть приверженцем лишь части идей и отрицать при этом другие.

В чём суть идеологии?

Как уже было отмечено, идеология не является и не должна считаться наукой. Задача любой науки состоит в том, чтобы находить истину, тогда как задача идеологии заключается в том, чтобы навязывать целевой аудитории определённую систему взглядов. Идеология сильно упрощает действительность. Она создаёт такую картину мира, воспринимать которую большинству людей, не обладающих критическим мышлением, будет легко и приятно.

Идеи и концепции, предлагаемые идеологией, часто невозможно воплотить в действительность. Но при этом они настолько красиво изложены и так удачно аргументированы, что увлекают миллионы людей. Именно поэтому идеология является инструментом как консерваторов (сторонников существующих порядков и действующей власти), так и сторонников радикальных перемен.

Любая идеология утверждает, что именно она даёт достоверное представление о мире. Наибольшее внимание уделяется объяснению важных исторических событий, оценке прошлого и настоящего, а также прогнозам о том, как будет устроен мир в будущем. При этом каждая идеология стремится к максимальной популяризации, и в качестве инструмента для достижения данной цели использует пропаганду.

Виды и примеры

Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:

Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:

Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.

Традиционные идеологии

К традиционным относят идеологии, полностью оформившиеся к середине 19-го века. В качестве наиболее показательных примеров можно привести следующие из них:

На основе этих трёх идеологий были созданы и другие, среди которых стоит отметить такие как:

Нетрадиционные идеологии

В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:

Отдельно стоит отметить глобализм и антиглобализм. Глобализм – это обобщённое название разных идеологий, направленных на установление во всём мире той или иной формы политического или экономического устройства. В разное время глобалистские течения были характерны для Третьего Рейха, СССР, США, Китая. На данный момент глобалистские идеи входят в государственные идеологии США, Китая и России.

Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО).

История термина

Как явление и как способ манипулирования общественным мнением идеологии существовали ещё в античные времена. Но термин для их обозначения появился только в начале 19-го века. Как было отмечено выше, автором термина считается Антуан Дестют де Траси, который назвал так науку, изучающую природу человеческих идей. Наука не прижилась, а вот слово стали использовать для обозначения любой хорошо продуманной системы идей, преследующей определённые цели.

В 19-м веке к идеологиям относились преимущественно негативно. Их воспринимали как манипулятивные инструменты, продвигающие интересы определённых групп людей. Заметно улучшить отношение к ним сумели Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые использовали термин «идеология» для обозначения общественного сознания, основанного на представлении социального класса о самом себе.

Исследователи, не разделявшие марксистских взглядов на природу идеологии, по-прежнему настаивали на том, что это лишь инструмент для достижения политических, экономических и социальных целей. Особую точку зрения имел австрийский социолог Карл Мангейм, который считал что идеология – это образ мышления господствующих социальных групп, а в мышлении угнетённых слоёв преобладает утопия – система красивых, но невоплотимых идей.

В настоящее время многие философы и политологи настаивают, что в современном мире идеологии не нужны и причиняют лишь вред. Их основной аргумент заключается в том, что при современном уровне развития общества и научно-технического прогресса нет необходимости манипулировать общественным сознанием при помощи идеологических инструментов.

Структура идеологии

Любую идеологию можно представить в виде трехуровневой модели:

Функции идеологии

Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:

Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.

Источник

Три идеологии мира

Три самых влиятельных в современном мире политических идеологии – либеральная, социалистическая и консервативная – сложились к концу XVIII – началу XIX века. Они существуют на политической сцене и никуда не исчезли.

Три самых влиятельных в современном мире политических идеологии – либеральная, социалистическая и консервативная – сложились к концу XVIII – началу XIX века. Они существуют на политической сцене и никуда не исчезли.

Изначально эти идеологии раскладываются довольно просто. Грубо говоря, либеральная идеология и социалистическая – это две ветви, исходящие от идей Французской революции. Обе они предполагают, что человек в состоянии сам определять свою судьбу и что социальная реальность подлежит такому сознательному проектированию. Ведь до конца XVIII века люди не считали, что мир, в котором они живут, социальный мир, создается ими самими. Они были уверены, что этот мир существовал всегда, и то, что идет от века, есть некий естественный – точнее божественный – порядок, не подлежащий никаким изменениям. А потом люди придумали, что общество – это то, что может и должно реформироваться. Собственно, это и было рождением современного политического поля. Стало понятно, что задачи политической борьбы состоят не в том, чтобы прогнать плохого царя и назначить хорошего царя, – что было главной целью русских крестьянских бунтов, к примеру, – а в том, чтобы существующие социально-политические институты заменить другими, потому что мы считаем, что эти вторые институты лучше отвечают нашим человеческим потребностям.

Либералы, наоборот, считают, что если у человека нет возможности владеть собственностью, то ни о какой свободе речи не может идти. В основе либеральной политики всегда лежит представление о том, что у индивида есть такие права, на которые никто не может покуситься – ни государство, ни демократическое большинство. И к таким неотчуждаемым правам относится право собственности.

Но на самом деле противоречие между социалистами и либералами глубже, чем вопрос о собственности, потому что сам по себе он следствие различной интерпретации человеческой природы. Для социалистов человек – это открытый проект, сущность которого, по Марксу, проявляется в свободном труде, т.е. в реализации творческого потенциала. И соответственно, цель борьбы заключается в том, что труд должен быть освобожден. Существует даже интерпретация этой идеи и вообще всей марксовской теории освобождения пролетария и перехода к коммунизму как создания своеобразного «общества поэтов». Романтический поэт претендует на то, что он, возвышаясь над толпой, творит свою реальность самостоятельно, – и точно так же пролетарий Маркса, освобождаясь от оков, разрывая цепи, затем переходит к творению своей жизни как большой поэмы.

При этом социалисты считают, человека можно воспитывать, что он может стать лучше. По этому поводу Николай Бухарин в 1926 году говорил: если бы мы, большевики, не верили в то, что человек может меняться к лучшему, мы бы никакой революции не затеяли. То есть если бы коммунисты не верили в то, что советский человек по своим возможностям – это человек коммунистического будущего, то они никогда бы не подняли вооруженное восстание.

Есть много разных социалистов. Есть социалисты, которые склоняются к ленинской, а то и к сталинской модели, т.е. предполагают, что в основе этого преобразования человека должен стоять авангард партии, которая одновременно становится государством диктатуры пролетариата. Есть очень влиятельная концепция Антонио Грамши, которая не предполагает участия государства в таком преобразовании. В соответствии с его идеями, сначала идет культурная борьба, устанавливается культурная гегемония, и уже внутри этой культурной гегемонии и зарождается человек, способный сделать следующий шаг.

Вообще-то мы сейчас все грамшианцы. Грамши писал свои тексты в 20-е годы, сидя в тюрьме при режиме Муссолини. Он наблюдал, как большевистская революция победила в России и проиграла в Западной Европе – в Германии, Венгрии. Он сделал из этого вывод, что разным обществам нужны и разные формы борьбы. В большой аграрной стране, такой как Россия, действительно может возникнуть подобная авантюра – «партия авангарда», т.е. ленинизм, большевизм, – и там вооруженное восстание может увенчаться успехом. А в индустриальном обществе, как считал Грамши, нужно использовать другую тактику. Здесь необходимо начать борьбу за культурную гегемонию: мы занимаем ключевые посты в университетах, издательствах, средствах массовой информации и потом целенаправленно транслируем определенные политические ценности и смыслы через все эти опорные точки. При этом мы действуем просто как группа единомышленников, независимо от какой-либо внешней силы, принуждающей нас к этому (имеется в виду политическая партия).

Правые, консерваторы, позднее присвоили себе эти грамшианские идеи. Сегодня американские радикальные республиканцы, консерваторы вовсю стараются транслировать свои ценности в качестве именно осознанного жеста культурной борьбы, отбиваются ими от своих оппонентов-демократов. Под эти задачи создаются специальные учебные заведения, выделяются гранты.

Но вернемся к спору социалистов и либералов. Итак, социалисты верили в то, что человек способен стать лучше. А вот либералы считали, что человек по своей природе достаточно эгоистичен. Этот человеческий эгоизм, собственно, и является двигателем социального прогресса, как объясняется у Адама Смита. Один из самых известных афоризмов Смита, наряду с его фразой про «невидимую руку рынка», – это тезис о том, что мы получаем свежий хлеб не потому, что булочник нас любит как братьев, а потому, что он хочет денег заработать. Не благодаря альтруизму, а благодаря человеческому эгоизму мы имеем те экономические блага, которые у нас есть.

Грубо говоря, у социалистов антропология позитивная, а у либералов антропология скорее негативная, и все социальные институты должны выстраиваться под эту антропологию. Поэтому социализм в шведской модели в отношениях с населением склоняется скорее к какому-нибудь прянику. А либерализм разного рода считает, что нужно человека мотивировать на конкуренцию и прочие подобные вещи.

Про консервативную идеологию говорить гораздо сложнее.

Первым из консервативных мыслителей был, как считается, Эдмунд Бёрк, который отреагировал, собственно, на Французскую революцию и сказал, что так дела не делаются, что все эти идеи социальной инженерии, вмешательства человека в естественный порядок вещей, они на самом деле утопические и вредные.

Таких авторов было довольно много. В России, допустим, это Константин Леонтьев, а в Италии – Юлиус Эвола.

У консерваторов изначально есть сильный когнитивный аргумент: они утверждают, что традиция как некий коллективный исторический опыт всегда важнее, чем мышление одного человека, и жить надо так, как заповедовали предки. Они считают, что человек склонен ошибаться, поэтому лучше делать только такие шаги, которые естественным образом вытекают из той политической традиции, в которой вы живете. То есть они считают, что обществом не надо манипулировать, оно должно существовать так, как это сложилось исторически.

В современной России в роли консерваторов выступают неоклерикалы, которые говорят, что есть некая православная традиция, которая отличает нас от других народов и государств, и ее надо придерживаться в повседневной жизни не только в церкви, но и за ее пределами. Политика, которой придерживается патриарх Кирилл, это типично консервативная политика. Официальные представители Церкви четко говорят: мы не либералы, мы не хотим, чтобы нам навязывали какие-то новые ценности, у нас старых хватает.

Но проблема консервативного подхода заключается в том, что, как показали в XX веке самые разные научные исследования – социологические, этнографические, политологические и т.д., –традиции почти всегда изобретаются задним числом. То есть та традиция, та древность и те ценности, к которым апеллируют консерваторы, они, как правило, тут же придуманы на коленке.

Это как раз то, что в социальном знании называется «конструктивизмом», в том числе и применительно к национализму. (Бывает, конечно, и либеральный национализм, но в целом националисты выступали обычно в роли консерваторов, в Европе по крайней мере.) Среди исследователей, разрабатывавших конструктивистские теории наций, стоит назвать недавно умершего Эрика Хобсбаума (у него есть книга, которая так и называется – «Изобретение традиции», но она пока не переведена на русский язык), а также Эрнста Геллнера и Бенедикта Андерсона.

В общем, традиции изобретаются, и это очень четко видно. Например, у американских республиканцев, особенно радикально настроенных, существует значимый для них образ – «Америка, которую мы потеряли» (почти как «Россия, которую мы потеряли»). Это страна до рузвельтовских реформ, в которой жили свободные сильные люди, способные сами позаботиться о себе и своей семье, не зависящие от федерального правительства, платящие, соответственно, мало налогов. Федеральное правительство постепенно подбирало под себя этих свободных людей, и, таким образом, ради того, чтобы заботиться о всяких бедных меньшинствах, мы потеряли, собственно говоря, эту главную опору Америки. Для республиканцев эта страна американской мечты является своего рода «золотым веком».

Поэтому главная претензия к консерваторам заключается, по сути, в том, что они являются таким же продуктом современности, как либералы и социалисты. Они тоже появились 200 лет назад. И они тоже вынуждены изобретать себе традиции. Только социалисты и либералы занимаются проектированием нужных им социальных схем в будущее, а консерваторы занимаются проектированием этих схем в прошлое. И здесь самый очевидный пример – это нацисты, конечно.

Сегодня существуют самые разные попытки интерпретации этого явления, но в принципе, если пытаться классифицировать все нацистские и фашистские режимы XX века, они все-таки будут консервативными, потому что все они выступали за так называемые «традиционные ценности»: мужественные мужчины, патриархальные семьи, война как рыцарская доблесть, общее важнее частного. И они всегда себе придумывали какую-то фантастическую историю, которая за ними стоит. Собственно, само название гитлеровского государства – «Третий рейх» — как раз и указывает на эту воображаемую традицию.

Прочитать оригинал поста Кирилла Мартынова с комментариями читателей его блога можно здесь.

Источник

Ведущие политические идеологии в современном мире

Вы будете перенаправлены на Автор24

Палитра идеологий в современном мире является достаточно сложной, многогранной, разнообразной. В ней существуют и противоборствуют друг с другом идеологии различного уровня, масштаба, разной степени воздействия на людей.

В силу того для верного понимания и толкования идеологий, их сути, особенностей функционирования, целесообразным представляется обладать представлением об их классификации. Данная теоретико-логическая процедура является вычленением из общности схожих в конкретном отношении социальных феноменов их существенных, основных признаков при помощи конструирования типов, то есть общих значимых характеристик на базе обнаружения их различия, сходства, и надежных способов идентификации.

Реализация данной процедуры предполагает строение идеальной модели абстрактной логической конструкции, фиксирующей принципы систематизации и классификации сложнообразованных феноменов жизни социума, какими являются идеологии.

Либерализм

Одной из популярнейших и наиболее влиятельных идеологий в современном мире является либерализм. Эта политическая идеология выдвигает своими приоритетами обеспечение максимально возможной свободы индивида в любых сферах общественной жизни. Цель ее заключается в ликвидации либо смягчении разнообразных форм общественного и государственного принуждения в отношении личности. Ее образование пришлось на эпоху буржуазных революций 17-18 веков и связывается с именами величайших европейских мыслителей:

Именно они философски обосновали доктрину либерализма, сформулировали его идейно-теоретические истоки, поспособствовали формированию политических и духовных базисов западной цивилизации современного периода.

Готовые работы на аналогичную тему

Эволюция либерализма связывается с динамикой капиталистического производства. Начатый с конца 19 века рост политической и социальной агрессивности крупного капитала, усиление борьбы меж разными группами социума, монополизация и ограничение свободной рыночной конкуренции вели к тому, что идеал свободного рынка изменил собственное содержание и обрел несвойственную ему ранее консервативную охранительную функцию. Так образовался современный либерализм, получивший название либерального реформизма или неолиберализма.

Неолиберализм

Данная идеология сформировалась в 30-е годы двадцатого столетия в итоге поглотившего мировое пространство экономического кризиса (1929-1933). В ее базис положено учение экономиста английского происхождения Джона Кейнса, который подверг резкой критике несколько принципов либерализма и высказал мысль о несостоятельности концепции экономической саморегуляции. Идеи Кейнса существенным образом влияли на экономическую практику и включались в неолиберальную идеологию.

Главные постулаты идеологии неолиберализма впервые реализовались в США в период «нового курса» президента Ф.Д.Рузвельта. В собственной политике он руководствовался принципом вмешательства государства в урегулирование экономических процессов, а также идеей о социальной государственной ответственности, согласно которой государство должно обеспечить наиболее неимущие, социально уязвимые прослойки общества посредством налогов, государственной собственности и бюджетного регулирования. Согласно мнению новых либералов, государство обязано принять меры, которые бы поспособствовали не декларированному, а реальному уравниванию возможностей, и с данной целью оно должно увеличивать уровень социальной защищенности тех групп граждан, экономическое положение которых не конгруэнтно имеющимся в обществе стандартам.

Кроме того, неолибералы проповедовали идеологию консенсуса управляющих и управляемых, необходимость участия масс в политических процессах, демократизацию принятия управленческих решений.

Консерватизм

Образование и распространение либеральной идеологии, попытки на ее базе радикально перестроить порядки в обществе, вели к образованию еще одной, властной в современном мире идеологии, – идеологии консерватизма.

Данная политическая идеология ориентирована на защиту и сохранение традиционных, исторически сформировавшихся устоев жизни общества, на признание нерушимости настоящего порядка вещей, учрежденной свыше иерархичности людского сообщества, а также ряда моральных принципов, положенных в основу религии, семьи, собственности.

Она включает в себя утвердившиеся и общепризнанные в обществе идеалы, ценности, приоритеты, которые определяют образ мысли и поведение, людей а также формы традиционных институтов виды и социальных норма.

Важнейшее место в консерватизме заняли также глубокие традиционалистские и ностальгические тенденции, которые являются характерными для массового сознания. Теоретическую основу консерватизма составили работы:

Ценности идеологии классического консерватизма выражаются в: приоритете общества над государством и человеком; признании существующих нравственных ценностей и идеалов; отрицании неизбежности прогресса социума; традиционализме; отрицательном отношении к идее равенства; политическом элитизме; культе школы, семьи, армии, церкви и множества иных общественных институтов, которые выступают непосредственными воспитателями и проводниками традиции, регуляторами общественных процессов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *