какие идейные литературно общественные течения сформировали облик
ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 8-79
1. Что представляла собой общекультурная ситуация, в которой формировалась русская литература второй половины XIX века?
Итак, исторические реалии стали стимулом для творчества русских писателей и поэтов, определявших культурный уровень и стиль второй половины 19 века в России.
2*. Прокомментируйте известный тезис В.Г. Белинского: «Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, приведённую в сознание».
Чаще всего человек не находит свою жизнь очень интересной или достаточно приближенной к его идеальному восприятию. Поэтому для него гораздо интереснее читать различные произведения, где герои выходят из трудных ситуаций, путешествуют, совершают хорошие поступки и так далее. И даже если человек и сам совершает подобные вещи, ему больше нравится читать о подобном, с одной стороны вдохновляясь, а с другой прячась от действительности в вымышленном писателем мире.
3. Опираясь на материал предисловия, составьте краткий словарь понятий, связанных с культурной жизнью России второй половины XIX века (для комментариев и дополнений используйте справочную литературу и интернет-ресурсы).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
1. В чём проявилась преемственность литературных эпох (творчество писателей XVIII столетия и художественные открытия классиков первой и второй половины XIX в.)? С какими крупными писательскими именами связаны основные вехи становления большой литературы в России? Каковы причины стремительного, ускоренного её восхождения к высотам мировой культуры?
В XVIII веке в русской литературе активно развивался классицизм, который установил классификацию жанров литературы на низкие и высшие слои.
Основные представители русского классицизма: Фонвизин, Крылов, Ломоносов, Державин, Сумароков, Княжнин.
На смену классицизма пришёл сентиментализм, направление, которое больше концентрируется на чувствах человека. Сентименталисты огромное внимание уделяют культу природы и любви.
Основные представители русского сентиментализма: Карамзин, Жуковский, Каменев.
2. Какую роль в возникновении феномена отечественной классики сыграли особенности развития русского литературного языка?
3. С какими литературными направлениями связаны основные этапы развития русской художественной мысли? Охарактеризуйте ведущие принципы этих направлений, опираясь на изученное в предыдущих классах.
— Классицизм. Он сформировался как художественный стиль и мировоззрение к XVII веку. В его основе лежит увлечение античным искусством, которое было взято за образец для подражания. Стремясь достигнуть простоты совершенства, подобной античным образцам, классицисты выработали строгие каноны искусства, такие, как единство времени, места и действия в драматургии, которым неукоснительно нужно было следовать. Литературное произведение было подчеркнуто искусственным, разумно и логически организованным, рационально выстроенным.
— Романтизм – всеобъемлющее направление в искусстве, которое мощно проявило себя не только в литературе, но и в живописи, философии и музыке, причем в каждой европейской стране оно имело свои специфические особенности. Объединял писателей-романтиков субъективный взгляд на действительность и неудовлетворенность окружающей реальностью, что заставляло их конструировать иные картины мира, уводящие от действительности. Герои романтических произведений – могучие неординарные личности, бунтари, бросающие вызов несовершенству мира, вселенскому злу и гибнущие в борьбе за счастье и всеобщую гармонию. Необычные герои и необычные жизненные обстоятельства, фантастические миры и нереально сильные глубокие переживания писатели передавали с помощью определенных художественных средств, язык их произведений очень эмоциональный, возвышенный.
— Реализм. Пафос и приподнятость романтизма сменило данное направление, основным принципом которого стало изображение жизни во всех ее земных проявлениях, весьма реальные типичные герои в реальных типичных обстоятельствах. Литература, по мнению писателей-реалистов, должна была стать учебником жизни, поэтому герои изображались во всех аспектах проявления личности – социальном, психологическом, историческом. Главным источником, воздействующим на человека, формирующим его характер и мировоззрение, становится окружающая среда, реальные жизненные обстоятельства, с которыми герои из-за глубинных противоречий постоянно вступают в конфликт. Жизнь и образы в литературных произведениях даются в развитии, показывая определенную тенденцию.
Литературные направления отражают самые общие параметры и черты художественного творчества в определенный исторический период развития общества. В свою очередь, в рамках любого направления можно выделить несколько течений, которые представлены писателями с близкими идейно-художественными установками, морально-этическими взглядами и художественно-эстетическими приемами. Так, в рамках романтизма существовали такие течения, как религиозно-мистическое, религиозно-моралистическое, гражданский романтизм. Писатели-реалисты также были приверженцами различных течений. В русском реализме принято выделять философское и социологическое течение.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Идейные направления, критика, журналистика 1860—1890-х годов
От литературных мечтаний к литературной борьбе
Под бременем «проклятых вопросов»
1. Какие политические, экономические и культурные тенденции определили своеобразие литературной ситуации второй половины XIX века в России?
К экономическим тенденциям можно отнести новый вектор экономического развития Российской империи и начало вступления её в условия капитализма. В эти годы в России вовсю шел промышленный переворот. В культуре преобладало усиление влияния традиций на жизнь людей. В политике в это время происходит взаимовлияние друг над друга России и Западной Европы. Все эти факторы повлияли и на культуру людей, в том числе, на ситуацию в литературных кругах.
2. Почему в указанный период столь важную роль в литературе стала играть журналистика, литературная критика? Охарактеризуйте ведущие журналы, их направленность, состав авторов. Что определило литературную судьбу «Современника», «Отечественных записок», «Русского слова» и других демократических и либеральных изданий 1860—1870-х годов? Сделайте краткие сообщения об основных принципах и представителях «реальной», «эстетической» и «органической» критики.
3. Какие идейные, литературно-общественные течения сформировали облик отечественной литературы на рубеже веков? В чём выразилось её жанровое своеобразие и проблемная многосоставность?
XIX век был великой эпохой в развитии русской культуры. Русская литература достигла не только высочайших художественных вершин, но и заняла особое место в мировом литературном процессе. Развитие литературы идет по линии борьбы разных литературных течений и направлений. Своеобразие ее состоит в том, что сосуществуют, взаимодействуя между собой, несколько художественных систем. Еще не утратил своих позиций классицизм (творчество Д. И. Хвостова, Г. Р. Державина). Продолжает развиваться сентиментализм (творчество Н. М. Карамзина, В. А. Озерова, В. В. Измайлова). Появляется и расцветает романтизм (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков), и продолжает свою эволюцию реализм (А. Н. Радищев, А. Х. Востоков, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов). Во взаимном проникновении столь разных литературных явлений и кроется феномен стремительного продвижения русской литературы.
4. Совместно с учителем разработайте и оформите схему (в графическом или электронном варианте) «Идейно-художественные направления в русской литературе второй половины XIX века».
Фёдор Иванович Тютчев
Смелость поэтической мысли
«О, как убийственно мы любим. »
Самостоятельный анализ текста*
Прочитайте стихотворения Ф.И. Тютчева «Probléme» («С горы скатившись, камень лёг в долине. », 1833), «Увы, что нашего незнанья. » (1854) и «Нам не дано предугадать. » (1869). Сопоставьте три тютчевских шедевра, опираясь на следующие сравнительные характеристики:
• принадлежность стихотворений к жанру лирической миниатюры;
• полемико-философская мысль, лежащая в основе сюжета;
• риторические приёмы заострения авторской мысли;
• афористичность поэтического высказывания;
• роль курсива в передаче авторской философской концепции;
• строгая законченность формы, её предельная отточенность;
• камерность тютчевских «экспромтов», авторская установка на «медленное» чтение.
Пожалуйста помогите?
В чем выразилось ее жанровое своеобразие и проблемная многосоставность?
(Самому это задание сделать нужно : ) )
XIX век был великой эпохой в развитии русской культуры.
Русская литература достигла не только высочайших художественных вершин, но и заняла особое место в мировом литературном процессе.
Развитие литературы идет по линии борьбы разных литературных течений и направлений.
Своеобразие ее состоит в том, что сосуществуют, взаимодействуя между собой, несколько художественных систем.
Еще не утратил своих позиций классицизм (творчество Д.
Продолжает развиваться сентиментализм (творчество Н.
Появляется и расцветает романтизм (В.
Н. Батюшков), и продолжает свою эволюцию реализм (А.
Во взаимном проникновении столь разных литературных явлений и кроется феномен стремительного продвижения русской литературы.
Принципы какого литературного течения отражены в творчестве В?
Принципы какого литературного течения отражены в творчестве В.
Литературные аргументы на тему : дети и война (желательно из отечественной литературы)?
Литературные аргументы на тему : дети и война (желательно из отечественной литературы).
В каких известных вам произведениях русской литературы есть эпизоды дуэли?
В каких известных вам произведениях русской литературы есть эпизоды дуэли?
Помогите очень нужно.
Жанровое своеобразия стихотворения (я вас любил : любовь, ещё быть может,?
Жанровое своеобразия стихотворения (я вас любил : любовь, ещё быть может,.
Стихотворение в прозе И?
Стихотворение в прозе И.
С Тургенева «Щи» : Художественное своеобразие и идейный смысл.
Автор в романе?
Новаторство в определении жанра.
Зимнее утро необычайно красиво, особенно в хорошую погоду. С самого утра, как правило, деревья покрыты инеем. Словно заколдованные, они стоят в серебре. Но как только начинает подыматься солнце, то все меняется. Деревья уже усыпаны миллионами раз..
Гоголь моголь боголь))))))))))).
О, ну так это же полный простор вашей фантазии! Только учтите, что совершенная «отсебятина» не пойдет, рассказ составляется С ОПОРОЙ НА САМО ПРОИЗВЕДЕНИЕ! Эти два человека (Ваня и А. Соколов) оба пострадали в военное время. Судьба сделала их один..
Была кошка по имени пушистик она была очень талантлива и хотела быть в цирке и она потерялась тогда было холодно и ее нашла фея она пожилала чтоб она была в цирке пушистик стала знаменитой.
Родился Александр Сергеевич в 1795 г. В Москве, в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. В 1806–1812 гг. Он учится в Московском университете и заканчивает юридический и фило..
По моему мнению в этих словах автор пытается сказать о том что даже самые простые вещи полны загадок и наш мир в целом полон загадок сам автор также был загадочной личностью той эпохи.
Презентация «Литературный процесс второй половины XX века».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика. У нас теперь всё переворотилось и только начинает укладываться. А.И.Герцен
Историческая ситуация. Идейные направления 1860 – 1890-х годов. Критика, журналистика. Литературная борьба. Проза, драматургия, поэзия второй половины XIX века. План лекции
Крестьян «освобождали» в России сами помещики, помещичье правительство самодержавного царя и его чиновники. И эти «освободители» так повели дело, что крестьяне вышли на свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам.
Органы печати западников
Группа сотрудников журнала «Современник». Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.
1846 г. воссоздан В.Г.Белинским и Н.А.Некрасовым 1836 г. основан А.С.Пушкиным «Современник» 1860 г. раскол в редакции из-за противоречий во взглядах либералов и революционеров-демократов; выход из журнала Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева 1866 г.- закрытие журнала
Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»: Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.З.Елисеев, Г.И.Успенский.
«Отечественные записки» (1818 – 1884) С 1868 г. общее руководство Н.А.Некрасова Беллетристика – М.Е.Салтыков-Щедрин Публицистика – Г.З.Елисеев
Органы печати славянофилов
«Москвитянин» (1841 – 1857) Издатели – М.П.Погодин и С.П.Шевырёв Печатались: К.С. И И.С.Аксаковы, Ф.Н.Глинка, В.И.Даль, А.А.Григорьев, А.Н.Островский, А.Ф.Писемский и др.
критический реализм, «натуральная школа» «чистое искусство» Литературная борьба «Период с 1856 г. по 1880 г. – время величайших достижений русского критического реализма XIX века» (Д.Д.Благой.) Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья».
Альманахи «натуральной школы»
Поэзия второй половины XIX века Направления: Пушкинское: «чистое искусство», «чистая лирика» Гоголевское: демократическая, гражданская поэзия
Какие политические и культурные тенденции определили своеобразие литературной ситуации второй половины XIX века? Почему в указанный период столь важную роль в литературе стала играть журналистика. Литературная критика? Какие идейные, литературно-общественные течения сформировали облик отечественной литературы 60 – 80-х годов XIX века? Итоговые вопросы
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: 116252052903
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рубеж XIX–XX столетий – период нового взлета русской культуры. Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм.
Особенностью русской культуры этого периода является формирование двоякого пути развития: реализма и декаданса, объединенных на современном этапе понятием культура «серебряного века». Это свидетельствует о дуалистическом восприятии мира, так характерном и для романтизма, и для нового искусства. Первый путь развития культуры сконцентрировал в себе традиции XIX в., эстетику передвижников и философию народничества. Второй путь был развит эстетствующей интеллигенцией, разорвавшей связь с разночинством.
Декаданс в России стал отражением религиозной философии, вобрав в себя эстетику символизма. Западноевропейская культура так же развивалась многопланово, где декаданс и символизм были параллельными течениями в поэзии, философии. В России же оба эти понятия быстро приобретают звучание синонимов. Это приводит к формированию двух школ: Московской и Петербургской, развивавших обе эстетические концепции. Если Петербургская школа стремилась преодолеть индивидуализм на основе мистическорелигиозной философии Вл. Соловьева, то Московская школа наиболее полно вобрала в себя европейские традиции. Здесь присутствовал особый интерес к философии Шопенгауэра и Ницше, к синэстетизму французской поэзии.
Анализ общественно-культурной жизни конца XIX века показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание «великого переворота» (Л. Толстой). В одном из писем 1901 года М. Горький отмечал, что «новый век воистину будет веком духовного обновления».
С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.
Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.
Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.
Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для социально-культурного развития. Сложность и противоречивость исторической действительности обусловили многообразие форм культурно-исторического процесса.
Сложные социальные процессы, охватившие Россию в конце XIX – начале ХХ века, нарастающая политическая нестабильность, поиск путей дальнейшего развития страны сделали особенно актуальным обсуждение вопросов обществоведческого характера. В него включились представители самых разных научных специальностей и идейных течений. Важным фактором идейного развития России явилось распространение марксизма. Крупнейшими теоретиками русского марксизма были лидеры социал-демократического движения В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, Н.И.Бухарин. На позициях «легального марксизма» изначально стояли известный русский философ Н.А.Бердяев, перешедший затем к богоискательству в духе религиозного экзистенциализма и экономист М.И.Туган-Барановский. Наиболее значительными из немарксистских мыслителей были социолог П.А.Сорокин, эмигрировавший после революции из страны; экономист, философ и историк П.Б.Струве. Яркой и самобытной была русская религиозная философия. Наиболее значительные ее представители – это В.С.Соловьев, князь С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский.
Ведущим направлением в литературном процессе второй половины XIX века был критический реализм. Особенно ярко он отражен в творчестве А.П.Чехова. Талант А. П. Чехова проявился, прежде всего, в рассказах и пьесах, в которых писатель изумительно точно, с тонким юмором и легкой грустью показал жизнь обыкновенных людей – провинциальных помещиков, земских врачей, уездных барышень, за монотонным течением жизни которых вставала настоящая трагедия – несбывшиеся мечты, нереализованные стремления, оказавшиеся никому не нужными сила, знания, любовь.
Достаточно серьезно меняется облик русской литературы на рубеже веков. Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую культуру Максим Горький. Выходец из народа, сформовавшийся как личность благодаря упорному самообразованию, он обогатил русскую литературу необыкновенными по силе и новизне образами. Горький принимал непосредственной участие в революционном движении, активно содействуя деятельности РСДРП. Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. В то же время нельзя сводить все творчество Горького только к узкому политпросвету. Как настоящий талант он был шире любых идеологических границ. Непреходящее значение имеют его «Песнь о буревестнике», автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина».
Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыграли В. Г. Короленко («История моего современника»), Л. Н. Андреев («Красный смех», «Рассказ о семи повешенных»), А. И. Куприн («Олеся», «Яма», «Гранатовый браслет»), И. А. Бунин («Антоновские яблоки», «Деревня»).
Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890–1900 гг. В первую генерацию символистов вошли Д.С.Мережковский, З.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб. Ко второй относят А.А.Блока, А.Белого, В.И.Иванова.
Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т.д.
Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество Н.С.Гумилева, ранние произведения О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. Для них характерно возвращение к ясному, простому поэтическому языку и точному, «осязаемому» образу.
Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (В.В.Маяковский, А.Е.Крученых, братья Бурлюки, И.Северянин, В.Хлебников), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Произведения футуристов – «поэзия будущего» порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.
1. Ломов А.Н. История русской литературы. – СПб.: Питер, 2005.
2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М.: Мысль, 1993.
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1202 ; Мы поможем в написании вашей работы!