какие идеологии видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества
«Политические идеологии»
451. Более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом отличалась ___________ версия фашизма.
• немецкая
452. Для К. Маркса идеология – это:
• искаженное представление о действительности
• ложное сознание
453. Духовные отцы консерватизма:
• Ж. де Местр
• Л. де Бональд
• Э. Бёрк
454. Идеолог и практик национал-социализма:
• А. Шикльгрубер
455. Идеологи либертаризма:
• Л. фон Мизес
• М. Фридман
• Р. Нозик
• Ф. Хайек
457. Идеология, обосновывающая сохранение сложившегося общественного порядка:
• консерватизм
458. Идеология, провозглашающая целью освобождение человека из-под гнета любой власти:
• анархизм
460. К ультраправым идеологиям относятся:
• Нацизм (неонацизм)
• Фашизм
461. Левая политическая организация:
• КПРФ
462. Левоцентристская организация:
• Справедливая Россия
463. Левоэкстремистское политическое течение:
• большевизм
464. Мыслитель, заложивший философские основы политического либерализма:
• Д. Локк
465. Наиболее известные ученые – представители неоконсерватизма:
• З. Бжезинский
• И. Кристол
• Н. Погорец
Политология. Тема 7. Политические идеологии
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Политика, предполагающая государственное регулирование с сохранением механизмов рыночной экономики
большевизм
меньшевизм
неоконсерватизм
неолиберализм
неофашизм
2. Политика, направленная на сохранение механизмов свободной конкуренции в современных западных странах
большевизм
меньшевизм
неоконсерватизм
неолиберализм
неофашизм
3. Экономист, теоретически обосновавший политику неолиберализма
Э. Бернштейн
К. Каутский
Дж. Кейнс
Ф. Лассаль
Ф. Рузвельт
4. Идеологи либертаризма:
Н. Подгорец
Ф. Хайек
М. Фридман
Р. Нозик
Л. фон Мизес
А. Смит
5. Левоэкстремистское политическое течение
большевизм
глобализм
неоконсерватизм
неолиберализм
неофашизм
6. Идеология, обосновывающая сохранение сложившегося общественного порядка
анархизм
консерватизм
либерализм
социализм
фашизм
7. Политические деятели неоконсервативного толка:
Т. Блэр
Б. Клинтон
Р. Рейган
М. Тэтчер
Г. Шредер
8. Более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом отличалась ___________ версия фашизма
итальянская
испанская
немецкая
португальская
9. Русский революционер, автор книги «Государственность и анархия»:
М. Бакунин
В. Ленин
П. Милюков
Г. Плеханов
М. Родзянко
10. Духовные отцы консерватизма:
Ж. де Местр
Т. Гоббс
Дж. Милль
Э. Бёрк
Л. де Бональд
Л. Мизес
11. Сторонники социал-демократической идеологии отказались от фундаментальной марксистской идеи классовой борьбы, взамен которой была предложена идея …
договорного характера отношений между государством и гражданином
правового равенства граждан
преемственности развития
социального партнерства
борьбы между элитой и массами
12. Функции идеологии:
когнитивная
легитимирующая
управленческая
мобилизационная
воспитательная
реляционная
13. Идея разделения властей сформировалась в такой политической идеологии, как …
консерватизм
социал-демократическая идеология
либерализм
марксизм
феминизм
14. Ультралевая политическая идеология
анархизм
консерватизм
либерализм
фашизм
15. Наиболее известные ученые – представители неоконсерватизма:
И. Кристол
Н. Погорец
Ф. Хайек
Л. фон Мизес
З. Бжезинский
16. Политическая идеология, объявляющая высшими ценностями справедливость и социальное равенство
анархизм
консерватизм
либерализм
социализм
фашизм
17. Идеология, провозглашающая целью освобождение человека из-под гнета любой власти
анархизм
консерватизм
либерализм
социализм
фашизм
18. _______________ — это совокупность методов и средств политической деятельности, отвергающих компромиссы и альтернативы в политическом процессе
радикализм
фашизм
национализм
ксенофобия
шовинизм
расизм
19. Основоположник фашизма:
П. Кропоткин
Н. Махно
Б. Муссолини
П. Прудон
М. Штирлиц
20. Основные лозунги марксизма:
классовая борьба
исторический материализм
пролетарская революция
частная собственность
многоукладная экономика
политический плюрализм
21. ____________ — это ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется силовыми и противоправными методами и средствами
сталинизм
большевизм
либертаризм
сексизм
экстремизм
расизм
22. Левая политическая организация
ЛДПР
КПРФ
Справедливая Россия
«Союз правых сил»
23. Социал-реформистский лозунг _____________ звучал следующим образом: ____________
К. Каутского
А Грамши
К. Маркса
Э. Бернштейна
«революции – локомотивы истории»
«движение всё, конечная цель – ничто»
«всем сестрам по серьгам»
«наша главная цель – построение коммунизма»
24. Правоэкстремистское политическое движение
большевизм
меньшевизм
неоконсерватизм
неолиберализм
неофашизм
феминизм
25. Антипацифистская идеология
марксизм
либерализм
глобализм
экстремизм
фашизм
26. Политическая идеология, отстаивающая свободу рынка и предпринимательства
анархизм
марксизм
либерализм
социализм
фашизм
27. Ультраправая политическая идеология
анархизм
консерватизм
либерализм
социализм
фашизм
28. По мнению К. Мангейма, утопии, в отличие от идеологий, это идеи …
оправдывающие существующий статус-кво
обосновывающие существующий порядок
с критической социальной функцией
с идеализированным взглядом на настоящее
скрывающие недостатки режима
29. Признание свободы личности в качестве важнейшей социальной ценности — это ядро идеологии …
консерватизма
либерализма
коммунизма
социал-демократизма
30. __________ идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства
левые
правые
центристские
социалистические
фашистские
реформаторские
31. Политическая идеология, для которой высшими ценностями являются нация и выражающее ее интересы государство
фашизм
консерватизм
либерализм
социализм
неоконсерватизм
32. Ученый, разработавший экономические основы либерализма
Э. Берк
У. Годвин
Д. Локк
К. Маркс
А. Смит
33. Левоцентристская организация
Справедливая Россия
КПРФ
«Союз правых сил»
ЛДПР
34. Идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения социальной справедливости и равенства, являются …
левыми
правовыми
прогрессистскими
уравнительными
правыми
либеральными
35. Американский мыслитель Т. Пейн (1737-1809) считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше, — и, следовательно, являлся сторонником идеологии …
фашизма
консерватизма
либерализма
марксизма
36. Мыслитель, заложивший философские основы политического либерализма:
Э. Бёрк
Д. Локк
К. Маркс
А. Смит
37. Для К. Маркса идеология – это:
наука об идеях
утопия
искаженное представление о действительности
темная метафизика
ложное сознание
38. Идеолог и практик национал-социализма
И. Фихте
А. Шопенгауэр
А. Гобино
А. Шикльгрубер
А. Пиночет
39. Политический деятель, применивший методы неолиберализма на практике:
М. Тэтчер
Р. Рейган
Дж. Кейнс
З. Бжезинский
Ф. Рузвельт
40. Правоцентристские организации:
Единая Россия
КПРФ
ЛДПР
Справедливая Россия
Виды политических идеологий
Критерии классификации идеологий
Политические идеологии различаются по двум основаниям•.
Если первое основание расчленяет политические идеологии на правые, центристские и левые (просоциалистические), то отношение к технологиям социальных изменений противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, консерваторам, стремящимся к сохранению установившегося политического порядка и согласным лишь на самые незначительные изменения status-quo. Между ними располагаются силы с умеренной политической ориентацией, предпочитающие путь постепенных реформ.
Политические идеологии, возникшие в эпоху Просвещения, по-разному обосновывали идею прогресса, предлагали различные модели общества и способы их реализации. С тех пор мало что изменилось в этом плане.
Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако правые политикосоциальные воззрения неоднородны. Они включают целый спектр политических идеологий – от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либерально-демократических.
Левый политический спектр включает идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые представляют себе по-разному. Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости в условиях планово организованной экономики, приоритета общественной собственности, осуществления принципа оплаты «но труду».
Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство «стартовых условий», т.е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами.
Либерализм
Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма, родоначальниками которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида – представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политико-идеологической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокупность различающихся между собой концепций, которые, однако, непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей.
Исходным тезисом либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), об их приоритете над интересами общества и государства. Условиями самореализации индивида либерализм считает зрелое гражданское общество, правовое равенство граждан, политический плюрализм как принцип организации жизни общества на началах многообразия, правовое государство с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества.
Глубокий кризис первой трети XX в. (1929–1933) показал, что возможности либерализма по сдерживанию процессов нарастания социального неравенства ограничены. Это потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, был принят тезис о необходимости расширения социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы были признаны справедливость, связанность государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит.
В итоге такой модернизации старый либерализм был преобразован в неолиберализм, основной смысл которого можно выразить формулой: государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы.
34. Идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в
34. Идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения социальной справедливости и равенства, являются …
левыми (*ответ к тесту*)
правовыми
прогрессистскими
уравнительными
правыми
либеральными
35. Американский мыслитель Т. Пейн (1737-1809) считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше, — и, следовательно, являлся сторонником идеологии …
фашизма
консерватизма
либерализма (*ответ к тесту*)
марксизма
36. Мыслитель, заложивший философские основы политического либерализма:
Э. Бёрк
Д. Локк (*ответ к тесту*)
К. Маркс
А. Смит
37. Для К. Маркса идеология – это:
наука об идеях
утопия
искаженное представление о действительности (*ответ к тесту*)
темная метафизика
ложное сознание (*ответ к тесту*)
38. Идеолог и практик национал-социализма
И. Фихте
А. Шопенгауэр
А. Гобино
А. Шикльгрубер (*ответ к тесту*)
А. Пиночет
39. Политический деятель, применивший методы неолиберализма на практике:
М. Тэтчер
Р. Рейган
Дж. Кейнс
З. Бжезинский
Ф. Рузвельт (*ответ к тесту*)
40. Правоцентристские организации:
Единая Россия (*ответ к тесту*)
КПРФ
ЛДПР (*ответ к тесту*)
Справедливая Россия
Ответов: 1 | Категория вопроса: Юридические дисциплины
36. Типы идеологий
Основания классификации идеологий
Политические идеологии различаются по двум основаниям: 1) по социально-политической парадигме, т.е. по предлагаемой модели желаемого общества; 2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления. Если по первому основанию политические идеологии можно разделить на «правые», центристские и «левые» (просо-циалистические), то отношение к социальным изменениям противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, и консерваторов, стремящихся к сохранению установившегося политического порядка. Между ними располагаются силы с умеренными политическими ориентациями, предпочитающие путь постепенных реформ.
Политические идеологии, возникшие в эпохуПросвещения, по-разному обосновывали идею прогресса и предлагали различные модели обществ и способов их реализации.
«Правые»идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако «правые» политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают в себя целый спектр политических идеологий — от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либерально-демократических.
«Левый»политический спектр представляют идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости «левые» представляют себе по-разному. Коммунисты отдают пред
почтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости благодаря планово организованной экономике, приоритету общественной собственности, осуществлению принципа оплаты по труду. Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство «стартов», т.е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В отличие от коммунистов социалисты отдают приоритет частной собственности в создании эффективной экономики и зрелого гражданского общества.
Исторически первой политической идеологией была идеология либерализма (XVIII век), родоначальниками которой были Дж. Локк (1632—1704), Т. Гоббс (1588— 1679), А. Смит (1723—1790). Либерализм идеологически обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида в лице зарождавшегося буржуа. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокупность различающихся между собой концепций, которые, однако, непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей.
Исходным тезисом (началом) либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами общества и государства. Условия самореализации индивида связаны с наличием зрелого гражданского’ общества, правового равенства граждан, политического плюрализма как принципа организации жизни общества на началах многообразия, правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества и в жизнь индивида. Глубокий кризис первой трети XX века (1929—1933 гг.) обнаружил ограниченные возможности либерализма в сдерживании
процессов нарастания социального неравенства, что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, в нем существенно расширены социальные функции государства и границы его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме этого, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Либерализм стал идеологической основой западных демократий.
Исходными ценностями консервативной политической доктрины являются порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как признается в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Коль логика прогресса задана свыше, то противоестественно вмешиваться в естественный ход исторического развития. Принимая принципы частной собственности, рынка, свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития естественного жизненного начала. Политическим идеалом консерватизма являются сильное государство и четкая политическая стратификация, при которой власть принадлежит элите, свобода трактуется как подчинение власти и лояльность ей. Консерватизм не был идеологией новых классов, наоборот, он был реакцией на новые условия со стороны уходящих с исторической сцены старых классов, например аристократии.
Однако следует отметить, что классический консерватизм смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США), тет-черизм (Англия), которые слишком далеко ушли от первоначальной идеи. Во-первых, произошла заметная эволюция консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод отдельной личности, существенно были ограничены экономические и социальные функции государства, что выразилось в приватизации государственной собственности и сокращении социальных программ. Во-вторых, введение доктринальных новшеств сделало неоконсерватизм идеологией широких слоев среднего класса западного общества. Исторической заслугой неоконсерватизма стала его способность сформулировать и предложить решение актуальных проблем, вызванных экономическим спадом в 70-х годах XX века. Требовались структурная перестройка экономики, отвечавшая потребностям нового этапа технологической революции, и создание новой системы стимулов взамен традиционной, ориентированной на рост уровня жизни. Новые мотивации, значимые для работника, были связаны с ростом качества жизни, созданием новых форм самореализации личности.
В середине XIX века в Западной Европе зародился марксизм. Он стал идеологией пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота. Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения «светлого коммунистического будущего». Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксизма. Доктринальные основы марксизма выводились из возможности тотального (абсолютного) познания окружающей действительности и формулирования законов общественного развития. Обладание знанием законов позволяет безошибочно преобразовывать общество. Схема исторического прогресса была крайне односторонней и сводилась к обусловленности общественных изменений уровнем материального производства, исключая культурные, психологические, исторические и другие факторы. Поэтому весь исторический прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических формаций. Однако если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются в недрах предшествующей на базе частной собственности, то коммунизм (и его первая фаза — социализм) создается на принципиально иной экономической основе — общественной собственности. Непримиримость социальных интересов пролетариата
и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба были обусловлены сохранением частной собственности в руках буржуа. Революционный переход от капитализма к социализму должен был начинаться с экспроприации частной собственности и установления диктатуры пролетариата.
Новое общество характеризовалось наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы типа «удовлетворенность ощущением работы на общее благо». Наиболее важным механизмом, который интегрирует различные элементы социальной системы, является коммунистическая партия. Для более полной реализации ее функций как направляющей и руководящей силы предполагалось превращение ее во властную структуру, сращивание с государством.
В отличие от либерализма, консерватизма, коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных классов и социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности, что обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения и самоутверждения в мире.
Такие разновидности фашизма, как итальянский фашизм и немецкий национал-социализм, были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом обществ, осуществлявших технологическую модернизацию. Появление новых видов деятельности и форм разделения труда разрушало привычные социальные связи и традиционный уклад жизни миллионов людей. Усложнение социальных отношений дополнялось глубоким экономическим кризисом конца 20-х годов XX века. В этих условиях классические либеральные ценности оказались не способными выступить вдохновляющими мотивами человеческой деятельности и фактором интеграции общества. Процессы глобального обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и, как следствие, появление в значительных масштабах маргинальных и люмпен-ских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. Интегрирующими и вдохновляющими стали для них ценности национального возрождения и единства. Особенно актуально это было для Германии, нацио
нальное самосознание населения которой было унижено поражением в первой мировой войне 1914—1918 гг.
Идеологи итальянского фашизма стремились возродить могущество Священной Римской империи и были не столь убедительны, но национал-социализм создал идеологию, которая оказалась в состоянии сплотить различные социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости. В одной из своих речей А. Гитлер (1889—1945) так сформулировал идеал нового общества: «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали жалости, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой». Идеология национал-социализма создавала новый тип личности, свободной «от отягчающих ограничений разума, от грязных и унижающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностью, и от требования свободы и личной независимости, которыми могут пользоваться лишь немногие».
Создание условий для развития национального немецкого государства предполагалось за счет «расширения жизненного пространства на Востоке», «устранения целых расовых единиц» и «обеспечения продовольственного снабжения».
Принципы построения нового общества при коммунизме и фашизме оказались схожими: тотальное подчинение общества одной идеологии, одной идее с той лишь разницей, что в первом случае эта идея «светлого будущего», а во втором — идея «превосходства арийской расы»; монопольно властвующие партии (коммунистическая и национал-социалистская), ставшие главными элементами политической системы; использование политического террора и опора на органы насилия в обеспечении политической стабильности и идейного единства общества.
Наряду с либерализмом более жизнеспособной и социально-эффективной на практике оказалась идеология социал-демократизма, представляющая собой в значительной мере центристскую политическую ориентацию.
Возникнув более сталет назад,она обнаружила удивительный прагматизм, что придало высокую жизненную силу ее идеям, несмотря на радикальные изменения в мире. В то время как многие политические идеологии приходили в упадок, идеология социал-демократизма повсеместно усиливала свое влияние.
Социал-демократическая идеология является сегодня политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как «левая» идеология внутри марксизма. Пластичность теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволила ей органично изменяться вместе с изменениями социальной действительности.
Современная социал-демократия интегрировала достижения политической мысли различных направлений, например марксизма и либерализма, и создала идеологию, выражающую интересы широких слоев западного общества: рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Это обстоятельство вызывает интерес к идеологии социал-демократизма, поскольку выделяет ее из обычного ряда политических идеологий отсутствием претензий на глобальность и жесткую нормативность.
Теоретические основы социал-демократизма были заложены Э.Бернштейном в работе «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). В ней он обосновывал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществлял ревизию выводов классического марксизма. Впоследствии многие идеи Э.Бернштейна вошли в политическую доктрину современной социал-демократии, сформулированную на Учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне в 1951 г. в концепции «демократического социализма». Главными ценностями «демократического социализма» признавались свобода, справедливость, солидарность. Реализовать эти ценности можно лишь посредством экономической, политической и духовной демократии. Вот почему в декларации социализм характеризуется не как жесткая социальная конструкция, а как процесс постоянного движения в реализации названных ценностей, в обогащении их реального содержания. В декларации социализм в большей степени выступает как нравственная категория, нежели экономическая, хотя социал-демократия не отказывалась в то время от обобществления, ограничивая его экономической целесообразностью.
Концепция «демократического социализма» рассматривает социалистическую цель не с позиций экономического детерминизма, как у коммунистов, а исходя из посылки об ограниченной познавательной силе любой общей теории, поскольку всякая теория нуждается В постоянной коррекции, уточнениях, пересмотре в зависимости от реальных условий. Поэтому на учредительном конгрессе социал-демократы отказались от единой идеологической основы своего движения, что позволило им преодолеть доктринальную узость в определении стратегии, тактики, программных целей и принципов, свойственную коммунистическому движению и приведшую к падению его авторитета и влияния в мире. Более того, в Социнтерне перестал действовать довоенный принцип обязательности решений для партий, входящих в него. Каждая партия самостоятельна и отвечает за свою деятельность лишь перед собственными членами и избирателями. Это обеспечило Социнтерну организационную устойчивость. На практике концепция «демократического социализма» успешно реализована в Швеции, Австрии, Швейцарии, Норвегии и т.д.
В современном мире помимо рассмотренных идеологий значительным влиянием пользуются и другие, например экологизм, национализм, не связанные с интересами конкретных классов.
1. Современная идеологическая ситуация в западных странах такова, что чистой либеральной или консервативной идеологии уже не существует, они взаимопереплетаются. Чем, на ваш взгляд, вызвано взаимопроникновение различных идеологических систем?
2. Насколько жизнеспособен тезис о деидеологизации общественной жизни?
3. Идеология определяет структуру и механизм функционирования власти. Так, отцы-основатели США при формировании органов власти ориентировались на создание такой системы, при которой можно было бы избежать прямого давления на правительство со стороны граждан. Поэтому, например, президента избирает коллегия выборщиков, а не непосредственно граждане. Верховный суд назначается президентом и сенатом и не подлежит контролю со стороны
избирателей. Можно ли определить идеологию формирования институтов политической системы в России?
4. На тех или иных этапах исторического развития конкретного общества происходит смена идеологий. Так, если в конце XIX — начале XX века господствовал либерализм, то в 70-х годах XX века доминировал неоконсерватизм. С чем связана смена идеологических предпочтений?