какие игрушки можно использовать в дошкольных образовательных организациях
Санпин: игрушки в детский сад.
В детском саду должны быть созданы все условия для безопасного пребывания детей, независимо от того, частное это учреждение или государственное. Санитарные нормы официально утверждены и за их соблюдением ведется строгий контроль. Мытье игрушек в детском саду по СанПиН проводится более тщательно и чаще, чем дома. В правилах установлены требования к изделиям, с которыми дети будут часто контактировать.
Какими должны быть игрушки по СанПин.
Изделия классифицируются в зависимости от цели их назначения, возраста дошкольников и материала изготовления.
По применению различают:
Предметы для игр, приобретаемые в детский сад, должны иметь психолого-педагогическое заключение об их целесообразности и безопасности.
Они не должны отрицательно влиять на психическое или психическое здоровье воспитанников.
В СанПиН указываются основные требования к изделиям:
По СанПиН мягкие игрушки в детском саду разрешены только в качестве дидактических пособий для воспитанников старше 2 лет.
Это связано с тем, что они трудно очищаются, скапливают большое количество пыли.
Не рекомендуются музыкальные игрушки, требующие соприкосновения со ртом детей для использования, так как они могут быть переносчиками бактерий.
Если в дошкольном образовательном учреждении имеются такие изделия, то их поверхность должна быть сделана из материалов, которые легко дезинфицировать.
Обработка игрушек в детском саду.
В детском саду должна быть создана безопасная среда для ребенка, поэтому требуется тщательное регулярное очищение всех предметов, с которыми он контактирует.
К игрушкам предъявляются наиболее строгие требования. Для игр на улице и в здании необходимо приобретать разные комплекты.
Если изделия дети брали на улицу, то после окончания прогулки они должны быть хорошо обработаны.
Сотрудники дошкольной образовательной организации обязаны следить за исключением повреждений поверхности предметов.
На хранение игрушек влияет возраст детей. В группах, где находятся малыши до 3 лет, изделия, если не используются, помещаются в закрытые шкафы.
Для детей старше игрушки можно разместить на открытых полках и стеллажах. Конструктор хранится в упаковке, которой он поставлялся.
Дети старшего возраста должны иметь свободный доступ к игрушкам, чтобы могли брать их самостоятельно.
Дидактические материалы можно хранить на отдельной открытой или закрытой полке. Рекомендуется их раскладывать по тематике.
Использование современных игрушек в ДОУ
Использование современных игрушек в ДОУ
Игры на сенсомоторное развитие дошкольников в настоящее время разнообразны, представляют собой различные виды мозаик, шнуровок, игр с пазлами, прищепками, бусинками и т. д. Наиболее современными являются бизиборды или доски Монтессори. Бизиборды – детские развивающие игрушки, с элементами, где можно открывать, щелкать, дергать, нажимать, застегивать и т. д. Данные игры способствуют развитию сенсорного восприятия, мелкой моторики, логического мышления дошкольников. Для укрепления мышц кистей рук можно использовать детские кистевые эспандеры и массажные мячики Су-Джок с эластичными колечками. Для развития тактильных ощущений актуально использование самостоятельно изготовленных пособий, представляющих собой воздушные шарики с различными на ощупь семенами, а для развития обоняния – мешочки с ароматными семенами или другие варианты данных игр.
Современные книги, настольно-печатные игры, игровые наборы, современные материалы и оборудование.
Книжки с мягкими пазлами позволяют заинтересовать детей, расширяя их кругозор по разным лексическим темам и развивая мелкую моторику. Игровые наборы на объёмных магнитах, на которых изображены различные предметы, с помощью которых ребенок в игровой форме учит новые слова, т. о. пополняется его лексический словарь и расширяются представления об окружающем.
Индустрия настольно-печатных игр не стоит на месте, тематика игр постоянно расширяется и обновляется. Среди обыденных для нас разных видов лото, домино, игр на классификацию предмет
в в ДОУ появляются настольно-печатные игры для изучения правил дорожного движения, развития финансовой грамотности и другие, использование которых позволяет развивать логическое мышление дошкольников, навыки коллективизма, формировать умение подчиняться игровым правилам.
Развитие детского творчества в свободной изобразительной деятельности можно разнообразить использованием декоративных пайеток, декоративных камушек, пушистой проволоки, наборов для плетения и многое другое.
Оборудование по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ следует постоянно обновлять в соответствии с возрастом детей, использовать в данной работе вертушки, лупы, компасы, снегомеры, дождемеры и многое другое.
Использование интерактивных игрушек. Знакомство с игрушкой «Чебурашка-дружочек» Добрый день уважаемые коллеги Разрешите предложить Вашему вниманию тему- использование интерактивных игрушек Цель-познакомить детей.
Фотоотчет «Золушка глазами современных детей» Фото отчет «Золушка» глазами современных детей. Лариса Гацко. Блог. Наша жизнь – это сказка, просто мы перестали удивляться чудесам, радоваться.
Игра современных дошкольников «Балансирующие стулья» Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.
Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду» Уважаемые коллеги! Сегодня никого из нас не удивишь разнообразными пластическими массами для лепки. Одним из самых популярных пластилинов.
Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.
Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.
Работа с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.
Консультация для педагогов «Педагогические требования к игрушкам»
Ирина Штефан
Консультация для педагогов «Педагогические требования к игрушкам»
Педагогические требования к игрушкам
В настоящее время в обществе сложилось понимание игрушки как категории педагогической.
Воспитывающее значение игрушка приобретала в процессе общественного осознания ценности периода детства в общем цикле человеческой жизни.
Игрушки являются необходимым средством воспитания детей, служат делу формирования гармонично развитой творческой личности каждого ребенка. Для осуществления всестороннего воспитания нужны все виды игрушек: дидактические, сюжетно–образные, технические, спортивные театральные, музыкальные, празднично–карнавальные и игрушки-забавы, предметы–заместители (для развития фантазий). Введение этих предметов целесообразно с двухлетнего возраста.
Каждая игрушка используется в целях всестороннего воспитания, но одновременно она имеет преимущественное значения для нравственного (например, кукла) или физического (мяч, эстетического (музыкальная, театральная игрушка) или умственного развития детей (дидактические игры и игрушки). Важнейшими педагогическими требованиями к игрушке,является:
1. Безопасность. Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы, содержащие острые травмоопасные части, исключающие гигиеническую обработку. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см). Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые требования соблюдены.
2. Эстетичность. Пока ребенок не получит достаточное представление об окружающем мире, ему лучше не играть в «мутантов», (фиолетовые слоны, малиновые жирафы, синие ежики и т. д). Иначе у ребенка разрушается стереотип нормального восприятия мира. Игрушка должна быть эстетически привлекательной, функциональной и «доброй», быть конструктивно правильной.
3. Соответствие возрасту. Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям детей Приблизительно с двух лет ребенок начинает интересоваться игрушечными животными, куклами. На этом этапе появляются любимые, значащие для ребенка вещи, любимые игрушки, которые помогают преодолеть трудные моменты для ребенка, например, разлуку с мамой или поступление в детский сад. В этот период лучше научить ребенка качать куклу, возить её в коляске, укладывать и кормить. Все эти процессы научат ребенка покровительству, проявлению заботы, сопереживанию.В раннем возрасте ребенок собирает и хранит различные природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и др. Эти материалы могут быть наделены различным значением, кроме эстетического. В таком возрасте ребенку нравиться работать с различными материалами, гладкими, шершавыми, мохнатыми. Для этого используются книжки, имеющие разные на ощупь страницы. Большое значение и распространение получили так называемые, развивающие игры и игрушки: конструкторы, разные шнуровки, пазлы. Такие игрушки сделаны специально для того,чтобы развивать различные психические функции: память, внимание, восприятие, моторику. Но такие развивающие игрушки не должны замещать куклы и машинки для сюжетных игр.
В 3-4 года малыш начинает играть в ролевые игры. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах, должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными. Понравятся детям и мячи, кольца, набрасываемые на штырек, простые конструкторы.
В возрасте 4-5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Крупные игрушки постепенно перестают занимать ребенка. А вот наборы зверюшек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазии и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использование батареек и электричества. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других.
4. Многофункциональность. Желательна многофункциональность игрушки, возможность ее участия в интеллектуальном, творческом, физическом и духовном развитии детей. Игрушка должна оставлять простор для детского мышления, фантазии.
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.
В методическом письме МО РФ от 17.05.05 № 61/19 – 12 сформулированы обязательные психолого-педагогические требования, предъявляемые к игрушкам.
Невозможно, чтобы игрушка могла:
• Провоцировать ребенка на агрессивные действия;
• Вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным, роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);
• Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Итак, игрушки для детей дошкольного возраста должны быть в соответствии с предложенными требованиями.
1. Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 n 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек«, «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек«, «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек«)
Какие игрушки можно брать в детский сад
Большинство родителей, впервые отправляя своего ребёнка в детский садик, задаются вопросом, – а можно ли приносить игрушки в детский сад? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Документом, который регламентирует, какие игрушки могут использоваться в дошкольном учреждении, являются утверждённые Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (2.4.1.3049-13). Указанные требования утверждены 15 мая 2013 года Г.Г. Онищенко – главным государственным санитарным врачом РФ (Постановление № 26).
Какие игрушки разрешены в нормативном акте?
В учреждениях для общественного воспитания детей дошкольного возраста используются только безвредные и безопасные игрушки, которые не могут нанести вред здоровью малышей. Они должны отвечать санитарным и гигиеническим нормам и правилам, иметь соответствующие документы. Игрушки должны легко подвергаться влажной обработке (стирке) и санитарной обработке (дезинфекции). Из вышесказанного нельзя увидеть установленный запрет на домашние вещи, в том числе игрушки. Но некоторые детские сады устанавливают ограничение на внос в группу игрушек из дома, или категорически против того, чтобы ребёнок приходил с домашними вещами. Причины, по которым во многих дошкольных учреждениях запрещено носить свои игрушки, могут быть различны:
Согласно п. 6.10. санитарных правил от 15 мая 2013 года детские игрушки из искусственного меха, ткани и набивного материала, а также и игрушки с ворсом в детских дошкольных учреждениях рекомендуется использовать только в качестве наглядных (дидактических) пособий. Материалы игрушек должны без проблем переносить стирку и ежедневную санитарную обработку. Мягкие игрушки накапливают в себе пыль и пылевых клещей, которые могут вызывать аллергическую реакцию, а также яйца гельминтов. Перемещение игрушек из дома в садик и обратно ведёт к перетаскиванию микробов из одной среды в другую. Лучше дать ребёнку машинку или куклу, которых можно легко протереть влажной тряпочкой или помыть.
Игрушки – как напоминание о доме
Некоторые игрушки для детского сада могут помочь в период адаптации маленького непоседы на новом месте. Ведь любимая игрушка – это близкий друг, с которым не хочется расставаться, напоминание о доме, о любимой маме и о её заботе. Часто она помогает отвыкнуть от постоянного маминого присутствия. Перед тем, как в первый раз вести ребёнка в дошкольное учреждение необходимо поговорить с руководством или воспитателем по поводу возможности приноса домашней игрушки с собой, ведь в ДОУ могут быть свои правила. В некоторых случаях могут разрешить взять её с собой, но при условии, что она будет находиться в течение дня в шкафчике. Или игрушка будет ждать малыша в кроватке, если без неё не получается быстро и крепко заснуть. Если же правила категорически запрещают иметь собственные вещи в группе, то родителям необходимо заранее подготовить ребёнка к этому, чтобы не травмировать его. Можно объяснить маленькому непоседе, что любимый медвежонок будет ждать его в кроватке в любимой комнате.
Детский сад – это маленькое государство, в котором действуют свои законы. Живут в этом государстве педагоги, воспитатели, родители и дети. Важно, чтобы было установлено мирное сосуществование между всеми жителями, чтобы мальчики и девочки чувствовали себя комфортно. Все вопросы родители и воспитатели должны решать сообща, чтобы не возникло конфликта, от которого будет страдать ребёнок. Если встанет вопрос о том, какие игрушки можно брать в детский сад, то важно тактично обсудить эту проблему, найти верный вариант, прислушиваясь, друг к другу, который не нарушит правила дошкольного учреждения и не нанесёт вреда психики малышей. Всё это обязательно принесёт свои плоды в гармоничном воспитании ребят.
Педагогические требования к использованию детских игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Карачаево-Черкесский государственный университет
Педагогический факультет
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Направление подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование
Магистерская программа – Дошкольное образование
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Педагогические требования к использованию детских игрушек
в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Допущена к защите «___»___2016 г.
Заведующий кафедрой ___ доц. А. А. Узденова
Автор: ___ А. Г. Каппушева
Научный руководитель: ___ доц. З. К. Узденова
Рецензент: ___ доц. З. Ю. Уртенова
Работа защищена: «___»___2017 г.
Глава I. Теоретические аспекты использования игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста
1.1. Игрушка как педагогическое средство развития детей
1.2. Требования к качеству игрового материала, используемого в работе с детьми дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические требования к использованию игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ
2.1. Роль предметно-развивающей среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста
2.2. Педагогическая классификация игрушек
2.3. Особенности использования дидактических игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Выводы по второй главе
Список использованных источников
Выбрать игрушкув настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, покемоны и пр.). Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.
Ответить на все эти вопросы невозможно, не рассмотрев историю возникновения игрушки, ее назначение, а также современные подходы к классификации игрушки, психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.
Проблема значения игрушки в жизни ребенка весьма актуальна, особенно в 21 веке, когда у современного ребенка появляются совершенно новые интересы, связанные с внедрением в наш повседневный быт электронной техники, компьютеров; появлению на прилавках российских магазинов игрушек, которые не отвечают порой санитарно-гигиеническим требованиям, а иногда и педагогическим.
Объект исследования: игрушки и игровые материалы в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические требования к использованию детских игрушек в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Гипотеза: обучающий эффект использования игрушек в работе с дошкольниками будет более высоким, если соблюдаются педагогические требования к подбору игрушек и игрового материала для ДОУ.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и научно-популярную литературу по теме исследования.
2. Теоретически классифицировать виды игрушек и педагогические требования к ним.
3. Проанализировать организацию игровой среды для детей в ДОУ и возможности использования игрушек в свободной игровой деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена классификация игрушек, рассмотрены педагогические, эстетические, гигиенические требования к игрушкам.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дидактическая игрушка учит ребенка мыслить, воспитывает целеустремленность, настойчивость, организованность. Вместе с тем без активного формирования желания действовать с дидактическими игрушками дети самостоятельно и полноценно играть с ними не будут. Необходимо устанавливать содержательную связь между приобретением информации о свойствах дидактической игрушки на занятиях, в ходе совместной игры с воспитателем и в самостоятельной игре. Следует насыщать занятия действиями с дидактической игрушкой, но делать это нужно в такой форме, чтобы малыши сами стремились к этому процессу
2. Педагогические требования к игрушкам: должны способствовать решению воспитательных задач; соответствовать интересам ребенка; удовлетворять стремление к двигательной активности; быть многофункциональными; обладать динамическими свойствами; на конкретных образах реально отражать действительность; быть яркими, красивыми, вызывать чувство радости; содействовать развитию ребенка; сделаны из экологически чистых материалов; обладать противопожарностью; быть безопасны; легко дезинфицироваться; по весу соответствовать физическим силам ребенка; быть прочными и надежными в использовании.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены для подбора игрушек в группы детского сада и оформления игровой комнаты, а также для планирования работы воспитателя в режимные моменты свободной игровой деятельности детей и в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава I. Теоретические аспекты использования игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста
1.1. Игрушка как педагогическое средство развития детей
Ребенок познает мир, активно действуя. От того, какими игрушками он будет играть, начиная с первых лет жизни, во многом зависит его развитие, психическое и физическое здоровье. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого – одно из важнейших средств воспитания. Такое разнообразие функций игрушки связано с ее особенностями и происхождением.
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета (в том числе людей и животных, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.
Так, кукла – обобщенный образ человека (чаще всего ребенка) –позволяет детям воспроизводить целый ряд действий: сажать, укладывать, купать, переодевать и т. д. [33].
Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному значению.
Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует и сам ребенок, и взрослый.
Изображение предмета условно и в значительной степени обобщено. Характер и степень обобщенности и условности зависит от типа игрушки и ее конкретного назначения.
Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт вещи или предмета, отличающих их от других (так, у грузовика есть обязательно кабина, кузов, колеса; у Деда Мороза – длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками.)
Истинной игрушке чужды дробность характеристики и натурализм. Обобщенность и известная условность обеспечивают разнообразие ее функций в играх детей.
Натуралистическая игрушка быстро надоедает детям именно потому, что ограничивает игровой замысел, “приземляет” его точностью образа.
Хорошая игрушкаобладает определенной игровой динамикой: ее образ, конструкция, материал обеспечивают разнообразные игровые действия. Динамика в игрушке может быть представлена подвижностью частей, звучанием, комплексностью фигур (наборов) и т. д. Предмет статичный, хотя и обобщенный, не может быть игрушкой.
В античные времена в Греции и Риме игрушки считались важнейшим средством воспитания детей. До нашего времени дошли художественные игрушки того времени, сделанные из слоновой кости, янтаря, терракоты, в основном это фигурки животных, куклы, встречались игрушки с заводным механизмом. Для физического воспитания детей делали спортивные игрушки: мячи, серсо, волчки и т. д. Уже в те времена было налажено ремесленное производство игрушек, которые продавались в разных странах мира.
На территории Восточной Европы делались игрушки в основном из глины. Во II в. до н. э. делали всадников, повозки. На территории славянских поселений при археологических раскопках были обнаружены фигурки, погремушки, глиняные свистульки, куколки, фигурки домашних животных. По некоторым данным первые погремушки и свистульки несли в себе не развлекательное значение, а выступали в роли оберега. Считалось, что все эти мелодичные звуки, свойственные игрушкам отгоняют нечистую силу, для того, чтобы уберечь ребёнка от нечистой силы над его колыбелью подвешивали погремушки с различным мелодичным звучанием.
В средние века, при феодальном строе игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т. д.). Много было игрушек военного содержания: фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребёнка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение – хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Как правило,дома создавались из дорогих материалов: драгоценных металлов, камней, тканей. Часто такие дома были лишь частью интерьера и передавались по наследству.
У бедных слоёв населения были свои игрушки, со своим значением. В основном это развлекательное и воспитательное значение, оставалась и роль оберега. Для бедных детей делали игрушки из глины, соломы, коры деревьев, дерева и т. д. Для девочек делали кукол, для мальчиков делались также игрушкис военным содержанием: фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т. д. Также актуальны были и спортивные игрушки. Значение игрушек для детей бедных слоёв населения – подготовка к жизни и развлекательное значение [20].
В дальнейшем на Руси изготовление игрушек стало серьёзным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Своё развитие получила так называемая народная игрушка. Народные игрушки имели развивающее значение, а также назначение народной игрушки – развлечь, повеселить, занять, порадовать. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI – XVII в. в. Своё развитие получили игрушки из дерева и глины. И сейчас знамениты гончарные игрушки Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филимоновские, Хлудневские и самые известные деревянные Богородские и Сергиево-Посадские игрушки. В 90-е г. г. XIXв. Из Сергиева Посада вышла всем известная матрёшка. В современное время народная игрушка имеет колоссальное воспитательное значение. Её используют в основном в художественно-эстетическом воспитании детей. Широко распространены в наше время и Богородские игрушки, которые имеют развлекательное назначение, а также развивают детей. Вот какая непростая и длинная история появления игрушек…
В V в. до н. э. в небе Китая появились первые воздушные змеи, которые до сих пор остаются непременным атрибутом «Праздника высокого полета». Он отмечается на девятый день девятого месяца каждого года. В. этот день небо усеяно змеями в форме рыб, лягушек, птиц. Играют и дети, и взрослые. Проводятся битвы бумажных змеев, в которых змеи с прикрепленными к ним кусочками стекла стараются срезать нитки друг у друга. На островах Океании воздушные змеи помогали тянуть лодки и ловить рыбу.
В древности мастерили кукол и для мальчиков. Они были и своего рода талисманами. Куклу никак не украшали, только копье в руках, чтобы ее обладатель вырос отважным воином и охотником. Считалось, чем тверже кусок дерева, из которого вырезана кукла, тем отважнее будет тот, кто с ней играет.
Самые затейливые, самые сложные игрушки делали в ХVII-ХIХ вв. Это были настоящие механические чудеса. Вот шустрый заяц грызет морковку и шевелит ушами. Красавица держит в руке пудреницу и, глядя в зеркальце, прихорашивается. Механический майский жук, точная копия настоящего, ползет, шевелит усиками, поднимает крылышки. Конечно, такую игрушку мастер создавал в единственном экземпляре, и не для того, чтобы удивить, поразить ребенка, а для того, чтобы подчеркнуть богатство и изысканный вкус ее хозяина. Вот как мог выглядеть званый вечер в одном из дворцов Франции, Германии, Италии и даже России лет 300 назад. Горят сотни свечей. В центре зала на большом помосте стоит клавесин, возле которого на стуле в ожидании публики сидит модно одетая девочка. По знаку хозяина она встает, кланяется гостям и, усевшись за клавесин, начинает играть. Играет она превосходно. Правда, ее строгое неподвижное лицо и скованная фигура плохо гармонируют с прекрасной музыкой. Окончив игру, она встает, кланяется слушателям, ожидая аплодисментов. И вдруг замирает. Гул изумления прокатывается по залу. Гости поняли, что «артистка» — всего лишь кукла. Хозяин доволен своей выдумкой [6, 10].
Игрой XX столетия признан кубик Рубика, созданный в 1974 г. венгерским архитектором Эрне Рубиком. В нем 27 маленьких кубиков. Надо добиться того, чтобы каждая грань была одного цвета. Случайный поиск мало что дает. Нужно действовать разумно. Игрушка развивает сообразительность.
Первая кукла в России была сделана из дерева. В средней полосе России известна тряпичная кукла из белой холстины. У девицы-белолицы обязательно была коса из пакли или натуральных волос, но не было лица, чтобы в нее не вселились злые духи. Без куклы не обходились даже в самом бедном доме. Почти каждая крестьянка умела сама мастерить кукол.
Музей игрушки создан в 1920 г. в Москве. В 1931 г. музей перевели в Загорск (теперь Сергиев Посад).
Развитие производства игрушек всегда и во все времена отражало изменения, происходящие в человеческом обществе. Так, в конце XIX – начале XXв. в обществе начала развиваться промышленность, средства передвижения, техника в целом, следовательно и появились новые виды игрушек. Появились игрушки, изображающие транспортные средства. Наряду с механическими устройствами появляются пневматические, магнитные, электрофицированные игрушки. В самом начале XXв. появляются первые конструкторы (строительные игрушки). С 1961 г. датская фирма LEGO начала выпускать конструктор нового поколения. Основу этого конструктора составили разноцветные кубики разных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопками. С первого его появления эти конструкторы привлекли внимание людей, его стали широко использовать для развития детей. Современные конструкторы LEGO дополнены фигурками человечков и животных, а также отображают разную тематику, которая подойдёт для детей разного пола и возраста.
С развитием электронной промышленности открылись новые горизонты для создания сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами, которые с молниеносной скоростью заинтересовали людей. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры. В современном обществе ведутся многочисленные споры, насколько полезны компьютерные игры для детей и с какого возраста следует знакомить с ними детей.
Современные дети играют в разнообразные игры, и в зависимости от того, в какую игру играет ребёнок, можно условно выделить виды игрушек. Хочется подчеркнуть, что разделение детских игрушек по видам весьма условно, т. к. каждая игрушка многофункциональна и может использоваться по-разному.
Современные образовательные технологии и методы в учебно-воспитательном процессе Дети по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого широко используется.
Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе ДОУ: коучинговый подход Основной целью Российского образования, определяемой ФГОС, является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления развития.
Использование информационных коммуникативных технологий в воспитательном процессе Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде.
Роль личности педагога в воспитательном процессе Сила воспитательного воздействия определяется тем, кто его проводит. Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы.
Самостоятельная двигательная активность, как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в ДОУ Самостоятельная двигательная активность — как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.
Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе. Из опыта работы Основная деятельность дошкольника- игровая. В игре закрепляются знания, полученные на занятии, в игре формируется личность ребенка, его.
Учебно-игровой Лего-центр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ С введением ФГОС дошкольного образования основной задачей стало формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности,.
Проект «Эволюция детских игрушек» Вид проекта: творческий, среднесрочный, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Интеграция: социализация, коммуникация,.