какие игрушки ненавидят детям
Современные игрушки: польза или вред?
Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей! Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Что происходит в этих условиях с детской фантазией, творческими навыками?
Прощай, фантазия!
Мы не откроем Америку, если признаем, что детские психологи и педагоги бьют тревогу: современные игрушки в зародыше уничтожают в детях креатив. Чем более «навороченная» игрушка, чем больше в ней заложено игровых функций, чем сильнее она похожа на свой «живой» аналог – тем меньше у детей поводов придумать игры самим, «дофантазировать» или доработать внешний облик до отдаленного сходства с «оригиналом».
Результат знаком каждому родителю: еще неделю назад малыш мечтал об игрушке, просил о ней, вчера – получил предмет страсти, прыгал от радости полчаса и еще два часа нажимал на кнопочки, а сегодня – даже не подходит. И дело не в том, что ребенок разбалован или пресыщен. Он просто не умеет с такой игрушкой играть, не понимает, что делать с ней теперь, когда все кнопочки нажаты по сто раз, столько же прозвучала песенка, и загорелись лампочки.
В «навороченных» кнопочных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного (читайте: скучающего) наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится.
Игрушечное зло
О каких игрушках, препятствующих развитию детской фантазии, упоминают психологи и педагоги в первую очередь?
В «черный список» попали, как ни странно, Лего-конструкторы: многие родители запрещают детям разбирать собранные Лего-игрушки, и те стоят на полках в виде «музейных экспонатов».
Так ли страшен черт.
Будет несправедливо по отношению к игрушкам и их производителям утверждать, что они – абсолютное зло. Большинство игрушек имеют несомненные достоинства: они развивают мелкую моторику, цветовое и слуховое восприятие, осязание, расширяют кругозор, улучшают координацию движений, а самое главное – помогают детям ближе познакомиться с окружающим миром, в том числе – миром взрослых. Многие игрушки тренируют скорость реакции, память, логику.
Если верить социологам, выбирая игрушки детям, мы руководствуемся тремя основными мотивами:
1)покупаем игрушки, которых нам не хватало в детстве;
2)предпочитаем подобные тем, что любили сами;
3)выбираем под влиянием моды и рекламы.
Очевидно, что из трех мотивов для покупки, два (первый и третий) «работают» в пользу ярких, привлекательных, дорогостоящих, невиданных во времена нашего детства «навороченных» игрушек.
Не надумана ли проблема?
Начнем с того, что тревогу бьют не британские ученые, и опасения основаны на многочисленных проведенных исследованиях. Проблема дорогих «навороченных» игрушек не в том, что они вредят развитию фантазии или препятствуют ему, а в том, что просто фантазию не развивают. С детьми же упущенные возможности – зачастую шаг назад. Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту «волшебную» (и чрезвычайно полезную для карьеры и личностного развития) способность во взрослом возрасте.
И все же по-настоящему вредны детям только:
— игрушки, содержащие опасные химические вещества (фенол, формальдегид, свинец);
— игрушки, отрицательно влияющие на психику ребенка (уродливые, агрессивные и т.д.).
Покупать или не покупать – вот в чем вопрос?
Ответственному родителю, ребенок которого будет умолять в магазине о покупке детского планшета или кукольного домика для Барби, предстоит выбрать один из вариантов решений:
1) Категорически не покупать такие игрушки
Эта ситуация настолько же далека от реальности, как отказ от покупки попкорна и чипсов (из-за их вредности для желудка) или отказ от походов в кино на мультфильмы в 3D (из-за опасности для зрения). Мы стараемся свести к нулю эти проявления «родительской бесхарактерности», но совсем избавиться от них получится едва ли – уж очень эффективную рекламу создают детские маркетологи, уж слишком влиятельно детское окружение, уж слишком хочется порадовать ребенка и доказать, что он «не хуже других».
Ирина Кузьмина, детский и семейный психолог: «Проблема заключается не в самом существовании «навороченных» игрушек, а в том, что взрослые делают своих детей «потребителями», покупая все больше и больше игрушек из мультфильмов и рекламы. В лучшем случае ребенок проигрывает лишь сюжеты мультиков. Обычно же дети, привыкшие к коллекционным покупкам, просто накапливают их, и при удобном случае устраивают истерику, если им не покупают новую игрушку. Значит, не надо вообще покупать такие игрушки? Надо! Но сначала нужно научить ребенка играть, научить ценить их».
Что поделать, если ребенок сильно просит, денег на игрушку хватает, а на коробке перечислены десять причин, почему это «чудо детской техники» полезно и «совершенно необходимо» ребенку? Вероятно, купить – и надеяться, что действительно полезно.
Ирина Кузьмина: «У каждого времени свои игрушки, поэтому нельзя однозначно сказать, необходимо покупать «супер-новые» игрушки или, наоборот, недопустимо. Это личное дело каждого родителя, каждой семьи. Главное, что любая игрушка должна быть подобрана со смыслом. Выбирая «навороченную» игрушку, спросите себя: кому вы ее покупаете – себе или ребенку?»
3) Покупать такие игрушки в меру, соблюдая соотношение хотя бы «1:1» с игрушками нашего детства
Берете детский планшет – прихватывайте металлический конструктор с болтиками-винтиками, покупаете говорящего мишку – не забудьте о мозаике, пирамидке, кубиках. Только кажется, что на фоне «разрекламированных» собратьев ребенок к обычным игрушкам даже не притронется. Удовлетворив любопытство, вдоволь понажимав кнопочки и выучив все стишки и речевки наизусть, ребенок, скорее всего, возьмется за те игрушки, к которым не будет приложена подробная инструкция.
4) Покупать такие игрушки – и подключать собственную фантазию ради развития фантазии детской
Если «навороченные» игрушки – необходимое и неизбежное зло, то почему бы не свести его к минимуму? Например, так:
Для большинства игрушек семейства «кнопочных» придумать игровые функции сложно. Значит, просто чаще устраивайте ярмарки игрушек или домашние распродажи: меняйтесь игрушками (пусть даже похожими) с друзьями. В общем, если «навороченные» игрушки приносят какую-либо пользу – пусть даже не пользу фантазии – умножайте ее!
Что касается творческих навыков – «навороченные» игрушки на их развитие действительно не нацелены. Поэтому, выбирая игрушку ребенку, пытайтесь понять, ДЛЯ ЧЕГО она, какую функцию вы в нее вкладываете».
Программа-минимум
Ирина Кузьмина: «Что может сделать родитель в условиях, когда игрушки фантазию не стимулируют? Минимум – играть с ребенком ежедневно хотя бы по 20 минут в ролевые активные игры. Даже если очень не хочется – буквально сесть, взять игрушки и играть. Покупать игрушки осознанно, а не для того, чтобы «дитя не плакало». Вместе с детьми делать самодельные игрушки, лепить фигурки, строить домики, трассы для машин и т.д.»
Какие бы игрушки мы ни покупали своим детям – обычные, экологически-чистые, деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные или говорящие, основной способ сделать так, чтобы эти покупки приносили пользу – играть с ребенком. Научите малыша играть – и он с любой, даже невероятно скучной игрушкой, что-нибудь придумает. Человек – существо эволюционное, а «навороченные» игрушки – реальность современного мира, поэтому дети будут приспосабливаться к этой реальности, как сумеют. Наша задача – сделать, чтобы «сумели» хорошо.
Игрушки, которые не подходят малышам до трёх лет
Современным родителям предлагается огромнейший выбор игрушек, которые они могут приобрести для своего ребёнка. Простые и незамысловатые явно проигрывают ярким и кричащим. Первые кажутся скучными, вторые обещают фейерверк эмоций. Но не всегда яркое будет полезным, и не всегда сложность будет действительно развивающей.
Какие именно игрушки не стоит выбирать для малыша до трёх лет
Для начала немного о том, как соотносятся методика Монтессори и игрушки. Иногда можно услышать мнение, что дети, занимающиеся по этой методике, лишаются настоящего детства, т. к. вместо традиционных игр им предлагаются занятиями с безликими, скучными «материалами» или выполнение разных домашних дел.
Но это лишь поверхностный взгляд на подход к развитию ребёнка по Монтессори. Следовать за потребностями малыша – это не значит запрещать ему что-то и лишать чего-то. Это значит выбирать для него и предлагать ему именно то, что наиболее необходимо в этом возрасте, поэтому игрушки никто не запрещает. Просто, как и во всём, что касается ребёнка, подходить к их выбору нужно, учитывая возраст и потребности.
Нет чёткого списка игрушек, о которых можно было бы сказать «по Монтессори» или «не по Монтессори». Есть общие рекомендации и соответствие целям методики. И есть определённый возраст и потребности ребёнка, которым игрушка может отвечать или нет.
Например, на этой фотографии игрушки, на которые стоит обратить внимание. Они будут действительно полезны и интересны.
Но какие игрушки не стоит выбирать для малыша до трёх лет?
Обращайте внимание на материал, из которого сделана игрушка
Пластик и пластмасса делают игрушки более дешёвыми и доступными, но в то же время хрупкими и недолговечными. Погремушки и маракасы из пластмассы сломались задолго до того, как моей дочери исполнился год. К тому же этот материал довольно беден для сенсорных ощущений. Не стоит, чтобы подобные игрушки преобладали у вашего ребёнка. Старайтесь отдавать предпочтение натуральным материалам, имеющим разную фактуру, запах, вес, либо более качественной пластмассе. Такие игрушки будут дороже, но прочнее.
Например, подобные погремушки одни из самых недорогих, но очень быстро ломаются. У первых непрочный механизм крепления между собой двух половинок шарика. Он трескается, и гремящие внутри маленькие детальки выпадают и могут быть опасны. Вторая погремушка крепится на резинку, но со временем узелки развязываются, и погремушка разлетается на части. Колечко из очень мягкой пластмассы: оно быстро гнётся и теряет форму.
Откажитесь от слишком ярких игрушек
Распространено мнение, что игрушка должна привлекать внимание маленького ребёнка. Часто для игрушки выбирают очень яркие цвета или контрастные сочетания цветов. Без сомнения, яркие цвета стимулируют активность детей, но их избыток приводит к чрезмерной стимуляции. Подобной яркой игрушкой вы усложните для своего ребёнка задачу понимания мира. Монтессори-педагоги рекомендуют начать с натуральных цветов, потом добавить игрушки с основными цветами и только потом — с их оттенками.
Во многих магазинах можно приобрести развивающие коврики для младенцев. Сама идея такого коврика хорошая и имеющая место быть. Но часто они избыточно яркие и перегружены большим количеством рисунков. Возраст, когда ребёнок с интересом и пользой для себя сможет рассматривать такое количество картинок, наступит намного позже рекомендуемого для этой игрушки. А пока они будут лишь отвлекать и перевозбуждать. Поэтому их стоит избегать.
Если это подарок, постарайтесь уменьшить отвлекающие факторы (накройте однотонной тканью, уменьшите количество подвесных игрушек, предлагаемых в один момент).
Другой пример, для более старшего возраста (1,5–2 года).
Яркие картинки на подобных стучалках призваны сделать их более интересными и привлекательными для ребёнка. Не просто стучалка, а стучалка-ягодка! Или бабочка с ярким узором на крыльях. Но на фоне этих картинок совершенно теряются и даже сливаются цветами сами шарики, по которым надо учиться попадать… То есть сам смысл такой игрушки пропадает. То, что придумано как способ развить координацию, усложняет это обучение, создавая препятствия.
Ещё один встречающийся недостаток — раскрашивание предметов, животных или людей в ненатуральные цвета. Синие собаки или жёлтые медведи, конечно, не запрещены и так развивают фантазию. Но для совсем маленьких детей, которые только учатся различать, кто такой мишка, а кто собачка, лучше отдать предпочтение реальным окрасам игрушек.
Например, на этих пазлах весьма неудачное цветовое решение. Мало того, что выбраны не свойственные животным цвета, так ещё и части тела разного цвета.
Не стоит увлекаться интерактивными музыкальными игрушками и книгами
Если, играя с обычными игрушками, ребёнок получает обратную связь (трясу погремушку — слышу звук, кидаю мячик — он катится и т. п.), то в интерактивных игрушках эта связь неочевидна. Да, ребёнок быстро научится нажимать кнопку, и ему это понравится. Однако подобные игрушки делают ребёнка не активным участником процесса, а лишь своеобразным зрителем. Если у ребёнка будет 1–2 такие игрушки, это не навредит ему. Но не тогда, когда они будут преобладать.
Намного ценнее и полезнее игра с реальными музыкальными инструментами или чтение книг со взрослым.
Кстати, сейчас очень много книг с музыкальной кнопкой. У меня сложилось к ним отрицательное отношение. Именно в таком сочетании они совершенно непонятны. Например, моя дочь (тогда ей было 10 месяцев) подобную книгу с потешкой про гусей только слушала, пока не села батарейка. И только потом, без постоянно играющей песенки, она, наконец, пролистала её до конца и рассмотрела.
Выбирая интерактивную игрушку, обратите внимание на громкость звука. Слишком громкие звуки вредны для маленьких детей. Избегайте также слишком ярко и быстро мигающих огоньков в таких игрушках.
С осторожностью относитесь к так называемым развивающим игрушкам
Как правило, они отличаются принципом — «чем больше всего, тем лучше». То есть если игрушка называется развивающей, то она должна развивать как можно больше всего сразу! Это неверный подход для возраста до трёх лет. В этом возрасте, наоборот, рекомендуется занимать ребёнка только одним действием. Ведь он ещё не может отделять важные стимулы от неважных и просто усвоит всё предложенное. Это усложнит понимание и может стать причиной неразберихи. Когда стимулов слишком много, ребёнок упускает хорошие возможности для обучения и развития.
Например, эти две игрушки слишком перегружены деталями и цветом. Я даже не сразу поняла, для чего именно они предназначены – настолько всего много.
Или, к примеру, подобные пирамидки. Они задумывались как многофункциональные и многоразвивающие. Это интересно и кому-то понравится. Но если вдруг такую игрушку приобретут для ребёнка, который станет впервые на их примере учиться собирать пирамидки, то они будут отвлекать от основного своего предназначения.
Сказочные персонажи
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание и за что часто критикуют метод Монтессори, — присутствие сказочных и фантастических элементов в игрушках.
До 5 лет для ребёнка подобное не приветствуется. Конечно, это тема отдельного подробного разговора. Но если вкратце, то до 5-летнего возраста ребёнок не может адекватно отличать вымысел от реальности и воспринимает всё буквально. Поэтому стоит сначала изучить тот мир, который окружает его, а потом отправляться в путешествия по воображаемым мирам. Не стоит, конечно, впадать в крайности и ограждать от всего выдуманного (да это и невозможно!), но не делать на этом акцент вполне в наших силах.
Например, шнуровку можно выбрать на более прозаичном ботинке, без глаз и носа. Или вместо улыбающегося телефона на колёсиках выбрать каталку в виде машинки или собаки.
Также не стоит забывать об эстетическом чувстве ребёнка. Некоторые фантазии производителей игрушек выглядят очень странно и зачастую отталкивающе.
Надеюсь, эти небольшие рекомендации и советы помогут вам сделать выбор в том необъятном море различных игрушек, которое окружает современных родителей и их детей.
Мини-курсы для родителей за 199 рублей
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов.
Каких игрушек не должно быть в детской: полезные советы
Игра для ребенка — не просто развлечение, она помогает ему расти и развиваться. Еще совсем недавно родителям было сложно найти для сына или дочки хорошую игрушку, теперь же папы и мамы сталкиваются с противоположной проблемой — как удержаться от покупки. Несколько простых советов помогут избежать ненужных трат. Итак, мимо каких игрушек стоит проходить в магазине, не задерживаясь?
Из этой статьи вы узнаете
Никаких «он дорастет»
Покупать годовалому карапузу мозаику или тренажер для развитие логики — плохая идея. Игрушки «на вырост» не принесут радости и пользы, а вот навредить могут.
Не стоит покупать конструктор или набор фигурок, на которых указан возраст, которого ваш ребенок еще не достиг. Так как маленькие дети тянут всё в рот. Избегайте покупок игрушек с мелкими деталями до 4 см, чтобы избежать удушья. Доверьтесь в этом вопросе не собственной интуиции, а ответственности производителя конкретного детского товара.
А вот какие игрушки рекомендуется иметь дома для ребенка 0-1,5 года:
Дети и опасность не должны встречаться
В детской не место игрушкам, созданным «на коленке», только ради наживы продавца. Покупать товары для детей правильнее у надежных производителей. Это не значит, что выбирать нужно только дорогие игрушки от известных брендов. Проходите мимо магнитных игрушек или хрупких, которые могут отколоться при надавливании или кусании. Избегайте игрушек с острыми краями.
Существует сколько угодно представителей среднего ценового сегмента с отличной репутацией. Надежный производитель — гарантия того, что куклы и машинки имеют безопасную конструкцию и сделаны из экологически чистых материалов.
Игрушки-однодневки
Милая собачка или чудесный конструктор? Шикарная кукла или удивительно правдоподобный динозавр? Не поддавайтесь внешнему очарованию игрушечных созданий или сиюминутному желанию ребенка получить подарок! Ищите по-настоящему оригинальные, функциональные товары для своего малыша.
Покупайте только те игрушки, которые смогут научить вашего ребенка чему-то полезному. Отлично, если в наборе с очередной покупкой есть несколько аксессуаров, инструкция с разными вариантами использования и т.п. Помните, что фантазия и творческое мышление включается при дефиците материалов для игры, а не при их избытке. Правило «лучше меньше, да лучше» — ваш девиз при походах в детские магазины.
Детская — не музей
Маркетологи неустанно трудятся над созданием коллекций игрушек, которые детям захочется получить все. Играть набором почти одинаковых котят, зайцев, кукол сложно. Скорее всего, они будут просто стоять без дела, украшая собой полку в комнате.
Этого можно легко избежать, если не поддаться соблазну купить первого представителя многочисленного семейства. Любимая игрушка должна быть одна. Не стоит превращать комнату малыша в выставку собачек или кукол Беби Борн.
«А вот я в твои годы …»
Если вы в детстве обожали деревянные грибочки или электрическую железную дорогу со шлагбаумом, то это совершенно не значит, что ваш ребенок готов разделить восторг родителей и оценить подобные «сокровища» в своем игрушечном царстве. Не старайтесь наверстать упущенное, играя вместе с ребенком в лото или конструктор из 80-х.
У него будут свои любимцы, и выбрать их малыш должен сам!
Не давайте детям старые советские игрушки, которые были изготовлены несколько десятков лет назад. Т.к. в красителях может содержаться свинец.
Скажем «нет» игрушкам размера XXL
Даже в просторной комнате очень большие мягкие звери или огромные кукольные дома оказываются свидетелями, а не участниками детских забав.
Играть с большими объектами ребенку тяжело физически, рядом с ними он не чувствует себя уверенно, а это угнетает фантазию и самостоятельность. Огромный плюшевый мишка — отличный вариант для романтического подарка взрослому человеку, для детей же такие игрушки бесполезны.
На улице, а не дома
Не стоит устанавливать в детской большие горки, батуты, качели, если ваш малыш уже уверенно бегает по дому. Такие крупные объекты для игр идеальны для детей 1-2 лет, так как они все время находятся под присмотром родителей.
Ребята постарше уже могут оставаться в детской одни на какое-то время, поэтому окружающая их среда должна быть полностью безопасной. Игрушки для улицы повышают риск травм. Это, кстати, относится и к спортивному инвентарю — ракеткам, клюшкам, мячам.
Хорошая игрушка — друг ребенку и помощник родителям. Теперь вы точно знаете, что представляют собой плохие, поэтому их точно не окажется рядом с вашим малышом.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/blogi/kakih_igrushek_ne_dolzhno_bit_v_detskoj.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Кубики счастья
Одни называют это баловством. Другие сожалеют, что, скупая все игрушки подряд, лишают своих детей возможности мечтать. Зачем мечтать о машине или кукле, хорошо себя вести, с нетерпением считать дни до Нового года или дня рождения, потому что самые лучшие подарки получаешь только по большим праздникам. А потом родители удивляются, почему ребенок поиграл 5 минут с новой игрушкой и бросил. Ему опять скучно, а родители понеслись дальше в вихре ежедневных забот. Почему дети любят играть с поварешками, кастрюлями, пылесосом и папиными инструментами, может, потому, что в эти «игры» можно играть с родителями. Никакая самая дорогая и модная игрушка не заменит ребенку общения с родителями.
Егорова Татьяна, педагог-психолог ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии»:
На самом деле ребенку даже противопоказано иметь в своем детском уголке целую гору игрушек. Сильно рассеивается внимание, ему трудно сосредоточиться на определенной игре, он быстро утрачивает интерес к данной игрушке, требуя новую. Родители полагают, что их ребенок быстро развивается, поэтому ему скучно играть со вчерашними игрушками, но в реальности у него формируется поверхностное отношение к игровой деятельности. Нет понимания той или иной социальной роли, слабо выражены сюжетные линии в игре, тормозится общее психическое развитие. Возникают элементарные проблемы с самостоятельной уборкой.
Для активной игры ребенку вполне достаточно иметь под рукой от пяти до десяти игрушек, с которыми он может играть в самые разные игры. Можно рекомендовать родителям убрать лишние в пакет и раз в неделю делать «инвентаризацию» имеющихся в зоне доступа ребенка игрушек, заменяя одни на другие и сохраняя эффект новизны.
Для детей постарше сюда добавляются конструкторы, паззлы, коллективные познавательные игры, в которых можно играть всей семьей или с друзьями. Такие игры хорошо расширяют кругозор ребенка, учат умению договариваться, самостоятельно решать возникающие вопросы.
Самые опасные детские игрушки
Дротики. Играть в дартс можно только под присмотром родителей. Ежегодно 7 тысяч детей госпитализируют с травмами, полученными в процессе метания дротиков.
Игрушки из поролона и мягкого вспененного пластика. Откусить кусочек от такой игрушки не составит труда, а последствия могут быть непредсказуемыми.
Игрушки, издающие громкие звуки. Звук свыше 65 децибел, раздающийся у самого уха, может нанести непоправимый вред детскому слуховому аппарату.
Игрушки с магнитными деталями. Два и более магнита, притягиваясь друг к другу в желудочно-кишечном тракте, доставляют немало хлопот хирургам.
Короткий калейдоскоп. Если длина калейдоскопа меньше 25 см, то он приводит к нарушению зрения у ребенка.
Оружие, стреляющее мелкими тяжелыми пульками. Эти пульки становятся источником травм для глаз и мягких тканей. Дети любят засовывать их в нос и уши.
Ароматизированные игрушки. Могут стать причиной серьезной аллергической реакции.
Игрушки ярких, неестественных цветов. Для их окраски используют свинец и кадмий.
Детская косметика. Если нет сертификата, то в составе часто превышено содержание хрома, кадмия, свинца и мышьяка.
Позолоченные и посеребренные игрушки. Красители содержат свинец и сурьму в превышающем норму количестве.