какие игры были в советском союзе
Подвижные игры советских детей, которых так не хватает современному поколению
Прятки
Советские дети любили играть в незамысловатую, но при этом очень увлекательную игру в прятки. Она не требовала особой территории (как при игре в футбол). В прятки можно было играть где угодно и в любое время суток. Но лучше всего для этой игры подходили вечера, когда во дворах начинало смеркаться.
Правила:
Здесь нужен водящий. Советские дети использовали самые разные считалки для этой игры. После того как в результате считалки определялся водящий, он становился лицом к стене (или к дереву) и начинал считать громко до 20 (а порой и до 100). Другие игроки должны были успеть спрятаться до того момента, когда он завершит считалку. Если водящему удавалось найти одного из спрятавшихся, то он должен был тут же вернуться к стене (дереву), чтобы постучать. Если же найденный игрок успеет добежать и постучать раньше водящего, то он тем самым выходил из игры. Если же не успеет, то тогда он становится водящим.
Салки/Догонялки
Эту игру называли по-разному – салки, догонялки, ляпки, квач. Удивительно, но в каждом регионе Советского Союза дети называли ее по-своему. В общей же сложности насчитывается порядка 40 наименований этой игры. При этом правила ее минимально просты и незатейливы. Водящий должен был догнать («салить») разбегающихся по сторонам игроков.
Правила в догонялках были следующими. С помощью считалки выбирали водящего. Остальные дети становились в круг и после команды «Я салка!» разбегались по сторонам. Иногда добавлялись ограничения, например, не забегать за забор или дальше качелей. Тот игрок, до которого успеет добежать и дотронуться водящий, сам становился «салкой». При этом водящий переходил в статус обычного игрока и уже сам убегал вместе с другими детьми.
Следует отметить, что это самый простой вариант догонялок. Были и другие, в которых, к примеру, водящий, догнавший одного из игроков, продолжал догонять других, но уже не один, а вместе с тем, кого успеть «засалить». Вариантов советских «салок» несколько, и все они отличаются друг от друга.
Классики
Ошибочно предположение о том, что классики «родились» в эпоху СССР. На самом деле эта игра известна со времен Средневековья. Однако именно в Советском Союзе она получила небывалую ранее популярность. Не было в СССР двора ли школьной площадки, где бы дети не играли в классики.
По правилам этой игры на асфальте чертили мелом (белым или цветным) прямоугольное поле, в котором выделяли 10 квадратов и полукруг. При этом использовалось несколько вариантов прыжков и разметки игрового поля. Суть классиков заключалась в том, что каждый игрок должен был перепрыгивать одной ногой с квадрата на квадрат, дойдя таким образом до полукруга, а затем повернутся и вернутся по квадратам обратно.
Жмурки
Очень веселая игра. Несколько детей считалкой выбирают водящего, которому завязывают глаза плотной повязкой. Это делается для того, чтобы он не мог никого увидеть. Затем дети раскручивают водящего на месте и быстр разбегаются в стороны. Его задача – вслепую поймать и на ощупь опознать игрока. Если у него это получилось – пойманный становился водящим.
Казаки-разбойники
Это командная игра. У каждой из команд должны быть отличительные знаки (например, красные повязки на руках или ленточки). Для всех игроков определяются границы территории, на которой разрешается убегать и прятаться. Половина детей становятся «казаками», другая половина – «разбойниками». После сигнала последние разбегаются и прячутся. «Казаки» же определяют место, где они будут держать пойманных «разбойников». По прошествии оговоренного промежутка времени «казаки» выходят на поиски. Те разбойники, которых успели заметить и догнать «казаки», считаются пойманными. Однако если «казак» разжал руки, «разбойник» вправе убежать.
Непойманные «разбойники» могут выручить пленника. Для этого одному из них следует незаметно подойти к «казаку», ведущему «разбойника», и дотронуться до него. «Запятнанный» «казак» обязан отпустить пленника. Последний в таких случаях вместе с напарником опять убегают и прячутся. Однако если «казак» оказался шустрее и успел дотронуться до второго «разбойника» раньше, то берет в плен обоих. Правда, и тогда у пленников был шанс освободиться. Так, если кто-то из непойманных «разбойников» успевал дотронуться до пленника раньше, чем до него дотронется охранник «темницы», подготовленной «казаками». Игра продолжалась до тех пор, пока команда «казаков» не поймает всех «разбойников».
Лапта
В СССР в лапту играли и дети, и взрослые. Разумеется, правила игры отличались для тех и для других. Расскажем про детский вариант. Лучше всего подходила для игры в лапту территория дачи. Там, на ровной лужайке, проводили две линии. Расстояние между ними должно было составлять примерно 15-20 м. Одна из этих линий считалась городом, другая – домом. Затем посредством считалки или жребия дети определяли бьющего. Он должен был встать за линией города, а другие игроки стояли в поле за линией дома. Бьющий подбрасывал мяч и тут же бил по нему битой.
Лучшие игры советских детей
У советских детей не было смартфонов, ноутбуков, планшетов, интернета, игровых консолей и прочих современных благ. Родившимся после 2000-ых годов может показаться, что в советское детство — это скука скучная. Но это далеко не так. Да, у поколения СССР не было всего вышеперечисленного, но было нечто большее — настоящее «аналоговое» детство с кучей игр, которые объединяли детей со всего двора и делали их по-настоящему счастливыми!
Давайте вспомним самые распространенные и лучшие игры советских детей…
Резиночки
Аксессуаром данной игры для девочек является бельевая резинка. В игре участвуют 3 или 4 человека. Каждая из участниц совершает прыжки, через натянутую резинку на различной высоте. Первый уровень начинается с щиколоток и заканчивается на уровне шеи.
Классики
Игра «Классики» происходит на асфальте. Для этого необходимы небольшой камень и мелки. Мелком расчерчивают клеточки с цифрами в определённом порядке. Главное правило в этой игре — кинуть камень в клеточку, после чего на одной или двух ногах необходимо допрыгать до неё и таким же способом вернуться.
Вожатый, вожатый, подай пионера!
Игрокам игры необходимо поделиться на две команды. Каждая команда, держась за руки, становится друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Двигаясь навстречу участники произносят речевку: «Вожатый, вожатый, подай пионера!». Тот кого выбрали пионером должен разогнаться и порвать цепь соперника. Если попытка окажется успешной, то игрок остаётся в своей команде, если нет — переходит в команду противника.
Тише едешь, дальше будешь — стоп!
На черте финиша водящий поворачивается спиной к участникам и проговаривает: «Тише едешь, дальше будешь — стоп!». Пока водящий говорит, участникам необходимо подбежать ближе к финишу. Как только водящий прекращает говорить, участники должны застыть на месте. В этой игре победа достанется тому, кто первым добежит до финиша и прикоснётся до водящего.
Море волнуется раз…
Ведущий отвернувшись от участников проговаривает считалку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
Морская фигура замри!
Во время считалки участники начинают совершать движения, изображая руками всевозможные фигуры. В то время, когда водящий заканчивает говорить, игрокам нужно застыть в какой-либо позе. После чего ведущий дотронувшись до одного из участников, должен угадать изображаемую фигуру игрока.
Казаки-разбойники
Участники разбиваются на две команды: «казаки» и «разбойники». Действие игры может происходить в подъезде, во дворе, на улице. «Разбойники» загадывая кодовое слово убегают, рисуя при этом на асфальте стрелки своего движения. Цель «казаков» найти по этим стрелкам «разбойников» и узнать их секретное слово.
Вышибалы
В данной игре два участника должны встать с двух сторон площадки, оставшиеся участники должны находиться в центре. Главная цель «вышибал», перебрасывая мяч друг другу, попасть в одного из участников, находящихся в центре. Когда в команде с основными игроками останется один человек, он должен уклониться от мяча такое количество раз, сколько ему лет.
Я знаю 5 имен
Один участник игры берёт в руки мяч, говоря при этом: «Я знаю одно имя мальчика», после чего кидает мяч об землю, и проговаривает имя. Варианты могут быть разными: «Я знаю один город», «Я знаю одно имя девочки» и т. д. Использовав все варианты, игрок проговаривает те же самые речёвки, только на счёт два. Если, участник отбивая мяч своевременно не назвал имя и не ударил по мячу, то ход игры передаётся другому игроку. Победу одержит тот, который сможет добраться до десяти.
Съедобное-несъедобное
Все участвующие в игре садятся в ряд. Водящий подкидывает мяч любому игроку, произнося при этом какой-либо предмет. Участник должен словить мяч, если предмет окажется «съедобным», если нет, то должен отбить его. Цель ведущего запутать игрока. Чем быстрее он будет кидать мяч, тем увлекательнее будет игра.
Ножички
Колечко-колечко
Участники этой игры садятся в ряд и соединяют свои ладони лодочкой. У водящего игры в кулаке должен находится мелкий предмет: пуговица, монета, колечко. Цель водящего обойдя каждого игрока, незаметно вложить ему «колечко», произнося при этом «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Тот участник у которого оказался предмет поднимается и старается убежать. Задача всех других игроков поймать убегающего.
Вы поедете на бал?
Водящий игры читает речёвку:
«Да и нет не говорите,
Черный и белый не берите,
Вы поедете на бал?».
Его цель сбить с толку участников. Задача участника отвечать на вопросы не применяя слова «чёрный», «белый», «да», «нет».
Я садовником родился
Все участники должны подобрать себе имя — название какого либо цветка и после этого сказать его остальным игрокам и водящему. Водящий проговаривает считалку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» и говорит «имя» одного из участников. Игрок чьё имя огласили должен отозваться. Если же участник не откликнулся садовник назначает ему задание (спеть, станцевать и т.д)
В эту игру играли дети и подростки в каждом дворе СССР. Её правила достаточно просты. Игроки условно разбиваются на две команды: «слонов» и «всадников». Участники первой команды встают друг за другом, согнувшись пополам и обхватив друг друга. Получается своеобразный плотный строй, который именовался «слоном». Участники второй команды выстраиваются в неподалеку от «слона». Каждый из «всадников» разбегается, опирается на последнего «слона» и пролетает дальше, стараясь «оседлать слона» ближе к голове, чтобы поместились все оставшиеся «всадники». Задача «слона» в том, чтобы не упасть под тяжестью «всадников». Задача «всадников» в том, чтобы не упасть со «слона».
dymontiger
Интересное в сети!
Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)
В 21 веке у детей есть компьютеры, мобильные телефоны, планшеты с выходом в интернет и разнообразные гаджеты. В СССР всего этого не было. Зато советские дети имели другое – нереально интересный досуг. Знакомимся с дворовыми играми, популярными в СССР.
Советские дети любили играть в незамысловатую, но при этом очень увлекательную игру в прятки. Она не требовала особой территории (как при игре в футбол). В прятки можно было играть где угодно и в любое время суток. Но лучше всего для этой игры подходили вечера, когда во дворах начинало смеркаться.
Здесь нужен водящий. Советские дети использовали самые разные считалки для этой игры. После того как в результате считалки определялся водящий, он становился лицом к стене (или к дереву) и начинал считать громко до 20 (а порой и до 100). Другие игроки должны были успеть спрятаться до того момента, когда он завершит считалку. Если водящему удавалось найти одного из спрятавшихся, то он должен был тут же вернуться к стене (дереву), чтобы постучать. Если же найденный игрок успеет добежать и постучать раньше водящего, то он тем самым выходил из игры. Если же не успеет, то тогда он становится водящим.
Эту игру называли по-разному – салки, догонялки, ляпки, квач. Удивительно, но в каждом регионе Советского Союза дети называли ее по-своему. В общей же сложности насчитывается порядка 40 наименований этой игры. При этом правила ее минимально просты и незатейливы. Водящий должен был догнать («салить») разбегающихся по сторонам игроков.
Правила в догонялках были следующими. С помощью считалки выбирали водящего. Остальные дети становились в круг и после команды «Я салка!» разбегались по сторонам. Иногда добавлялись ограничения, например, не забегать за забор или дальше качелей. Тот игрок, до которого успеет добежать и дотронуться водящий, сам становился «салкой». При этом водящий переходил в статус обычного игрока и уже сам убегал вместе с другими детьми.
Следует отметить, что это самый простой вариант догонялок. Были и другие, в которых, к примеру, водящий, догнавший одного из игроков, продолжал догонять других, но уже не один, а вместе с тем, кого успеть «засалить». Вариантов советских «салок» несколько, и все они отличаются друг от друга.
Ошибочно предположение о том, что классики «родились» в эпоху СССР. На самом деле эта игра известна со времен Средневековья. Однако именно в Советском Союзе она получила небывалую ранее популярность. Не было в СССР двора ли школьной площадки, где бы дети не играли в классики.
По правилам этой игры на асфальте чертили мелом (белым или цветным) прямоугольное поле, в котором выделяли 10 квадратов и полукруг. При этом использовалось несколько вариантов прыжков и разметки игрового поля. Суть классиков заключалась в том, что каждый игрок должен был перепрыгивать одной ногой с квадрата на квадрат, дойдя таким образом до полукруга, а затем повернутся и вернутся по квадратам обратно.
Очень веселая игра. Несколько детей считалкой выбирают водящего, которому завязывают глаза плотной повязкой. Это делается для того, чтобы он не мог никого увидеть. Затем дети раскручивают водящего на месте и быстр разбегаются в стороны. Его задача – вслепую поймать и на ощупь опознать игрока. Если у него это получилось – пойманный становился водящим.
Это командная игра. У каждой из команд должны быть отличительные знаки (например, красные повязки на руках или ленточки). Для всех игроков определяются границы территории, на которой разрешается убегать и прятаться. Половина детей становятся «казаками», другая половина – «разбойниками». После сигнала последние разбегаются и прячутся. «Казаки» же определяют место, где они будут держать пойманных «разбойников». По прошествии оговоренного промежутка времени «казаки» выходят на поиски. Те разбойники, которых успели заметить и догнать «казаки», считаются пойманными. Однако если «казак» разжал руки, «разбойник» вправе убежать.
Непойманные «разбойники» могут выручить пленника. Для этого одному из них следует незаметно подойти к «казаку», ведущему «разбойника», и дотронуться до него. «Запятнанный» «казак» обязан отпустить пленника. Последний в таких случаях вместе с напарником опять убегают и прячутся. Однако если «казак» оказался шустрее и успел дотронуться до второго «разбойника» раньше, то берет в плен обоих. Правда, и тогда у пленников был шанс освободиться. Так, если кто-то из непойманных «разбойников» успевал дотронуться до пленника раньше, чем до него дотронется охранник «темницы», подготовленной «казаками». Игра продолжалась до тех пор, пока команда «казаков» не поймает всех «разбойников».
В СССР в лапту играли и дети, и взрослые. Разумеется, правила игры отличались для тех и для других. Расскажем про детский вариант. Лучше всего подходила для игры в лапту территория дачи. Там, на ровной лужайке, проводили две линии. Расстояние между ними должно было составлять примерно 15-20 м. Одна из этих линий считалась городом, другая – домом. Затем посредством считалки или жребия дети определяли бьющего. Он должен был встать за линией города, а другие игроки стояли в поле за линией дома. Бьющий подбрасывал мяч и тут же бил по нему битой.
«Игра в кальмара» по-советски: В какие дворовые забавы играли в СССР?
Если бы хит Netflix снимали в СССР, то участники соревновались бы в «городках» и «классиках».
Фото: Уткин Игорь, Яковлев Александр / Фотохроника ТАСС
«Море волнуется раз»
Правила игры: ведущий отворачивается от игроков и говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три — морская фигура, замри!» В этот момент игроки должны принять любую «морскую» фигуру. Ведущий дотрагивается до игроков, они «оживают» и передают движениями, какую именно фигуру загадали. Задача ведущего — угадать фигуру. Если участник изобразил непонятно фигуру, на следующий раунд он становится «водой».
Фред Гринберг / РИА Новости
Правила игры часто менялись: в разных городах и компаниях существуют свои вариации В некоторых дворах замирали в виде звериных фигур, кто-то изображал растения. Есть версия, где нужно просто замереть и выбыть из игры при движении. Пользователи Twitter предположили, что «Море волнуется раз» могла бы заменить первое испытание в «Игре в кальмара». Игру из Советского союза с корейской версией роднит то, что игроки не могут двигаться до команды ведущего.
«Городки»
Правила игры: для игры нужны специальные колышки, из которых строят 15 разных фигур («пушка», «звезда», колодец» и другие). Игроки по очереди бросают биты и пытаются разбить фигуру. Побеждает тот, кто потратил меньше всего бросков на выбивание 15 фигур.
Валерий Генде-Роте / РИА Новости
Среди поклонников игры в разные времена были Лев Толстой, Максим Горький, Федор Шаляпин и Владимир Маяковский. В 60-х и 70-х в «городки» играли во многих дворах, вместо бит использовали палки или ветки. В Советском союзе даже устраивали соревнования и чемпионаты по игре в «городки». Традицию возродили в 90-х, и сейчас существует Федерация городошного спорта, которая проводит состязания ежегодно.
«Классики»
Правила игры: на асфальте мелом рисуют квадраты и нумеруют от единицы до любого числа. Игрок бросает камушек и прыгает до той клетки, где приземлился камушек. Вариации разные: можно прыгать на одной ноге, чередовать опорные ноги или просто быстро проходить квадраты.
Сергей Соловьев / РИА Новости
«Классики» знакомы многим россиянам с детства. Их любят за простоту, ведь все, что нужно для игры — мел, асфальт и камушек. В «Игре в кальмара» было похожее испытание, но более опасное. Чтобы пройти в следующий уровень, необходимо было перейти мост из стеклянных плит, которые. Некоторые плиты были из закаленного стекла, а некоторые — из обычного. Они не выдерживали вес одного человека. Те участники, которые прыгали на плиты из обычного стекла, падали в пропасть и умирали.
«Казаки-разбойники»
Правила игры: у игры есть два сценария. В упрощенной версии «казаки» отворачиваются на 15 минут, пока «разбойники» прячутся. Задача «казаков» — найти всех «разбойников».
И. Зотин / РИА Новости
В усложненной версии участники делятся на две команды. «Казаки» обустраивают темницу, в это время «разбойники» придумывают пароль. «Разбойники» прячутся и оставляют опознавательные знаки. Задача «казаков» — узнать пароль, разбойники должны захватить штаб до того, как их поймают. «Казаки» могут взять игрока вражеской команды в плен и «пытать» его, чтобы узнать пароль.
Популярную в СССР игру придумали еще в царской России — в то время казаки поступали на царскую службу и защищали города и селения от разбойничьих набегов. Оттуда и пошло название известной забавы. Со временем в «казаки-разбойники» играли во многих дворах. Правила менялись, часто игра превращалась в догонялки.
«Резиночка»
Правила игры: два игрока встают друг напротив друга. На их ноги надевают длинную резинку, чтобы образовался прямоугольник. Задача третьего игрока — перепрыгивать через резинку. Если игрок наступит на резинку или запутается в ней, он меняется с одним из стоящих игроков. С новым уровнем резинку протягивают крест-накрест или поднимают выше, чтобы перепрыгнуть ее было сложнее.
Соловьев Валерий / Фотохроника ТАСС
Традиционно «резиночку» считают игрой для девочек, в нее играют и в детских садах, и в школах. Интересно, что «резиночка» распространена не только в России. В «Игре в кальмара» участники, пытаясь угадать следующее испытание, перечисляют ее в числе остальных детских забав. Многие пользователи социальных сетях предполагают, что уже знакомая им игра появится и в следующем сезоне корейского сериала.
«Царь горы»
Правила игры: В этой игре участник, выбранный на роль царя, забирается на сугроб, горку или другую возвышенность. Задача — не пустить на гору других игроков, которые пытаются занять трон.
Ю. Лизунов / РИА Новости
Забытые игры последнего советского поколения
В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. «Газета.Ru» оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.
Резиночки
Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Классики
Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.
Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.
Бояре
Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли. » Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.
Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».
Тише едешь, дальше будешь — стоп
Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Колдунчики
Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.
Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.
Море волнуется раз
Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.
Казаки-разбойники
Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».
Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».
12 палочек
Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.
Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.
Вышибалы
Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.
Я знаю 5 имен
Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.
Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
Съедобное-несъедобное
Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.
Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.
Ножички
Колечко-колечко
Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.
Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
Вы поедете на бал?
Как играть. Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.
Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.
Я садовником родился
Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме. » И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.
Кис-мяу
Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.