какие игры были в ссср электронные
Советские электронные игры Электроника ИМ
В 1980-е годы в СССР пришли компьютерные и электронные игры. В 1983 году советская промышленность осваивает выпуск бытовых компьютеров серии БК (бытовой компьютер), а в 1984 году начинается выпуск электронных игр серии Электроника ИМ (игра микропроцессорная). Компьютеры серии БК широкого распространения не получили из-за небольшого количества доступного к покупке ПО и высокой стоимости компьютера. Стоимость БК составляла 600—650 рублей, это 2—3 средние зарплаты в 80-е годы. По нынешним временам за эти деньги можно купить топовый игровой ПК со всем необходимым «фаршем». Впрочем, в 80-е годы БК в СССР и был топовым домашним игровым ПК.
В отличие от домашних компьютеров, наладонные игровые устройства были доступны для многих. Стоимость такой игры составляла 25 рублей (что сейчас примерно эквивалентно стоимости AAA-эксклюзива для консоли нового поколения). Это, конечно, дорогое устройство, но более дешевых просто не было, а желающих приобщиться к новомодному геймингу было огромное количество. Неудивительно, что эти игры пошли в народ (что ААА-эксклюзивам совсем не гарантировано). Сейчас уже мало для кого является секретом, что устройства этой серии (да и практически все последующие), были нелицензионной копией Nintendo Game & Watch, выпускаемых с начала 1980-х. Только выпускались они на базе советских микропроцессоров и производились на нескольких заводах СССР.
Самой известной и популярной портативной игрой у детей 80-х была «Ну погоди!» (Электроника ИМ-02). С помощью четырех кнопок игрового устройства игрок управлял волком, который собирал в корзину куриные яйца, катящиеся с насеста. Игра имела два уровня сложности. На первом уровне сложности яйца катились только с трех из четырех насестов, на втором уровне яйца катились со всех четырех насестов одновременно. Задача волка собрать как можно больше яиц, не разбив. Если волк не успевал собрать какое-то яйцо, оно падало с насеста и разбивалось, а игроку засчитывался 1 штрафной балл (или 0,5 балла, если в момент падения яйца из дома над насестами выглядывал заяц). Три штрафных балла означали окончание игры. Количество штрафных баллов обнулялось при достижении игрока 200 и 500 очков.
Кроме игры с персонажами мультипликационного сериала «Ну, погоди!» выпускались аналогичные по игровой механике устройства как с оригинальным оформлением (например, ИМ-16 «Охота»), так и копии игр от Nintendo (например Электроника 24-01 с Микки Маусом, копия Nintendo Game & Watch MC-25 Mickey Mouse). В некоторых играх игровая механика была иной. Например, в игре «Тайны океана» игроку нужно было управлять водолазами, которые доставали сокровища из затонувшего корабля и при этом не попасться гигантскому осьминогу (Ктулху, привет!). В игре «Веселый повар» игрок должен был заниматься подкидыванием готовящихся продуктов на сковороде. Были выпущены даже гонки (ИМ-23 «Автослалом»). Впрочем, основной игровой механикой выпускаемых устройств была первоначальная, из игр 24-01 с Микки Маусом и ИМ-02 «Ну, погоди!».
Среди подписчиков канала iXBT.Games игроков со стажем очень много, и думаю, что многие из них в детстве имели, как и я, подобные устройства. Купить такие сейчас в рабочем состоянии можно на вторичном рынке, но цена… Забавно, но она по-прежнему будет сопоставима со стоимостью AAA-эксклюзива для консоли. Можно ли «вернуть детство» чуть-чуть дешевле? Оказывается, можно.
На платформе Android доступна великолепно выполненное приложение «Электроника» за авторством Дениса Спирина. Графика практически идеально точно повторяет игровое устройство на экране вашего смартфона. Руки и пальцы, натренированные с детства, берут смартфон в привычный хват и ты снова на некоторое время оказываешься в прошлом. Отличная графика (да, повторюсь), аутентичное звуковое сопровождение, правильная игровая механика идеальны. Все выполнено в точности с каноном. Бесплатно для игроков доступно три игры — Электроника 24-01 (Микки Маус), ИМ-02 (Ну, погоди!), ИМ-03 (Тайны океана). Остальные 22 (!) игры доступны за 129 рублей. Это просто «В гостях у сказки».
И, кстати, если игры серии Электроника ИМ и не превосходили Nintendo Game & Watch в реальности (хотя и не уступали), то вот с эмуляторами этих устройств на Android ситуация иная. Эмулятор Дениса Спирина на голову по качеству превосходит доступные в Google Play эмуляторы Nintendo Game & Watch. Браво!
На платформе iOS доступно приложение «Игры Электроника ИМ». Про это приложение судить не берусь, отзывы в целом положительные (4,7), но в отрицательных отзывах пользователи жалуются на поломанную игровую механику, что портит все впечатление от игры.
Что в сухом остатке? Игровая механика из начала 80-х и сейчас способна подарить мне приятные эмоции, даже на в исполнении игры на Android. Сколько в этих эмоциях воспоминаний, а сколько фана собственно от механики сейчас сказать не берусь. Моя дочка, с интересом посмотрев на игру, сыграть в неё не пожелала — она считает, что игра «слишком сложная». Вот в Roblox, там все проще. Всего хорошего.
P. S. Забавный факт для неофитов. Среди детей СССР про игру «Ну, погоди!» ходила легенда, что если набрать 1000 очков, то игра покажет мультфильм. Да я и сам в это верил. И однажды даже набрал 999 очков, которые со следующим пойманным яйцом превратились в 0. Мультфильм так и не показали. Не знаю, предусмотрели ли разработчики эмуляторов такую «опцию», ведь техническая возможность в современных смартфонах для этого есть. Надо будет попробовать, а вдруг?
Лучшие микропроцессорные игры серии «Электроника»
Предлагаю вам вспомнить Советскую линейку портативных карманных электронных игр, которые были аналогами, копиями или даже вариациями зарубежных игровых консолей. Отличия были, но в основном заключались в форме корпуса и надписях на корпусе или в самой игре.
Игры получили название ИМ от сокращения «Игра Микропроцессорная Электроника» и мог выпускаться на нескольких заводах раскиданных по всей территории СССР и стран ближнего зарубежья. Хотя и существовали другие обозначения, к примеру «Игра Электронная» — «Полесье ИЭ» выпускавшаяся в г. Пинск, Беларусь или просто «И» выпускавшиеся после 1992 года. Если рассматривать хронологию, игры выпускались с 1984 года по 2000.
Игры получились разнообразные и возможно некоторые вы даже не видели. Предлагаю небольшую подборку с самыми популярными играми.
Ну, погоди!
Карманная электронная игра получила название, которое дало обозначение целой серии игр «Электроника ИМ-02». Пожалуй это самая широко известная и массово распространенная портативная игрушка с отображением на ЖК экране, советского периода. Производство началось с далекого 1984 года. В маленьком корпусе уместилась не только сама игра, но и функции включающие в себя часы и будильник, отображающиеся на небольшом экране.
Смысл заключался в ловле яиц в корзину, которые скатывались по лоткам от курицы. 1 очко начислялось за пойманное яйцо. Вначале темп игры позволял привыкнуть правильно рассчитать скорость движения, но с каждым уровнем, скорость игры увеличивалась и снижалась лишь к 100 очкам. Если яйца падали на землю то выдавался штрафной балл или пол балла, все зависело от контролирующего игру «зайца», который иногда выглядывал.
После набора призовых очков 200 или 500 анулировались штрафы, а игра продолжалась до 999 баллов.
В игре всего 2 уровня по сложности отличающихся количеством используемых в игре лотков 3 или 4 в зависимости от сложности.
Микки Маус
«Электроника 24-01». «Микки Маус», как и «Ну погоди», является одной из первой из целой линейки советских игр на жидкокристаллических кранах. Инженеры не стали сильно выдумывать и создали ее по аналогии Nintendo EG-26 Egg.
Особой разницы с предыдущей игрой нет и можно сказать, что меняются только персонажи. Все так же надо ловить яйца скатывающиеся по лоткам и избегать их падения. Игра длится до 999 очков, а потом автоматически перезапускается с обнулением штрафных очков, но в более быстром темпе. При 200 и 500 очках штрафные баллы обнуляются. В игре предусмотрено 2 уровня сложности «игра 1» и «игра 2» (в Ну погоди «игра А» и «игра Б») в которых используется либо 3 или 4 лотка. Игра могла служить электронными часами или будильником и легко устанавливалась на ровную поверхность благодаря металлической опоре позади корпуса.
Тайны океана
«Электроника ИМ-03». Продолжением целой серии стала третья электронная игра с ЖК экраном. Принцип аналогичен с Nintendo OC-22 Octopus. Корпуса аналогичны с предыдущими играми, не считая всего 2 кнопки на управление.
В игре всего 2 кнопки, поэтому она казалась в начала проще своих собратьев. Управляя водолазом нужно занять одну из 6 позиций чтобы не попасть в щупальца осьминога. Добравшись до сундука набрать золото в мешочек и вернуться в лодку не задев опасные щупальца. Очки как и штрафные баллы аналогичны предыдущим играм. Сброс штрафов на 200 и 500 очках. Со временем игры скорость увеличивается и продолжается до 999. При превышении этого количества начинается заново, но с большей скоростью.
Веселый повар
Игра стала четвертой ИМ-04 в большой серии советских карманных игрушек и является аналогом зарубежной Nintendo FP-24 Chef.
Как не странно, но заявлено о возрастном пороге от 7 лет, чем это обусловлено, не понятно.
«Экшен» игры развернулся в импровизированной кухне, и по бокам можно обнаружить стойки с кухонной утварью. Орудие ловли сковородка, которой он должен ловить падающие продукты. При падении съедобного продукта: колбаса, котлетка, рыбка на пол, его подхватывает мышь и вам начисляется 1 штрафной балл. Игра идет до 3 штрафных баллов. При наборе призовых очков 200 или 500 баллов штрафы списываются. Главному герою мешает котяра, который может схватить продукты, и украсть балл.
Космический мост
«Электроника ИМ-09». Если коротко, то это аналог или клон Nintendo FR-27 Fire.
Сюжет раскручен на иноземной планете, на которой после извержения вулкана (расположен на заднем плане экрана) база землян оказывается отрезанной от единственного способа спасения с планеты — транспортер. Между космонавтами текут реки лавы и используя импровизированный мост нужно спасти всех выскакивающих из базы. Если космонавт падает, то автоматом штрафной балл в копилку. А в остальном по начислению баллов и списанию штрафов все аналогично с предыдущими аналогами. В корпусе присутствует функция часов и будильника, которые включаются соответствующими кнопками.
Хоккей
«Электроника ИМ-10». Игра уже была интересна не только детям, но и взрослым, ведь каждый мог почувствовать себя крутым вратарем и поймать все шайбы отправленные в ворота другими игроками. Игра выпускалась с 1998 года и являлась аналогом Nintendo EG-26 Egg. Все другие функции, начисления баллов и штрафов были аналогичны другим играм.
Луноход
«Электроника ИМ-11». Игрушка получила 3 варианта названий и даже успела выпускаться на нескольких заводах. Была довольно популярной и на полках магазина ее было сложно встретить. Игра стала полным аналогом зарубежной электронной модельки BIGTRAK с программируемыми функциями разработанной в 1979 году. Тираж за рубежом был более 1 миллиона экземпляров.
На советской версии на корпусе «планетохода» размещалась клавиатура с возможностью программирования действий. Кроме того в зависимости от версии и завода изготовителя вездеход мог получить различную расцветку и даже компановку. Игрушка могла комплектоваться прицепом, выстреливающимся по команде пропеллером, подсвечивающимися фарами и габаритными огнями.
Игра получила широкое распространение, но к сожалению получили ее не все.
Электроника ИМ-12 со сменными картриджами
Игра задумывалась по мотивам известной «Ну погоди» или «Микки Маус», но с более продвинутым процессором и сменными картриджами. Игрушка является аналогом Nintendo CJ-93 Donkey-Kong JR выпущенным еще в 1983 году. Существует несколько картриджей, которые было не реально достать в СССР, так как игра не получила большого распространения. Игра отображалась не просто на экране, а через систему зеркал, поэтому она была объемная и цветная. К примеру в игре с Вини Пухом нужно было обойти все препятствия и уворачиваться от летящих пчел. Довольно сложная в настройке, так как экран работал от внешнего источника света и отображался на просвет.
Ранее я не встречал такую вариацию игр.
Веселые футболисты
«Электроника ИМ-22». Игра также создана по мотивам Ну погоди, но только с видоизмененным дисплеем. Стала аналогом заграничной версии Monkey Goalkeeper. В основе игры лежит управление голкипером «мартышкой» которая должна поймать как можно больше мячей. Мячи запускают с разных сторон, поэтому довольно сложно прыгать по всему экрану. Мячи запускаются с маленькой скоростью, поэтому вначале их ловить довольно просто, но с каждым разом все быстрее и быстрее. После 200 и 500 заработанных очков списываются штрафные очки которые можно получить за пропущенные мячи. Игра может запускаться в 2 вариантах сложности и иметь функции часов и будильника с установкой на столе.
Большинство игр из серии получили одинаковые корпуса с ЖК экранами и нанесенными силуэтами изменяющимися в зависимости от ситуации в игре. Цветную гамму создавала специальная прозрачная пленка нанесенная под стеклом экрана. Питание осуществлялось от батареек СЦ-32 или МЦ-0, 105 в зависимости от серии и времени производства, в данным момент можно установить современный аналог LR-44, AG-13.
Пожалуй это первые портативные электронные игры которые действительно притягивали взгляд и заставляли зависнуть на длительное время. У меня были Ну погоди и ралли, но дольше всех продержалась самая первая и любимая Ну погоди.
Карманные игры «Электроника»
Розничная цена составляла 25 рублей (позднее — 23 рубля). Первоначально не имела категорийного номера. Впоследствии получила номера: сначала «Электроника 24-01», затем «Электроника ИМ-02».
В различных версиях игры были небольшие различия в изображениях на экране:
в одном варианте трусы у Волка в цветочек, а в другом — в горошек; есть еще вариант, когда на трусах изображены звездочки. (Этот вариант прорисовки самый редкий) разная прорисовка кур.
Среди детей 80-х годов бытовал миф, что при достижении 1000 очков игра показывает мультфильм «Ну погоди!» (или же Заяц выбегает на экран и дарит Волку букет цветов), что принципиально невозможно при использовании дисплея подобного типа. На самом деле, после того, как набраны 999 очков, звучат 3 коротких сигнала и игра начинается заново с 0 очков и на высокой скорости.
Ну что же, давайте перейдем непосредственно к воспоминаниям…
Электроника ИМ-02 «Ну, погоди!» (1986 г.)
Электроника ИМ-03 «Тайны океана» (1987 г.)
Электроника ИМ-04 «Веселый повар» (1989 г.)
Электроника ИМ-09 «Космический мост» (1989 г.)
Электроника ИМ-10 «Хоккей» (1989 г.)
Электроника ИМ-13 «Разведчики космоса» (1989 г.)
Электроника ИМ-18 «Охота» (1989 г.)
Электроника ИМ-19 «Биатлон» (1989 г.)
Электроника ИМ-22 «Веселый футболисты» (1991/1992 г.)
Электроника ИМ-22 «Цирк» (-)
Электроника ИМ-23 «Автослалом» (1990 г.)
Электроника ИМ-32 «Кот-рыболов» (-)
Электроника ИМ-33 «Квака-задавака» (1993 г.)
Электроника ИМ-50 «Космический полёт» (1992 г.)
Электроника ИМ-50 «Веселая арифметика» (1989 г.)
Электроника ИМ-53 «Атака астероидов» (1986 г.)
Лучшие игрушки для будущих технарей времён нашего детства (СССР и США)
Привет, Хабр! В этом посте мы попытались собрать игрушки, которые, как нам кажется, оказали влияние на развитие творческих, инженерных и технических навыков поколения людей, рожденных в прошлом веке, к которому относимся и мы. Конечно, список далеко не полный, и каждый сможет добавить хотя бы несколько вещей из своего детства, которые определили для него выбор будущей профессии.
Желающих окунуться в приятные воспоминания приглашаем перейти под кат.
Электронные конструкторы
США
Впервые выпущенный Science Fair в 1955 электронный конструктор 100 в 1 позволял детям создавать усилители, радиоприемники, осветительные приборы и многое другое без родительского присмотра и паяльников.
СССР
Электронный конструктор «Экон-01» выпускал с начала 1982 года Ленинградский опытный завод при НИИ «Электростандарт». Конструктор предназначен для технического творчества детей школьного возраста и представляет собой комплект изделий позволяющий без применения пайки, инструмента и монтажных проводов производить сборку простых действующих электронных устройств. С помощью конструктора можно собрать различные электронные устройства по 30 приведенным в инструкции схемам и рисункам.
Игрушки, которые быстро учили технике безопасности
США
Продаваемый с 1964 года, Creepy Crawlers Thing-Maker представлял из себя набор, включающий металлические формы с оттиском в виде насекомых и прочих гадов. Эти формы заполнялись цветным веществом, называемым Plastigoop, и помещались в открытую печь при температуре в 200 градусов. В итоге получались каучуковые реплики похожие на настоящих насекомых. Creepy Crawlers являлся одной из самых опасных и одновременно великолепных игрушек того времени. Производство было прекращено по причине проблем с техникой безопасности.
Планшетные компьютеры нашего детства
США
Впервые представленный в 1986, Etch-A-Sketch Animator был далек от анимационных приложений для iPad, которыми пользуются дети сегодня, но эта игрушка была цифровой и уже имела матрицу с точками, несколько килобайт памяти и динамики, которые играли перетасованный статический звук при повороте регуляторов или проигрывании анимации.
Родоначальника игры придумал Андре Кассань в середине XX века (он её назвал фр. L’Ecran Magique, Волшебный экран). Волшебный экран представляет собой герметичную коробку, закрытую сверху стеклом. Внутри коробки находится алюминиевый порошок и металлический курсор на двух осях, острой частью прижимающийся к стеклу. Управление курсором осуществляется через две рукоятки, двигающие курсор по вертикали и горизонтали. При движении курсора по экрану, засыпанному прилипшим алюминиевым порошком, изображение появляется в форме тёмных линий на серебристом фоне. «Сброс» игры осуществляется встряхиванием (или переворачиванием) экрана, после чего алюминиевый порошок полностью закрывает предыдущее изображение.
Впоследствии права на игру были проданы компании Ohio Art, которая назвала её Etch-A-Sketch. В 1960 игра была запущена в массовое производство. Особая популярность у игры была в США. Под названием «Волшебный экран» в СССР игра появилась в 1970-х годах. Производство осуществлялось без лицензирования у правообладателя.
Инженерный полёт
США
Конструкторы существуют уже более 100 лет, по имеющимся данным, первый был выпущен в 1913 году. Все эти годы малолетние инженеры комбинируют небольшие элементы конструктора, иногда создавая крутые машины, автомобили и крошечные краны.
СССР
Самым популярным в Союзе был металлический конструктор, развивающий не только мелкую моторику при закручивании многочисленных мелких гаек, но и инженерное мышление. Технический потенциал конструктора позволял, соединив несколько комплектов, собрать дивную машинку, кран или вертолёт.
Советский конструктор оказался на 100% совместимым с немецким «Construction», что позволяло значительно увеличить число возможных механизмов, добавив шестерёнки.
Не менее интересным был вариант конструктора «Полет», дающий «полёту фантазии» возможность материализоваться почти во что угодно.
Игрушки для юных физиков и химиков
США
Впервые появившийся на рынке в 1950-ых годах, Rock tumbler пережил революцию безопасности в индустрии детских игрушек. Он по-прежнему находится в продаже сегодня. Вращающаяся камера смачивает и полирует грубые камни до состояния гладкой блестящей гальки.
Программируемые игрушки
США
Verbot был впервые представлен в 1984 году. Голосовой робот Tomy мог выполнять восемь голосовых команд, но не ограничивался только использованием встроенного словаря для их запуска. Дети могли запрограммировать любое количество произвольных голосовых команд, чтобы направить движение робота влево, вправо, назад и вперед.
СССР
Луноход «Электроника» представлял собой вездеход на батарейках, управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта.
В одном из блогов мы нашли немного информации о его функциональности:
Электронные игры: начало
США
До появления Game Boy компанией Nintendo в 1980 году была выпущена легендарная серия Game&Watch. Многие из игр серии уже тогда содержали кнопки «А» и «В», соответствующие уровням сложности игры.
СССР
Карманные игры серии «Электроника» — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Часть игр этого семейства являлись копиями, аналогами и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие).
Волк ловит яйца – была самой популярной. Про подобные игры ходили легенды о существовании некого мультика, который вам покажут после 1000 набранных очков. Слух о несуществующей(?) «ачивке» был сильным мотиватором и заставлял юных игроков пытаться набрать необходимое количество очков снова и снова. Повторить подобное с избалованными игроками в наше время удастся далеко не всем.