какие игры наиболее эффективны для музыкального развития дошкольника
Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр
Тамара Ахполова
Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр
1. Актуальность поиска разнообразных форм нравственного, эстетического воспитания дошкольников в досуговой деятельности.
Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.
Данный подход к означенной проблеме способствует реализации следующих педагогических функций музыкально-игровой деятельности:
Иначе говоря, музыкально-дидактические игры в досуговой деятельности дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и музыкальных способностей, развитие творческих способностей и отдыха.
6. Педагогические возможности музыкально-игровых методик.
Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музы-кально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые фор-мируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребенка. Фактически они дают ребен-ку ключ к восприятию, постижению образного мира, что является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека. Музыкальные игры можно назвать дидактическими, если они представляют собой часть методики музыкаль-ноговоспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические прин-ципы:
1. Воспитывающее обучение;
2. Научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала;
3. Закрепление знаний, умений и навыков;
4. Музыкальная активность детей;
5. Связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.
ЧТО ТАКОЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА?
Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерность процесса обуче-ния, т. е. общие законы обучения всем предметам. Под дидактической игрой подразуме-вается такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.
Музыкально-дидактическиеигры по сравнению с другими имеют одну характерную особен-ность: их цель – учить детей тренировать и развивать их музыкальные способности.
Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра вообще и музыкально-дидактическая игра в частности – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Во-первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.
Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Музыкальные игры вовлекают дошкольников в посильную для их возраста деятельность,целями которой являются: раз-витие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, аж также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.
Во-вторых, музыкальная игра – самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности.
Дети получают удовольствие от игры. И хотя музыкально-дидактические игры требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, дети считают, что играть вовсе не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру без опасений и боязни; увлекаемый музыкальными звуками и образами, играет, не обращая внимания на время и возможную усталость.
В-третьих, музыкально-дидактическая игра – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности.
Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способ-ностей и уровня социально-психологического развития ребенка.
Музыкально-дидактическая игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индиви-дуального «я», что, в свою очередь, отвечает новым государственным образовательным стандартам. А свобода проявления своего автономного и неповторимого «я» доставляет ребенку радость.
В-четвертых, музыкально-дидактическая игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.
Равенство в музыкальной игре гарантируется ее правилами или ролевым распределением.
2. Содержание, задачи и структура музыкально-дидактических игр.
Содержание музыкально-дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо задачи. В каждой музыкально-дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Задача в игре составляет учебное содержание игры, она возбуждает интерес детей, активизирует их внимание, обогащает новыми знаниями.
Задачи музыкально-дидактических игр можно свести в основном,к нескольким видам:
1. Различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с возрастом детей);
2. Различать длительность звуков (дети по ритмическому рисунку определяют название песни или наоборот);
3. Различать тембр музыкальных инструментов (дети угадывают инструмент, прослушав, как он звучит);
4. Различать динамику звучания, темп;
5. Различать характер музыкального произведения;
6. Различать жанры музыкальных произведений.
При проведении музыкально-дидактических игр важно помнить, что задачи в играх в каждом случае должны соответствовать возрастным возможностям детей.
Структура музыкально-дидактических игр включает в себя:
Действие– самая существенная часть музыкально-дидактической игры. Без деятельности осуществление цели было бы сухим, дидактическим, оно скорее отпугивало бы детей, чем привлекало их. Без действия в игре мы вообще бы не могли бы говорить об игре. Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой музыкально-дидакти-ческой игре деятельность точно определена и ясно обозначена. Она может быть очень раз-нообразной,но при этом в интересах успешного решения задачи должна отвечать двум основным условиям:
1. Обязательно подчиняться задаче и, таким образом, выполнять учебную цель игры;
2. Быть занимательной и увлекать вплоть до окончания игры.
Правила являются необходимой частью дидактической игры и занимают в ней большое место. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и что не должен делать.
Результат игры. Каждая музыкально-дидактическая игра имеет определенный конец. Результат игры – это решение задачи и выполнение правил. Результат, заключение музы-кально-дидактическойигры нужно оценивать с двух точек зрения: с точки зрения детей и с точки зрения музыкального руководителя.
Выполнение дидактической задачи требует от детей определенных усилий, предъявляет требования к их умственной деятельности. Дети проявляют сообразительность, находчи-вость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Для музыкального руководителя при суждении о музыкально-дидактической игре важно: выполнена ли задача, осуществлен ли предписания действия, принесла ли она с этой стороны определенный результат.
Список используемой литературы.
1. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. : Просвещение, 1982.
2. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. М. : Айрис – пресс, 2007.
3. Музыкальныеигры и пляски в детском саду: Пособие для музыкальных руководителей детских садов. 2-е издание, составитель Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, С. А. Руднева. Л. : Гос. учеб. пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1963.
4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет. сада. М. : Просвещение, 1994.
5. Роот З. Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. М. : Айрис – пресс, 2005.
Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.
Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»консультация для педагоговитоговая работа.
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.
Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.
Характеристика и классификация музыкальных игр для дошкольников
Характеристика и классификация музыкальных игр
Одним из важных теоретических вопросов в педагогике и психологии была и остается — детская игра. Ведь игра – это отражение жизни. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. Понять природу детской игры – значит понять природу самого человека.
Для взрослых не секрет, что их ребенок любит петь и танцевать, что счастливые мгновения его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и построить, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности. Взаимодействие ребенка с музыкой связано с активностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности, вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими детьми.
Очень хорошо в музыкальнойигре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). И наконец, музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
• игры, развивающие музыкальный слух;
• игры, развивающие чувство ритма;
• игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;
• игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности; музыкально-игровые композиции.
По форме проведения игры подразделяются на:
Музыкальная игра «Теремок»
Цель: развитие координации движений, общее оздоровление организма ребенка, тренировка памяти и навыков устной речи.
Ход игры: Ребенок становится на полу и, напевая песенку, выполняет определенную последовательность действий.
«Вот стоит высокий дом», — ребенок поднимает ручки над головой.
«Крыша – треугольник в нем», — ребенок складывает ручки над головой, формируя треугольник.
«Окна открываются», — малыш опускает ручки на уровень груди и разводит их в стороны.
«Двери закрываются», — ручки малыша перекрещиваются впереди.
«Из трубы идет дымок», — ручкой в воздухе описывается спираль.
«Вот чудесный теремок!», — ручки малыша снова поднимаются вверх.
Народная музыкально-подвижная игра «Ручеек»
Цель игры: приобщение к народным традициям, обучение ритмики, тренировка координации движений, развитие коммуникативных способностей.
Ход игры: Дети разбиваются на пары, берутся за руки и становятся друг за другом. Сцепленный руки поднимают вверх, формируя коридор.
Под народную плясовую мелодию первая пара пробегает по коридору до самого его конца и становится последней. Следом за ней бежит вторая пара. Игра продолжается, пока последняя пара не пробежит по коридору. После этого дети берутся за руки и водят хоровод. Потом вновь разбиваются на пары, ручеек бежит снова.
Пальчиковая игра под музыку «Мышь полезла в первый раз»
Цель: тренировать мелкую и крупную моторику, развивать речь, память, внимание и музыкальный слух ребенка.
Ход игры:
Слова песенки сопровождаются движениями.
«Мышь полезла в первый раз посмотреть, который час», — собранные в щепотку пальчики «бегут» по противоположной ручке от кисти до плечика.
«Вдруг часы сказали «Бом!», — ребенок делает хлопок над головой.
«Мышь скатилась кувырком», — ручки ребенка делают круговые движения и как будто скатываются вниз.
Далее, мышка карабкается на часы второй и третий раз, соответственно, петь слово «Бом!» и хлопать над головой необходимо дважды и трижды.
Цель игры: развитие музыкального слуха и памяти ребенка дошкольного возраста, тренировка устной речи.
Ход игры:
Дети сидят на ковре или стульчиках. Им выдают флажки. Звучит мелодия из песенки или включают ее фрагмент. Дети должны отгадать ее название или суметь продолжить. Тот малыш, который угадал мелодию и первым поднял флажок, напевает ее под музыку, остальные ему помогают.
• Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Обучение в игре и развитие происходит постепенно.
Сперва создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание. Далее идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На заключительном этапе осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.
• Первая группа- игры на развитие внимания.
• Вторая группа- игры на развитие памяти.
• Третья группа- игры на развитие мышления.
Каждая из групп имеет педагогическую направленность.
Игры на развитие внимания.
Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т. к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.
Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Игры на развитие памяти.
Память развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.
Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.
Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания.
Под музыку спокойного характера дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончанию музыки каждый ребёнок второй подгруппы называет на ушко педагогу тех детей, которые пересели. При повторении игры состав подгрупп меняется.
Игры на развитие мышления
Цель. Развивать логическое мышление, ладовый слух, диалогическую реч.
Оборудование. Картинки с изображением телёнка, козлёнка, ослёнка, утёнка, гусёнка, котёнка.
Ход игры. Инсценируется песня «Кто как кричит?». Показывая картинки, педагог задаёт детям вопрос по устойчивым звукам мажорного лада, останавливаясь на 5- ступени- доминанте. Дети пропевают ответ по звукам нисходящего звукоряда.
Му-Му! Кто кричит? Маленький телёнок.
Ме- Ме! Кто кричит? Маленький козлёнок.
И- а! Кто кричит? Маленький ослёнок.
Кря- Кря! Кто кричит? Маленький утёнок.
Га- га! Кто кричит? Маленький гусёнок.
Мяу- мяу! Кто кричит? Маленький котёнок.
Ход игры: Дети идут по кругу и поют (далее выполняют движения по тексту):
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Дождь идет, скорей домой!
Под быструю музыку дети бегут к воспитателю под зонтик.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет М. : ТЦ Сфера, 2010. — 128 стр. — (Логопед в ДОУ).
Музыкальная игра способна доставить ребенку немалое удовольствие потому,что он:
• наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);
• имеет возможность выражать свои эмоции;
• имеет возможность двигаться;
• общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса.
Одновременно с этим музыкальная игра положительно влияет на развитие и личностное становление дошкольника, так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни, ребенок тренирует речь и память.
Музыкальные игры в большинстве своем подразумевают наличие правил, которые дисциплинируют дошкольника.
В процессе игры развивается образное мышление ребенка, так как приходится «вживаться»в ту или иную роль: быть паучком, зайчиком, ветками пальмы, морской волной, прочее.
Малыш учится слушать и слышать музыку, становится более внимательными и сконцентрированным.
Дети часто воспринимают веселые музыкальные игры как некое вознаграждение, поэтому педагоги могут использовать их в качестве дисциплинирующего фактора.
Использование музыкальных игр и танцев в развитии коммуникативных навыков детей. Происхождение коммуникативных танцы-игр связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на зрителей.
Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников. Методический кабинет Управление образования администрации города Новочеркасска МАСТЕР-КЛАСС «Использование музыкальных коммуникативных.
Картотека музыкальных коммуникативных игр Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №4» картотека Музыкальные коммуникативные игры Подготовила: Буркина.
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек» Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыкальных ложек с использованием музыкального сопровождения».
Консультация для родителей «Общая характеристика нравственного воспитания дошкольников» «Общая характеристика нравственного воспитания дошкольников» Воспитатель Иванова Наталья Анатольевна. Формирование основ моральных качеств.
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ. Русское.
Применение здоровьесберегающих технологий для дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ Применение здоровьесберегающих технологий для дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ Основной задачей музыкального воспитания.
Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях. Консультация для воспитателей Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа.
Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»
Иванова Светлана Ивановна
Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр Развития Ребёнка детский сад
Из опыта работы
«Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»
музыкальный руководитель
1 кв. к. Иванова С. И.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел.
Играя, дети познают окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Слайд №2
Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребенка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Проблема: Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников,психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-игровая деятельность.
Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка.
Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами). Т. е. педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов игровых технологий, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть,стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи,суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог в данном случае – Я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в кружках.
Понятие «игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий при помощи игровых приёмов и ситуаций должны выступать как средство побуждения, стимулирования детей к обучению.
Игровые технологии могут использоваться на музыкальных занятиях как: самостоятельная технология, как элемент более обширной технологии, в качестве занятия или его части, или как технология культурно-досуговой работы.
Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме посредством музыкально-игровой деятельности.
• Способствовать усвоению знаний в музыкальной и игровой деятельности.
• Развивать природную музыкальность детей через игровую деятельность.
• Использование игровой технологии во всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т. д.
• Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
• Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые через музыкальные игры на занятиях.
• Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Алгоритм музыкального занятия и использование игровой деятельности в моей практике.
2. Музыкально- ритмические движения.
3. Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Слушание музыки. Изобразительные движения и жесты, мимика.
6. Распевание, пение.
В своей практике стараюсь ориентироваться на элементы театральной импровизации, зрелищности.
Процесс игровой деятельности, на музыкальных занятиях, неразрывно связан с песенным творчеством, в музыкально-ритмических движениях, в музицировании, слушании музыки,т. е. элементы игровых технологий присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.
Поэтому игровой технологии в моей работе отведено особое место. Она охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами.
Слайд №10 Например «Птичий двор»— готовлю атрибуты: петушка, курочку, цыплёнка, кубики или погремушки.
Музыкально- ритмические движения. Ходим маленькими шажочками как цыплята, как курочка, и как петушок – высоко поднимая ножки. Машем крылышками.
Играем на шумовых инструментах: Петушок в руках воспитателя пляшет.
Слушание: Курочка. Н. Любарского
Пение: Петушок Р. Н. П., Цыплята муз. А. Филиппенко сл. Т Волгиной. (Разучиваем, инсценируем)
Танец: Под Р. Н. мелодию, машем «Крылышками», топаем, выставляем ножку на пяточку, и т. д. Петушок или курочка у воспитателя на руке.
Игра: «А я, строгий петушок, Золотой гребешок. Буду вас догонять и в курятник загонять!» Дети бегают, Петушок догоняет. – под весёлую музыку.
В конце занятия Петушок прощается с детьми.
Слайд №11 Приветствие.
Обычно занятие начинаю с распевания и песенок «Приветствия»:
«Здравствуйте, ребята».Дети отвечают пением: «Здравствуйте!»Далее пою: «Здравствуйте, котята!».Дети: «Мяу – мяу – мяу!», «Здравствуйте, утята!», «Кря – кря – кря»!» и т. д. Дети с радостью включаются в игру, превращаясь, то в лягушек, то в котят, учатся звукоподражанию, четкой дикции, учатся управлять силой голоса, тембром.
А в конце дорожки встали наши ножки – останавливаются.
Всем кто рядом здравствуй, говори.
При использовании игровой технологии в музыкально — ритмических движениях выбираю наиболее доступный и эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.
Слайд №13 Например: ПРУЖИНКА.
На полянке два жука Танцевали гопака.
Приседали, приседали, Подперев свои бока.
Шире руки распахните Друг на друга поглядите,
Распахните не спеша, Будет пляска хороша!
Дети Младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса».
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ кошечка (мягкий шаг, мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, осваиваем движения прыжок, пружинка, подскоки.
СТАРШАЯ ГРУППА пружинка с лодочкой,
А в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ осваивая всё новые и новые движения,знакомимся с танцами: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т д. и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить.
Все эти картины сопровождаются игровым текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе.
Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ успешно нашел своё применение и в этом виде музыкальной деятельности.
Просто необходимо сделать так, чтобы в обучении музыкально – ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, будет стимулировать их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях
Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.
Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.
Работу над ритмом провожу с музыкальными (шумовыми) инструментами и без.
Объясняю, что ритм есть во всём: в музыке, в движениях и словах. Прошу проговорить и прохлопать, свои имена, знакомые стишки и т. д.
Считаю, что игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах. Детям помогаю самим выбирать тот или иной инструмент, и с моей подсказкой решают, как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее).
Слайд №16 Пальчиковые игры
Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.
Пример: «Мы капусту рубим…»;
Слайд №17 «У девочки у Зиночки полная корзиночка…»
В этом я опираюсь на специально подобранную систему пальчиковых игр, упражнений, этюдов на расслабление мышц, выразительность жестов, умение владеть своим телом (аудио-пособия С. и Е. Железновых.)
Слайд №18 Слушание музыки.
Во время слушания детьми музыкальных произведений, использую метод образного игрового восприятия, т. е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И. Ч., дети руками по коленкам отстукивают метроритм, или могут встать и промаршировать как солдатики. Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.). Объясняю, что выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки, подсказывающий действия отдельных персонажей. При слушании муз. произведения, нужно ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, помочь ребенку найти выразительные движения и мимику.
Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.
Дети могут исполнять простые упражнения, этюды, например, «скачут» как лошадки котятки резвятся и т. д. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности. Также в младших группах дети могут исполнять простые этюды: после прослушивания музыки предлагаю совершить прогулку по лесной полянке (дети с удовольствием гуляют, нюхают цветы, собирают листочки, танцевальный этюд с воображаемыми игрушками,обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Обращаю внимание, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику и т. д.
В своей работе я использую сначала более простые по содержанию песни — попевки, песенки — шумелки, провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, использую элементы артикуляционной гимнастики, игровые песенки.
Слово и музыка неразрывны, так как музыка привлекает детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Для этого использую песенный материал, который можно инсценировать, исполнять по ролям, то есть вносить элементы театральности.Например: «Жил в лесу колючий Ёжик» Н. Зарецкой, И. Бодрячев,
Чтобы песня понравилась детям, стараюсь преподнести ее ярко, выразительно, с соответствующей интонацией и мимикой.
В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики др.
В процессе музыкально-ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Дети имеют возможность петь не только любимые песни, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Слайд №31-32. Применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, их просмотр на мультимедийном экране, помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством музыки, сделать встречу с ним более яркой, интересной. Показать какие бывают музыкальные инструменты, познакомить детей с музыкальными профессиями и т. д. Также используем экран мультимедиа для создания различной фоновой обстановки необходимой для развлечений (лес с появляющимися животными и птицами – передающие атмосферу весеннего леса, или как Фон к 9 мая и т. д.).
Для меня важно вносить в жизнь детей театрализованные игры, упражнения, этюды, чтобы дети могли пользоваться этими навыками в свободной деятельности.
Стараюсь составлять сценарии праздников так, чтобы в нем присутствовала театрализация с участием и детей и взрослых («В гости к мишке», «Осень в гости мы зовём», и т. д.).
Включение игровых технологии в музыкальную деятельность приносит положительные результаты, так как она тесно связана со всеми разделами музыкального воспитания – пением, движением под музыку, слушанием.
Безусловно, в работе необходима тесная связь с педагогами, контакт с родителями. В них я всегда нахожу опору и взаимопонимание.
Слайд №38. Результаты использования игровых технологий на муз. занятиях:
— дети легче усваивают и запоминают материал занятий;
-получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
-в процессе игр дети получают специальные знания умения, навыки.
-повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.
Слайд №39. Методическая литература.
В процессе написания опыта была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А. И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.
Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»,
Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,
Радынова О. П. «Слушаем музыку»,
Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,
Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь» Слайд №40 Спасибо за внимание!