какие игры наиболее интересны для детей сочинителей
«В какие игры играют современные дети?»
«В какие игры играют современные дети7«
Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 50 лет назад. Нынешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информационном поле. И, дети, как губка, впитывают всю ту информацию, которую современный мир нам представляет. конечно, же наши дети не похожи на нас.
Дети перестали играть в уличные игры. Нет больше пряток и салочек. Да и во дворе теперь мало кто гуляет, в основном те дети, которые любят много бегать, прыгать, общаться с друзьями и узнавать что-то новое.
Современные дети играют в современные игры. А что такое современная игра?- это куклы, мишки, войнушки, только в другой реальности. Но ведь так и должно быть- у каждого поколения свои новые герои. И мы бы тоже не стали играть куклами своих мам.
По мнению психологов- игрушки, пропагандирующие загробный мир наносят непоправимый вред детской психике.
Конституция запрещает вмешательство в семейную жизнь, поэтому,только родители решают, чем будет играть их ребенок. Не нравятся монстры- не покупай! Только как растолковать ребенку вред «страшных» игрушек, когда у его друзей имеется целая коллекция модных вампиров и зомби?. Многие родители выполняют любую прихоть ребенка и покупают дорогие игрушки. А может быть следовало бы хорошо объяснить ребенку, что не всегда у родителей есть такие деньги, и что они нужны на другие покупки.
Еще одна примета сегодняшнего дня: многие дети играют в компьютерные стрелялки, ходилки, так они восполняют нехватку эмоций. Планшеты, телефоны и компьютеры, особенно родительские,- любимые игрушки у маленьких детей.
Родители не всегда знают, в какие компьютерные игры играет их ребенок, и какую пользу и вред приносит компьютер.
О пользе компьютера и компьютерных игр:
— Существует ряд развивающих компьютерных игр, которые способствуют развитию логики, внимания, интеллекта, памяти и других качеств.
— Существуют компьютерные игры для детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром растений и животных, поспособствуют развитию моторики рук, музыкального слуха, зрительной памяти.
-Разработано множество обучающих игр и для младших дошкольников, которые могут углубить свои познания в той или иной области, поспособствуют формированию внимательности, сосредоточенности, усидчивости.
О вреде компьютера и компьютерных игр для детей:
— Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.
— Если ребенок долго сидит за компьютером, есть возможность искривления позвоночника.
— Во время работы за компьютером глаза находятся в напряжении и это может привести к снижению зрения.
— Возникновение игровой зависимости.
— Очень опасны компьютерные игры- стрелялки. Игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается озлобленностью, агрессией. И немудрено, ведь часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрее.
Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время ребенка, не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть один из вариантов отдыха, наряду с чтением книг, просмотром мультфильмов, прогулками на свежем воздухе. Во всем должно быть чувство меры. А игры для детей необходимо правильно выбирать!.
Игры разума: топ-10 словесных игр, которые точно понравятся вашим детям
Ох уж эти длительные поездки – в поезде, в самолете, в машине! Уже и сказка прослушана, и все песенки спеты по нескольку раз и с выражением, и раскраски изрисованы – а еще ехать и ехать… Выручают словесные игры – в них можно играть где угодно, хоть по дороге в школу. Мы составили топ-10 лучших игр для всех возрастов.
Словесные игры стары как мир: в них обожали играть дети и в прошлом, и в позапрошлом веке (причем некоторые игры дошли до нас почти в первозданном виде). Плюсов у таких игр море: они не требуют никаких приспособлений, позволяют интересно провести время, узнать кое-что новое, а еще – тренируют массу полезных навыков. И самих игр, и модификаций очень много. Мы выбрали самые интересные – среди них есть и посложнее, и попроще, и гуманитарные, и технические. Поиграем?
Как играть : ведущий загадывает любое слово (для продвинутых – словосочетание). Игроки могут задавать любые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Кто первый отгадал слово, тот и выиграл.
Количество игроков : от двух человек.
«Данетки» – бесспорный и многим знакомый лидер нашего хит-парада. Правила элементарные, а игра захватывающая – играть можно и с трехлеткой, и с десятилеткой. А главное, игра полезная: она учит логическому мышлению и навыку правильно формулировать вопрос. Кроме того, более-менее опытные игроки разрабатывают для себя систему вопросов, которые позволяют максимально сузить поиски: это живое? Это сделано человеком? Это съедобное? И так далее.
Как играть : ведущий загадывает слово, один из игроков выбирает любую букву. Ведущий должен объяснить загаданное, используя слова только на эту букву. Например, слово «дерево», буква – «с». Ведущий говорит что-то вроде: стоящее снаружи, стройматериал, саженцы, сосна и так далее.
Количество игроков : от двух человек
Эта игра позволяет значительно расширить словарный запас и заставляет работать воображение, конечно!
Как играть : ведущий ненадолго покидает комнату (или затыкает уши). Игроки выбирают, кого загадать (это могут быть сами игроки, ведущий, или, например, общий друг). Ведущий выясняет, какие ассоциации вызывает загаданный, например: с каким жанром музыки ассоциируется этот человек? С каким цветом? С каким транспортом?
Количество игроков : от трех человек (чем больше, тем лучше).
Как правило, во время этой игры никто не может удержаться от смеха, особенно если ведущий загадывает забавные ассоциации. А вот отгадать бывает не так-то просто: ассоциации-то у всех разные. Кроме того, это прекрасный способ немножко посмотреть на мир глазами своего ребенка: может оказаться, что желтая – картошка – велосипед – это именно вы!
Как играть : ведущий загадывает слово (существительное в единственном числе, чем длиннее, тем интереснее), например, «квартира», и говорит первую букву – «К». Задача игроков – выяснить, какое слово загадано, не называя его напрямую. Один игрок спрашивает: «Это то, что едят на завтрак?» Если ведущий догадывается, о чем идет речь, он отвечает: «Нет, это не каша».
Если ведущий не понимает, что это, а другой игрок догадался, он добавляет: «Есть контакт!» Тогда игроки начинают хором считать до десяти, а у ведущего еще есть шанс найти ответ. На счет «десять» игроки хором произносят загаданное слово – «каша». Если они имели в виду одно и то же слово, ведущему приходится раскрыть вторую букву своего слова – «в». Теперь игрокам нужно загадывать слова, начинающиеся на «кв». Игра продолжается, пока не будет отгадано слово ведущего.
Количество игроков : от трех человек.
Хоть описание игры довольно длинное, правила совсем не сложные. Игра увлекательная и азартная. Она учит давать определения и описания, причем особо искушенные игроки умудряются так описывать предмет, чтобы догадался именно один игрок, а не ведущий.
Как играть : игроки выбирают любое число от одного до десяти – например, семь. Затем начинают по очереди считать до ста, причем вместо чисел, которые делятся на семь или содержат семь, надо говорить «опля». Кто ошибся – выбывает.
Количество игроков : от двух человек
Эта забавная игра прекрасно тренирует навыки устного счета.
Как играть : нужно доказать, что ты победил. Почему? Придумывайте правила сами!
— Я победил, потому что я старше.
— Да, но сегодня побеждают только те, в чьем имени есть буква «М», а тебя зовут Петя!
— Да, но в этой игре такие правила, что правило номер два не работает!
Количество игроков : от двух человек.
Хотя правила с виду элементарные, игра получается довольно хитрая: нужно придумывать свои условия, при этом соблюдая все предыдущие. Вот они, приемы софистики в действии! Упражняясь в этой игре, ваш ребенок сможет переубедить кого угодно (осторожно: вас тоже).
7. Трёхлитровая банка
Как играть : выбираете любую букву и называете всё, что поместится в трехлитровую банку. Например: «б» – баранка, букашка, барбарис, бульон и так далее.
Количество игроков : от двух человек.
Помимо всего прочего, игра развивает пространственное воображение: нужно помнить, что банка большая, а вот горлышко у нее узкое, поэтому большой вопрос, поместится ли туда, например, стакан?
Как играть : ведущий называет любое слово, игрок должен придумать слово на последнюю букву первого. Ананас-собака-апельсин-носок.
Количество игроков : от двух человек.
Наверное, самая популярная игра всех времен и народов. Играть можно в города, в имена, в животных – выбор тем неограничен. Заодно получается расширить познания ребенка в той или иной области: загадывайте редких рыб или любимых сказочных персонажей.
Как играть: ведущий говорит любое слово, например, кошка. Игрок добавляет следующее – кошка проснулась. Далее каждый добавляет по слову, повторяя предыдущие. В результате может получиться целый рассказ, главное – не сбиться!
Количество игроков : от двух человек.
Игра шутливая, ведь результат совместного «творчества» непредсказуем! Заодно неплохо тренируется память и работает фантазия.
Как играть : загадывайте друг другу слова в их «зеркальном» прочтении: «лутс» – стул, «оверед» – дерево и так далее.
Количество игроков : от двух человек.
Во время игры тренируются память и внимание, и потом некоторые слова при их прочтении наоборот оказываются просто уморительными.
Устные игры, помогающие скоротать время
Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите (если он нужен, то минимальный), их можно использовать в любом месте и в любое время. Устными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди. Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка.
Города
Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА – АрхангельсК – Курск.
Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.
Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное – называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.
Песни
Здесь участвуют как отдельные участники, так и команды. Первый игрок или команда запевают любую песню (1-2 строчки), соперники должны пропеть ответ – песню, начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Эта веселая игра хороша на праздниках и в компаниях, где любят петь. Таким образом можно устроить настоящий концерт, пропевая песни полностью.
Три истории (правда или вымысел)
Каждый участник по очереди рассказывает две реальных истории, произошедших с ним, и одну вымышленную. Задача остальных – угадать, какая из них не правда. Желательно рассказывать вымышленную историю так, чтобы сразу сложно было догадаться, какая из трех – сочиненная.
Ассоциации
Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего – угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например:
Найди цвет
Это игра на быстроту. Ведущий пишет на листке имена игроков и за каждый быстрый ответ ставит балл возле имени ответившего. Задача участников как можно быстрее найти и показать загаданный ведущим цвет (в предметах быта, в одежде, в природе и т.д.) в ближайшем окружении.
Усложненный вариант игры: загадываются цвета с оттенками, например, светло-зеленый, грязно-розовый. Также можно загадывать редко произносимые названия цветов: лиловый, оливковый, хаки и т.п.
Для школьников будет полезна такая игра на английском или другом языке, который они изучают.
Найди загаданный предмет
Из всего, что доступно взгляду, ведущий загадывает один предмет. Игроки по очереди задают наводящие вопросы, чтобы отгадать его. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Каждый игрок может в свой ход сделать что-то одно: либо задать наводящий вопрос, либо предположить, что за предмет загадан. Если игрок неправильно предполагает предмет, то следующий ход он пропускает. Победивший меняется местами с ведущим и загадывает новый предмет.
Эта игра учит внимательно слушать, анализировать и делать выводы, ведь с помощью вопросов, заданных другими участниками, в свой ход можно угадать предмет.
Я никогда не…
Для этой игры понадобятся спички или другие мелкие предметы, которые можно брать и отдавать.
Каждому участнику раздается по 10 спичек (семечек, бусинок, палочек и т.п.). Игроки по очереди произносят фразу: «Я никогда не…» и продолжают ее каким-то фактом из своей жизни. Важно, чтобы это утверждение было как можно уникальнее и как можно меньше участников могли сказать о себе то же самое. Как только игрок произносит свою фразу, все остальные, кто не может о себе сказать этого, отдают ему по одной спичке.
Сумка
Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко. Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит. Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.
Сочинялка
Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй – следующую и так далее. Самое главное – соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.
Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:
В сердце у меня любовь
Вырастает, как морковь.
Потому и лью я слезы –
Для полива милой розы.
Синонимы
Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.
Продолжи слово
Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово. Например:
Первый: «од… Удо…» и т.д.
Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.
Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается три минуты и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.
Расшифруй песню
Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.
Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:
Ведущий: Какая сегодня погода?
1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.
Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?
2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.
Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?
3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.
Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь.
Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.
Игры на смекалку
В этих играх участники должны догадаться, по какой схеме действует ведущий.
От креста к параллели
Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.
На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он – крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он – параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.
Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.
Я беру с собой в поход…
Ведущий говорит начальную фразу: «Я беру с собой в поход…» и дальше произносит какой-то предмет. Игроки один за одним начинают пробовать так же что-то взять с собой и называют свои предметы. Ведущий должен сказать: можно брать их или нельзя, а участники тем временем должны догадаться, по какому принципу можно брать вещи в поход.
Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:
1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:
Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».
1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».
2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».
2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):
Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».
1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».
2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».
3. начинающиеся на первую букву имени игрока:
Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».
1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».
2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».
4. только съедобные (или только несъедобные).
5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.
Детектив
Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.
1-й игрок: «Это было в большом городе?»
2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»
3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»
Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда – на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».
Дошкольник-сочинитель: поведенческая характеристика
Ребенок-творец. Как непросто его определить, хотя бы потому что в дошкольном возрасте каждый ребенок — фантазер и сочинитель.
Доминирующая деятельность в дошкольном детстве — деятельность художественная. А если есть художественная деятельность, то всегда есть и творчество. Учитывая этапность процесса становления художественной деятельности в дошкольном возрасте, можно утверждать, что творчество присутствует и в восприятии, и в исполнительстве, и в собственно сочинении.
Действительно, разве рождение образа в процессе слушания музыкального произведения не является творческим актом для ребенка-слушателя? Современный исследователь проблемы музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Ю. Б. Алиев считает, что ребенок-слушатель «в определенной мере может считаться даже «соавтором» музыкального произведения». Да и воплощение ребенком музыкального образа, его интерпретация различными художественными средствами, в том числе средствами музыкальной выразительности, пронизано творчеством от замысла до результата. При этом каждый педагог может выделить из числа своих воспитанников так называемых детей-сочинителей. Кто же они такие, маленькие волшебники-творцы, чья деятельность становится деятельностью порождения? Попробуем разобраться в этом.
Точно так же, как и ребенка-слушателя или исполнителя, ребенка-сочинителя отличает определенный психотип, определенный набор индивидуально-психологических особенностей.
Какие же психологические особенности отличают ребенка-сочинителя?
Отметим некоторые, наиболее значительные:
· высокая познавательная активность, эрудиция, высокие показатели развития интеллекта;
· хорошо развитая память и высокий уровень развития творческого воображения, фантазии;
· визуальность детского мышления, ассоциативность как способность легко и быстро воспринимать музыкальные образы, перерабатывать их и переводить в новый план (игровой, изобразительный, танцевальный, собственно музыкальный — песню, мелодию и пр.);
· высокий уровень развития прогностических и комбинаторных способностей, специальных художественных способностей;
· развитая интуиция (интуитивное мышление);
· импровизационность в любом виде художественной деятельности;
· целеустремленность, позволяющая ребенку осуществлять целостность творческого процесса — от замысла к конечному результату.
Выделенные психологические особенности определенным образом проявляются в характере деятельности ребенка-сочинителя (табл. 12).
Таблица 12. Характерные проявления ребенка-сочинителя
Критерии детского творчества | Варианты детских проявлений, реакций, поведения |
Интерес к сочинительству, творчеству | Ребенок постоянно что-то сочиняет, изобретает, придумывает, концентрируется на творческих, созидательных задачах, поглощен самим процессом, что всегда проявляется внешне и имеет яркую эмоциональную выраженность; он постоянно что-то напевает, болтает, комбинирует танцевальные движения, подбирает на детских музыкальных инструментах знакомые мелодии и пытается импровизировать, создает новые мелодии |
Направленность мотивов художественной деятельности на ее результат (относительно новый продукт) | Помимо самого творческого процесса интерес у ребенка вызывает его результат, он всегда знает, что получится в конце творческого акта (новый музыкальный образ, новая мелодия или песенка, новый танец и т.д.) и с легкостью готов рассказать об этом; еще на этапе рождения замысла у дошкольника появляются представления об окончательном продукте, ребенок как будто бы дирижирует творческим процессом; целостность, последовательность действий в достижении цели отличает ребенка-сочинителя; так же с удовольствием включается он в художественную деятельность других детей |
Качество способов творческих действий | Ребенок-сочинитель прекрасно владеет умением передавать музыкальный образ средствами художественной выразительности, адекватно использует их в передаче образа; он самостоятельно готов изменять, дополнять, комбинировать известные элементы, применять умения в новых условиях, новых ситуациях, предлагать новые варианты решения типовых задач; в совокупности характер умений формирует индивидуальный почерк творческого воплощения, проявляющийся в художественной деятельности. Рисунки, аппликация, лепка, танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, пение, игры такого ребенка ярко отличаются от результатов художественной деятельности других детей |
Качество продукции | Продукцию детей-сочинителей отличает субъективная новизна, которая заключается в открытии ребенком нового для себя (не знал до творческого акта, а теперь знает, имеет представление; никогда не сочинял песенки на знакомые детские стихи, а теперь делает это прекрасно и т. п.); элементарность, простота, неповторимость, разнообразие и изобразительность созданного продукта |
Импровизация | Непосредственность детских творческих высказываний и действий ребенка; демонстрация виртуозной легкости владения умениями; импульсивность внезапного творческого озарения в звуках, звуковых экспромтах и сразу в законченном виде |
Детское песенное творчество
Даша Л. (6 лет). Больше всего девочка любит создавать художественные образы в рисунках и музыке. Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны в личном опыте ребенка, несмотря на разницу средств выразительности. Созданный на бумаге образ ребенок пытается самостоятельно оживить с помощью мелодии или песенки, которая рождается в результате звуковой импровизации или комбинировании знакомых песенок, например запев — из одной песни, куплет — из другой, а припев — из третьей, но в целом получается гармоничное вокальное произведение, весьма интересное. Качество создаваемого продукта высокое, наблюдается соответствие художественного образа в рисунке и музыке.
Даша с удовольствием принимает участие в создании оригинальных попевок на предлагаемые музыкальным педагогом тексты, в самостоятельной деятельности наблюдалась попытка создания песни Госпожи Метелицы из одноименной сказки, которой были увлечены дети на протяжении долгого времени, готовясь к ее постановке. Необходимо отметить, что девочка точно знала, какой образ она хочет создать и как это выразить с помощью музыки и движения.
Дашу привлекают музыкальные игры, очень часто она становится их организатором в самостоятельной детской деятельности: свободно придумывает художественные образы и сюжетные ходы, подбирает необходимые атрибуты, импровизирует в их использовании в игровом процессе.
Павлик В. (3,5 года). Мальчик постоянно проводит время в музыкальном уголке группы, самые любимые занятия ребенка — музыкальные. Ему очень нравится играть на металлофоне, лесенке, ксилофоне, треугольнике.
В группе ребенок постоянно импровизирует на детском пианино и синтезаторе, он увлечен этим процессом, который на первый взгляд напоминает звуковой хаос. Но при более тщательном наблюдении можно увидеть, что ребенок ищет наиболее адекватное сочетание звуков для воплощения своего замысла. На вопрос педагога: «Что ты сейчас делаешь?» — он серьезно отвечает: «Ищу, как собачка лает. Она лает по-разному: вот чужой пришел (исполняет), а это она попить просит (исполняет), а это — хочет поиграть с мальчиком Пашей» (звучит импровизация). «А какой еще бывает собачка, покажи?» — предлагает воспитатель. Мальчик задумывается, начинает играть на детском синтезаторе, комментируя звучание: «А это собачка увидела большую собаку и испугалась, залаяла. Надо же, — восклицает малыш, — она ведь тоже боится больших собак!».
Ребенок творит в одиночку, самостоятельно, ревниво относится к тому, что инструменты попадают в руки сверстников, расстраивается, если их временно убрали или переложили в другое место.
Мальчик очень чувствителен к эмоциональным проявлениям других детей. Когда кто-то из сверстников плачет, Павлик идет в музыкальный уголок, достает музыкальный инструмент и пытается показать плачущему малышу, как сейчас звучит его голос: «Вот как ты сейчас плачешь, послушай. » Подружка Павлика Настя смеется очень звонко, заразительно, и мальчик реагирует на нее звоном колокольчика или бубенца, комментируя: «Это Настя смеется, ей очень весело, а это она перестала смеяться. (возникает тишина), она задумалась, молчит. »
Интонируя заданную музыкальную фразу, мальчик стремится импровизировать, произнести ее по-новому, отличает ребенка то, что он всегда называет свои импровизации, может пояснить их.
Павлик с огромным удовольствием сопровождает народные мелодии игрой на каком-либо народном инструменте. Так, например, ребенок придал оригинальное звучание попевке «Уж ты, зимушка. », используя «копытца» и ложки.
Мы изложили авторский взгляд на проблему детского музыкального творчества, его своеобразие и специфику в дошкольном детстве, раскрыли ведущие характеристики детского музыкального творчества, проблему соотношения обучения и творчества дошкольников. Выделенные психологические особенности и характерные проявления ребенка-сочинителя помогут определять детей-творцов в группе воспитанников, а также осуществлять личностно-ориентированный подход к ним в ходе музыкального воспитания и развития.
Темы для обсуждения
1. Природа детского творчества. Предпосылки музыкально-творческой деятельности в дошкольном детстве.
2. Своеобразие музыкально-творческой деятельности в дошкольном детстве. Особый характер продуктов детского музыкального творчества.
3. Импровизационный и игровой характер детского музыкального творчества.
4. Следует ли обучать дошкольников музыкальному творчеству: дискуссия открыта?
5. Как определить ребенка-сочинителя в группе детей?
6. Распространяется ли позиция ребенка-сочинителя на другие виды детской художественной деятельности?
7. Используйте в дискуссии примеры из личного профессионального опыта.
1. Осуществите сравнительный анализ детского музыкального творчества с другими видами художественного творчества дошкольников. Для этого выделите критерии, по которым вы будете сравнивать разные виды детского художественного творчества. Оформите результаты сравнительного анализа в таблице. Докажите значимость разработанной вами таблицы и ваших выводов в профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
Критерии оценки и самооценки: четкость и грамотное выделение критериев сравнения; очевидность выводов; полнота и проработанность таблицы; доступность и простота понимания выполненного анализа аудиторией (а не только автором-разработчиком); доказательность необходимости данного знания в работе воспитателя детского сада; удовлетворенность результатом.
2. Подготовьте герменевтический эскиз работы Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» (М., 1967). Отразите в нем ответы на следующие вопросы: каковы психологические основы детского творчества по Л. С. Выготскому? Как вы понимаете соотношение творческого воображения и творчества в дошкольном детстве? Являются ли идентичными понятия «творческое воображение дошкольника» и «детское творчество»? Какие условия развития детского музыкального творчества вы можете выделить согласно теории Л. С. Выготского? В данном психологическом очерке нет главы, посвященной музыкальному творчеству дошкольников. Ознакомившись с содержанием книги и учитывая личный профессиональный опыт, напишите эту главу в логике идей крупнейшего психолога.
Критерии оценки и самооценки: научная адекватность интерпретации (эскиза); хорошее знание и глубокая проработка текста очерка; свободное владение содержанием работы Л. С. Выготского (уровень осмысленного понимания); авторство формулировок ответов (не цитирование, а изложение своими словами прочитанного); научное творчество, оригинальность созданной главы; удовлетворенность своей работой.
3. Спроектируйте музыкально-импровизационный тренинг для детей определенного дошкольного возраста (по выбору студента) на месяц.
Критерии оценки и самооценки: знание сущности и характера детского музыкального творчества; конкретность задач тренинга; разносторонность и комплексность задач; интересные и новые педагогические приемы активизации и развития детского музыкального творчества, педагогический поиск; адекватность задач, методов и приемов тренинга возрасту и возможностям детей; соблюдение указанных сроков; удовлетворенность выполненным проектом.
4. Спроектируйте совместный план работы музыкального руководителя и воспитателя группы на месяц по обучению детей определенного возраста (по выбору студента) музыкальному творчеству. Это может быть обучение системным знаниям искусствоведческого характера, влияющее на становление эстетического отношения ребенка к окружающей действительности, обучение художественному восприятию, обучение общим и специальным исполнительским умениям.
Критерии оценки и самооценки: знание сущности и характера детского музыкального творчества; грамотная постановка дидактических задач; их взаимодополняемость в развитии музыкально-творческой деятельности; учет адресности в их решении; соблюдение указанных сроков; удовлетворенность результатом проделанной работы.
5. Разработайте форму поведенческой характеристики ребенка-сочинителя, в котором бы нашла отражение совокупная информация родителей малыша, педагогов и музыкального руководителя детского сада.
Критерии оценки и самооценки: оригинальность разработанной формы; информативность и разносторонность детского портрета; удовлетворенность собственным результатом.
Задания для подгруппы
1. Разработайте комплексную диагностику, позволяющую определить детей-сочинителей в группе детского сада (возраст по выбору студентов). Диагностика должна включать в себя:
· изучение музыкальных способностей ребенка-сочинителя;
· исследование общих и специальных музыкально-исполнительских умений;
· изучение определенных психологических особенностей ребенка-сочинителя;
· определение детской музыкальной субкультуры (музыкальных интересов и предпочтений ребенка, направленности на определенный вид детской музыкальной деятельности).
Осуществите презентацию диагностики группе студентов, она должна представлять собой готовый к использованию пакет, сопровождающийся, необходимыми рекомендациями. Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории, отстаивая авторскую позицию группы разработчиков.
Критерии оценки и самооценки:
· целенаправленность диагностического пакета;
· адресность диагностики (адекватность возрасту детей и включение в диагностику родителей, специалистов, воспитателей ДОУ);
· адекватность предлагаемых методов и методик цели и предмету диагностики;
· творчество в разработке методов и методик (самостоятельная их разработка, а не только заимствование; сочетание заимствованных методик с методиками, разработанными самостоятельно);
· валидность предлагаемых методов и методик;
· доступность диагностических средств и методов родителям, специалистам и педагогам ДОУ;
· компактность диагностических процедур, легкость в применении;
· наличие критериев диагностики и процедур обработки данных;
· наличие рекомендаций по организации диагностики в детском саду;
· оформление диагностического пакета;
· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
2. Используя любую образовательную программу, разработайте проект плана-программы развития музыкального творчества детей определенного возраста (по выбору студентов) в рубежных играх (по выбору) на три месяца. В проекте необходимо отразить конкретные задачи, которые решает план-программа; тематику игр, которые авторы предлагают использовать в развитии детского музыкального творчества; художественные образы, которые будут создаваться и проживаться детьми в играх; адекватный музыкальный репертуар в соответствии с тематикой игр и постигаемыми детьми художественными образами; особенности организации детской игровой деятельности и педагогической поддержки детей на каждом организационном этапе; особенности профессионального сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей; презентацию результатов развития музыкального творчества детей в детском саду и критериев эффективности проделанной работы.
Осуществите презентацию плана-программы аудитории, она должна представлять собой готовый к использованию продукт, сопровождающийся необходимыми рекомендациями. Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории, отстаивая авторскую позицию группы разработчиков.
Критерии оценки и самооценки:
· соответствие проекта плана-программы разработанным требованиям;
· соответствие задач и содержания плана-программы содержанию и задачам выбранной образовательной программы;
· адресность проекта (учет возрастных возможностей детей);
· адекватность предлагаемого игрового содержания и музыкального репертуара задачам развития музыкального творчества дошкольников;
· адекватность предлагаемого музыкально-игрового содержания художественным образам;
· этапность в организации игровой деятельности детей, четкость и доступность алгоритма действий педагога и музыкального руководителя;
· наличие алгоритма руководства игровой деятельностью дошкольников в контексте развития музыкального творчества;
· наличие алгоритма педагогической поддержки детей в условиях развития музыкального творчества в игровой деятельности;
· новизна форм презентации результатов развития музыкального творчества детей в детском саду и наличие критериев эффективности проделанной работы;
· адекватность разработанных критериев задачам плана-программы;
· педагогическое творчество в разработке проекта;
· наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность;
· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
Контрольные вопросы и задания
1. Докажите, что творчество — это вид детской музыкальной деятельности.
2. Перечислите все возможные факторы, обеспечивающие процесс музыкального творчества в дошкольном детстве?
3. В чем заключается сущность творчества ребенка-слушателя, ребенка-исполнителя, ребенка-сочинителя?
4. Вы попали в состав конкурсной комиссии, которой предстоит оценить продукты детского музыкального творчества. По каким критериям вы будете осуществлять оценку?
5. Перечислите характерные проявления ребенка-сочинителя.
6. Проанализируйте, какой вид музыкальной деятельности ближе вам? Кто вы в большей степени — слушатель, исполнитель, сочинитель или всё вместе? Чем вы объясняете свой выбор?
7. Докажите необходимость учета выделенных позиций в педагогическом процессе музыкального воспитания в детском саду.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав