какие игры влияют на психику детей
Как влияют компьютерные игры на психику и развитие ребенка?
В этой статье:
В современном мире компьютер есть почти в каждом доме, а у подавляющего большинства детей есть личный гаджет, и не один. Использовать их можно по-разному. С одной стороны, виртуальный мир дает невероятные возможности для образования, общения, интересного досуга. Но с другой, многие специалисты ставят вопросы о влиянии компьютерных игр на психику детей.
Как развивается зависимость от компьютерных игр?
Почему компьютерные игры вызывают зависимость?
Чем опасна зависимость от видеоигр?
Как понять, что ребенок зависим от компьютера?
Какие компьютерные игры опасны для психики и развития ребенка?
Если у ребенка нет зависимости, но он любит “погамать”, а вас это тревожит, попробуйте разобраться, во что именно он играет. Любимые типы игр по-разному характеризуют ребенка и по-разному влияют на его психику и развитие.
Вы обращаете внимание на то, что у него на экране кровь и мясо и хватаетесь за сердце. А для специалистов по играм это вообще не характеристика класса игры, потому что:
Если бы от бегания с ружьем в игре все становились террористами и маньяками, то мы бы давно вымерли. Потому что все приличные мальчики в возрасте вашего ребенка из поколения наших родителей и дедушек играли в войнушку каждый день и бах-бах в игре стреляли в настоящих людей.
Ребенок строит свой мир, где живет в роли персонажа? Может, он там реализует свою творческую натуру и использует игру как доступный ему конструктор. А может, пытается быть тем, кем не может быть в реальном мире. Как герои комиксов типа Бэтмена или Супермена, которые были крутыми только в костюме.
Это игры, где уровни сложности повышаются, а игроку надо проходить один за другим, хоть собирая бананы, хоть борясь с врагами. Они могут делать ребенка крайне возбудимым, когда он не может пройти уровень, Но при этом дают награду, когда игрок приложил усилия, потренировался и добился успеха. Как правило, в такие игры запойно играют дети, которым не хватает похвалы и успешности в реальном мире. Ведь тут можно попробовать снова и снова, успех пройденных уровней закрепляется. Тоже есть повод поговорить с психологом, но не на тему зависимости, а о том, как помочь ребенку стать более уверенным и успешным.
Польза компьютерных игр для детей
У компьютерных игр есть масса плюсов. От образовательных до социальных. Вот основные.
В интернете ребенку проще начать общение, попробовать себя в разных ролях и образах. Подросток избегает значительной стрессовой нагрузки в таких пробах, когда он скрывается за персонажем в интернете.
Вред компьютерных игр для детской психики
При всех плюсах компьютерные игры имеют массу недостатков. Они влияют на психику детей и их поведение, поскольку ребенок не так устойчив к вовлекающим приемам. Плюс в подростковом возрасте он особенно уязвим из-за своих переживаний по поводу перемен в его организме и вызовов окружающего мира.
Неспособность контролировать время
Отсутствие у ребенка других интересов
Иногда нам кажется, что ребенку ничего, кроме игр, не интересно. Мы подобрали ему интересный спорт или кружок, а его все тянет в комп. Но во-первых, интересное с нашей точки зрение занятие может не привлекать ребенка. А он просто боится нашего неодобрения и не признается. Во-вторых, его может привлекать компьютер как таковой. Вот эта логика машины.
Проблемы с общением в реальном мире
Нервные срывы
Если ребенок плохо контролирует свои эмоции, а игра азартна, он может еще больше расшатать свою психику неудачами или конфликтами с другими игроками. Если ребенок, выплеснув пар, не успокаивается, а хочет играть все больше, не может заснуть и конфликтует с окружающими, можно утверждать, что игры вредят его психике довольно серьезно. Необходимо избавляться от игровой зависимости.
Очень легко обвинить компьютерные игры во всех грехах от плохих результатов экзаменов до терактов. По факту же всегда нужно разбираться с тем, что на самом деле происходит с ребенком в семье и его дружеском кругу. Негативное поведение, которое мы связываем с играми, часто симптом неблагополучия, которое можно и нужно уладить в реальном мире.
Влияние компьютерных игр на здоровье детей
Игра – неотъемлемые часть детской природы. В игре ребенок развивается и, в какой-то степени, познает себя. Современные технологии уже давно поделили нашу жизнь на реальную и виртуальную. Вот и дети все реже бегают по улице, играя в «Казаки разбойники», и все чаще соперничают с виртуальными героями на просторах компьютерных игр. Поэтому родители должны знать, как компьютерные игры влияют на человека.
Что привлекает ребенка в виртуальном мире?
Нельзя не согласиться с безусловными достоинствами интернета — возможностью получать информацию, необходимую для обучения, или находить друзей и единомышленников в любой точке мира. Многие подростки занимаются также на дистанционных курсах иностранных языков и готовятся к экзаменам.
Современный ребенок получает доступ в интернет с самого раннего возраста. Можно наблюдать не только школьников, но и дошкольников со смартфонами и планшетами. Это происходит там, где родители также увлечены коммуникацией в социальных сетях или предпочитают таким образом отвлекать детей на время важной беседы.
Если примерно 15-20 лет назад немногие могли себе позволить подключиться к интернету, поскольку это требовало дополнительных финансовых расходов, то сегодня он стал намного доступнее для людей всех возрастов. Даже пожилые люди заводят аккаунты в социальных сетях, обмениваются фотографиями и общаются с одноклассниками в разных городах и странах ближнего и дальнего зарубежья.
Подростки получают в интернете прежде всего возможность поделиться своими мыслями и чувствами. Коммуникация в сетях анонимна и безопасна — если что-то не устраивает в собеседнике, то ее всегда можно прервать и не отвечать на сообщения.
Благодаря анонимности подросток может придумать себе виртуальный имидж, который придаст ему больше привлекательности в глазах собеседника. В интернете любой человек может стать «единым в двух лицах», например, завести 2 аккаунта — мужской и женский, и общаться с интересными ему собеседниками.
Доступность интернета может привести к развитию зависимости от социальных сетей. Среди основных ее проявлений можно отметить следующие:
Как правило, за зависимостью от интернета и социальных сетей скрываются более серьезные проблемы, побуждающие подростка убегать в виртуальную реальность. Поэтому задача семьи и друзей — сделать его реальную жизнь более привлекательной и помочь в их решении.
Как компьютерные игры влияют на психику ребенка?
Игромания у детей – это заболевание. Взрослые должны помнить о том, как компьютерные игры влияют на психику ребенка. Опасность виртуального мира подстерегает малышей и подростков. Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребенка. Чтобы полноценно развиваться, ребенку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребенок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.
А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребенка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.
Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребенка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.
К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно. Поэтому нужно помнить о влиянии компьютерных игр на психику детей.
Что представляет собой геймплей?
Компьютерные игры – это прежде всего развлечение, которое предназначено для проведения досуга и познания нового. Каждая забава принадлежит определенному жанру, по которому можно определить влияние компьютерных игр на психику детей.
Они разрабатываются известными студиями, которые вкладывают в них все самое достойное и интересное. Игры могут отличаться между собой еще и графически, представляя свою индивидуальность и уникальность.
Популярные жанры компьютерных игр
Прежде чем определить влияние компьютерных игр на психику подростков, нужно понять, что они из себя представляют. В целом влияние компьютерных игр на психику детей зависит от жанра. Многие родители впадают в истерику или даже ярость, когда видят, что их ребенок играет в «стрелялку», считая геймплей подобного рода агрессивными.
Жанр шутер
Самым распространенным среди подростков жанром является шутер. То есть игрок стреляет во все, что движется, зарабатывая при этом очки бонуса. Такие забавы могут быть весьма красочными и богатыми спецэффектами, поэтому родителей смущает такой выбор их чада.
Дело в том, что всем нормальным людям необходима разрядка, и если ребенок не желает посещать секции, то единственным для него способом выплеснуть негативную энергию считается игра. Таким образом, его разум будет отдыхать и набираться сил, а не учиться чему-то плохому. Другое дело, если подросток замкнутый и переживает школьные проблемы по-своему. В таком случае, если выбор пал на агрессивные забавы, стоит обратиться за помощью к специалисту, так как в этом варианте компьютерные игры действительно влияют на психику подростка.
Жанр рпг
Некоторые игры в жанре РПГ способны даже чему-то научить. Например, студия Ubisoft выпустила серию под названием Assassin’s Creed, в основу которых легли исторические личности и местность. Благодаря подобным продуктам можно узнавать много полезного из истории.
С другой стороны, такие игры способны затянуть человека на долгие часы, так как зачастую сюжетная сторона является очень интересной и познавательной.
Симулятор жизни
Действительно ли компьютерные игры влияют на психику детей, если это симулятор жизни? Скорее всего, даже наоборот. Как показывает практика, дети способны воплощать жизненные проблемы через геймплей. Одна из таких ситуаций была приведена в пример психологами.
Ребенок, тяжело переживающий развод родителей, решает создать в симуляторе жизни семью, аналогичную своей, но без развода. То есть семья все еще вместе и живет счастливо. Такие ситуации могут как помочь подростку, так и спровоцировать замкнутое состояние.
С другой стороны, симулятор жизни учит ответственности и демонстрирует реакцию персонажей на действия игрока, а также социальную жизнь.
Стратегия
Стратегия, или «песочница» показывает игрокам, как заниматься строительством одного дома или целого города. Есть стратегии, которые тесно связаны с течением истории, такие как «Цивилизация».
Начинается она в примитивном доисторическом времени, а по ходу дела игроку предстоит самостоятельно развивать свою цивилизацию, налаживая отношения между государствами и занимаясь развитием. В этом случае влияние на психику ребенка абсолютно исключено, так как ему предоставляется возможность не разрушать, а создавать, проявляя при этом фантазию.
Нередко и взрослого человека может заинтересовать такого жанра игра, поэтому не стоит категорично относиться к выбору ребенка.
Отрицательные стороны компьютерных игр
Во-первых, от сидения в одной позе начинает прогрессировать сколиоз – болезнь позвоночника. От длительной концентрации внимания ребенок реже моргает, от чего развивается «сухость» глаз.
Во-вторых, компьютерные игры негативно сказываются на психике растущего организма. Во время виртуальной игры дети, как актеры театра, вживаются в образ своего персонажа. Они представляют себя бесстрашным, привыкают иметь «несколько жизней». Выходя на улицу, у такого ребенка притупляется чувство самосохранения. В конфликтной ситуации он даже не пытается разрешить ситуацию мирным путем, в его голове укореняется мысль, что побеждает сила. Детская психика – тонкая материя. Родителям следует обращать внимание, если ребенок стал раздражительным, вспыльчивым, появились приступы агрессии, которых раньше не было. Это говорит о том, что нервная система перевозбуждается в момент «игры-стрелялки», а затем компенсируется неадекватными реакциями в бытовых ситуациях.
Что же можно сделать, чтобы минимизировать отрицательное влияние компьютерных игр на развитие школьника. Ничего нового психологи предложить не могут, кроме как больше времени проводить с ребенком, прививать любовь к чтению книг, подвижным играм, собственным примером демонстрировать увлеченность искусством. Организуйте семейные игры в мафию или монополию, делайте акцент на живом общении. Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка.
“Поиграйте, детки” — самые вредные игры и их последствия
С активным развитием интернета современные дети все больше уходят в виртуальный мир. Неудивительно, ведь разнообразие компьютерных игр настолько огромно, что выбрать всегда есть из чего. Однако пристрастие к таким забавам может крайне негативно сказаться на психологическом здоровье ребенка, особенно если его внимание всецело поглощено одной или несколькими из нижеописанных игр.
Какие игры считаются самыми вредными и почему
Специалисты называют наиболее опасными видами игр квесты и экшны. Причина проста – здесь игрок получает полную свободу действий. И если взрослый человек еще может контролировать свои эмоции (хотя, конечно, тоже не всегда), то детям, а в особенности малолетним, практически не удается справиться с поставленной задачей.
Кроме того, ребенок воспринимает игровой процесс как часть реальной жизни. Все его эмоции, переживания, энтузиазм настоящие. А разочарование от неудачи может обернуться серьезным стрессом. Поэтому от описанных ниже игровых жанров детей лучше держать подальше.
Возможные последствия и их предотвращение
Последствия увлеченности компьютерными играми агрессивного содержания могут быть крайне печальными. Так, в 1999 году после участия в проектах Дум и Квейк двое американских подростков устроили стрельбу в лицее. Во время нападения они расстреляли около 30 своих товарищей, еще 20 людей были ранены.
Компьютерные игры, где сюжет наполнен жестокостью и агрессией, пагубно влияют на еще неустойчивую психику растущего человека. Постоянное проявление насилия в виртуальной жизни приводит к возникновению нездоровых, опасных фантазий. И они вполне могут перерасти в проблемное, асоциальное поведение в реальной жизни.
Чтобы предотвратить серьезный вред для психики ребенка, родителям стоит больше внимания уделить тому, во что он играет на досуге.
И лучше отдать предпочтение логическим, развивающим играм, которые формируют полноценное когнитивное восприятие. А все потому что на сегодняшний день они считаются самыми безопасными и полезными среди всех существующих виртуальных развлечений.
Самый опасный геймплей
Как ни прискорбно, но многие игры, которые являются одними из самых популярных, были признаны потенциально опасными. И прежде всего речь идет о следующих виртуальных «забавах»:
«S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти»
Главный герой игры Александр Дегтярев прибывает в Припять по заданию Службы безопасности Украины. Его миссия заключается в определении причины, по которой предыдущим сталкерам не удалось найти безопасные проходы по запрещенной территории.
Атмосфера игры жуткая, угнетающая, пугающая. При этом игрок полностью предоставлен сам себе.
Postal, Sims, GTA (Grand Theft Auto), Manhunt, LineAge
Среди самых жестоких игр не последние места занимают:
К сожалению, все вышеописанные игры способны пробудить сильный азарт даже у самого сдержанного геймера. Такова их специфика. А для неокрепшей детской психики это огромный стресс, способный вылиться в серьезные проблемы.
«Herois» (Герои войны и денег)
Игра в стиле фэнтези, где геймеру предстоит принимать участие в войнах с вражескими кланами. И хотя эта игра относится к разряду стратегий, все же она совсем не безобидна.
Основная задача героя заключается в том, чтобы управлять разными мифическими существами, борясь с их помощью с врагом. Этот процесс не столько жесток, сколько затягивающий, поглощающий. В итоге игрок может полностью потерять связь с реальностью, проводя все свое свободное время в игре.
«Counter-Strike» (Контрудар)
Еще одна нашумевшая культовая игра. Сюжет очень прост: группе спецназа необходимо освободить заложников, которых захватила банда террористов.
Он волен делать то, что считает нужным. В этом заключается главное отличие «контры» от реальной детской игры в «войнушки», где мальчики заранее договариваются о правилах.
Существует только один выход для того, чтобы ребенок не «подсел» на опасный гейминг, и заключается он в тотальном контроле детского досуга. Сейчас можно поставить блок на многие приложения на телефоне и программное обеспечение на ПК, что ограничивает доступ несовершеннолетним пользователям к любым сомнительным и потенциально опасным развлечениям.
12 комментариев на «““Поиграйте, детки” — самые вредные игры и их последствия”»
На самом деле не игры делают детей жестокими, а жестокие дети любят жестокие игры
А может вас запретит?
Какой сталкер зов припяти,гта?Да даже шестилетний ребенок если будет играть не испугается,как вы сказали жуткая,накаляющая,пугающая обстановка которая да там она имеется не может испортить ребенку психику.Что по поводу гта,да там есть убийства,но они опять таки никоем разом не повлияют на детскую психику ребёнка.Игры не могут сделать человека жестоким.Вот у меня такое чувство что автор составлял этот топ.который не играл ни одной игры.тем более их не прошёл.
То есть, если смертность от вакцины составляет 0,1%, то всем ок, но если 0,003 процента от всех игроков шутеров начинают стрельбу в школе – то это игры виноваты. А дАвАйТе ТеПеРь уберем вСех ВрАчЕй, А тО чО аНи ТаКиЕ пЛоХиЕ вАкЦиНы ДеЛаЮт
Что я только что прочитал? Автор либо тролит, либо далёк от мира видеоигр как планета Земля от Венеры.
Ну такое, знаете ли. Вот, что например, по-вашему, плохого в
той же Counter-Strike?
“Сюжет очень прост: группе спецназа необходимо освободить заложников, которых захватила банда террористов.”
Сразу видно, что эту статью писал человек, далёкий от игр, потому что CS – это онлайн-игра. В ней нет сюжета, персонажей, последовательности действий. То, что группе спецназа надо освободить заложников, это всего-лишь сценарий для проведения игры.
“…при этом его (игрока) поведение не ограничивается никакими правилами или рамками.”
Вообще-то ограничивается. Тех же заложников например, нельзя убивать ни одной из команд. Так же игроку нельзя атаковать союзников. И отсюда я плано перетекаю к …
“Он волен делать то, что считает нужным. В этом заключается главное отличие «контры» от реальной детской игры в «войнушки», где мальчики заранее договариваются о правилах.”
В игре присутствуют правила: как прописанные авторами игры, так и самими игроками. Например: не оскорблять других игроков, играть в команде, помогать товарищам; не убивать заложников, не убивать товарищей по команде.
Более того, за несоблюдение или нарушение этих правил игрока могут выгнать из игры или вообще заблокировать ему доступ на сервер, на котором он их нарушил.
Про другие игры я говорить не буду, ибо во-первых, мне лень; во-вторых, остальное, сказанное про другие игры, такой же бред. Как например, игра в ГТА может привести к преступлениям в реальной жизни? Я вот например, в свои 8 лет, впервые поиграв в ГТА 3, не захотел идти на улицу с жаждой убийств и грабежей. Потому что я понимал, что это всего лишь игра.
А вообще, раз уж пошла речь, вспомнили бы о Call Of Duty Modern Warfare 2, а именно уровень “Ни слова по-русски”, где игрок принимал участие в теракте в аэропорту Москвы в качестве агента под прикрытием?
Вы бы ещё начали про “АмонгАус” заливать, и про то, как он приводит к суициду. думаю, что мой монолог на этом закрыт. Хотя про то, что некоторые игры могут затянуть, к сожалению согласен. Слышал случай о том, что какой-то человек провёл в LineAge 2 два года реального времени. Но не обольщайтесь: мне по-прежнему не нравится статья. Не удивлён, почему у неё всего одна звезда.
И кстати, всё это написал 17-летний школьник, который за свою жизнь ни разу не нарушал закон из-за игр.
Мобильные игры для детей: психологи не возражают
Давать ли ребенку гаджеты, с какого возраста и на какое время. Памятка для родителей
Институт современных медиа (MOMRI) провел исследование (первое в России!) — как распространены мобильные игры на планшетах и телефонах среди детей 3-10 лет, изучил мнение психологов и опасения родителей по поводу компьютерных игр и развивающих приложений. Вывод: мобильные игры полезны для детей — при правильном подборе контента, времени игры, необходимом и достаточном участии взрослого. Как все это отрегулировать, рассказывают авторы исследования.
Оказывается, к 10 годам почти у каждого ребенка в крупных городах России есть собственный мобильный телефон или планшет, а то и оба устройства сразу. Среди 4-летних детей счастливых обладателей собственного гаджета — 25%. В 3-4 года в мобильные игры играют 49% детей, в 5-8 лет — 75-76%, в 9-10 лет — 84%.
И это несмотря на то, что у родителей — множество опасений, связанных с использованием детьми планшетов и телефонов для игр. 83% опрошенных считают, что общение с гаджетами может навредить психике ребенка. За ухудшение зрения и осанки беспокоятся 82% и 77% родителей соответственно. Еще 36% опасаются грозящей детям компьютерной зависимости.
А что же думают об этом психологи? Психическое здоровье ребенка зависит в большей степени от общего здоровья ребенка и обстановки в семье, считает Максим Прохоров, детский и подростковый психолог, ассистент кафедры Первого МГМУ им. И.М. Сеченова: «Если ребенок здоров, у него хорошие отношения с родителями, друзьями, никакая мобильная игра, никакой фильм не смогут ему психику сломать».
По словам Марина Богомоловой, эксперта в области подростковой интернет-зависимости, детского и семейного психолога, зависимость детей от гаджетов — признак скорее подросткового возраста, и у родителей есть все возможности ее не допустить: быть в контакте с ребенком, поддерживать его увлечения и общение со сверстниками.
Что же касается возможных нарушений зрения и осанки у детей, которые злоупотребляют гаджетами, теперь существует памятка для родителей (публикуется ниже) — сколько времени ребенок может проводить за планшетом или телефоном, в какой позе это лучше делать и какие упражнения для глаз помогут снять напряжение после общения с гаджетами.
Итак, в целом профессиональное сообщество — «за» гаджеты. Более того, психологи полагают, что попытка оградить ребенка от новых устройств может иметь больше негативных, чем положительных последствий. Ребенок вовремя не получит навыков, которыми обладает большинство его сверстников, а родители упустят возможность дополнительного контакта с ребенком.
Сложность в том, что для родителей пока непривычны игры и общение с ребенком с привлечением гаджетов. Но за этим — будущее, считает Алёна Короткова, руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI): «Образовательные мобильные игры, при сохранении других форм общения, досуга, открывают ряд уникальных возможностей для развития ребенка, укрепления детско-родительских отношений и достижения эмоциональной близости».
Иными словами, родителям предстоит научиться не делать из планшетов и телефонов «запретный плод» и настроить свое общение с детьми на современный лад. Как это сделать, подскажет памятка, выпущенная по результатам исследования.
Памятка для родителей по безопасной и эффективной интеграции гаджетов, мобильных игр в досуг детей от 3 до 10 лет
1. Знакомьте малыша с гаджетами
Спокойно рассказывайте малышу 1,5-2 лет о мобильном телефоне и планшете — так же, как рассказываете о других предметах (кастрюлях, сковородках, одежде, книгах и пр.), давайте пояснения об их назначении. Не формируйте у ребенка образ «запретного плода».
2. Давайте детям гаджеты начиная с 3-5 лет
До 3 лет не рекомендуется давать детям гаджеты, так как от 1 до 3 лет ведущей в развитии ребенка является предметная деятельность. Родителю необходимо создать для ребенка богатую и разнообразную сенсорную среду, с которой малыш активно действует: трогает, нюхает, облизывает. Именно она является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Овладение речью у малыша проистекает также из потребностей в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать.
Дети будут жить, работать, отдыхать, коммуницировать, используя гаджеты. Но для того чтобы использовать их разумно, надо пройти предварительный путь развития.
С трех лет у ребенка начинается новый этап развития — социализация. С этого момента мы можем начинать учить детей взаимодействовать с гаджетами. Если родители полностью лишают ребенка доступа к планшету, мобильному телефону, то рано или поздно он столкнется с ними в полном объеме, и, если был «не привит», ему будет тяжело освоиться.
Для дошкольников и младших школьников планшет, телефон, компьютер оказываются хорошим полем для совместных игр, с заданными извне и соблюдаемыми всеми участниками правилами. Знание игр, гаджетов позволяет ребенку поддерживать контакт с другими детьми, пока они не могут построить этих отношений без их использования.
3. Выбирайте лучшее — участвуйте в выборе подходящих возрасту ребенка и полезных игр
Правильное содержание мобильной игры, равно как мультфильма или книги, будет оказывать положительное влияние на ребенка, способствовать его обучению и развитию. Поэтому важно не только следить за временем, которое ребенок проводит у экрана, но и тщательно отбирать соответствующие приложения. Участвуйте в выборе мобильных игр, изучайте описание разработчиков, смотрите скриншоты и обсуждайте все это вместе с ребенком. Понаблюдайте, как играет ребенок, поинтересуйтесь, сложно или легко ему. Обратите внимание на графику, темп и звук игры. По возможности, прежде, чем дать игру ребенку, пройдите её сами.
4. Играйте в мобильные игры вместе с детьми
Совместные игры отличаются от привычного совместного досуга, такого как прогулки, чтение или настольные игры, но являются значимыми и ценными. В мобильной игре вы можете узнать много нового о своем ребенке — его представлениях, поведенческих особенностях. Вы можете помочь ребенку освоить новые навыки, получить знания, научить справляться с незнакомыми ситуациями, добиваться побед и достойно принимать поражения.
У ребенка до 7 лет не сформирована произвольность — способность владеть и управлять своими функциями. Без родителей ребенок, не имея чувства времени, не сможет вовремя «выйти» из увлекательной игры.
По мере того как ребенок осознает, что и как он делает, его функции становятся произвольными. Произвольность в поведении ребенка проявляется в выполнении требований, конкретных правил. Помогайте ребенку.
5. Встаньте на путь разумного ограничения
В отношении мобильных игр должны существовать ясные ребенку правила, устанавливаемые родителями, режимные моменты — равно как и в отношении сна, приема пищи, прогулок и др.
Дети к 10 годам могут проводить у экрана, включая, ТВ, планшет, мобильный телефон, до 1,5-2 часов досугового времени в день.
С учетом физиологических особенностей рекомендуемое для детей время мобильной игры:
3-4 года — не более 10-15 минут 1-3 раза в неделю;
5-6 лет — до 15 минут непрерывно 1 раз в день; 7-8 лет — до 30 минут 1 раз в день;
9-10 лет — до 30-40 минут 1-3 раза в день.
Родители, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, возраст, состояние здоровья, режим дня и недели, могут выбрать наиболее подходящее время для игры и договориться с ребенком о правилах. Возможен, например, режим, когда ребенок играет дома, или наоборот в дороге. Важно, чтобы это была система.
6. Сочетайте современные и классические развивающие технологии
Мобильные игры — это вид развивающих игр, которые нужны для детей, и они должны встать в один ряд, не должны выбиваться, не должны быть «запретным плодом», инструментом наказания или поощрения. Они должны быть тем предметом, который помогает развитию и познанию.
Используйте мобильные развивающие игры по возрасту наравне с другими развивающими пособиями, занятиями для детей. Мобильная игра, обучающее приложение с любимыми мультгероями ребенка привлекут внимание и помогут ему с удовольствием освоить новое или закрепить уже пройденный материал.
7. Демонстрируйте ребенку правильную модель поведения
Вы служите примером для своего ребенка, в том числе в вопросе использования цифровых медиа. Ребенок копирует вашу модель использования мобильных устройств. Ограничьте собственное время, которое вы проводите перед электронными устройствами, оставайтесь этичными в онлайн-общении. Постарайтесь, проявляя заботу, чуть больше времени уделять реальному общению с детьми.
8. Создавайте мedia-free зоны
Договоритесь не использовать гаджеты за едой и перед сном. Выберите и установите в вашей семье определенные дни и часы без гаджетов. Помните, что двойная мораль здесь недопустима. Исключите фоновый просмотр телевизора, телефона, когда вы общаетесь с ребенком.
9. Помогите ребенку, и он сможет завершать игру без истерики
10. Обратите внимание, не вытесняют ли гаджеты другие формы досуга ребенка
Достаточно ли времени у ребенка для общения, разговоров, игр, прогулок, творчества и прочего? Если вам кажется, что у ребенка формируется игровая зависимость, обратитесь к специалисту.
Если вы заметили, что у вашего ребенка нет других желаний и интересов кроме мобильных игр, что он играет в одну и ту же игру, у него снижен аппетит, появились проблемы со сном, усталость, напряжение, то не ругайте его и не запрещайте играть. Обратитесь к специалистам: психологу, неврологу, психотерапевту, они помогут диагностировать состояние и подскажут схему дальнейшей работы.
Помните, что гаджеты не являются источником возникновения зависимости. Зависимость возникает тогда, когда ребенок пытается «уйти» от реальных проблем, когда мобильная игра — это единственный «свет в окошке». Зависимость не формируется, если у ребенка есть интересы вне мобильных игр, если у него есть доверительные отношения и общение с родителями, сверстниками вне гаджетов.
11. Опыт — сын ошибок
Время от времени дети совершают ошибки при использовании гаджетов и интернета. Это не страшно и исправимо, если родители рядом.
12. Заботьтесь об осанке и зрении
Подберите мебель (стол и стул) в соответствии с ростом ребенка. Необходимо следить за соблюдением правильной осанки. За монитором ребенок должен сидеть не сутулясь, не наклоняясь, уши должны находиться в одной плоскости с плечами. Во всех остальных случаях позвоночник испытывает дополнительную нагрузку. Держать смартфон лучше непосредственно перед глазами, как будто пользователь что-то фотографирует им — это снизит нагрузку на шею.
Источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране. Ни в коем случае не позволяйте ребенку играть в темноте. Для профилактики нарушения зрения старайтесь регулярно выполнять гимнастику для глаз (2-3 раза в день по 3-5 минут).