какие игры запрещены в исламе
Исламские новости
Запрещенные и разрешенные игры в исламе
Игры всегда связаны со знанием, культурой и временем. Так как они являются отражением жизни, то отличаются друг от друга в разных культурах. Поэтому не представляется возможным в рамках одной фетвы вынести решение относительно огромного разнообразия всех существующих на сегодняшний день игр. Но можно обозначить некоторые общие критерии.
Как гласит известный принцип фикха: «Все вещи и действия в своей основе нейтральны (мубах)». Поэтому можно заявить, что все игры, которые не содержатся запрещенных (харам) элементы, сами не приводят к хараму, не отвлекают человека от его обязанностей и поклонения, являются нейтральными, т.е. мубах.
Опять же, следуя вышеприведенному принципу, мы можем заявить, что количество разрешенных (халяль), т.е. мубах, игр огромно, запрещенных же очень мало. При этом к запрещенным можно отнести те, которые обладают одним из приведенных ниже качеств:
— Азартные игры или те, в которых используются те же приспособления, что для азартных игр. Ведь символы важны, так как вызывают свои ассоциации. Поэтому запрещены игры с использованием тех же приспособлений, что используются в нардах, игральных карт, домино, даже если при этом не делаются ставки. Ведь с подобными приспособлениями можно играть и в азартные игры. Даже если не делать ставки, это считается поощрением к азартным играм. Может, именно по этой причине не были запрещены шахматы. Ведь использовать их в азартных играх невозможно. В достоверном хадисе, приводимом у Муслима, говорится: «Тот, кто играет в нарды, подобен тому, кто прикасается руками к мясу и крови свиньи». В связи с этим можно вспомнить, что если человек пьет воду, представляя, что это вино, он совершает такой же грех, как тот, кто в действительности распивает спиртное.
— Игры, в которых имеются элементы, связанные с колдовством, предсказаниями будущего, гаданием. Ведь все своего рода реклама харама.
— Дикие игры, представляющие опасность для жизни или здоровья. Человеку запрещено самому себе ввергать себя в опасность.
— Игры, поощряющие к варварству, убийству, прелюбодеянию и другим грехам.
— Игры, которые предполагают облегающие или открывающие аурат одежды. С этой точки зрения спорна дозволенность некоторых традиционных видов борьбы, хотя их и называют «спортом наших предков».
— Игры, которые показывают привлекательными неверие и неверных или содержат символы других религий, рекламируя их.
— Игры, которые противоречат нашему вероубеждению (акида). Например, в которых человеку дается способность убивать и воскрешать, т.е. те качества, которые присущи только Аллаху.
— Игры, которые ведут к расточительству и материальному урону, к унижению человека или издевательству над ним.
— Игры, наносящие урон соседям или друзьям.
— Такие игры, в которых подразумевается мучение животных, такие как петушиные и собачьи бои, коррида и т.п. Большинство конных игр не относятся к этому виду. Например, национальная турецкая игра джирит полностью соответствует сунне. Между тем, коррида, в том числе и ее версии с огнем, а также практикуемая опять же в некоторых городах Испании игра, когда с самого высокого здания города сбрасывают козу, это типичный образец дикости и варварства. Сейчас в разных уголках мира игры с таким мучением или убийством животных на потехе публике получили такое распространение, как никогда раньше в истории. Может, именно это служит причиной тех бедствий, которые ниспосылает на нас Аллах. Посланник Аллаха (с.а.в.) говорил: «Будьте милосердны к тем, кто на земле, чтобы к вам были милосердны те, кто на небе», «Знаете ли вы, что Аллах посылает вам пропитание ради слабых и бессловесных тварей?» Что же это может быть за удовольствие – наблюдать за мучением бессловесного животного? Получать его могут только те люди, которые, по выражению Корана, являются «хуже, чем животные». Ни одно живое существо, кроме человека, не находит удовольствие в том, чтобы мучить кого-то.
Сейчас игры и развлечения превратились в целую индустрию, поэтому, возможно, уместно оценивать их уже как совсем другую категорию.
В связи с этим если зарабатывать деньги азартными играми или способами, которые можно определить как азартные, однозначно является запретным (харам), то нет доказательств, позволяющих то же самое безоговорочно утверждать в отношении получения денег за какие-то игры, носящие характер соревнования, таких, как футбол, успех в которых зависит от знаний и способностей человека.
Мне кажется полезным повторить: люди ни с какой точки зрения не являются одинаковыми. Если один в пятьдесят лет ведет себя как ребенок, то другой в этом возрасте может уже достичь такого уровня, что стоит превыше земных потребностей, обрел близость к Аллаху, достиг высот в познание Его и этого мира. А между этими двумя степенями существует тысячи ступеней. Поэтому бессмысленно ожидать, чтобы все люди вели себя одинаково, отдалялись бы от игр и развлечений. Возможно, хадис «Этот мир и все находящее в нем, проклято. Исключение представляют только поминание Аллаха и то, что приближает к Нему, а также ученые и люди знающие» имеет в виду именно вершину отреченности от этого мирских благ. И он призывает не оставлять эти блага, а использовать их во имя Аллаха и так, как Он желает.
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала
Шариат и азартные игры
Запрещая азартные игры, шариат, который представляет собой свод правил поведения мусульманина, не оговаривает определенную форму. Целью критики являются содержание и результаты игры. Вне зависимости от инструмента и правил (метода), по шариату, игра становится азартной, если по окончанию игры, при получении неизвестного ранее результата, человек или группа людей получают какую-либо прибыль или, наоборот, теряют деньги. Если обе стороны ставят на кон по 100 рублей, а по результату,
одна из сторон посредством получения большего числа на костях или козырей на картах, становится хозяином 200 рублей, а другая сторона теряет свои деньги, значит, мы имеем дело с азартной игрой. Если группа людей собрала совместно деньги, а потом одна часть этой группы, посредством соревнования или лотереи получает всю сумму, значит, это азартная игра. Некоторые ученые говорят, что основным критерием определения азартности игры является “случай, дело случая”. Например, какая выпадет цифра на рулетке или карта при игре в карты.
В 90 и 91 аятах суры «аль-Маида» Аллах Всевышний, обращаясь к верующим говорит, что алкоголь, азартные игры и гадание, без сомнения, козни шайтана, которые не помогут достичь счастья. Несомненно, алкоголем и азартными играми сатана хочет вселить в верующих враждебность и ненависть друг к другу и отвратить их от Аллаха и намаза. Эти аяты служат причиной запрета шариатом азартных игр и подтверждают следующее:
1. Жизнь и доход мусульманина не должны зависеть от удачи и случайностей, а только от принимаемых им мер и затраченных усилий.
2. Шариат запрещает желать чужое, получить чужое можно только обменом или как пожертвование, азартная игра – это неправедный путь получения дохода.
3. Даже если проигравший согласен с потерей, без сомнения, в сердце своем он не согласен и держит зло, враждебность на выигравшего.
4. Проигравший всегда хочет сыграть еще, чтобы отыграться, а выигравший – чтобы еще раз почувствовать вкус победы, поэтому это постепенно становится привычкой и ставит человека в зависимость.
5. Азартная игра препятствует молитвам.
6. Вред от азартной игры сказывается не только на отдельных личностях, но и на всем обществе; увеличится количество людей, не созидающих, а лентяев, убивающих время за азартными играми.
И особенное внимание нужно уделить детям. Нужно хорошо знать, что все шариатом Всевышнего – это грех для людей, и даже если дети играют в невинные игры, но при этом на деньги, то, как говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), ответственность за это ложится на родителей. Например, если дети играют на деньги, и если родители не сделают им замечания, то у них в течение 40 дней не примется намаз.
К игре, известной в период Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), относятся нарды, которые шариат запретил. Известны по этому поводу достоверные хадисы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
«Рука человека, играющего в нарды, подобна руке, оскверненной мясом и кровью свиньи» (Муслим, «K. Аш-Ши’р», 15; Ибн Маджа, «K. аль-Адаб». 43). «Играющий в нарды непослушен повелениям Аллаха и Его Пророка» (Абу Давуд, «K. аль — Адаб», 56). Опираясь на эти хадисы, ученые вынесли решение о запрете на эту игру. Некоторые религиозные мыслители, одним из которых является и Саид б. аль-Мусайаб, придерживаются точки зрения, что эти хадисы говорят о запрете на азартные игры, поэтому можно считать допустимой игру в нарды на «просто так». Это можно применить и к карточным и другим играм. При этом условие для разрешения, не превращать их в азартные игры, не играть на деньги ( Не запрещается играть в карточные игры на компьютере (например, в пасьянс), так как подобные игры проводятся не с настоящими картами, а с компьютерной программой. Также в карточных играх на компьютере противоположенной стороной не является человек, поэтому в них нет запрещенного выигрыша и проигрыша. Однако это игра занимает много времени, которое расходуется попусту). По преданию Наафи, сын халифа Умара (радыяллаху анху), если видел, что кто-то из членов его семьи играет в нарды, то ломал инструменты, а игрока строго наказывал. Благочестивый Али (радыяллаху анху) играющих в нарды посадил за решетку, и запретил им до определенного времени давать салям.
1. Игра в шахматы не должна отвлекать человека от тех или иных обязательных и важных дел, самое главное из которых своевременное выполнение фард – намазов.
2. Игра не должна быть на деньги или иное вознаграждение, получаемое выигравшим.
3. Игроки должны соблюдать этику поведения, строго следить за своей речью, быть далеки от грубости и оскорблений. Мусульмане того периода умели ценить и дорожить своим временем, поэтому были едины во мнении, что игра в шахматы все же не есть благое дело.
Лотерея, лото и ставки на футбольные матчи
По шариату, такие игры, как ставки на футбольные матчи, лотерея и спортлото, заключение пари тоже входят в разряд азартных игр. Шариат однозначно расценивает их как харам. Отличие только в том, что играет в них большее количество людей, а правила такие же, как и других азартных играх.
Игры. Азартные игры
«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о хамре [обо всем том, что опьяняет рассудок] и майсире [азартных играх]. Скажи: «В них большой грех и выгоды[1] для людей, [однако] греха больше, чем выгоды». Спрашивают у тебя о том, что расходовать [на благие дела и поступки], ответь: «Лишнее [то есть остающееся после личных, а также семейных нужд и потребностей]». Подобным образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает вам знамения [дает вам знания, посредством которых жизнь становится проще, легче и понятнее], возможно, вы будете размышляющими (думающими) [будьте же теми, кто осмысленно подходит к жизни, умеет анализировать, понимает ущербность того или иного, применяя при этом знания, данные Богом через пророков]» (Св. Коран, 2:219).
Азартные игры — «мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого!» (см. Св. Коран, 5:90, 91).
Некоторые мусульманские ученые говорят, что основным критерием определения азартности–неазартности игры является возможность случайного выигрыша. Например, в зависимости от того, какая выпадет цифра на рулетке или карта в игре. Также можно говорить и о психологической зависимости, об азарте, который может так поглотить человека, что тот забудет о своих общественных, семейных обязанностях или ответственности пред Всевышним.
Но не следует путать это со жребием, когда необходимо выбрать один вариант из нескольких. Жеребьевка допустима. Каноническая позволительность этого обоснована действиями самого пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
Ответы на вопросы по теме
Я ужасный грешник! Проиграл родительские деньги в азартные игры, не слушал их никогда! Принес горе своей семье. Меня перестали уважать все. Родителям я не могу этого сказать. Они так верят в меня, а я не знаю, что теперь делать. Я отверженный. Никто меня не воспринимает как человека. Не знаю, как мне выбраться из этого ада, как мне жить, если я не заслуживаю жизни? Мне некуда идти, я помешался на азартных играх. Мне помогли втянуться, и я не удержался. За два месяца я опустился ниже некуда! Как стать человеком?
Начните с нуля. Проигранное не вернуть. Оглянитесь вокруг и возобновите то, чем занимались ранее (работа, учеба). Искорените зависимость от игр и тягу к ним, заменив это радостью от чтения умных книг, умиротворением от каждодневной обязательной молитвы и успехами в учебе (работе). Подмените в своем мозгу наслаждение, которое получали от игр, наслаждением, получаемым от перечисленного мною. Проведите в спокойном состоянии нейроассоциации азартных игр с ужасами Ада, а знания, духовность и успешность соотнесите с великолепием Рая. Сразу не получится, но каждодневные интеллектуально-эмоциональные тренировки дадут результат через несколько недель. Если не сможете самостоятельно, тогда придется лечиться от этого недуга в специализированной клинике. Конечно же, своими действиями вы уничтожили себя как личность, но пока вы живы физически, у вас имеются неисчислимые возможности восполнить утраченное и достичь большего.
Кирпичик за кирпичиком стройте здание своего морального, духовного и материального благополучия. Не ленитесь и будьте постоянны в том, чем занимаетесь. Особый акцент делайте на утреннее время, первую половину дня. И никогда, никогда не отчаивайтесь в прощении и милости Творца, самоотверженно выполняя все от вас зависящее! Даже у стократного убийцы есть шанс на Божественное прощение!
И еще. Работайте, где только можно заработать (хоть унитазы мойте), и всем заработанным закрывайте долги, оставляя себе средств лишь на воду и хлеб. Исправляйте ошибки потом и усердным трудом, это поможет вам сделать долгосрочные выводы и в итоге стать другим человеком!
Советую прослушать мой воскресный вааз за 15.05.2011 «Стократный убийца (Св. Коран, 39:53)».
Можно ли играть в те игры, которые проводятся для рекламы? Будет ли выигрыш честным по отношению к другим? («Соберите пять этикеток и отправьте по адресу…»).
Утверждать явную запретность такого рода игр будет не очень правильно. Но можно усмотреть те или иные элементы. Лучше сторониться приманок такого типа, ведь одним из качеств людей богобоязненных является удаленность от сомнительного, а также от того, что их не касается. У каждого свой уровень богобоязненности, целеустремленности и своя степень чувствительности к присутствию грешного в том или ином. Главное, чтобы это не перешло в раздражительность по любому поводу и мнительность, излишние сомнения — от Сатаны.
Является ли игра в карты не на деньги грехом?
Является пустым и бесполезным времяпровождением. Не считаю это благоразумным в век высоких технологий и скоростей.
Лотерейный бизнес — это харам или нет? Мансур.
Является ли сдача в аренду нежилого помещения под игровые автоматы запрещенным деянием или просто нежелательным? Руслан.
Игра в бильярд — харам или нет? С одной стороны, это спортивная игра, с другой стороны — азартная. И если это не харам, можно ли играть в месяц поста после заката солнца? Нияз.
Явной запретности нет. Можно говорить о расточительной трате времени, когда люди увлеченно проводят за этим занятием многие часы, откладывая более важные и нужные дела на потом.
У меня есть хобби — делать ставки на события в футбольных матчах. Недавно друг сказал мне, что это харам (запретно). Я же относился к этому как к дополнительной работе (изучал статистические данные, высчитывал вероятность. ). Как вы считаете? Руфат.
Открыть игровой зал — насколько это харам? Мурад.
Развивающие игры, спортивные игры — нет проблем, можно. А вот азартные игры на деньги в поиске «удачи» — сатанинские развлечения, заниматься которыми запретно (харам).
Игровые автоматы — часть сатанинской индустрии азартных игр. Не зря они называются «однорукими бандитами», то есть теми, кто обирает (конечно, по вине самих игроков) и взрослых, и детей, играющих в эти игры.
Я знаю, что азартные игры — это грех. Каждый раз в душе говорю, что не буду играть но, к сожалению, пока не получается. Просьба подсказать, какие мне молитвы читать, чтоб избавиться от пристрастия? И как мне просить у Всевышнего, чтоб он избавил меня от азартных игр? И.
Суть не в том, какая молитва и как просить. Можно ничего не говоря, не прося, а лишь безмолвно воздев руки и пропустив всего себя целиком через каждый уголок души и разума, устремившись всей сутью ко Всевышнему, кардинально измениться… Но! Наверное, для вас на данном этапе будет обязательным обратиться к квалифицированному врачу, пока вы не зашли слишком далеко.
Просмотрите также последнюю главу книги «Путь к вере и совершенству», где собрано много различных молитв-дуа. Выберите ту, что вам по душе, и постоянно проговаривайте ее, в первую очередь сердцем.
Не запрещается ли мусульманину играть в телевизионную лотерею с целью выиграть денежные средства, часть из которых пойдет на совершение праведных дел? Мурат.
Лотерея не относится к категории разрешенных игр.
Можно ли делать ставки на гонки, «Формулу-1», скачки? Али.
Как известно, азартные игры — это харам. В одной из ваших книг вы писали, что компьютерные игры не харам, но стоит от них воздерживаться, если они не несут никакой практической пользы. Пару дней назад я наткнулся на сайт, где находятся различные программы и игры, связанные с исламской тематикой. В качестве одного из примеров я хотел бы назвать игру «Кто хочет стать миллионером» (в адаптированном варианте название «Кто хочет стать счастливым в Судный День»). Лично для меня данная игра оказалась крайне полезной. Если по какой-то причине вы не смогли дать правильный ответ и проиграли, она показывает правильный ответ, и на этом можно обучаться Исламу. Все вопросы там по основам Ислама, про жизнь Пророка и т. п. Естественно, выигрыш является виртуальным, но сам по себе процесс очень затягивает. С одной стороны, игра явно азартная, с другой стороны, она учит нас Исламу и истории Ислама. А в этом деле, как мне кажется, азарт более чем уместен.
Я сам являюсь программистом, и мне захотелось написать нечто подобное. Будет ли это являться хорошим деянием? Э., Азербайджан.
Создание развивающих программ, тех программ, которые пробуждают в человеке мотивацию к действию, активность, созидание, не в виртуальном, а в реальном мире, безусловно, полезно и не запрещено. Компьютерные игры и современные технологии можно использовать по-разному, и во благо, и во зло.
Что касается азарта, когда человек загорается что-то сделать, достичь чего-то положительного и праведного пред Богом, то такой азарт, конечно же, только вознаграждаем и поощряем с точки зрения мусульманских ценностей.
Не старайтесь видеть во всем запретное, как это часто делают многие на первых порах своего религиозного становления, что не от большого ума, а по причине религиозной неграмотности и фанатизма. С точки зрения Ислама, все разрешено, кроме того, что явно запрещено и преступно, а потому не ограничивайте свои творческие порывы и возможности.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В аяте данное слово стоит во множественном числе.
Запрещенные и разрешенные игры в исламе
Игры всегда связаны со знанием, культурой и временем. Так как они являются отражением жизни, то отличаются друг от друга в разных культурах. Поэтому не представляется возможным в рамках одной фетвы вынести решение относительно огромного разнообразия всех существующих на сегодняшний день игр. Но можно обозначить некоторые общие критерии.
Как гласит известный принцип фикха: «Все вещи и действия в своей основе нейтральны (мубах)». Поэтому можно заявить, что все игры, которые не содержатся запрещенных (харам) элементы, сами не приводят к хараму, не отвлекают человека от его обязанностей и поклонения, являются нейтральными, т.е. мубах.
Опять же, следуя вышеприведенному принципу, мы можем заявить, что количество разрешенных (халяль), т.е. мубах, игр огромно, запрещенных же очень мало. При этом к запрещенным можно отнести те, которые обладают одним из приведенных ниже качеств:
– Азартные игры или те, в которых используются те же приспособления, что для азартных игр. Ведь символы важны, так как вызывают свои ассоциации. Поэтому запрещены игры с использованием тех же приспособлений, что используются в нардах, игральных карт, домино, даже если при этом не делаются ставки. Ведь с подобными приспособлениями можно играть и в азартные игры. Даже если не делать ставки, это считается поощрением к азартным играм. Может, именно по этой причине не были запрещены шахматы. Ведь использовать их в азартных играх невозможно. В достоверном хадисе, приводимом у Муслима, говорится: «Тот, кто играет в нарды, подобен тому, кто прикасается руками к мясу и крови свиньи». В связи с этим можно вспомнить, что если человек пьет воду, представляя, что это вино, он совершает такой же грех, как тот, кто в действительности распивает спиртное.
– Игры, в которых имеются элементы, связанные с колдовством, предсказаниями будущего, гаданием. Ведь все своего рода реклама харама.
– Дикие игры, представляющие опасность для жизни или здоровья. Человеку запрещено самому себе ввергать себя в опасность.
– Игры, поощряющие к варварству, убийству, прелюбодеянию и другим грехам.
– Игры, которые предполагают облегающие или открывающие аурат одежды. С этой точки зрения спорна дозволенность некоторых традиционных видов борьбы, хотя их и называют «спортом наших предков».
– Игры, которые показывают привлекательными неверие и неверных или содержат символы других религий, рекламируя их.
– Игры, которые противоречат нашему вероубеждению (акида). Например, в которых человеку дается способность убивать и воскрешать, т.е. те качества, которые присущи только Аллаху.
– Игры, которые ведут к расточительству и материальному урону, к унижению человека или издевательству над ним.
– Игры, наносящие урон соседям или друзьям.
– Такие игры, в которых подразумевается мучение животных, такие как петушиные и собачьи бои, коррида и т.п. Большинство конных игр не относятся к этому виду. Например, национальная турецкая игра джирит полностью соответствует сунне. Между тем, коррида, в том числе и ее версии с огнем, а также практикуемая опять же в некоторых городах Испании игра, когда с самого высокого здания города сбрасывают козу, это типичный образец дикости и варварства. Сейчас в разных уголках мира игры с таким мучением или убийством животных на потехе публике получили такое распространение, как никогда раньше в истории. Может, именно это служит причиной тех бедствий, которые ниспосылает на нас Аллах. Посланник Аллаха (с.а.в.) говорил: «Будьте милосердны к тем, кто на земле, чтобы к вам были милосердны те, кто на небе», «Знаете ли вы, что Аллах посылает вам пропитание ради слабых и бессловесных тварей?» Что же это может быть за удовольствие – наблюдать за мучением бессловесного животного? Получать его могут только те люди, которые, по выражению Корана, являются «хуже, чем животные». Ни одно живое существо, кроме человека, не находит удовольствие в том, чтобы мучить кого-то.
Сейчас игры и развлечения превратились в целую индустрию, поэтому, возможно, уместно оценивать их уже как совсем другую категорию.
В связи с этим если зарабатывать деньги азартными играми или способами, которые можно определить как азартные, однозначно является запретным (харам), то нет доказательств, позволяющих то же самое безоговорочно утверждать в отношении получения денег за какие-то игры, носящие характер соревнования, таких, как футбол, успех в которых зависит от знаний и способностей человека.
Мне кажется полезным повторить: люди ни с какой точки зрения не являются одинаковыми. Если один в пятьдесят лет ведет себя как ребенок, то другой в этом возрасте может уже достичь такого уровня, что стоит превыше земных потребностей, обрел близость к Аллаху, достиг высот в познание Его и этого мира. А между этими двумя степенями существует тысячи ступеней. Поэтому бессмысленно ожидать, чтобы все люди вели себя одинаково, отдалялись бы от игр и развлечений. Возможно, хадис «Этот мир и все находящее в нем, проклято. Исключение представляют только поминание Аллаха и то, что приближает к Нему, а также ученые и люди знающие» имеет в виду именно вершину отреченности от этого мирских благ. И он призывает не оставлять эти блага, а использовать их во имя Аллаха и так, как Он желает.
Фарук Бешер
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала