какие иконы ищут коллекционеры

Аукцион старинных икон

Аукцион старинных икон – это больше, чем торговля предметами искусства. Сам термин «икона» родом из греческого языка и дословно переводится как «изображение, подобие, образ». И эти образа, с одной стороны – искусство, с другой – святыни, объекты поклонения миллионов верующих людей. Они символизируют присутствие Бога и являются для православного верующего самой прямой формой самопознания и связи с высшими силами.

Частые сюжеты таких работ – лики Христа, Богородицы, святых, нередко изображаются сцены из Ветхого и Нового Завета. Для изготовления используются различные материалы: камень, дерево, бронза, золото, латунь, серебро, слоновая кость, тканой материал. Самая распространенная форма – деревянные модели, которые традиционно создавали с применением яичной темперы. За этим определением скрывается вид красок – особый состав, в котором пигмент смешивается с яйцом. Преимущество этих красок заключается в том, что они не выцветают, и работа может оставаться неизменной красивой несколько веков.

Что касается размеров, на аукционе старых икон чаще всего представлены небольшие работы не выше 50 см. Однако изредка можно встретить и монументальные шедевры, которые могут достигать высоты более метра – такие изделия в свое время были предназначены для поклонения в храмах и домах богатых людей. Складные модели (диптихи или триптихи) часто сопровождали людей в путешествиях. В «Аукционном доме №1» представлено немало русских православных икон, охватывающих разные эпохи, темы, материалы и форматы.

какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть фото какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть картинку какие иконы ищут коллекционеры. Картинка про какие иконы ищут коллекционеры. Фото какие иконы ищут коллекционеры

Для чего покупают старинные иконы?

Решение о покупке святыни – это прекрасная форма долгосрочного вложения, цена таких произведений искусства год от года только растет. Однако мысль об инвестициях должна быть вторичной. Старинные иконы имеют большую ценность не только с экономической точки зрения, но и потому, что они были созданы во время молитв в соответствии с монашескими нормами, с соблюдением строгих методов иконографии школ, к которым принадлежали авторы. Огромная религиозная ценность, красота, эстетика – такие произведения вызывают целый комплекс чувств даже у людей, считающих себя атеистами. Просматривая каталог и знакомясь с лотами, обратите внимание на свои субъективные ощущения.

Ценность старинных икон

Если вы хотите купить икону на аукционе, без оценки подлинности и реальной рыночной стоимости никак не обойтись. Где искусство, там и подделки, как и в случае с любым другим видом искусства, это, к сожалению, относится и к святыням. Любителю отличить копию от оригинала крайне сложно. Выяснить истинную ценность произведения тоже трудно. Однако можно обратить внимание на ряд факторов:

какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть фото какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть картинку какие иконы ищут коллекционеры. Картинка про какие иконы ищут коллекционеры. Фото какие иконы ищут коллекционеры

На стоимость скупки и продажи также влияют оклад (украшение, которое закрывает все изображение, кроме лика и кистей святых), басма (оклад из драгоценных металлов), киот (рама для защиты от повреждений). Не меньшую роль играет и размер. Кроме того, эксперты смотрят на возраст и технологию изготовления: в 19 веке иконы начали печатать, а не писать, и такие работы не ценятся.

Оценка старых икон

Если вы хотите купить или продать икону на аукционе, учитывайте, что далеко не каждый опытный искусствовед может дать справедливую оценку антиквариата. К анализу необходимо привлекать специалистов узкого профиля. Такие эксперты обращают внимание на массу деталей. Например, они знают, что если перед ними рубленная доска, то икона была сделана до 17 века (технология распилки бревен появилась позже). При этом оценщик знает все художественные школы, может дать характеристику уникальности сюжета, мастерству его исполнения.

Чтобы обладать 100% уверенностью в точности оценки мы сформировали целый отдел специалистов. Эксперты обладают большим опытом и обширными профессиональными познаниями.

Онлайн-аукционы

Приглашаем вас стать участником аукциона онлайн икон. 20 лет успешной работы нашей галереи и широкий круг постоянных клиентов, в числе которых российские и заграничные коллекционеры и музеи, доказывают, что мы – надежные партнеры. С нами покупка станет художественно ценным, долгосрочным и финансово разумным вложением.

Для каждой иконы мы составляем исчерпывающий экспертный отчет, в котором подробно описывается объект, удостоверяется его подлинность, документируются любые реставрации, предоставляются сертификаты и документы о происхождении. Мы осознаем свою огромную ответственность перед нашими клиентами и миром искусства, и очень серьезно относимся к вопросу обеспечения высочайшего уровня безопасности.

Купить икону на аукционе

Если вы хотите купить икону на аукционе, добро пожаловать. Мы проводим как офлайн-торги, так и через интернет с возможностью отслеживать ход торгов в режиме реального времени. Ставки можно делать по телефону, или онлайн в личном кабинете после регистрации на сайте https://antiqueauction.ru. Оплатить выигранный лот можно любым удобным для вас способом в течение 10 дней после завершения мероприятия. Комиссионные составляют 15% от стоимости лота (при оплате в течение 3 дней) или 20% (при оплате с 4 по 10 день). Покупку можно будет забрать в нашем офисе, или оформив доставку курьерской службой.

Продать икону на аукционе

Если ваша цель – не купить икону на аукционе, а дорогопродать, мы, определенно, будем вам полезны. Заполните форму на сайте, описав произведение, которым вы владеете, приложите фото, и мы бесплатно предоставим экспресс-оценку. В рамках экспертизы обеспечим комплексный многофакторный анализ, укажем на ключевые характеристики и дадим прогноз роста стоимости. Если вы будете готовы к торгам – привлечем потенциальных клиентов, эффектно презентуем лот, возьмем на себя все организационные вопросы. С нами выгодно, удобно и надежно.

Источник

Что влияет на стоимость икон: советы начинающим коллекционерам

какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть фото какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть картинку какие иконы ищут коллекционеры. Картинка про какие иконы ищут коллекционеры. Фото какие иконы ищут коллекционеры

Даже коллекционерам, которые хорошо разбираются в антиквариате и живописи, бывает сложно решиться начать осваивать сегмент икон. В нем столько хитросплетений: похожие друг на друга иконы отличаются по стоимости в несколько десятков раз. При покупке необходимо учитывать нюансы, с которыми прежде любителям живописи сталкиваться не приходилось. Но все не так страшно, если есть желание разобраться, то задачи решаются.

Какие иконы относятся к дорогим?

К самым ценным относятся иконы музейного уровня. Это означает, что они должны быть написаны не позже XVII века, относиться к какой-нибудь из известных иконописных школ, иметь большой размер (этим отличаются так называемые храмовые иконы).

какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть фото какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть картинку какие иконы ищут коллекционеры. Картинка про какие иконы ищут коллекционеры. Фото какие иконы ищут коллекционеры

Иконы такого ранга практически не попадают даже на известные аукционы уровня Sotheby’s. Если кто-то решается их продать, то сделка заключается приватно. Цены на них впечатляют — от миллиона американских долларов и выше.

Относительно регулярно на аукционы выставляются иконы и церковные предметы, созданные в XVI века и позднее.

какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть фото какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть картинку какие иконы ищут коллекционеры. Картинка про какие иконы ищут коллекционеры. Фото какие иконы ищут коллекционеры

Образа, которые специалисты относят к XVI — XVII векам, имеют разную стоимость. И диапазон цен здесь очень большой: от 20-50 000 рублей до 350-600 000 долларов США. Меньше ценятся так называемые руинированные иконы и те, которые имеют тотальные поздние обновления. В дорогой сегмент есть шанс попасть иконам, которые хорошо сохранились и относятся к старинной иконописной школе. При этом скорописные северные образа того же периода оцениваются значительно дешевле. Максимальный возможный ценовой предел — 500 000 рублей.

какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть фото какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть картинку какие иконы ищут коллекционеры. Картинка про какие иконы ищут коллекционеры. Фото какие иконы ищут коллекционеры

Что касается менее старинных икон, созданных в период XVIII и XIX веков, то их сохранилось приличное количество, поэтому к раритетам специалисты их не относят. Цены на них также разные, при хорошем раскладе 30-60 000 долларов максимум.

Что влияет на стоимость

Часть критериев напоминает рекомендации, актуальные для выбора живописных полотен. И так, обращаем внимание на:

Источник

Самые дорогие иконы. Какие иконы ценятся?

Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона неизменно помогала русскому народу в действительно трудные и тяжелые времена. История ее особого почитания началась с пожара, в котором горели Казанский Кремль и Казань. После этого события к маленькой Матрене явилась Богородица и рассказала, где искать на пепелище ее икону. Образ нашли и на этом месте возвели женский монастырь.

В период Смутного времени лик Божьей Матери помогал в борьбе с ополченцами. Идея взять икону с собой, а в Казань отправить список, принадлежала Дмитрию Пожарскому. Он же потом выделил средства на постройку храма в честь чудотворной иконы.

Сейчас существует немало списков этого лика, но особым почтением пользуются три. Они хранятся в Москве, Казани и Санкт-Петербурге.

Смоленская икона Пресвятой Богородицы

О том, как Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась на Руси, нет точной и достоверной информации. Одна из легенд гласит, что образ сопровождал греческую царевну Анну до Чернигова в 1046 году. Здесь он хранился до 1095 года, когда Владимир Мономах решил перевезти лик в Смоленск. Так икона стала называться Смоленской.

Этот образ, как и многие другие, помогал русскому народу в трудные времена. Ее проносили по городу, чтобы избежать нашествия хана Батыя и выиграть Бородинское сражение. К сожалению, первообраз иконы исчез после оккупации немцами Смоленска в 1941 году. Сейчас известно около 30 списков лика Пресвятой Богородицы. Они находятся в разных городах России, чтобы каждый христианин мог обратиться к Матери Божьей за помощью.

Псково-Печерская икона «Умиление»

Икона «Умиление» впервые была написана в XVI веке. Ее авторство приписывают иеромонаху Арсению, вдохновением для которого послужил Владимирский образ Пресвятой Богородицы. На Псковской земле лик Божьей Матери появился благодаря двум купцам, Василию и Феодору. Они привезли его в Псково-Печерский монастырь, откуда стали распространяться слухи о чудодейственных силах иконы.

Исцеления от тяжелых болезней, помощь в трудные времена — такая слава ходила об образе «Умиление». Помогал он и во время осады Пскова Стефаном Баторией, и при вторжении Наполеона. В знак почитания лик был украшен драгоценными камнями, а сама икона стала одной из самых ценных среди верующих людей.

Икона Серафима Саровского

Образ седого старца со скрещенными руками на груди безошибочно узнает любой православный человек. В таком облике изображен Серафим Саровский на одноименных иконах. Иконографические традиции не ограничиваются лишь таким вариантом написания святого. Существуют списки, где он представлен в коленопреклоненной позе на камне, с четками или посохом в руках.

Икону Серафима Саровского нельзя назвать древней. Первые образы появились в начале XX века после того, как иеромонах был прославлен по инициативе Николая II. Но знание о благих делах старца были известны на Руси задолго до этого события. В XIX веке он принимал многих посетителей, среди которых был царь Александр I и другие знатные особы.

Почаевская икона Божьей Матери

В Свято-Успенской Почаевской лавре, расположенной в Тернопольской области на Украине, хранится старинная икона Божьей Матери. Ее возраст насчитывает 400 лет.

Согласно легенде, этот образ был подарен Анне Гойской в 1559 году митрополитом Неофитом. Возможно, она никогда бы не узнала о чудодейственных свойствах лика Богородицы, если бы не слуги. Именно они заметили свет, который источала икона.

Иконографические традиции в написании этого образа ограничены поясным изображением Божьей Матери. Правой рукой она держит младенца Иисуса, голова которого наклонена к Богородице. Также в монастырях и храмах представлены лики, где изображен камень со следом ее стопы. Такой вариант написания получил название «стопочный».

Спас Нерукотворный Симона Ушакова

Среди многих других икон Спас Нерукотворный выделяется натуральностью и живостью изображения. Считается, что первый образ Христа был написан Ушаковым в 1661 году для церкви Троицы, расположенной в Москве. Для создания этой работы он использовал темперу, которую наносил на деревянную основу. Реалистичность лика Сына Божьего приверженцы классической иконописной школы не оценили. Критика не сломила творческий порыв Симона, рукой которого было написано 10 образов Христа.

Спас Нерукотворный — узнаваемая святыня, оценить художественную ценность которой можно в Третьяковской галерее. Именно здесь хранится икона, в приобретении копии которой заинтересованы многие коллекционеры и антиквары.

какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть фото какие иконы ищут коллекционеры. Смотреть картинку какие иконы ищут коллекционеры. Картинка про какие иконы ищут коллекционеры. Фото какие иконы ищут коллекционеры

Спас Вседержитель

Это одна из самых почитаемых икон среди православных. Изображен на ней Сын Божий, Иисус Христос. При этом существует несколько вариантов написания образа: в полный рост, по пояс и погрудно. Обязательный атрибут религиозного сюжета — крестчатый нимб. Также нередко встречаются раскрытый Евангелие и благословляющий жест, в который сложены пальцы правой руки Христа.

Историю этой иконы неизменно связывают с именем известного иконописца — Андрея Рублева. Согласно одной из версий, именно его кисти принадлежит самый узнаваемый образ Вседержителя. Лик был написан в 1408 году и до 1918 года находился в Звенигороде, где был найден под грудой дров. В настоящее время образ находится в Третьяковской галерее.

Святая Троица

Авторство этой иконы приписывают Андрею Рублеву. Он работал над этим образом в начале XV века, взяв за основу ветхозаветный сюжет. Согласно древнебиблейским записям, однажды Авраам встретил в дубраве трех странников, которых пригласил на трапезу в свой дом. Путники оказались ангелами, посланными Богом. Они рассказали о том, что через год у Авраама родится сын и пойдет от него новый род.

Эта легенда практически полностью читается на иконе «Святой Троицы». Нет здесь только самого Авраама. Все внимание сосредоточено на трех ангелах, склонившихся над чашей искупления.

Антикварам известны и другие списки этой святыни, над которыми работали и Симон Ушаков, и Александр Свирский. Иконы отличаются деталями, что делает их узнаваемыми и ценными в глазах коллекционеров.

Владимирская икона Божьей матери

История Владимирской иконы Божьей Матери полна интересных преданий. Самая древняя рассказывает о Святом апостоле Луке, который и написал этот образ с самого Иисуса и Девы Марии.

Второе предание связано с именем Андрея Боголюбского. В 1155 году он решил перевезти икону с юга на север. Но поход закончился во Владимире. Здесь Андрею явилась Божия Матерь, которая попросила его оставить святыню в этом городе. Так эта икона получила название Владимирская.

За более чем девять столетий было написано немало списков этого лика. Один из них, созданный Андреем Рублевым, украшает Владимир, а оригинал находится в храме при Третьяковской галерее, куда был перевезен в 1999 году.

Икона Николая Чудотворца

Икона Николая Угодника — один из древнейших предметов иконописного искусства, о котором знает каждый верующий. Святой, изображенный на ней, был почитаем еще при жизни в родном городе Ликии. На Руси об этом образе узнали после Крещения — с этих пор его списки стали распространяться по всей русской земле.

Икона Николая Чудотворца узнаваема благодаря отличительным чертам. Иконографические традиции разрешают писать святого в полный рост и по пояс, который считается наиболее распространенным. На каждом лике присутствует широкая лента, украшенная крестами. Она накинута на плечи Николая. На поясных вариантах он благословляет людей правой рукой, а на ростовых иногда изображён с раскрытыми руками.

Семистрельная икона

Когда слабый и больной крестьянин, появившийся на пороге храма, заявил, что на колокольне находится «Семистрельная» икона, церковные служители ему не поверили. Только с третьего раза его пустили внутрь. Никто не ожидал, что на протяжении многих лет все ходили по святыне. Слова крестьянина оказались правдой — образ Божьей Матери был найден под ступенью лестницы.

Семистрельная икона — древняя святыня, иконографические традиции которой разнятся. Самый распространенный вариант, где в сердце Божьей Матери вонзается четыре стрелы с одной стороны и три — с другой. Другие списки включают иное расположение стрел и изображение Иисуса. В любом случае икона представляет собой большую ценность для коллекционеров антиквариата.

Икона Матроны Московской

Икона Матроны необычна по двум причинам. Во-первых, до ее создания в иконописном искусстве не существовало ликов с закрытыми глазами. Ранее было не принято изображать святых с болезнями и физическими дефектами. Но святость Матроны и количество людей, которые обращались к ней за помощью еще при жизни старицы, заставили пересмотреть каноны живописи.

Во-вторых, знание о чудодейственных свойствах этого лика известна практически в каждом доме. Кто-то обязан старице за исцеление от тяжелой болезни, кто-то — за рождение ребенка или приобретение долгожданного счастья. Даже на самой иконе Матрона благословляет каждого, обратившего на нее свой взор. Для этого ее изображают с раскрытой правой ладонью.

Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы

Этот образ был особенно любим Серафимом Саровским, который дал ему свое название — «Радость всех радостей». Это название выбрано неслучайно. На полотне изображена Божья Матерь со слегка склоненной головой и скрещенными на груди руками. Она испытывает радость от того, что ей сообщили о скором рождении сына, Иисуса Христа.

Первые образы иконы «Умиление» датируются XVIII веком. Поскольку лик высоко ценился Саровским, Николай II, который почитал преподобного, приказал создать для иконописи драгоценный оклад. Смена власти и революция заставили людей спрятать святыню. Более 60 лет о ней не было никакой информации. И только в 1991 у верующих появилась возможность помолиться перед образом Богородицы.

Отзывы

Быстро рассчитали, с ценой не обманули. По телефону сразу сказали, что за мои брендовые серьги с жемчугом сложно назвать конкретную цену, не видя украшение в живую. Поэтому предложили приехать в офис. На месте уже все посмотрели и назвали цену. Меня устроило, так что я осталась довольна.

Мне надо было продать редкую икону, которая досталась от бабушки жены. Сделал фото иконы, отправил по ватсап. Ответили быстро, назвали цену, сказали, что она не окончательная. Договориться о встрече в офисе не удалось из-за моей занятости. Но менеджер предложил альтернативу — чтобы оценщик приехал ко мне. Для меня был это идеальный вариант. Продажа прошла выгодно, без лишних сложностей.

Единственная скупка, где мне предложили адекватную стоимость за золотые часы. Поэтому рекомендую.

Продавал Голд Антик буддийскую статуэтку. В принципе не думал, что за нее можно выручить хоть какие-то деньги. Но специалист посмотрел и назвал за нее неплохую сумму. Деньги выдали сразу наличкой, ничего ждать не пришлось.

Одинцово, Московская Область

ГолдАнтик порекомендовала знакомая, когда мне понадобилось продать очень старый и редкий фарфор. К работе скупки претензий нет. Специалисты вежливые, грамотные, все объяснили, рассказали, почему такая цена, а не другая. Оценивали фарфор при мне, времени все это заняло немного, рассчитались сразу же. Понравилось, что встречают перед приходом в офис. Мелочь, а приятно. Так что теперь рекомендую я.

Сдавала золотые украшения, доставшиеся от родственников. До этого обращалась в другие лавки, но то пробу неправильно укажут, то цену назовут маленькую. Здесь же таких проблем не было. Оценили как надо, стоимость назвали адекватную. Чувствуется, что работаю профессионалы. Спасибо!

Балашиха, Московская Область

Купили быстро, деньги перевели на карту, хотя предлагали и наличку. Никаких проблем не возникло.

Был проездом в Москве. О встрече договорились заранее, благо на сайте есть онлайн-оценка. Скинул фотографии, буквально через полчаса мне написали на почту и сказали, сколько готовы заплатить. В итоге заплатили чуть меньше, из-за того, что я изначально не так сфотографировал. Но о том, что такое может быть предупредили сразу, так что сюрприза не было. Советую делать качественные фото и обращаться в Голд Антик.

Очень удобный сервис. Вчера отправила фотографии, и вчера же получила деньги. Никакого обмана и попытки специально занизить цену не увидела. Все четко, вежливо и компетентно. Буду вас рекомендовать знакомым.

Все понравилось. Покупают быстро, по нормальной цене. Никаких задержек по времени не было. Во сколько договорились, во столько и состоялась продажа. Смотрят тоже быстро, все объясняют, а не молчат, как в других лавках.

Источник

Мощное дело. Как устроен чёрный рынок православных святынь

Как и откуда воруют иконы

В ночь на 30 января 2019 года четверо преступников подъехали к храму подмосковного села Кривцы. Тихо вышли из машины, сломали входной замок, отключили сигнализацию и проникли в храм. Преступники знали, что отец-настоятель находился в отъезде, поэтому не боялись, что кто-то им помешает. Выломали из иконостаса иконы и скрылись.

Всего из храма в Кривцах украли десять икон. Две из них оказались особенно ценными: «Богоматерь Смоленская» мастера Феодотия Ухтомского и «Спас Вседержитель», предположительно, написанная тем же мастером. Обе датируются началом XVIII века. Их стоимость оценили в 10 млн рублей.

Авантюра с кражей икон закончилась для воров печально: их задержали, а украденное сотрудники полиции вернули в храм.

Случай с кривецким храмом не исключительный. Источник «Секрета фирмы» из числа московских экспертов по оценке икон говорит: из-за воров некоторые настоятели храмов боятся вешать старинные иконы: «Вдруг воры мне череп проломят? Лучше я бумажную повешу».

Когда возник стабильный спрос на иконы

Эксперт по оценке русского искусства при французских аукционных домах Артур Гамалий объясняет: кража икон из храмов — не новое явление. Воры, специализирующиеся на церковной утвари и предметах культа, «существовали чуть ли не с Крещения Руси».

Чёрный антикварный рынок расцвёл в эпоху оттепели, когда появились коллекционеры русской иконописи и, соответственно, спрос на иконы. В 60–70-е годы прошлого века воры приезжали в сельские храмы под видом реставраторов и разбирали целые иконостасы, чтобы потом вывезти и продать, рассказывает источник «Секрета фирмы». Другой способ — лжеэкспедиции. Мошенники приходили в дома к старикам и скупали иконы. Часть добычи преступников попадала за границу.

Роль контрабандистов зачастую играли советские дипломаты. Директор частного Музея русской иконы Николай Задорожный рассказывал, что жёны послов иногда покупали места в двух купе, чтобы одно из них «сверху донизу» загрузить «огромными чемоданами с иконами». Так иконы попадали в Западный Берлин, центр сбыта русского антиквариата.

«При Сталине воровать боялись, а при Хрущёве страх последствий уже не был таким сильным. Наш Север, не говоря про Подмосковье, вывезли подчистую. В Нижнем Новгороде продавали русские литые иконы, украшенные перегородчатой эмалью, вёдрами — за бутылку водки», — объясняет источник «Секрета фирмы».

В 90-е в Белоруссии авантюристы вывозили иконы в бензобаках. Бывало, священники сами продавали иконы из своих храмов, говорит коллекционер, эксперт по иконописи и куратор выставочных проектов Константин Бенедиктов. Так редкие и ценные произведения оказывались на антикварном рынке и попадали в частные руки.

Источник

Покупка антикварных икон. Советы начинающим
ARTinvestment.RU 05 октября 2015

О том, как не ошибиться при первых же самостоятельных покупках, ARTinvestment.RU попросил рассказать Аркадия Онькова, уважаемого знатока, эксперта по иконам и модератора раздела «Иконы» на forum.artinestment.ru

Коллекционеру, даже вполне неплохо разбирающемуся в живописи и графике, бывает очень непросто подступиться к сегменту икон. Казалось бы, внешне похожие предметы могут отличаться по цене в несколько десятков раз, а при выборе придется учитывать множество непривычных для коллекционера живописи нюансов. Но всё преодолимо, было бы желание. О том, как не ошибиться при первых же самостоятельных покупках, ARTinvestment.RU попросил рассказать Аркадия Онькова, уважаемого знатока, эксперта по иконам и модератора раздела «Иконы» на forum.artinestment.ru.

ARTinvestment.RU: Каков порядок цен на иконы разного времени исполнения? Какие иконы являются наиболее дорогими?

Аркадий Оньков: Самые дорогие — иконы музейного уровня, XV века и старше, как правило, храмовые, крупных размеров, зачастую развернутых и редких сюжетов, старых иконописных школ: новгородской, ярославской, тверской, московской и т. д. Сделки с иконами такого рода довольно редки и, как правило, приватны, на аукционах проходят достаточно редко. Цены на такие иконы могут быть от миллиона долларов и выше.

Пожалуй, лишь известнейшие чудотворные иконы, такие как палладиум Руси икона Богоматери Владимирской византийского письма XII века или, допустим, иконы Андрея Рублёва («Троица», «Звенигородский чин»), если предположить, что они были бы выставлены на торги, могли бы стоить несколько десятков или даже более 100 миллионов долларов. Но это в теории.

Более-менее встречающиеся на рынке частных сделок и аукционах иконы — это предметы XVI века и младше. Иконы XVI — XVII веков могут иметь очень разную ценность и стоить от 20–30–50 тысяч рублей (за разрушенные, руинированные иконы или иконы с тотальными поздними записями/поновлениями) до 300–500 тысяч долларов за иконы в хорошем состоянии, известных иконописных школ (строгановской, московской и т. д.) и мастеров (подписные) развернутого сюжета. Вместе с тем скорописные северные иконы этого же времени не обладают такой ценностью и даже в неплохом состоянии могут стоить 300–400 тысяч рублей.

Если говорить о менее древних иконах, XVIII и XIX веков (а по цене они мало различаются, т. к. и тех и других сохранилось достаточно много), хорошего письма и известных поздних иконописных «школ» / направлений, то тут цены могут быть разными, но, как правило, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов максимум. Это, конечно, очень грубые ориентиры, лишь для того, чтобы представить себе порядок цен. А на практике две похожие на взгляд начинающего коллекционера иконы могут обоснованно отличаться по цене в несколько раз.

AI: Что особенно ценится в иконе? По каким критериям выбирать?

А. О.: Критерии отчасти похожи на критерии для выбора классической живописи:

Все критерии важны, но, как и в случае с классической живописью, выбирать нужно в первую очередь по внешнему виду. Если нравится письмо, то тогда есть смысл изучать предмет подробнее.

AI: Что важнее: возраст или качество? Как эти факторы влияют на цену?

А. О.: Тут не может быть противопоставления «или — или». Возраст иконы, безусловно, важен, но при условии наличия высокого качества письма и неплохого состояния. Икона XVIII века грубого письма, с обширными утратами, с осыпями по лично́му письму будет иметь гораздо меньшую ценность, чем икона известной мастерской XIX или начала ХХ века в хорошей сохранности. Кроме того, существуют кустарные сельские иконы или дешевые артельные владимирские скорописные иконы-«краснушки» и т. п., которые, увы, стоят очень недорого в любой сохранности.

AI: Насколько важен фактор авторства или принадлежности к известной мастерской?

А. О.: Рассмотрим на примере. Подписные иконы Мстёры начала ХХ века мастеров Гурьянова, Чирикова и др. стоят в диапазоне 30–200 тысяч долларов. В то же время скорописные владимирские «краснушки» того же времени стоят от 1 до 5 тысяч рублей. Между ними ценовая пропасть. В целом, конечно, иконы известных иконописных мастерских (Москвы, Невьянска, Сызрани, Ярославля, Санкт-Петербурга, Палеха, Мстёры), в особенности подписные, стоят гораздо дороже икон, написанных где-то в центральной России или Сибири.

AI: Почему некоторые явно старые иконы стоят подозрительно дешево — около 3000–5000 рублей? В чем подвох?

А. О.: Это распространенное заблуждение: раз старинное — значит, дорогое. На самом деле так бывает далеко не всегда. На рынке есть много кустарных, примитивных или скорописных народных икон, которые писали сельские мастера и ремесленники. Есть много плохо отреставрированных, испорченных поновителями икон, а также икон с существенными утратами. Есть также немало икон с «экономичной» подокладной живописью да еще с утраченными окладами (или их отдельными частями). Они не будут стоить дорого. Даже старые, подлинные. Цена в 3 000, а то и 1 000 рублей для примитивных икон вполне оправдана.

AI: Как влияет на цену реставрация? Правда ли, что отреставрированные иконы стоят намного дешевле нереставрированных?

А. О.: Качественно отреставрированная икона в большинстве случаев при прочих равных условиях будет стоить выше, чем нереставрированная икона с существенными утратами. Ключевое слово тут «качественно». К сожалению, многие иконы в ходе бытования были кустарно поновлены, да еще и не раз. Такая «реставрация», наоборот, способна драматически снизить их ценность. Предпочтительнее вариант в хорошей сохранности, без существенных осыпей и без реставрации.

AI: Как самому определить, что икона новодельная, в том случае, когда она выдается за старинную? Есть ли какие-то верные признаки подделки?

А. О.: Это непросто для неспециалиста. Иногда подделку выдает искусственно состаренная живопись (наведенный фальсификаторами с помощью различных ухищрений кракелюр), несоответствие возраста основы (доски) и стилистически-временых признаков живописи, несоблюдение технологии лично́го или долично́го письма, фантазийность надписаний или невероятные, невиданные сочетания полей, фона и живописи и т. д. и т. п. По вопросам установления подлинности можно обратиться в атрибуционный (иконный) раздел сайта.

AI: Где бы вы рекомендовали в Москве проводить экспертизу икон? Какие организации пользуются авторитетом?

А. О.: На данный момент в сообществе коллекционеров и любителей иконописи наиболее авторитетны две экспертные организации: ГосНИИР и ВХРНЦ им. академика И. Э. Грабаря. В то же время многие частные «экспертные» организации (правильнее их назвать псевдоэкспертными), и большинство региональных, и даже некоторые столичные музеи отнюдь не могут похвалиться такой репутацией.

AI: Какой сегмент выбирать для инвестиций? В частности, какие иконы сильнее всего потеряли в цене в условиях текущего кризиса?

А. О.: В связи с настигшим Россию очередным кризисом наблюдается такая картина: наиболее дорогие и востребованные коллекционерами иконы (от 20–30 тысяч долларов и выше) если и подешевели, то очень незначительно. Иконы среднего ценового сегмента (от 100–150 тысяч рублей до 20 тысяч долларов) просели в цене (в долларах) на 30–50 %, недорогие иконы (до 100 тысяч рублей) подешевели на 50–60 %. На основе этого вполне можно делать выводы об инвестиционной привлекательности икон того или иного ценового диапазона. Думаю, что в ближайшие два года такая картина сохранится, а потом, возможно, начнется восстановление до докризисных уровней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *