какие имена бывают у клоунов
Самые знаменитые клоуны мира
Клоуны присутствуют в нашей культуре довольно давно. Можно вспомнить хотя бы родственных им шутов, которые состояли при дворе и развлекали знать. Само слово «клоун» появилось в начале XVI века. Первоначально так называли комический персонаж из английского средневекового театра. Этот герой много импровизировал, а его шутки были простыми и даже грубоватыми.
Сегодня клоун является цирковым или эстрадным артистом, использующий буффонаду и гротеск. Эта профессия не так проста, как кажется. К тому же клоуны работают в различных жанрах, без таких людей не обходится ни один уважающий себя цирк. Кто еще рассмешит публику в перерывах между номерами?
Джозеф Гримальди (1778-1837)
Гримальди (Joseph Grimaldi) Джозеф Гримальди (1778-1837) – знаменитый английский клоун, известный как «Первый белолицый клоун» (The first whiteface clown). Родился 18 декабря 1778 года в Лондоне (London) в семье итальянского балетмейстера Синьора Жозефа «Железные ноги» Гримальди (Signor Joseph «Iron Legs» Grimaldi) и танцовщицы Ребекки Брукер (Rebecca Brooker). С трёхлетнего возраста принимал участие в представлениях театров Друри-Лейн (Drury-Lane) и Садлер Уэллс (Sadler,s Wells).
Считался непревзойдённым мастером пантомимы (pantomime) и в 1806 году имел большой успех в спектакле «Harlequin and Mother Goose; or the Golden Egg» на сцене Королевского театра Ковент-Гарден (Theatre Royal, Covent-Garden).
Гримальди считается непревзойденным в амплуа клоуна-мима, достигнув оглушительного успеха в постановке Королевского театра Ковент-Гарден «Сказки матушки Гусыни» и закрепив впоследствии свой успех в других постановках.
Жан-Батист Ориоль (1806-1881)
В начале XIX века как такового образа клоуна еще не было. На арене шутили комические конные акробаты, был наездник-мим и паяц. Такое положение дел изменилось, когда во французском цирке появилась фигура Жана-Батиста Ориоля. Ребенком он был отдан на обучение в семью канатных плясунов.
Вскоре Жан-Батист стал самостоятельным артистом заштатного бродячего цирка. Карьера артиста быстро пошла в гору, наездник-акробат с комическими талантами был замечен. В начале 1830-х его пригласили в труппу Луассе. С ней Ориоль начал путешествовать по Европе.
Клоун носил особый костюм, который представлял собой модернизированный наряд средневекового шута. А вот грима у Ориоля не было, он пользовался только общим грунтом. По существу работа этого клоуна может считаться коверной. Он заполнял паузы между выступлениями, пародировал основной репертуар. Именно Ориоль сформировал образ клоуна, придал ему легкий французский юмор и привнес в цирк романтизм.
Джео Футтит (1864 – 1921)
Способность Футтита создавать для себя оригинальный репертуар самым заметным образом выделяла их среди других артистов этого жанра. И в прежние времена, и теперь это качество ценится по высочайшему курсу.
Футтит блистательно разыгрывал смешные сценки, сыпал остротами, танцевал, стоя на лопате, акробатничал, развлекая публику.
Парижанам нравилась эта особая, нездешняя повадка смешить. Исследователи циркового комизма называют эту манеру английской. И это не лишено смысла. Ведь клоунские маски пришли на арены всего мира из Англии.
К слову вымолвить, и ныне в больших и маленьких европейских цирках клоуны по большей части англичане.
Грок (1880-1959)
К тому времени клоун научился владеть несколькими музыкальными инструментами, умел жонглировать, был акробатом и канатоходцем. Шарль смог подружиться с музыкальным эксцентриком Бриком, заменив со временем его партнера Брока. Новый клоун выбрал себе псевдоним Грок.
Дебют артиста в Национальном швейцарском цирке состоялся 1 октября 1903 года. Труппа много гастролировала. С ней Грок побывал в Испании, Бельгии и даже в Южной Америке.
Грока стали называть королем клоунов. Гастроли по России также обернулись триумфом. После окончания войны Грок снова возобновило выступления, побывав с гастролями даже в Америке. Именем Грока названа маска, которую вручают в качестве приза на Европейском международном цирковом фестивале клоунов.
Чарли Чаплин (1889 – 1977)
Классический образ клоуна, олицетворяющий деревенщину, неуклюжего, глупого и грубого, был частично перенесён с циркового и театрального помоста в начале ХХ века на плёнку немого кинематографа. С приходом этого персонажа, в связи с особенностью публики, и общими социально-историческими процессами, как продолжение клоунского искусства, традиции, возникает новый персонаж. Его создателем, воплощением и символом стал Чарли Чаплин. Маленького роста, худой, опять-таки, неуклюжий, но культурный, воспитанный, жеманный, бродяга и проказник.
Чаплин активно использовал приёмы пантомимы и буффонады, хотя начиная с 1920-х годов в его творчестве стали проходить значительно более серьёзные социальные темы, чем это было в раннем периоде короткометражного кино.
Всего за один этот год Чарли Чаплин снялся более чем в 34 фильмах и стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино, что позволило ему вскоре завоевать творческую независимость.
Эмметт Келли ( 1898 – 1979)
Работая в Канзас-Сити на киностудии, Эммет впервые создал серию как бы «оживающих рисунков», где появился силуэт будущего клоунского персонажа. Это был меланхоличный, одинокий бродяжка. Он никогда не был счастлив, но и никогда не терял присутствия духа, готовый начать все с нуля. Именно над этим персонажем Эммет Келли работал многие годы, уточняя детали костюма, грима и оттачивая его пластику, сценки.
После нескольких лет скитаний по различным циркам: и маленьким шапито и большим стационарам, в 1935 году Келли, отказавшись от карьеры гимнаста, впервые выходит на манеж цирка Гагенбека-Валлас в облике бродяги Вилли.
Михаил Румянцев (1901-1983) – Клоун Карандаш
Карандаш был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников. Карьера Карандаша в цирке насчитывает 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.
Чарли Чаплин вдохновлял многих клоунов мира, в том числе советских. В таком образе выступал и знаменитый Михаил Румянцев, родоначальник жанра клоунады в нашей стране. Но по-настоящему талантливые люди не повторяют, а создают новое. По этому пути пошел и Румянцев, когда создал своего Карандаша – маленького слегка нелепого человечка с усиками в мешковатом костюме, огромных ботинках и остроконечной шляпе.
С тех пор он навсегда стал Карандашом. Даже сердился, если его называли по фамилии. И даже в Большую советскую энциклопедию вошел под псевдонимом. Его герой – добродушный, остроумный и по-детски непосредственный. При нарочитой неуклюжести клоун самостоятельно выполнял все акробатические трюки. Он смеется сам над собой, пытаясь повторить трюки фокусников или собрать сломавшуюся статую.
Порой он выступал с четвероногим напарником – шотландским терьером по кличке Клякса. Карандаша знали и любили не только в Советском Союзе, но и во многих странах Европы и даже в Латинской Америке. Среди его учеников и помощников были знаменитые Шуйдин и Никулин. Последнего, кстати, можно увидеть, хоть и сложно узнать в этой сценке.
Для некоторых веселить людей – это не просто призвание, а своя философия. Карандаш говорил: «У каждого вида искусства, у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь».
Нук (1908-1998)
Под таким псевдонимом всему миру стал известен немец Георг Шпиллнер. Уже в 1937 году Немецкий театр в Мюнхене объявлял его, как самого известного клоуна Европы.
«Фишкой» артиста стало его большой чемодан и огромное пальто, в которых скрывались разнообразные музыкальные инструменты.
Нук выступал на самых известных концертных площадках Европы, но несмотря на свою славу оставался довольно скромным человеком.
Клоун был очень музыкальным, играя на саксофоне, мандолине, флейте, кларнете, скрипке, губной гармошке. В 60-х о нем писали, как о самом нежном клоуне всех времен.
Нука часто сравнивали с другой легендой, Гроком, но у немца был свой неповторимый образ. (Ни одного видео с его исполнением не нашла)
Константин Бергман (1914-2000)
Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г. Ллойда и Чарли Чаплина.
Во время войны Бергман выступал в составе фронтовых бригад. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться.
В 1956 году Бергман стал заслуженным артистом РСФСР. Клоун смог создать маску важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм. Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике.
Бергман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран. Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» он сыграл по сути самого себя.
Юрий Никулин (1921-1997)
Но самым популярным и любимым клоуном в нашей стране был, конечно, Юрий Никулин. Хотя мы его больше знаем по фильмам, в которых он играет не только комические, но порой и драматические роли. А ведь именно это и была его мечта – стать актером. Но во ВГИК и ГИТИС поступить он не смог, поэтому от безысходности пошел в студию разговорных жанров при Московском цирке.
Еще до этого он успел в качестве рядового поучаствовать в двух войнах: Финской и Великой Отечественной.
Выступать в цирке он начал как помощник Карандаша. Потом появился знаменитый дуэт Никулин-Шуйдин. Образ Никулина чаще всего – франт, лентяй, любитель выпить. А Шуйдин – весельчак и рубаха-парень.
Самая знаменитая их совместная сценка – «Бревно». Она родилась из жизни: в фильме «Старики-разбойники» Никулину по сюжету надо было долго таскать тяжелую картину. Вот он и придумал сделать номер с похожим сюжетом. Только картину заменил бревном – так смешнее.
Большинство людей знает Никулина, как блестящего киноактера. А ведь его призванием был цирк. После окончания боевых действий Никулин попытался поступить во ВГИК и другие театральные институты. Но нигде его не принимали, так как актерских талантов приемные комиссии разглядеть в молодом человеке не могли. В итоге Никулин поступил в студию клоунады при Цирке на Цветном бульваре. Молодой актер стал вместе с Михаилом Шуйдиным ассистировать Карандашу.
Пара много ездила на гастроли и быстро набралась опыта. С 1950 года Никулин и Шуйдин стали работать самостоятельно. Их совместная работа продолжалась до 1981 года. Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека.
Марсель Марсо (1923-2007)
Во времена Второй мировой войны начинающий клоун бежал из страны. Он поучаствовал в Сопротивлении, а большинство его родных, в том числе и родители, погибли в Освенциме.
В 1947 году Марсо создал свой самый известный образ. Клоун Бип с белым лицом, в полосатом свитере и с потрепанной шляпой, стал известен всему миру. Тогда же была создана клоунская труппа «Содружество мимов», просуществовавшая 13 лет.
Олег Попов (1930 — 2016)
Знаменитого Олега Попова любят не только в России, но и в Европе. А началось все неожиданно. Он был обычным учеником слесаря, когда начал заниматься акробатикой. В кружке он познакомился с цирковыми ребятами и решил стать одним из них. Его образ – Солнечный Клоун. Обаятельный жизнерадостный паренек с копной русых волос в полосатых штанах и огромной клетчатой кепке. В своих выступлениях он использовал самые разные цирковые умения: жонглирование, акробатику, эквилибристику.
Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч» и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.
Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино (более 10 лент) и режиссировал цирковые спектакли.
Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе. Выступления там принесли Попову поистине мировую славу. Клоун стал лауреатом Международного циркового фестиваля в Варшаве, получил премию Оскара в Брюсселе, получил приз «Золотой Клоун» на фестивале в Монте-Карло
После перестройки Олег Попов уехал из России в Германию. Там Солнечный Клоун стал Счастливым Гансом.
Леонид Енгибаров (1935-1972)
Уже к 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители. В 1964 году на Международном фестивале в Праге Енгибаров был признан лучшим клоуном мира, стали публиковаться его новеллы.
Как ни парадоксально, не всегда задача клоуна – веселить публику. Бывают и такие, кто заставляет задуматься, вкладывая в свои номера философский подтекст. Таким был мим, грустный клоун Леонид Енгибаров. Обычная черная одежда, никакого грима. Он совсем не похож на «коллег по цеху». И это делает его удивительным и запоминающимся.
Его репризы больше похожи на пластическую поэзию, чем на традиционную клоунаду. Есть среди них веселые.
А есть и весьма грустные.
Судьба грустного клоуна оказалась еще более трагичной, чем его образ. Он умер от инфаркта, когда ему было всего 37 лет. Наверное, вкладывал слишком много сердца в свои спектакли. Вот оно и не выдержало…
Слава Полунин (род. 1950)
Желтый мешковатый костюм, красный шарф и ботинки, напоминающие образ Мурзилки из одноименного журнала. Потрясающие пластика и мимика, позволяющие ему быть смешным и удивительно красноречивым, не произнося ни слова.
Он знаменитый клоун, обладатель престижных наград, создатель всемирно известных шоу и художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке. А полвека назад он был обыкновенным школьником-шалопаем, который радовал одноклассников и раздражал учителей постоянными шутками, выходками и ужимками. За это его, кстати, неоднократно выгоняли с уроков: кто ж знал тогда, что клоунада для него – не хулиганство, а призвание. Когда школьник Слава впервые увидел фильм с Чарли Чаплином, он тут же влюбился в этот образ и начал ему подражать: завел себе тросточку, огромные башмаки и ходил знаменитой чаплинской походкой.
Но были и те, кто оценил талант юного весельчака. Сначала на городских конкурсах самодеятельности, потом при поступлении Институт культуры и ГИТИС. А потом – и весь Союз, когда в начале 1980-х Полунин создал свое знаменитое шоу «Лицедеи».
В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски.
В 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца.
Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. Полунин является почетным жителем Лондона. Полунин получил множество профессиональных наград в разных странах, а западная пресса называет его, ни много ни мало, а лучшим клоуном мира.
Юрий Куклачев (род. 1949)
Юрий Куклачев – это, пожалуй, самый узнаваемый и пародируемый клоун. В цирк его привели… нет, не кошки. А детская мечта и невероятное упорство. Он пытался поступить в цирковое училище семь лет подряд, и каждый раз ему говорили, что у него нет таланта. В итоге он поступил в техникум, а параллельно начал заниматься в народном цирке. С такими же любителями он выступал на смотрах самодеятельности. Там на него обратили внимание… и позвали учиться в цирковое училище! Как говориться, «не мытьем, так катанием».
Кошки в его выступлениях появились только через десять лет. И сразу сделали сенсацию – ведь всем было известно, что эти животные дрессировке не поддаются. Но Куклачев разгадал секрет кошачьей души. Поддаются. Только не надо заставлять их делать, то, что вы хотите. Пусть кошка делает то, что хочет сама. Так будет даже интересней.
Иногда кажется, что клоуны – веселые и грустные, забавные и трогательные – это уходящая профессия. Что рано или поздно их неизбежно вытеснят юмористы разного толка или стендап-комики. А вы как думаете?
Как вы относитесь к клоунам и к жанру, в котором они работают?
Из разных источников
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Псевдонимы артистов цирка
БИМ и БОМ. Не правда ли, такие имена могут носить только очень веселые люди? Бим-бом! Слышите позвякивание бубенчиков на колпаке клоуна?
Москва, КАРАНДАШУ». Письма с этим адресом легко доходят по назначению: на почте знают, кто такой Карандаш.
КИО. Сколько таинственности в этом имени! Как оно под стать атмосфере загадочности, которою дышали выступления этого фокусника!
Эти звонкие имена манили с афиш, приглашали на яркое, красочное и веселое представление в цирк.
Но эти имена придуманы. Это — псевдонимы.
Псевдонимы издавна в ходу у писателей, поэтов, художников, актеров. Обычай принимать вымышленную фамилию настолько распространен, что есть специальная наука — псевдономастика — которая изучает характер псевдонимов, причины их появления, способы их образования. Существует свыше 50 различных их видов.
Если в литературе псевдонимами часто пользовались для того, чтобы скрыть настоящее имя автора, то в театре и цирке псевдонимы играют иную роль. Их цель — привлечь публику красиво звучащими, оригинальными именами, которые связаны с яркими образами, будят определенные ассоциации.
Приведем несколько примеров: группа воздушных гимнастов приняла когда-то имя ТРИО ИКАР, напоминавшее о мифологическом герое, который впервые отважился воспарить к небу. А другая группа выступала под именем ЛЕОТАРИС. в честь Ж. Леотара, впервые осуществившего воздушный «полет».
Укротитель львов А. Бутенко принял фамилию знаменитого новгородского богатыря — БУСЛАЕВ, а Р. Левитин, прославившийся моментальным выполнением сложнейших вычислений, стал называть себя на афишах именем известного французского математика АРАГО. Такие псевдонимы, использующие имена лиц, реальных или созданных мифами, называются аллонимами.
Удачно выбранный псевдоним должен соответствовать характеру исполняемого номера. Так, участники номера «Летающие торпеды» выступали под именем АЭРОС. Экзотическое имя АЛИ-ВАД гармонировало с костюмом в восточном стиле факира-иллюзиониста (артист использовал для псевдонима свои имя и фамилию: Александр Вадимов-Маркелов).
БИМ-БОМ — далеко не единственный случай «музыкального» псевдонима: такой же характер имели названия других дуэтов и трио клоунов-эксцентриков: ДИН-ДОН, ФИС-ДИС, ЛЯ и ДО, ДО-РЕ-МИ.
Те придуманные фамилии и имена, которые намекали на отличительные особенности их носителей, называются френонимами. Так, борец А. Мазур выступал под фамилией БОГАТЫРЕВ, которая должна была напоминать зрителям о его силе. Конкретный смысл был вложен и в псевдоним ЧОКАН старейшего узбекского артиста, родоначальника цирковой династии Ходжаевых: ведь на его родном языке «чокай» означает быстрый. Не было наездника быстрее Чокана Ходжаева! А в жизни его звали Мухаммедом.
В основе геонимов лежат географические названия. По имени родного аула группа дагестанских канатоходцев называется ЦОВКРА. Наездник П. Леонов родился в Орле и стал выступать как ОРЛОВ. Деревенских парней, впервые попавших в большой город, изображала группа клоунов под именем САРАТОВСКИЕ.
Наиболее многочисленны псевдоэтнонимы — имена, с помощью которых русские цирковые артисты выдавали себя за иностранных. Ими пестрели в былые времена афиши, в особенности бродячих цирков. Как пишет в своих воспоминаниях И. Радунский (Бим), «многие замечательные русские цирковые артисты присваивали себе иностранные имена, рассчитывая, что это поможет снискать успех у буржуазной публики».
На манежах подвизались: наездница ДУНКАН, жокей БАСИЛЬЯМС, гимнаст ГРИГОРАС. велофигуристы братья МОРЕНО, акробатки сестры ЖОЗЕФФИ. Зрители не подозревали, что за кулисами Дункан была просто Дуней, а Васильямс и Григорас — Василием и Григорием. «Братья Морено» носили в жизни прозаическую фамилию Свистуновы, а «сестры Жозеффи» — Липкины (фамилия Жозеффи осталась в памяти и у любителей кино: Софья Жозеффи играла в фильме «Красные дьяволята» роль Думяши).
Эта традиция выступать не под своей, русской, фамилией, а под придуманной, иностранной, бытовала ряд лет и в советском цирке. Его историк Е. Кузнецов констатировал в 1930 году: «До сих пор советские артисты боятся своих русских фамилий и в погоне за иностранщиной прибавляют к ним иностранные окончания».
И вот Василий Иванов (учившийся цирковому искусству вместе с Виталием Лазаренко) выступал под именем ВАССО, весьма подходящим для джигита, которого он изображал. Он же был упомянутым выше Васильямсом. А другой Иванов, Федор, выступал как иллюзионист под именем ГАРДИ (по отчеству ом был Гордеевич).
Иногда псевдоним был нужен потому, что в номере участвовали артисты, носившие разные фамилии; их перечисление на афише звучало бы сухо и скучно. Разве нс эффектнее: группа ОКЕАНОС, гимнасты ДАЙМОНД, воздушный полет АЛЬБИ, икарийцы ДАЙТОН и т. д.?
Но даже если все участники номера носили одну и ту же фамилию, все-таки избирался псевдоним на иностранный лад. И МАНЖЕЛЛИ, и РОССИНИ, и КАРРО, и ЭКЛЕР, и БОРЕЛЬ, и ПОЛЬДИ, и ПАУЛИ — все это были коренные русские.
Однако и в дореволюционное время некоторые цирковые артисты — Дуровы, Лазаренко, Сосины и другие — дорожили своими русскими именами.
Порой псевдоним образовывался из настоящих имен и фамилий. Клоун С. Маслюков, взял первые буквы своих имени, отчества и фамилии, выступал как СИМ; акробаты братья Половинкины стали ВИНКИНЫМИ. а клоун А. Сергеев — СЕРГО. Это так называемые паронимы.
Зачастую настоящая фамилия изменялась на иностранный лад — ведь ГЕРЦОГ звучит красивее, чем Герцовские, а КОВРЕЛИС — чем Ковригин. Клоун Шестаков выступал под именем ШЕСТУА.
Фамилия могла приобрести иностранное звучание и в том случае, если ее читали от конца к началу (палинонимы или «перевертыши»). Таким образом семья артистов Жирновых превратилась в ВАН-РИЖ, а Трофим Мейер, прозванный «отцом латышского цирка», выступал под именем МИФОРТ РЕЙЕМ.
Иногда от фамилии или имени каждого участника номера брали по одному слогу, и получалось звучное составное имя (койноним), опять-таки на иностранный лад: ВАЛЕЗИ (Валя, Лена, Зина), КОЛЬПЕТТИ (Коля, Петя), АРКОЛЬ (Артур. Коля). Таково же происхождение псевдонима НИВА МАР группы канатоходцев Свириных (Николай, Василий, Мария).
Псевдонимы, образованные из имени отца, называются патронимами. Так, настоящая фамилия музыкальных клоунов братьев КОСТАНДИ была Толчи-оглу, а их отца звали Константином.
В честь своего деда, атлета и борца В. Авдеева, приняли его фамилию сестры АВДЕЕВЫ — воздушные эквилибристки, сменившие сестер Кох в номере «Семафор-гигант». Настоящая их фамилия — Адомсон.
Артист мог, не указывая фамилии, выступать только под одним именем (собственным или же чужим), которое в этих случаях называется пренонимом. Особенно часто это делали клоуны — таков ЖАКОмИНО, приятель Шаляпина и Куприна. Его звали Джакомо Чирени, и псевдоним был уменьшительной формой настоящего имени.
Выступая под своими именами, русские цирковые артисты старались придавать им иностранное звучание: Георгий Петровский — ЖОРЖ, Донат Старичков — ДОНАТО. И Максим Федоров, и Максимилиан Высокинский выступали под одним и тем же именем МАКС. Одно и то же имя МИШЕЛЬ было пренонимом и Михаила Пясецкого и Михаила Калядина.
Популярного клоуна А. Цхомелидзе все знали как АЛЕКСА, а Федора Конева предприимчивый директор цирка перекрестил в ДЖИОВАННИ. «С этим именем антрепренеры брали меня куда охотнее», — вспоминает Конев а своих мемуарах.
Основой для псевдонимов ряде цирковых артистов стали их собственные имена: конный жонглер Виктор Кошкин выступал как ВИКГ0Р0В; его мать, воздушная гимнастка Лидия Кошкина,— как ЛИДИНА, дрессировщица Надежда Янушевская — как НЭДИН.
Веским мотивом для принятия псевдонима бывало неблагозвучие настоящей фамилии. Разве можно ожидать успехе, если на афишах стоит Карасик, Холопский, Гнусов? Поэтому не удивительно, что иллюзионистка Клавдия Карасик выступала под именем КЛЕО ДОРОТТИ, дрессировщик медведей Яков Холопский — под фамилией КУДРЯВЦЕВ. Известного режиссера-инспектора манежа, который в молодости был берейтором, все знали не как Александра Гнусова, а как БУШЕ. Этот псевдоним артист избрал потому, что он напоминал фамилию знаменитого наездника прошлого века Боше.
Ну а откуда взялись псевдонимы КАРАНДАШ и КИО? Об этом их носители сами рассказывают в своих воспоминаниях, которые нашим читателям, наверное, известны.
На мой взгляд, взгляд не знатока, а поклонника цирка, участникам столь романтичного зрелища надо выступать под столь же романтичными именами. Право же псевдонимы ИКАР, СОКОЛ, БИМ-БОМ, КАРАНДАШ несут больший эмоциональный заряд и говорят нашим сердцам гораздо больше, чем безликие, а подчас и некрасивые фамилии.