какие индейцы жили в бразилии

Индейцы Бразилии

Индейцы Бразилии являются исконными обитателями этой страны, жившими на этой территории несколько тысяч лет до прихода европейцев. Однако они не образуют единой общности, распадаясь на множество отдельных племён.

Содержание

История

Хотя португальцы, прибыв к берегам нынешней Бразилии в начале XVI века, понимали, в отличие от Христофор Колумба, что это не Индия (так как они к этому времени уже были в самой Индии), за коренными обитателями всё равно закрепилось название índios. При этом индийцы называются по-португальски indianos.

К приходу европейцев индейцы на территории Бразилии вели в основном полукочевой образ жизни, занимаясь охотой, рыбной ловлей, собирательством и подвижным земледелием. По современным оценкам тогда насчитывалось около 2 000 племён, из которых многие были впоследствии истреблены или ассимилированы. Сейчас насчитывается лишь около 200 отдельных племён.

Численность автохтонного населения на территории Бразилии в до-Колумбову эпоху составляла максимум 4 миллиона человек. Сейчас это число сократилось до 500—700 тысяч человек.

Из этого числа лишь около 250 тысяч человек сохраняет знание одного из 145 индейских языков, остальные полностью перешли на португальский.

18 января 2007 года Национальный фонд индейцев (FUNAI) сообщил, что подтверждено наличие 67 разных неконтактных племен на территории Бразилии. В 2005 году сообщалось лишь о сорока, и теперь Бразилия вышла на первое место в мире по числу неконтактных народов, обогнав Папуа — Новую Гвинею.

Вклад в формирование бразильской нации

В формирование бразильского этноса внесли вклад различные народы, однако особенно весомым был вклад потомков тупи. Когда португальцы прибыли в Бразилию в XVI веке, первыми их встретили тупи. Вскоре распространились смешанные браки между португальскими поселенцами и местными женщинами, тем более, что португальцы редко привозили с собой женщин. Вместе с этим в колонии начал распространяться феномен «своячества», известный под названием «cunhadismo» (от португальского cunhado, «шурин»). «Своячество» по сути было старинной индейской традицией включения чужаков в свою общину. Индейцы предлагали европейцу девушку из своего племени в жёны, и если тот соглашался, он становился «свояком» для всех индейцев племени. Европейцы быстро усвоили многожёнство, распространённое среди индейцев, и один европеец мог иметь десятки индейских жён (temericós).

«Своячество» также использовалось для вербовки рабочей силы. Пользуясь многочисленными родственными связями, приобретёных через своих аборигенных жён-temericós, португальцы использовали «свояков» для работы на себя, в первую очередь для рубки цезальпинии и погрузки древесины на корабли. В ходе этого процесса образовалась значительная популяция метисов, получивших в Бразилии название «мамелюко» и составившая подавляющее большинство населения этой страны. Без практики «своячества» португальцы едва ли закрепились бы в Бразилии, поскольку численность их была весьма мала, в особенности женщин.

Резервации

Согласно бразильской конституции 1988 года, все земли древних предков современных индейцев должны были быть переданы племенам в течение пяти лет, но этот процесс еще не завершился. К настоящему моменту индейцам передано около 11% территории страны и около 22% джунглей Амазонки. [1]

Численность

Источник

Племена Амазонки

Авторский проект фотожурналиста Александра Фёдорова и журналистки Елены Срапян уже вышел за рамки фотоистории. За время долгого путешествия по Латинской Америке проект вырос в мультимедийную выставку, открытие которой планируется в Москве. Представляем читателям «tutu! сюжетов» увлекательный в своих подробностях рассказ о жизни пяти амазонских племён.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Александр Фёдоров

В XV веке быт индейцев Амазонии начал трагично меняться: сначала в девственную сельву пришли искатели золота, потом их сменили охотники за каучуком и редкими минералами. Сейчас сельва страдает от добычи нефти, браконьерства и лобби сельхозпроизводителей. Племена подвергались истреблению, индейцев угоняли в рабство, они тысячами вымирали от неизведанных прежде болезней — но некоторые народы все же остались на родной земле. Их история заслуживает того, чтобы быть рассказанной.

Яномами
(Венесуэла — Бразилия)

Они произошли от крови луны, которая однажды пришла на землю, чтобы пожрать кости великого шамана. В ярости люди атаковали луну стрелами, и она, израненная, вернулась на небо; их мать — анаконда, на которую напала гарпия: из головы поверженной анаконды вышли женщины, из хвоста — мужчины.

Из всех коренных народов Амазонии яномами можно по праву назвать самыми известными. Всех, кто не относится к яномами, тут называют «напе», что буквально переводится как «иностранец, горожанин, опасный чужак». Их язык не связан с другими группами языков Южной Америки.

Яномами населяют предгорья Сьерры-Паримы и верховья Ориноко. За исключением немногочисленных саванн на севере, территория яномами покрыта тропическим дождевым лесом. Географический центр территории яномами в Венесуэле — территория между Сьерра-Паримой и Ориноко, включая долины рек Окамо, Манавиче и Мавака. Также группы яномами живут с бразильской стороны хребта.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Остров на реке Ориноко в зоне расселения яномами. Фото: Александр Фёдоров

Слово «яно» значит «дом», и это показывает важность жилища для яномами. Из пальмовых листьев и других лесных материалов они возводят общинные дома, которые называются шабоно. Шабоно представляет собой круглое строение из односторонних навесов с открытым пространством посередине. Спят яномами в гамаках. Дети до четырех лет обычно спят с родителями. Яномами вступают в брак рано, иногда встречается многоженство.

Ритуалы охватывают все стороны жизни яномами. Самый яркий из них — похороны члена племени. Когда кто-то умирает, два дня вся община горько плачет. Тело предают огню в центре шабоно. После кремации проводится ритуал, известный под названием «реау»: члены общины смешивают небольшое количества праха с водой и выпивают это.

Также часто проводят обряд вдыхания йопо — это галлюциногенный порошок из коры дерева. Ведет обряд шаман, который есть в каждой деревне. Вождей у яномами нет, общество эгалитарно.

Традиционно яномами не носят одежду. Мужчины просто подвязывают пенис к животу. Женщины надевают хлопковые нити на торс для красоты. Также яномами делают пирсинг: они продевают тонкие палочки через нос и нижнюю губу в нескольких местах.

Пища яномами — плоды их садов, которые называются кануко, а также охота и собирательство. Базовым продуктом является горький маниок, из которого готовят крупу и лепешки касаве, высушенные на солнце. Помимо крупной и мелкой дичи, часто пищей яномами становятся съедобные личинки.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Ашанинка
(Перу — Бразилия)

«Каяхуари Яку» — так называют индейцы эту страну. «Страна, которую Бог не досоздал». Только когда здесь исчезнут люди, верили они, вернётся Он и закончит свою работу.

Ашанинка — многочисленный народ, большая часть которого живет в Перу (около 40 тысяч человек). Говорят на языках ашанинка (с диалектами) группы кампа аравакских языков. Ашанинка торговали ещё с империей инков и после конкисты испытали на себе влияние завоеваний, католической христианизации и каучуковой лихорадки.

Несколько общин мигрировали во время гражданских столкновений в Перу и сейчас живут на территории Бразилии. В первую очередь ашанинка пострадали от деятельности коммунистической группы Sendero Luminoso («Светлый путь» — исп.), которая в 90-х годах контролировала центральную часть территорий ашанинка. Больше всего пострадали общины на реке Эне, священной для этого народа.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Индейцы ашанинка в традиционных платьях — кушмах — ищут вшей у девочки. Фото: Александр Фёдоров

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Член племени ашанинка на одном из притоков реки Пичис. Фото: Александр Фёдоров

Ашанинка живут в дождевых и облачных лесах на западе Перу и востоке Амазонской низменности, на большой территории от предгорий Анд в перуанских штатах Хунин, Паско, Уануко и Укаяли до равнин бразильского штата Акри.

Традиционно ашанинка спали на земле, покрытой сплетёнными листьями кокосовой пальмы, под небольшими навесами, но сейчас большая часть живёт в небольших открытых домах на сваях. Особое внимание уделяется чистоте — жилище и двор подметают три-четыре раза в день. Спят на деревянных полатях, дети спят вместе с родителями или в небольших гамаках.

Одеваются ашанинка в традиционное платье-кушму, тканное из плотных лубяных или хлопковых волокон. Женская и мужская кушмы различаются кроем и украшениями.

Широко используют ручное подсечно-огневое земледелие (выращивают какао, рис, сладкий маниок, батат, кукурузу); сельское хозяйство очень развито. Поля простираются так далеко, что ашанинка строят временные жилища — «чакры» — ближе к обрабатываемой части и могут проводить там недели.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Девочка из племени ашанинка стоит на сушёной кукурузе. Фото: Александр Фёдоров

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Мужчина из племени ашанинка сидит у своей хижины. Фото: Александр Фёдоров

Для общества ашанинка характерна философия kametsa asaiki — «хорошей жизни» общины, когда быт строится на взаимопомощи и доброжелательных отношениях.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Ваорани
(Эквадор)

Первый мирный контакт с немногочисленным изолированным народом ваорани попытались установить в 1956 году. Ничего не вышло — пятерых миссионеров убили копьями. Сейчас кланы ваорани проигрывают битву нефтяным компаниям. Спустя полвека государство разрешило эксплуатацию ресурсов на территории национального парка Ясуни, который оставался последним нетронутым участком сельвы ваорани.

Этнобиолог Уэйд Девис в книге One River утверждал, что раньше 54% мужчин и 40% женщин ваорани погибали в межплеменных войнах. До 1958 года никому не удавалось попасть в общину ваорани и выбраться живым. Два клана — тагаери и тароменане — все еще остаются в добровольной изоляции.

Ваорани живут на небольшой территории в тропическом лесу на востоке Эквадора, которая частично пересекается с национальным парком Ясуни. Это богатые нефтью места, и с середины XX века ваорани постоянно конфликтуют с правительством и нефтяными компаниями в попытке отстоять свою среду обитания.

По разным оценкам, численность племени составляет от 1500 до 4000 человек. Многих переселяли в конце прошлого века ближе к городам и нефтедобывающим станциям, но около половины кланов всё ещё остаются в тропических лесах и сохраняют традиционный уклад жизни. Исторически ваорани не умели строить каноэ, поэтому их территория ограничена широкими реками: Напо на севере и Курараем на юге.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Дети ашанинка играют в деревне Сан Хуан де Диоз на реке Пичис. Фото: Александр Фёдоров

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Девочка ваорани красит лицо содержимым фрукта ачоте. Фото: Александр Фёдоров

Ваорани частично сохранили традиционные дома онко: двускатные крыши, покрытые пальмовыми листьями и стоящие прямо на земле. Сейчас большинство использует онко как кухню и место для досуга, а спят и хранят вещи в более современных деревянных домах на сваях. Спят в гамаках, их изготовление — один из промыслов. Брак у ваорани договорной, допустимы разводы, многожёнство и многомужество.

Важной частью жизни ваорани была кровная месть. Шаман племени искал причины всех несчастий, от потопа до болезней, в других общинах — так начинался цикл убийств. Сейчас ваорани отходят от этой традиции, но иногда происходят стычки с изолированными кланами. Общество ваорани эгалитарно, поэтому решения принимаются на общих собраниях.

Раньше ваорани практически не носили одежду. Женщины перебрасывали через грудь связки пальмового волокна, а мужчины подвязывали пенис к животу. Для ваорани характерны рисунки чёрной краской на руках — извилистые орнаменты обозначают священную анаконду или реки, на берегах которых ваорани живут.

Без лодок ваорани было бы сложно добиться успеха в рыбалке, зато охотники они превосходные. Для крупной дичи чаще используют толстые копья, для мелкой — духовое ружьё и дротики, смазанные ядом кураре. Выращивают разные культуры, из горького маниока делают ферментированный напиток. Но главным продуктом питания остаётся персиковая пальма, или «чонта» — от её урожая в культуре ваорани отсчитывается год.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Охотник ваорани с добычей. Фото: Александр Фёдоров

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Онко — традиционное жилище индейцев ваорани. Фото: Александр Фёдоров

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Корона индейцев ваорани. Она принадлежит вождю общины Пенти и украшена перьями ара. Фото: Александр Фёдоров

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Охотник ваорани. Фото: Александр Фёдоров

Тикуна
(Колумбия — Перу — Бразилия)

Тикуна — многочисленное племя, живущее на территории современных Колумбии и Бразилии. Их больше 50 тысяч человек. Исторически земли тикуна принадлежали индейцам омагуа из группы тупи-гуарани, но европейские болезни и активное участие этих индейцев в споре двух колониальных империй за господство уничтожили омагуа полностью. И тикуна мигрировали из глубин сельвы к берегам самой Амазонки.

Раньше тикуна жили в родовых малоках (общинных домах). Такие малоки можно встретить и сейчас в удалённых деревнях в Колумбии. В семидесятых годах у индейцев тикуна было более ста деревень.

Общество индейцев тикуна разделено на две фратрии — группы кланов. Одну фратрию образуют кланы, носящие имена птиц, другую формируют кланы, носящие имена растений. Даже кланы Ягуара и Муравья-листореза — млекопитающего и насекомого — относятся к фратрии «растений»: обычно тикуна называют их кланами «без перьев». Ни один человек не может вступить в брак с представителем его же фратрии.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Тикуна в церемониальных костюмах. Фото: Александр Фёдоров

Механизм присваивания имён детям, неотделимый от этой системы, позволяет чётко определять социальную принадлежность любого индейца тикуна.

Тикуна выращивают сладкий маниок, батат, сахарный тростник и многие другие культуры. Популярен масато — слабоалкогольный ферментированный напиток. Раньше, когда основу рациона составляло мясо дичи, рыболовство играло небольшую роль. Но с тех пор, как индейцы тикуна заняли прибрежные районы Амазонки, рыболовство стало важнейшим промыслом.

В прошлом индейцы тикуна охотились с помощью духовых трубок, стреляя дротиками с кураре. Сегодня же чаще всего используются ружья.

Тикуна знамениты ритуалом женской инициации, который называется пелазон. Его проводят после первой менструации девочки. Празднуют в полнолуние, и на праздник собираются гости из соседних кланов. Четыре дня девочка играет на барабанах, поёт и танцует. В один из дней её посещают духи, которых играют жители деревни в церемониальных костюмах.

В конце праздника из головы девочки вырывают волос за волосом, пока она не облысеет. Это — подготовка к боли при родах. Сейчас многие тикуна утратили этот ритуал, но в некоторых общинах его возрождают — правда, не в такой жестокой форме.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Лавка в общине тикуна. Фото: Александр Фёдоров

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Представитель ЛГБТ у индейцев тикуна. Фото: Александр Фёдоров

Пираха
(Бразилия)

Перед вами — одно из самых малоизученных контактных племён в Амазонской сельве. После десятков лет исследований и взаимодействия с окружающим миром пираха остаются монолингвальны. Они почти не переняли современных предметов быта. И ни один представитель пираха не научился считать. Оказывается, что всё дело в их языке — он не похож ни на что в мире.

Пираха — небольшое племя, живущее на территории Бразилии неподалёку от Мадейры. Их численность составляет всего около 500 человек. Селятся пираха на песчаных, покрытых тропическим лесом берегах реки Маиси. Они всё ещё ведут полукочевой образ жизни охотников-собирателей.

Культура и язык пираха очень необычны. На данный момент в языке пираха выделяют всего 11 фонем, и это делает их алфавит одним из самых коротких в мире. Недостаток букв делает слова очень длинными, а повторение одинаковых гласных подряд может доходить до четырёх. Язык пираха тональный — и не только: есть версия, что в нём имеют значение нотно-тактовые отличия. На сегодняшний день языком пираха в достаточной для общения степени владеют только два человека в мире — американские лингвисты Дэниэл Эверетт и Керен Мадора.

Обучить пираха португальскому языку, на котором говорит Бразилия, тоже не получается, хотя правительство страны построило на территории пираха школы и регулярно присылало учителей. Не умеют пираха и считать — только в последние годы некоторые из них с трудом освоили счёт до 10, но простые арифметические действия им всё ещё недоступны. Поэтому контакт племени с внешним миром ограничен, и часто он может быть опасен для пираха.

Источник

Яномами: Дети Луны, свирепые и беззащитные

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилииЯномамо или Яномами (исп. Yanomami, порт. Ianomamis) — группа родственных индейских племен, живущих в Амазонских джунглях на севере Бразилии и юге Венесуэлы, в области, на западе ограниченной р. Риу-Негру (исп. и порт. Rio Negro), а на востоке — горным хребтом Сьерра-Парима (исп. Serra Parima). Этот народ известен своей воинственностью и свирепостью. Хотя некоторые антропологи не согласны с этой нелестной характеристикой. Племена Яномами стали считаться одним народом только в конце 60-х гг. ХХ столетия. К племенной группе относятся 3 крупные субгруппы (Санума, Яномам, Янам) и целый ряд более мелких групп.

Народ считается одним из наиболее изолированных в мире, избегающих контактов с внешним миром. Он насчитывает примерно 35 тыс. человек, около 200 деревень раскиданы на территории 9,6 Млн Га, в каждой из которых проживает от 50 до 300 индейцев. Их жизненный уклад до сегодняшнего дня практически никак не изменился главным образом потому, что живут Яномами в самых глухих труднодоступных местах.

Общественное устройство

Сообщества Яномами проживают в поселениях, окруженных непроходимыми джунглями; как большинство индейских племен Амазонии, они строятся на узах родства и браков между семействами. Лесные люди идентифицируют себя по своей деревне, они не считают, что принадлежат к какой-либо общей группе.

Каждую индейскую деревню возглавляет вождь или старейшина. Обычно властью наделяется влиятельный человек, обладающий лидерскими качествами, который может разрешать споры как внутри поселения, так и между сообществами; избрание вождя происходит взрослыми мужчинами племени. Старейшина может иметь около 6 жен, кроме того, он имеет право вступать в связь с любыми женщинами племени и иметь от них наследников.

Издревле индейцы племени занимались сельским хозяйством, охотой, рыбалкой и собирательством. Интересно, что от повседневных работ не освобождает даже лидерский статус вождя, с другими мужчинами общины он занимается расчисткой земельных участков, охотой и ловлей рыбы.

Язык

Языки Яномами входят в семейство Чибчанских. Каждое из племен общается на собственном наречии, но они взаимопонятны — члены разных племен без труда понимают друг друга.

Помимо местных диалектов имеется особый, так называемый, церемониальный язык Vayam, на котором мужчины сообществ общаются на межплеменных собраниях.

Образ жизни

Жаркий и влажный тропический климат джунглей бассейна реки Ориноко с резкими перепадами ночной и дневной температур обусловливает немыслимые жизненные условия. А Яномами тут рождаются, плодятся и живут до самой смерти.

Ведя полукочевой образ жизни, они традиционно обитают во временных деревнях и выращивают продукты на отвоеванном у сельвы клочке земли. Мужчины расчищают от деревьев участки и возделывают огороды; женщины собирают урожай и в больших корзинах переносят его в деревню. Огороды эксплуатируются до полного истощения земли, затем мужчины расчищают новые участки, а старые бросают.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

В традиционных поселениях Яномами обычно сооружают несколько хижин.

Сообщества издревле сооружают огромные жилища с открытым пространством посередине — «шабоно» (исп. Shabono). Конструктивно шабоно представляет собой частокол из обработанных древесных стволов с общей крышей из листьев пальмы. Круглые, овальные или квадратные строения разделены несущими столбами на отдельные помещения. Шабоно может быть домом как одной семьи, так и нескольких семейств (до 7-8); внутри жилища стен нет, жизнь носит характер коммуны, хотя внутрисемейные связи достаточно крепки и отношение к ним уважительное. Каждая семья занимает свою часть хижины, где подвешиваются гамаки; у каждой семьи имеется свой участок с очагом.

Вследствие того, что при возведении жилья используются материалы растительного происхождения, из-за тропических ливней и вредительства древоточцев жилище постепенно ветшает. Поэтому каждые 4-5 лет хижину сжигают и приступают к строительству новой (или к нескольку новых, если община разделена на группы). С конца прошлого века молодые семьи Яномами зачастую стали селиться в отдельных домиках-шалашах.

Утром, проводив мужей на работу, женщины с детьми занимаются огородом или отправляются на поиски термитников; также они собирают личинок, которых употребляют в жареном виде, ловят лягушек и гусениц, собирают дрова и материалы для изготовления различных изделий, необходимых в хозяйстве. Например, из корней и коры деревьев индианки плетут корзины, гамаки и всевозможные украшения. Другая группа женщин отправляется на рыбалку. Маленькие дети постоянно находятся возле матерей.

У европейцев Яномами вызывают любопытство почти полнейшим отсутствием одежды: как мужчины, так и девушки традиционно ограничиваются ожерельями, серьгами и браслетами. Такая скудность одеяния обусловлена жарким климатом в ареале обитания народа. Помимо украшений из коры, хлопка и кожи, индейцы ярко разрисовывают свои тела; предпочитаемые расцветки — красный и черный. Также жители джунглей украшают себя вставками в нос и губы.

Брак

Личная жизнь у индейцев особо не скрывается, дети рано узнают о половой жизни взрослых. Инцест (родственные половые связи) у Яномамо возведен в ранг табу: если женщину «застукают» с близким родственником, ее бьют и выгоняют из племени.

Отсчетом вступления девочки во взрослую жизнь становится первая менструация, с ее «приходом» большинство девушек выходят замуж. Вообще, в культуре Яномами отношение к месячным – особое. Приход месячных сопровождается особыми ритуалами: женщина отправляется в специальную хижину, где проводит все «критические» дни. Женщин в этот период считают крайне опасными, особенно для мужчин. «Затворнице» запрещено говорить (в крайнем случае, она имеет право шептать) и прикасаться к себе руками, для того, чтобы почесаться, она использует специальную палку; диета ограничивается небольшим количеством жаренных плантанов; кровь стекает свободно, никаких приспособлений для удержания выделений нет. Мужу все это время запрещено видеть жену, касаться воды и трогать себя руками. Впрочем, менструации у женщин племени – явление достаточно редкое из-за частых, следующих друг за другом беременностей.

Среди Яномами распространены как моногамия (единобрачие), так полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Полиандрия возникает, когда мужчина делится супругой со своими братьями; полигиния – когда мужчина захватывает нескольких жен убитых врагов.

Религия, ритуалы и обряды

Яномами, обособленно живущим в джунглях Амазонии, удалось сохранить древние обычаи, которые порой шокируют европейцев.

Для религиозных верований племен типичен культ Луны. «Дети Луны» — так называют себя сами Яномами. Между тем, на сегодняшний день некоторые общины переняли христианство.

В культуре лесного народа очень важную роль играют ритуалы. Все значимые события в их жизни сопровождаются определенными обрядами. Так, богатый урожай традиционно отмечают пиршеством, на которое приглашаются жители соседних деревень.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилииКаждому мальчику племени, достигшему 4-летнего возраста, прокалывают уши, а 8-летним девочкам в носу и под нижней губой проделывают отверстия, в которые вставляются небольшие палочки или перья.

Особое отношение — к проявлению признаков половой зрелости у девушек. С началом первой менструации мать строит для дочери специальное укрытие, символизирующее о ее готовности к браку.

После совершения убийства индеец племени должен несколько дней не произносить ни слова и выполнить обязательный обряд съедания мяса убитого; затем, в завершение процесса ему необходимо принять средство для рвоты. Если убийца не сможет выполнить этого ритуала, вскоре начнутся ужасные ливни и на Землю опустится вечная мгла.

Издревле Яномами практикуют эндоканнибализм — поедание праха кремированных соплеменников. Прощание с усопшим – исключительно важный ритуал племени. Прощальный обряд, на который собираются все обитатели деревни, длится больше недели. Сначала тело покойного украшают рисунками и перьями. Окружающие исполняют ритуальные танцы и распевают песни, умоляя душу умершего вернуться в тело. Затем начинается коллективный плач, в конце которого труп сжигают в погребальном костре. Из пепла родственники вытаскивают фрагменты костей, дробят их в муку и употребляют с пищей всей деревней — согласно верованиям, это успокаивает душу покойного.

Культ насилия

Некоторые специалисты предполагают, что воинственность развилась у племен из-за недостатка пропитания в местах их обитания. Другие считают, что агрессия — не характерная черта народа, а результат вторжения в жизнь индейцев чуждой западной культуры. Известно, что доставляя в общины блага цивилизации в виде шариковых ручек или зажигалок, а главное, эффективных орудий труда, европейские коммерсанты ставили деревни в отнюдь не равное положение, порождая конкуренцию и раздувая вражду.

В любом случае, мужчины в деревне постоянно дерутся друг с другом или отправляются в захватнические рейды в соседние деревни. Исторически до 50% мужчин племени умирало в результате войн. Даже когда еды и ресурсов вдоволь хватало, индейцы затевали сражения с целью захвата женщин, нехватка которых объясняется частыми случаями преднамеренных убийств новорожденных девочек. Численное превосходство мужчин является следствием бесконечной спирали насилия. Мальчиков с раннего детства учат быть жестокими для того, чтобы они могли отвоевывать себе ресурсы, пищу, землю, женщин.

Женщины тоже страдают от физического насилия. Мужья нещадно бьют жен из ревности и просто для демонстрации своей лютости. Взбешенный муж, заставший свою жену с любовником, сначала изобьет женщину, после чего непременно вызовет соперника на «дуэль на дубинах». Эта дуэль заключается в том, что оба участника дубасят друг друга по голове тяжелыми палками длиной до 3-х м.

Исследователи отмечают связь между воинственностью и репродуктивностью у индейских мужчин. Боевитый мужчина (унокаи) пользуется в общине большим престижем, чем остальные, следовательно, имеет больше жен и большее количество отпрысков. Ученые предполагают, что при таком отборе ген жестокости распространяется в племени, в котором с течением временем начинают доминировать агрессивные мужчины.

Известный американский профессор антропологии, Наполеон Шаньон (англ. Napoleon Alphonseau Chagnon), в своем труде «Yanomamo: The Fierce People» (1967 г.), ставшем мировым бестселлером, создал стереотип о Яномами как о «свирепом народе», живущем в постоянном состоянии войны. Описания племени как агрессивных и кровожадных людей привлекли к лесному народу большой исследовательский интерес. Но французский антрополог Жак Лизо (фр. Jacques lyso), проживший в индейской общине более 20 лет, в 1985 г. писал так: «…они — воины, они могут быть грубыми, жестокими, но они бывают заботливыми и нежными. Нельзя сказать, что культура Яномами держится на одной войне…».

Отношения с европейцами

С сер. XVII до сер. XIX вв. европейцы угоняли индейцев в рабство. В конце XIX в., с началом массовой добычи каучука, конкистадоры силой принуждали аборигенов собирать сок каучуконосных растений.

До XIX в. Яномами жили в пределах небольшого региона Гвианского плоскогорья, затем расселились по южным областям Венесуэлы и в соседних районах Бразилии; до середины XX в. они были отрезаны от цивилизации практически полностью. Открытие залежей полезных ископаемых на территории их проживания, строительство шахт и прокладки дорожных магистралей негативно повлияли на жизнь лесного народа.

Нелегальные золотоискатели — гаримпейрос (порт. Garimpeiros) и рабочие, строившие дороги через леса Амазонии, стали бесцеремонно вторгаться в жизнь диких племен. Незваные пришельцы убивали аборигенов в ходе земельных споров; в местах строительства индейцы стали заболевать смертельными для них болезнями, такими как грипп, корь, туберкулез. Бесконтрольная активность старателей приводила к деградации почв. С 1987 по 1990 гг. количество Яномами сильно уменьшилось из-за болезней, недоедания и конфликтов с золотодобытчиками. Антропологи называют эти 3 года «санкционированным геноцидом».

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

В итоге, часть индейцев отошли от традиционного образа жизни, забросили возделывание земли и стали жить грабежом и попрошательством.

Несмотря на основанный в Бразилии Национальный Фонд индейцев (порт. Fundacao Nacional do Indio; 1967 г.), правительство почти не принимало участия в решении многочисленных проблем аборигенов.

В 1976 г. из-за недостаточного финансирования прокладка дороги была остановлена, а в 1978 г. правительство решило создать «Охраняемые заказники Яномамо» — небольшие островки «нудобной» земли, выделенные без учета уклада индейцев. В 1992 г. под натиском общественности, антропологов и этнологов власти Бразилии выделили племенам привычные для них земли и объявили территорию «резервацией». Однако, ни Венесуэла, ни Бразилия не принимают действенных мер для ограничения вторжения чужаков в зону резервата.

По утверждению антропологов, если в ближайшие годы ситуация не поменяется и правительства двух стран не начнут борьбу за сохранение самобытности племен, через десяток лет от маленького экзотического народа может не остаться и следа.

Взгляд изнутри

Американский антрополог и писатель, Флоринда Доннер-Грау (англ. Florinda Donner-Grau; 1944 — 1998) в одном из своих произведений, уникальном с антропологической точки зрения, которое называется «Шабоно» (англ. «Shabono»; 1982 г.), рассказала о жизни в амазонских джунглях, где она некоторое время жила в общине Яномами, чтобы лучше познакомиться с их миром.

Первым делом индейцы научили отважную гостью своему языку, а после начали знакомить ее с образом жизни племени, рассказывать о древних традициях и легендах. Написанная как художественное эзотерическое произведение, книга имеет некий мистический налет, но уклад жизни племени описан в ней с чрезвычайной точностью.

Этот маленький притягательный мирок в дебрях Амазонки, совершенно не похожий на наш, необычайно хрупкий. Изолированные племена смогут выжить, только если защитить их земли от вторжения враждебной цивилизации. Самые уязвимые люди на планете могут погибнуть, причем, очень скоро.

Женщины Яномами: Печальная участь

Яномами считаются самым свирепым народом на земле. Общество воинов и охотников исторически коренным образом поляризовано на потребности и интересы мужчин. Из-за такой ориентированности индейцы убеждены, что мужчины несравнимо более важные члены племени, чем женщины. Поэтому мальчики ценятся больше девочек. Все мужчины ждут от своих жен сыновей. Девушки даже идут на убийство новорожденных девочек, чтобы не раздражать мужей.

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилииНехватка женщин из-за детоубийств усугубляется еще запретом сексуальных отношений в период беременности и кормления ребенка грудью, а также стремлением вождей племени иметь по нескольку жен. В связи с этим мальчики-подростки зачастую вынуждены практиковать гомосексуализм, т.к. большинство их сверстниц уже замужем.

С ранних лет мальчики понимают, что существует значительная разница между статусом мужчины и женщины; им даются большие поблажки со стороны отцов, которые учат сыновей быть «жесткими» и не наказывают, если те бьют деревенских девочек. Сыны берут пример с отцов, которые по поводу и без повода избивают своих жен. Ко времени вступления в зрелый возраст девочки уже понимают, что их доля гораздо менее привлекательна, чем у братьев. Девочек начинают вовлекать в хозяйственные работы намного раньше, чем мальчиков. Старшие дочери присматривают за младшими детьми, помогают матерям в собирании дров, таскании воды и приготовлении пищи.

Девушки не имеют права голоса в вопросах выбора мужа, которого им подыскивают родители. Часто девочку обещают кому-то в жены, когда ей всего только 5-6 лет, таким образом, при помощи брачного обмена, родственники стремятся обрести себе союзников.

У Яномами нет свадебных церемоний, родители ограничиваются публичным оглашением о замужестве дочери после начала первых месячных. Хочет девушка вступать в брак или нет — никого не волнует. В очень редких случаях девушка может избежать участи быть выданной замуж против ее воли: она решается на побег из деревни. Но такой шаг очень опасен. Ведь если ее удастся догнать и вернуть назад, то подвергнут беспощадным истязаниям, иногда доводящим до смерти.

Замужество не особо сильно меняет жизнь девушки, ведь в обязанности молодой жены входит выполнение все той же самой трудоемкой физической работы, которую она выполняла в родительском доме. Особенно трудное занятие – сбор топлива. Женщины по нескольку часов «прочесывают» окрестности и возвращаются обратно, неся за спиной тяжелые корзины с дровами. К 30-ти годам женщины теряют форму из-за недоедания, многочисленных беременностей и тяжкого труда. Тела многих из них покрыты шрамами и следами побоев — это следы нечеловеческого обращения мужчин, которые демонстрируют окружающим свою жестокость по отношению к супруге, как доблесть и мужественность.

Жены обязаны мгновенно исполнять любые требования своих мужчин. Когда мужья возвращаются с охоты, женщины стремглав бросают все дела и начинают готовить пищу. Проявив нерасторопность, они рискуют получить тумаков.

Некоторые мужчины искренне считают, что женщин следует периодически бить просто так, для поддержания ее «в тонусе». Жен бьют кулаками, палкой или дубиной. Наиболее неистовые секут жен мачете или прижигают им кожу тлеющими головешками из очага.

Степень зверства наказания зависит от проступка женщины; самые суровые меры применяются при изменах или просто подозрениях в измене — зачастую за это убивают. Многотерпеливые женщины Яномами даже гордятся своими ссадинами и шрамами. Считается, что, если женщина не подвергается истязаниям, значит, муж проявляет к ней мало интереса.

У Яномами широко практикуется дикая процедура клеймления — это является символом власти мужа над женой. Впрочем, если муж чрезмерно агрессивен, женщина может возвратиться в родительский дом и искать защиты у своих братьев; те, в свою очередь, могут забрать сестру и отдать ее другому. Поэтому женщина проклинает свою судьбу, если ее выдают замуж в дальнюю деревню – это означает, что на помощь братьев ей надеяться не придется.

Если девушку во время набега захватили или просто украли, то ее судьба больше вообще никого не интересует. Поэтому молодые женщины до смерти боятся быть плененными чужаками и всегда с огромной опаской покидают свои деревни. А вот пожилые женщины занимают без преувеличения уникальную позицию в межплеменных отношениях: их никогда не захватывают, поэтому они смело ходят, куда пожелают. Удивительно, но для женщин Яномами старость – радость!

Феноменальный микробиом

Известно, что в человеческой пищеварительной системе имеются мириады бактерий, так наз. «микробиом». Ученых очень заинтересовал шанс исследования состояния здоровья людей, которые никогда не лечились анальгетиками и не ели геномодифицированных продуктов или выращенных с использованием химии овощей и фруктов. Медики, которые в 2009 г. предприняли экспедицию по изучению изолированной популяции Яномами, собрали образцы бактерий изо рта, кожи и испражнений у группы индейцев возрастом от 5 до 50 лет. Выяснилось, что микробиомы представителей дикого племени значительно обширней, чем у более цивилизованных контрольных групп.

В рамках последующих исследований, проведенных в 2015 г., ученые вступили в контакт с Яномами, проживающими в глухих джунглях Венесуэлы. Результаты анализов показали, что у лесных людей отсутствуют какие-либо бактерии, связанные с диабетом, ожирением и многими иммунными и метаболическими заболеваниями, в т.ч. аллергии, колита, болезни Крона (хроническое воспалительное расстройство, поражающее весь желудочно-кишечный тракт) и бронхиальной астмы.

Медицинские работники с удивлением выяснили, что «дети Луны», хотя и обладающие большим количеством микробов, в целом совершенно здоровы: они не страдают от аутоиммунных расстройств, повышенного давления и заболеваний сердца – болезней, которые стали бичом человечества, освоившего нанотехнологии и покорившего космос.

Любопытные факты

какие индейцы жили в бразилии. Смотреть фото какие индейцы жили в бразилии. Смотреть картинку какие индейцы жили в бразилии. Картинка про какие индейцы жили в бразилии. Фото какие индейцы жили в бразилии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *