какие инновации можно выделить в современном образовании
Виды инновационных технологий в образовании
Виды инновационных технологий
В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения.
Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. – Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, творческой активности.
Выделяют следующие инновационные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Формы работы: гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика); занятия физкультуры; спортивные праздники; физкультминутки между занятиями, динамические паузы; прогулки.
Проектная деятельность: создание проблемной деятельности, которая осуществляется обучающимися совместно с педагогом. Знания, которые обучающиеся получают в ходе работы над проектом, становятся их личными достояниями и прочно закрепляются в системе знаний об окружающем мире. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Проекты различаются: по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные); по продолжительности (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные); по приоритетному методу (исследовательские, творческие, информационные, игровые); по тематике (патриотические, экологические, социальные).
Информационно-коммуникационные технологии используются чаще всего. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками». Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Примеры форм занятий: занятие-визуализация — изложение содержания сопровождается презентацией; практическое занятие в форме презентации — представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств.
Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает обучающийся. Непосредственное участие обучающихся в ходе эксперимента позволяет ему лично увидеть процесс и результаты своей деятельности. При организации данной технологий обучающимся предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методами и приёмами организации данной деятельности является: беседы; наблюдения; моделирование; фиксация результатов.
Личностно-ориентированные технологии — это технологии, ставящие в центр воспитательной системы личность обучающегося, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного обучающегося. Цель данной технологии — создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и педагогом, а также обеспечение условий для развития личности обучающихся.
Игровая технология, где игра помогает обучению. Практика показывает, что занятие с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса. На таких занятиях есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе. когда достижение цели зависит от личных усилий каждого. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
– повышению квалификации педагогов;
– применение педагогического опыта и его систематизация;
– повышению качества образования;
– повышению качества обучения и воспитания;
– использованию компьютерных технологий обучающимися в целях обучения.
Использование инновационных технологий в ДОУ (из опыта работы) «Использование инновационных технологий в ДОУ» (Из опыта работы) Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях.
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.
Использование инновационных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же.
Использование инновационных технологий в ознакомлении старших дошкольников с миром профессий Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессиям вырабатывается в процессе социализации.
Использование инновационных технологий в работе с родителями Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах: • Сказать дружно друг другу “Привет!; • Стукнуться кулачками; • Потереться.
Оздоровление детей в детском саду посредством инновационных технологий Выявление методов внедрения здоровье сберегающих технологий, с помощью, которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом,.
Планирование проектов с использованием инновационных технологий Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.
Топ-10 инноваций в педагогике: 2020
В этом обзоре представлен топ-10 инноваций в области педагогики в 2020-ом году. Данный список был разработан Институтом образовательных технологий, The Open University в тандеме с исследователями Национального института цифрового образования из Dublin City University. Несмотря на то, что сейчас эти технологии малоизвестны, ожидается, что, в будущем, они окажут важное влияние на образовательный сектор. Топ был составлен в приблизительном порядке, в котором ожидается массовое распространение этих технологий.
1. Artificial intelligence in education – Искусственный интеллект в образовании
Искусственный интеллект (AI), это технология, которая имитирует человеческие реакции и действия. Несмотря на то, что некоторые переживают, что искусственный интеллект вытеснит учителей из их профессии, это не так. Искусственный интеллект, может стать хорошим помощником на уроках, помогая учителю ответить на вопросы множества учеников, оценивать их работы и проводить определенные беседы. Например, вместо того чтобы проверять сотни контрольных работ, учитель сможет дать их на проверку работу, а затем, при желании, лишь проверить правильность оценки.
Искусственный интеллект не нацелен на замещение педагогов, а лишь на помощь им, ведь пока, роботы не способны передавать все человеческие способности, такие как креативность, оценочные мышление и др.
2. Posthumanist perspectives – Пост-человечные взгляды
В наши дни, грань между физической оболочкой человека и его жизнью в реальном и цифровом мире все больше стирается, но тем не менее «что значить быть человеком?» остается важным вопросом в образовании. Пост-человечность, это система обучения, благодаря которой взаимодействие с животными или роботами не кажется, чем-то необычным, или странным.
Различные технологии все больше и больше входят в обиход, как например в случае чат-ботов, или каких-то медицинских приспособлений. Более того, люди становятся привязаны к ним, как могут быть привязаны к другому человеку. В связи с этим, необходимо изучать взаимоотношения «между человеком, окружающей средой, животными и технологиями».
3. Learning through open data – Обучение с помощью открытых данных
Все больше и больше государств и частных компаний предоставляют широкой аудитории доступ к большой открытой базе данных. В сфере образования, этот тренд имеет несколько преимуществ. Во-первых, аутентичность данных; ведь данные, предоставленные официальным лицом, более надежны, чем многая другая информация, находящаяся в нашем доступе. Во-вторых, анализ подобной информации позволяет ученикам чувствовать более тесную связь с данными – они могут найти, что-то, что касается именно их и быть сам-замотивированы в дальнейшем изучении вопроса.
4. Engaging with data ethics – Обеспечение этики в работе с данными
Не секрет, что источник данных оказывает большое влияние на то, как нам стоит их интерпретировать, а в наши дни безопасность человека в сети становится все более важным вопросом. Эти, и другие вопросы относятся к обеспечению этики в работе с данными. Например, ученикам важно знать какие данные о них собираются, ведь если их учебное заведение не получило согласия родителей или самого учащегося, учебное учреждение фактически занимается сбором данных тысячей человек. Зачем же им нужны эти данные? Обсуждение этого вопроса стало очень важным в наши дни, а цифровая грамотность и этика в сети, являются ключевыми навыками необходимыми каждому. Ведь важно не только объяснить ученикам, какие данные могут о них собираться, но и также, как и зачем они будут использоваться. В итоге, мы получим технологически-грамотное поколение, которое сможет успешно существовать в цифровом мире.
5. Social justice pedagogy – Изучение социальной справедливости
Защита прав меньшинств однозначно один из главных «трендов» этого года. Во многом, это благодаря тому, что многие обратили внимания на социальную несправедливость среди разных слоев населения. С другой стороны, все чаще можно увидеть, как учебные учреждения специально проводят различные мероприятия, нацеленные на то, чтобы помочь ученикам проявлять активную гражданскую позицию и бороться с неравенством.
Те, кто преподает это уверенны: изучение социальной справедливости поможет нам создать более демократичное и справедливое общество. Студентам предлагается самим составить программу обучения, подчеркивая те вопросы какие будут актуальны и важны именно для них, в связи с чем у учеников проявляется интерес к этой теме и желание помочь социально-угнетенным слоям общества.
6. Esports – Киберспорт
Киберспорт является одним из быстроразвивающихся цифровых направлений. Вопреки общему мнению, что киберспорт включает в себя только популярные, подростковые онлайн-игры, на самом деле, киберспорт состоит из множества направление. Некоторые из них, требуют физической активности, например повторения движения танцев, другие развивают интеллектуальные способности.
Киберспорт можно применить как на уроках физкультуры, например при обучении правилам игр, так и на уроках информатики развивая цифровую грамотность учеников. В будущем, киберспорт однозначно ожидает популярность в сфере образования.
7. Learning from animations – Обучение посредством анимации
Некоторые темы слишком сложно объяснить словами и легче показать на примере. В этой ситуации на помощь приходят анимации: живые картинки или короткие видео, которые могут объяснить, как решить сложную задачу или продемонстрировать какой-либо процесс, например, как развивался тот или иной город, с момента его основания. Анимации вызывают больший интерес, чем простое объяснение, что поможет вовлечь в урок максимальное число учеников. Более того, если анимации создаются самими учениками, это помогает развивать их творческие навыки.
8. Multisensory learning – Мультисенсорное обучение
Сейчас все больше и больше развивается сектор мультисенсорного познания. А настоящий момент, это популярно в таких сферах как туризм, здравоохранение и развлечение (например 4D кинотеатры), однако, этот сектор имеет огромный потенциал развития в секторе образования.
Во многом это связано с тем, что растет число учеников с особыми потребностями, например тех, кто не может читать, и поэтому нужно находить альтернативные способы преподавания материала.
Помимо этого, исследования показали, что использование методов преподавания6 затрагивающих несколько чувств одновременно стимулируют развитие памяти и понимания. Тем не менее, стоит принимать во внимание, что этот способ подойдет не всем.
9. Offine networked learning – Офлайн совместное обучение
Несмотря на то, что площадки, предлагающие совместное обучение онлайн, набирают всю большую популярность, не стоит забывать, что в мире есть еще много мест, где доступ к Интернету ограничен. В связи с этим идет разработка приложений, которые позволят делиться презентациями, материалами уроков и т.д. Это позволит учителям делиться своими разработками с коллегами, что приведет к более эффективной системе образования, в создании которой участвовал большой коллектив, а не отдельные лица.
10. Online laboratories – Онлайн лаборатории
Посещение лаборатории является важным аспектом преподавания многих научных предметов. Часто учениками требуется приходить в лабораторию, чтобы провести тот или иной эксперимент, однако не всегда у них может быть такая возможность. Онлайн лаборатории позволяют симулировать эксперименты, что позволяет ученикам увидеть результат эксперимента, не выходя из своей комнаты. Десктоп-программы и онлайн-платформы позволяют проводить эксперименты, сталкиваясь с теми же ошибками, процессами и результатом, что и в реальной лаборатории.
Важным недостатком является то, что онлайн лаборатории не позволяют полностью погрузиться в эксперимент (например, нельзя учуять запах и т.д.), однако, несмотря на это, они завоевывают все больше поклонников среди тех, кто изучает научные предметы и инженерию в ВУЗах по всему миру.
Важнейшие инновации — образовательные
Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам — первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.
Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс.
Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.
Новое в системе образования
Инновации в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния населения и снижении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания — негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.
Инновация — понятие широкое. В плане образования это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.
На сегодня российская педагогика представляет собой скопившиеся за годы независимости недоработки и упущения, базирующиеся на морально устаревшей системе образования. Проблема дифференцируется по следующим пунктам:
Присутствие подобных сложностей объясняет трудности внедрения инноваций и указывает направления для решения будущих задач. Это:
Большое значение имеют применяющиеся виды инновационных технологий и особенности их внедрения в образовательной сфере.
Усовершенствование обучения
Обучение — это инновационный образовательный проект. Само понятие синонимично терминам рост и созидание, то есть это и есть инновация.
Цель обновлений в образовании — воспитание личностей, способных достигать успеха в любой области применения способностей.
Под систематическими нововведениями в данной сфере следует предполагать осмысленное и рациональное изменение работы преподавателей посредством:
Таким образом, прогресс инновационных технологий в образовательном процессе — усовершенствование системы и повышение «отдачи» на практике.
К методам модернизации относят:
Задача инновационных технологий — качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса. Главные задачи подобных программ — формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.
Структура инноваций в образовании
Инновационные процессы в образовании — сочетание процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение. Основные элементы процесса — генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью.
Таким образом, реализующая идеи и формирующая систему руководства процессом деятельность — новая по форме и прогрессивная по содержанию.
Педагоги с аналитическим мышлением понимают суть процесса и видят способы для улучшения. Жизнеспособная структура — это сумма следующих элементов:
Процесс начинается с причины, затем появляется цель инновации, на основании чего формируется список задач и разрабатывается содержание и т. д.
Структура внедрения инноваций вытекает из теории новшеств в производственной сфере и включает следующие элементы:
Управленческая форма предполагает гармоничное взаимодействие перечисленных факторов. На практике введение новшеств в учебном заведении осуществляется в форме программы развития, в согласии с которой организуется деятельность коллектива, реализующего задачу. В итоге создается инновационная площадка — учреждение, где накопление новинок и идей улучшает образовательный процесс.
Проблемы инноваций в образовании
Проблемы нововведений в образовании начинаются уже на начальном этапе разработок, так как каждый из авторов инноваций не уверен в эффективности собственного плана. Всякая инновация — это риск без гарантии.
Но попытки усовершенствовать инновационный менеджмент в образовании не прекращаются. На сегодня нововведения классифицируются как:
Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения, соответствующих требованиям общества и технологий. Кроме того, инновации обязаны относиться к определенным областям распространения:
Введение изменений — это риск, но этот риск оправдан, так как в противном случае страна рискует застрять в устаревшей системе образования, что негативным образом отразится на развитии государства.
Управление инновациями
Введение новшеств — это инновационные процессы в образовании, означающие усовершенствование существующего, генерация идеи в готовый для практического применения продукт. Процесс обоснован и переводит действующую систему на новый уровень — режим развития.
Регулирование процесса обновления в учебном заведении — синхронизация регулирующих и регулируемых систем, конечная цель которого — «одушевление» образования и повышение качества преподавания.
На управление процессом влияет множество факторов, поэтому его нужно рассматривать как способ общего руководства следующими функциями:
Регулирование процесса внедрения инноваций — многопрофильная деятельность, включающая:
При этом главными направлениями руководства инновациями нужно считать разработку общей стратегии, материально-техническое обеспечение процесса и контроль за ним.
Законодательство РФ
На сегодня инновации в системе образования России регламентирует Федеральный закон, принятый 29.12.12, «Об образовании в Российской Федерации». В частности, внедрение инновационных проектов и программ в образовании регулируется ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования».
Закон об образовательных учреждениях определяет:
Одновременно, государственные органы субъектов РФ управляют общеобразовательной системой, создавая возможности для реализации проектов и их практического применения.
Международное законодательство
Инновационные процессы в современном образовании важны для развития государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами, регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование.
Европейский союз
В Европейском Союзе инновационная политика базируется на информационном проекте «ПРО ИННО Европа», созданном для координации деятельности стран-членов ЕС. Проект основывается на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний», «Политика развития». В рамках Союза в 2000 г. разработана стратегия, в которой сформулированы основы европейской инновационной политики, предполагающей построение конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, примерах идей.
Великобритания
Определяющую роль в инновационной политике Соединенного Королевства играет информационная поддержка новейших разработок, в том числе и в области образования. Именно с этой целью Министерство инноваций, вузов и повышения квалификации размещает на официальном сайте документы для участников процесса. Одновременно ведется формирование структур для ведения инновационной деятельности, в частности, компаний, оказывающих консультативное обслуживание в области технологического развития. Обычно такие компании создаются на базе вузов и являются собственниками инновационных центров.
Германия
Отличительная черта инновационной политики Германии в сфере образования — определяющая роль государства как основного инструмента финансирования исследований и внедрения новшеств. Около 80% исследовательской деятельности, ведущейся в университетах страны, происходит за счет финансовых вливаний от грантов пяти научных сообществ.
Классификация инноваций в образовании
Инновационные проекты и программы в образовании появляются в виде идей конкретных людей, а затем преобразуются в авторские новинки либо становятся общепринятой нормой.
Без сомнений, внедрение новшеств — сложный инновационный процесс в образовании, включающий создание, испытание, анализ полученных результатов и их корректировку, после чего становится возможным введение инновации в образовательный процесс.
Многоступенчатой является и система управления нововведениями, включающая сотрудничество с педагогами, учащимися и родителями, информационное обеспечение и контроль за процессом.
Расширение опыта
Инновации — часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. Новшества в педагогике не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок. А значит, данный процесс требует руководства.
Относительно учебного процесса, инновации в образовании — это обновление сути и методики обучения.
Выделяют следующие этапы процесса:
В сумме перечисленные этапы образуют локализованный цикл.
Направления по анализу и продвижению опыта:
Вопросы по внедрению инноваций в российское образование, анализ и распространение инновационного опыта прописаны в соответствующих нормативных документах: законах, указах Президента и приказах Министерства образования.