какие иностранные граждане имеют преимущество в устройстве на работу
Какие иностранные граждане имеют преимущество в устройстве на работу
7 МИН
Сотрудник из-за рубежа: как принять на работу иностранца
Некоторые российские компании нанимают трудовых мигрантов. Кто-то подбирает более квалифицированных специалистов, а кто-то, наоборот, экономит на рабочей силе. Но не все делают это легально, ведь сотрудникам нужен патент, а компаниям — разрешение на трудоустройство иностранцев. Разбираемся, как нанять работника из-за рубежа, чтобы не получить штраф.
Шаг 1. Проверьте документы иностранных граждан
Иностранцы вправе работать в российских компаниях, если они оформили специальное разрешение — патент. Исключение составляют несколько категорий граждан, например:
Чтобы принять таких иностранцев, не нужно оформлять разрешение, достаточно запросить у них подтверждающие документы. Например, загранпаспорт для граждан ЕврАзЭс, визу или справку об обучении в российском вузе. Остальным иностранцам нужны разрешения.
Старайтесь проверять документы до оформления в штат. Если иностранцы не относятся к указанным категориям, то они должны оформить патент в миграционной службе МВД.
Если у сотрудника уже есть разрешение, проверьте срок действия документа и регион выдачи: иностранцы могут работать только на территории того субъекта, в котором получили патент. В противном случае работодателю грозит штраф от 250 до 800 тысяч рублей.
Шаг 2. Получите разрешение в миграционной службе МВД
Если планируете нанимать иностранцев, заранее получите разрешение от МВД. Для этого напишите заявление по строгой форме и укажите:
Чтобы правильно заполнить заявление, запросите у сотрудников копии патентов на работу. Информация о работниках и должностях в документах должна полностью совпадать.
За каждое рабочее место для иностранцев работодатель платит госпошлину в размере 10 тысяч рублей. Её оплачивают с расчётного счёта компании или ИП.
Заявление и квитанцию об оплате госпошлины можно принести лично в миграционную службу МВД, отправить по почте или через Госуслуги. Документы рассмотрят в течение 20 рабочих дней, после чего выдадут разрешение.
Шаг 3. Заключить трудовой договор с иностранцем
Трудовой договор с иностранцем почти не отличается от договора с российским сотрудником. Учитывать нужно только три правила:
В остальном условия труда для иностранцев не отличаются от таковых для российских граждан: они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, больничный, компенсации и другие льготы, предусмотренные трудовым законодательством. Ограничений по времени тоже нет, вы можете заключить как бессрочный трудовой договор, так и срочный (например, при найме на сезонные работы).
Страховку при трудоустройстве работники оформляют сами. По желанию работодатель вправе подключить его к системе корпоративного ДМС после подписания трудового договора.
Чтобы оформить трудовой договор, запросите следующие документы:
Сохраните копии документов в личном деле сотрудника, а информацию из них добавьте в раздел с реквизитами трудового договора. Если у сотрудника нет трудовой книжки, оформите документ самостоятельно и внесите запись о приёме на работу.
Чтобы правильно заполнить договор и трудовую книжку, воспользуйтесь сервисом СберБизнеса «Конструктор документов». В нём содержатся шаблоны 1400 документов для бизнеса и личных нужд.
Последний этап оформления — письменное уведомление МВД о приёме иностранца на работу. Его составляют по строгой форме и отправляют в миграционную службу по месту регистрации компании или ИП. При увольнении тоже придётся отправить заявление, но по другой форме.
Шаг 4. Уплатить налоги за иностранных сотрудников
Трудоустроенные иностранцы автоматически становятся налоговыми резидентами России, если проживают на территории страны более 183 календарных дней. Это значит, что вы считаетесь его налоговым агентом и платите НДФЛ по ставке 13 %. Если сотрудник живёт меньше полугода, за него придётся платить НДФЛ по ставке 30 %. Размеры взносов в ФСС и ПФР в обоих случаях такие же, как для российских сотрудников.
В 2020 году появилось новое правило: если иностранец проживает в России более 90 календарных дней, он вправе добровольно стать налоговым резидентом. Для этого ему нужно отправить заявление через онлайн-сервис «Подтверждение статуса налогового резидента». Достаточно зарегистрироваться на сайте ФНС и заполнить электронную заявку.
Короче
—
Российские компании и ИП вправе нанять иностранцев, если получили разрешение от МВД.
—
Иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство, студенты-очники и граждане ЕврАзЭс не считаются трудовыми мигрантами и оформляются по общим правилам.
—
Разрешение для трудового мигранта оформляет миграционная служба МВД. Для этого нужно отправить заявление и заплатить пошлину по 10 тысяч рублей за каждого сотрудника.
—
Чтобы принять иностранца на работу, заключите с ним трудовой договор и уведомьте об этом миграционную службу МВД.
Алгоритм действий: как нанять на работу сотрудника-иностранца
Кадровое делопроизводство — задача не из простых, особенно, когда речь идет о сотрудниках из-за рубежа. При трудоустройстве иностранных граждан необходимо учитывать множество нюансов и правил, нарушение которых влечет за собой крупные штрафы, а также риски приостановки деятельности компании.
Даже в рамках всемирного локдауна трудоустройство иностранцев в российских компаниях не приостановилось (напротив, появились свои особенности и новые трудности).
В этом цикле статей мы хотим разъяснить работодателям, как выглядит процесс найма иностранных сотрудников вне зависимости от эпидемиологической обстановки в мире. Мы собрали полную инструкцию и разделили ее на части. В этом материале — общая информация о том, что необходимо знать о процессе трудоустройства иностранных сотрудников в организации, алгоритм действий и важные аспекты.
Общий порядок действий работодателя
Независимо от того, из какой страны приезжает ваш будущий сотрудник, существует общий алгоритм действий. Его полезно знать, чтобы дальше не запутаться в нюансах трудоустройства разных категорий иностранцев:
На что влияет гражданство сотрудника
В зависимости от того, гражданином какой страны является работник, ему понадобится разный набор документов для трудоустройства в России.
Категории иностранных сотрудников:
Самая трудозатратная категория иностранных сотрудников — «визовые», так как для их трудоустройства работодатель сам должен оформить определенные документы: разрешение на привлечение и использование иностранных работников, индивидуальное разрешение на работу для сотрудника, приглашение на въезд и т.д.
С сотрудниками, работающими по патенту, чуть меньше хлопот, так как патент заменяет им разрешение на работу, его проще оформить и получает его иностранец, как правило, самостоятельно. Задача работодателя — лишь проверить наличие и срок действия документов.
Самые простые в трудоустройстве иностранцы — выходцы из ЕАЭС, они могут работать на территории РФ практически на тех же условиях, что и россияне.
В следующих статьях мы подробно расскажем о том, как нанять на работу сотрудников из каждой категории иностранных граждан.
Важно знать о трудоустройстве иностранных граждан
Помимо деления иностранных сотрудников на категории по странам, гражданами которых они являются, выделяется еще одна особая категория — высококвалифицированные специалисты (ВКС). Основной критерий для получения статуса ВКС это заработная плата не менее 167 тысяч рублей в месяц.
У высококвалифицированных специалистов из-за рубежа есть ряд преимуществ: не нужно получать квоту для разрешения на работу; разрешение выдается на срок действия заключенного договора с работодателем, до 3 лет; ВКС может оформить ВНЖ в России для себя и сопровождающих его членов семьи.
Однако же, если в компании трудоустроен иностранный ВКС, необходимо ежеквартально уведомлять УМВД ГУ МВД России об исполнении обязательств по выплате зарплаты такому сотруднику.
Компания Lexintel более 15 лет занимается оптимизацией кадрового делопроизводства, в том числе помогая своим клиентам в подборе и трудоустройстве иностранных сотрудников. Мы специализируемся на легализации работников из-за рубежа, занимаемся оформлением документов для всех категорий иностранных сотрудников.
Памятка для работодателей привлекающих иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности
Порядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются статьями 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 Федерального закона.
Кто является работодателем
Работодателем в соответствии с Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Кто является заказчиком работ (услуг)
Заказчиком работ (услуг) в соответствии с Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Общий порядок привлечения и использования иностранных работников
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Случаи, в которых работодателю и заказчику не требуется оформление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, а иностранным гражданам – разрешение на работу
Общий порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
Для привлечения к осуществлению трудовой деятельности данной категории иностранных граждан работодателю и заказчику работ (услуг) не требуется оформление разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а иностранным гражданам – разрешение на работу.
Ограничение в разрешении на работу на субъект Российской Федерации и профессию
Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом и другими федеральными законами).
ВНИМАНИЕ!
Вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В этой связи с 1 января 2015 года:
Иностранный гражданин обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации
Иностранный гражданин обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов:
1) сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;
2) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
3) документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.
Иностранный работник должен иметь договор (полис) добровольного медицинского страхования
Иностранный работник при осуществлении трудовой деятельности должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Работодатель или заказчик обязаны уведомлять территориальный органа МВД России
Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Данная норма применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента или разрешения на работу, в том числе:
а также иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов:
а) граждан республик Армения, Беларусь, Казахстан;
б) иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Изменился размер государственной пошлины
Размер государственной пошлины и с 1 января 2015 года он составляет:
Памятка для работодателей
Памятка для работодателей:
как оформить трудовые отношения с лицами,
находящимися на территории РФ на основании
вида на жительство, разрешения на временное проживание,
а также имеющих статус беженца, временное убежище
1. Вопрос:
Какими нормативно-правовыми актами работодателю необходимо руководствоваться при приеме иностранного гражданина на работу?
Ответ:
Основные нормативные акты РФ, регулирующие особенности трудовой деятельности иностранных граждан в России, являются Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в частности гл. 50.1 ТК РФ, и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее —Федеральный закон от 25.07.2002№ 115-ФЗ).
2. Вопрос:
На что в первую очередь необходимо обратить внимание при приеме на работу иностранного гражданина или лица без гражданства?
Ответ:
1. Для начала необходимо выяснить, на каком основании находится иностранный гражданин на территории Российской Федерации.
Необходимо четко понимать, что в зависимости от режима пребывания (проживания), иностранцев можно разделить на постоянно или временно проживающих на территории РФ и временно пребывающих на территории РФ, что следует из абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
2. Какой документ в том или ином случае является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
3. Необходимо знать какие разрешительные документы для оформления на работу необходимы данному лицу с тем или иным правовым статусом.
Обычно для привлечения иностранных работников организации надо получить разрешение на использование иностранных работников (п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Но из этого правила есть исключения.
Для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент для следующих категорий лиц:
4. Исходя из особенностей правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ, необходимо знать имеет ли право данное лицо осуществлять трудовую деятельность в пределах интересующего субъекта РФ.
3. Вопрос:
Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства с видом на жительство?
Ответ:
Для начала необходимо разобраться, что такое вид на жительство? Согласно абз.8 п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ — это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ.
Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (пп.3 п.2 ст.10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
П. 3 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ предусмотрено, что вид на жительство выдается без ограничения срока действия.
Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 1 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Поскольку никаких ограничений законодательством не установлено, такой иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории РФ.
4. Вопрос:
Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства сразрешением на временное проживание?
Ответ:
Согласно абз.7 п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
В данном случае документом, удостоверяющем личность, будет:
2) разрешение на временное проживание (в виде отдельного документа).
Срок действия указанного разрешения составляет три года (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Временно проживающему в РФ иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент, при этом по общему правилу он может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 1 п. 4, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Такой иностранный гражданин может работать на территории других субъектов РФ в случаях, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н. Например, согласно п. 2 Приложения к названному Приказу временно проживающий в РФ иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, если он выполняет работу по определенным профессиям и должностям, перечисленным в данном пункте, в следующих случаях:
а) работник направлен в служебную командировку. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;
б) постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.
5. Вопрос:
Особенности трудоустройства для иностранного гражданина со статусом беженца?
Ответ:
Беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может (не желает) пользоваться защитой этой страны вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может (не желает) вернуться в нее вследствие опасений (п.1 ст.1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1)).
В данном случае документом, удостоверяющим личность, будет являться удостоверение беженца (п.7 ст.4 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).
Удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на 3 года (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356).
Лицу со статусом беженца для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Данное лицо может осуществлять трудовую деятельность в пределах региона РФ, где состоит на учёте в территориальном миграционном органе в качестве лица, которому предоставлен статус беженца (исключения — работа по вахтовому методу, командировки, работа с осуществлением ежедневного проезда от места пребывания к месту работы и обратно).
6. Вопрос:
Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории РФ на основании временного убежища?
Ответ:
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ (п.2 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).
Свидетельство выдается лицу, получившему временное убежище, на срок его предоставления, но не более чем на один год (п.2 Приказа МВД России от 28.09.2017 г. № 741 «Об утверждении Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. »).
Для данной категории лиц документом, удостоверяющим личность, будет являться свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ (п.3 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).
Лицу, получившему временное убежище, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 12 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002№ 115-ФЗ).
Осуществляет трудовую деятельность в пределах региона РФ, где состоит на учёте в территориальном миграционном органе в качестве лица, которому предоставлено временное убежище (исключения — работа по вахтовому методу, командировки, работа с осуществлением ежедневного проезда от места пребывания к месту работы и обратно).
7. Вопрос:
Какие документы необходимы для заключения трудового договора с иностранным гражданином?
Ответ:
При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. ст. 65, 327.3 ТК РФ должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:
2) трудовая книжка, если нет, то работодатель должен оформить ее;
3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если это первое место работы у иностранца, то работодатель должен оформить страховое свидетельство;
4) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (только для лиц с РВП). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медицинских услуг;
5) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
6) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость (получать в ФКУ «Главный информационно—аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» по адресу г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д.67).
7) справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые наказанию за указанные правонарушения, до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Документы воинского учета иностранным гражданам не требуются (ч.3 ст.327.3 ТК РФ). Для договора ГПХ запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки (основание — ст.65 ТК РФ).
8. Вопрос:
Есть ли еще какие-нибудь особенности при заключении трудового договора с иностранными гражданами?
Ответ:
Есть еще несколько общих особенностей:
1) для иностранцев, временно пребывающих на территории России:
2) для иностранцев, временно проживающих на территории России:
3) для иностранцев, постоянно проживающих на территории России:
9. Вопрос:
На какой срок работодатель может заключать трудовой договор с иностранным гражданином или лицом без гражданства?
Ответ:
Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Это предусмотрено ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.
10. Вопрос:
Кого и как необходимо уведомить о привлечении к трудовой деятельности или увольнении иностранного работника?
Ответ:
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ работодатель обязан уведомлять территориальный миграционный орган о заключении или расторжении с иностранным гражданином трудового договора. Такое уведомление должно быть осуществлено путем направления соответствующего документа в бумажной или электронной форме в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора в соответствии с приказом МВД России от 10.01.2018 № 11 (формы уведомлений прилагаются — Приложение 1 и 2).
Согласно позиции Верховного Суда РФ, указанная обязанность возникает у работодателя и в том случае, когда отсутствует трудовой договор с работником в письменной форме (Постановление от 14.07.2010 № 25-АД10-6).
Формы и порядок подачи уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранцами утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11.
Сведения представляются в отношении каждого привлекаемого к работе иностранца. Бланк уведомления необходимо заполнить на русском языке разборчиво от руки или при помощи технических средств. Использование сокращений, зачеркиваний и исправлений не допускается. Это следует из п. п. 3, 4 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (далее — Порядок представления уведомлений), приведенного в Приложении № 15 к Приказу МВД России от 04.06.2019 № 363.
Если уведомление представляется на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции, то лицу, которое его подает, необходимо предъявить документы, удостоверяющие его личность и полномочия, что следует из содержания п. 7 Порядка представления уведомлений. Подтверждением того, что уведомление получено, является справка о приеме уведомления (Приложение № 2 к Порядку представления уведомлений), выданная работодателю (заказчику работ (услуг)) или его представителю ответственным должностным лицом соответствующего подразделения. Это следует из абз.3 п. 8 Порядка представления уведомлений.
Если уведомление направлено в подразделение по вопросам миграции в электронной форме, то должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем получения такого документа, направляет электронное сообщение о приеме уведомления представившему его лицу. На это указано в п. 9 Порядка представления уведомлений.
11. Вопрос:
Какая ставка НДФЛ применяется в том или ином случае?
Ответ:
В данном вопросе опять важно обратить внимание какой правовой статус у иностранного гражданина или лица без гражданства.
Для лиц, которые находятся на территории РФ на основании вида на жительство или разрешения на временное проживание, НДФЛ рассчитывается по ставке 13%, налоговая база определяется нарастающим итогом с применением вычетов, так как обычно лица из данной категории являются налоговыми резидентами (находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение года).
Если иностранец не является налоговым резидентом РФ, то налоговая ставка составит 30% и вычетов по НДФЛ не будет (ст.224 НК РФ).
Трудовые доходы (включая отпускные) работника, который получил временное убежище или статус беженца в РФ, облагаются НДФЛ по ставке 13%, независимо от того, является он налоговым резидентом или нет (абз.7 п. 3 ст. 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.04.2016 № 03-04-06/18552).
12. Вопрос:
Какие взносы необходимо оплачивать?
Ответ:
Для всех категорий иностранных граждан работодателю необходимо уплачивать следующие взносы:
13. Вопрос:
Какая административная ответственность предусмотрена для работодателя в том или ином случае?
Ответ:
Лицо, привлекаемое к ответственности
Привлечение иностранца к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент или разрешение на временное проживание
Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
Штраф от 25 тыс. до 50 тыс. руб.
Штраф от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Неуведомление или нарушение порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление необходимо в соответствии с федеральным законом
Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
Часть 3 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Штраф от 35 тыс. до 50 тыс. руб.
Штраф от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Предусмотренные ч. 1 — 3 ст. 18.15 КоАП РФ нарушения, которые совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области
Штраф от 5 тыс. до 7 тыс. руб.
Часть 4 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Штраф от 35 тыс. до 70 тыс. руб.
Штраф от 400 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных федеральным законом ограничений на осуществление иностранцами отдельных видов деятельности
Штраф от 2 тыс. до 4 тыс. руб.
Часть 1 ст. 18.17, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Штраф от 45 тыс. до 50 тыс. руб.
Штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранце либо подложных документов, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
Часть 2 ст. 19.27, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ
Штраф от 35 тыс. до 50 тыс. руб.
Штраф от 350 тыс. до 800 тыс. руб.
14. Вопрос:
Как уволить иностранного гражданина или лицо без гражданства?
Ответ:
Увольнение иностранного работника допускается по любому из общих оснований, предусмотренных ст. 77 ТК РФ, и оформляется в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ.
Вместе с тем есть ряд особенностей прекращения трудового договора с работником-иностранцем, в том числе специальные основания увольнения таких работников.
Приведение численности работников-иностранцев в соответствие с ограничениями на осуществление трудовой деятельности, установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ
Временно пребывающие в РФ
1. Приостановление, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранцев
2. Аннулирование разрешения на работу или патента
3. Окончание срока действия разрешения на работу или патента
4. Окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС либо прекращение действия заключенного работодателем с медорганизацией договора о предоставлении платных медуслуг
5. Невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с ч. 2 ст. 327.4 ТК РФ
6. Невозможность временного перевода работника в соответствии с ч. 3 ст. 327.4 ТК РФ
Временно проживающие в РФ
1. Аннулирование разрешения на временное проживание в РФ
2. Окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ
Постоянно проживающие в РФ
1. Аннулирование вида на жительство в РФ
2. Окончание срока действия вида на жительство в РФ
Сроки прекращения договора при применении определенных оснований увольнения
Трудовой договор прекращается по истечении одного месяца со дня окончания срока действия (пп. 5 — 8 ч. 1, ч. 2 ст. 327.6 ТК РФ):
Работодатель обязан предупредить работника-иностранца в письменной форме не позднее чем за три календарных дня до увольнения по следующим основаниям (ч. 4 ст. 327.6 ТК РФ):
В некоторых случаях работодатель обязан выплачивать иностранным работникам выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. Например, при увольнении в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, или в связи с отказом работника от продолжения работы по причине изменения определенных сторонами условий трудового договора (ч. 7 ст. 178 ТК РФ).