какие инструменты использует публичная дипломатия
СОДЕРЖАНИЕ
Предпосылки и определения
Со временем концепция и определение развивались различными практиками.
— Карнес Лорд (бывший заместитель директора USIA), профессор государственного управления и цивилизации, октябрь 1998 г.
— Джилл А. Шукер (бывший старший директор по связям с общественностью Совета национальной безопасности) июль 2004 г.
Публичная дипломатия может быть определена просто как ведение международных отношений правительствами через средства массовой информации и через взаимодействие с широким кругом неправительственных организаций (политическими партиями, корпорациями, торговыми ассоциациями, профсоюзами, образовательными учреждениями, религиозными организациями, этническими группами). и т. д., включая влиятельных лиц) с целью влияния на политику и действия других правительств.
— Алан К. Хенриксон, профессор дипломатической истории, апрель 2005 г.
Информационное агентство США (USIA), которое было основным правительственным агентством, отвечавшим за публичную дипломатию до тех пор, пока не объединилось с Государственным департаментом в 1999 году, описало это следующим образом: публичная дипломатия направлена на продвижение национальных интересов и национальной безопасности Соединенных Штатов. Государства через понимание, информирование и влияние на иностранную общественность, а также расширение диалога между американскими гражданами и учреждениями и их коллегами за рубежом.
Для Группы планирования интеграции ЮСИА в Государственный департамент (20 июня 1997 г.) публичная дипломатия определяется следующим образом: «Публичная дипломатия направлена на продвижение национальных интересов Соединенных Штатов через понимание, информирование и влияние на иностранную аудиторию. «
По словам Ханса Н. Туха, автора книги «Общение с миром» (St. Martin’s Press, Нью-Йорк, 1990), публичная дипломатия определяется как: «Усилия официального правительства по формированию за границей коммуникационной среды, в которой разыгрывается американская внешняя политика, в чтобы уменьшить степень, в которой неправильные представления и недопонимание осложняют отношения между США и другими странами ».
Стандартную дипломатию можно охарактеризовать как способы, которыми лидеры правительств общаются друг с другом на самом высоком уровне, элитная дипломатия, с которой мы все знакомы. Публичная дипломатия, напротив, фокусируется на способах, которыми страна (или многосторонняя организация, такая как Организация Объединенных Наций) общается с гражданами других обществ. Страна может действовать намеренно или непреднамеренно как через официальных, так и через частных лиц и учреждения. Эффективная публичная дипломатия начинается с предпосылки, что диалог, а не коммерческое предложение, часто является центральным для достижения целей внешней политики: публичную дипломатию следует рассматривать как улицу с двусторонним движением. Более того, деятельность публичной дипломатии часто представляет множество различных взглядов, представленных частными американскими частными лицами и организациями в дополнение к официальным взглядам правительства США.
Традиционная дипломатия активно связывает одно правительство с другим правительством. В традиционной дипломатии должностные лица посольства США представляют правительство США в принимающей стране, прежде всего, поддерживая отношения и ведя официальные дела правительства США с официальными лицами принимающего правительства, тогда как публичная дипломатия в первую очередь задействует множество различных неправительственных элементов общества.
Кино, телевидение, музыка, спорт, видеоигры и другие социальные / культурные мероприятия рассматриваются сторонниками общественной дипломатии как чрезвычайно важные средства для понимания друг друга разнообразных граждан, которые являются неотъемлемой частью международного культурного взаимопонимания, которое, по их мнению, является ключевой целью современная стратегия публичной дипломатии. Это включает в себя не только формирование сообщения (сообщений), которое страна желает представить за границей, но также анализ и понимание того, как это сообщение интерпретируется различными обществами, и разработка инструментов слушания и беседы, а также инструментов убеждения.
Эта традиционная концепция расширяется за счет идеи принятия так называемой «внешней политики, ориентированной на население», в рамках которой иностранное население принимает на себя центральный компонент внешней политики. Поскольку люди, а не только государства, имеют глобальное значение в мире, где технологии и миграция все чаще сталкиваются с каждым, открываются совершенно новые двери для политики.
Методы
Международное вещание остается ключевым элементом общественной дипломатии в 21 веке, когда традиционно более слабые государства имеют возможность бросить вызов гегемонии и монополии на информацию, предоставляемую более могущественными государствами.
Влияние
Согласно исследованию, проведенному в 2021 году, визиты руководителей на высоком уровне повышают общественное одобрение среди иностранных граждан.
Публичная дипломатия как инструмент международного диалога
«Бесполезно взваливать вину за текущую
ситуацию на ту или иную страну. Если основные
центры силы не найдут возможность взаимодействия
и равного распределения ответственности, то мы
вновь окажемся на грани войны».
Обращение к Конгрессу Президента Ф.Д.Рузвельта
по итогам Ялтинской конференции 1945 года
Публичная дипломатия влияет на различные аспекты внешнеполитической деятельности государства, и она принципиально важна для достижения успеха на международной арене. Лица, причастные к принятию внешнеполитических решений в данной сфере, должны стараться, чтобы формируемый образ страны был привлекательным в долгосрочной перспективе. Однако в современных условиях достичь данной цели очень сложно и применять для этого нужно более личные и интерактивные подходы, чем ранее.
Можно сказать, что одной из задач публичной дипломатии является выведение страны из этой условной «периферии» в «центр», причем для этого необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии, знать портрет людей, являющихся потенциальными получателями информации, проводить социологические исследования, направленные на выявление запросов зарубежной аудитории, поскольку, как представляется, только государства, понимающие интересы экспертного сообщества и гражданского общества ключевых игроков, предлагающие соответствующие им и собственным национальным интересам форматы взаимодействия, способны выйти победителями из развернувшейся сегодня «битвы за умы и сердца».
Подводя итоги, можно сказать, что публичная дипломатия позволяет нивелировать тенденции роста разобщенности и использовать открывающиеся возможности для взаимодействия. Ввиду того что в современных условиях достичь этого крайне сложно, следует применять подходы, учитывающие страновую специфику (законодательную, культурную, историческую). Также важно слышать собеседников, перенимать у них положительный опыт: благодаря созданию пространства для ведения диалога можно укрепить долгосрочные отношения между странами, причем необязательно добиться совпадения всех позиций, гораздо важнее выявить область общих интересов, на основе которых можно выстраивать сотрудничество. Помочь этому и призвана публичная дипломатия.
1 Changing Minds Winning Peace: а new strategic direction for U.S. public diplomacy in the Arab & Muslim world // URL: http://www.state.gov/documents/organization/24882.pdf
2 Rotfeld Adam Daniel. A World in Turmoil Searching for a New International Order. Presentation at the Polish Embassy. Moscow, 4 Sept. 2015 // URL: http://www.moskwa.msz.gov.pl/resource/b6885f12-9338-496e-adb5-9534a3a8dbfe:JCR
3 Sun Henry H. International political marketing: a case study of United States soft power and public diplomacy // Journal of Public Affairs. 2008. №8. P. 165-183.
4 On «The American century» and the future of smart power. An Interview with Joseph Nye // URL://publicdiplomacymagazine.com/wp-content/uploads/2015/06/Smart-Power-PD-Mag.pdf
5 The Daily Vertical: The Temperature in Sweden // RFE. URL: http://www.rferl.org/content/daily-vertical-temperature-in-sweden/27249247.html
7 Правда, иногда видные американские ученые-международники де-факто приравнивают публичную дипломатию к пропаганде, призывая НАТО противодействовать российским усилиям в данной сфере. См.: Seib Philip. Fighting the Information War // Huffington Post. 27.09.2015 // URL: http://www.huffingtonpost.com/philip-seib/fighting-the-information_b_8203348.html
8 Shiriyev Zaur. Does Russia need «soft power»? // Today’s Zaman // URL: http://www.todayszaman.com/columnistDetail_getNewsById.action?newsId=307507#.USPL9FnxQAN.facebook.
9 Ашин Г.К. Элитология в системе общественных наук // URL: http://www.mgimo.ru/files/138689/vestnik_09-03_ashin.pdf
10 «Круглый стол» «Россия и Украина: контуры внешней политики на 2013 год». Из личного архива автора.
11 Механик А. Квант технологической революции // Эксперт. 2015. 30 авг. // URL: http://expert.ru/expert/2015/36/kvantyi-tehnologicheskoj-revolyutsii/
12 2014 Comprehensive Annual Report on Public Diplomacy and International Broadcasting Activities // URL: http://www.state.gov/documents/organization/235159.pdf
13 http://gorchakovfund.ru/news/10368, http://gorchakovfund.ru/news/10368
14 Almasy Steve. Olympics closing ceremony is trip through Russian culture // http://www.cnn.dk/2014/02/23/sport/olympics-closing-ceremony/index.html?iid=article_sidebar
15 UNHCR. Forced displacement in 2014 // URL: http://www.unhcr.org/556725e69.html
16 Соглашение о создании Трастового фонда в целях развития // URL: http://www.undp.ru/documents/Agreement_Russia-UNDP%20Trust%20Fund%20for%20Development_rus.pdf
17 Sun Henry H. Op. cit.
18 Taylor Humphrey. The Not-So-Black Art of Public Diplomacy // World Policy Journal. Winter 2007/2008. Vol. 24. Issue 4. P. 51.
19 Хрусталев М.А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки теории и методологи. М.: НОФМО, 2008. С.18.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ ДИПЛОМАТИИ
В результате изучения данной главы студент должен:
Универсальные принципы дипломатии
Начало XXI в. ознаменовалось стремлением мирового сообщества активизировать борьбу за права человека. Государства мира совместно приняли Всеобщую декларацию прав человека, дополненную международными пактами о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Региональные договоры, такие как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Американская конвенция о правах человека и Африканская хартия прав человека и народов, исходят из близких или аналогичных инвектив. В Декларации тысячелетия, принятой всеми государствами — членами ООН на Генеральной Ассамблее ООН в 2000 г., подтверждена приверженность правам человека, основным свободам и уважению равных прав всех людей без исключения. В понятие глобальной этики в соответствии с Принципами ООН входят пять основных элементов.
Этими универсальными принципами руководствуется дипломат в своей повседневной работе.
Общие правила деятельности послов, их права и полномочия стали складываться много веков назад. С течением времени они все более отшлифовывались, но в своей основе изменения были не особенно значительными, если иметь в виду правовой статус посла как представителя главы своего государства, обеспечивающего связи с правительством данной страны.
Именно в силу этой главной особенности институт посла считался особо консервативным по сравнению с любым из существующих в мире государственных институтов. Например, основное правовое положение посла и других дипломатов посольства состояло не просто в «личной неприкосновенности», но и в экстерриториальности всего посольства, невозможности привлечения к судебной ответственности, обысков, изъятия документов, вещей и т.д., — все это было еще в античном мире и в других государствах древности — Китае, Персии, Египте. Конечно, встречались (как и в наше время), и довольно часто, отступления от этих стандартов, когда правители-тираны бросали послов в темницу и порою приказывали их умертвить.
Послы имели право посещать монарха с посланиями от своего главы государства (правительства), встречаться с министрами иностранных дел, наносить визиты вежливости в дни праздников и т.д. Особые случаи — это уведомления, касающиеся объявления войны или ее прекращения, или по иным вопросам, в том числе по торгово-экономическим отношениям между двумя странами. Обычно послы, выполняя свою работу, выясняли позиции относительно какой-либо крупной международной проблемы, а также в отношении третьих стран и вероятных коалиций в решении вопросов, касающихся двух стран, и даже о будущих войнах; иногда поднимались вопросы бракосочетания членов царствующих семей. Это было характерно для средневековой Европы и других стран. В государствах античного мира, в частности, в Древней Греции и особенно в Риме эпохи императоров (по крайней мере, со времен Юлия Цезаря), Древнем Египте, Персии, Китае этими вопросами часто занимались уже послы. Они не всегда находились в других странах на постоянной основе: иногда роль посла принимал на себя лично государь (правитель) — он заранее уведомлял другого правителя о своем намерении прибыть в столицу государства и по прибытии, в зависимости от влияния и силы страны, его принимали немедленно или же он терпеливо ждал, когда его пригласят в дворец правителя страны. Этой встречи послы иногда ждали со страхом: монарх мог быть любезен и ласков с ними, а мог оскорбить, унизить и прогнать с позором или даже казнить.
Иногда приходится слышать, что «политика — это грязное дело», «дипломатия — грязное дело», но надо понимать, что «грязными» эти сферы деятельности становятся в руках (и умах) политиков и дипломатов, путающих личные интересы и капризы с государственными интересами, интересами общества, неразборчивых и ограниченных, неспособных честными методами достигать целей государства.
Публичная дипломатия и ее аспекты
В последнее время в России все больше говорят и пишут о необходимости активизации общественной, или публичной, дипломатии. Такую задачу ставит и руководство страны. Немаловажно, что в подписанном уже в день вступления в должность Президента России указе «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» В.В.Путин призвал «в интересах повышения результативности российской внешней политики эффективнее использовать ресурс публичной дипломатии, вовлекать гражданское общество во внешнеполитический процесс…».
Изучим историю самого понятия, чтобы лучше понять смысл «публичной дипломатии»
Классическую современную концепцию «публичной дипломатии» представил декан Школы права и дипломатии им. А.Б.Флэтчера Университета Тафтса Э.Гуллион при формировании Центра публичной дипломатии им. Э.Р.Мэрроу в 1965 году. В брошюре, посвященной Центру, она излагалась следующим образом: «Публичная дипломатия… имеет дело с влиянием общественных установок на осуществление внешней политики. Она включает в себя измерения международных отношений, выходящие за рамки традиционной дипломатии: культивирование правительствами общественного мнения в других странах, взаимодействие частных групп и интересов одной страны с другой, освещение международных отношений и их влияния на политику государства, взаимодействие между теми, чья работа заключается в коммуникации (дипломаты и зарубежные корреспонденты) и процесс межкультурных коммуникаций… Центральным моментом для публичной дипломатии является транснациональный поток информации и идей»2. Сам Э.Гуллион писал: «Под публичной дипломатией мы понимаем средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения других народов и правительств таким образом, чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения»3.
В этих определениях можно выделить целый ряд аспектов. Во-первых, субъектами публичной дипломатии могут быть:
Впоследствии именно такое понимание публичной дипломатии утвердилось как в политических, так и в экспертных кругах. В это понятие включали несколько элементов:
Правительства многих стран мира ввели государственные должности или целые ведомства, ответственные за публичную дипломатию. В США с 1999 года за эту сферу отвечает заместитель государственного секретаря по публичной дипломатии и работе с общественностью. Согласно официальному интернет-сайту Госдепартамента, «миссия американской публичной дипломатии состоит в поддержке достижения целей и решении задач внешней политики США, продвижении национальных интересов и укреплении национальной безопасности путем информирования иностранной общественности и влияния на нее, а также путем расширения и укрепления отношений между народом и правительством США и гражданами остального мира». Заместитель госсекретаря руководит программами публичной дипломатии, которые включают в себя «связи с международными аудиториями, культурные программы, исследовательские гранты, обмены в области образования, программы посещения США и усилия правительства США противостоять идеологической поддержке терроризма5.
В Индийском МИД, например, в 2006 году создан Отдел публичной дипломатии, усилия которого направлены на «стимулирование большего понимания Индии и проблем ее внешней политики». Отдел организует и поддерживает широкий спектр программ как внутри страны, так и за рубежом6. В посольствах многих стран созданы должности координаторов программ публичной дипломатии, часто на уровне заместителя главы миссии. Кроме того, в ряде государств были образованы специальные государственные органы и организации, деятельность которых направлена на распространение культуры, языка и знаний о стране среди иностранцев (Британский совет, Институт Гёте, Альянс Франсез, Институт Сервантеса, Государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом, Японский фонд, Корейский фонд и т. п.).
Публичная дипломатия
Публи́чная диплома́тия (англ. public diplomacy ) — комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов.
Термин «публичная дипломатия» не является синонимом термина «открытая дипломатия», которая касается характера дипломатического поведения государства на международной арене (от «открытости» (Сингапур) до «замкнутости»(КНДР)).
Публичная дипломатия — действия, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует. Публичная дипломатия в основном нацелена на массовую аудиторию. Она исходит из того предположения, что общественное мнение может оказать значительное влияние на свои правительства и на политические системы. Любой вид публичной дипломатии направлен на определенную аудиторию, использует соответствующий этой аудитории язык и образы. Именно это позволяет ей достичь намеченных политических целей.
Публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами. Это предполагает активный международный обмен, создание информационных программ, пропаганду своей культуры.
Содержание
Публичная дипломатия США
В Америке с конца 70-х годов очень активно вели работу по непосредственным связям с общественностью, созданы многие органов и постов. Пропаганда, благодаря новым технологиям (телевидение, радио), превратилась в ключевое средство ВП. Восприятие политики одного государства общественным мнением других стран играет все большую роль. Сфера деятельности публичной дипломатии предполагает все более активное подключение общественного мнения, неправительственных институтов и отдельных граждан к дискуссии по проблемам международной политики. Во многом успех на мировой арене политики и внешнеэкономических проектов государства обеспечивается уровнем информационных систем.
Информационно-разъяснительная работа
Информационно-разъяснительная работа — деятельность, целью которой является распространение информации о собственной стране, о жизни ее людей, а также разъяснение внешнеполитического курса ее правительства и предпринимаемых им внешнеполитических акций, разоблачение инсинуаций, распространяемых враждебной пропагандой.