какие инструменты могут быть выбраны для осуществления педагогического мониторинга в доу
Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС
Вера Боярских
Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС
«Педагогический мониторинг.
Оценку индивидуального развития детей в новом контексте образовательной деятельности.»
Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя?
Интерпретации текста ФГОС дошкольного образования управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!»
Однако если посмотрим на слайд, то четко видим, что ФГОСдошкольного образования: с одной стороны нам говорит о возможности проведения мониторинга.
• для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4);
• что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
4 сл А с другой стороны мы так же видим формулировки, которые ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.
• «Целевые ориентиры не подлежат педагогической диагностики (мониторинга,
• Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
• Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга
Таким образом, текст стандарта вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?
5 сл А для понимания давайте обратимся к ФГОС дошкольного образования и Закону об образование.
ФГОСдошкольного образования: говорит о том, что необходим учет индивидуального уровня развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка»,
• «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей»,
• «…возрастных возможностей и индивидуальных различий
• «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…
Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС дошкольного образования станет просто невозможно!
6 сл. Так же о мониторинге говорит и Закон «Об образовании в РФ»
• В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно [7, c.6, 8, 28, 29, 42, 47, 89, 97]
•в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, [7, c.9].
• Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения [7, c. 6, п. 1.11; c. 8 п. 1.13 и др. ].
• Из текста Закона следует, что мониторинг могут осуществлять и непосредственно образовательные организации, [7, c. 28 п. 3.13].
Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ!
7 сл На основание всего вышесказанного мы можем сделать вывод:
МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОВОДИТЬ!
9 сл Педагогический мониторинг
• направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы,
• на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы,
• на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО).
Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада,
предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.
Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.
10 сл Один из этапов мониторинга – это педагогическая диагностика
Цель педагогической диагностики – оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.
Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
Педагогический мониторинг включает в себя
оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре,
оценка индивидуального развития детей (проводят педагоги)
состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/,
развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)
11 сл Мониторинг осуществляется
в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними, на протяжении всего учебного года.
Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.
Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (января) и конце учебного года (май).
12сл Организация проведения оценки индивидуального развития Предлагаемый диагностический материал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
В основу разработки диагностического материала были положены теоретические идеи Александра Владимировича Запорожца, Ольги Михайловны Дьяченко, Николая Евгеньевича Вераксы, Даниила Борисовича Эльконина;
13 сл Структура педагогической диагностики соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Диагностические методики распределены по пяти направлениям «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики. Показатели развития по этим образовательным областям определяются по результатам наблюдения педагогом за ребнком в течение всего учебного года. Прошу обратить внимание на раздаточный материал (приложение 1, 2) В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.
При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается:
— красный показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
— Зеленый показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
— Синий показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Таблица приложения 2 является сводной по всем 5 направлениям развития.
1. 14 сл Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств в течение всего времени пребывания в ДОУ воспитателями и специалистами. 2-3 раза в год на основание положения о внутреннем мониторинге.
2. 15 сл Давайте сейчас обратимся вновь к раздаточному материалу, таблица 3 Результаты оценки индивидуального развития ребенка коллегиально под руководством методиста вносятся в единую форму которая сейчас перед вами, где показателями являются целевые ориентиры ребенка трех лет. В середине учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на учебный год.
Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка
Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях ПМПК ДОУ и фиксируются коллегиально.
16 сл. По результатам педагогической, психологической, диагностики, а так же наблюдения родителей составляются «графики индивидуального профиля эффективности педагогического воздействия». Данный график у вас представлен приложением 4. В последствии на данном графики в ежедневном режиме отмечаются текущие изменения педагогами и специалистами ДОУ
17 сл Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ и представляются на итоговом педагогическом совете (за прошедший учебный год) для определения направлений совершенствования воспитательно-образовательного процесса, условий реализации образовательной программы.
18 сл Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются: администрация ДОУ, для последующих управленческих решений
Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:
педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
Родители (законные представители) воспитанников,
19 сл Отметим, что закон об образовании говорит нам, что родители могут участвовать в проведение мониторинга. Свою оценку развития детей они фиксируют в графике (приложение 4)
20 сл. Хочется так же поделится положительным опытом итогового мониторинга, который проходит в по методу проектной деятельности.
21 сл Психолого-педагогический проект «Разноцветная неделька» – это некая интерактивная форма взаимодействия,позволяющая: вовлечь в педагогический мониторинг и объединить всех участников образовательного процесса, в. ч и родителей.
Отличительная особенность данной формы работы – ее целостность, тематическая направленность. Проведение данного проекта требует тщательной подготовки, планирования мероприятий, но при этом позволяет получить большой отклик со стороны всех участников воспитательно-образовательного процесса, массы положительных эмоций и качественный, всесторонний результат мониторинга.
22 сл Основные принципы организации проекта «Разноцветная неделька»
• неделя должна быть целостной и законченной, подчиняться единой идее.
• каждый последующий день должен быть связан с предыдущим.
• мероприятия каждого дня должны делать этот день неповторимым и запоминающимся.
•использование всех видов деятельнсти: диагностики, просвещения, коррекционно-развивающей и профилактической работы.
• Проект проводится со всеми участниками образовательного процесса группы одновременно (участвуют все дети, воспитатели, специалисты и родители)
• мероприятия недели должны стать частью воспитательно-образовательного процесса.
23 сл Тема дней недели может быть абсолютно любой, но единой цветовой гаммы. Главное, чтобы она была интересная и доступна детям, чтобы ее можно было рассмотреть с различных сторон и включить в деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Неделя проекта – это реальная возможность дать качественную оценку развития детей со стороны родителей, педагогов и специалистов всего учреждения в целом.
24 сл. Как проходит данный проект в нашем ДОУ я предлагаю вам посмотреть в небольшом сюжете.
25 сл. Спасибо за внимание
Готова ответить на ваши вопросы.
Документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (Семинар) Материал подготовлен воспитателем высшей квалификационной категории Никитиной В. В. МБДОУ «Детский сад № 200» г. Чебоксары Чувашской Республики.
Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на.
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением.
Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 г. Нерчинска Тема: «Метод проектов.
Предметно-пространственная развивающая в ДОУ в соответствии с ФГОС ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013.
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС Сенсорный уголок Уголок для девочек Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых.
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается.
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС Вторая часть Средняя группа В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также.
Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ. Краткая аннотация проекта На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении.
Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек.
Управление образования и молодежной политики Георгиевского городского округа
Система мониторинга качества дошкольного образования
Цели мониторинга качества дошкольного образования
Для принятия эффективных управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования в Георгиевском городском округе выделены цели по следующим направлениям:
— совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования, а также повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОУ (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); повышение качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ;
— совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
— обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу; повышение качества управления в ДОУ.
Обоснование выделения целей по направлениям
В разделе II ФГОС ДО определены требования к структуре Программы и ее объему. Определение соответствия Программы требованиям ФГОС ДО позволяет оценить полноту и системность организации образовательного процесса в ДОУ.
Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)» обусловлено требованиями пункта 2.6. раздела II ФГОС ДО.
Оценка данного направления позволит судить о содержании образования детей по пяти образовательным областям (социально—коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по обеспечению полноценного развития личности детей.
Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОУ» обусловлена статьей 5 «Закона об образовании в РФ» и пунктом 1.3. раздела 1 требований ФГОС ДО.
Оценка качества реализации адаптированных образовательных программ в ДОУ позволит прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения по обеспечению качественного дошкольного образования для детей с OB3 и детей-инвалидов.
Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества образовательных условий в ДОУ (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)» обусловлена включением их (условий) в ФГОС ДО.
Оценка данных направления позволит судить о реализации раздела III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» и конкретизировать содержание управленческих решений по кадровой политике, по развитию методической службы, обеспечивающей совершенствование психолого-педагогических условий в ДОУ, по оснащению образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
Выделение цели по направлению «Совершенствование качества по взаимодействию с семьей» (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами индивидуальная поддержка развития детей в семье) обусловлена необходимостью выполнения статьи 44 «Закона об образовании в РФ» (в ред. от 24.03.2021) раздела I, пункта 3.1. раздела III требований ФГОС ДО.
Оценка данного направления позволит определить выполнение требований нормативных документов и разработать эффективные управленческие решения по созданию условий для совершенствования взаимодействия ДОУ с семьей.
Необходимость выделения цели по направлению «Обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу» обусловлена статьей 41 «Закона об образовании в РФ» (в ред. от 24.03.2021), требованиями ФГОС ДО.
Оценка условий по данному направлению позволит судить о выполнении требований нормативных документов и разрабатывать управленческие решения по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу в ДОУ.
Необходимость выделения цели по направлению «Повышение качества управления в ДОУ» обусловлена статьями 28, 30, 86, 90, 95, 97 «Закона об образовании в РФ», требованиями ФГОС ДО. Оценка данного направления позволит судить о выполнении требований нормативных документов и разрабатывать управленческие решения по повышению качества управления в ДОУ.
Муниципальными показателями, характеризующими качество образовательных программ дошкольного образования, являются:
2. Соответствие ООП ДО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования.
3. Наличие рабочих программ в ДОУ.
4. Наличие в рабочих программах ДОУ содержания по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
5. Наличие ДОУ, реализующих AOП ДО;
6. Соответствие AOП ДО требованиям ФГОС ДО.
Качество образовательных условий в ДОУ
(кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия).
В качестве муниципальных показателей, характеризующих кадровые условия дошкольного образования, оцениваются:
1. Обеспеченность ДОУ педагогическими кадрами;
2. Уровень квалификации педагогов по результатам аттестации;
3. Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности);
4. Своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителем ДОУ;
5. Наличие у руководителя ДОУ требуемого профессионального образования.
6. Нагрузка на педагогов.
Развивающая предметно-пространственная среда.
1. Содержательная насыщенность среды.
2. Трансформируемость пространства.
3. Полифункциональность материалов.
4. Вариативность среды.
5. Доступность среды.
6. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды
Психолого-педагогические условия.
1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки.
2. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
3. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Показатель «Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье)».
Качество взаимодействия ДОУ с семьей определяется по следующим составляющим:
1. Наличие нормативных правовых документов, регламентирующих взаимодействие с семьей.
2. Наличие единого информационного пространства взаимодействия ДОУ с семьей.
3. Удовлетворённость семьи образовательными услугами.
4. Индивидуальная поддержка развития детей в семье.
Обеспеченность здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу.
Обеспечение здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу оценивается по следующим показателям:
1. Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
2. Обеспечение комплексной безопасности в ДОУ.
4. Наличие Программы развития ДОУ.
Методы сбора и обработки информации
На уровне ДОУ могут быть использованы: структурированное наблюдение за реализацией образовательной деятельности в группе с использованием оценочных шкал; экспертная оценка образовательных условий ДОУ; анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ; самоанализ продуктов управленческой и педагогической деятельности (управленческих документов, образовательных и рабочих программ).
Описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в BCOKO, разработанной и реализуемой в ДОУ.
На муниципальном уровне могут быть использованы:
изучение открытых источников информации о деятельности ДОУ (официальные сайты ДОУ);
изучение информации о ДОУ, полученной по запросу управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа.
Количественный анализ позволяет сформировать представление об общих тенденциях в округе и выделить особенности качества дошкольного образования. Полученные данные могут быть обработаны с помощью методов математической статистики (кластерный анализ).
Качественный анализ направлен на прогнозирование развития муниципальной системы дошкольного образования, разработку адресных рекомендаций и предложений по повышению качества дошкольного образования в Георгиевском городском округе. Результаты мониторинга качества дошкольного образования Георгиевского городского округа оформляются в виде заключения (аналитического отчета / справки), утверждаются приказом управления образования и размещаются на официальном сайте. На основе материалов заключения разрабатываются адресные рекомендации, мероприятия и управленческие решения.
Анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования
По итогам мониторинга качества дошкольного образования в Георгиевском городском округе составляется аналитический отчет / справка
Адресные рекомендации
Адресные рекомендации по результатам анализа мониторинга качества дошкольного образования формируются на основе рекомендаций, включенных в аналитический отчет / справку, которые могут быть даны:
— отдельным ДОУ Георгиевского городского округа;
— группам ДОУ, схожим по каким-либо направлениям (ОВЗ, группам кратковременного пребывания (ГКП) и т.д.)
Содержание адресных рекомендаций может быть связано с использованием успешных практик в системе дошкольного образования, совершенствование качества дошкольного образования, устранением выявленных дефицитов, развитием профессиональных компетентностей и др.
Меры, мероприятия по результатам мониторинга качества дошкольного образования
Результаты мониторинга являются основой для планирования и реализации мер и мероприятий, направленных на повышение качества муниципальной системы дошкольного образования Георгиевского городского округа. Цели и содержание мер и мероприятий могут обеспечивать повышение качества дошкольного образования по одному или нескольким взаимосвязанным показателям, которые являются актуальными для всей муниципальной системы, или могут относиться к деятельности отдельных ДОУ.
Нормативной основой проведения мер и мероприятий являются управленческие документы.
Принятие управленческих решений по результатам проведенного анализа
Управленческое решение оформляется в виде нормативно-правового акта, который содержит сведения о принимаемых управленческих решениях (в том числе о поощрении), сведения о сроках реализации управленческих решений, об ответственных и об участниках. По результатам проведения мер и мероприятий осуществляется анализ их эффективности, результаты которого оформляются в отчетном документе (справка).
Анализ эффективности принятых мер
Завершающим звеном управленческого цикла является анализ эффективности принятых мер
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы мониторинга качества дошкольного образования в Георгиевском городском округе, и предполагают сохранение имеющейся системы мониторинга качества, либо внесения в нее необходимых изменений.
Приказ управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 16 июня 2021 года № 1378 «Об утверждении концепции мониторинга качества дошкольного образования в Георгиевском городском округе Ставропольского края»
Приказ управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 22 июня 2021 года № 1395 «Об открытии муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 «Мечта» города Георгиевска»
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 5 совещания руководителей дошкольных образовательных учреждений Георгиевского городского округа
Концепция мониторинга качества дошкольного образования в Георгиевском городском округе Ставропольского края
Критерии показателей качества дошкольного образования в Георгиевском городском округе
Аналитический отчет о проведении мониторинга качества дошкольного образования в Георгиевском городском округе в 2021 году. Приложение
Адресные и методические рекомендации педагогическим и руководящим работникам дошкольным образовательным учреждениям Георгиевского городского округа по результатам мониторинга качества дошкольного образования за 2020-2021 учебный год