какие инструменты применяют для работы с проволокой
В арсенале мастера: инструменты для работы с проволокой
Создание украшений из проволоки приобретает все большую популярность. Начать работу в этом направлении стоит с подбора инструментов и приспособлений. Некоторые из них обязательные, другие сокращают энергозатраты и повышают качество и декоративность бижутерии.
Поговорим об особенностях и применении каждого.
1. Прежде всего это круглогубцы. Они нужны для завивки и создания дуг из проволоки.
2. Плоскогубцы используются, чтобы подтягивать узелки, плотно сжимать или загибать материал под определенным углом, раскрывать и закрывать колечки, обрабатывать торчащие концы. Выбирайте зажимы без зубцов, так как они оставляют следы.
Совет. Лучше приобретайте изделие с «пружинящими» ручками – сэкономите силы и время на раскрывании рукоятки инструмента. При покупке проследите, чтобы губки точно сходились по всей длине и зажим проволоки получался точным и равномерным.
3. Кусачки боковые. У хорошего бокореза режущие кромки скошены только с внутренней стороны, а с внешней смыкаются в единую поверхность. Лезвия должны быть качественными: ровными, без заусенцев и вмятин, иначе они скоро затупятся, и срез будет неровным. Во время покупки постарайтесь протестировать кусачки прямо в магазине.
Совет. Для удобства заведите отдельный инструмент для тонких и толстых деталей. Не применяйте бокорез для перекусывания стали, которая отличается большей жесткостью, иначе он испортится. Для этой цели воспользуйтесь кусачками из набора для бытового ремонта.
4. Утконосы имеют тонкие кончики. Ими удобно удерживать маленькие части, совершать манипуляции со сложными элементами, поджимать их в труднодоступных местах.
5. Нейлоногубцы похожи на плоскогубцы. Отличие — в нейлоновых накладках, которые выпрямляют материал без отпечатков.
Совет. Со временем губки быстро изнашиваются, поэтому остановите выбор на варианте со сменными накладками.
6. Молоток и наковальня пригодятся для выпрямления текстурирования проволоки. Главное требование — гладкая поверхность, иначе неровности моментально отпечатаются на заготовке. Чем толще детали, тем крупнее должны быть молоток и наковальня. В роли последней некоторые умельцы используют боек кувалды и даже подошву старого утюга.
Совет: чтобы сохранить плавность линий, сначала изогните проволоку, а уже затем добивайтесь плоской формы. Для этого располагайте молоток перпендикулярно к детали, которая подлежит обработке. Хотите добиться рельефной поверхности — ударяйте под тем или иным углом, либо воспользуйтесь специальным текстурным молотком.
7. Круглый стержень, или ригель. Это стальной конус диаметром 9-40 мм из закалённой стали, который поможет придать заготовкам для колечек и ожерелий правильную округлость. Ригели выпускаются с разметкой, на которой указаны возможные размеры будущего аксессуара.
8. Еще вам потребуются измерительные приборы: рулетка, линейка и штангенциркуль, который помогает определить калибр проволоки.
9. Ручная дрель и тиски ускорят скручивание при изготовлении спиральных колец и бусин. Для этого один конец зажимается в тисках, второй прикрепляется к дрели. Продаются и специальные намотчики, которые состоят из рукоятки и двух стержней.
10. Материалы для шлифовки придадут бижутерии готовый вид. Наждачная бумага, войлок и абразивная паста сотрут лишний налет после патинирования, помогут добиться эффекта «старины».
11. Газовая горелка потребуется, если вы будете плавить и паять, создавать пины-шарики и отжигать жесткие части.
Постепенно у вас появится весь перечень необходимых инструментов и приспособлений. Какие-то из них станут незаменимыми помощниками, а что-то будет именно вашей «находкой».
Проволока без проволОчек. Часть 2: инструментарий для проволоки
Я искренне убеждена: чтобы создать стОящую вещь из проволоки, не обязательно покупать дорогие брэндовые инструменты. Главное, пусть они никогда вас не подводят. И эта статья написана для того, чтобы подсказать, как выбрать надёжных помощников эконом-класса.
Конечно, для работы с медной или посеребренной проволокой необходим качественный инструмент и в то же время деликатный. Но высокая цена – не гарантия. В любом случае все покупки нужно проверить у прилавка, подержать в руках, испробовать на принесенных с собой отрезках проволоки, увидеть, насколько успешно выбранный инструмент справляется со своими задачами. А какие они, задачи?
Круглогубцами пользуются для создания сгибов на проволоке, петелек, фигурных, геометрических элементов и спиралей, а также колечек и пружинок. Признак идеальных круглогубцев— каждая из пары губок в сечении должна быть абсолютно круглой. К тому же диаметр обеих должен быть ещё и одинаковым. Примерно, как у моих круглогубцев, хотя они тоже далеки от эталона 🙂
Плоскогубцы нужны как для разжимания колечек в паре с круглогубцами, так и для крепкого захвата проволоки при работе с ней, а также для завивания проволоки в «улитку», образования треугольного или квадратного изгиба. В идеале плоскогубцы должны быть с гладкой внутренней поверхностью, чтобы не царапать проволоку, либо со съемными нейлоновыми накладками, которые часто используются и для выпрямления перекрученой проволоки. Но можно просто обернуть обычные плоскогубцы с рифлеными внутренними площадками лейкопластырем на тканой основе, который продается в любой аптеке.
Вот мои страшные-престрашные плоскогубцы!
Для отрезания проволоки лучше не пользоваться торцевыми кусачками, которые дают грубый некрасивый срез. Удобнее применять бокорезы, которые могут «откусить» проволоку даже в недоступных местах. И важно, чтобы бокорезы могли откусить проволоку так, чтобы срез был прямой, а не сплющенный. Мои так умеют! 🙂
Если вам удастся найти недорогие бокорезы из профессиональной серии (у меня фирмы «Кингстони» – Китай, конечно, но служили мне верно несколько лет, пока не стали щербатыми, теперь собираюсь попробовать кусачки «Микрон» фирмы «Гамма»), считайте, повезло, ведь такой инструмент изготавливают из прочных сплавов, с легкостью разрезающих тонкие металлосодержащие основы – бижутерные гвоздики, булавки, проволоку и металлизированные тросики. Правда, если уж вы режете сталь, будьте готовы к тому, что даже профбокорезы станут щербатыми – вот как мои.
Чтобы подпиливать неровные и некрасивые концы проволоки нужен надфиль (ювелирный или алмазный – в идеале) или брусок для заточки ножей, иногда удобнее пользоваться стеклянной пилкой для маникюра.
И, наконец, запаситесь множеством предметов цилиндрической формы разных диаметров для создания изгибов, колечек, завитков, а также основ для колец и браслетов.
Советы: 1.новые круглогубцы, плоскогубцы и утконосы хорошенько отшлифуйте наждачной бумагой или даже надфилем в тех местах, где они будут соприкасаться с проволокой, чтобы неровности и шероховатости не царапали материал
2. привыкнув к новому инструменту, выньте из него и выкиньте металлические вставки в ручках, имеющиеся там для того, чтобы инструмент буквально не закрывал свой «рот». Не спорю, иногда это удобно, но в основном мешает работе
Есть у меня ещё вот такой инструмент –
круглогубцы с одним губцом и нейлоновой насадкой на другом. Удобны для изготовления колечек, но, попользовавшись им, я делаю колечки по-прежнему с помощью обычных круглогубцев. Не потому, что я консерватор, просто, кажется, специальный инструмент излишен.
Работы с проволокой и жестью
Слесарным делом членам кружка «Умелые руки» почти не придется заниматься. Для некоторых изделий понадобится только проволока и жесть, поэтому мы и расскажем о простейших приемах их обработки.
Материалы и инструменты
Рис. 53. Инструменты и приспособления для работы с проволокой и жестью:1 — ножницы кровельные; 2 — круглогубцы; 3 — плоскогубцы; 4 — кусачки; 5 — киянка; 6 — молоток; 7 — напильники; 8 — сверло для металла; 9 — тиски параллельные; 10 — пробойник; 11 — паяльник; 12 — угольник металлический; 13 — «уголок». |
Слесарным делом членам кружка «Умелые руки» почти не придется заниматься. Для некоторых изделий понадобится только проволока и жесть, поэтому мы и расскажем о простейших приемах их обработки.
Кружку необходимо иметь небольшое количество медной, железной и стальной проволоки. Мягкая медная проволока легко сгибается и режется, но она не упругая и не годится, например, для пружин и крючков.
Для многих изделий понадобится железная проволока — тонкая оцинкованная и более толстая, так называемая «печная».
Крючки и пружинки можно делать из стальной проволоки марки «ПК» или из балалаечных струн.
Запасы проволоки хранят, наматывая ее кругами. Такие витки проволоки называют буртами.
Консервные банки — лучшая жесть для работ юных техников. Она не ржавеет, так как покрыта с обеих сторон тонким слоем олова, легко режется, сгибается и паяется. Не менее ценный и прочный в обработке материал — тонкая листовая латунь.
Для обработки всех этих материалов требуются простые инструменты.
Жесть режут ручными кровельными ножницами. Но можно обойтись и обыкновенными швейными, размером побольше. Их придется лишь часто точить. Проволоку обычно откусывают кусачками — клещами с заостренными концами губок. В крайнем случае и их можно заменить ножницами.
Напильник при обработке металла заменяет рубанок и отчасти пилу. Желательно иметь в кружке хотя бы два напильника, в первую очередь треугольной формы: с крупной насечкой (драчевый) и со средней насечкой (личной).
Для сгибания проволоки и жести нужны плоскогубцы, круглогубцы, молоток, киянка. Киянка должна быть более узкая, чем для работы по дереву, молоток — небольшой (весом около 250 граммов), с одним заостренным концом.
Небольшие отверстия в жести сверлят спиральными сверлами при помощи коловорота или дрели, но чаще пробивают гвоздем или пробойником. Пробойник — это металлический стержень с суженным концом. Сделать пробойник можно из старого, негодного к употреблению напильника, заточив его конец.
Для разметки жести применяются металлический слесарный угольник и чертилка — стальной стерженек, обломок вязальной спицы или простой гвоздь.
Если кружок будет заниматься пайкой, то необходим еще паяльник с простым или электрическим нагревом, а также некоторые материалы, о которых будет сказано дальше.
Хорошо иметь в кружке небольшие параллельные тиски, которые привинчиваются к краю стола. Слесарные тиски полезны не только при работе с проволокой и жестью, но и с деревом, органическим стеклом и другими материалами. Зажимая в тиски мягкие материалы, надо между ними и губками тисков вкладывать деревянные дощечки — прокладки.
Наконец для работы с жестью необходимо простое приспособление — « уголок ». Это согнутая под прямым углом полоса железа, прибитая или привинченная шурупами к краю рабочего стола. Кроме того, иногда требуется наковальня. Наковальню можно заменить массивным куском железа или перевернутым обыкновенным чугунным утюгом, уже негодным к употреблению.
Приемы работы с жестью
Жесть (и тонкую листовую латунь) так же, как и проволоку, приходится часто выпрямлять, так как она легко мнется. Большой лист жести можно выпрямить только киянкой, уложив его на гладкой поверхности и простукивая один участок за другим. Металлическим молотком удается выпрямлять лишь небольшие кусочки жести.
Режут жесть, как уже было сказано, ручными кровельными ножницами, слегка отгибая вверх отрезаемый конец. При резке требуются значительные физические усилия. Работа сильно облегчится, если ножницы зажать в тисках. Тогда нажимать придется только на один свободный рычаг ножниц, затрачивая меньше сил.
Отверстия в жести сверлят или пробивают. В последнем случае жесть кладут на торец деревянного бруска или полена, в нужном месте ставят пробойник или гвоздь и сильно ударяют по нему молотком. Края пробитого отверстия с обратной стороны получаются загнутые и оборванные. Их прибивают молотком.
Рис. 54. Приемы работы с жестью:1 — выпрямление жести; 2 — резание; 3 — сгибание под прямым углом; 4 — скобки из жести. |
Под прямым углом жесть сгибают на металлическом уголке рабочего стола. Уложив лист жести на стол, свисающий конец сперва отгибают вниз рукой, а затем окончательно выравнивают сгиб киянкой. Перед сгибанием в жести делают все необходимые вырезы и отверстия.
Для некоторых изделий требуется согнуть из жести различные скобки. Их гнут киянкой на деревянных шаблонах — выпиленных по размерам скобок прямоугольных или полукруглых брусочках. Вырезанную полоску жести накладывают на брусок и изгибают по нему.
Описанными приемами работы с жестью мы и ограничимся. Способы соединения жести для школьников 3—5-х классов слишком сложны. Только в редких случаях они будут паять жесть. Соединять же деревянные и жестяные детали проще всего шурупами.
Как резать и сгибать проволоку
Проволока, особенно медная и железная, легко гнется. Чтобы сделать какую-нибудь вещь из проволоки, ее прежде всего надо выпрямить. Короткие отрезки проволоки выпрямляют на наковальне, толстом куске железа или на перевернутом утюге. Сперва простукивают молотком все изгибы, а затем проводят им по всей длине проволоки взад и вперед, прижимая ее к наковальне. Железную и алюминиевую проволоку выпрямляют металлическим молотком, более мягкую — медную — киянкой.
Длинную проволоку выпрямляют протягиванием. Например, ее продевают в ручку двери и протягивают, крепко держа руками оба конца. Если с проволокой приходится работать часто, то лучше сделать специальное приспособление для выпрямления ее. В толстую доску вбивают ряд гвоздей, между ними пропускают проволоку и протягивают.
Режут тонкую железную и медную проволоку кусачками, сжимая их руками. Стальную проволоку в месте разреза предварительно нагревают на огне, благодаря чему она становится мягче. Иначе твердую стальную проволоку откусить трудно, и кусачки при этом портятся: на острых губках их получаются зазубрины. Кусать стальную проволоку надо краями губок, а не серединой. Если получится зазубрина, то на краю она не так страшна. Случается, что кусачки «не берут» проволоку: сил школьника не хватает, чтобы ее откусить. Нельзя в таких случаях бить по кусачкам молотком — так легко испортить и даже сломать их. Толстую или твердую проволоку можно разрубить зубилом или же подпилить острой гранью напильника (трехгранного) и затем сломать руками, согнув и разогнув несколько раз в этом месте. Под прямым углом тонкую проволоку сгибают в руках плоскогубцами. Толстую проволоку зажимают в тиски и сгибают при помощи молотка или киянки. Нельзя ударять по тискам металлическим молотком, так как их можно разбить.
Ушки и колечки из проволоки сгибают круглогубцами. А чтобы согнуть правильный большой круг, подбирают стержень, металлическую трубу или круглое бревно соответствующего диаметра.
Спиральные пружинки навивают на круглых стержнях (например, на толстом гвозде). Удобнее всего стержень вместе с концом проволоки зажать в тисках. Наматывая проволоку, ее все время туго натягивают и плотно укладывают один виток к другому без пропусков. Лишний конец проволоки откусывают кусачками. Если намотанную спираль распилить по длине, то она распадается на отдельные разрезанные колечки. Из таких колечек легко сделать цепочку. Распилить спираль можно мелкозубчатой ножовкой или острой гранью напильника, если проволока тонкая. Зубья ножовки предварительно смазывают машинным маслом.
Стальная проволока — очень упругая. После сгибания она несколько расходится. Поэтому, чтобы получить сгиб стальной проволоки под прямым углом, ее надо согнуть немного больше. А чтобы получить спираль из стальной проволоки нужного диаметра, стержень берут немного тоньше. Медная и железная проволока после сгибания сохраняет приданную ей форму и не расходится.
Железная проволока выделывается разной твердости, иногда ее бывает трудно сгибать. Трудносгибаемую проволоку предварительно отжигают на огне, а затем дают ей остыть на воздухе, чтобы сделать гибкой.
Рис. 55. Приемы работы с проволокой:1, 2, 3 — способы выпрямления проволоки; 4 — сгибание проволоки под углом; 5 — загибание ушка; 6 — сгибание колечка; 7 — намотка пружинки; 8 — колечки и цепочки из проволочной спирали. |
Остывшую проволоку, покрывшуюся окалиной, зачищают шкуркой. Согнутую железную проволоку можно закалить — снова сделать твердой. Для этого ее накаляют на огне и сейчас же опускают в холодную воду.
Как паять
В некоторых изделиях требуется прочно соединить металлические детали. Лучше всего это сделать при помощи пайки. Начинать учиться паять могут члены кружка старшего возраста — пионеры и школьники 5-х классов.
Инструмент для паяния — паяльник — представляет собой кусок красной меди, укрепленный на железном стержне или на скрученной толстой проволоке. Этот паяльник нагревается на огне, быстрее и лучше всего на пламени примуса. Удобнее работать электрическим паяльником, который включается в штепсельную розетку и нагревается током. Не следует, однако, греть паяльник без нужды, оставлять его включенным во время перерыва в работе, тогда обмотка паяльника будет служить продолжительное время. Паяльник называется боковым или молотковым, когда медный рабочий конец укреплен под прямым углом к стержню; паяльник называется торцовым, когда рабочий конец его присоединен к стержню своим торцом. И тот и другой паяльник работают одинаково.
На поверхности разогретого металла от соприкосновения его с кислородом воздуха быстро возникает тонкая пленка окиси. Она мешает прочной спайке. Флюс же (паяльная кислота или канифоль) препятствует образованию окиси.
Окись образуется и на самом паяльнике. Для очистки его необходим нашатырь — в порошке или куском. При пайке с канифолью нашатырь не нужен.
Все материалы перед началом работы раскладывают на рабочем столе так, чтобы до них было удобно дотянуться паяльником.
Учиться паять следует начинать с жести. Железо и другие металлы в месте пайки предварительно покрывают тонким слоем олова — лудят.
Жесть от консервных банок уже луженая, поэтому работа с нею упрощается и ускоряется. Места спайки должны быть чистые. Напильником или ножом очищают следы засохшей краски, прилипшей смолы и т. п., мыльной водой смывают следы жира, влажной тряпочкой удаляют налет грязи. Малейшие пятна грязи, ржавчины, краски сделают пайку непрочной: припой в этих местах будет держаться слабо.
Так же тщательно подготовляют паяльник. Заостренный кончик его, называемый иногда жалом паяльника, зачищают напильником или крупнозернистой шкуркой. Затем паяльник нагревают на огне. При этом над пламенем держат не заостренный конец паяльника, а его тупую часть (обушок), соединяющуюся со стержнем. Время от времени горячий паяльник прикладывают жалом к нашатырю. Когда нашатырь начинает с легким шипением дымить — значит паяльник нагрелся. Кроме того, верхушка пламени, в котором находится хорошо нагретый паяльник, становится зеленовато-голубого цвета. Нагрев электрического паяльника проверяют, также прикасаясь им к нашатырю.
Заостренным концом нагретого паяльника с одной и с другой стороны быстро трут по куску или порошку нашатыря. Затем этим же концом паяльника отделяют маленькую частичку припоя, которая превращается в капельку. Паяльник поворачивают в разные стороны, чтобы капелька припоя растекалась по заостренному концу и покрыла его с обеих сторон ровным тонким слоем. Если олово не сплошь покрыло конец паяльника — значит он был плохо зачищен. Надо его еще подчистить в местах, где нет олова, и взять еще капельку припоя.
Два куска жести, которые надо спаять, накладывают краями один на другой. Место будущего шва смачивают паяльной кислотой при помощи тонкой кисточки или деревянной палочки: проводят на нижнем куске жести розную полоску, не давая кислоте растекаться. Концом нагретого паяльника отделяют кусочек припоя, который сейчас же расплавляется. Капельку припоя переносят паяльником на жесть и медленно ведут концом паяльника по смоченной кислотой полоске взад и вперед. Припой растекается по ней. Верхний кусок жести прижимают в это время палочкой или молотком, чтобы он не сдвинулся с места. Когда капелька припоя растечется по жести, паяльником сюда переносят вторую капельку и т. д. Паяльник все время должен быть горячим, время от времени его подогревают. Но слишком перегревать паяльник нельзя — пайка получится плохой.
Паяльником не только переносят припой, им также нагревают жесть. На плохо прогретом месте пайка держаться не будет. Поэтому к месту пайки паяльник надо прикладывать не одним острым концом, а всей заостренной гранью, как показано на рисунке 56 (6). Не следует набирать на паяльник много припоя. Шов пайки должен быть нетолстым и ровным.
Закончив паяние, место пайки промывают водой и протирают тряпочкой, чтобы удалить остатки паяльной кислоты, иначе вокруг пайки появится ржавчина.
Рис. 56. Как паять:1 — нагревание паяльника; 2 — конец нагретого паяльника трут о нашатырь; 3 — паяльником набирают припой; 4 — залуженный конец паяльника; 5 — место спайки смазывают паяльной кислотой; 6 — пайка жести; 7 — место спайки промывают водой; 8 — запаивание отверстия; 9 — впаивание трубочки в жесть; 10 — припаивание проволоки к жести; 11 — пайка проволоки. |
Если нужно заделать маленькое отверстие в жести, его запаивают одним припоем. На большие отверстия накладывают заплаты из жести. Для этого заранее вырезают кусочек жести соответствующего размера. Края отверстия смазывают паяльной кислотой, покрывают слоем олова и накладывают заплату, смазав и ее края кислотой. Сверху по краям заплаты проводят горячим паяльником.
Так же паяют железо и латунь. Но в этом случае тщательно зачищенные места спайки надо предварительно залудить: покрыть при помощи паяльника тонким слоем припоя. Труднее паять алюминий, так как обычный припой (третник) на нем не держится, а требуется припой, состоящий из 70 процентов олова и 30 процентов цинка. Пайкой алюминия в кружке заниматься не следует.
В некоторых изделиях требуется впаивать в жесть тонкие трубочки. Для этого в жести пробивают отверстие, вставляют в него конец трубочки и пропаивают его с обеих сторон.
Чтобы припаять к жести проволоку, ее сгибают под прямым углом. Отогнутый конец прикладывают к поверхности жести и спаивают с нею.
Проволоку паяют, сложив вместе два конца (один из них иногда сгибают под прямым углом). Часто для прочности эти концы предварительно скручивают.
При пайке тонкой проволоки и проводов можно обойтись без паяльника, если вместо третника и флюса применить специальную паяльную пасту — тиноль. Слой тиноля накладывают на место спайки и нагревают на огне.
Какие инструменты применяют для работы с проволокой
Ценная инфа по проволоке
Инструменты, необходимые для работы с проволокой
4. Бокорезы. Проволку, пин и даже ювелирный трос нельзя разрезать ножницами. Для этого есть бокорезы или кусачки.
Знакомимся с проволокой.
Для проволоки самыми важными характеристиками, пожалуй, являются: диаметр сечения, его форма, металл и основные свойства.
Форма сечения.
Помимо размера, сечение еще имеет такую характеристику, как форма. Проволка, продаваемая в магазинах, может иметь сечение круглое, полукруглое, плоское, квадратное.
Металл.
Существует еще один немаловажный нюанс: из какого металла изготовлена проволока? Этот вопрос рассмотрим подробней, так как от него зависит и сфера ее применения.
Как раздобыть: на мой взгляд, самый универсальный металл. Раздобыть его очень просто: в любом магазине, где продается кабель. Нужно только спросить тот, у которого медная жила внутри изоляции. Далее выбираете нужную толщину и длину. Избавиться от изоляции довольно просто, срезав острым ножом вдоль провода ленту по касательной к жиле, а потом сняв остатки руками.
Еще проволоку из меди (латуни или бронзы) с покрытиями различных цветов (про покрытия из драгоценных металлов речь пойдет ниже) можно купить в специализированных магазинах для рукоделия (проволока для бисероплетения).
Что мы имеем: одну толстую, несколько более тонких или много тонюсеньких проводков без лакового покрытия, в зависимости от вида купленного кабеля (можно так же раздобыть лакированную медь в катушках, но ее редко применяют в таком виде для бижутерии). Либо проволоку из рукодельного магазина, выбранного вами цвета и размера.
5 мм) на «позвоночник» куклы. В данном случае преимущество меди в том, что ее можно легко сгибать и разгибать большое количество раз, не боясь, что она сломается. Это очень важно, т.к. порой позу для куклы приходится менять неоднократно.
Медь отлично используется и в бижутерии. Сфера применения: насколько фантазия позволит.
А так же подходит для любых творческих проектов и создания скульптур.
Еще я бы советовала использовать медь для тех, кто желает потренироваться в работе с проволокой.
Преимущества: очень пластичная проволока, которая к тому же не боится многократных сгибов в одном и том же месте. Неломкая. Легко режется кусачками и гнется даже руками, если толщина не слишком большая. Самостоятельно красивый цвет, который поддается изменению нехитрыми способами, применимыми даже в домашних условиях.
Недостатки: к ним можно отнести опять-таки большую мягкость и неспособность держать форму готового изделия, если не используется медь в виде упругих сплавов.
Сходными свойствами обладают бронза и латунь, которые также могут применяться при создании бижутерии в других творческих работах из проволоки.
Как раздобыть: на стойрынке и хозяйственных магазинах.
Цвет: стальной, серый.
Использование: для создания скульптурных работ из проволоки, каркасов для кукол, плетения кольчуг и декоративных цепей.
Преимущества: отлично держит форму, легко раздобыть
Недостатки: тяжелый металл, который очень сложно гнется.
Перейдем к проволокам с драгоценными металлами, наиболее применимым для создания бижутерии. Для них характерны некоторые общие пункты:
Как раздобыть: продается в специализированных магазинах, магазинах для рукоделия или в ювелирных мастерских.
Цвет: чаще всего золото или серебро.
Использование: бижутерия в различных техниках, ювелирное дело, скульптурные работы из проволоки.
Небольшое отступление:
Проба золота или серебра указывает на содержание драгоценного металла в том или ином сплаве. Например, серебро 925 пробы означает, что в данном сплаве 925 частей чистого серебра и 75 частей лигатуры (сплавов других металлов). Существует метрическая и каратная система проб. Карат – единица массы драгоценных камней, равная 200 мг. По этой системе метрическая проба со значением 1000 соответствует 24 каратам. Для перевода одной пробы в другую применяют соотношение 24/1000, согласно которому, например, метрической пробе 750 соответствует 18-каратная проба.
Проволока с покрытием из драгоценных металлов (посеребренная, позолоченная, gold plated, silver plated)
Преимущества: чаще всего это медная проволока из упругих сплавов, хорошо сохраняющих форму, с покрытием. Соответственно, эта проволока имеет такие же положительные качества, как и медная: хорошо гнется, плохо ломается, легко режется.
Недостатки: покрытие тонкое и его легко повредить. Так же не исключено стирание при активной носке изделия. На срезе посеребренной проволоки может быть видна желтизна меди.
Серебряная проволока (silver)
Тут хотелось бы остановиться на самом серебре, т.к. все преимущества и недостатки исходят именно из чистоты сплава.
Преимущества: достаточно мягкий и пластичный материал. Чаще всего используют именно стерлинговое серебро, которое способно обеспечить отличную форму изделия и носкость.
Недостатки: В чистом виде серебро слишком мягкое и не способно сохранять форму, поэтому оно используется в ювелирном деле только для небольшого количества работ, например, филигрань.
Хотелось бы еще отметить, что чем ниже проба, тем больше вероятность появления окисления в виде черного налета на поверхности. Это характерно уже для 830 и 800 пробы.
Золотая проволока (gold) и золотая проволока с наполнением (gold filled)
Золотая проволока встречается куда реже и стоит, соответственно, дороже, за то не боится обнажить со временем свою незолотую сердцевину.
таблица проб/каратности золота:
* 999.9 (чистое золото)
* 999 («Fine gold» эквивалентно 24 каратам; так же известное как «three nines fine»)
* 995
* 990 (эквивалентно 23 каратам; также известное как «two nines fine»)
* 916 (эквивалентно 22 каратам)
* 833 (эквивалентно 20 каратам)
* 750 (эквивалентно 18 каратам)
* 625 (эквивалентно 15 каратам)
* 585 (эквивалентно 14 каратам)
* 417 (эквивалентно 10 каратам)
* 375 (эквивалентно 9 каратам)
* 333 (эквивалентно 8 каратам; минимальный стандарт для золота, принятый в Германии с 1884 года)
Выводы: мы рассмотрели наиболее популярные и часто встречающиеся материалы и теперь вам осталось только выбрать, с чем работать, а это зависит от того, как вы собираетесь использовать проволоку. Для новичков в области создания авторской бижуретии могу посоветовать медь: дешевый материал, который несложно достать, он стерпит все издевательства и позволит получить довольно неплохой результат при наименьших усилиях. После того, как вы потренируетесь и решите, что вам это нравится и хотели бы перейти к более сложным и дорогостоящим материалам, можно обратить внимание на проволоку из драгоценных металлов или с их напылениями.
Проволочные техники изготовления украшений
Бижутерная проволока – очень пластичный материал, имеющий большой потенциал для использования в дизайне украшений. Она бывает разных цветов и диаметров и производится из алюминия, меди и серебра. Наиболее распространенными диаметрами являются 0,2 мм, 0,4 мм, 0,6 мм, 0,8 мм и 1мм. Самая тонкая проволока используется для плетения объектов, из толстой проволоки изготавливают фурнитуру, а средние диаметры применяются для оплетения бусин и производства ажурных и фигурных элементов. Наиболее популярными цветами проволоки являются натуральные цвета меди и стали, а также крашенный золотой и черный цвет. Цветная проволока применяется для производства фурнитуры для украшений на основе цветных цепей или разноцветных бусин из пластика под полированный металл. Из проволоки зеленого цвета выплетают во французской технике деревья и цветы. Для работы с проволокой используют специальные плоскогубцы со сглаженной внутренней поверхностью, которые не царапают проволоку. Существует специализированный инструмент в виде плоскогубцев со съемными нейлоновыми накладками, при помощи которого выпрямляют скрученную проволоку. Круглогубцами пользуются не только для создания ушек, но и для производства фигурных и геометрических элементов и спиралей. Для отрезания проволоки можно использовать кусачки, которые располагаются во внутренней части плоскогубцев и круглогубцев, но лучше будет применять бокорезы, которые изготовлены из более прочного сплава. С провлокой можно также работать в текстильных техниках вязания и создания воздушных шнуров.
Базовая бижутерная фурнитура из проволоки. Из цветной проволоки Вы можете изготавливать цветную фурнитуру. Такая фурнитура приносит необычную яркость, дает возможность делать однотонные украшения и подбирать цвет фурнитуры в цвет других основ, например, крашенных алюминиевых цепей. Есть еще несколько преимуществ изготовления фурнитуры из проволоки. Во-первых, Вы всегда отрезаете от проволоки именно ту длину, которая Вам необходима для создания булавки или гвоздика, и тем самым снижаете количество отходов. Во-вторых, из проволоки Вы можете изготавливать особенно длинные булавки или гвоздики для бусин крупного диаметра. Такую базовую бижутерную фурнитуру, как гвозди, булавки и колечки, можно изготавливать в любом цвете из проволоки, диаметр которой составляет от 0,6 до 1 мм в зависимости от размера – чем больше длина элемента, тем более толстую проволоку нужно использовать. Гвоздики из проволоки могут быть изготовлены несколькими способами. Самый легкий вариант – аккуратно сплющить или подпилить напильником кончик проволоки или закрутить в виде спирали. Чуть сложнее вариант, когда кончик проволоки оплавляется на огне горелки, до получения круглой капельки, которая очень красиво смотрится в готовом изделии. При создании ушек с обеих сторон отрезка проволоки получается булавка. Кроместандартного способа изготовления проволочных булавок, есть возможность увеличить надежность соединения бусин – для ушка булавки необходимо отмерить большую длину проволоки, которая спирально обвивается вокруг основы ушка, продеть отрезок в бусину и повторить ушко со спиральным основанием. Украшения на основе таких булавок не порвется даже при повышенной нагрузке. Производство бижутерных колечек происходит следующим образом – колечки нарезаются кусачками из проволочной спирали, которая получается при накручивании проволоки витками при помощи машинки для создания пружин «гизмо» («Gizmо»). Этот инструмент состояит из крутящихся по кругу ручек в виде трубок различного диаметра, которые вставляются в П-образную основу.
Специализированная фурнитура и основы из проволоки. При помощи гизмо можно также делать заменители для трубочек в виде цветных пружин. Из проволоки можно создавать Т-образные и Г-образные замки в виде фигурного объекта соответствующей формы с одной стороны и двойной ассиметричной спирали с расширенным внутренним отверстием с другой. Обниматели круглого, овального и квадратного сечения можно делать из намотанной на вершину бусину спирали, повторяющей ее круглую или овальную форму. Проще всего использовать форму спирали, чуть сложнее – отдельно свернуть каркас, который закрепляется тонкой проволокой и по желанию украшается мелкими бусинками. Проволокой часто пользуются, как зажимом для закрепления пучков основ внутри колпачков. Тонкой проволокой можно заменить соединители, перекрестно обвивая ее вокруг рядов основ. Из посеребренной проволоки делают швензы, декорируя их в районе ушка. Проволоку можно использовать в качестве основы, перекручивая ее веревкой или создавая из нее фигурные формы для широких украшений.
Корзиночное плетение. Проволока поможет и в том случае, когда элемент, который хочется использовать в украшении, не имеет отверстий. Оправы для кабошонов из проволоки могут быть очень разных типов, в зависимости от формы и веса камня. Толстая проволока образует каркас оправы, тонкая же служит для соединения между собой деталей основы, придания жесткости всей конструкции. Для небольших камней можно сделать воздушную, легкую оправу из спиральных и волнистых элементов. Если камень крупный и тяжелый, тут не обойтись без плотной подложки, «зубья» которой удерживают кабошон с лицевой стороны. Достоинство проволоки в качестве материала для оплетения кабошонов и в том, что форма оправы может быть довольно вычурной, но при соединении ажурных элементов лицевой стороны с прочным каркасом изнанки более тонкой проволокой вся конструкция получается довольно прочной. Если поверхность кабошона плоская и достаточно большая, на нее можно вывести фигурный элемент типа спирали или завитка. Проволочная оправа для тяжелых кабошонов изготавливается по принципу плетения корзин, когда основа переплетается рядами вокруг остова. При этом самые интересные эффекты получаются при оплетении фигурных форм и при применении усложненных техник – плетения через ряд, пропускания несколько рядов, сочетания разных цветов проволоки. В технике корзиночного плетения обтягивают каркасы абажуров, подсвечников, рамок и шкатулок.
Ажурные и соединительные элементы из проволоки. Ажурные и соединительные элементы в виде вензельных кулонов создаются на основе специального инструмента «виг-джиг» («Wig Jig»), представляющего собой прозрачную пластиковую основу со множеством вертикальных отверстий, в которые вставляются штыри различного диаметра. Вокруг них закручиваются разнообразные вензельные формы. В местах пересечений проволоки, она уплощается при помощи молоточка с мягкой нейлоновой насадкой. С помощью этого инструмента можно делать аккуратные элементы стандартной формы и одинакового размера. При изготовлении вензельных форм, которые будут применяться в качестве соединительных булавок, чтобы избежать их деформации, имеет смысл или создавать элементы с прочно скрученной внутренней частью, или работать с самой плотной проволокой, спаянной в местах пересечения. Для производства соединительных элементов на основе пружин, воспользуйтесь гизмо. Она позволит Вам не только сделать пружины с ушками с обеих сторон, но и сделать венчик, который представляет собой пружину, повторно закрученную вокруг трубки гизмо. Для того, чтобы венчик не распускался его, желательно, надеть на булавку.
Геометрические и фигурные подвески из проволоки. Для создания спиралей можно воспользоваться небольшим вспомогательным инструментом в виде пластикового цилиндра с несколькими отверстиями, куда заходит проволока, которая обвивается по спирали вокруг центрального штыря. Различные геометрические и фигурные плоские подвески в виде меандра, зигзагов, треугольников, рыбок и бабочек можно делать при помощи обычных круглогубцев для округлого или плоскогубцев для треугольного изгиба. Из тонкой проволоки диаметром 0,4-0,6 мм с нанизанным на нее бисером изготавливают подвески плоской или объемной формы. Такие подвески могут быть цельными или составными с подвижными частями. Спирали и усики из проволоки с нанизанным на нее бисером обладают пружинящим эффектом и используются при создании свадебных причесок. На основе самой тонкой проволоки диаметром 0,2 мм можно плести скульптуры из бисера в виде зверьков, героев мультипликационных фильмов. На ее основе можно создавать фигурные подвески в виде различных плодов, цветов, существ и предметов, а также изобильные композиции на решетчатой основе для колец и брошей. Цветы, листья и деревья изготавливаются на основе францезской техники плетения из проволоки. Самая толстая проволока диаметром 1 мм прекрасно подходит для изготовления объемных геометрических объектов с бисерным или проволочным заполнением.
Советы и хитрости – что стоит учесть при работе с проволокой. Лучше всего использовать максимальный диаметр проволоки, чтобы насколько возможно полнее заполнить отверстие бусин. Чем больше диаметр проволоки, тем более устойчива она к стиранию. Если проволока может спокойно двигаться внутри отверстия бусин, она будет тереться о ее края и в конце концов порвется. Можете ли Вы протянуть проволоку в самое маленькое отверстие бусин более одного раза? Если да, то для того, чтобы увеличить срок службы Вашего изделия нужно взять проволоку большего диаметра. Создавая изделия, нанизывая бусины на проволоку оставляйте между бусинами некоторое расстояние, чтобы они могли свободно двигаться и не были ограничены в пространстве. Чтобы проверить реальное расстояние между бусинами не забывайте изгибать проволоку, придавая ей форму будущего изделия, в которой она будет носиться. Вы можете значительно увеличить срок службы своего изделия, просто увеличив расстояние между бусинами. Когда бусины могут двигаться немного из стороны в сторону, контакт с проволокой распространяется на больший участок, и это уменьшает возможность стирания. Выберайте проволоку соответствующую весу и типу используемых бусин. Чем тяжелее бусины, тем более крепкой должна быть проволока. Когда Вы работаете с тяжелыми стеклянными, металлическими и полудрагоценными бусинами убедитесь в том, что показатели крепости проволоки на разрыв соответствуют общему весу изделия плюс некоторый запас прочности на случай, если Вы за что-то зацепитесь. Также важно аккуратно зачистить внутреннюю поверхность отверстий бусин, сгладить зазубрины и острые грани. Бусины должны свободно скользить по проволоке, скользящие бусины меньше способствуют стиранию проволоки.