какие инструменты цос будут использоваться в очном обучении
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
С 1 сентября 2020 года в России планировалось начать эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды» (ЦОС) в школах. В связи с этим у многих учителей, учеников и родителей возник вопрос: значит ли это, что российские образовательные учреждения на постоянной основе переведут на дистанционное обучение? На самом деле нет. ЦОС — это всероссийская информационная система, призванная создать в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее не планируется.
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».
Изображение с сайта Министерства просвещения РФ
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
Возможные проблемы ЦОС
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.
Проблема | Решение |
---|---|
Увеличение финансовой нагрузки школ | Проведение интернета, обеспечение повышения квалификации учителей, закупка оборудования будут происходить за счет федерального и регионального бюджетов, следовательно, школе не придется тратить деньги на эти цели. Также следует учитывать, что появление электронных библиотек позволит снизить затраты на закупку учебно-методической литературы. |
Не хватит специалистов на начальном этапе запуска ЦОС | Необходимо своевременно производить повышение квалификации учителей. Возможно, будет необходимо ввести в школе новую должность (например, «Заместитель директора по информационным технологиям») или же организовать наставничество по вопросам цифровизации. |
Нет цифровых методов обучения | Этот риск связан с тем, что цифровые технологии зачастую развиваются быстрее, чем методические. Важно ускорить процесс разработки необходимой дидактической базы. |
Неизвестно влияние информационных технологий на здоровье детей — за последние 30 лет практически не проводились масштабные исследования в области детской психологии и нейрофизиологии | Необходимо проводить исследования, которые помогут выявить сильные и слабые стороны цифровой среды в процессе обучения, а также минимизировать риски, связанные с использованием в образовательном процессе информационных технологий. |
Риск технических неполадок и сбоев | Наличие достаточного количества специалистов, способных в кратчайшие сроки устранить неполадки. |
Подмена истинной цифровизации «оцифровкой» | Настоящая цифровизация направлена на существенное изменение образовательного процесса. Под «оцифровкой» же понимается перенос традиционных методов обучения в оцифрованный вид (например, когда обычный учебник используется в электронном виде). Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению. Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»Изначально Министерство просвещения анонсировало внедрение «Цифровой образовательной среды» в 14 регионах России: Эксперимент поможет определить пошаговый алгоритм внедрения во всех школах России «Цифровой образовательной среды». Введут ли в России дистанционное обучение?С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию. Кроме того, в интернете начала появляться информация о том, что в России планируется полностью перейти к дистанционному обучению — такие сообщения также вызывают много вопросов как у учителей, так и у учеников и их родителей. Также оживленную дискуссию вызвал законопроект № 957354-7. Его название — «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Многие подумали, что цель этой инициативы — перевести все школы на дистанционное обучение. Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах. В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении. Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется. Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном годуС 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется. При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020. Осторожно, фейк! МИФ 1: «Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована». Это неправда! Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант. Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе. Всегда был и будет небольшой процент детей, которые вынуждены (чаще всего по состоянию здоровья) учиться удаленно. Инструменты ЦОС им помогут. Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Никто не может заменить педагога и живое общение в школе. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью качественных видеоматериалов, интерактивных заданий и т.п. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми. МИФ 5: «Цифровизация снижает уровень знаний детей». Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит 5 пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв. Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и «всплывающие» правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания). Современные методы помогут повысить интерес школьников к знаниям, повысить эффективность обучения. МИФ 6: «Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант». МИФ 7: «Мы учились по учебникам, а не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна». МИФ 8: «В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно». Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы. Школа учится цифреВ новом учебном году школьники вернутся за парты. Но, как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, если в классе будет обнаружен хотя бы один носитель коронавируса, весь класс в полном составе опять отправится на удаленку. В других регионах также будут исходить из складывающейся ситуации и рекомендаций Роспотребнадзора. Перспектива возврата к дистанционному обучению тревожит учителей, школьников и их родителей. Раньше в период сезонных эпидемий некоторые школы могли локально уходить в онлайн. Однако никогда прежде не было такого, чтобы почти половину учебного года дети общались с преподавателями исключительно через монитор. К столь длительному марафону оказались не готовы ни преподаватели, ни дети, ни родители. Сегодня, когда эпидемиологическая обстановка может в любой момент скорректировать учебные планы, важно не только понять сильные и слабые стороны дистанционного образования, но и отладить все механизмы. ЦОС в массыС 1 сентября 2020 г. в ряде российских школ продолжится эксперимент по внедрению модели цифровой образовательной среды (ЦОС). Соответствующий проект постановления правительства разработан при участии Министерства просвещения и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Под эксперимент подпадет порядка 1700 школ в Алтайском крае, Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Московской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе. Как отмечал некоторое время назад премьер Михаил Мишустин, участникам эксперимента выделят 3 млрд руб. на развитие необходимой инфраструктуры. Школы получат высокоскоростной доступ в интернет (не менее 100 Мб/с в городской и не менее 50 Мб/с в сельской местности), компьютеры, программное обеспечение, презентационное оборудование. Ожидается, что к 2024 г. ЦОС будет внедрена по всей стране. Буква законаСуществует три формы обучения: очное, очно-заочное и заочное. Можно получать образование вне школы, например в форме семейного образования и самообразования. При обучении в образовательной организации, согласно ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», допустимо применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Степень их использования определяется рядом условий: техническими возможностями, психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей, санитарными нормами и правилами. Информация по внедрению ЦОС вызвала бурное обсуждение. В соцсетях начала распространяться информация, что школьное образование полностью перейдет в онлайн-формат. Министру просвещения Сергею Кравцову пришлось прояснять ситуацию: «Речь идет не о замене одного вида обучения – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ». ЦОС – один из федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование», который реализуется с 2019 г. Модель ЦОС, утвержденная еще в декабре прошлого года, предполагает создание современной и безопасной цифровой среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. И теперь педагоги ожидают, что эта модель будет скорректирована с учетом проблем, обнажившихся в период весеннего дистанционного марафона. «Цифра вошла в жизнь. Мы ежедневно используем разные технологии и инструменты, о которых несколько лет назад не имели ни малейшего представления и относились к ним скептически. Это похоже на истории с внедрением пластиковых карт, онлайн-покупок, записей к врачу и заказов необходимых справок через интернет, – комментирует Наталия Киселева, учитель из топ-50 Global Teacher Prize 2018, эксперт образования НИУ ВШЭ. – Естественно, электронные ресурсы и возможности дистанционных технологий не могут остаться в стороне от образования. Необходимо развивать систему дистанционного обучения». Уроки карантина«Цифровую школу» совсем новым явлением назвать нельзя. В Москве, например, большинство учителей с 2016 г. использует электронную систему обучения. Платформы «Московская электронная школа» (МЭШ), «Якласс» и «Дневник.ру» позволяют выполнять практические задания, конструировать уроки любой сложности и получать обратную связь. А школьники могут использовать «Учи.ру» и сайт «Мои достижения» как дополнительные ресурсы. Что дает ЦОСдоступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе; Основная идея «Учи.ру» – поэтапное обучение с помощью карточек. Выбрав предмет, ребенок проходит разные по сложности уровни по выбранной теме. Сайт «Мои достижения» предлагает тестовые и контрольные работы. Оценки не выставляются, но при прохождении тем возникает понимание, что получается, а что – нет. Платформы работают и как ресурсы для самостоятельной работы, и в связке с учителем. Zoom, Skype, YouTube и другие каналы предоставляют учителям возможность проводить онлайн-уроки. «В период карантина ресурс МЭШ стал развиваться интенсивно. Родители помогали детям, давали обратную связь, когда задания были сложны или неясно сформулированы. Учителя могли переделать или подкорректировать задания. Но появилась острая потребность в материалах и инструментах», – рассказывает учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 1353 Роман Семьин. МЭШ – интерактивный ресурс, который создают сами преподаватели: готовят учебные карточки, тесты, презентации, видео- и аудиосопровождение. Все это проверяется на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и только потом используется на уроках. Во время карантина учителя начали жаловаться на нехватку методических разработок: как вести уроки, как структурировать материал, как удерживать внимание класса и поддерживать интерес к учебе на удаленке. «МЭШ использовалась как самостоятельный образовательный ресурс. Учитель подбирал материал, давал ссылку в электронный дневник, ребенок изучал тему, отвечал на контрольные вопросы, получал оценку. Но появилась потребность в структуризации, отсеивании дублированного и устаревшего материала», – говорит Семьин. Были и технические проблемы. Значительные сложности возникали в школах, где нет технического специалиста, готового помочь учителям. Поэтому, считает учитель одной из московских школ, необходимо «разработать цифровые платформы, которые были бы обеспечены постоянной централизованной поддержкой, – тогда не придется приставлять к каждому педагогу IT-специалиста». Новые формыСемь лет назад проживающие во Франции предприниматель и писатель Сергей Кузнецов и психолог Екатерина Кадиева организовали образовательный лагерь «Марабу» для русскоязычных детей со всего мира. Спустя несколько лет тот же подход они применили при создании международной средней школы Le Sallay Academy. В итоге эффективность дистанционного обучения во время карантина зависела исключительно от наработок отдельной школы. «У нас давно практиковалось смешанное обучение, – рассказывает Ирина Шегай, учитель высшей категории частной школы «Золотое сечение». – Ученики хорошо знакомы с цифровыми инструментами, которые педагоги применяют и во время очного обучения. Это те же МЭШ, «Учи.ру», «Якласс», «Яндекс.Учебник», а также инструменты интерактивного опроса Kahoot, Quizlet, ресурсы интерактивных упражнений Wordwall, LearningApps, системы онлайн-тестирования. Потому мы смогли одними из первых в Москве сменить офлайн на онлайн. Быстро выбрали формат видеоконференций – ушли со Skype, который использовали до этого, приобрели каналы на Zoom». Педагоги «Золотого сечения» регулярно организовывали Zoom-встречи для обмена опытом, вели переписку в WhatsApp-чате. Выходы из сложных ситуаций искали в режиме реального времени. Сложнее пришлось обычным общеобразовательным школам. «О переходе на дистанционку мы узнали из СМИ. Начальство дало пояснения, для учителей провели семинары по использованию различных технологий в дистанционном обучении. В аналогичной ситуации оказались преподаватели во всем мире. Поскольку наши соотечественники живут повсюду, мы начали переписываться с коллегами из разных стран, делиться опытом, помогать друг другу», – вспоминает учитель литературы одной из московских школ. Были, в частности, проблемы с организацией обучения детей из многодетных семей. «Как правило, не у всех членов семьи есть свой компьютер, – продолжает он. – Часто нет отдельных помещений, чтобы в одно и то же время дети разного возраста могли выходить в онлайн, не мешая друг другу. И домашний интернет, не поверите, есть далеко не у всех. О детях из неблагополучных семей и вовсе говорить не приходится». Проблема оперативно решалась только в тех школах, которые могли выдавать оборудование детям и учителям. «Развитие дистанционного образования зависит от технического оснащения тех, кто будет учить и учиться. И даже самое современное оснащение школ не спасает, если у ребенка или у учителя нет технической возможности подключения», – комментирует Киселева. Особенно остра эта проблема для отдаленных регионов. Зачем нужна удаленка«Техническое оснащение школ, образовательные платформы и цифровые решения не были ориентированы на полный переход к удаленному обучению, – отмечает Киселева. – И система повышения квалификации учителей тоже не была ориентирована на подготовку учителей к работе в онлайн-формате. Нужно понимать, что урок в классе и онлайн-урок очень сильно отличаются. Интерактивному взаимодействию в онлайне еще предстоит научиться». По ее словам, не было и нет цели заменить очное образование дистанционным. Но роль учителя меняется, требуют обновления содержание и методики преподавания. «Абсолютно бессмысленна дискуссия о том, что дистанционное образование – зло, а школа как «камера хранения» ребенка с просиживанием за партами – благо. Имеет значение не только то, как организуется взаимодействие взрослых и детей в офлайне или онлайне. Намного важнее понять, для чего оно организуется», – говорит Киселева. Карантин – не единственная причина, по которой может быть востребован дистанционный формат. «При всплесках сезонной заболеваемости половина учащихся вынуждена оставаться дома. Есть дети-инвалиды или просто часто болеющие дети. Иногда ребенок живет на даче. У школьника могут возникнуть проблемы со сверстниками, и его лучше временно перевести на дистанционку», – перечисляет московский учитель литературы. В таких случаях удаленный формат дает возможность продолжить образование без потерь и в любой момент вернуть ребенка к очным занятиям. «Технологии и инструменты позволяют расширять возможности взаимодействия между учениками и преподавателями, организовать свой темп изучения материала, подключить ученика, который по каким-либо причинам не может присутствовать в школе, видеть динамику по каждому ученику», – добавляет Киселева. Дистанционное образование помогает решить и кадровые проблемы – например, в отдаленных населенных пунктах попросту нет учителей по каким-то предметам. «Применение дистанционных образовательных технологий – всего лишь набор инструментов, а не цель образования. При организованном взаимодействии педагогов и учеников онлайн-урок иногда дает намного больше, чем просиживание за партами в классе», – уверена Киселева. Так, в подростковой школе при групповых занятиях и исследованиях проще организовать работу онлайн. Учителю нужно лишь разработать четкие инструкции. «Речь об интерактивном взаимодействии, дискуссиях. Дети говорят, что в онлайне они чувствуют себя комфортнее, чем в классе, и могут свободнее высказываться», – делится Киселева. В онлайне достаточно просто организовать урок-лекцию, соглашается преподаватель живописи московской общеобразовательной школы. С практическими занятиями гораздо сложнее. «В школе я хожу между рядами и контролирую процесс. При необходимости поправляю, подсказываю и даже беру кисть руки ребенка с карандашом в свою ладонь и помогаю рисовать, – рассказывает он. – На уроке живописи необходимо контролировать количество краски и влаги на кисточке. Как это сделать дистанционно? Если я могу показать изображение через экран, то ребенок в ответ – не всегда. Да и как такое возможно, если к конференции подключено 30 учащихся, а время урока ограничено 25–30 минутами?» По словам Киселевой, сейчас все страны прорабатывают варианты смешанного обучения. Рассматривается несколько возможных сценариев. Например, когда часть учебного плана изучается в классе, часть – в режиме онлайн. В пределах одного курса дистанционно могут преподаваться отдельные темы. А, допустим, в профильных классах в онлайне возможно преподавать модульно непрофильные предметы. «Мы идем по тому же пути, что и все страны, не догоняем и не опережаем», – уверена Киселева. Удаленка по возрастуСегодня на смену авторитарным методам преподавания приходят приемы личностно ориентированной педагогики. Место учителя-диктатора занимает учитель-фасилитатор, который направляет творческий процесс обучения, учит детей не бояться ошибок, анализировать информацию, создавать возможности для саморазвития и обучения, поддерживать интерес к учебе. «С 5-го по 9-й классы первая часть работы учителя – компенсация психологических возрастных особенностей, – рассказывает Михаил Мокринский, директор школы для одаренных детей «Летово». – Учитель должен помогать ребенку скомпенсировать те психологические механизмы, которые у него отсутствуют в силу возраста или функционируют недостаточно для того, чтобы он справился с задачей без помощи взрослых». Поскольку в возрасте 10–15 лет у большинства детей вообще часто отсутствует желание учиться, преподаватель выбирает систему мотивирующих действий в живом общении: кого-то хвалит, кому-то ставит более сложные задачи, поддерживает любознательность ребенка. «Функции фасилитатора совершенно по-разному выстраиваются при очном и дистанционном обучении, – отмечает Мокринский. – В первом случае учитель должен выявлять зоны скрытой мотивации, подталкивать ученика к тому, чтобы он сам мог обнаружить противоречия, возможность альтернативного суждения, закономерности. А в системах дистанционной фасилитации учитель, как при ведении чата, определяет правила, тематику, проверяет соответствие этим правилам, проясняет отдельные суждения и общую линию обсуждения». При дистанционном обучении у педагога сужается арсенал мотивирующих инструментов, а у ребенка появляется возможность отлынивать, чем он и пользуется. Поэтому важно разработать методики, позволяющие в режиме онлайн поддерживать интерес и эффективность учебного процесса. Очевидно, что технологии дистанционного обучения должны учитывать возрастные особенности, включая рекомендации по безопасной работе, организации рабочего места, продолжительности урока. «Для начальной школы это первые знакомства с цифровыми инструментами, для подростковой – возможность организации сетевых проектов и исследований со школьниками разных городов и стран, изучение разных культур и расширение образовательных возможностей, – объясняет Киселева. – Для старших школьников дистанционные образовательные технологи открывают гораздо больше возможностей, чем для учеников начальной школы. Это обучение на онлайн-курсах в вузах, возможность заниматься самообразованием и саморазвитием. А в перспективе и возможность обучения в нескольких школах одновременно с широким выбором образовательных программ и учебных курсов». Вопреки расхожему мнению, удаленное и очное обучение – не разные формы образования, и противопоставлять их друг другу не совсем корректно. Как считают эксперты, перспектива развития образования – за гибридными моделями, при которых в программу будут включаться занятия в классе и занятия с использованием дистанционных технологий. При этом эксперты сходятся на том, что дистанционные форматы могут быть поддерживающими, но не основными и призваны дополнять и расширять школьную образовательную программу.
|