какие избирательные системы используются в рф
Статья 3.1. Избирательные системы, применяемые на выборах в Российской Федерации
Статья 3.1. Избирательные системы, применяемые на выборах в Российской Федерации
1. На выборах в Российской Федерации могут применяться следующие избирательные системы:
1) мажоритарная избирательная система относительного большинства;
2) мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой;
3) мажоритарно-преференциальная избирательная система;
4) мажоритарная избирательная система в многомандатных избирательных округах;
5) избирательная система единственного передаваемого голоса;
6) пропорциональная избирательная система с закрытыми списками;
7) пропорциональная избирательная система с открытыми списками;
8) связанная смешанная избирательная система.
2. На выборах Президента Российской Федерации применяется мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой в соответствии с разделом 5 настоящего Кодекса.
3. На выборах депутатов Государственной Думы применяется связанная смешанная система в соответствии с разделом 6 настоящего Кодекса.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Последние новости
В российской юридической и научной литературе используются два разных понятия избирательной системы. Для их различия применяются два термина: «избирательная система в широком смысле» и «избирательная система в узком смысле».
Понятие избирательной системы
– совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве.
–совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов, тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, правила подсчета голосов и т.д.
В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.
Виды избирательных систем
Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире..
Существуют три разновидности мажоритарной системы:
Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.
Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.
Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).
Избирательная система РФ
Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.
Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:
До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.
При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.
С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%
Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.
Избирательное право и избирательная система РФ
Что такое избирательная система, избирательное право
Избирательную систему также называют системой выборов или голосования.
В широком понимании избирательная система — это совокупность всех норм и процессов, которые регулируют соблюдение права граждан участвовать в выборах в рамках своей страны и отвечают за организацию и проведение этих выборов до определения их итогов.
В более узком понимании это правовые нормы, которые определяют результаты голосования и количество депутатских мандатов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В рамках второго определения вырабатываются более мелкие вопросы: тип выборов, избирательных округов, оформление бюллетеня, правила подсчета голосов и др. в каждом регионе.
Избирательное право любого гражданина страны заключается в возможности участвовать в свободных выборах управленческих кадров на разных уровнях.
Разновидности избирательных систем, характерные черты
Пропорциональная
Система, при которой выбираются списки кандидатов партий, то есть избиратель выбирает не лицо, а партию. При этом число полученных партией мандатов в парламенте зависит от количества голосов в пользу ее кандидатов на выборах.
Характерна для больших многомандатных округов, где много партий и движений.
Мандаты распределяются между партиями в том порядке, в котором партии расположены в избирательном списке.
Такая система выявляет много мелких фракций в парламенте, что снижает эффективность его работы. Чтобы этого избежать, определяется избирательный порог — минимальное количество голосов на выборах, чтобы партия могла участвовать в распределении мандатов.
Согласно законодательству, каждый кандидат в списке партии должен взять на выборах не меньше 7% голосов, при этом списков должно быть два и более и все они вместе должны взять 60% и более голосов по избирательному округу.
Квота — это один из методов распределения мандатов между списками кандидатов.
Этот метод осуществляется в два этапа.
Мажоритарная
В основе названия — французское слово, означающее «большинство».
Система, при которой выбор делается между кандидатами, причем один из них получает большинство голосов на выборах.
Это наиболее распространенная система, даже единственно возможная в случаях, когда избирается одно лицо (президент, мэр, губернатор).
Депутат считается победителем в случае получения им установленного законодательством большинства голосов.
Классифицируется по показателю установленного большинства голосов.
Вид 1. Относительного большинства. Один кандидат получает большинство голосов по сравнению со всеми остальными (парламентские выборы). Применяется при проведении местных выборов в субъектах РФ. Чем больше кандидатов на место, тем меньше показатель необходимого большинства голосов.
Вид 2. Абсолютного большинства. Кандидату нужно получить больше 50% голосов. Считают, исходя из общего числа голосов.
Чем больше кандидатов, тем менее результативен этот вариант. Т.к. тогда вероятность получения большинства голосов снижается. Этот вид часто оказывается неэффективным.
Смешанная
Когда сочетаются две вышеописанные системы.
Система, при которой избиратель голосует и за кандидата, и за партию.
Распределение мандатов с учетом голосов основано на пропорциональной системе. Речь идет об учете голосов за списки кандидатов партий. Порядок распределения основан на методе Хейра:
Показывает реальную политическую ситуацию в стране и помогает максимально учесть голоса избирателей.
Распределение мандатов без учета голосов базируется на мажоритарной системе. Устойчивое правительство не могло быть существовать без этой практики. Часть мандатов распределяется по принципу « пост достается первому » — тому, кто получил абсолютное большинство голосов.
Избирательная система в России
В России принято использовать и мажоритарную, и смешанную избирательные системы.
Основные принципы
Указаны в Конституции РФ.
Какие системы действуют на выборах:
Минимальный порог явки избирателей
После 2006 года порог явки на любых выборах был отменен. Современный избирательный процесс проходит без назначения такого порога.
Какая избирательная система действует на выборах президента РФ
Мажоритарная система. Кандидат выбирается абсолютным большинством голосов (побеждает набравший больше 50%).
Избирательные системы
Понятие избирательной системы
Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации; федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ», «О формировании Совета Федерации ФС РФ». Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Виды избирательных систем
В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.
Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов. Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон от 18.05.2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.
Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей. Эта поправка вступает в действие с 2007 г. При этом оговаривается условие, что при любом итоге голосования в состав Г осударственной Думы должны пройти представители не менее двух избирательных объединений.
Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.
Система единственного передаваемого голоса. Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако она сложна в плане определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определении результатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки.
Применение подобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Соответствующие изменения внесены в Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На сегодняшний день все субъекты РФ привели свое избирательное законодательство в соответствие с положениями федерального избирательного законодательства, т.е. закрепили применение на выборах смешанной избирательной системы.
Тема 2. Избирательные системы Российской Федерации
Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Мажоритарная избирательная система – система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своем избирательном округе. Существуют две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.
При выборах по пропорциональной системе избиратель голосует за списки кандидатов, сформированные политическими партиями. Мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально поданным за них голосам при условии, что кандидаты преодолели установленный процентный барьер. В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную Думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. В 2016 году половина депутатов (225) Государственной Думы РФ избирались по одномандатным избирательным округам, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 года все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.
Достоинством пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей «не пропадают» (кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер). Система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей, при этом такая возможность не теряется у меньшинства. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.
Одним из главных недостатков пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами, частичная потеря принципа народовластия.
В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. В качестве недостатка может рассматриваться и процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.
Смешанная система основана на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.
С 2014 года в Российской Федерации принята смешанная система выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.