какие изыскания необходимы для прохождения экспертизы
Какие изыскания необходимы для прохождения экспертизы
ГрК РФ Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 47 ГрК РФ
1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
3. Лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий. Лицо, выполняющее инженерные изыскания, несет ответственность за полноту и качество инженерных изысканий и их соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:
Какие изыскания необходимы для прохождения экспертизы
II. Представление документов
для проведения государственной экспертизы
13. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются:
а) заявление о проведении государственной экспертизы, в котором указываются:
идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства (при наличии), номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта номер и дата документа, которым утверждена документация по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); в отношении сложного объекта (объекта, в состав которого входят два и более объекта капитального строительства) указанные сведения включаются в отношении каждого объекта капитального строительства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590)
(см. текст в предыдущей редакции)
сведения о сметной или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства, содержащиеся в решении об утверждении федеральной целевой программы, региональной (муниципальной) программы, либо о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, либо о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, либо о предоставлении субсидий государственным компаниям и корпорациям, публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных компаний и корпораций, публично-правовых компаний, или в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным компаниям и корпорациям, публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, либо о предоставлении субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, либо о предоставлении бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, или в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, либо в отношении объекта капитального строительства при детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) в составе федеральных целевых программ, региональных (муниципальных) программ, принятых в установленном бюджетным законодательством порядке;
сведения об отнесении объекта капитального строительства к объектам транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.04.2021 N 567)
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)
Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 2 июля 2021 года) (редакция, действующая с 1 октября 2021 года)
Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации
1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3_1 и 3_8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1_1 и 1_2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
2. Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
(Пункт дополнительно включен с 11 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 533-ФЗ)
2_1. В случае, если строительство, реконструкцию указанных в пунктах 2-6 части 2 настоящей статьи объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон трубопроводов, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.
2_2. В случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
(Часть дополнительно включена с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ)
3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.
3_1. Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.
3_2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу.
3_3. Проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:
1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;
Экспертиза результатов инженерных изысканий — полное руководство
Время прочтения: 7 минут
Результаты изысканий используются в качестве основы для составления проектной документации. В некоторых случаях (установленных ст. 49 ГрК) требуется обязательное проведение экспертизы изыскательских работ.
Экспертиза может быть как государственной, так и негосударственной — по выбору заказчика. Однако в некоторых случаях требуется обязательное проведение госпроверки. Также может потребоваться внешний аудит изыскательских исследований с целью оценки полноты результатов и соответствия нормативным документам.
Что проверяют в ходе экспертизы?
Проверка заключается в комплексном анализе данных, полученных в ходе геодезических, экологических, геологических и прочих видов исследований. Экспертизе подлежат результаты каждого этапа испытаний, от подготовки до полевых и камеральных работ.
В результате подготавливается заключение, где значится факт их соответствия или же несоответствия техотчета требованиям нормативной документации. Сложность заключается в том, что не всегда удается пройти проверку с первого раза. Это связано с неполнотой данных, ошибками и неточностями в отчете.
Часто возникают вопросы:
когда не требуется экспертиза результатов изысканий;
надо ли предоставлять результаты на госэкспертизу и пр.
Рассмотрим подробно, в каком случае требуется обязательное проведение проверки. Когда нужно обращаться в госорганы, а когда можно воспользоваться услугами частной организации.
Когда требуется экспертиза, а когда нет
Результаты изысканий, документация проекта подлежат прохождению экспертизы, за исключением некоторых случаев. Проверка может проводиться в форме госэкспертизы или с привлечением частной организации, а иногда только в формате госэкспертизы.
Так, в пункте 2 ст. 49 Градостроительного кодекса перечислен ряд случаев, в которых экспертиза документации проекта не проводится.
Такое правило касается:
Объектов ИЖС, садовых домов.
Некоторых жилых домов. Количество этажей — не > 3, количество блоков — менее 10. Каждый из них рассчитан на проживание одной семьи. Имеет общую стену без проемов смежными блоками. Относятся к блокированной застройке (имеют выход на общую территорию). Строятся без привлечения средств госбюджета.
Объектов капстроительства, строящихся отдельно. Количество этажей — до 2. Общая площадь — до 1500 кв.м. Не ориентированы на производство и проживание. За исключением объектов с опасностью, сложностью, уникальностью (ст. 48.1 Градостроительного кодекса).
Объектов капстроительства, строящихся отдельно. Количество этажей — до 2. Площадь — до 1500 кв.м. Предназначены для производства, но не требуют установления санитарно-защитных зон. За исключением объектов, перечисленных в ст. 48.1 ГрК
Буровых скважин, предусмотренных техпроектом по разработке месторождений или прочей документацией на работы с использованием недр (утвержденной законодательством РФ).
Важно знать!
Если реконструкцию, строительство указанных в пунктах 2-5 объектов производят в границах охранных зон трубопроводов, экспертиза является обязательной. Это правило также актуально в том случае, если они относятся к объектам массового нахождения граждан. Это устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области архитектуры, строительства, градостроительства.
Также проверка не осуществляется, если на проведение работ (реконструкция, строительство) не нужно разрешение. Кроме того, экспертиза не нужна для разделов документации, которые подготовлены с целью проведения капремонта объектов капстроительства.
Обязательное проведение экспертизы (гос- или частной) требуется во всех остальных случаях. Это касается всех объектов, не предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.
Проверка также осуществляется, если:
проводится оценка достоверности расчета сметной стоимости;
Теперь вы знаете основные положения, когда не требуется экспертиза результатов изысканий, а когда требуется. Изучить детальную информацию можно в ст. 49 ГрК.
Проверка при изменении документации
По решению застройщика, экспертиза может не проводиться касательно изменений, внесенных в проект, ранее получивший положительный ответ.
не относятся к несущим строительным конструкциям;
не меняют категорию, класс или первоначально установленные показатели линейных объектов;
не приводят к нарушениям техрегламентов, требований;
соответствуют ТЗ заказчика, результатам изысканий;
не корректируют бюджетное финансирование.
Все данные условия должны выполняться одновременно.
Надо ли на госэкспертизу предоставлять результаты инженерных изысканий
В некоторых случаях требуется проведение проверки именно со стороны государственных органов. В данном случае недопустимо привлечение частных лицензированных организаций.
объектов культурного наследия;
зданий, сооружений, находящихся в пределах охраняемых природных территорий;
объектов обезвреживания, размещения отходов;
застройки, расположенной на территории 2-х и более субъектов РФ.
Кроме того, проведение госэкспертизы необходимо в том случае, если сметная стоимость запланированных работ подлежит проверке на достоверность расчета.
Исключением являются линейные объекты, в отношении которых производятся работы по подключению к сетям газораспределения.
Также госэкспертиза в обязательном порядке выполняется для зданий, указанных в п.5.1 части 1 статьи 6 ГрК.
В прочих случаях заказчик может обратиться за проведением проверки в частную организацию. При этом нужно обратить внимание на наличие специальной лицензии.
Первичный аудит результатов изысканий
Иногда по инициативе застройщика или генподрядчика может проводиться первичный дополнительный аудит данных, полученных в ходе изыскательских работ. Часто потребность возникает для контроля подрядных организаций с целью проверки корректности их работы.
“Эксперты Гектар Групп производят первичный аудит результатов изыскательских работ. В ходе анализа мы проверяем полноту данных, наличие допусков, соответствие документации нормативным требованиям, пр. При возникновении неточностей, ошибок и упущений даем рекомендации по их устранению с целью минимизации рисков для заказчика.”.
Анатолий Щипанов, руководитель отдела инженерных изысканий Гектар Групп
Это осуществляется перед проведением гос- или частной экспертизы и позволяет:
минимизировать ошибки, переделки в ходе проектирования и строительства;
снизить риски, исключить срывы сроков, простой техники и бригад, финансовые затраты;
ускорить процесс прохождения экспертизы (устранить недочеты, корректировки заранее).
Теперь вы знаете, когда проводится экспертиза инженерных изысканий. В большинстве случаев требуется обязательное прохождение государственной или частной проверки. Однако есть свои исключения. Так, в некоторых случаях проводится только проверка со стороны госорганов, а иногда она не требуется вовсе.
Возникли вопросы? Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом, чтобы получить бесплатную консультацию инженера!
Какие изыскания необходимы для прохождения экспертизы
В начале 2020 года в работе строительного рынка России произошли важные изменения, касающиеся всех его участников без исключения. Они направлены на упрощение работы застройщиков при прохождении государственной экспертизы в процессе строительства, в случае если возникла необходимость внести изменения в утвержденную проектную документацию.
Ссылка для цитирования:
В 2020 году произошли нововведения в экспертизе проектной документации: вышло постановление Правительства Российской Федерации № 1948 [3], которое внесло изменения в «Положение об организации и проведении государственной экспертизы» и утвердившее его постановление Правительства Российской Федерации № 145 [2].
1) Объединены процедуры по проведению государственной экспертизы проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, изменен предмет экспертизы (ч.5 ст. 49 ГрК);
2) Расширен перечень обязательных документов, представляемых для проведения экспертизы;
3) Процедура повторной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий дополнена возможностью проведения экспертного сопровождения (ч. 3.8-3.11 ст. 49 ГрК).
С вступлением в силу изменений Постановление №145, утратило свою силу постановление Правительства Российской Федерации № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».
С 17 января 2020 года к стандартным услугам государственной экспертизы добавили услугу экспертного сопровождения. Рассмотрим основные положения экспертного сопровождения:
1) В форме экспертного сопровождения проводится повторная экспертиза только в отношении проектной документации, получившей положительное заключение;
2) Экспертное сопровождение осуществляет организация, проводившая первоначальную экспертизу;
3) Договор об экспертном сопровождении заключается сроков на 1 год, с возможностью его продления на срок не более 1 года. Не позднее, чем за 30 рабочих дней, до истечением срока договора заявитель уведомляет экспертную организацию о необходимости продления договора;
4) Экспертное сопровождение начинается после заключения договора и внесения платы;
5) В течение срока действия договора об экспертном сопровождении изменения в проектную документацию могут отправляться заявителем неоднократно;
6) Оценка внесенных изменений начинается после направления измененной проектной документации и проводится в течении 10 рабочих дней. Если изменения внесены в 2 и более разделов проектной документации, то срок может быть продлен экспертизой на 10 рабочих дней;
7) В рамках оценки оперативное внесение изменений не предусмотрено;
8) По результатам оценки вносимых изменений выдается заключение о подтверждении / не подтверждении их соответствия требованиям технических регламентов, заданию на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость внесенных изменений с частью проектной документации, в которую указанные изменения не вносились.
Итоговое заключение в рамках экспертного сопровождения. Если в ходе экспертного сопровождения внесены изменения, требующие проведение экспертизы, то по результатам экспертного сопровождения по заявлению застройщика выдается заключение государственной экспертизы:
1) Если в результате изменений сметная стоимость соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований, заключение выдается в течение 15 рабочих дней после направления заявления о выдаче такого заключения;
2) Если в результате изменений сметная стоимость не соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований, заключение выдается в течение 35 рабочих дней со дня представления заявления и сметы в части, подвергшейся изменениям. При подготовке такого заключения может осуществляться оперативное внесение изменений в смету, но не позднее, чем за 10 рабочих дней.
В заявлении о выдаче заключения указывается информация о заключениях, выданных по результатам оценки соответствия.
Оценка в рамках экспертного сопровождения на соответствие требованиям технических регламентов осуществляется:
1) На дату требований, действующих на момент проведения оценки при первоначальной экспертизе;
2) На дату требований, вступивших в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы, если это предусмотрено заданием застройщика или технического заказчика.
Новое в перечне документов для проведения экспертизы.
С 17 января 2020 года дополнительным основанием для отказа в приеме документов на экспертизу является отсутствие:
1) Положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, если требуется по 174-ФЗ (расположены в границах ООПТ регионального и местного значения)
2) Положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, если требуется по 73-ФЗ (ОКН; объекты, находящиеся в границах ОКН, либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком, граничащим с территорией ОКН)
3) Ведомостей объёмов работ, учтённых в сметных расчетах
Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются:
1) Оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, заданию застройщика и результатам инженерных изысканий (п. 27 Положения подпункт «а» – оценка технической части проекта);
2) Проверка достоверности определения сметной стоимости (п. 27 Положения подпункт «б» – оценка смет).
При проведении государственной экспертизы проектной документации в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка проектной документации на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды государственной экспертизой не осуществляется.
Оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов действующих на дату:
1) Выдачи Генерального плана земельного участка / на дату утверждения проекта планировки территории, если с этой даты прошло не более 1,5 года;
2) Поступления проектной документации на экспертизу, если с даты выдачи Генерального плана земельного участка / утверждения проекта планировки территории прошло более 1,5 лет, либо разработка проекта планировки территории не требуется;
3) Утверждения Генерального плана земельного участка / проекта планировки территории объекта, являющегося основным по назначению, если в проектной документации предусмотрены линейные и нелинейные объекты;
4) Утверждения Генерального плана земельного участка, выданного с наиболее ранней датой (при условии, что с этой даты прошло не более 1,5 года), если на экспертизу представлено несколько Генеральных планов земельного участка на несколько объектов капитального строительства;
5) Подготовки (утверждения) вновь представленного Генерального плана земельного участка / проекта планировки территории, если в ходе проведения экспертизы взамен ранее представленного документа представлен вновь выданный.
Внесены изменения в сроки проведения экспертизы проектной документации:
1) 20 рабочих дней: проектная документация в отношении жилых объектов капитального строительства;
2) «30 рабочих дней: результаты инженерных изысканий; проектная документация и (или) инженерные изыскания в отношении объектов, строительство, реконструкция которых будут осуществляться в особых экономических зонах; проектной документации в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости» [3];
3) 42 рабочих дня: для всех остальных объектов [3].
Оперативное внесение изменений прекращается за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий. В течение 10 последних дней экспертиза собирает и отправляет данные в ЕГРЗ (Единый государственный реестр заключений).
Проверка достоверности определения сметной стоимости. Проверка достоверности определения сметной стоимости выполняется по объектам бюджетного финансирования для:
3) Работ по сохранению ОКН (если такие работы затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта);
4) Капитального ремонта (если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией);
5) Сноса (если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией).
С 17 января 2020 сметная документация выполняется в ФЕР (Федеральные единичные расценки), а не как раньше в ТЕР (Территориальные единичные расценки) и проверяется на соответствие:
1) Сметным нормативам;
2) Федеральным единичным расценкам (ФЕР);
— до 31 марта 2020 года в редакции 2017 года;
— с 31 марта 2020 года в редакции 2020 года;
3) Объемам работ, предусмотренным проектной документацией;
4) Конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией;
5) Не превышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненными нормативами цены строительства (НЦС).
Повторная экспертиза проводится в двух случаях:
1) После получения отрицательного заключения экспертизы и устранения указанных в нем недостатков;
2) После получения положительного заключения экспертизы при внесении в проектную документацию изменений:
Повторная экспертиза после положительного заключения, при внесении изменений в проектную документацию застройщик или технический заказчик вправе выбрать один из способов:
1) Не затрагивают несущие строительные конструкции объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;
2) Не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;
3) Не приводят к нарушениям требований технических регламентов;
4) Соответствуют заданию застройщика или технического заказчика
на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
5) Соответствуют стоимости строительства (реконструкции), установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований [1].
Повторная проверка достоверности проводится после получения положительного заключения в случаях:
1) В проектные решения внесены изменения, но не изменились сметные нормативы и Федеральные Единичные Расценки (далее – ФЕР);
2) В проектные решения внесены изменения и изменились сметные нормативы, ФЕР. Корректировка сметной документации осуществляется в части подвергшейся изменениям с учетом утверждённых нормативов;
3) До даты заключения контракта в сметную документацию внесены изменения без изменения физических объемов работ в связи с применением:
Размер платы за проведение экспертизы.
Размер платы за проведение экспертизы определяется на основании главы VIII Положения, утвержденного ППРФ № 145.
1) Не взимается, в случае одновременного проведения экспертизы проектной документации и проверки достоверности;
2) 20% от стоимости проведения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий в остальных случаях.