какие изыскания в области истории и географии говорят о ломоносове как об истинном патриоте страны

Правление Елизаветы Петровны

◄ГДЗ по истории◄ ГДЗ по истории России 8 кл. Андреев◄

Вопросы к пунктам параграфа Правление Елизаветы Петровны

1. Кто мог претендовать на престол после смерти Анны Иоанновны?

Посла смерти Анны Иоанновны на российский престол могла претендовать дочь Петра I – Епизавета Петровна, внук Петра I (сын Анны Петровны), двоюродный внук Анны Иоанновны (сын Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоанновны).

2. Почему на престоле утвердилось «брауншвейгское семейство»? С какими трудностями оно столкнулось?

В продолжение царствования Анны Иоанновны остро стоял вопрос о наследнике. Считать свою двоюродную сестру Елизавету Петровну наследницей престола императрица не желала, надеясь сохранить российскую корону за потомками «старшего царя» Ивана Алексеевича.

Племянницу Анну Леопольдовну, дочь герцога Мекленбургского Карла Леопольда и родной сестры Екатерины (брак племянницы был устроен еще Петром 1, стремившимся укрепить свое влияние в германских землях), Анна Иоанновна выдала замуж за принца Антона Ульриха Брауншвейгского. Родившийся в 1740 г. первенец Иван Антонович был объявлен наследником русского престола.

Какие слои общества поддержали Елизавету Петровну?

Елизавету Петровну прежде всего поддерживало русской дворянство, опасавшееся конкуренции немцев в высших кругах государства.

Вопросы к пункту 2

Как ее отец она быта неутомима, как в делах, так и в развлечениях. Императрица была практична. приветлива. не злопамятна и не жестока. Став государыней, она поклялась никого не подвергать смертной казни и слово свое сдержала.

Но подобные достоинства императрицы не могли перевесить ее недостатков, она не была государственным деятелем Не лишенная ума Елизавета была равнодушна к делам государства.

Большую роль в управлении государством играли ее фавориты. В первые 10 лет ее царствования был ее фаворитом А. Г. Разумовский. По преданию граф Ратумовский даже тайно обвенчался с императрицей.

При этом граф предпочитал не вмешиваться в политику и сторонится придворных интриг Но, не исключено, что просьбе императрица восстановила на Украине гетманство.

В последние годы жизни Елизаветы Петровны на первые роли при дворе выдвинулся другой фаворит И. И. Шувалов, двоюродный брат крупного государственного деятеля П. И. Шувалова.

Он покровительствовал искусствам и образованию, по его инициативе был открыт Московский государственный университет, Академия художеств.

Во время правления Елизаветы Петровны усилилось дворянство, которое диктовало свои условия абсолютному монарху. Сама Елизавета не обладала лидерскими качествами своего отца.

Вопросы к пункту 3

Вступая на престол Елизавета Петровна обещала следовать заветам отца Дело, однако, ограничилось чисто внешним подражанием. Дворянство вовсе не желало надрываться на службе.

Напротив, оно настаивало на новых послаблениях, мечтало о расширении своих прав и привилегий. При Елизавете Петровне возрождался не дух царствования Петра 1— скорее, происходило восстановление декораций абсолютизма, восстанавливались прежние органы центральной власти, но императрица уже не желала или не могла играть главную роль.

Вопросы к пункту 4

Появились и новые законодательные акты о крестьянах. Труд крестьян был основным источником благополучия государства и помещика.

Со второй четверти XVIII в давление государства на податное население уменьшилось Так размеры подушной подати не менялись до конца столетия.

Это в свою очередь, давлю помещику больше возможностей для усиления эксплуатация крестьян. Денежный оброк, который платили крепостные, возрос с 40 копеек в середине 1720-х годов до 2 рублей к середине века. К концу века оброк достигал 4-5 рублей.

В правление Елизаветы Петровны права помещика были расширены он мог по своему усмотрению, без суда сослать крестьянина в Сибирь. Это должно было пресечь всякую мысль крестьян о неповиновении.

Расширились права помещика и в повседневном общении с крестьянами После того как сбор подушной подати был «отложен на хозяина имения. государство почти не вмешиваюсь во
взаимоотношения между крепостными и их владельцами.

Помещикам была дама «полная власть без изъятия», та исключением «отнятия живота» (т. е лишения жизни), а также расследовании государственных и тягчайших уголовных преступлений.

Елизавета Петровна проводила политику в интересах дворянства потому, что ей необходимо было удовлетворять запросы дворян, которые возвели ее на российский престол.

Вопросы к пункту 5

1. В 19 лет Ломоносов отправился пешком в Москву — учиться в Славяно-греко-латинской академии. Ушел тайком от родителей, без благословления отца. Учился с младшими школярами, терпел насмешки и бедность, жил на «один алтын в день».

Но насмешки быстро смолкли. Очень скоро Ломоносов опередил своих одноклассников в учебе. Он овладел греческим, латынью и другими учеными премудростями, став лучшим учеником академии.

2. Главным в жизни Михаила Васильевича оставалась наука. Его научные открытия по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества.

Ломоносов задумал написать трактат — большую «корпускулярную философию», объединяющую в одно целое физику и химию на основе атомно-молекулярных представлений. Ломоносов совершил ряд мировых открытий, и прежде всего сформулировал закон сохранения энергии, имевший для развития науки такое же огромное значение, какое позднее получила теория относительности.

Его теоретическая химия целиком опиралась на достижения физики. «Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях, — писал Ломоносов и добавлял в заключение: — Химия моя физическая».

Важные открытия были сделаны Ломоносовым в астрономии. В мае 1761 г. во время прохождения Венеры по диску Солнца учёный доказал существование атмосферы на далёкой планете.

3. Он еще до открытия Антарктиды предсказывал существование материка на Южном полюсе Земли. Он же убеждал Географический департамент в необходимости составления на основе научных данных и опросов «Атласа Российского».

В связи с этим направлением его научных интересов был написан трактат «О сохранении и размножении российского народа». В нём Ломоносов предложил ряд законодательных мер (включая заботу о здоровье народа), призванных обеспечить рост населения России.

Потомок поморов, Ломоносов испытывал неизбывную тягу к суровому Северу. Он едва ли не первым осознал значение судоходства по северным морям для будущности России. И уже тогда Ломоносов пророчески предсказывал, что «могущество России будет прирастать Сибирью».

Патриотизм Ломоносова определил его интерес к истории. Его исторические взгляды формировались в острой борьбе со сторонниками норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов считал, что упоминаемые в «Повести временных лет» варяги во главе с Рюриком были не скандинавами, а балтийскими варягами славянского происхождения.

Однако, всегда и во всём стремившийся к истине, он никогда не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в историческом развитии разных народов.
Девиз Ломоносова — «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!»

Вопросы и задания к § 10—11. Правление Елизаветы Петровны
1. Какие личные качества Елизаветы Петровны в наибольшей степени повлияли на её политику? Почему? Свой ответ обоснуйте.

На престол Елизавета Петровна вступила 32-летней женщиной после нескольких лет тяжелой жизни. Характер ее сформировался окончательно, вкусы и взгляды определились. По своем у образованию и характеру Елизавета не могла стать активным правителем.

Во всяком случае в государственных делах императрица, давая общий тон правительству, не вмешивалась дела управления и предоставляла их своим сотрудникам.

2. Как при Елизавете Петровне изменился состав государственных деятелей, которые реально управляли страной? Какие факторы обусловили эти изменения?

Материал с сайта https://dom-knig.com/

Из всех деятелей самым близким к императрице был Алексей Григорьевич Разумовский, о котором предание говорит, что он был негласно обвенчан с Елизаветой.

Властолюбивый интриган и нечестный стяжатель затмевали в нем государственного деятеля. Своим государственным влиянием он пользовался для личных целей.

Совершенную противоположность ему представлял И. И. Шувалов, заметная личность в истории русской образованности. Его всегда видели с книгой в руках, он учился для знаний, потому что любил их; наука выработала в нем определенное нравственное мировоззрение и сделала одним из первых пионеров просвещения в России.

Он поддерживал русскую науку, как мог (вспомним его переписку с Ломоносовым, основал первый в России Московский университет и при нем две гимназии.

Будучи камергером и большим любимцем Елизаветы, И. И. Шувалов не стремился, однако, к государственной и политической деятельности и оставался меценатом и куратором Московского университета.

Внешней политикой при Елизавете управляли три государственных канцлера: князь Алексей Михайлович Черкасский, граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин и Граф Михаил Илларионович Воронцов.

Первый был совершенно неспособный и недалекий человек, сделавший свою карьеру той ролью, какую случайно сыграл при восстановлении самодержавия Анны.

О его личности и неспособности ходили анекдоты: он был очень нерешителен, самую простую бумагу, требовавшую подписи, прочитывал по нескольку раз, брал перо, чтобы ее подписать, и оставлял его, и в конце концов бумага, не получала подписи, ибо кн. Черкасский ее боялся.

Значение его было ничтожно и в делах, и при дворе. Он умер в начале царствования Елизаветы (1742 г ), гак что о нем мало приходится упоминать в обзоре ее царствования.

Внешнюю политику Елизаветы определил своим направлением преемник Черкасского – А. II. Бестужев-Рюмин, стоявший во главе русской дипломатии с 1742 по 1757 г. Это был человек времени Петра Великого, бесспорно умный и способный, по тому времени удивительно образованный и, что называется, на все руки.

По натуре он был великий практик, что же касается моральной его физиономии, то она не совсем ясна, и о ней есть несколько мнений. Некоторые полагают, что он был очень честен. Несмотря на то, что он по службе принимал подарки, подкупить ею было невозможно.

Когда Фридрих II задумал дать ему подарок (узнав, что Бестужев берет таковые от Австрии), то убедился, что прусскими деньгами нельзя ни задобрить, ни купить Бестужева. Он был несомненно истинным патриотом и ни за что не поддался бы в сторону Пруссии, которую считал опасным соседом.

Еще в 1708 г. он был отправлен Петром учиться за границу и приобрел там солидное разностороннее образование: был химиком, медиком и дипломатом. На Бестужева как на политического деятеля смотрят различно.

Одни в нем видят деятеля без программы, другие, напротив, находят в Бестужеве удачного ученика Петра и здравого политика Соловьев “История России”, и Феоктистов “Отношения России к Пруссии в царствование Елизаветы Петровны основательно закрепляют за Бестужевым крупные дипломатические достоинства. Выдающимся дипломатом считает его и Е. Н. Щепкин “Русско-австрийский союз”.

Кроме князя Черкасского, жившего в царствование Елизаветы, и князя Трубецкого, пользовавшегося только административным значением, все придворные влиятельные лица происходили из простого дворянского круга.

До нас дошло, например, известие о том, что Воронцов (Роман, брат Михаила Илларионовича) твердил наследнику престола Петру Федоровичу о необходимости уничтожить обязательность дворянской службы.

Естественно думать, что раз у власти стали люди из простого дворянства, они постараются только высказывать желания своего круга, но и провести их в жизнь, тем более что сама императрица взошла на трон при восторженном сочувствии войска, состоявшего из таких же дворян, и была склонна вознаграждать их преданность.

При разборе внутренней деятельности Елизаветы мы увидим, что действительно в законодательстве проявился ряд мер, проведенных прямо в интересах дворянского класса.

С другой стороны, круг лиц, действовавших при Елизавете, чрезвычайно разнообразен по личным качествам, способностям, даже по возрасту деятелей. Рядом с петровским дельцом Бестужевым видим человека, вое питавшегося в эпоху временщиков (Трубецкого), и юношу, только при Елизавете вступившего в жизнь (Кирилл Разумовский).

Понятно, как различны должны были быть у них привычки, взгляды и приемы. Различие еще усиливалось личными особенностями: Бестужев был образованный практик.

Иван Иванович Шувалов – образованный теоретик, Петр Иванович Шувалов малообразованный и себялюбивый корыстный делец, Алексей Разумовский – необразованный и бескорыстный человек. Нет ни одной внутренней черты, которая бы позволила характеризовать их всех одинаково с какой бы то ни было стороны.

При этом и жили они очень несогласно, постоянно ссорясь друг с другом. При Елизавете было много интриг. Негр Великий умел объединять своих сотрудников, лично руководя ими. Елизавета же не могла это сделать; она менее всею годилась в руководительницы и объединительницы. Лаской и гневом она умела тушить ссоры и устранять столкновения, но объединить не могла никого, несмотря на то, что не была лишена ума и хорошо понимала людей.

3. Считается, что изменение системы власти при Елизавете Петровне стало возвратом к укреплению самодержавной власти царя. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ обоснуйте.

Двадцатилетнее правление Елизаветы (1741— 1761), состояло в его подготовительной роли по отношению к следующей, екатерининской, эпохе и придании национального направления политике государства.

Отец всегда был для нее образцом государственной мудрости, неслучайно в момент восшествия на престол она заявила о возврате к политике «отца нашего, Петра Великого».

В именном императорском указе от 12 декабря 1741 г. заявлялось, что в предшествовавшие царствования «произошло многое упущение дел государственных», вследствие отмены порядков, установленных ее венценосными родителями.

Указ восстанавливал значение Сената как высшего государственного органа и ликвидировал стоявший над ним Кабинет министров. Вместо последнего императрица решила «иметь при Дворе нашем Кабинет в такой силе, как был при… Петре Великом».

Тем самым восстанавливалась созданная Петром Великим императорская канцелярия — Кабинет, в задачи которого входили прием документов на имя монарха, оформление указов за его личной подписью, объявление словесных «высочайших повелений» и руководство финансовой стороной дворцового хозяйства.

Во главе реставрированного учреждения был поставлен И. А. Черкасов, служивший в свое время в петровском Кабинете и хорошо знавший его организацию.

Именно поэтому кабинеты Петра I и Елизаветы Петровны по своему организационному устройству были практически идентичны. Создание личной императорской канцелярии было вызвано желанием взять бразды правления в свои руки и восстановить значение самодержавной власти.

Так, только в первые недели своего царствования (ноябрь-декабрь 1741 г.), она направила в Сенат 51 указ и получила от него 14 докладов «на высочайшее утверждение». В 1742 г. эти цифры соответственно составили 183 и 113, в 1743 г. — 129 и 54 и т.д.

Серьезное внимание императрица уделяла кадрам государственных служащих. В период ее правления произошел возврат к основополагающим принципам кадровой политики ее отца.

Вновь возросла роль российского дворянства в государственном аппарате. «Чужеземцам» Елизавета отводила, по возможности, подчиненное место.

Когда императрице рекомендовали на вакантные государственные должности иностранцев, она неизменно спрашивала, нет ли подходящего кандидата из россиян и приказывала лучше искать способных русских людей, а иностранцев приглашать только в крайнем случае.

4. Какие из реформ времён правления Елизаветы Петровны способствовали укреплению экономической мощи страны? Почему?

По материалам сайта https://vuzlit.ru/

В период правления Елизаветы Петровны был принят совершенно новый курс в области финансов и экономики. В решении экономических вопросов теперь привлекалось дворянство, которое из служилого класса превратилось в экономический.

Восстановление в 1742 г. Берг- и Мануфактур-коллегий, ликвидированных при Петре II. Был восстановлен Главный магистрат.

Правление Елизаветы Петровны было золотой эпохой русского дворянства. В 1754 году вышел указ о праве владения землей, который установил монополию дворянства в экономике. Земля принадлежала дворянам. Елизавета Петровна делала это для того, что завлечь дворян в предпринимательство.

Предпринимательство в России приобрело при Елизавете большой размах. Большое внимание было уделено освоению Сибири. Для этого необходимы были люди, и в 1760 году был издан указ, разрешавший помещикам отсылать крестьян в Сибирь, с учетом их за рекрут. Ранее, 1741 году, с той же целью было дано разрешение купцам и разночинцам покупать крестьян.

Экономическую политику в период правления Елизаветы Петровны во многом определял П И. Шувалов (1710-1762). Он разработал проекты экономических и финансовых реформ, которые были проведены его усилиями. А именно:

В 1753 году была опубликована известная шуваловская реформа – отмена внутренних таможенных пошлин в стране. Этот налог наносил ущерб развитию торговли, особенно продавцам, непосредственно производившим товар, мешал зарождению общероссийского рынка.

Потерю казны из-за отмены внутренних пошлин И.И. Шувалов предложил компенсировать протекционистскими мерами. По его инициативе был издан новый Таможенный устав (1755 г.) и введен новый таможенный тариф.

В результате этого на товары, ввозимые за границы, увеличивалась пошлина и государственная казна даже выиграла от этого: поступления от сбора пошлин увеличились на 200 тыс. рублей.

В 1754 г. Были учреждены Дворянский и Купеческий банки в России, что способствовало развитию экономико-финансовой системы страны.

Банки давали кредиты под 6% годовых, а ростовщики – под 20%. В 1744-1747 гг. была проведена перепись населения и упорядочена система налогообложения. П.И. Шувалов стремился перенести тяжесть прямого налогообложения на косвенные налоги. Постоянно повышались цены на соль и другие продукты первой необходимости.

При Елизавете Петровне продолжалось совершенствование денежного обращения, начатое еще при Петре I. Деньги тогда были медные, серебряные и золотые.

Для улучшения денежного обращения необходимо было сделать следующее: Избавиться от «худой» медной монеты, среди которой было мною фальшивых Повысить пробу серебряной монеты.

Привести соответствующее соотношение между серебряными и золотыми монетами Ликвидировать нехватку разменных денег, особенно в отдаленных pei ионах России.

Для решения этих задач сделано следующее: В отношении медных денег был выпущен знаменитый указ в 1744 году «О выпуске денежек и полушек на 1 млн. рублей».

В период с 1730 по 1755 медные монеты печатались на Московском монетном дворе из медных кружков, которые изготовлялись в Екатеринбурге.

В последние годы царствования Анны Ивановны чеканка медных денежек была разрешена и в Екатеринбурге, однако после ее смерти был издан указ о прекращении чеканки медных денежек в этом городе.

Указ «О выпуске денежек и полушек на I млн. рублей» выполнялся в медленных темпах, и в 1747 году Елизавета приняла решение чеканить монеты и в Екатеринбурге.

В результате, к 1755 году задача по чеканке мелкой монеты была выполнена. В 1755 году Шуваловым была выпущена реформа по чеканке монет на 8 рублей с 1 пуда меди.

Это позволило погасить недоимки с подушной полати с 1757 по 1758 года. В дальнейшем предлагалось печать с пуда меди уже не 8, а 16 (далее 32) копеек. После получения прибыли от этой реформы деньги можно было снять с обращения.

Серебряная монета в годы царствования Елизаветы Пегровны так же претерпела изменения. Предлагалось перечеканить мелкие серебряные монеты в более крупную единицу: рубль, полтину, полуполтину (25 коп.) и гривенники (10 коп.). Осуществление этой реформы началось еще при Петре I в 20-30 гг.

Реформа предполагала изъятие из обращения и перечеканку почти всех мелких серебряных денег. Завершение этой задачи относится к середине 40-х г. Царствования Елизаветы.

В 1755 году вновь встал вопрос по нехватке разменной монеты. Тогда Правительство приняло решения чеканку еще и серебряных пятаков, что позволило увеличить количество мелких денег в стране.

Главный вопрос урока А.

Источник

ПАТРИОТИЗМ ЛОМОНОСОВА

Процесс становления Ломоносова пришелся на период подъема национального самосознания, вызванного блестящими военными победами Петра I, быстрым ростом экономики страны, вступившей на путь, ведущий к капитализму. Ломоносов впитывал в себя ощущение неисчерпаемых возможностей России, видел и чувствовал богатырскую силу своего народа. Все это рождало в его душе веру в свою страну, любовь к ней и страстное желание способствовать ее процветанию путем развития наук и распространения в ней просвещения. В наиболее завершенной форме эта программа зафиксирована им в черновике «Слова благодарственного» на так и не состоявшуюся инаугурацию (торжественное открытие с пожалованием университетских привилегий) Петербургского академического университета. В ней обращает на себя внимание утверждение, звучащее как credo, как символ веры: «науки сами все дела человеческие приводят на верх совершенства». И далее следует панегирик наукам: «Все обще, ни вас выключая, удивляемся собранным в общежитии народам. Собрали науки. Чудимся построенным городам, пристаням, кораблям, плавающим через неведомые моря; построили науки. Украшенных себя видим произведениями разных материй и очищением разума; украшают науки, и что паче до нас надлежит, с услаждением хвалимся, что мы имели просветителя Петра Великого; но просветил нас и стал велик через науки», Возражая тем, кто говорил: «что куда-де столько студентов и гимназистов? Куда их девать и употреблять будем?», — Ломоносов перечисляет, где, по его мнению, нужны в России ученые люди. В этом списке первыми названы «Сибирь пространна» и Северный морской путь — «ход Севером». В числе прочих — горное дело, фабрики, торговля, сельское хозяйство, военное дело. И конечно, «исправление нравов».

И силу кажет и державу,

Но в сердце держит сей завет

Размножить миром нашу славу

И выше, чем военной звук,

Поставить красоту Наук.

Ломоносов возлагал на «просвещенного» монарха надежды на осуществление своей просветительской программы, переоценивая способность «просвещенных» деспотов внять его словам и советам. Он слишком полагался на «самоочевидную истину», на разумность и убедительность своих доводов, наконец, на чистоту и бескорыстие своих помыслов. Ломоносов не понимал, не мог еще понимать классового характера государства и возлагал чрезмерные надежды на то, что только распространение наук и просвещение могут обеспечить благоденствие народа. Не понимал Ломоносов и социальной направленности петровских реформ.

Исследователь внутренней экономической политики Петра I Е. В. Анисимов в недавно вышедшей книге так говорит о его податной реформе: «Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почти всех категорий населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра — все это ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса»

А вот как расценивал ту же податную реформу Ломоносов: «Превратил премудрый Герой (Петр I. — Э. К. ) вред в пользу, лен-ность в прилежание, разорителей в защитников, когда исчислил подданных множество (провел переписи населения. — Э. К.), утвердил каждого на своем жилище, наложил легкую, но известную подать…».

Теперь посмотрим, как претворялась в жизнь программа Ломоносова. Мы уже упоминали об энциклопедизме ученого. Можно с большой уверенностью утверждать, что в ряде случаев именно патриотизм становился побудительной причиной перехода к работе в новой области знаний. Это особенно ярко проявляется на начале его систематических занятий русской историей. Острейшая борьба с Миллером по вопросу о происхождении русской культуры и государственности буквально заставила патриота Ломоносова всерьез заняться русской историей. Сразу же вслед за длительной ожесточенной дискуссией Ломоносов приступил к изучению источников — «…читал книги для собирания материй к сочинению „Российской истории»: Нестора, законы Ярославли, большой Летописец, Татищева первый том, Крамера, Вейселя, Гелмголда, Арнолда к другие…», — писал Ломоносов в отчете за 1751 г.

Создание «Российской истории» было для Ломоносова источником высокого патриотического воодушевления: «Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели моею возможною способ-ностию древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются, что весьма чувствую», — написал он И. И. Шувалову в начале 1753 г.

Другим примером подобного рода являются заботы Ломоносова об отыскании «хода Севером» — Северного морского прохода из Европы в Азию. В «дедикации» (посвящении) к «Краткому описанию разных путешествий по северным морям и показании возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Ломоносов мотивировал свое внимание к этой проблеме в следующих выражениях: «…Северный океан есть пространное поле, где… усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользою, через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку». Этот труд, говорит автор, был создан им «от усердия к пользе отечества». Таким же усердием были пронизаны его усилия по подготовке экспедиции В. Я. Чичагова.

Можно предполагать, что пытливая и беспокойная мысль Ломоносова, интуитивно руководимая «усердием к пользе отечества», заставляла ученого стать пионером в различных областях русской науки.

Его патриотические устремления лежали в основе просветительской деятельности ученого, которая прежде всего была направлена на улучшение деятельности Академии наук и на развитие образования в России.

В течение ряда лет с болью наблюдал Ломоносов, как в результате происков «неприятелей наук российских» приходили в упадок академические университет и гимназия, как уменьшалась слава Петербургской Академии наук. В 1759 г. он писал, что при Петре Великом, когда просвещение еще только «вводилось в нашем отечестве», «многие славнейшие ученые люди во всей Европе, иные уже в глубокой своей старости, в Россию приехать не обинулись», а позже «не токмо знатные профессоры, но и те, которые недавно из студентов вышли, не хотят к нам в академическую службу».

Видя плачевное состояние наук в России, Ломоносов начал страстную борьбу за Устав Академии наук, который способствовал бы ее «исправлению» и, главное, создал условия, чтобы «иметь своих природных россиян в профессорах». Он резко протестовал против такого толкования положения дел в Академии, «что можно подумать…, что Санктпетербургская Академия наук ныне и впредь должна состоять по большей части из иностранных, то есть что природные россияне к тому неспособны».

Много сил и энергии затратил Ломоносов на устранение различных организационных неполадок в Академии, на то, чтобы ее деятельность «простиралась к пользе и славе отечества».

Идеи Ломоносова встречали сильнейшее противодействие. Лишь, некоторые из его предложений были приняты после смерти ученого. Другие его идеи (об избрании академиками президента, о введении должности вице-президента и др.) воплотились в жизнь после Великой Октябрьской социалистической революции. Однако главное, за что боролся Ломоносов, — превращение Академии в центр национальной русской науки— было достигнуто. К моменту его смерти в составе Академии было 7 русских профессоров и адъюнктов, а за период с 1766 по 1803 г. из 40 ученых, принятых в Академию на место выбывших, русскими были 14. Если же отнести к таковым и полностью обрусевших иностранцев, считавших Россию своей второй родиной, то можно утверждать, что к концу XVIII в. русские ученые заняли в Академии прочное место.

Как уже указывалось, в патриотической просветительской программе Ломоносова важное место отводилось распространению научных знаний; борьба за это означала для него борьбу за высшее благо родины. Ломоносов справедливо полагал, что «приведенные в лучшее состояние» университет и гимназия могли стать в то время единственным источником пополнения Академии национальными кадрами. Он составил проект Устава этих учебных заведений и добивался всемерного расширения социального состава учащихся за счет «детей посадских людей, государственных и дворцовых крестьян» и даже детей крепостных, правда, если помещик. освободит будущего гимназиста от крепостной неволи «навечно»..

Ломоносов замыслил также издать ряд «небольших книжек», в которых должно быть «сокращенное представление и общее понятие обо всех оных науках» (которым обучают в университете. — Э. К.). По мысли ученого, это позволило бы выпускнику гимназии выбрать одну из наук, «в которой употребит главное свое упражнение». Однако замысел этот остался неосуществленным.

Позднее, узнав, что при созданном по его идее и деятельном участии Московском университете решено иметь две гимназии — благородную и разночинную, Ломоносов предлагает свой «Регламент московских гимназий», многие положения которого вошли затем в текст Инструкции директору Московского университета. Примечательно, что в «Регламенте» Ломоносова было предложение ввести в гимназиях «Российскую школу», т. е. цикл занятий, посвященных изучению русского языка и русской истории. Это нововведение, лежащее в русле просветительской патриотической программы Ломоносова, удалось ему осуществить лишь тремя годами позднее, когда он стал куратором Академической гимназии.

В просветительской программе Ломоносова важное место занимала подготовка учебников и учебных пособий для учащегося юношества. Перечислим их в том порядке, в каком они выходили в свет:

1. «Вольфианская экспериментальная физика» (1746).

2. «Краткое руководство к красноречию» (1748).

3. «Российская грамматика» (1757).

4. «Краткий Российский летописец» (1760).

5. «Первые основания металлургии или рудных дел» (1761).

6. «Древняя Российская история» (1766).

В этот ряд может быть поставлено и неоконченное «Введение в истинную физическую химию», которое должно было стать первой частью учебника по курсу физической химии.

Некоторые из ломоносовских учебников издавались неоднократно и служили нескольким поколениям русских людей.

В своем стремлении «распространять науки в России» Ломоносов не ограничивался только учебной и учебно-организационной деятельностью. Он был, если сказать современным языком, первым популяризатором науки в России. Прекрасным образцом такого рода деятельности являются его «Слова»: «Слово о пользе химии» (1751), «Слово о происхождении света…» (1756), «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757), «Слово о явлениях воздушных…» (1753). В «Похвальных словах» Петру I и Елизавете Ломоносов не упускает случая высказать похвалу наукам, от распространения которых растет и польза и слава России.

Патриотизм, любовь к Родине были определяющей чертой его личности, его гения. Отмечая это, Н. В. Гоголь писал: «Всякое прикосновение к любезной его сердцу России, на которую он смотрит под углом ее сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной».

Патриотическая традиция в русской науке была заложена Ломоносовым, она сохранялась и сохраняется поныне лучшими ее представителями.

Значение Ломоносова как исторического деятеля, а также деятеля культуры определяется, в первую очередь, его осознанным или интуитивным умением найти свое место в культурно-историческом процессе и придать этому процессу ту или иную степень ускорения. «Исторические процессы без выдающихся исторических личностей не изменили бы своего направления, — пишет академик Д. С. Лихачев, — но были бы сильно замедлены, замедлен был бы процесс перехода русской культуры от средневекового типа к типу культуры нового времени. Однако сами исторические личности являются порождениями закономерных процессов».

По мнению Лихачева, Петр I сумел сменить формы многих проявлений русской культуры. Представляется, что Ломоносов был в числе тех, кто наполнял эти формы культуры новым содержанием, и, безусловно, был первым, кто проделал это в отечественной науке. В этом смысле дело его жизни было продолжением дела Петра, и, как нам кажется, сравнимо с ним по заслугам.

Ломоносов был первым ученым нового времени, заложившим в России основы ряда наук: физики, физической химии, минералогии, кристаллографии, языкознания, филологии и многих, многих других. Он первым в России сделал успешную попытку создать научную физическую картину мира, что ставит его выше тех европейских ученых-энциклопедистов, с которыми его сравнивает обычно историческая традиция.

В сокровищницу русской духовной культуры вошли ломоносовский материалистический подход к изучению явлений природы, доверие к эксперименту как высшему критерию истины, свойственный Ломоносову рационализм мышления и многое другое.

Его просветительская, популяризаторская деятельность вызвала в русском обществе новое отношение к науке, не только как к полезному для развития хозяйства и промышленности явлению, но и как к духовной ценности. Знаменательно, что в конце XVIII в. вслед за людьми простого звания в науку потянулись даже представители высшего русского общества, дав ей таких ученых, как князь Д. А. Голицын и граф А. А. Мусин-Пушкин.

Оценку личности Ломоносова, его творчества и деятельности хочется закончить высказыванием президента АН СССР М. В. Келдыша:

«Ломоносов принадлежит к числу величайших деятелей науки и культуры всего человечества. Необычайно широкая и плодотворная научная, литературная и общественная деятельность Ломоносова — это целая эпоха в истории нашей отечественной и мировой) науки и культуры».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *