какие канаты применяются для изготовления стропов
Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?
Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:
6 • 36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 ОС ЛК-РО.
Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °С, применяют канаты, имеющие стальной сердечник.
Каких типов изготавливаются канатные стропы?
Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33—93 бывают следующих типов.
1. Ветвевые (рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:
Ø 1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5. 20 т;
Ø 2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5. 20 т;
Ø ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63. 20 т;
Ø 4СК (четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63. 32 т.
2. Универсальные (рис. 3.7, в, г), предназначенные для обвязки грузов:
Ø УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) — грузоподъемность 0,5. 32 т;
Ø УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузоподъемность 0,5. 32 т.
Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами.
В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК—1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.
Какими способами может быть выполнена заделка концов каната при изготовлении стропов?
Заделку концов каната при изготовлении стропов выполняют следующими способами:
Ø заплетка с последующей обмоткой (оплетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);
Ø опрессовка алюминиевой втулкой (рис. 3.9, б).
Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетают между прядями нераспущенного каната. Технология
заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оплетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.
Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг
коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Собранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого поперечного сечения втулки.
Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена с применением коуша для предохранения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.
Как устроены канатные стропы?
Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.
Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, а — г) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).
В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть использованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8, д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпадение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
2.4. Стропы и грузозахватные устройства
Стропы — отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обеспечивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.
Термин «строп» пришел в русский язык как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, траверсам, скобам.
Стальные канатные стропыполучили широкое распространение при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых грузов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Стальные канатные стропы менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из органических растительных волокон или грузовых стальных цепей. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и обладает большой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва.
По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 2.22) подразделяются:
· на одноветвевые (1 СК);
· четырехветвевые (4 СК);
Цепные стропычаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла металлоизделий, заготовок и деталей с острыми кромками, ковшей для металла и другой тары.
По числу ветвей цепные стропы (рис. 2.23) подразделяют:
на одноветвевые (1 СЦ);
Простые стропы (СК, СЦ) применяют для строповки грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т.п.), универсальные — для строповки грузов обвязкой.
Рис. 2.22. Стальные канатные стропы (типа СК):
а — одноветвевые (1 СК); б — двухветвевые (2 СК); в — трехветвевые (3 СК); г — четырехветвевые (4 СК исполнения 1); д — четырехветвевые (4 СК исполнения 2, с уравнительными блоками); 1 — навесное звено; 2 — канатная ветвь; 3 — захват; 4 — соединительное звено; 5 — уравнительный блок; L — длина стропа
Одноветвевые стропы обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами, скобами и т. п.
Многоветвевые стропы применяют для подъема и транспортировки станков, аппаратов, строительных деталей и конструкций, имеющих две, три и четыре точки крепления.
Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами.
Рис. 2.23. Цепные стропы (типа СЦ):
а — одноветвевые (1 СЦ); б — двухветвевые (2 СЦ); в — трехветвевые (3 СЦ); 1 — звено стропа; 2 — звено цепи; 3 — захват; L — длина стропа
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).
Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновыестропы используют для обвязки мягких и легких грузов.
Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями РД 10-33-93, РД 10-231-98, Правил безопасного устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
2.4.2. Изготовление и браковка стропов
Процесс изготовления стропов включает в себя следующие операции.
· Выбор каната нужного качества. Стропы изготавливают из нетолстых гибких канатов (чем больше проволок при одном и том же диаметре, тем более гибок канат). Например: канат двойной свивки типа ТЛК-О 6×19+1 о.с, в котором 6 прядей по 19 проволок и один органический сердечник; типа ЛК-РО 6х36+1 о.с; ТЛК-О 6х37+1 о.с; ТЛК-О 36х37+1 о.с. Допускается применение канатов других типов.
· Определение длины каната. Длина заготовки должна включать в себя длины стропа и отрезка, необходимого для образования петель, заплетки и технологического припуска.
· Определение диаметра каната. При этом нужно учитывать массу груза, число ветвей, угол наклона между ветвями, коэффициент запаса прочности (не ниже 6 для стальных, 8 — для пеньковых канатов и 5 — для цепей).
· Выбор концевого (захватного) элемента. При этом учитывают места крепления и способы обвязки груза (для деталей с фланцами — струбцины или штыри, с отверстиями — коромысла, с проушинами или цапфами — крюки), а также необходимость наличия коушей в петле. В стропах с концевыми элементами канаты вплетают в отверстия концевых элементов без коушей. Диаметр отверстия, которое вплетают строп, должен быть равен 1,25 диаметра каната, длина петли стропа — не меньше длины петли, заплетенной под коуш; определяют толщину и величину отверстия концевого элемента. Определяют их при помощи расчета или конструктивно. Толщину отверстия можно регулировать привариванием дополнительных шайб (коротким прерывистом швом в четырех-пяти точках). Для получения закругления отверстие вначале раззенковывают под углом 90° на глубину фаски, а затем острые кромки закругляют по радиусу (на участке рабочего положения петли стропа). Поверхность сопряжения обрабатывают не ниже 10-го класса шероховатости. При правильном выборе и обработке отверстий канат на участке соединения петли и концевого элемента под нагрузкой принимает форму, близкую к эллипсу, не деформируется и при двухветвевом стропе имеет 12. 16-кратный запас прочности без коушей.
· Крепление зажимами. Его применяют при изготовлении стропов временных, работающих без обвязок, не предназначенных к протягиванию через отверстия, с маленьким расстоянием между петлями (если невозможно выполнить заплетку), при креплении стропов к траверсе, а также грузовых канатов в грузоподъемных механизмах. Крепление заплеткой — наиболее распространенный способ.
· Выбор способа резки. Резку канатов производят с помощью абразивных кругов, зубила, а также газовой резкой. Электродуговая резка запрещается, так как при этом по проволокам и прядям проходит ток большой силы, что приводит к их нагреву, отжигу, потере прочности. Чтобы предотвратить раскручивание каната после резки, предполагаемое место резки обвязывают (8. 10 витков) мягкой проволокой диаметром 1,5. 2 мм с двух сторон от места резки на расстоянии 1. 4 диаметра каната (см. рис. 2.15, в).
Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90° (рис. 2.24).
Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 2.25.
Стальные канаты и канатные стропы
При проведении подъемно-транспортных и такелажных работ используются множество механизмов и приспособлений, но нельзя представить эту работу без использования чалок и строп. Стропы используется в случаях отсутствия у груза специальных мест крепления под крюк грузоподъемного механизма (крана), или при работе с крупногабаритными грузами, для подъема которого требуются дополнительные элементы.
Стропы принято делить на три группы: канатные, цепные и текстильные. В свою очередь текстильные подразделяются на два основных вида — это ленточные и круглопрядные стропы. Каждый из этих видов имеют свои особенности изготовления и формы исполнения. В данной статье мы более подробно рассмотрим канатные стропы и стальные канаты, из которых они изготавливаются.
Канатные стропы, исходя из названия, изготавливаются из различных канатов. Материалом для них служат стальные, синтетические и канаты растительного происхождения (пеньковые и хлопчатобумажные). В качестве грузоподъемных строп чаще всего используются стальные канаты, поскольку они выдерживают высокие разрывные нагрузки, обладают повышенной износостойкостью, а также позволяют поднимать груз с высокой скоростью (динамическое нагружение).
Канатные стропы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25573-82 и РД 10-231-98 (РД-10-33-93 с изм. 1998г.). В грузоподъемных устройствах и на производстве строп применяются стальные канаты двойной (троссовой) свивки.
Стальные канаты изготавливаются способом последовательной свивки его отдельных элементов — проволок в пряди (спиральные канаты одинарной свивки), и прядей в канаты или стренги. В результате свивки прядей проволок получают канаты двойной (троссовой) свивки, которые в дальнейшем могут использоваться для изготовления канатов тройной свивки. При изготовлении тросов пряди навиваются на органический или металлический сердечник.
Типы свивки канатов
Различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей (ТК) и линейным касанием (ЛК). Проволоки, из которых свивают пряди, могут быть одинакового или разного диаметра, при разном диаметре проволок в обозначение каната добавляют букву Р, при одинаковом — О.
При производстве тросов типа ТК послойно изготавливаются многослойные пряди с последующей свивкой их в канат. При этом способе производства стремятся свить прядь, сохраняя одинаковые углы свивок проволок по отдельным слоям, поэтому шаги свивки получаются разные и и проволоки в них между слоями перекрещиваются, образуя точечное касание. Стальные канаты с точечным касанием могут изготавливаться из проволок как одинакового, так и разного диаметра.
Пряди, изготовленные таким способом, отличаются повышенной жесткостью, при этом проволоки подвергаются значительному износу из-за перекрещивания, а также значительным контактным напряжениям.
На производстве тросов типа ЛК сохраняют постоянным шаг свивки, допуская различные углы свивки для каждого слоя прядей, при соответствующем подборе диаметров отдельных проволок как по слоям, так и в самом слое. Это дает возможность исключить перекрещивание проволок по отдельным слоям и обеспечивает взаимное линейное касание.
В прядях типа ТК проволоки внутреннего и наружного слоев загружены одинаково, а центральная проволока несет большую нагрузку. В прядях типа ЛК проволоки наружного слоя несут наименьшую нагрузку, а проволоки внутреннего слоя — значительно большую нагрузку, при этом центральная проволока даже перегружена. Канаты типа ЛК имеют лучшее заполнение сечения, они более гибкие и износостойкие в сравнении с канатами типа ТК.
Комбинированные канаты применяются когда использование тросов с линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушения установленных соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок или необеспечения рекомендуемого запаса прочности. В зависимости от типа располагающегося слоя (ЛК или ТК), считая от центра пряди, получают канаты с точечно-линейным касанием (ТЛК), или с линейно-точечным касанием (ЛТК).
Сочетание направлений свивки канатов
Канаты изготавливаются с различным направлением свивки прядей — с правым и левым. При правом направлении свивки (обозначение Z) пряди идут слева-вверх-направо, при левом направлении (обозначение S): справа-вверх-налево. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей в канатах различают канаты односторонней и крестовой свивки. В канатах односторонней свивки направления навивки проволок в наружном слое прядей и прядей в канате одно и то же, в канатах крестовой свивки эти направления противоположны.
Канаты односторонней свивки имеют более ровную поверхность, площадь сечения в них заполнена лучше, они более гибкие и долговечные, вследствие увеличенной поверхности соприкосновения проволок с поверхностью блока или барабана. В канатах крестовой свивки наружные проволоки смежных прядей соприкасаются по отдельным точкам, что увеличивает контактные напряжения. Из-за стремления к раскручиванию под действием растягивающей нагрузки, канаты односторонней свивки непригодны к использованию, если требуется свободно подвесить груз на одной ветви. В этих случаях используют некрутящиеся канаты крестовой свивки.
В случаях когда хотят уменьшить крутящий момент и износ каната благодаря линейному касанию проволок, используют канаты с комбинированной свивкой, в которых чередуется одинаковое количество прядей правой и левой свивок.
Выбор направлений навивки канатов
Грузоподъемные механизмы, на которых применяются стальные канаты, оснащаются тяговыми барабанами, к которым крепится один или оба конца каната. В зависимости от назначения и конструкции грузоподъемного механизма, на барабан производится однослойная или многослойная навивка каната. Как правило, применяется спиральная послойная навивка каната, при которой отдельные, спирально расположенные ветви каната плотно и равномерно навиваются на поверхность барабана, а при многослойной навивке — на ранее навитые слои.
В зависимости от направления свивки троса, направления вращения барабана и порядка укладки витков на барабан деформация кручения может увеличиваться или уменьшаться. При многослойной навивке каната, направление навивки чередуется в нарастающих слоях, поэтому направление навивки следует выбирать из условия правильной навивки первого слоя.
Требуемое направление свивки каната легко установить по направлению пальцев правой и левой руки.
Стропы: разновидности, маркировка, браковка, комплектующие
Стропы – простые приспособления, используемые для подъема и перемещения различных грузов. В переводе с голландского слово «строп» означает «петля». Приспособления состоят из одного или нескольких гибких элементов, концы которых замкнуты в петли или оснащены грузозахватными устройствами.
В зависимости от материала гибких элементов стропы делятся на три вида: канатные, цепные и текстильные. Каждый из видов приспособлений, в свою очередь, делится на подвиды в зависимости от конструкции: петлевые, кольцевые, ветвевые.
При помощи строп грузы крепятся к крюку подъемного крана. Некоторые виды приспособлений используются для обхвата тяжелых предметов. Также стропы могут применяться для крепления грузов к куполу парашюта, гондол к дирижаблям и аэростатам. Широкое применение грузоподъемные приспособления нашли в строительстве, сельском хозяйстве, грузоперевозках, лесной промышленности, на металлургических комплексах и в других отраслях.
Канатные стропы
При помощи канатных строп проводятся многие виды грузоподъемных операций. Спрос на изделия не падает благодаря их удобству и невысокой стоимости. Основной элемент стропа – стальной канат, изготовленный из металлических проволок, свитых в пряди. Внутри каната находится сердечник из пеньки. Если приспособление состоит из нескольких канатов, они крепятся на специальном соединительном звене.
Массивные грузы, для работы с которыми предназначены канатные стропы, обычно имеют специальные проушины или кольца. К ним и крепятся ветви приспособления. По конструкции канатные стропы делятся на такие виды:
Концы канатных строп, замкнутые в петли, обрабатываются двумя способами – заплеткой и опрессовкой. Первый метод на сегодняшний день считается устаревшим, хотя используется многими производителями. Он подразумевает переплетение между собой прядей каната и скрепление их концов за счет силы трения. Чем больше будет нагрузка на петли троса, тем плотнее проволоки прижимаются друг к другу. Место переплетения концов каната изолируют, чтобы обезопасить тех, кто будет работать со стропом, от повреждений торчащими проволоками.
Метод опрессовки подразумевает заделку концов троса втулкой, изготовленной из алюминия или другого мягкого металла. Втулку обжимают особым образом, чтобы получить надежное сцепление. Процесс опрессовки частично механизирован, что снижает его стоимость и повышает производительность.
У канатных строп много преимуществ:
У канатных строп есть и минусы. Это большой вес, малая ремонтопригодность, возможность повредить окрашенную поверхность груза, вероятность получения травмы при контакте с оборвавшимися проволоками.
Цепные стропы
Главный элемент цепного стропа – круглозвенная стальная цепь с классом прочности от 4 до 12. Для соединения звеньев цепи используется сварка. Ветви приспособлений комплектуются крюками. Длина ветвей может достигать 20 метров. Цепные стропы считаются универсальными, так как могут использоваться для работы со всеми видами грузов. Приспособления востребованы в металлургии, на предприятиях химической, атомной, топливной промышленности, в тяжелом машиностроении, а также на складских объектах.
Как и другие виды подобных приспособлений, цепные классифицируются по конструкции и делятся на ветвевые и кольцевые. Производители предлагают такие виды цепных строп:
Грузоподъемность цепных строп зависит от класса прочности всех их элементов. при повышении класса прочности цепи снижается удельная материалоёмкость приспособления у увеличивается срок его службы. Стропы разных классов прочности имеют такую грузоподъемность (данные приведены для температуры до 200 градусов для одной цепной ветви с минимальным диаметром):
При повышении температуры допустимая грузоподъёмность изделий уменьшается на 10-15%.
Грузоподъемность приспособлений напрямую зависит и от диаметра звена цепи. Данная информация приведена в таблице:
Что касается недостатков, то их немного. Цепные стропы имеют большой вес. Но цепи высоких классов прочности (8-12) выпускаются меньшего диаметра, что практически устраняет этот недостаток. Еще один минус приспособлений – высокая стоимость.
Текстильные стропы
И цепные, и канатные стропы достаточно сложные для маневрирования и тяжелые. Для работы с хрупкими или окрашенными грузами они не годятся, так как могут повредить поверхность. В этом случае пригодятся текстильные стропы, способные обеспечить необходимую гибкость, надежную фиксацию груза и необходимую строповку.
Текстильные стропы выпускаются двух видов – ленточные или круглопрядные. Первые выпускаются в виде ленты из одного или нескольких слоев синтетического материала (нейлона, полиэстера или пропилена). Круглопрядные стропы состоят из полиэстерового сердечника, заключенного в рукав из полиэфирной или нейлоновой ткани. По пластичности и грузоподъемности круглопрядные модели превосходят ленточные.
По конструкции текстильные стропы делятся на три вида:
К обозначению круглопрядных изделий добавляется буква «К». Кольцевые и петлевые варианты являются самыми универсальными. Их используют для обвязки грузов.
Текстильные стропы окрашиваются в разные цвета. Цвет ленты означает ее грузоподъемность. Цветовая идентификация используется для быстрого визуального определения пределов безопасной нагрузки. Ширина ленты также зависит от грузоподъемности приспособления.
Главный плюс текстильных строп – компактность и небольшой вес. При хранении приспособления занимают минимум места, их легко транспортировать. Поверхность лент не повреждает грузы. Синтетические материалы, из которых изготовлены грузоподъемные приспособления, невосприимчивы к перепадам температур, влажности, воздействию нефтепродуктов и органических растворителей. Стоят текстильные с тропы значительно дешевле канатных и цепных.
Как маркируются стропы?
При производстве любых типов строп обязательным условием является их маркировка. Она наносится как на само изделие, так и на металлическую бирку, которая надежно крепится к грузозахватному приспособлению. Способ крепления должен быть таким, чтобы обеспечить сохранность маркировки до окончания срока эксплуатации стропа.
Маркировка на бирке грузоподъемных приспособлений должна содержать следующую информацию:
Маркировка наносится на бирку несмываемой краской, цвет которой должен отличаться от цвета бирки.
Условия выбраковки строп
Грузоподъемные работы могут быть опасными для здоровья и жизни людей, находящихся в зоне их проведения. Поэтому главное условие эксплуатации строп – обеспечение их максимальной безопасности. За осмотр и браковку приспособлений отвечает инженерно-технический персонал предприятия. Осмотр изделий должен проводиться в соответствии с интенсивностью их использования. При постоянной эксплуатации стропы осматриваются не реже, чем раз в 10 дней, при периодической – непосредственно перед началом работ.
Для каждого типа стропов установлены свои нормы выбраковки. Например, канатные не допускаются к работе в таких случаях:
Цепные стропы выбраковываются в следующих случаях:
Текстильные стропы не допускаются к работе при выявлении таких недостатков:
На основании осмотра строп и анализа имеющихся дефектов инженерно-технические специалисты принимают решение о возможности ремонта или необходимости списания грузоподъемных приспособлений. Если они не пригодны к дальнейшему использованию, должен быть составлен акт списания.
Цепные, канатные и текстильные стропы вы можете купить на сайте компании «Прометей». Благодаря удобному каталогу и подробным техническим характеристикам подбор необходимой модификации приспособлений займет минимум времени. Вы всегда можете воспользоваться помощью наших специалистов, связавшись с ними по телефону или в онлайн-чате.