какие задачи при ликвидации чс решаются на первом этапе
Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС)
Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Цели и задачи
Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направлены на выполнение следующих задач:
Проводимые мероприятия
Ликвидация чрезвычайной ситуации обусловленной обрушением моста
Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:
Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:
Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.
Этапы
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).
На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.
К экстренным мерам защиты населения относятся:
Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.
Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.
Ликвидация чрезвычайной ситуации
На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:
При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.
Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:
Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.
Аварийно-спасательные работы
Представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
Неотложные работы
Проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:
Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.
Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.
Алгоритм действий органов управления функциональныхподсистем РСЧС при приведении в режим чрезвычайной ситуации
Алгоритм действий органов управления функциональных
подсистем РСЧС при приведении в режим чрезвычайной ситуации
Уточнение полученной информации от диспетчера ЕДДС муниципального образования:
— время возникновения ЧС;
— основные параметры ЧС;
Постановка задач на убытие подчиненных сил функциональной подсистемы РСЧС по к месту ЧС (при необходимости, в зависимости от типа ЧС).
Доведение полученной информации до руководящего состава органа управления функциональной подсистемы РСЧС субъектового уровня, получение задач на принятие экстренных мер:
Проведение усиления дежурных смен.
Подготовка предложений по введению в действие соответствующего режима функционирования.
Осуществление контроля проведения оповещения:
— дежурных сил и средств постоянной готовности;
— руководителей подведомственных организаций, учреждений и предприятий, привлекаемых к реагированию на ЧС.
— по защите населения
Подготовка предложений на проведение превентивных мероприятий (мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения – при необходимости).
Организация проведения АСДНР:
Определение масштабов ЧС
в дальнейшем уточнение через каждый час
Определение продолжительности проведения АСДНР
в дальнейшем уточнение через каждый час
— определение сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС
Проведение расчета необходимых сил и средств для проведения АСДНР и ликвидации последствий ЧС
в дальнейшем уточнение через каждый час
Подготовка предложений по привлечению дополнительных сил и средств и созданию резерва (при необходимости)
в дальнейшем уточнение через каждый час
— обеспечение проведения АСДНР
Подготовка предложений по времени начала, окончания и продолжительности работ, организации питания, мест отдыха, жизнеобеспечения и порядка доставки аварийно-спасательных формирований к местам проведения работ.
в дальнейшем уточнение через каждый час
— организация управления и взаимодействия
Подготовка предложений по введению в действие соответствующих разделов “Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС”, организация исполнения, в части касающейся.
Организация взаимодействия с подчиненными подразделениями, вышестоящими органами управления и другими участниками взаимодействия.
на место ЧС (происшествия)
Организация сбора, обработки и обмена информацией о ЧС с взаимодействующими структурами.
В ходе ликвидации ЧС
Руководство подчиненными подразделениями, привлекаемыми к проведению АСДНР
В ходе ликвидации ЧС
Осуществление контроля выполнения поставленных задач и принятых решений (в части касающейся).
В ходе ликвидации ЧС
Ликвидация последствий ЧС
Участие в оценке ущерба и подготовке материалов на возмещение ущерба.
До полной ликвидации последствий ЧС
Осуществление контроля проведения восстановительных работ (в части касающейся).
До полной ликвидации последствий ЧС
Проведение анализа действий подчиненных сил и средств по спасению пострадавших, установление причин возникновения ЧС и виновных лиц (при необходимости), подготовка предложений для принятия мер.
В течение суток после ликвидации последствий ЧС
Термины МЧС России
совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, определяющих порядок проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основой для организации этих работ является решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации и указания по взаимодействию. Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют руководители работ, назначаемые в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации соответствующими органами управления РСЧС.
Доставка сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации, в зону (район) чрезвычайной ситуации и возвращение их в места постоянной дислокации осуществляются транспортными средствами Минтранса России по заявкам МЧС России за счёт ассигнований, выделяемых на ликвидацию чрезвычайной ситуации, а также авиацией МЧС России.
В соответствии действующим законодательством РФ к ликвидации чрезвычайной ситуации могут привлекаться силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований. Взаимодействие при ликвидации чрезвычайной ситуации организуется во всех органах управления РСЧС — по целям, задачам, месту и времени. Мероприятия по взаимодействию планируются и организуются заблаговременно при разработке и согласовании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, которые уточняются ежегодно, а также при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (начальниками региональных центров, руководителями федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, командирами воинских частей и формирований). На начальников региональных центров МЧС России возлагается разработка планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти субъектов РФ и согласование его с управлениями военных округов, флотов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенных в регионе.
В целях оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайной ситуации организуется всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации. В зависимости от их вида и масштаба обеспечение организуется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС. При необходимости используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Какие задачи при ликвидации чс решаются на первом этапе
Статья 14. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
5. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 256-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
о проведении эвакуационных мероприятий;
об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими решениях.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 256-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.
8. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
9. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ и действующие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, спасателей или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 9 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 256-ФЗ)