какие задачи решают будущие супруги на стадии монады

какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть картинку какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Картинка про какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монадыgerda_grethen

gerda_grethen

1. 1. Стадия монады. Одинокий молодой человек или девушка живет сам по себе, вырабатывает некий опыт самостоятельной жизни, реализует правила, усвоенные им в родительской семье, слегка от них отстраняется, проверяет их на практике. Это очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущей семьи. Затем молодой человек находит себе пару и вступает в брак.

На 3. Наступает третья стадия – стадия триады. Опять время кризиса. Сразу меняются структура семьи и межличностные дистанции. Часто у людей возникает ощущение, что они стали дальше; часто мужчина говорит, что он чувствует себя одиноким, заброшенным, неухоженным, потому что женщина занимается либо своей беременностью, либо ребенком. Допустим, это функциональная семья, и они всё решили, и ребенок у них растет. Кризис пройден. Более или менее. Появляется второй ребенок. Начинаются новые проблемы и новая стадия жизненного цикла семьи.

4. 4. Четвертая стадия. Это может быть настоящая драма. Новорожденный ребенок вытесняет старшего с его места единственного, привилегированного, самого опекаемого и балуемого члена семьи. В этот момент начинается ревность и соперничество детей. Опять надо решить, кто какие функции на себя берет.

5. 5. Пятая стадия. На пятой стадии жизненного цикла семьи дети выходят во внешний мир. Считается, что начало школьного обучения ребенка – кризисный момент для семьи.

Если ребенок как семейный агент выходит во внешний мир, например, идет в школу и справляется со школьными требованиями, семья функциональна.

6. 6. Шестая стадия. Опять кризис. Семья с детьми-подростками практически неизбежно проходит затяжную фазу неясных правил игры. Дети требуют свобод и привилегий взрослых, встречая в ответ сопротивление родителей, поскольку те не уверены, можно ли уже сложить с себя ответственность за своих детей. Часто прохождение этой стадии жизненного цикла семьи затрудняется совпадением по времени кризиса подросткового возраста ребенка с кризисом среднего возраста родителей. Если люди проходят через этот кризис, то происходит сепарация ребенка от семьи.

7. 7. Седьмая стадия. Если шестая стадия пройдена удачно, произошла сепарация детей от родителей: меняются их взаимоотношения. Они могут оставаться в близких отношениях, любить друг друга всю жизнь, но – это не отношения маленького ребенка с родителями, это отношения двух взрослых людей без эмоциональной зависимости. Если этого не происходит, тогда сепарация – частичная, неполная. Сепарация должна произойти. Если не произошла сепарация с родителями, значит, она будет происходить в собственных браках.

Допустим, дети женились, живут отдельно, встречаются с родителями, родительская жизнь не развалилась, когда родители остались вдвоем. Наступает следующий этап.

8. 8. Восьмой. Эта стадия симметрична второй: пожилые родители вдвоем. Часто это называется в литературе синдромом опустевшего гнезда.

9. 9. Стадия монады. Время идет, один из супругов умирает, жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне.
(по материалам А.Варга «Системная семейная психотерапия»)

Источник

Московский психолог рассказала о стадиях развития семьи

какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть картинку какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Картинка про какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады

15 мая отмечается международный день семьи. По словам психологов, у каждой семьи есть свой жизненный цикл. Из каких стадий он состоит, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Татьяна Пасечник.

Стадия монады. Ребенок растет и развивается в родительской семье, взрослеет и начинает вести самостоятельную жизнь, пока не найден партнер.

Стадия встречи с будущим партнером. Человек начинает искать длительные, стабильные отношения с противоположным полом. Возникает увлеченность, любовь, отношения, которые переходят в брак.

Стадия заключения брака. Эта стадия часто называется «временем диады». Счастливая пора, люди живут друг для друга. В этот момент заключается что-то вроде контракта (он иногда просто вербальный, иногда письменный): пара договаривается об обязанностях, распределяет роли в семье — кто моет посуду, а кто отвечает за финансы, если работают оба, и так далее. Часто в свою семью оба супруга приносят привычки, модели поведения и ролевого взаимодействия из своих родительских семей. У каждого в паре такая модель была своя, и нередко это порождает определенные противоречия. Это первый семейный кризис. Если эта стадия успешно пройдена и пара сохранила отношения, то возникает другая стадия.

Появление первого ребенка. Возникает новый семейный кризис. Третий член семьи изменяет всю семейную структуру. Необходимо новое соглашение: кто будет вставать по утрам к ребенку, кто будет зарабатывать деньги, как проводить свободное время вдвоем, кто будет помогать. Если все тяготы этого периода ложатся на одного из супругов (чаще это женщина), то на этой стадии может произойти разрыв отношений. Это не всегда развод, но подобная ситуация не способствует укреплению отношений, необходимо соблюдать баланс сил.

Появление второго ребенка (и далее последующих). Все повторяется, но уже в облегченном варианте: не нужно заново распределять обязанности. Со вторым и последующим ребенком паре обычно легче.

С появлением детей в семейной системе возникают подсистемы. В идеале, в семье должны выделяться две подсистемы: супружеская и детская. Считается, что нет лучшего способа воспитать своих детей счастливыми и гармоничными, как стараться укреплять именно супружескую подсистему. Дети всегда счастливы, если воспитываются любящими родителями. Между подсистемами существуют границы. Если границы слабые, то все члены системы лишены возможности жить своей частной жизнью, возникает слияние, спутанность ролей. Неясно, кто в семье принимает решения, кто за кого отвечает и многое другое.

Школьные годы детей. Когда первый ребенок в семье идет в школу, то это своеобразный тест для семьи. Ребенок начинает взаимодействовать с учителями, товарищами по классу. Возникают проблемы академических оценок, поведения, дружеских связей. Этот кризис протекает тем успешнее, чем сплоченнее семья, чем больше в этой семье доверия и уважения друг к другу.

Стадия пубертата у первого ребенка. В подростковом возрасте у ребенка появляются новые потребности — выстроить идентичность, ответить на вопрос «кто я», найти свои цели. Но ответы на свои вопросы ребенок ищет уже не у родителей, а у референтной группы по интересам, т. е. у товарищей. И хотя в этот период важно сохранять отношения доверительности в семье, родителям необходимо понимать, что их авторитет в глазах детей смещается в сторону друзей, улицы. И это нормально. Главное — чтобы в трудной для ребенка ситуации он пришел за советом к родителям. И это возможно, если, несмотря на все конфликты и трудное поведение, подросток не потеряет доверия к родителям и их мнению.

Стадия вылета из гнезда. Дети вырастают, покидают родительские семьи. Если только нет дисфункции, когда в целях сохранения своего брака родители всеми силами сдерживают взросление и становление своих детей. Но если все хорошо, процесс сепарации завершен и кризис преодолен, родители остаются вдвоем. Происходит возврат к стадии диады, но на другом уровне. Здесь очень важно, что в течение брака сохранился интерес друг другу, что пара поддерживала искренние отношения, а не просто удерживала брак ради детей.

Стадия монады — это стадия одиночества, когда один из супругов умирает. Самое важное здесь то, насколько человек умеет сохранять себя как личность, что позволяет ему полноценно прожить оставшуюся часть жизни. Несмотря на скорбь по ушедшему партнеру, оставшийся супруг может обрести новые смыслы жизни, найти себе занятия, чтобы жизнь вновь стала наполненной и интересной.

Справка: Психологи могут помочь преодолеть семейные кризисы, найти нужный выход. Получить бесплатные консультации специалистов можно в онлайн-чате или по скайпу на сайте Московской службы психологической помощи или по круглосуточному телефону: 051 (с городского), 8 (495) 051 (с мобильного).

какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть картинку какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Картинка про какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады».

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Развитие и функционирование будущей семьи в значительной мере определяется успешностью решения указанных задач. Если задачи не решены, они откладываются на последующие этапы развития семьи, что, несомненно, чревато низкой эффективностью функционирования вновь созданной семьи.

Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной нары, или «время диады».

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

От успешности решения задач формирования новой семейной системы существенным образом зависят жизнестойкость семьи и ее будущее. На смену осознанию отношения «Я и Ты» приходит осознание нового качества отношений — «Мы». Завершение «медового месяца» знаменует собой начало перестройки прежних отношений близости и интенсивности переживания чувства любви и обращение к решению всего спектра задач данной стадии. Именно тогда молодая семья особенно сенситивна к воздействию стрессоров. Нередко браки распадаются, что свидетельствует как о сложности задач данной стадии жизненного цикла семьи, так и о недостаточной психологической готовности молодых супругов к их решению, обусловленной низкой эффективностью решения задач предшествующей стадии, в частности сохранением эмоциональной, поведенческой, ценностной зависимости от родителей, отсутствием экономического самостоятельности молодой семьи и т. д. Серьезным моментом инициации молодых супругов к готовности к супружеской жизни является решение ими задачи установления новой системы отношений с расширенной семьей на основе автономии от семей прародителей. Особенностью российской семьи является то, что начало семейной жизни молодых супругов зачастую происходит на территории одной из родительских семей и сопровождается приходом в родительскую семью нового члена. Позиционирование членов расширенной семьи осуществляется в координатах «свой — чужой», что порождает опасность группового давления расширенной семьи на «чужака», его не «равнозначного» положения в семье. Эту ситуацию хорошо отражает значение слова «примак» в русской разговорной речи, обозначающего мужа как нового члена семьи. Примак — супруг, «принятый» в расширенную семью и в силу своего положения нс обладающий полнотой и эквивалентностью прав в отличие от «коренных» членов семьи.

Брачная адаптация рассматривается как процесс постепенного приспособления супругов к совместной жизни на основе позитивных чувств симпатии, любви, дружбы и уважения друг к другу. Брачная адаптация включает: 1) адаптацию к новым брачно-семейным ролям и согласованной ролевой деятельности; 2) адаптацию к потребностям, жизненным ценностям, интересам и стилю жизни супруга; 3) адаптацию к индивидуально-типологическим особенностям, характеру и личностным качествам партнера; 4) адаптацию к профессиональной деятельности партнера; 5) сексуальную адаптацию партнеров.

Источник

Этапы жизненного цикла семьи

В жизненном цикле современной городской семьи можно выделить восемь стадий, на каждой из которых решаются определенные задачи и происходят соответствующие этим решениям структурно-функциональные перестройки.

Стадия 1: монада (личностная независимость). В стадию входит добрачный период, во время которого к завершению приходят предыдущие привязанности (если речь идет о юношеском возрасте, то заканчивается эпоха детско-родительской зависимости). Особенности и функционирование будущей семьи в значительной мере определяются успешностью решения задач этой стадии.

Актуальным становится решение следующих задач: формирование Эгоидентичности, достижение финансовой и эмоциональной самостоятельности, достижение адекватного возрасту социального статуса, достижение способности самостоятельно заботиться о своем физическом и психологическом благополучии, освоение навыков привлечения и удержания партнера. Все эти достижения являются свидетельствами завершившейся детско-родительской зависимости, социальной и психологической сепарации от родителей.

Стадия 2: диада (фаза влюбленности и собственно супружество). Основная задача связана с освоением супружеских ролей, или формированием нового качества отношений «Мы» (состоящего из «Я» и «Ты»). Уникальность этой задачи и стадии в целом состоит в том, что, строго говоря, диада не является стадией по структуре (т.е. временным промежутком, имеющим четкое завершение в связи с достижением определенного результата развития), а распространяется на весь жизненный цикл семьи. От успешности решения частных задач, связанных с формированием и стабилизацией пары, во многом зависят жизнестойкость семьи и ее будущее, а также качество исполнения супругами родительских ролей.

Неспособность пары справиться с задачами стадии отражается в первом пике разводов, который фиксируется в ЖЦС. Как правило, разводы опираются на мотивировки «Не сошлись характерами», «Мы слишком разные». Разводы, связанные с трудностями разрешения задач данной стадии, зачастую приходятся на стаж брака от одного до трех лет. Однако «привязка» первого пика разводов к определенному стажу брака имеет скорее количественный, статистический характер. Содержательно развод с данной мотивацией может произойти на любом году супружества, что и отражает принципиальную невозможность окончательного разрешения супружеских задач.

Содержание и особенности решения задач этой стадии более подробно рассмотрены в параграфе 4.3.

Стадия 3: триада (начинается вместе с рождением первого ребенка или с появлением первого зависимого члена семьи). Основные задачи:

Сокращение времени досуга, общения с друзьями, интенсификация домашнего труда, рост напряженности — все это часто сопровождается возрастанием ригидности ролевой структуры семьи. Роли жены и мужа становятся более традиционными: как правило, жена отдает приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессии; муж становится более активным в работе, принимает на себя ответственность за материальное благополучие семьи.

Эффективность разрешения задач этой стадии определяется совокупностью множества факторов. В качестве примеров рассмотим только три из них.

Источник

Семейный кризис

Эта статья о семье как системе или организме, который проходит свои жизненные циклы. Знание этих процессов облегчит прохождение критических моментов.

Когда приходит в семью кризис отношений, то начинает рушиться тонко выстроенные взаимоотношения и нарушаются взаимодействия между членами семьи. Как справиться с проблемами в браке или семейным кризисом вам подскажет знание необходимых психологических законов и вытекающих из них этапов развития семьи.

Семейная система, так же как любая другая система, функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития.какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть картинку какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Картинка про какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады

Закон гомеостаза: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Следовательно, семейная система стремится остаться в данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться. На уровне индивидуального сознания закон гомеостаза присутствует в виде примерно таких мыслей и ощущений: перемены хуже, чем то, что есть; перемены пугают больше, чем то, что есть. В более светском виде закон гомеостаза звучит так: «Система в целом должна остаться без перемен».

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться, так же как человек должен родиться и умереть. Непосредственной физиологической причиной, дающей семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие, как брак, а также изменения физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития.

Жизненный цикл скорее американской семьи

Кризисные точки семейной жизни(семейные кризисы) связаны со стадиями которые проходит семья. Каждая стадия обязательно сопровождается кризисом и его разрешением. В результате разрешения кризиса семья может сохранить свое существование, а может и распасться.

Стадия монады

Первая стадия жизненного цикла- это стадия монады: одинокий молодой человек, живущий чаще отдельно или с родителями. Он живет сам по себе, вырабатывает некий опыт самостоятельной жизни, реализует правила, усвоенные им в родительской семье, как-то может к ним отнестись, слегка от них отстраниться, проверить их на практике. Это – очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущей семьи. Далее молодой человек начинает встречаться с девушкой и вступает с ней в брак (или девушка встречается с молодым человеком и вступает в брак).

Стадия диады

Вторая стадия называется стадией диады. Это – первый семейный кризис, когда люди начинают жить вместе и должны какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть картинку какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Картинка про какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монадыдоговориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые можно выработать легко, а есть правила, которые выработать трудно: во-первых, потому что они плохо осознаются, и, во-вторых, потому что они непосредственно привязаны к самооценке.

Правила, о которых разговаривать просто, – это внешние правила жизни. Например, кто из членов семьи планирует отдых, кто моет посуду, кто покупает, кто деньги зарабатывает. Если люди по своему опыту жизни в родительских семьях несильно отличаются, то им о таких внешних правилах договориться довольно просто.

Культурные ожидания очень много значат для внутренней семейной жизни. Не говоря уже о правилах родительских семей, которые люди тащат просто килограммами в свою собственную семью.

Но в семейной жизни есть и такие существенные вещи, по поводу которых договариваться труднее. Например, правила сексуального поведения.

Триада

Предположим, молодая семья не развелась и выяснила все про кухню, покупки и сексуальные предпочтения и все остальное тоже выяснили, и они тогда рожают ребеночка. Или, допустим, они ничего не выяснили, но закон гомеостаза сработал, и они рожают ребеночка, чтобы не развестись. Так или иначе, наступает третья стадия жизненного цикла – триада. Опять время кризиса. Они думали, что все будет лучше, а стало все хуже. Сразу меняются структура семьи и межличностные дистанции.какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть картинку какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Картинка про какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады

Во-первых, это структурный кризис семьи. Часто у людей возникает ощущение, что они стали дальше; часто мужчина говорит, что он чувствует себя одиноким, заброшенным, не присмотренным, потому что женщина занимается либо своей беременностью, либо своим ребенком. Здесь – пик супружеских измен.

Во-вторых, надо опять передоговариваться, потому что должны измениться функции и обязанности людей. При этом закон гомеостаза все равно работает. Ребенок может быть запланированным и желанным, но при этом не удается решить, куда поставить детскую кроватку. Долго не удается решить, даже если места много… Тем не менее ребенок появляется, и место для него находится. Возникают следующие вопросы: кто за что отвечает в процессе выращивания и воспитания ребеночка, кто, как, кому помогает. Вплоть до решения вопроса, кто к нему ночью встает? И так далее, и так далее.

На данном этапе все семьи сталкиваются с эдиповым комплексом, который проходит ребенок в возрасте от 1 года до 6-7 лет. Эдипов комплекс это понятие введенное в психоанализе Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные чувства к родителю того же пола. Это один из самых важных этапов в развитии любого человека. Родитель того же пола может может тоже бурно переживать этот сложный этап. Если после рождения ребенка он почувствовал себя выброшенным за орбиту отношений “мать-дитя”, то на данном этапе переживания могут обостриться из-за враждебности в отношениях с ребенком.

Допустим они всё решили, и ребенок у них растет. Кризис пройден. Более или менее. Появляется второй ребенок. Начинаются новые проблемы. Это будет настоящая драма.

Второй ребенок в семье

Новорожденный ребенок выталкивает старшего из уютного домика родительской любви. В этот момент начинается ревность и соперничество детей. Это новая проблема, с которой надо справиться, не говоря уже обо всех предыдущих, которые воспроизводятся на этой стадии. Опять надо решить, что кому, что когда, кто какие функции на себя берет. В то же время вся семейная ситуация может быть другой: родители находятся в другом возрасте, у них другое состояние здоровья, другие материнские и отцовские чувства. Новый ребенок – это новый характер, новая личность, новые требования.какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть картинку какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Картинка про какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады

Есть многочисленные наблюдения за тем, как влияет порядок рождения детей на их положение в семье. В разных культурах порядок рождения влияет на ролевое поведение по-разному. Во многих западных книжках вы прочтете, что старший ребенок – это ответственный, активный, «обродителенный» (есть такой термин «наделенный родительскими функциями») ребенок. Понятно, что это связано с законом о майорате, который был принят довольно рано в западных странах, когда все наследство переходило к старшему ребенку. Там же вы прочтете, что младшие дети – активные, авантюристы; т. к. денег у них не было, они отправились в Америку и колонизировали ее. В тех странах, где закон о майорате был принят позже или не был принят вообще, такого характерологического разделения нет. В России, например, закон о майорате был принят чуть ли не в XVII веке, если я не ошибаюсь, и тотального, повсеместного влияния не имел. Но тем не менее есть некоторые особенности; например, считается, что старшие дети должны заботиться о младших, а младшие должны слушаться старших. В маргинальных культурах старшие должны заботиться о младших, а младшие слушаться не должны.

Следовательно, старший ребенок оказывается в заведомо невыгодном положении, поскольку эта самая иерархия не достроена, она противоречива. Старший ребенок чувствует себя как король, которого лишили его законного статуса. Младший ребенок всегда бессознательно, а иногда очень даже сознательно, чувствует себя вторым, другим. Из этого соотношения вытекает огромное количество форм соперничества детей в семьях приобретает драматические черты, часто совершенно уродливые, потому что социального правила на этот счет практически нет и каждая семья должна изобретать свое.

Считается, что средний ребенок находится в наиболее комфортном положении. Он более социально грамотный, потому что он умеет быть младшим по отношению к старшему ребенку и старшим по отношению к младшему. И поэтому в своем собственном браке, когда он состоится, этот средний ребенок будет наиболее гибким и социально компетентным.

Школа

какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть картинку какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Картинка про какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монадыНа пятой стадии жизненного цикла семьи дети выходят во внешний мир. Считается, что выход ребенка в школу – кризисный момент для семьи, поскольку семья на этой точке своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующих семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. И тогда ребенок, который не справляется с какими-то внешними требованиями, например школьными, оказывается для семьи человеком, который всю эту семью «позорит» или не выполняет свою функцию по отношению к этой семье как человек, который должен ее куда-то продвинуть.

Важным моментом в развитии семьи есть создание реалистичных идеалов. Без идеалов нам не к чему будет стремиться, но если идеалы не соответствуют реальностям жизни и что очень важно способностям ребенка, то мир семьи посредством мира ребенка будет находиться в тревожном состоянии. Ребенок реагирует на проблемы семьи как лакмусовая бумага. К примеру, у ребенка заболевает живот или голова в тот момент когда ему нужно идти в школу. Таким соматическим способом ребенок “говорит” о тревоге по поводу своей успешности если дома к нему предъявляют завышенные требования. Ребенок боится разочаровать родителей и боится идти в школу. Психоаналитики говорят: ребенок – симптом семьи.

Подростковый

Шестая стадия драматична в любой культуре, потому что здесь требования гомеостаза расходятся с требованиями индивидуального психического развития очень резко. Что происходит? Ребенок в подростковом возрасте должен решить свой кризис идентичности. Для этого он должен ответить на разные вопросы: «Кто я? Куда иду? Зачем?» Ответ: «Я (сын или дочь своих родителей) недостаточен для требований реальности». Быть ребенком своих родителей недостаточно для того, чтобы эффективно приспособиться к быстроменяющимся условиям. Надо быть кем-то еще.

какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть картинку какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Картинка про какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады

Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может, только уйдя за пределы семьи. Он может легко это сделать, если в семье надежный тыл. Тогда требование безопасности соблюдается: он идет – рискует – реанимируется в семье, семья дает ему эти возможности. Это функциональная модель. Если семья не дает возможности реанимации, тогда риск ребенка возрастает. Семье, особенно семье дисфункциональной, трудно создать ребенку надежный тыл, потому что за время жизни ребенок стал выполнять определенные функции в семье. Например, он стал медиатором между своими конфликтующими родителями. Или он стал маминым «дружочком» или папиной «подружкой» – он уже занял какую-то функциональную нишу. Если он уходит из семьи, его функции провисают. И тогда семейный гомеостаз начинает трещать, и родители начинают категорически возражать против того, чтобы ребенок отдалялся от семьи, потому что им нужно, чтобы он свои функции выполнял так, как он выполнял их раньше. Родителям никакие друзья этого ребенка не нравятся, внешняя среда кажется опасной, детские занятия дискредитируются, опасности для здоровья и жизни преувеличиваются. Нередко ребенку внушается его общая жизненная несостоятельность. Способы привязывания детей многочисленны. Всегда можно сказать: «Ты никому не нужна, кроме меня, никто тебя любить не будет так, как я, потому что у тебя жуткий характер» или еще что-нибудь в этом роде. Подтекст всех таких сообщений ребенку: «Ты не сможешь выжить вдали от своей семьи».

Если люди проходят через этот кризис, то происходит сепарация детей от родителей на уровне изменений второго порядка: у них меняются взаимоотношения. Они могут оставаться в близких отношениях, родственных отношениях, любить друг друга всю жизнь, но это – не отношения маленького ребенка с родителями.

“Пустое гнездо”

какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Смотреть картинку какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Картинка про какие задачи решают будущие супруги на стадии монады. Фото какие задачи решают будущие супруги на стадии монадыДопустим, дети женились, живут отдельно, встречаются с родителями, родительская жизнь не развалилась, когда родители остались вдвоем. Наступает следующий этап – симметричный второму этапу: пожилые родители вдвоем. Часто это называется в литературе синдромом “опустевшего гнезда”. В наших семьях это часто подменяется внуками, а в семьях других культур – путешествиями и разными другими делами. Однако, нужно заметить, что этот этап характеризуется большим количеством депрессий и именно у женщин. Дети, которые были смыслом жизни, больше не нуждаются в помощи. Современная молодежь ориентирована на гедонистические удовольствия и карьерные успехи не спешат радовать родителей внуками. Преодолеть этот кризис помогает наличие своих собственных интересов, работы, увлечений.

Опять монада

Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне – конец семьи. Конец семьи это не конец жизни. Многие дедушки и бабушки становятся незаменимыми членами семьи своих детей. Важность психологической и духовной помощи от старшего поколения нельзя переоценить.

Жизненный цикл украинской семьи – три-четыре поколения под одной крышей

Украинская семья проходит те же стадии, только содержательно они другие.

Стадия монада в рамках родительской семьи – очень немногие молодые одинокие люди могут позволить себе жить отдельно от родителей. Так что окончив школу, если они не поступают в вуз в другой город, то продолжают жить со своими родителями. Жизнь с родителями имеет свои плюсы и свои минусы. Плюс – это то, что жизнь более спокойна и предсказуема, бытовые вопросы в большей степени относятся к родителям. Минусы – самостоятельность развивается медленно.

Стадия диада в рамках родительской семьи– наступает гораздо раньше чем в развитых странах. Американки не задумываются о замужестве до 25 лет, а их спутники жизни – до 27. Украинки вступают в брак в первый раз в возрасте 23 лет.

Страна 1960 2010
Австрия2433,6
Швеция2432,9
Дания22,832,1
Норвегия23,731
Испания2631
Италия24,830,7
Франция2330,5
Ирландия26,930,5
Финляндия23,830,3
Германия23,530,2
Швейцария24,930,1
Великобритания23,330
Греция24,629,7
Япония24,428,8
Венгрия2228,6
Болгария21,326,8
Польша23,126,1
США20,326,1
Украина 20,1 23
Таблица. Средний возраст женщин вступления в первый брак в 1960 и 2010 годах.

К моменту вступления в брак (23 года) молодые люди очень часто все еще живут с родителями и максимум самостоятельного развития который достигнут – это окончание Вуза. Стремление к самостоятельности проявляется в том, что увеличивается число начавших самостоятельную жизнь и съехавших от родителей, но их все же очень мало. Большинство все еще живут с родителями.

Интересное совпадение – 23 года – это возраст окончания вуза и начала совместной супружеской жизни, хотя логичнее предположить, что должно было состояться начало трудовой деятельности. Здесь начинают прорисовываться первые трудности. Трудовая деятельность только началась, а молодая семья спешит завести первого ребенка. Начинается стадия Триада в рамках родительской семьи. Это первый серьезный кризис отношений. В 2010 году средний возраст у женщины в Украине, родившей первого ребенка, составляет 25,8 лет. Т. е. в среднем через 3 года рождается первый ребенок. За это время молодая семья еще физически не успевает обзавестись личным жильем и ситуация складывается так, что на одной и той же территории уживаются уже три поколения родственников.

Данная ситуация начинает угрожать мирным отношениям в семье. Территория – это один важнейших аспектов при совместном существовании вызывающий агрессию. И какие бы родители не были добрые и принимающие, без столкновений сложно обойтись. Бывают и такие ситуации, когда на одной территории оказываются и четыре поколения одновременно, так пожилые прадедушки и прабабушки сами жить уже не могут, а поселять родственников в дома для пожилых людей у нас все еще считается дурным тоном.Семья расширяется.

Этапы “Второй ребенок”, “Школа” и “Подростковый” те же, что и были описаны выше.

Здесь появляется новый этап – “Разделение семей”, который отсутствует в развитых странах. Он особенно болезненный может быть. Семья огромная, столкновений много, но все уже так привыкли и ничего менять не хотят, и когда молодая семья все же начинает жить отдельно это может вызвать как облегчение, так и огорчение у старших родственников и у маленьких детей. Дети другой жизни не знали как с дедушками-бабушками, поэтому нужно особенно чувствительно отнестись к возможность продолжения общения. Для родительской семьи наступает стадия “Диады или Пустое гнездо”, для молодой семьи продолжается стадия “Триады” только на другом качественном уровне. Эта самостоятельность вызывает перераспределение ролей и к ней тоже нужно привыкать. Эта стадия длится меньше чем в семье условно американского типа так как подросшие дети не могут вылететь из родительского гнезда, ситуация повторяется и два поколения живут под одной крышей.

Можно сказать так же, что стадия монады для пожилых родителей также не наступает, так как стариков не принято оставлять одних и их берут в семью.

Ободряющим фактом может быть то, что сегодня количество молодых семей, которые могут себе позволить аренду жилья и жить отдельно становится все больше.

Счасливой вам семейной жизни!

Психоаналитик, групповой аналитик

Слободянюк Елена Александровна

Идея статьи была навеяна книгой А.Я Варга “Системная семейная психотреапия”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *