какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи

Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи Лариса Ларина
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством

Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств.

Организация педагогической работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством имеет программные задачи. Их можно условно разделить на 4 группы. 1 группа –содержательная: обучать детей понимать, что изображено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить художник. 2 группа – изобразительно–выразительная: обучать детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые художником. 3 группа –эмоционально- личностная: здесь следует формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению. 4 группа –воспитательная: воспитание нравственно – эстетических качеств, познавательных интересов в процессе обучения детей восприятию искусства.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия – организация изостудии, подбор качественных репродукций, слайдов, художественно – развивающих игр, набор записей музыкальных произведений. Создание атмосферы увлеченности, заинтересованности искусством в стенах изостудии и группы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

В ознакомлении дошкольников с живописью широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Таким образом, если такая работа будет проводиться систематически, с энтузиазмом педагога, у ребенка сформируется ряд качеств,ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения.

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописиОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Планирование «Ознакомление с искусством в младшей группе» Перспективный план «Ознакомление с искусством в младшей группе» № Раздел Цели и задачи 1 Красота природы. Развивать ощущения и восприятие.

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописиДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописиФотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы» Как известно, у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, то есть они живут по принципу «Что вижу, с чем действую,.

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописиФотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописиФотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Источник

Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с произведениями живописи»

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи Инна Коноплева
Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с произведениями живописи»

Цель: Закрепление искусствоведческих знаний педагогов, владение

приемами и методами, помогающими дошкольнику знакомиться с произведениями изобразительного искусства.

Сегодня мы с вами вспомним об основных методах воспитания художественных качеств детей, обновим искусствоведческие знания.

Предлагаю вам разделиться на две команды.

1 задание. Предлагаю вам, назвать цитату (либо ваше определение, которая являлась бы девизом вашей работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.

2 задание. Написать на листе бумаги, какие виды изобразительного искусства вам знакомы.

Ответы: 1. Живопись

5. Декоративно – прикладное искусство

3 задание. Это задание, направлено на закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. На карточке написаны жанры изобразительного искусства, педагоги должны дописать, что является основополагающим при отношении картины к тому или иному жанру.

Натюрморт – объекты живой и неживой природы

Анималистический жанр – животные, птицы

Жанровая картина – события

Мы с вами вспомнили, какие жанры изобразительного искусства бывают.

4 задание. У вас на столе лежат цветные карточки. Вы должны рассмотреть их, и правильно выложить алгоритм «Последовательность рассматривания картины». Наклеить на лист бумаги.

Образец правильного алгоритма:

Жанры живописи; композиционный центр; дополнения, детали; цветовая гамма; настроение.

5 задание. Выбрать репродукцию картины и рассказать о ней по алгоритму.

6 задание. В своей работе мы используем различные методы и приемы. Пожалуйста, перечислите какие из них, вы используете в беседе детьми по ознакомлению с изобразительным искусством.

Ответы: пояснение, сравнение, прием акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно – чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Задание первой команде: объяснить метод вызывания адекватных эмоций, прием «вхождения в картину», пояснение.

Метод вызывания адекватных эмоций – суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Пояснение – применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о картине.

Задание второй команде: объяснить прием акцентирование деталей, тактильно – чувственный метод, сравнение.

Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребенка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приема заключена в том, закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Тактильно-чувственный метод – данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т. д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа.

Сравнение – повышает мыслительную активность детей,способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

7 задание. Интеграция изобразительного искусства с музыкой. Педагогам предлагается прослушать «Романс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Предложить выбрать из ряда репродукций (зимние пейзажи Б. Кустодиева, А. Пластова, К. Васильева) ту, что созвучна настроению музыкального произведения.

Закончить наш семинар хотелось бы такими словами. Научите ребенка видеть и понимать красоту, размышлять о ней, наслаждаться ею и творить своими руками. Тогда малыш вырастит гармонично развитым человеком.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам памятки, в которые входит информация о методах и приемах ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, варианты дидактических игр.

Спасибо всем за работу, желаю творческих успехов!

Консультация для педагогов по приобщению детей дошкольного возраста к музейной культуре «Живопись учит видеть» Живопись учит видеть Потребность к красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет.

Выступление на семинаре-практикуме: «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность детей» Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.

Источник

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи Мария Воинова Васильева
Этапы ознакомления дошкольников с живописью

В данной статье описаны этапы ознакомления дошкольников с живописью.

Искусствоведческий рассказ педагога. Структура искусствоведческого рассказа примерно такая:

-сообщение название картины и фамилии автора;

-о чем написана картина;

-что самое главное в картине;

-как изображено предыдущее;

-что красивого показал художник;

-о чем думается, вспоминается когда смотришь на эту картину.

Использовать такую структуру рассказа рекомендуется до тех пор, пока дети сами не приобретут монологический навык речи при ответе на вопрос, о чем картина.

На втором этапе отсутствует искусствоведческий рассказ. Второй этап строится с учетом более высокого уровня восприятие картины и их умением анализировать. Например: «О чем эта картина? Как бы вы назвали картину? Почему? Что красивого передал художник в изображении пейзажа, людей? Какое настроение вызывает картина? » и т. д. Эти вопросы направляют внимание детей не на перечисление увиденного, а на установление связи между содержанием и средствами выразительности.

Сравнение, классификация, мысленное создание собственной картины, дидактические игры.

Прием сравнения: в начале дается детям две картины одного жанра (Например «Сыновья» П. П. Оссовский и «Ярмарка» А. А. Пластов) а затем картины разного колористического решения («Золотая осень» и «Март» И. И. Левитана)

Репродукции вначале сравниваются по контрасту, цвету композиции. Прием сравнения помогает ребенку глубже вникнуть в содержание ранее воспринятых произведений.

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописиДидактическая игра для ознакомления дошкольников с растениями «Листок-лети ко мне» Дидактическими задачами данной игры является: Учить детей находить листья по сходству, сравнивать листья, находить одинаковые листья и деревьев,.

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописиФормы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление.

Картотека «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с комнатными растениями» КАРТОТЕКА»ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР для ознакомления С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ» Разработала воспитатель: Великанова Ульяна Сергеевна ГБДОУ детский.

Консультация «Принципы ознакомления дошкольников с культурой родного края» 1. принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;.

Предметно-развивающая среда как ресурс ознакомления дошкольников с историческим прошлым Немаловажным фактором при ознакомлении детей с историческим прошлым является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем.

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописиЭкологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха,.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Этапы и содержание работы по формированию оптико-пространственной ориентировки у старших дошкольников Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где умение ориентироваться не играло бы существенную роль. Данное умение является.

Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Первый этап – создаются условия для развития.

Источник

Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи Любовь Сурина
Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи

Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи

Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи – актуальна в педагогике. Формирование у детей эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – весьма сложная педагогическая задача. В ходе ознакомления с пейзажной живописью у детей формируется правильное мировоззрение, творческое воображение, образное мышление, художественная наблюдательность, зрительная память, умение видеть в окружающей действительности характерное, воспитывается широкая художественно-эстетическая культура и художественный вкус, т. е. гармоничное развитие личности. Занятия живописью побуждают интерес детей к искусству, открывают путь грамотного понимания произведений искусства. Занятия пейзажной живописью развивают умение видеть красивое в природе, в окружающей жизни.

Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи особенно значима в дошкольный период детства – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ его индивидуальности, развития художественных способностей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир искусства. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима, и отвечает природе ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности становится изобразительная деятельность, которая является эффективным средством познания действительности, в частности пейзажная живопись.

Высокое значение проблемы развития творческих способностей дошкольников отмечали В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Саккулина, Е. А. Флерина и др.

На необходимость занятий дошкольников пейзажной живописью указывают труды О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой и др.

Пейзаж – «жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафтов, городов, исторических памятников, растений. Пейзажем называют также произведения этого жанра» [22, с. 12].

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы в пейзажном жанре принято выделять сельский, городской, парковый, архитектурный, индустриальный, морской, речной и другие виды. В современно действительности предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными.

По мере развития технического прогресса сегодня появились произведения, которые относятся к фантастическому и космическому видам пейзажа.

Пейзаж может носить исторический, героический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажами настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. И. Шишкин сумел создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубокого содержательного и демократического искусства.

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции.

Знакомя детей с пейзажными произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картины окружающего мира. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных на картине людей, предметов, объектов природы, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает то, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержания произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Со слов В. В. Степановой, «при качественном преподнесении пейзажа у ребенка формируется и развивается интерес к другим видам и жанрам изобразительного искусства, стремление обогатить свои знания за счет новых накоплений» [28, с. 83].

По мнению Т. Н. Дороновой, пейзажная живопись, влияя на развитие личностных представлений ребенка, выполняет ряд функций:

– коммуникативная функция. Особое место пейзажная живопись занимает в развитии речи, ведь речь ребенка – показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к пейзажной живописи, как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связанной речи ребенка;

– обучающая функция. С помощью пейзажной живописи развивают мыслительную деятельность старших дошкольников; умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника;

– воспитательная функция. Более полное познание детьми произведения пейзажной живописи позволяет воспитателю не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание;

– эстетическая функция. При ознакомлении детей с пейзажной живописью детей учат видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развивают их эстетические чувства, которые проявляются у детей в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством – в собственной художественной деятельности;

– регулятивная функция. Формируя социальные чувства, особенно нравственные, искусство влияет на усвоение человеком норм поведения в обществе – морали и законов государства, осуществляет социализацию человека – его включение в жизнь коллектива, семьи, общества, в существующие традиции и обычаи, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т. е. регулирует поведение людей, их отношений друг к другу;

– аксиологическая функция. Общение с живописью формирует у человека не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, вещей, людей и другие художественные произведения, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, и на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни;

– гедонистическая функция. Пейзажная живопись вызывает у детей духовное удовольствие, наслаждение, является важным средством культурного отдыха [11, с. 73].

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. Проблема эстетического воспитания дошкольников, приобщение их к разным видам изобразительного искусств – актуальна в педагогике. Приобщение детей к искусству способствует их всестороннему развитию: происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т. д.

Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс детского восприятия более осмысленным, интересным, т. к. ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.

2. Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции: регулятивную, гедонистическую, аксиологическую, эстетическую, воспитательную, обучающую, коммуникативную. Знакомство детей с произведениями пейзажной живописи позволяет раскрывать перед ними картины окружающего мира. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней, детей учат устанавливать взаимосвязи содержания произведения, основной замысел художника, находить выразительные средства живописи и пр.

Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. По мнению Т. Г. Казаковой, «благодаря формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны и т. д.). Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть) [13, с. 83].

По мнению Э. В. Никитиной, структура занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста пейзажной живописи может быть примерно такой:

Здесь воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Найди ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).

Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержание произведения. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно. После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний.

3. Заключительная часть.

В этой части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания; дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.

Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа, как метода ознакомления с пейзажной живописью, обусловлен содержанием и построением самого произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи все его элементы [20, с. 57].

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как она изображена (цвет, построение, расположение). Отмечается, что изображено вокруг главного в произведении, и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения живописи и средствами его выражения, что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и не приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

С. В. Погодина замечает, что на первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией ребенка, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры [22, с. 11].

Одним из часто встречающихся методов работы – это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.

В практике работы со старшими детьми можно использовать работу с дифференцированными подгруппами. В такие подгруппы включаются дети, имеющие одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития и приблизительно одинаково понимающие содержание пейзажей и выражающие свое впечатление в речи.

На первом занятии по обучению пейзажной живописи должна выдвигаться задача обучения детей полнее воспринимать и глубже переживать конкретно-чувственный образ определенного момента природы. С этой целью возможно использовать прием «вхождения в картину». Этот игровой прием обеспечивает полноту ощущения образа, большую его «переживаемость».

На втором занятии повторно рассматриваются уже известные детям картины. Задачи этого занятия – учить детей видеть средства выразительности, с помощью которых художники дали характеристику одного образа. Выразительные средства при сопоставлении двух картин дети понимают активнее и успешнее. Далее важно учить детей воспринимать художественно-образный смысл картины, используя параллельное чтение стихотворного отрывка.

На следующем этапе занятия можно повторить рассматривание картины в музыкальном сопровождении знакомой мелодии. Сама форма вызывает у детей чувство радости и удовлетворения. Музыка обогащает восприятие пейзажной живописи, в процесс восприятия включается воображение.

Далее, на других занятиях, как отмечает В. Н. Яровцева, «уже без предварительных вопросов педагога к детям следует выявить непосредственно впечатление детей от пейзажной живописи; детям предоставляется полная самостоятельность высказываний, они непосредственно выражают свои мысли и чувства» [34, с. 33].

Задача следующего занятия – учить старших дошкольников видеть, какими средствами пользуются художники для передачи своего замысла, рассматривать сразу две картины, сравнивать и сопоставлять их, анализировать замысел художника. Здесь важно детям отметить, какими выразительными средствами он пользовался. Педагог спрашивает: «Художник хочет поделиться тем, что ему самому очень понравилось. Что же интересного он заметил в природе?». Такие вопросы требуют от ребенка осмыслить увиденное, выделить в нем главное и увидеть это главное с точки зрения художника.

Старшему дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. При овладении композицией сюжетного рисунка важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамики отдельных поз, деталей. При изображении пейзажа эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит. Все приемы наиболее доступны детям старшего дошкольного возраста, однако, как замечает И. А. Лыкова, «процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога» [19, с. 72].

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

Методика ознакомления старших дошкольников выстраивается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагог ставит перед собой задачу научить детей видеть достоверные задачи художника, выбранные им средства выразительности, красоту окружающей природы, понимать содержание картины, понять чувства автора. Применяя методы работы, воспитатель учить старших дошкольников не только оценивать конкретное произведение пейзажной живописи, но и сравнить его с другим. К числу основных методов ознакомления с пейзажной живописью можно отметить искусствоведческий рассказ. В ходе ознакомления с произведением живописи дошкольники начинают понимать логические связи, элементы картины, прочувствовать конкретно-художественный образ.

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют опыт восприятия образов живой природы, им понятны иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребенка представления, необходимо заострять его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт, а композитор – отражает в музыкальном произведении. Только комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.

Также следует как можно чаще вместе с детьми наблюдать различные состояния природы, ее объекты. Важно знакомить детей и с пейзажными произведениями в литературе, нацеливая их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах. Этому способствует и использование не только иллюстраций к определенному стихотворению, но и репродукции с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы. В свободное время можно знакомить детей со средствами выразительности, колористическим решением пейзажа, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды и пр. Наглядно выполненный живописный рисунок, по мотивам какого-либо произведения о природе, где педагог показывает наглядно приемы изображения, также помогает дошкольникам понять красоту и доступность того или иного способа передачи определенной цветовой гаммы.

Важным приемом обучения является анализ детских рисунков-пейзажей. Благодаря анализу работ детям становится понятнее образ пейзажной живописи.

Кроме всего прочего, важно грамотно производить отбор произведений пейзажной живописи. Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. В отборе произведений пейзажной живописи следует использовать принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. По колористическому решению можно выбирать картины, выполненные художником в «теплой и «холодной» цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте — яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или «размытые», «разбеленные». Имеет значение и композиционное решение. Это могут быть произведения, в которых художественные образы расположены в круге, треугольнике, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т. д. И тогда дети четко, безошибочно определяют тему, идею и замысел художника, для чего он создал данное произведение и какими средствами передал содержание.

В ходе ознакомления старших дошкольников с произведениями пейзажной живописи, в процессе обучения их изображению пейзажа, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень развития восприятия, воображения, творческих способностей, интересов и потребностей.

Список использованных источников

1. Бодалев, А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – М. : МГУ, 1988. – 187 с.

2. Божович, Л. И. Психология формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с.

3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.

4. Борисова, Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 2. – С. 34 – 35.

5. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников : метод. пособие / В. И. Волынкин. – М. : Феникс, 2007. – 448 с.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 92 с.

7. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 344 с.

8. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1992. – № 1. – С. 22 – 23.

9. Доронова, Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – № 4. – С. 21 – 29.

10. Доронова, Т. Н. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6 – 7 лет : метод. пособие для воспитат. детских садов и групп кратковременного пребывания / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 8. – С. 23 – 25.

11. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2008. – 192 с.

12. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности : метод. пособие / Е. И. Игнатьев. – М. : Прогресс, 1990. – 420 с.

13. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность : интеграция и взаимосвязь видов / Т. Г. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 80 – 87.

14. Комарова, Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду : обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1990. – 224 с.

15. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 352 с.

16. Королева, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет / Т. В. Королева. – М. : Сфера, 2009. – 112 с.

17. Красильникова, Т. Когда падают листья / Т. Красильникова // Дошкольное образование. – Первое сентября. – 2012. – № 10. – С. 32 – 33.

18. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 98 с.

19. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / И. А. Лыкова. – М. : Слово, 2012. – 144 с.

20. Никитина, Э. В. О некоторых особенностях эстетических суждений о пейзаже детей дошкольного возраста / Э. В. Никитина // Герценовские чтения. – Л. : ЛГПИ, 1976. – С. 55 – 63.

21. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика : конспект лекций / Н. О. Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.

22. Погодина, С. В. Развитие творчества в рисовании детей 3 – 7 лет под влиянием художественных эталонов : Автореф. дис. канд. пед. наук / С. В. Погодина. – М. : Слово, 2001. – 21 с.

23. Поддьяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 16 – 19.

24. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : Астрель; АСТ : Транзиткнига, 2006. – 479 с.

25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2002. – 720 с.

26. Саккулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 134 с.

27. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учебник для пед. вузов и училищ / Е. О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с.

28. Степанова, В. В. Психологические условия развития творчества у детей дошкольного возраста : Дис. канд. псих. наук / В. В. Степанова. – М., 2001. – 164 с.

29. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду : метод. пособие / Н. Г. Третьякова. – М. : Академия Развития, 2009. – 128 с.

30. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. – М. : Просвещение, 1966. – 208 с.

31. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учебник для студ. вузов / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с.

32. Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1989. – 624 с.

33. Якобсон, С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста : метод. пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. – М. : Дрофа, 2006. – 176 с.

34. Яровцева, В. Н. Методика обучения дошкольников рисованию пейзажа : метод. пособие / В. Н. Яровцева. – М. : Гардарики, 2010. – 98 с.

Знакомство детей раннего возраста с произведениями Агнии Барто день проекта «Новая книжка». Программное содержание: формировать у детей представление об элементарных этических нормах. Создать новую книжку.

Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью» Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись. Живопись – это один.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ознакомлении с произведениями искусства «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями.

Конспект по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью. Картина И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью. Картина И. И. Левитана «Золотая осень» Цель: Дать детям понятие о живописи.

какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Смотреть картинку какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Картинка про какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи. Фото какие задачи решаются в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописиМастер-класс по живописи маслом «Морской пейзаж» Мастер-класс для педагогов, школьников и старших дошкольников «Морской пейзаж» (техника живописи маслом) Материалы: Загрунтованный прессованный.

Методы и приемы развития и обогащения словаря дошкольника в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [п. 2.6], где.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *