какие задачи решаются в пубертатном периоде

Основные задачи развития в подростковом возрасте.

Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте.

Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи:

— необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности;

— постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

Когнитивное развитие (от 11-12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями:

— развитием способности к абстрактному мышлению

— расширением временной перспективы.

Преобразования социализации (преимущественно на отрезке от 12-13 до 18-19 лет). Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

— освобождение от родительской опеки;

— постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13-14 до 20-21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

— осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;

— осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов;

— осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

3.Кризис 13 лет и его симптомы.

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины, «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса

4.Характеристика психологических новообразований подросткового возраста.

Л.С. Выготский указал еще на два новообразования подросткового возраста – развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания.

Школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, но на ведущие позиции, как считает Д.И. Фельдштейн, выходит не учение, а общественно полезная деятельность, в которой реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми его активности (участие в спортивных, творческих кружках, секциях и факультативах, посещение студий, участие в молодежных общественных организациях и т.д.). Подростковый возраст характерен еще и тем, что в это время появляется первая профессиональная направленность интересов и жизненных планов.

Главные новообразования возраста, по Э. Шпрангеру, – открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви.

Ш. Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человек становится половозрелым.

Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков:

чрезмерная активность может привести к изнурению,

безумная веселость сменяется унынием,

уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость,

эгоизм чередуется с альтруистичностью,

высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями,

страсть к общению сменяется замкнутостью,

тонкая чувствительность переходит в апатию,

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

Источник

Основные задачи развитиям в подростком возрасте

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности (11 – 15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности.

Этот период выделялся и исследовался всеми, кто так или иначе пытался строить периодизацию развития человеческой личности: 3. Фрейд, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин. К более современ­ным исследователям можно отнести М. Кле, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман. Достаточно очевидно, что и здесь мы сталкиваемся с таким препятствием, как огромнейшее количество исследователей, обсуж­давших эту проблему в русле совершенно разных подходов к психологии и к личности, в частности. Это нашло отражение в том, что в литературе этот возрастной период фигурирует под разными названиями: подростковый, пубертатный, переходный, отрочество и т.д.

1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: а) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения половой идентичности; б) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка я характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания.

3. Преобразования социализации. Происходят важные изменения в coциальных связях и социализации; влияние семьи постепенно заменяется вли какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периодеянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Соответственно две задачи: а) освобождение от родительской опеки; б) вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности и формирование новой субъективной реальности, нового представления о себе и о другом. Соответственно задачи выглядят так: а) осознание временной протяженности собственно «Я», включающий детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущем; б) осознание себя как отличного от родительских «представлений»; в) осуществление системы выборов (профессия, половые установки и т.д.).

Естественно, что все это происходит не независимо и не помимо сознания самого подростка. Важнейшим моментом является осознавание и понимание подростком как происходящего вокруг, так и «внутри» него самого.

Итак, если говорить кратко, то мы можем сказать, что перед подростком поит задача самоопределения в трех «областях»:

1.Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация. В этом месте мы можем обнаружить огромное количество конфликтов, связан­ных прежде всего со способами представленности подростку того или иного пола. Консультанты, ведущие психологический прием, неоднократно «натыкаются» на несоответствия именно в половой идентификации подростка. (Характерно уже и то, что этот возраст мы сами обозначаем «мужским» словом. Для девочек здесь слово еще не придумано, и это тоже характеризует как современную ситуацию, так и проблемы в этой области у самих взрослых ).

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

2.Возрастной. Одним из новообразований этого периода Л.С. Выготский выделяет чувство взрослости. Это может означать, что во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения, «кто он?». Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя «НЕ РЕБЕНКОМ», но и взрослым еще не чувствует. И здесь тоже возникают конфликты, в частности, в том, каким образом можно попробовать различные представления о взрослом. Причем именно попробовать, одного видения образов и рассказов недостаточно.

3.Социальной. Подростку необходимо занять определенное место в обществе, в своей референтной группе. Но утверждения, что подросток совсем отходит в этом возрасте от взрослых и они ему безразличны, на мой взгляд, не совсем верны. Подростку важен взрослый, ему важно его признание и важно понимание, по каким нормам живут люди (взрослые) в этом мире. Что подходит ему уже сейчас, а что нет. Именно это и подтверждают исследования Д.И. Фельдштейна.

Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидерс):

— физиологических потребностей, запускающих физическую и сексуальную активность;

— потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;

— потребности в независимости и эмансипации от семьи;

— потребности в привязанности;

— потребности в успехе, проверке своих возможностей;

— потребности в самореализации и развитии собственного «Я».

Источник

Пубертатный период — что это, как пережить пубертат подростку и его семье

Постоянные крики, истерики, агрессия по отношению к родителям – всем знакомы эти негативные стороны подросткового возраста.

Но не все осознают, что пубертат — это прежде всего одиночество, непонимание себя и сильная ранимость непосредственно для самого человека его переживающего.

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

Многие взрослые позабыли, что такое пубертатный период, как они его сами пережили. Но стоит разобраться в этом вопросе, чтобы помочь себе или своему ребёнку более комфортно и без стресса пройти этот важный этап.

Пубертат — это.

Человек – это единственный вид животных, у кого существует промежуточный период между младшим возрастом и взрослением. Другие звери становятся равноправными членами стаи сразу после детства. Для людей же важно не только приобретение возможности к размножению.

Поэтому отдельно рассматривают понятие полового созревания – активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, после чего половые органы подростка полностью сформированы и настроен гормональный режим, свойственный зрелой особи.

И отдельно выделяют «пубертатный период» – это целый комплекс развития, который включает в себя: стремительный рост тела, повышенную активность когнитивных функций и обучаемости, приобретения навыков интимных отношений и социального поведения.

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

Приблизительно после 10 лет жизни эндокринная система ребенка полностью перестаивается – гормоны вырабатываются (это что?) в значительно большем количестве, половые в частности. На этом фоне активно развиваются гениталии, часто появляется акне (прыщи).

Также перераспределяется подкожный жир, усиливается рост волос в определённых местах, увеличивается длина тела за счёт туловища (в детстве – за счёт ног).

Сердечно-сосудистая система не всегда успевает за развитием внешней оболочки, поэтому могут проявляться такие симптомы как: тахикардия (это как?), кислородное голодание, частая утомляемость.

Спортзал после занятия среднего или старшего классов нужно проветривать, поскольку у подростков сильное потоотделение с характерным запахом. К тому же, не все ещё научились постоянно поддерживать свою гигиену (это как?).

Особенности пубертатного периода

Пубертатный период у каждого начинается и протекает в зависимости от его индивидуальности и влиянии таких факторов как:

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

Подросткам в этот период свойственны общие черты, которые могут варьироваться в зависимости от возраста, пола и личности:

Подросткам в стадии пубертата свойственна полярность психики.

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

В один день (или час) проявляется одна ярка черта, а в другой – её диаметральная характеристика:

Пубертатный период у мальчиков и девочек

Пубертат у мальчиков в среднем длится с 9 до 18 лет.

Характеризуется следующими признаками:

Пубертатный период у девочек в среднем длится от 8 до 16 лет.

Представительницам этого пола свойственно:

Кризис переходного возраста

Психологи выделяют непрерывное протекание пубертатного возраста, когда ребёнок учится «быть взрослым», и нет видимых резких скачков от одного типа поведения к другому.

А есть кризисный пубертат – это существенная разница между двумя периодами жизни. Такой тип преобладает в более развитых странах. Поскольку, например, в племенах дети очень рано начинают нести ответственность (это как?) за семью.

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

Подростки начинают чувствовать на себе влияние внешнего мира: расы, пола, религии, личных предпочтений и мировоззрений.

Это вызывает страх и тревогу, поэтому они пытаются вступить в какую-то социальную группу. Ко всему прочему появляется много требований и ответственности.

Чтобы этот возрастной этап был менее кризисным, рекомендуется до пубертатного периода погружать детей в домашние обязанности, учить распоряжаться деньгами и самостоятельно принимать решения.

Постоянная усталость и голод – ещё два фактора, которые привносят дискомфорт. Подростку нужно спать около 9 часов, соблюдать режим и правильно питаться.

Более проблематична ситуация с недовольством своей внешностью – важно осознание своей индивидуальности и наличие постоянной поддержки.

Любовные переживания во время пубертата

Пубертатный этап жизни знаменателен своим интересом к противоположному полу. В этом виноваты как выброс гормонов, так и наблюдение за взрослыми. Подростки пытаются примерить на себя супружеские социальные роли (это как?).

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

С одной стороны, имеет место быть романтическая влюблённость, с другой – эротические желания. Взрослеющие дети хотят и духовной близости, и телесного контакта: нежности, ласки, прикосновений, поцелуев.

Первые свидания часто ведут за собой неразделённую любовь, расставание. Это первая потеря воспринимается подростками очень болезненно, поскольку каждый мечтает о прекрасном совместном будущем.

И никто из взрослых не рассказывал им, сколько у них самих было попыток, прежде чем удалось создать крепкие отношения.

Многие родители не считают первую трагичную влюблённость чем-то серьёзным и стоящим внимания – с течением времени подобные личные ситуации кажутся незначительными.

Но у подростков ещё нет такого опыта, поэтому безразличное отношение мамы и отца приводит их в еще более угнетенное состояние.

Также нужно помнить, что с началом менструации у девушек повышается чувствительность и податливость к сексуальным предложениям. А парни хотят снять своё сильное сексуальное возбуждение.

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

Поэтому стоит проводить «профилактику» и объяснять о возможных последствиях в рамках семьи и учебных учреждений.

Нарушения и расстройства

Трудности во время пубертата бывают не только с самооценкой и отношениями с внешним миром, но и на уровне самого организма.

Например, гипоталамический пубертатный синдром характеризуется постоянными головными болями, ожирением, нарушениями работы сердечно-сосудистой системы.

Дополнительные симптомы: повышенное давление (это как?), нарушение питания, появление на коже стрий (растяжки) – синевато-розовые полоски.

У девочек может быть нарушение менструации. Также воспалительные процессы наружных половых органов у девочек встречаются из-за ещё низкого уровня эстрогена. Поэтому он не может выполнить защитную функцию – появляются вульвиты и вульвовагиниты.

Иногда проявляется задержка полового развития, которая более ярко видна у девушек: до 13 лет не появляются признаки развития молочных желез, а до 16 лет нет менструации.

У парней не увеличиваются половые органы. У обоих полов не растут волосы в области лобка и подмышек.

какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть фото какие задачи решаются в пубертатном периоде. Смотреть картинку какие задачи решаются в пубертатном периоде. Картинка про какие задачи решаются в пубертатном периоде. Фото какие задачи решаются в пубертатном периоде

Может быть и преждевременное развитие, когда вторичные половые признаки появляются раньше 8 лет.

Во всех вышеперечисленных случаях стоит обратиться к терапевту и эндокринологу.

Как вести себя родителям в пубертатный период

Подросток чувствует себя очень одиноким и нуждается в поддержке, даже если этого ярко не показывает.

Родителям стоит вспомнить себя тинейджерами, какие вопросы и теми интересовали, и следовать советам:

Помнить, что подростки во время пубертата принимают всё близко к сердцу. И любая драматичная ситуация может пробудить у них суицидальные мысли.

Автор статьи: Марина Домасенко

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Подростковый кризис

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *