какие задачи решаются в пубертатном периоде
Основные задачи развития в подростковом возрасте.
Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте.
Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи:
— необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности;
— постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.
Когнитивное развитие (от 11-12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями:
— развитием способности к абстрактному мышлению
— расширением временной перспективы.
Преобразования социализации (преимущественно на отрезке от 12-13 до 18-19 лет). Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
— освобождение от родительской опеки;
— постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.
Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13-14 до 20-21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:
— осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
— осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов;
— осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).
3.Кризис 13 лет и его симптомы.
Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины, «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.
Симптомы кризиса
4.Характеристика психологических новообразований подросткового возраста.
Л.С. Выготский указал еще на два новообразования подросткового возраста – развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания.
Школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, но на ведущие позиции, как считает Д.И. Фельдштейн, выходит не учение, а общественно полезная деятельность, в которой реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми его активности (участие в спортивных, творческих кружках, секциях и факультативах, посещение студий, участие в молодежных общественных организациях и т.д.). Подростковый возраст характерен еще и тем, что в это время появляется первая профессиональная направленность интересов и жизненных планов.
Главные новообразования возраста, по Э. Шпрангеру, – открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви.
Ш. Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человек становится половозрелым.
Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков:
чрезмерная активность может привести к изнурению,
безумная веселость сменяется унынием,
уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость,
эгоизм чередуется с альтруистичностью,
высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями,
страсть к общению сменяется замкнутостью,
тонкая чувствительность переходит в апатию,
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Основные задачи развитиям в подростком возрасте
Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности (11 – 15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности.
Этот период выделялся и исследовался всеми, кто так или иначе пытался строить периодизацию развития человеческой личности: 3. Фрейд, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин. К более современным исследователям можно отнести М. Кле, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман. Достаточно очевидно, что и здесь мы сталкиваемся с таким препятствием, как огромнейшее количество исследователей, обсуждавших эту проблему в русле совершенно разных подходов к психологии и к личности, в частности. Это нашло отражение в том, что в литературе этот возрастной период фигурирует под разными названиями: подростковый, пубертатный, переходный, отрочество и т.д.
1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: а) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения половой идентичности; б) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности.
2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка я характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания.
3. Преобразования социализации. Происходят важные изменения в coциальных связях и социализации; влияние семьи постепенно заменяется вли янием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Соответственно две задачи: а) освобождение от родительской опеки; б) вхождение в группу сверстников.
4. Становление идентичности и формирование новой субъективной реальности, нового представления о себе и о другом. Соответственно задачи выглядят так: а) осознание временной протяженности собственно «Я», включающий детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущем; б) осознание себя как отличного от родительских «представлений»; в) осуществление системы выборов (профессия, половые установки и т.д.).
Естественно, что все это происходит не независимо и не помимо сознания самого подростка. Важнейшим моментом является осознавание и понимание подростком как происходящего вокруг, так и «внутри» него самого.
Итак, если говорить кратко, то мы можем сказать, что перед подростком поит задача самоопределения в трех «областях»:
1.Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация. В этом месте мы можем обнаружить огромное количество конфликтов, связанных прежде всего со способами представленности подростку того или иного пола. Консультанты, ведущие психологический прием, неоднократно «натыкаются» на несоответствия именно в половой идентификации подростка. (Характерно уже и то, что этот возраст мы сами обозначаем «мужским» словом. Для девочек здесь слово еще не придумано, и это тоже характеризует как современную ситуацию, так и проблемы в этой области у самих взрослых ).
2.Возрастной. Одним из новообразований этого периода Л.С. Выготский выделяет чувство взрослости. Это может означать, что во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения, «кто он?». Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя «НЕ РЕБЕНКОМ», но и взрослым еще не чувствует. И здесь тоже возникают конфликты, в частности, в том, каким образом можно попробовать различные представления о взрослом. Причем именно попробовать, одного видения образов и рассказов недостаточно.
3.Социальной. Подростку необходимо занять определенное место в обществе, в своей референтной группе. Но утверждения, что подросток совсем отходит в этом возрасте от взрослых и они ему безразличны, на мой взгляд, не совсем верны. Подростку важен взрослый, ему важно его признание и важно понимание, по каким нормам живут люди (взрослые) в этом мире. Что подходит ему уже сейчас, а что нет. Именно это и подтверждают исследования Д.И. Фельдштейна.
Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидерс):
— физиологических потребностей, запускающих физическую и сексуальную активность;
— потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;
— потребности в независимости и эмансипации от семьи;
— потребности в привязанности;
— потребности в успехе, проверке своих возможностей;
— потребности в самореализации и развитии собственного «Я».
Пубертатный период — что это, как пережить пубертат подростку и его семье
Постоянные крики, истерики, агрессия по отношению к родителям – всем знакомы эти негативные стороны подросткового возраста.
Но не все осознают, что пубертат — это прежде всего одиночество, непонимание себя и сильная ранимость непосредственно для самого человека его переживающего.
Многие взрослые позабыли, что такое пубертатный период, как они его сами пережили. Но стоит разобраться в этом вопросе, чтобы помочь себе или своему ребёнку более комфортно и без стресса пройти этот важный этап.
Пубертат — это.
Человек – это единственный вид животных, у кого существует промежуточный период между младшим возрастом и взрослением. Другие звери становятся равноправными членами стаи сразу после детства. Для людей же важно не только приобретение возможности к размножению.
Поэтому отдельно рассматривают понятие полового созревания – активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, после чего половые органы подростка полностью сформированы и настроен гормональный режим, свойственный зрелой особи.
И отдельно выделяют «пубертатный период» – это целый комплекс развития, который включает в себя: стремительный рост тела, повышенную активность когнитивных функций и обучаемости, приобретения навыков интимных отношений и социального поведения.
Приблизительно после 10 лет жизни эндокринная система ребенка полностью перестаивается – гормоны вырабатываются (это что?) в значительно большем количестве, половые в частности. На этом фоне активно развиваются гениталии, часто появляется акне (прыщи).
Также перераспределяется подкожный жир, усиливается рост волос в определённых местах, увеличивается длина тела за счёт туловища (в детстве – за счёт ног).
Сердечно-сосудистая система не всегда успевает за развитием внешней оболочки, поэтому могут проявляться такие симптомы как: тахикардия (это как?), кислородное голодание, частая утомляемость.
Спортзал после занятия среднего или старшего классов нужно проветривать, поскольку у подростков сильное потоотделение с характерным запахом. К тому же, не все ещё научились постоянно поддерживать свою гигиену (это как?).
Особенности пубертатного периода
Пубертатный период у каждого начинается и протекает в зависимости от его индивидуальности и влиянии таких факторов как:
Подросткам в этот период свойственны общие черты, которые могут варьироваться в зависимости от возраста, пола и личности:
Подросткам в стадии пубертата свойственна полярность психики.
В один день (или час) проявляется одна ярка черта, а в другой – её диаметральная характеристика:
Пубертатный период у мальчиков и девочек
Пубертат у мальчиков в среднем длится с 9 до 18 лет.
Характеризуется следующими признаками:
Пубертатный период у девочек в среднем длится от 8 до 16 лет.
Представительницам этого пола свойственно:
Кризис переходного возраста
Психологи выделяют непрерывное протекание пубертатного возраста, когда ребёнок учится «быть взрослым», и нет видимых резких скачков от одного типа поведения к другому.
А есть кризисный пубертат – это существенная разница между двумя периодами жизни. Такой тип преобладает в более развитых странах. Поскольку, например, в племенах дети очень рано начинают нести ответственность (это как?) за семью.
Подростки начинают чувствовать на себе влияние внешнего мира: расы, пола, религии, личных предпочтений и мировоззрений.
Это вызывает страх и тревогу, поэтому они пытаются вступить в какую-то социальную группу. Ко всему прочему появляется много требований и ответственности.
Чтобы этот возрастной этап был менее кризисным, рекомендуется до пубертатного периода погружать детей в домашние обязанности, учить распоряжаться деньгами и самостоятельно принимать решения.
Постоянная усталость и голод – ещё два фактора, которые привносят дискомфорт. Подростку нужно спать около 9 часов, соблюдать режим и правильно питаться.
Более проблематична ситуация с недовольством своей внешностью – важно осознание своей индивидуальности и наличие постоянной поддержки.
Любовные переживания во время пубертата
Пубертатный этап жизни знаменателен своим интересом к противоположному полу. В этом виноваты как выброс гормонов, так и наблюдение за взрослыми. Подростки пытаются примерить на себя супружеские социальные роли (это как?).
С одной стороны, имеет место быть романтическая влюблённость, с другой – эротические желания. Взрослеющие дети хотят и духовной близости, и телесного контакта: нежности, ласки, прикосновений, поцелуев.
Первые свидания часто ведут за собой неразделённую любовь, расставание. Это первая потеря воспринимается подростками очень болезненно, поскольку каждый мечтает о прекрасном совместном будущем.
И никто из взрослых не рассказывал им, сколько у них самих было попыток, прежде чем удалось создать крепкие отношения.
Многие родители не считают первую трагичную влюблённость чем-то серьёзным и стоящим внимания – с течением времени подобные личные ситуации кажутся незначительными.
Но у подростков ещё нет такого опыта, поэтому безразличное отношение мамы и отца приводит их в еще более угнетенное состояние.
Также нужно помнить, что с началом менструации у девушек повышается чувствительность и податливость к сексуальным предложениям. А парни хотят снять своё сильное сексуальное возбуждение.
Поэтому стоит проводить «профилактику» и объяснять о возможных последствиях в рамках семьи и учебных учреждений.
Нарушения и расстройства
Трудности во время пубертата бывают не только с самооценкой и отношениями с внешним миром, но и на уровне самого организма.
Например, гипоталамический пубертатный синдром характеризуется постоянными головными болями, ожирением, нарушениями работы сердечно-сосудистой системы.
Дополнительные симптомы: повышенное давление (это как?), нарушение питания, появление на коже стрий (растяжки) – синевато-розовые полоски.
У девочек может быть нарушение менструации. Также воспалительные процессы наружных половых органов у девочек встречаются из-за ещё низкого уровня эстрогена. Поэтому он не может выполнить защитную функцию – появляются вульвиты и вульвовагиниты.
Иногда проявляется задержка полового развития, которая более ярко видна у девушек: до 13 лет не появляются признаки развития молочных желез, а до 16 лет нет менструации.
У парней не увеличиваются половые органы. У обоих полов не растут волосы в области лобка и подмышек.
Может быть и преждевременное развитие, когда вторичные половые признаки появляются раньше 8 лет.
Во всех вышеперечисленных случаях стоит обратиться к терапевту и эндокринологу.
Как вести себя родителям в пубертатный период
Подросток чувствует себя очень одиноким и нуждается в поддержке, даже если этого ярко не показывает.
Родителям стоит вспомнить себя тинейджерами, какие вопросы и теми интересовали, и следовать советам:
Помнить, что подростки во время пубертата принимают всё близко к сердцу. И любая драматичная ситуация может пробудить у них суицидальные мысли.
Автор статьи: Марина Домасенко
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.