какие задачи возлагаются на системного администратора
Профессия системный администратор
Системный администратор – это профессия для людей, которым нравится заниматься компьютерами и в целом «железом». Работу можно найти как в Москве, так и в регионах. Есть варианты подработки на фрилансе. Например, можно обслуживать компьютеры и сети в разных компаниях.
В статье содержится подробное описание, кто такой системный администратор и чем он занимается, какие задачи на него возлагаются. Что нужно знать и уметь.
Содержание статьи:
Кто такой системный администратор и чем он занимается?
Большинство людей считают, что сисадмин – это сотрудник, который может исправить любые проблемы с компьютером, сетями и оргтехникой. Ему первому звонят, если что-то зависло или перестало работать.
Какие задачи возлагаются на системного администратора:
Взаимодействие с подрядчиками: хостингом, провайдерами и другими компаниями.
Говоря простыми словами, системный администратор – это сотрудник, который занимается практически всеми вопросами, связанными с эксплуатацией компьютеров и функционированием сетей. Например, в его обязанности может входить переустановка Windows или Linux, настройка прав и ограничений на использование сетевых ресурсов, смена паролей, настройка роутеров и маршрутизаторов, замена картриджей в принтерах, выбор конфигураций для новых компьютеров и многое другое.
В крупных компаниях один специалист не может закрывать весь спектр задач, поэтому там выделяются специализации:
Специалист по безопасности: отвечает за информационную безопасность в организации.
Видео ниже подробно описывает, что делают системные администраторы в Яндексе и какие задачи на них возлагаются:
В небольших компаниях сисадмин часто представлен в единственном числе. Ему приходится решать все вопросы, которые могут возникнуть с функционированием техники и сетей в компании.
Чем системный администратор отличается от программиста?
Как и программист, он может знать языки программирования и создавать скрипты, например, для автоматического запуска тех или иных операций (резервное копирование и прочее). Однако в его прямые обязанности это не входит. Чаще всего работа идет с готовым софтом.
Для программиста, в отличие от системного администратора, основная работа – это написание программного кода, т.е. разработка новых программ. Например, операционную систему создают программисты, а устанавливает ОС на компьютер и настраивает ее – уже сисадмин.
Плюсы и минусы профессии
Сколько зарабатывают системные администраторы?
В регионах зарплаты начинаются от 30 тыс. руб. в месяц, в Москве – от 45-50 тыс. до 100 тыс. руб. в месяц. Встречаются вакансии, где предлагают больше 120-140 тыс. руб. в месяц.
Уровень зарплаты зависит от того, какие задачи возлагаются на системного администратора, его знаний и навыков, а также работодателя.
Многие подрабатывают на фрилансе, как частные мастера. Сколько зарабатывают в этом случае, можно посмотреть на сайте Кворк. Здесь публикуются различные услуги в области администрирования. Например, помочь с установкой Windows или Office стоит от 500 рублей, настроить веб-сервер – от 1000-2000 рублей, починить базу данных MySQL – от 2000 рублей. На выполнение такой работы может уйти 1-2 часа.
Зачастую начать зарабатывать в области настройки компьютеров и ПО могут люди, обладающие компьютерной грамотностью на уровне выше среднего. Конечно, они смогут выполнять простые задачи, но и за такие услуги готовы платить (пример: почистить компьютер от вирусов или переустановить Windows).
Что должен знать и уметь системный администратор?
Список необходимых навыков и знаний зависит от задач, которые возлагаются на сотрудника. Обычно в описаниях вакансий от системного администратора требуется:
Не будут лишними навыки работы с системами контроля доступа и видеонаблюдения. Например, поставить дополнительную камеру, прописать еще одну карточку доступа.
Часто встречаются вакансии, где системному администратору требуется знать английский язык на уровне чтения технической документации. Это связано с тем, что многие инструкции к оборудованию или ПО могут быть на иностранном языке. В плане личных качеств требуется быть устойчивым к стрессам, способным параллельно решать несколько задач.
Как стать системным администратором и где учиться?
Желательно получить профильное высшее образование в области ИТ или хотя бы закончить технический вуз и затем погрузиться в предметную область. Также можно пройти онлайн-курсы, например, на сайте Geekbrains.ru или в онлайн-университете Skillbox, где учат системному администрированию и предоставляют стажировку.
Название курса и ссылка на него
Вас научат администрировать Linux, настраивать и поддерживать веб-сервера, использовать командную строку, пользоваться базами данных MySQL и SQL, диагностировать неполадки. Если вы хотите заниматься поддержкой веб-серверов, где размещаются сайты и интернет-сервисы, этот курс вам подойдет.
Это курс для IT-специалистов, которые хотят получить DevOps-навыки. Вы научитесь работать с инфраструктурой как с кодом, использовать Docker, создавать системы непрерывной интеграции и деплоя и многое другое.
Вас научат выявлять уязвимости на сайтах и в сетях. Тестировать приложения на безопасность. Вы изучите различные виды атак и их особенности. Реверс-инжиниринг. Средства обнаружения вторжения и утечек данных и многое другое. Для прохождения курса необходимо владеть PHP, Python или JS и рядом других навыков.
Обучение профессии системного администратора с нуля. Лучшие выпускники могут пройти стажировку в Нетологии и получить предложения о работе. Программа включает изучение ОС Linux, программирование на Bash, лекции по облачным решениям, системы мониторинга, вебинары по базам данных, информационной безопасности.
Еще один способ, как можно стать системным администратором – это пойти помощником (эникейщиком) в какую-либо фирму. На эту должность часто берут новичков с минимальными знаниями. Вначале вам будут поручать самые простые операции, параллельно обучать и доверять более сложную работу.
Где искать работу?
Есть несколько типов работодателей, которые нанимают системных администраторов:
Можно добавить свое резюме в каталоги фрилансеров, например, на сайте Kadrof.ru.
Мы дали подробное описание профессии системного администратора: кто это и чем он занимается. Если у вас остались вопросы, добавьте их в комментарии. Постараемся подробно ответить.
IT-ликбез: чем занимается сисадмин
Вместе с ISsoft мы завершаем цикл материалов по профессиям в IT рассказом о системном администраторе — наверное, самой стереотипной должности в этой сфере. Герой множества анекдотов и символ человека, который «разбирается в компьютерах», — какой он на самом деле? Начинавший карьеру в IT с должности сисадмина Матвей поведал, как выглядит эта работа и к чему нужно быть готовым (если вкратце — ко всему). А преподаватели БНТУ объяснили, почему такая специальность не выделена в отдельную.
Что именно делает сисадмин
— «Системный администратор» — звучит в духе «оператор ЭВМ». Стариной отдает, нет?
— Когда-то в советской номенклатуре была должность «программист». Она включала в себя и администратора, и оператора ЭВМ, и программиста — все в едином ключе. Потом должности разделились, но в некоторых организациях, особенно государственных, все осталось по-старому.
— Чем конкретно занимается системный администратор? Мышка не работает, интернет пропал — это к вам?
— В маленьких компаниях сисадмин и лампочки вворачивает, и занимается вообще всем, что работает от сети, иногда даже той, которая на 220 В. От телефонов-факсов, шредеров и заправки принтеров до поддержания ПО, работоспособности компьютеров и периферии.
А в больших фирмах, конечно, все по-другому: есть отделы системных администраторов, сетевых администраторов, технической поддержки и безопасности. Сейчас сисадмины у нас занимаются более узкими направлениями, обеспечивая работоспособность инфраструктуры компании.
— Давняя шутка: хороший сисадмин сидит без дела, потому что у него уже все настроено и работает. В реальности тоже так?
— Шутка действительно старая, из 90-х. Когда-то на самом деле такое было. Сети простые, пользователи работали без домена, поэтому оставалось только обеспечить работоспособность техники и сети. Если все настроено, отлажено и изначально правильно сделано, хороший системный администратор сидел и пил кофе.
— Сейчас по-другому?
— В компаниях с численностью за тысячу человек так не бывает. Каждое мгновение есть чем заняться: внедрение новых решений, модернизация текущих конфигураций, постоянный контроль.
Кто такой «хороший сисадмин»
— Работа явно предполагает наличие знаний широкого профиля. Как это все выучить?
— Во-первых, у человека должна быть врожденная интуиция. Во-вторых, не помешает способность определять проблему на уровне ДНК, я бы сказал. Будете смеяться, но и у меня, и у коллег такое было: приходишь к человеку — все работает. Уходишь — не работает. Возвращаешься — опять работает. Аура!
— Образование здесь важно? Кем нужно быть «по диплому», чтобы работать сисадмином?
— Как таковых системных администраторов в нашей стране не готовят, и не знаю, готовят ли за рубежом. На того сисадмина, о котором сейчас говорим — умеющем делать все подряд, — точно нигде не учат. На Западе, например, это человек, который закончил какие-то курсы, умеет переустановить Windows и настроить сеть. Но к нему не будут обращаться, если кофемашина сломалась.
В основном наши сисадмины изучали все через самообразование. Если компании заинтересованы в развитии сотрудников, то отправят системного администратора на курсы по сетевому оборудованию, программному обеспечению — таких курсов, к счастью, сейчас очень много.
— Как отличить хорошего сисадмина от не самого хорошего?
— Только при помощи времени. Зачастую не самые хорошие системные администраторы могут, условно, годами запихивать мусор под батарею. А до руководителя никак не будет доходить, что сисадмин ничего не умеет. Есть ряд тестов, и по некоторым вопросам видно, подходит ли человек, адекватный ли он.
— Адекватный — это какой?
— Он должен правильным образом реагировать на окружающую действительность. Быть психически устойчивым. Очень важна способность принимать единственно правильное решение в экстремальной ситуации. Желательно (даже обязательно) знать английский — без него сейчас просто никуда.
— Попасть в IT через сисадмина реально?
— Конечно, но с одним нюансом. Программистов, очень условно, требуется 60% среди объема IT-компании, тестировщиков, грубо говоря, нужно 30%, еще около 10% остается за бизнес-аналитиками и прочими специальностями, а системных администраторов необходимо всего один-два человека (если компания небольшая). То есть конкурс намного выше, а людей нужно меньше. При этом когда мы себе ищем нового человека, найти его непросто. Кандидатов мало, даже среди тех, кого готовы взять с последующим обучением.
— Почему так?
— Наверное, потому, что нет ни курсов, ни высшего образования по этой специальности. Самому учиться — это упорный и долгий труд, причем над самим собой. Нужно много знать, уметь и постоянно пополнять знания.
Неплохо, например, понимать, что происходит в полупроводниках и микросхемах на физическом уровне, знать ассемблер (язык программирования низкого уровня). А вместе с этим различать поколения вычислительной техники, начиная от ЭНИАКа (первый компьютер для широкого круга задач) и заканчивая, например, десятым Core i7 и i9.
— Три главных качества системного администратора?
— Первое: желание учиться. Второе: желание помогать людям. Из интроверта, который не любит общаться с людьми, вряд ли получится хороший системный администратор. Третье: умение любить технику, быть немножечко гиком.
Специальности «системный администратор» в белорусских вузах толком и нет, но в БНТУ студентов учат в том числе и по направлениям, которые связаны с администрированием сетей. Мы отправились к старшему преподавателю Светлане Беловой и заведующему кафедрой «Программное обеспечение информационных систем и технологий» кандидату технических наук, доценту Юрию Полозкову и узнали, как подготовка сисадминов представлена в университете.
Сисадмин — узкое направление
— Системный администратор — это чуть ли не старейшая специальность в IT, правильно?
Светлана Белова: История информационных сетей связывается с появлением телефонных сетей. По мере развития компьютерной техники требования к передаче информации изменились, однако компьютеры появились до компьютерных сетей. Так что программисты старше системных администраторов.
— Почему системный администратор не выделен в отдельную специальность?
Светлана Белова: Системный администратор — это довольно узкое направление. А вообще, студенты должны знать основы компьютерных сетей, какое используется оборудование, как сети объединяются друг с другом, как осуществляется передача информации, адресация. Такая база должна быть и у программистов, и у системных администраторов.
Как выглядит учеба
— Программисты и тестировщики, а заодно и люди, которые их учат, говорят: все меняется очень быстро, нужно постоянно переделывать учебные планы. В случае с подготовкой сисадминов ситуация такая же?
Юрий Полозков: Учебную программу обновляем раз в 3—5 лет. Но, конечно, какие-то доработки вносим каждый год, с учетом новых веяний и литературы.
Раньше информационные сети базировались на стационарных компьютерах, а сейчас вовсю развиваются мобильные технологии. К примеру, мы еще даже не успели освоить стандарт 4G, а уже 5G не за горами. Примут его весной следующего года, и преподаватели уже стараются внести корректировки в учебные программы.
— Студенты часто говорят, что не хватает практики, а теории много и она скучная. Какое соотношение теории и практики у вас?
Светлана Белова: Да, современные студенты очень любят, чтобы их учили практике. Но в мое время, например, нам говорили так: «Мы научим вас учиться, а дальше — учитесь сами». Думаю, к нынешним студентам это тоже применимо. Университет дает базовые знания по специальности, а выпускникам по окончании вуза необходимо освоить узкую специфику работы под руководством куратора на конкретном предприятии.
Компания ISsoft — один из крупнейших белорусских разработчиков IT-решений для рынков США и Западной Европы. Основана в Минске в 2004 году как дочерняя компания корпорации Coherent Solutions, Inc. (США). Резидент Парка высоких технологий с 2007 года. Центры разработки ISsoft в Минске и Бресте насчитывают более 1000 квалифицированных сотрудников. Компания ежегодно входит в рейтинги Inc.5000 и Software 500.
Профессия: системный администратор
Нередко от старшего поколения мы слышим магические слова о «единственной записи в трудовой книжке». И правда, приходилось встречать совершенно потрясающие истории: слесарь — слесарь высшего разряда — мастер цеха — начальник смены — главный инженер — директор завода. Это не может не впечатлять наше поколение, которое меняет работу раз, два, да что там — порой и пять, и больше. У нас есть возможность не просто менять компанию, можно менять профессию и довольно быстро в ней осваиваться. Особенно заметно это в ИТ-сфере, где встречаются весьма причудливые карьерные трансферы и кардинальные сдвиги по карьерной лестнице, как вверх, так и вниз.
Наблюдая за этим процессом, мы поняли, что справочник профессий востребован не только школьниками, выбирающими вуз, но и взрослыми, выбирающими путь. Поэтому решили рассказать об основных специальностях, которые востребованы в ИТ-сфере. Начинаем с самой близкой нам — системный администратор.
Кто это?
Системный администратор — это специалист, который занимается настройкой, совершенствованием и поддержкой ИТ-инфраструктуры компании, включая оборудование, периферию, программное обеспечение и сетевые подключения. Правда, очень формальное определение?
То, чем занимается системный администратор, зависит от размера компании, сферы деятельности, опыта и навыков самого админа. Вместо того чтобы давать определение, лучше выделим конкретные типы сисадминов.
Где нужен?
Я бы сказал, что везде, но это будет ложь. Почему-то руководители малого и среднего нейатишного бизнеса полагают, что всё можно «запихнуть» в облако, а сисадмин может быть исключительно приходящим эникеем. Поэтому нередко компании сильно страдают от хромой на все ноги ИТ-инфраструктуры (точнее, ИТ-бардака), но сисадмина не нанимают. Если вам удастся попасть в такую компанию, то в 99% случаев нужно рассматривать работу в компании как опыт и двигаться дальше, и лишь в 1% случаев удаётся переубедить босса, стать незаменимым и выстроить идеальную ИТ-среду с выверенной архитектурой и грамотным управлением (вот прямо с реального примера описываю!).
А вот в компаниях, где ИТ является ключевой сферой деятельности (хостинги, разработчики и проч.) или же замыкает на себе операционную работу (доставки, интернет-магазины, банки, ритейл и проч.), сисадмин сразу становится востребованным специалистом, который может развиваться в одном или нескольких направлениях. Поскольку автоматизация продолжает захватывать компании, найти работу сисадмином начального и среднего уровня не составит особого труда. А когда вы станете прокачанным специалистом, компании будут за вас сражаться, потому что эникеев много, а профессионалов, как и везде, крайне мало.
На момент написания статьи на сервисе «Хабр Карьера» 67 вакансий, связанных с системным администрированием. И вы как раз можете увидеть, что разброс «специализации» велик: от сотрудника технической поддержки до специалиста по инфобезу и DevOps. Кстати, работа в технической поддержке на старте очень быстро, качественно и глубоко прокачивает ряд навыков, ценных для системного администратора.
Средняя заработная плата
Заработную плату будем смотреть опять же на «Хабр Карьере».
Возьмём среднюю заработную плату без выделения навыков для «Системного администратора» и для «DevOps» по данным за 2 полугодие 2019 года. Это самые популярные специальности в разделе «Администрирование», и наиболее показательные. Сравним.
Уровень специалиста | Системный администратор | DevOps |
---|---|---|
стажёр (intern) | 25 900 руб. | нет стажёров |
младший (junior) | 32 560 руб. | 69 130 руб. |
средний (middle) | 58 822 руб. | 112 756 руб. |
старший (senior) | 82 710 руб. | 146 445 руб. |
ведущий (lead) | 86 507 руб. | 197 561 руб. |
Цифры, конечно, даны с учётом Москвы, в регионах ситуация поскромнее, но, что характерно, пропорции примерно такие же. И мне кажется справедливым такая разница, потому что DevOps реально более продвинутые по скиллам (если мы говорим о канонических девопсах, а не о тех, у которых одно название).
Единственное, что не хотелось бы рекомендовать, это брать джунов-девопсов после вуза. Ребята-теоретики, не познавшие ни dev, ни ops, весьма посредственно смотрятся на старте, слабо развиваются из-за непонимания того, куда двигаться и точно не стоят обозначенных денег. Всё же на узких специализациях должны быть более опытные админы, которые прошли огонь, воду, медные трубы, bash и скрипты PowerShell.
Базовые требования к профессионалу
Требования к системному администратору отличаются от компании к компании (кому-то нужно владение 1С, 1С-Битрикс, Kubernetes, определённой СУБД и т.д.), но есть несколько базовых требований, которые, скорее всего, понадобятся в любой компании.
Вот выучитесь и будете понимать эту шутку.
Важные личные качества
Системный администратор — специалист, который не может быть изолированным в компании и профессионально среде. Ему постоянно приходится общаться с людьми по телефону и лично, поэтому интровертные черты придётся побороть. Сисадмин должен быть:
Необходимость знания иностранных языков
Если компания предъявляет требования к знанию языков и они распространяются на специалистов, то системный администратор должен соответствовать этим правилам (например, компания предоставляет аутсорсинговые услуги для зарубежных компаний). Но вообще системный администратор должен понимать базовые команды и системные сообщения на английском языке — для большинства этого достаточно.
Однако если вы хотите расти в карьере, получать международные сертификаты, в том числе Cisco, разбираться в передовых технологиях первым, вам понадобится английский язык не ниже Upper Intermediate. Очень рекомендую сделать эту инвестицию в профессиональное развитие, это не какой-то фантастический уровень, освоить вполне реально даже без способностей к языку.
Где учиться
Профессия системного администратора интересна тем, что для входа в специальность нет специфических требований к обучению, поскольку на сисадмина как такового на особом факультете не учат. Изначально всё зависит от вас — от того, насколько вы готовы самостоятельно осваивать теорию и заниматься практикой, работать с операционными системами (Windows и Unix), периферией, безопасностью. Фактически ваш компьютер должен стать вашей учебной лабораторией (а ещё лучше, если у вас будет отдельная машина под такие задачи, чтобы процесс не мешал основной работе и учёбе).
Сказать, что системный администратор — это профессия без обучения и удел самоучек — в наше время просто преступно, потому что мы видим уровень хорошо оплачиваемых системных администраторов. А значит есть базовый «классический» набор, который вам понадобится.
Вам не удастся обойти азы и стать крутым профессионалом — без знания архитектуры ПК, сервера, понимания принципов работы прикладного и служебного ПО, операционных систем ничего не получится. Поэтому для системных администраторов как никогда актуален тезис «начинайте с начала».
Лучшие книги и средства обучения
Ну и, конечно, Хабр и профильные форумы — отличное подспорье для системных администраторов любого уровня. Когда мне пришлось обучаться науке Windows Server 2012, Хабр оказался сильным подспорьем — тогда мы познакомились ещё ближе.
Будущее сисадмина
Мне приходилось слышать о деградации профессии системного администратора и аргументы в пользу этого тезиса более чем слабые: справятся роботы, облака гарантируют работу без сисадмина и т.д. Вопрос о том, кто администрирует облака, например, на стороне провайдера, остаётся открытым. На самом деле, профессия системного администратора не деградирует, а трансформируется в сторону усложнения и универсальности. Поэтому если вы выбрали именно её, перед вами открываются несколько путей.
Мифы профессии
Как и любая профессия, системное администрирование окружено мифами. С радостью развею самые распространённые.
Главный совет
Чудес не бывает и вы не станете супер сисадмином, если будете сидеть в небольшой конторе и выполнять базовую работу. Вы непременно выгорите, разочаруетесь в профессии и будете утверждать, что это худшая работа в мире. Поэтому — развивайтесь, меняйте работу, не избегайте интересных и сложных задач — и вы сами не заметите, как станете настоящим востребованным и высокооплачиваемым профессионалом.
Основные задачи системного администратора
Здесь содержится обзор некоторых задач, решение которых обычно возлагается на системных администраторов. Совсем не обязательно, чтобы эти функции выполнял один человек. Во многих организациях работа распределяется среди нескольких администраторов. В любом случае необходим хотя бы один человек, который понимал бы все поставленные задачи и обеспечивал их выполнение другими людьми.
Подключение и удаление пользователей
Создание бюджетов для новых пользователей и удаление бюджетов тех пользователей, которые уже не работают, является обязанностью системного администратора. Процесс включения и удаления пользователей можно автоматизировать, но некоторые решения, от которых зависит включение нового пользователя, должен принимать системный администратор.
Если необходимо прекратить доступ пользователя к системе, его бюджет должен быть отключен. Все файлы, относящиеся к этому бюджету, необходимо удалить, чтобы они не занимали драгоценного места на диске.
Подключение и удаление аппаратных средств
В случае приобретения новых аппаратных средств или подключения уже имеющихся аппаратных средств к другой машине систему нужно сконфигурировать таким образом, чтобы она распознала и использовала эти средства. Изменение конфигурации может быть как простой задачей (например, подключение принтера), так и более сложной (например, подключение дисковода).
Резервное копирование
Выполнение резервного копирования является одной из наиболее важных задач системных администраторов, которую они, к сожалению, чаще всего игнорируют или выполняют спустя рукава. Процедура резервного копирования довольно утомительна и занимает много времени, но выполнять ее необходимо. Ее можно автоматизировать, или поручить подчиненным, но все равно системный администратор обязан убедиться в том, что резервное копирование выполнено правильно и по графику.
Инсталляция новых программных средств
После приобретения нового программного обеспечения его нужно инсталлировать и протестировать. Если программы работают нормально, пользователям необходимо сообщить об их наличии и местонахождении. Локальное программное обеспечение следует инсталлировать туда, где его можно будет легко отличить от программных средств, поставляемых в составе операционной системы (например, UNIX). Это значительно упрощает задачу расширения операционной системы, поскольку исчезает опасность уничтожения локального программного обеспечения в ходе подобного расширения.
Мониторинг системы
Существует великое множество обязательных для исполнения ежедневных операций. Это, например, проверка правильности функционирования электронной почты и телеконференций, просмотр регистрационных файлов на предмет наличия ранних признаков неисправностей, контроль за подключением локальных сетей, контроль за наличием системных ресурсов (в частности, контроль за наличием свободного пространства на диске).
Поиск неисправностей
Ведение локальной документации
Настраивая конфигурацию под конкретные требования, Вы вскоре обнаружите, что она значительно отличается от конфигурации, описанной в документации (базовой конфигурации). Поэтому системный администратор должен документировать все инсталлируемые программные средства, не входящие в стандартный комплект поставки, документировать разводку кабелей, вести записи по обслуживанию всех аппаратных средств, регистрировать состояние резервных копий, документировать локальные процедуры и правила работы с системой.
Контроль защиты
Системный администратор должен реализовывать стратегию защиты и периодически проверять, не нарушена ли защита системы. В системах с низким уровнем безопасности эта процедура может быть сведена всего лишь к нескольким текущим проверкам на предмет несанкционированного доступа. В системах с высоким уровнем безопасности обычно применяется сложная система ловушек и программ контроля.
Оказание помощи пользователям
Пункт «оказание помощи пользователям в решении различных проблем» редко включается в должностную инструкцию системного администратора, скорее всего потому, что выполнение подобного рода обязанностей «съедает» большую часть рабочего времени. Системных администраторов бомбардируют самыми разными проблемами, начиная от «Вчера моя программа работала, а сегодня нет! Что Вы поменяли?» до «Я пролила кофе на клавиатуру! Теперь нужно полить ее водой, чтобы смыть кофе?»