какие задания можно дать к тексту
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное
Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.
Как научить ребёнка понимать смысл текста?
Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.
«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.
Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.
Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.
Учимся работать с текстом: 2 способа начать
Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.
Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.
Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.
На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного
Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.
Как научить ребёнка анализировать текст?
Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?
Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст
Начать можно с простых заданий.
Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым
Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.
Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.
Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!
Задача 1. Имена и отчества
Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.
Виды вопросов и заданий к текстам
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.
Просмотр содержимого документа
«Виды вопросов и заданий к текстам»
Виды вопросов и заданий к текстам
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих
содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,
пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
3) картинок, схем и т. п.;
4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним
2) дополнение (завершение) предложений.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной
Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и
соответственно различаться по степени сложности
В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы.
1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание
текста» и «Выявление информации»):
нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал(а)?
выявление информации, явно не выраженной в тексте.
2. Oбобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):
нахождение в тексте заданной информации;
нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определ.нную мысль;
использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
установление смысловых связей между частями текста или двумя
определение основной мысли (идеи) текста;
соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
выяснение намерений автора текста;
интерпретация (комментирование) названия текста;
формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.
3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и
«Рефлексия формы подачи текста»):
сопоставление содержания текста с собственным мнением;
соотнесение информации текста с собственным опытом;
оценка поступков (действий) героев текста;
обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;
определение назначения, роли иллюстраций;
«предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
«предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;
определение жанра и стиля текста;
выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
нахождение средств художественной выразительности и определение их
Виды вопросов и заданий к текстам
Виды вопросов и заданий к текстам
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих
содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,
пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
3) картинок, схем и т. п.;
4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним
2) дополнение (завершение) предложений.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной
Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и
соответственно различаться по степени сложности
В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы.
1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание
текста» и «Выявление информации»):
· нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где? когда? что делал(а)?
· выявление информации, явно не выраженной в тексте.
2. Oбобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):
· нахождение в тексте заданной информации;
· нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определ. нную мысль;
· использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
· установление смысловых связей между частями текста или двумя
· определение основной мысли (идеи) текста;
· соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
· выяснение намерений автора текста;
· интерпретация (комментирование) названия текста;
· формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.
3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и
«Рефлексия формы подачи текста»):
· сопоставление содержания текста с собственным мнением;
· соотнесение информации текста с собственным опытом;
· оценка поступков (действий) героев текста;
· обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
· оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;
· определение назначения, роли иллюстраций;
· «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
· «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;
· определение жанра и стиля текста;
· выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
· нахождение средств художественной выразительности и определение их
Теория составления заданий к текстам по английскому языку ( с примерами)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Автор: Липатова Валерия Михайловна (МБОУ СОШ №64 г. Тулы)
Виды заданий к текстам для развития познавательного интереса при обучении иноязычной культуре
Этапы работы с текстом
Приёмы, задания, примеры
1. Создание положительной мотивации учащегося на изучение текста;
2. Определение речевой задачи;
3. Сокращение языковых и речевых трудностей:
активизация уже имеющихся знаний по изучаемой теме;
активизация словарных единиц по изучаемой теме;
4. Определение стратегии чтения.
1. Варианты экспозиции ( Lead – in activities ) как вступительной части, включающей в себя знания об авторе литературного произведения, социокультурные и страноведческие сведения:
а) учебная дискуссия – форма экспозиции чтения текста;
б) задания на предвосхищение текста/ выдвижение гипотез ( Predictions );
в) упражнения на генерацию идей ( Brainstorming ). Учащиеся совместными/индивидуальными усилиями разрабатывают семантическое поле какого-либо понятия или темы, т.о. стимулируя речемыслительную деятельность.
Discuss in groups of 3-4 what you know about…
Look at the map, guess… What does this picture tell you about?
Complete the Word Web.
What do you know about.
Have you ever heard about.
What do you imagine when you think of…?
What … does your country have?
1. Поддержание / повышение мотивации учащихся в процессе чтения;
2. Контроль сформированности навыков и умений;
3. Формирование различных навыков и умений, связанных с пониманием и извлечением информации из текста.
1. Поддержание/повышение положительной мотивации учащихся на продолжение изучение пройденной темы;
2. Развитие умений, связанных с пониманием прочитанного текста;
3. Интеграция различных навыков;
4. Применение учащимися иностранного языка в свободном высказывании.
1. Учебно-методические приёмы организации языковых и речевых единиц, их классификации:
а) распознание и определение текстовых ссылок;
б) нахождение высказывания/ предложения в тексте, передающего основной смысл текста.
2. Сравнение (Comparison and contrast). В процессе чтения происходит сравнение культуры своей страны и страны изучаемого языка, нахождение сходств и различий.
3. Упражнения на соотнесение единиц языка (слов, предложений, текстов) и невербальных элементов (изобразительных, графических):
б) соотнесение начала и конца текстов;
в) соотнесение информации разной свернутости, представленной языковыми единицами различных уровней:
абзаца и ключевого предложения;
слова и определения.
4. Восстановление ( reconstruction / restoration ). Учащиеся выполняют учебно-речевые действия реконструкции отдельных неполных высказываний или преднамеренно деформированного текста:
а) заполнение пропусков;
б) воссоздание связанного текста или отдельных предложений;
в) упражнения по типу «мозайки» ( jigsaw reading ).
а) проверка на понимание прочитанного текста на основе припоминания;
б) вопросы, предполагающие выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2.Упражнения на дополнения ( Completion ). Ряд незавершенных предложений сопровождается заданий: закончить их по смыслу, используя информацию из прочитанного текста.
4. Восстановление (Reconstruction)
7. Логическая перегруппировка ( unscrambling ). Выстраивание в логическую последовательность или согласно плану; выстроить серию картинок, реже – серию хронологически связанных текстов, например писем [48, стр. 141-142]
8. Упражнения на перекодирование информации ( information transfer ). Реализуют принцип взаимосвязанного обучения рецептивным и продуктивным умениям:
— представление прочитанного текста в виде письма или дневниковых записей, стихотворений – как отрывка в прозе;
— передача содержания текста в виде рисунка, обозначений на карте или в виде диаграммы, схемы, указывающей на отношения между предметами, объектами [51, стр.146]
9. Направляемая дискуссия (guided discussion/controlled discussion). Строится на основе прочитанного текста, носит контролируемый характер. В процессе дискуссии происходит сравнение культуры своей страны и страны изучаемого языка.
11. Проектные задания.
Read the text to find out if your predictions are correct.
Read two texts about… Are the same… (popular) in Russia?
Match the pictures and the texts. Read them aloud.
Work in pairs. One of you reads out the first part of a text (1-4). The other reads out the second part of the text choosing from (a-e). There is one extra which you don’t need.
Read the text below. It is in… parts. Choose the sentence (A-G) that summarizes what each part is about.
Match the words and the explanations.
Fit the missing sentences (A-D) into gaps (1-4) in the text.
The sentences in the text below have been put in the wrong order. Put them in the correct order.
Look back at the text. Write/give your answers to these questions: 1)…
Complete the sentences. Choose the right ending.
Decide whether the following sentences are true (T) or false (F).
Complete the sentences. Complete the following statements about the story with words from the list/ Use each word only once.
Rewrite the sentences from the text using…
Use the notes to make sentences of your own.
Below is a list of… Classify them according to the following categories and add three examples from the text.
Задания по работе с текстами
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Жила в селе бабушка Арина. Такая старая, что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа – оба трактористы. У одного дочь Галя, семиклассница, а у другого – дочь Нина. Третьеклассница.
Однажды спросила Нина у бабушки:
– Бабушка, когда Ваш день рождения?
Завтра, детка – ответила бабушка. Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает:
– Куда ты несешь цветы?
– Бабушке Арине. Сегодня её день рождения.
Засмеялась Галя и говорит:
А разве она твоя бабушка? Почему ты чужую бабушку поздравляешь с днем рождения?
Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:
– А разве мажет быть ничья бабушка? (Кто из них добрый и кто равнодушный) (По В.А. Сухомлинскому.)
Запиши рядом синоним:
3.Найди главное по смыслу слово в последнем предложении. Подчеркни.
4. Дополни текст повествовательным, восклицательным предложением.
В школьном коридоре во время перемены ссорились две девочки. И одна другой ‘запальчиво выкрикнула: «Бессовестная! Бессовестная!»
Безрадостный – значит, нет радости, безнадежный – нет надежды, а бессовестный нет чего? А что такое совесть?
Совесть – это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек совершил что–то неблаговидное, то совесть сурово и беспощадно наказывает его: человек, вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке – и не может, и мучается от этого
Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете человека без совести?
Замени синонимом следующие слова: неблаговидное, нехорошо, бесподобна.
Подбери два однокоренных прилагательных к слову «совесть», разбери по составу.
Выпиши из словаря значение слова «совесть», «запальчивый».
На автобусной остановке собралось много народу. Среди них был старичок с палочкой. Подошел автобус. Мальчик помог старичку войти в автобус и сесть.
1.Добавь зависимые слова к подлежащему во 2, 3 и 4 предложении текста.
2. Как ты понимаешь словосочетание «вежливый человек». Объясни.
3. Дополни данный текст прилагательными.
Девочка пришла домой из школы. Она переоделась, вымыла, руки и хотела обедать. Вдруг она заметила, что бабушка лежит в постели. Внучка выключила радио и накормила бабушку, дала ей лекарство, а потом сама пошла обедать.
1.Подбери синонимы к слову «внимательный» исходя из содержания текста.
2.Объясните значение слов вежливый и внимательный.
Нарядная оживленная женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её, поднимается девочка:
– Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю’.
Оживление на лице женщины гаснет.
1.Докажи, что глагол «гаснет», встречающейся в тексте имеет не одно значение.
2. Можно ли озаглавить текст «Внимательный человек», « Вежливый человек?
3.Подбери антоним к слову «бестактный».
4.Почему смутилась женщина? Была ли девочка вежливой? Как бы вы поступили на ее месте
Посмеялись над бабушкой
Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.
Мимо стадиона шла бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяла дорогу палкой.
Кто–то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке, и выбил её из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка её.
Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к бабушке, попросить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком. (В.А. Сухомлинский)
Найдите в тексте однородные члены, родственные слова.
— словосочетание «просить прощение» одним словом
— фразеологизм «прийти в голову» одним словом.
3. Озаглавь по – другому данный текст.
4. Есть ли антонимы в следующем предложении: Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. Если есть, подчеркни.
Подчеркнуть в тексте синонимы к глаголу смеяться:
Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов, насмехались и другие звери, очень уж смешной заяц.
Какой из глаголов – синонимов характеризует действие как недоброжелательное? Почему?
Каков главный смысл стихотворения? Укажи, какое из данных слов можно вынести в заголовок? Почему? Щедрость, жалость, жадность, обида, дружба.
Почему в конце заголовка стоит «?».
Настоящая_______________
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из pук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Не молчит он, как рыба.
Вы ему принесли бы,
От контрольной спасли бы,
Ну что ж! И тогда б
Не молчал он, как рыба,
1. Найди в тексте сравнение.
2. Каков главный смысл стихотворения, можно ли назвать его по-другому?
3. Подберите антонимы к словам: молчал, прибежали, позвали, принесли.
Определи, к какой части речи они относятся?
4. Подбери к слову «спасибо» 2 имени прилагательных.
Как Андрейка перевез Нину
Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода. Шумит в овражке бурливый ручеек. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина. Андрейка быстро перешел через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдет? «Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?» Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит: – Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоем. – Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях. – Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез ее . (В. Сухомлинский)
Задания:
Каков главный смысл текста? Подчеркни главное по смыслу предложение текста.
Какими словами автор описывает сложности переправы для детей?
Найди в тексте однородные члены.
Стеклянный Человечек
У одного Мальчика был маленький друг – Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять – Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику: – Нельзя думать так, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять. Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идет гулять. Человечек молчит и становится прозрачным. Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он сидел за одной партой. Прошел один день, второй день – а мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал темный, как туча. – Что я сделал или подумал плохого? – с тревогой спросил Мальчик. – Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого… Но ты забыл о своем товарище. Стыдно стало Мальчику, и он пошел к больному другу. Понес ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама. Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть. ( В. Сухомлинский)
Задания:
1.Каков главный смысл рассказа? Можно ли стеклянного человечка назвать настоящим другом?
2. Какое предложение похоже на пословицу. Найди и подчеркни.
3. Есть ли в тексте сравнение? Найди.
4. Подбери имена прилагательные к существительным текста
Для чего руки нужны
Как ты понимаешь словосочетание: «весь белый свет держится», «рабочие руки»?
Подбери прилагательные к данным словосочетаниям
2. Что бы вы ответили на вопрос дедушки?