какие задания входят в обследование оптико пространственного гнозиса
Какие задания входят в обследование оптико пространственного гнозиса
Структура методики
Содержание методики
Задание 1. Выбор картинки по слову, наименованию.
Материал: 1) реальные предметы; 2) предметные картинки
Инструкция: «Найди, где тетрадь, где медведь и т.д.»
Анализ симптомов (ошибок): Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речь). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария.
Задание 2. Называние
Материал: 1) контурные изображения, 2) перечеркнутые изображения, 3) конфликтные фигуры («кентавры»).
Инструкция: «Что здесь нарисовано – назови».
Анализ симптомов (ошибок): сенсибилизированная проба; исследуется вычленение существенных признаков предмета.
Задание 3. Классификация предметов одинаковых по форме и величине, но разных по цвету
Материал: Лоскутки или картонные фигурки одинаковой формы, но разного цвета, карандаши.
Инструкция: 1) Разложи все фигурки в разные стопки, чтобы в каждой были фигурки одного цвета;
2) Положи сюда все красные, а сюда все синие фигурки;
3) Скажи, какого цвета эта фигурка.
Задание 4. Узнавание времени на схематических часах
Материал: Нарисованные схематические часы без циферблата
Анализ симптомов (ошибок): Ошибки в этих текстах говорят о нарушении в понимании пространственного расположения стрелок и связи их положения со значением, т.е. с временем, о квазипространственном нарушении. Этот дефект указывает на дисфункцию теменно-затылочных отделов мозга (не только левого, но и правого полушария)
Задание 5. Установка стрелок на часах по образцу
Инструкция: «Поставь стрелки часов точно, как у меня» (дается образец).
Анализ симптомов (ошибок): Исследуется пространственное восприятие.
Задание 6. Установка заданного времени
Анализ симптомов (ошибок): Исследуется регуляция пространственного восприятия речью, связь речи с пространственным восприятием.
Задание 6. Узнавание и называние римских чисел
Материал: Пространственно-ориентированные числа IX, XI, IV, VI
Инструкция: «Узнай и скажи, какое это число» (предъявляется одно число)
Задание 7. Узнавание и название арабских чисел
Материал: Пространственно-ориентированные арабские числа 6,9,66,99
Инструкция: 1) «Назови эти числа» (предъявляется одна цифра или одно число). 2) «Покажи такое же число»
Анализ симптомов (ошибок): То же
Задание 8. Узнавание и называние букв
Материал: Пространственно-ориентированные буквы: Ф-В, р-d, d-б, 3-Э
Инструкция: «Назови эти буквы. Скажи, есть здесь неправильные буквы? Покажи и скажи, что в них неправильно»
Анализ симптомов (ошибок): То же
Анализ симптомов (ошибок): Агнозия на цвета часто сочетается с агнозией на лица и поэтому возникает при дисфункции затылочных отделов как левого, так и правого полушария, но преимущественно правого. Нарушение называния цвета сочетается с поражением затылочных отделов левого полушария
Какие задания входят в обследование оптико пространственного гнозиса
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Представленная статья посвящена развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников 5-6 лет с ОНР на логопедических занятиях.
Статья:
Представленная статья посвящена развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников 5-6 лет с ОНР на логопедических занятиях. Данная проблема является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.
Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма. Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей, пространственный гнозис — один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская и другие). Кроме того, развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.
Взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей рассматривалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, и другими. В их работах показано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления.
Существенные отклонения в развитии оптико-пространственных представлений дошкольников возникают при различных речевых нарушениях, в том числе и при такой их форме, как стертая дизартрия.
Именно поэтому возникает необходимость своевременной логопедической диагностики и коррекции трудностей в пространственной ориентировке, позволяющие в той или иной мере приблизить развитие ребенка со стертой дизартрией к возрастной норме.
Современные исследования пространственных представлений нейропсихологами, позволяют нам уточнить механизм и возможные трудности сучетом взаимодействия полушарий коры головного мозга (Ахутина). Т.к. ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве – сложная деятельность, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.
Согласно проведенным исследованиям, нами было выявлено, что у детей со стертой дизартрией развитие оптико-пространственных представлений отстает от нормы. Это отставание проявляется в отношении всех изученных нами функций: способность к выполнению перцептивных действий, пространственный гнозис и праксис, ориентировка в собственном теле, в окружающем пространстве. Поэтому коррекция должна охватывать все перечисленные функции, развитие каждой из них должно стать отдельной задачей проводимой с дошкольниками работы.
1.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.
Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
2. Упражнение: «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.
Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.
Оборудование: настенное зеркало
Ход игры: ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.
4.Упражнение: «Путаница»
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.
Ход игры: ребенок стоит напротив логопеда. Логопед намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить движение правильно.
2.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.
Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии пространственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся базой для развернутого произвольного действия.
1.Упражнение «Что наверху, что внизу».
Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.
Ход игры: из геометрических тел построена башня. Ребенка просят определить и назвать, что находится наверху, а что внизу.
2.Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела,
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?
3. Упражнение: «Робот»
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»
4.Упражнение: «Звери фотографируются».
Цель: определение положение предметов относительно других предметов.
Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
5.Упражнение: Веселые картинки.
Цель: определение положение предметов относительно других предметовнакартинке.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: ребенок определяет на картинках, с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, какой рукой он действует и т.п.
3.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.
1 Упражнение: «Проведи линию»
Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.
Оборудование: бумага, карандаши.
Ход игры: по инструкции логопеда, ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении от заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги.
2 Упражнение: «Графический диктант».
Цель: формирование пространственных представлений посредством
Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш.
Ход игры: из заданной точки, по инструкции логопеда, ребенок проводит линии в заданном направлении.
3. Упражнение: «Раскрась, как я скажу».
Цель: Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа».
Ход игры: Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».
4.Упражнение «Лесная школа» (Л.С. Горбачева)
Цель: Моделирование сказочных историй
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.
Ход игры: «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.
Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».
5.Упражнение «Птичка и кошка»
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.
Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:
«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».
4. Игровые приемы, направленные на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.
Эти упражнения являются необходимым этапом развития оптико- пространственных представлений, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать различными объектами. В дальнейшем, конструируя цифры и буквы из мозаики, пластилина, проволоки и т.д. в игровой форме будет осуществляться подготовка к обучению в школе.
1. Упражнение: «Конструирование предметов из заданных частей».
Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.
Оборудование: кубики, пазлы, мозаики, разрезные картинки и т.п.
Ход игры: ребенку дается образец целого изображения, а затем предлагается собрать такой же из частей.
Цель: развитие пространственных представлений по перцептивному действию
Ход игры: сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке;
Сложить из четырех частей геометрические фигуры – круг и квадрат. При затруднении данное задание выполнять поэтапно:
А) Составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;
Б) Складывать круг и квадрат по образцу рисунка с пунктирно обозначенными на нем составляющими частями;
В) Складывать фигуры путем наложения на пунктирный рисунок детали с последующим конструированием без образца.
3.Упражнение: «Найди форму в предмете и сложи предмет».
Оборудование: конверт с геометрическими фигурами.
Ход игры: Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур.
4. Упражнение: «Картинка сломалась».
Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.
5.Упражнение: «Почтовый ящик».
Почтовый ящик – коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.
Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.
Оборудование: спички, счетные палочки.
Ход игры: ребенку предлагается из спичек, счетных палочек, сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву.
Какие задания входят в обследование оптико пространственного гнозиса
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Практическое значение данной работы связано с тем, что в ней определены основные пути преодоления оптической дисграфии у младших школьников.
Статья:
Практическое значение данной работы связано с тем, что в ней определены основные пути преодоления оптической дисграфии у младших школьников. Блок упражнений, представленный автором, может быть использован логопедами и учителями начальных классов образовательных учреждений в процессе занятий с детьми, которые могут быть использованы в ходе логопедических занятий, на уроках русского языка.
Проблема нарушений письменной речи является одной из наиболее актуальной на современном этапе развития логопедии.
Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой: на них приводится большой процент среди других нарушений у учащихся начальных классов. Ошибки, обусловленные недостаточным развитием зрительно-пространственных представлений, составляют значительную категорию.
Причем подобные ошибки встречаются как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей имеющих нарушения речи. Это связано с неполноценностью таких компонентов оптической системы, как зрительное восприятие, зрительно-пространственная ориентировка, зрительно-моторная координация.
Эти особенности нередко приводят к возникновению оптической формы дисграфии.
Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций:
зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
— искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
— замены и смешения графически сходных букв.
Особую группу детей с оптической дисграфией составляют младшие школьники 7-8-9 лет. У большинства из них оптические ошибки носят физиологический характер и постепенно исчезают, то есть это явление может наблюдаться на определенном этапе формирования графо-моторного навыка письма у подавляющего большинства детей младшего школьного возраста. У части детей оптические ошибки приобретают стойкий характер на протяжении всего процесса обучения письму.
Специфика пространственных и зрительно-пространственных представлений оказывает отрицательное влияние на психическую и учебную деятельность, что сказывается на:
— формировании устной речи (неправильное понимание и употребление предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения и сложных логико-грамматических конструкций языка);
— освоении письма (неумение ориентироваться в пространстве листа: неправильное расположение записи на листе, трудности в соотнесении букв и линий тетради, несоблюдение границ поля тетради; смешение оптически сходных букв, зеркальное изображение букв);
— овладении чтением (суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, трудности различения сходных по форме букв, неправильное направление чтения);
— освоении математических представлений (ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетрадь, метрические ошибки, трудности в понимании разрядного строения числа, в овладении счетными операциями и отношениями сравнения);
— формировании изобразительных навыков(неумение расположить рисунок в пространстве листа, метрические, координатные и топологические ошибки);
— организации деятельности на уроке (пространственные ошибки при выполнении расположения учебных предметов на партах и требований учителя, связанных с направлением движений ребенка).
Отставание в развитии выше перечисленных функций приводит к специфическим и стойким нарушениям письма, а именно к такому нарушению, как оптическая дисграфия.
Такие ошибки у некоторых детей имеют очень устойчивый характер и не исчезают без специальной работы над ними.
Таким образом, своевременная диагностика, профилактика и коррекция нарушений письменной речи дает хорошие результаты.
Основные направления логопедической работы по профилактике и коррекции оптической дисграфии у младших школьников.
Содержание логопедических занятий по коррекции оптической дисграфии разработано с учетом следующих принципов:
— этиопатогенетический принцип, учитываю причины и механизмы предпосылок нарушения письма, в частности предпосылок возникновения оптической дисграфии;
-принцип системного подхода, учитываю структуру дефекта, определение ведущего нарушения и сопутствующих отклонений;
-принцип индивидуально-дифференцированного подхода, учитываю этиологию, механизмы, симптоматику нарушения, возрастные и индивидуальные особенностей каждого ребенка;
-принцип поэтапного формирования умственных действий, целенаправленный процесс, в котором выделяю несколько этапов работы, каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами;
-принцип учета ведущей деятельности и мотивации, коррекционно-профилактические занятия провожу в основном в игровой и занимательной форме;
-принцип упражняемости реализую в многократном выполнении практических заданий на разнообразном материале;
-дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода.
В содержании коррекционно-профилактической работы я выделяю 3 этапа:
1.Диагностический этап.
На диагностическом этапе ставлю следующие задачи:
— выявить уровень развития зрительного восприятия;
— выявить уровень сформированности пространственных представлений;
— изучить особенности конструктивной деятельности;
— выявить сформированность понятий об основных единицах времени.
На первом этапе провожу серию диагностических заданий, которые направлены на изучение состояния пространственных ориентировок, состояния ориентировки во времени, состояния речезрительных функций.
Также провожу анализ письменных работ учащихся.
На диагностическом этапе с целью обследования состояния пространственных представлений использую методики:
« Домик», « Пробы Хеда», « Графический диктант», метод беседы и наблюдения, а также ряд специальных заданий.
Изучение временных представлений учащихся провожу посредством свободной беседы по темам: «Год», « Времена года», « Месяцы», « Неделя», « Сутки».
Исследование состояния речезрительных функций провожу по альбому оптических проб (знание печатных и рукописных букв).
2.Коррекционно – обучающий этап.
На втором коррекционно-обучающем этапе реализую следующие задачи:
— развитие зрительного гнозиса, оптико-пространственных представлений, зрительной памяти;
— уточнение и развитие пространственно-временных представлений при помощи коррекционных заданий и упражнений.
В связи с этим при устранении оптической дисграфии провожу работу в следующих направлениях:
1.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
2.Формирование зрительного восприятия и узнавания.
3.Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
4.Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.
1.Приемы по уточнению и расширению объема зрительной памяти.
С целью развития зрительной памяти предлагаю следующие задания:
— Игра « Чего не стало?» На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети стараются запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
-Зрительные диктанты «Продолжи строчку».
— Выполнение узора из какой-либо буквы (конструирование, аппликация) – « Буква спряталась»
2 Игровые задания и приемы по развитию зрительного восприятия и узнавания.
С целью развития зрительного восприятия и узнавания предлагаю следующие задания:
— Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
— Назвать перечеркнутые контурные изображения.
— Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
— Определить, что неправильно нарисовал художник.
— Игра « Геометрическое лото».
— Составление разрезных на части картинок.
— Конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти).
3.Приемы по формированию пространственных представлений.
В содержание логопедической помощи учащимся включаю работу по коррекции пространственно-временных представлений.
Ориентироваться в окружающем пространстве учатся постепенно:
-Беседа о пространстве, что это такое?
— Осознание собственного тела, различение стороны собственного тела, окружающих объектов.
— Определение последовательности предметного ряда, числового ряда.
— Пространственное расположение различных предметных картинок, графических знаков, фигур и букв.
— Соотношение в пространстве элементов графических изображений и букв.
— Сходства и различия между близкими по начертанию графическими изображениями и буквами.
Развитие пространственных представлений на логопедических занятиях способствуют развитию: звукослогового и морфемного анализа слов, грамматического строя речи, формированию и развитию мыслительных операций.
4.Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.
В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв предлагаю следующие задания:
— Найди букву среди графически сходных.
— Соотнеси буквы, выполненные разным шрифтом.
— Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
— Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
— Определить правильно и неправильно написанные буквы.
— Узнать буквы по их зеркальному изображению.
— Назвать буквы, наложенные друг на друга.
— Конструирование букв из элементов.
— Использование игровых моментов (шуток, загадок, символов).
Для лучшего усвоения букв рекомендуется срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контуров, письмо в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.
Итоговый – оценочный этап.
На третьем итоговом – оценочном этапе оцениваю эффективность проведенной коррекционной работы, провожу повторную проверку письма, анализирую различные виды письменных работ детей.
Способом оценки служат срезовые, проверочные работы, включающие в себя:
— тестовые задания, по которым оценивается уровень пространственно-временных представлений;
— диктант с грамматическим заданием;
— изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти;
Вывод: При целенаправленном логопедическом воздействии постепенно сглаживается симптоматика нарушений пространства и времени.
Эффективность устранения нарушений письменной речи связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией познавательных процессов, формированием у учащихся графомоторных навыков и пространственно-временных представлений.
В начале учебного года мною были обследованы учащиеся 1-3 классов(25 человек).
При изучении состояния пространственных представлений у учащихся возникали следующие проблемы:
64% имеют низкий уровень ориентировки в пространстве.
Изучение выявило у детей слабую ориентировку во времени:
80% имеют низкий уровень сформированности временных представлений.
При изучении речезрительных функций возникали следующие проблемы:
неправильно называют буквы среди графически сходных,
затрудняются в конструировании букв,
не сформированы представления о структуре зрительного образа.
При анализе ошибок на письме у учащихся 2-3 классов в начале учебного года встречаются замены сходных букв на письме:
32%- замена букв по пространственному расположению,
В течение года с учащимися 1-3 классов проводились занятия по предупреждению и устранению оптической дисграфии, велось динамическое наблюдение за развитием пространственно-временных представлений и влиянием их развития на качество письменной речи.
К концу учебного года в состоянии развития пространственно-временных представлений отмечались положительные тенденции.
При целенаправленном логопедическом воздействии постепенно сглаживается симптоматика нарушений пространства и времени.
В конце учебного года проводилась повторная проверка письма. За период обучения картина резко изменилась к лучшему. У большинства учащихся после коррекционной работы сократились стойкие ошибки оптического характера.
Целенаправленная работа над каждой из групп графических ошибок обязательно даст положительный результат.
Практическая работа с учениками общеобразовательной школы показывает, что развитие временных и пространственных представлений являет собой актуальную проблему, в решении которой должны принимать участие учитель, логопед и психолог.
Список литературы
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Уточнение и обогащение пространственно- временных представлений у детей с нарушениями речи. ( Логопед. 2005.№2)
2. Ефименкова Л.М.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва: Союз, 2003.
3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт-Петербург: Союз,1998.
4. ЛеоноваС.В., Воронина С.П. Содержание и приемы коррекционной работы при оптической дисграфии. (Логопедия.2005. №5.).
5. Мазанова Е.В. Логопедия, оптическая дисграфия. Москва: Аквариум. 2004.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва: Владос.1995.
7. Цветкова Л.С. Нейропсихология, нарушения счета, письма и чтения. Москва 1994.
8. Юрова Е.В. Коррекция письменной речи. Москва. 1998.