какие законы действуют на мкс

Космическое право: Земные законы вне Земли

какие законы действуют на мкс. Смотреть фото какие законы действуют на мкс. Смотреть картинку какие законы действуют на мкс. Картинка про какие законы действуют на мкс. Фото какие законы действуют на мкс

какие законы действуют на мкс. Смотреть фото какие законы действуют на мкс. Смотреть картинку какие законы действуют на мкс. Картинка про какие законы действуют на мкс. Фото какие законы действуют на мкс

какие законы действуют на мкс. Смотреть фото какие законы действуют на мкс. Смотреть картинку какие законы действуют на мкс. Картинка про какие законы действуют на мкс. Фото какие законы действуют на мкс

какие законы действуют на мкс. Смотреть фото какие законы действуют на мкс. Смотреть картинку какие законы действуют на мкс. Картинка про какие законы действуют на мкс. Фото какие законы действуют на мкс

Пока что правовые нормы, действующие в космосе, определены международным соглашением, подписанным аж в 1967 г. Договор ратифицирован — а значит, вступил в силу — в 98-ми странах мира. Основу его составил традиционное «морское законодательство», определяющее отношения между судами и их командами в нейтральных водах. Как в «морском», так и в «космическом» законах корабли, идущие под флагом определенного государства, относятся к его юрисдикции. Однако в нем совершенно не учитывается вариант, широко встречающийся в современной космонавтике — совместно сконструированные и используемые аппараты, например, Международная Космическая Станция.

Так что участникам конференции «Человек в открытом космосе: междисциплинарная Одиссея», собравшимся в середине октября в Вене, было что обсудить.

Тем более что США уже попытались протолкнуть проект, согласно которому на территории МКС действуют американские законы — другие страны-партнеры, разумеется, отвергли такое предложение. «Было решено, что каждое государство обладает правом на те модули, которые им возведены, — поясняет специалист по морскому и воздушному праву Франц Фон дер Данк (Frans von der Dunk). — Так что, по сути, на МКС мы имеем кусочек Европы, присоединенный к части Японии, и так далее». Поскольку и управление, и эксплуатацию отдельных модулей страны осуществляют по большей части раздельно, пока что этот принцип действует. Но так не может продолжаться долго — к примеру, уже вскоре на МКС прибудет лабораторный модуль Columbus, совместный продукт работы сразу нескольких европейских стран.

Кроме того, существуют не разъясненные моменты уголовного законодательства (Что делать, если один космонавт побьет другого на борту станции?), патентного (Какое государство обеспечит регистрацию и защиту открытий, сделанных на орбите?) и гражданского права (Кто будет расплачиваться за повреждения, нанесенные космонавтом станции?).

На конференции рассматривались и более далекие вопросы, относящиеся к планам возведения на Луне постоянной базы — пока что, согласно договору 1967 г., Луна не может принадлежать ни одному государству. Заметим, что в 1979 г. в ООН было подписано дополнительное соглашение по Луне — в нем прописаны отношения стран, ведущих изучение и освоение нашего спутника. Однако в нем совершенно не рассмотрены вопросы гражданского и уголовного права. Да и поддержкой большинства космических держав он не пользуется.

Читайте и о других аспектах освоения ближнего космоса и Луны: «Первая база». О планах России в этой области мы писали в заметках «Мы пойдем другим путем», «Догнать и перегнать NASA».

Источник

МЕЖ Д УНАРО Д НИК

какие законы действуют на мкс. Смотреть фото какие законы действуют на мкс. Смотреть картинку какие законы действуют на мкс. Картинка про какие законы действуют на мкс. Фото какие законы действуют на мксЧто такое космическое право и для чего оно нужно? Где оно начинается?

Точнее международное космическое право, поскольку именно оно устанавливает правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирует права и обязанности государств и международных межправительственных организаций в области исследования и использования космоса. Существует и национальное космическое право. В его рамках государства предусматривают специальные нормы для обеспечения исполнения своих международных обязательств, регламентируют космическую деятельность национальных субъектов космической деятельности.

Где начинает действовать космическое право?

И международное, и национальное космическое право начинаются там, где заканчивается воздушное. Однако этот вопрос, а именно разграничение воздушного и космического пространств, к сожалению, так и не получил международно-правового закрепления ввиду недостижения консенсуса по нему в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Известна точка зрения, согласно которой эта граница проходит на высоте порядка 100 км над уровнем океана.

Какую дату можно считать начало появления космического права?

Согласно подходу профессора Юрия Михайловича Колосова, одного из основоположников международного космического права и, к моей большой удаче, моему научному руководителю, международное космическое право (МКП) прошло три этапа развития и в настоящее время находится на четвертом. Если говорить о доктринальных разработках МКП, они появились в тридцатые годы XX века, пионерами в этой области были советский юрист Евгений Коровин и его чешский коллега Владимир Мандль. Первые международные документы появились после запуска СССР 4 октября 1957 года искусственного спутника Земли.

Принятие в 1967 году Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, ознаменовало становление МКП как новой отрасли международного права.

Договор по космосу 1967 года, в котором участвуют более ста государств, сохраняет свое значение и сегодня. Большинство его норм имеют опережающий характер, и в противовес, к сожалению, не всегда профессиональной, но весьма активной критике, я бы отметила, что сложно представить, по какому пути пошло бы развитие международных отношений в этой области без этого договора. Более того, Договор по космосу, хотя и прямо не регулирует частную космическую деятельность, опосредовано обеспечивает стабильность ее развития.

Как космическое право развивалось далее?

В период с 1968 года по 1979 год были приняты еще четыре международных договора: Соглашение о спасании (1968), Конвенция об ответственности (1972), Конвенция о регистрации (1975) и Соглашение о Луне (1979) После принятия последнего из этих международных договоров из-за противоречий между различными группами государств успешная нормотворческая деятельность Комитета в области разработки юридически обязательных актов завершилась. Развитие МКП пошло по пути принятия предметных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как известно, хотя и имеющих рекомендательный характер, но обладающих большим морально-политическим значением. В этот же период космическая деятельность приобрела экономическое значение, были учреждены международные организации спутниковой связи, большинство из которых в дальнейшем были приватизированы. С 80-х годах XX века началось постепенное нарастание тенденций приватизации, коммерциализации и глобализации космической деятельности, соответствующую актуальность приобрели и новые правовые вопросы. На современном этапе развития МКП, начавшемся во второй половине 90-х годов прошлого века, эти тенденции только усилились, увеличилось количество частных субъектов. Если кратко, сегодня мы наблюдаем возможное изменение вектора развития МКП ввиду ряда политических и экономических факторов.

Более того, с начала нового тысячелетия появились предпосылки к становлению международного частного космического права. В связи с этим можно обозначить и цель, как минимум, для неравнодушных международников – не отрицая экономического потенциала космоса, совместными усилиями обеспечить его мирное исследование и использование.

Могут ли быть приватизированными небесные тела? А их ресурсы?

Присвоение небесных тел или их частей запрещено МКП. Принцип неприсвоения распространяется на государства, международные организации, юридические и физические лица. В этом вопросе не может быть разночтений.

Этот принцип, согласно доктринальным оценкам, наряду с другими отраслевыми принципами МКП, закрепленными Договором по космосу, приобрел характер международного обычая. Соответственно, он распространяется и на государства, не участвующие в этом договоре. Более того, он применим к юридическим и физическим лицам. Согласно Договору по космосу, государства несут международную политическую ответственность за обеспечение того, чтобы вся национальная деятельность в космическом пространстве осуществлялась в соответствии с этим договором.

А если на Луне, например, добывать полезные ископаемые, кому они будут принадлежать?

Если действующий общий правовой режим космического пространства и небесных тел однозначен, то в отношении распространения или нераспространения запрета присвоения на природные ресурсы небесных тел возможны толкования. Договор по космосу не упоминает такие ресурсы, в Соглашении о Луне, предусматривающем правовые основы будущей космической природоресурсной деятельности, участвуют менее двадцати государств. Ни СССР, ни США не подписали это Соглашение по причине признания Луны и других небесных общим наследием человечества.

В отсутствие специального универсального международно-правового режима природных ресурсов небесных сложилось два подхода к толкованию запрета присвоения. Согласно первому, он распространяется и на ресурсы, согласно второму, изъятые из недр небесных тел ресурсы могут стать объектом прав собственности.

Кто несет ответственность за космический мусор?

Обязательство государств избегать вредного загрязнения космоса было установлено Договором по космосу. В развитие этого принципа в 2007 году были приняты Руководящие принципы Комитета ООН по космосу по предупреждению образования космического мусора. При этом под космическим мусором понимаются все находящиеся на околоземной орбите или возвращающиеся в атмосферу нефункциональные антропогенные объекты, включая их элементы и фрагменты.

Ответственность оператора в случае выхода космического аппарата из строя в отсутствие причинения ущерба по смыслу Конвенции об ответственности 1972 года – вопрос, подлежащий регулированию применимым национальным законодательством.

Вторая группа вопросов – ответственность вследствие причинения ущерба космическим мусором. Международную материальную ответственность будет нести запускающее государство или солидарно запускающие государства, принимая во внимание, что понятие «запускающее государство» включает и государство, которое осуществляют или организует запуск, и то, с территории и установок которого осуществлен запуск, то есть их может быть несколько в отношении одного космического объекта. Обычно запускающие государства заключают соглашения о распределении финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Более того, в случае, если ущерб причинен в результате деятельности оператора, государства могут обеспечить возмещение понесенных ими расходов посредством предъявления ему регрессных исков. Часто национальное законодательство предусматривает обязательное страхование ответственности перед третьими лицами или предоставления иных финансовых гарантий в качестве одного из условий для получения лицензии на космическую деятельность.

При этом существует потенциальная проблема – невозможность идентификации нефункциональных космических объектов, вследствие чего не ясен и субъект ответственности, то есть какому государству следует предъявлять претензию о возмещении ущерба.

Какие законы действуют МКС?

Правовая система МКС состоит из нескольких уровней. Во главе – Межправительственное соглашение по МКС, устанавливающее основополагающие принципы сотрудничества, а также требующие закрепления на межгосударственном уровне и, соответственно, подлежащие ратификации обязательства партнеров, как например, взаимный отказ от требований об ответственности, уголовная юрисдикция на станции и другие. Следующий уровень – двусторонние меморандумы о взаимопонимании между НАСА и космическими агентствами остальных государств-партнеров, регулирующие в основном технические аспекты непосредственного взаимодействия и координации при решении как текущих, так и спорных вопросов по проекту МКС. Третьим уровнем системы является «Кодекс поведения экипажа международной космической станции», одобренный в 2000 году Многосторонним советом по координации. Кодекс регламентирует права и обязанности международного экипажа станции, каждый партнер проекта обеспечивает, чтобы направленные им члены экипажа его соблюдали.

Документы всех трех уровней правовых обязательств в отношении МКС имеют двойственный характер: с одной стороны, они содержат прямую отсылку к нормам договоров ООН по космосу, с другой, в них урегулированы разнообразные частно-правовые (имущественные и личные неимущественные) отношения, осложненные иностранным элементом.

Опыт правового регулирования МКС является весьма интересным с точки зрения возможного учета отдельных положений при регулировании аналогичных отношений как в рамках будущих отдельных международных космических проектов, так и в целом в качестве общих принципов и норм применительно к регулированию международной или национальной космической деятельности.

Есть ли отдельное законодательство для частных космических компаний? Возможно ли появление их в России?

Космическая деятельность юридических и физических лиц регулируется национальным законодательством. В США, например, сложилась наиболее развитая система национально-правовых норм, учитывающих коммерческий характер такой деятельности. В России также допускается деятельность частных субъектов, однако сложившаяся система в меньшей степени учитывает ее особенности, но постепенно развивается.

Во главе современной российской системы Федеральный закон «О космической деятельности» 1993 года, ее дополняют ряд нормативных и подзаконных актов, прежде всего, регулирующих вопросы лицензирования, сертификации, экспортного контроля в отношения товаров и технологий двойного назначения, отчасти страхования рисков в этой области, вопросов ответственности.

В последние годы и в России появились частные космические проекты. Существующие сложности в пересмотре национальной системы, ориентированной изначально на государственное участие, постепенно преодолеваются.

Как вы считаете, нужно ли создавать специальное законодательство о космическом туризме?

Потенциально проблемы могут возникнуть в контексте распространения норм Соглашения о спасании 1968 года на космических туристов. Тем не менее, следует признать, что даже если туристы формально не подпадают под правовой статус космонавтов, чья деятельность имеет профессиональный характер, в случае аварии или бедствия и туристам должна быть оказана необходимая помощь, они должны быть спасены и возвращены соответствующему государству в силу международного обычая и различных кодифицированных актов общего международного права.

Можно упомянуть проект Конвенции о пилотируемых космических полетах, разработанный в 1990 году юристами России, США и ФРГ, согласно которому любое лицо в космическом пространстве рассматривается как космонавт в смысле ст. V Договора по космосу. Интересен также национально-правовой подход США, согласно которому космические туристы являются «участниками космического полета».

На мой взгляд, с одной стороны, с развитием космического туризма могут стать востребованными и специальные международно-правовые и в большей степени новые национально-правовые нормы. Они могут затронуть отдельные вопросы имущественных и личных неимущественных прав, ответственности, специальных видов страхования, экспортного контроля. С другой стороны, правовую основу всех этих вопросов можно было бы обеспечить в рамках общесистемного правового подхода к коммерческой космической деятельности, необязательно в специальном порядке применительно к отдельному ее виду – космическому туризму.

Источник

Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I «О космической деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I
«О космической деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

29 ноября 1996 г., 10 января 2003 г., 5 марта, 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 21 ноября 2011 г., 13 июля 2015 г., 7 марта 2018 г., 15 апреля 2019 г., 8 декабря 2020 г., 11 июня 2021 г.

ГАРАНТ:

О государственной поддержке и обеспечении космической деятельности в Российской Федерации см. постановление СМ РФ от 11 декабря 1993 г. N 1282

См. комментарии к настоящему Закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ преамбула настоящего Закона изложена в новой редакции

Настоящий Закон направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.

В Российской Федерации исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

20 августа 1993 года

Закон направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации. Исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, закрепляются как важнейшие приоритеты государственных интересов.

Космическая деятельность находится в ведении Российской Федерации. Общее руководство осуществляется Президентом РФ. Устанавливается компетенция федерального органа исполнительной власти по космической деятельности, включая область обороны.

Космическая деятельность подлежит лицензированию. Объем финансирования космической деятельности определяется в федеральном бюджете на соответствующий год.

Определяется космическая инфраструктура, включающая в себя космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, центры и пункты управления полетами космических объектов, а также другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I «О космической деятельности»

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 6 октября 1993 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 июня 2018 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 8-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. N 147-ФЗ

Источник

Большой капитал пошел за астероидами: международное право эпохи начала бизнес-колонизации космоса

Успешный запуск космического корабля корпорации SpaceХ Илона Маска, доставившего на прошлой неделе американских астронавтов на МКС, уже вызвал бурное обсуждение в Рунете по поводу будущего у нашего Роскосмоса и утраты его монопольного права доставлять космонавтов на борт МКС. Не вдаваясь в эти дискуссии, хочу лишь отметить, что этот полет, равно как и недавнее распоряжение Президента США Д. Трампа по космосу и объявленные планы НАСА по поводу освоения Луны на основе соглашений Артемиды (Artemis Accord), дают все основания сказать, что без излишнего шума началась колонизация космоса с использованием очень крупных денег, уже пришедших в этот бизнес (а космос уже надо рассматривать как очень перспективное и потенциально крайне выгодное поле для инвестирования). У этой колонизации уже появляется собственное правовое регулирование, столь необходимое для крупных инвесторов, и оно будет разительно отличаться от того, что мы привыкли видеть. Очень скоро международное космическое право будет совсем иным.

1. Космос как объект для инвестиций.

В том, что промышленное освоение космических богатств начинается именно с астероидов, есть своя бизнес-логика. 6 из них ближе к Земле, чем Луна, а около 50 диаметром около километра ближе, чем Марс. При этом каждый из них может содержать 30 млн никеля, 1.5 млн тонн кобальта и 7,5 тонн платины, не считая других минералов. При этом по подсчетам специалистов «припарковать» астероид на земной орбите будет стоить порядка 2.5 млрд, а стоимость «добычи» от одного астероида может составлять десятки, если не сотни миллиардов. Поэтому надо серьезно отнестись к мнению ряда аналитиков, что первые в нашем мире триллионеры сделают свое состояние на астероидах.

2. Правовое регулирование.

Состояние сегодняшнего международного космического права, сформировавшегося во многом в 1960-е годы и несущего видимые следы того времени, является на сегодня одним из главных препятствий на пути частных инвестиций в космос. Но это же может стать причиной для его качественно нового и быстрого развития.

На сегодня деятельность человека в космосе регулируется несколькими международными договорами, из которых только два регулируют общие вопросы (остальные касаются узкоспециальных проблем). Это Договор 1967 г о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космосе) и Соглашение 1979 г. о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Соглашение о Луне).

Преамбула и Статья I Договора о Луне провозглашают, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются «достоянием всего человечества» (ст. I).

Статья II устанавливает, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

В статье VI говорилось, что деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства — участника Договора, которое несет ответственность за действия таких лиц.

В соответствии со ст. IX все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств — участников настоящего Договора на основе взаимности.

На сегодня Договор о космосе, в котором участвуют 106 стран, включая Россию и США, является основным документом (Magna Carta) международного космического права. Однако при этом текст этого договора представляет собой яркий пример «конструктивной двусмысленности», которая очень часто присутствует при разработке текстов международных договоров для достижения компромисса. Именно поэтому два вопроса стали предметом сначала нескончаемых доктринальных дебатов, а сейчас превратились во вполне ощутимые препятствия для коммерческого использования космоса.

Во-первых, не ясен смысл слов о том, что любое использование («use») космических объектов должно осуществляться «на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития», и являться «достоянием всего человечества». Означает ли это, что прибыль, получаемая космической компанией, должна делиться между инвестором и всеми странами, независимо от уровня их развития (сегодняшний подход развивающихся стран)?

Во-вторых, какие права имеют компании, ведущие добычу на астероидах, в отношении добытых ими ресурсов? Они должны их кому-то отдавать для дальнейшего распределения между всеми странами на земле (некий вариант соглашения о разделе продукции) или действовать на условиях концессионного соглашения? Тогда с кем обсуждать его условия и с кем его заключать, при условии, что ответственность за действия частной компании все равно нести будет государство его регистрации? Если никто не собирается присваивать астероид и объявлять его свой собственностью (это вроде бы запрещено Договором, который говорит о запрете национального присвоения, правда не поясняя что это такое), то как быть с полезными ископаемыми, извлеченными из него и доставленными на Землю.

Эти вопросы лишь подтверждают предположение, что в момент разработки текста договора космическая деятельность виделась лишь в виде периодически выполняемых государствами полетов в исследовательских целях и не более.

Соглашение о Луне, также разработанное в рамках ООН, представляло собой попытку ответить на эти вопросы, но не за счет введения элементов прав собственности, а наоборот, конкретизируя режим общего наследия человечества и напрочь исключая любую частную собственность за космос и на полученные результаты от космической деятельности.

Несмотря на название Соглашения, в статье 1 говорилось, что положения Соглашения применяются также к другим небесным телам солнечной системы.

Самой противоречивой оказалась статья 11, которая, судя по всему, и предрешила судьбу этого Соглашения.

В п. 1 этой статьи провозглашалось, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

Затем в п.3 этой статьи говорилось, что поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть чей-либо собственностью.

П.5 предусматривал установление некоего международного режима, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны (оговариваясь что это надо будет сделать тогда, «когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время».

Судя по всему, именно излишняя идеалистичность этих положений и стала причиной того, что ни одна страна, имеющая или планирующая иметь собственную космическую программу, не стала ратифицировать это соглашение. СССР и США, активно принимавшее участие в разработке его текста, не стали его даже подписывать. На сегодня это соглашение ратифицировали всего 18 стран, что не дает никаких оснований считать, что концепция общего наследия человечества, изложенная в Соглашении о Луне, приобрела статус обычая в международном космическом праве.

3. Национальное законодательство.

Заметная стагнация в развитии международного космического права в 1990-2000-е годы была прервана как раз очевидным стремлением частного бизнеса выйти в космос и вкладывать в эти проекты действительно большие деньги, о которых уже говорилось выше. Ситуация была взорвана в середине прошлого десятилетия практически синхронным принятием двух национальных актов, которые впервые разрешили частную собственность в космосе. В 2015 г. в США был принят закон конкурентоспособности в области коммерческих космических запусков (U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act), который разрешил частным лицам (гражданам и компаниям США) владеть, иметь в собственности, перевозить использовать и продавать добытые ими ресурсы, находящиеся на астероидах или в космосе. («possess, own, transport, use, and sell the asteroid resource or space resource they obtain»). Смысл этого нормативного актов в том, чтобы содействовать коммерческой разведке и разработке космических ресурсов гражданами США. Для начала такой деятельности компания должна получить разрешение от правительства США (в полном соответствии со ст. 6 Договора о космосе). Особо оговаривается, что настоящий закон не означает, что США заявляют о своем суверенитете или суверенных правах или о юрисдикции, или о своей собственности на космические объекты. На сегодня первые разрешения уже выданы.

В 2017 году право на частную собственность в космосе было введено крошечным Люксембургом, который объявил о своих планах стать европейским хабом в разведке и разработке космических ресурсов, приняв для этого соответствующий закон и планируя инвестировать в космические стартапы. Целью нового закона является создание как нормативной базы для обеспечения правовой определённости в отношении собственности на добытые космические ресурсы и так и необходимой системы разрешений на разработку таких ресурсов. Для получения такого разрешения компания должна лишь открыть офис в Люксембурге. На сегодня такой возможностью воспользовались две американские, одна японская и одна немецкая компании. И если американский закон 2015 г. вызвал резкую отповедь представителей России в ООН, то в случае с Люксембургом нами было даже предложено подписать некое соглашение о сотрудничестве, но дальше слов дело не пошло.

4. Новые контуры международного космического права

Упомянутые в начале Распоряжение Трампа и объявленный проект Соглашений Артемиды об освоении Луны позволяют предположить, как дальше будет развиваться международное космическое право.

Распоряжение Трампа интересно сделанными правовыми оценками и заявлениями. Во-первых, сразу утверждается, что правовая неопределенность в отношении права добывать и использовать ресурсы космоса в коммерческих целях является препятствием для более активного участия бизнеса в освоении космоса. Далее начинается самое интересное. Космос объявляется с точки зрения права и своих физических особенностей уникальной сферой человеческой деятельности и поэтому США не рассматривают космос как общее достояние («the United States does not view it as a global commons»). Кроме того, США не рассматривают Соглашение о Луне как эффективный инструмент для освоения космоса и будут возражать на любые попытки представить это Соглашение как отражение уже устоявшихся международных обычаев (так США заранее отметают подход Международного Суда ООН, согласно которому правила, изложенные в договоре, могут приобретать статус международных обычаев, обязательных для всех стран, при условии, что этот договор был ратифицирован «значительным» количеством государств.)

«Соглашения Артемиды» будут представлять собой ряд двусторонних договоров между США и странами-партнерами для освоения Луны. Цель таких соглашений должно быть «создание безопасной и прозрачной среды, которая облегчит исследование, научную и коммерческую деятельность для всего человечества. Одновременно такие соглашения будут предусматривать создание «зон безопасности» вокруг лунных баз, чтобы «предотвратить ущерб или вмешательство со стороны соперничающих стран или компаний, ведущих деятельность в непосредственной близости».

Все это позволяет предположить, что США, используя как раз фактор недоурегулированности, решили собрать международное космическое право заново, но на уже своих условиях, используя свое технологическое превосходство (истинное или мнимое, это другой вопрос).

Эта сборка будет происходить не в ООН, где преобладают развивающиеся страны, которые будут настаивать на своем представлении о космосе как общем наследии человечества и требовать бесплатно свою долю пирога. Это не новые соображения и такая практика уже есть. Именно исходя из этих причин за рамками ООН были разработаны Вашингтонская конвенция 1965 года об урегулировании инвестиционных споров и Соглашение о создании ВТО. Судя по всему, Россия также не восторге (хотя открыто в этом не признается) от результатов обсуждения проектов соглашений по космосу в ООН, раз мы отказались даже подписывать разработанное с нашим активным участием Соглашение о Луне.

Космическое право видится сначала как набор двусторонних соглашений США с другими государствами. Такая децентрализованная форма МКП будет напоминать современное инвестиционное право с его более чем 3 000 двусторонними договорами с одной лишь разницей что это будет в форме ромашки, где США оказываются в центре.

Зная практику США, можно предположить, что основным механизмом разрешения споров будет арбитраж и никакого постоянного Лунного (Космического?) международного суда ожидать не стоит.

Если новое многостороннее соглашение и появится (что маловероятно), то оно будет создано по образу ВТО, когда сначала основные параметры были согласованы узкой группой стран («квадрига» из США, Канады, Японии и ЕС), и уже затем проект был предложен остальным странами. А чтобы усилить эффект, вся «квадрига» объявила о выходе из соглашения ГАТТ 1947, показав тем самым несогласным странам, что оставаться в ГАТТ 1947 без ведущих стран не имеет смысла и фактически принудив всех подписать соглашение о ВТО пока не поздно.

После этого уже будет возможен и выход США и его партнеров из Договора о космосе с предложением другим странам присоединиться к новой системе регулирования деятельности в космосе. Еще не понятно, на каких условиях и каким будет плата за входной билет – возможно, платой за возможность присоединиться к новому режиму будет обязательство выйти из Договора по космосу.

В космическом праве придется забыть как о соглашении о Луне, которое все чаще называют несостоявшимся договором (failed treaty), равно как об общем наследии человечества в понимании развивающихся стран. Слова из Договора 1967 г о космосе как «достоянии всего человечества» будут означать лишь равный доступ в космос всем желающим государствам. Вместо этого произойдет как минимум внедрение права собственности на добытые ресурсы и как минимум в отношении добытых ресурсов для того, кто первый начал их разрабатывать.

Трамп поставил все страны перед непростым выбором. Или превращение космоса в неконтролируемое подобие Дикого Запада или какое-то регулирование (которое нужно принять более ми менее быстро), чтобы обеспечить некий контроль и в первую очередь свои интересы на этом новом этапе освоения космоса.

Пока не понятно, чем и как ответит Россия и что будет, если Трамп сделает очень коварный ход и сам предложит нам сотрудничество в виде заключения двустороннего договоров под соусом «лидеры должны снять все пенки». Конечно, можно говорить о незыблемости Договора 1967 г, веря, что его нельзя нарушить, и оставаясь в компании стран, которые никогда в космос не полетят. Но главное, можем ли мы предотвратить планы США, настояв на своей позиции и заставив отказаться от нежелательного для нас сценария развития. Причем хорошо было бы понять, в чем именно заключается этот негативный сценарий и почему именно он является для нас таковым. А для этого реалистично оценить свои возможности и интересы. Если нет, то надо принять новую реальность, адаптируя нашу политику и взгляды к ней, и действовать соответственно. Если на наших глазах зарождается новая систему управления человеческой деятельностью в космосе, то может быть в ней стоит поучаствовать. Либо предложить свою альтернативу регулирования бизнес-освоения космоса, но для этого она должна быть привлекательной и учитывать все описанные выше новые реалии. В том, что будет существовать два правовых режима, нет ничего страшного. Конкуренция еще никогда никому не мешала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *