какие законы действуют в нейтральных водах
Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 N 155-ФЗ (последняя редакция)
31 июля 1998 года N 155-ФЗ
О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 22.04.2003 N 49-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 08.11.2007 N 261-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ,
от 05.04.2011 N 48-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,
от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 28.07.2012 N 132-ФЗ,
от 30.12.2012 N 287-ФЗ, от 07.05.2013 N 87-ФЗ, от 07.06.2013 N 110-ФЗ,
от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ,
от 13.07.2015 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 253-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ,
от 05.02.2018 N 15-ФЗ, от 29.07.2018 N 270-ФЗ, от 27.12.2018 N 525-ФЗ,
от 26.07.2019 N 244-ФЗ, от 02.08.2019 N 260-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ,
от 13.07.2020 N 207-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 338-ФЗ)
(см. Обзор изменений данного документа)
Настоящий Федеральный закон устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Законы в нейтральных водах
Внутренние воды — это реки, озера, каналы и водные пути внутри страны.
Территориальные воды — это прилегающее к государству водное пространство на расстоянии трех морских миль (5,5 км) от побережья страны (в старину это расстояние измерялось самой дальнобойной пушкой, размещённой на суше). У некоторых стран это расстояние может доходить до 12 морских миль.
Международные воды (они же нейтральные воды) — это всё, что находится за пределами территориальных вод.
Во внутренних или территориальных водах какой-либо страны вы подчиняетесь местным законам.
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, ни одна страна не может владеть водным пространством в открытом море. То есть международные воды никому не принадлежат, и ни одно государство не может диктовать там свои порядки. В то же время существуют экономические зоны, в которых государство имеет права на содержание воды и морского дна, но поверхность воды считается международной.
Можно подумать, что в нейтральных водах в связи с этим нет законов, но это не так. В соответствии с принципом свободы морей, каждый человек подчиняется законам той страны, под чьими флагами идёт его судно.
В случае, когда судно или корабль не имеет флагов, международное право нарушается. Такое судно может попытаться остановить любой, кто имеет флаг какого-либо государства. Если в процессе задержания выясняется, что экипаж судна, идущего без флага, осуществляют незаконную деятельность, то судить таких мореходов будут по законам страны, к которой принадлежит поймавший их экипаж.
Некоторые преступления — рабство, пиратство или незаконное вещание — относятся к универсальной юрисдикции. Это означает, что судно из любого государства может попытаться пресечь такую деятельность в независимости от местоположения в открытом море и от происхождения преступников.
Ещё одно важное правило: каждая посудина, идущая через международные воды, обязана поднять флаг какого-нибудь государства. Люди часто регистрируют свою плавучую собственность в странах с мягкими законами в отношении трудового права и низкими налогами, чтобы экономить на пошлинах и зарплатах экипажу. Поэтому около 40% мировых судов зарегистрированы в Либерии, Панаме или на Маршалловых островах.
Есть много способов использовать территорию международных вод в своих интересах. Например, в Новой Зеландии компания молодых людей обошла запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах в новогоднюю ночь. Друзья построили себе остров из песка и заявили, что он находится в международных водах. На самом деле остров находился в территориальных водах, но полиция всё равно оставила застолье в покое. Обидно, если бы столько труда пошло насмарку.
Какие законы действуют в нейтральных водах
от 18 октября 1907 года
Конвенция вступила в силу 26 января 1910 года. В ней участвуют 28 государств, в том числе Россия с 27 ноября 1909 года.
В целях согласования различных мнений, которые все еще сохраняются по поводу отношений между нейтральными Державами и воюющими Державами в случае морской войны, и в целях предупреждения трудностей, к возникновению которых может привести такое различие мнений;
принимая во внимание, что даже если представляется невозможным в настоящее время договориться о мерах, применимых при всех обстоятельствах, которые могут иметь место в действительности, тем не менее несомненную пользу будет иметь выработка правил общего применения для случая, когда война, к несчастию, уже началась;
принимая во внимание, что в случаях, на которые не распространяется настоящая Конвенция, целесообразно принимать во внимание общие принципы международного права;
принимая во внимание желательность того, чтобы Державы издавали подробные законоположения, определяющие их действия в случае, когда они занимают нейтральную позицию;
принимая во внимание, что общепризнанной обязанностью нейтральных Держав является беспристрастное применение этих правил к нескольким воюющим;
принимая во внимание, что согласно этим идеям такие правила не должны изменяться нейтральной Державой в течение войны, кроме тех случаев, когда опыт указывает на необходимость такого изменения для защиты прав этой Державы;
согласились соблюдать следующие общие правила, которые, однако, не могут изменить положений, установленных существующими общими договорами, и назначили своими уполномоченными;
каковые по предоставлении своих полномочий, признанных составленными в законной и надлежащей форме, согласились о следующих постановлениях.
Статья 1
Воюющие обязаны уважать верховные права нейтральных Держав и воздерживаться на нейтральной территории или в нейтральных водах от всяких действий, которые составили бы со стороны Держав, которые их допускают, несоблюдение их нейтралитета.
Статья 2
Всякие враждебные действия, включая захват и осуществление права осмотра, совершенные военными судами воюющих в территориальных водах нейтральной Державы, составляют нарушение нейтралитета и строго воспрещаются.
Статья 3
Когда судно было захвачено в территориальных водах нейтральной Державы, эта Держава должна, если приз находится еще в пределах ее юрисдикции, употребить средства, находящиеся в ее распоряжении, чтобы приз был отпущен вместе с офицерами и его экипажем и чтобы экипаж, посаженный на судно взятелем, был подвергнут водворению.
Если приз находится вне пределов юрисдикции нейтральной Державы, Правительство взятеля обязано по просьбе последней отпустить приз вместе с его офицерами и экипажем.
Статья 4
Никакой призовой суд не может быть образован воюющим на нейтральной территории или на судне в нейтральных водах.
Статья 5
Воспрещается воюющим создавать из нейтральных портов и вод базу морских операций против своих неприятелей, в частности устраивать там станции радиотелеграфа или всякие приспособления, предназначенные служить средством сообщения с воюющими силами на суше или на море.
Статья 6
Передача по какому бы то ни было основанию, прямо или косвенно, нейтральною Державою Державе воюющей военных судов, боевых припасов или всякого материала воспрещается.
Статья 7
Статья 8
Нейтральное Правительство обязано прибегать к тем средствам которые находятся в его распоряжении, чтобы препятствовать в пределах своей юрисдикции снаряжению и вооружению всякого судна, которое оно имеет разумные основания считать предназначенным для крейсерства или для содействия военным операциям против Державы, с которою оно находится в мире.
Оно равным образом обязано таким же порядком следить за тем, чтобы препятствовать выходу из пределов его юрисдикции всякого судна, которое предназначено для крейсерства или для содействия военным операциям и которое было в целом или в части приспособлено в указанных пределах для военных надобностей.
Статья 9
Нейтральная Держава должна применять одинаково к обоим воюющим условия, ограничения или воспрещения, установленные ею относительно допущения в ее порты, рейды или территориальные воды военных судов воюющих или их призов.
Однако нейтральная Держава может воспретить заход в свои порты и свои рейды воюющему судну, которое пренебрегло бы исполнением приказаний и распоряжений, изданных ею, или которое нарушило бы нейтралитет.
Статья 10
Нейтралитет Державы не считается затронутым простым проходом через ее территориальные воды военных судов и призов воюющих.
Статья 11
Нейтральная Держава может предоставить военным судам воюющих пользоваться ее коронными лоцманами.
Статья 12
При отсутствии иных особых постановлений в законодательстве нейтральной Державы воспрещается военным судам воюющих оставаться в портах и на рейдах или в территориальных водах этой Державы долее 24 часов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конвенцией.
Статья 13
Если Держава, получившая известие об открытии военных действий, узнает, что военное судно воюющего находится в одном из ее портов и рейдов или в ее территориальных водах, она обязана оповестить это судно, что оно должно уйти в течение 24 часов или в течение срока, предписанного местным законом.
Статья 14
Военное судно воюющего может продолжить свое пребывание в нейтральном порте долее законного срока лишь по причине аварий или ввиду состояния моря.
Оно должно уйти, как только причина замедления исчезнет.
Правила ограничения срока пребывания в нейтральных портах, рейдах и водах не применяются к судам, исключительно предназначенным для целей религиозных, научных или филантропических.
Статья 15
При отсутствии иных особых Правил в законодательстве нейтральной Державы наибольшее число военных судов воюющего, могущих находиться одновременно в одном из ее портов или рейдов, будет равняться трем.
Статья 16
Когда военные суда обеих воюющих сторон находятся одновременно в нейтральном порте или рейде, должно пройти по крайней мере 24 часа между выходом судна одного воюющего и выходом судна другого.
Очередь выхода определяется очередью прихода, за исключением случая, когда судно, пришедшее первым, находится в положении, при котором допускается продление законного срока пребывания.
Военное судно воюющего не может покинуть нейтральный порт или рейд ранее истечения 24 часов после выхода торгового судна, носящего флаг его противника.
Статья 17
В нейтральных портах и рейдах военные суда воюющих могут исправлять свои аварии лишь в той мере, в какой это необходимо для безопасности их плавания, и не могут увеличивать каким бы то ни было образом свою военную силу.
Нейтральная власть удостоверяется в свойствах необходимых исправлений, которые должны быть выполнены в возможной скорости.
Статья 18
Военные суда воюющих не могут пользоваться нейтральными портами, рейдами и территориальными водами для возобновления или увеличения своих военных запасов или своего вооружения, а равно для пополнения своих экипажей.
Статья 19
Военные суда воюющих могут снабжаться в нейтральных портах и рейдах только для пополнения своего нормального запаса мирного времени.
Эти суда могут равным образом брать топливо только для достижения ближайшего порта их собственной страны.
Они могут, однако, брать топливо, необходимое для заполнения своих угольных ям в собственном смысле, когда они находятся в нейтральных странах, которые приняли этот способ определения подлежащего доставлению угля.
Если, согласно закону нейтральной Державы, суда получают уголь лишь через 24 часа после своего прихода, законный срок их пребывания продолжается на 24 часа.
Статья 20
Военные суда воюющих, которые взяли топливо в порту нейтральной Державы, могут возобновлять свои запасы в порте той же Державы лишь по истечении трех месяцев.
Статья 21
Приз может быть приведен в нейтральный порт лишь по причине неспособности к плаванию, дурного состояния моря, недостатка топлива или припасов.
Он должен уйти, как только причина, которая оправдывала вход, перестала существовать.
Если он этого не сделает, то нейтральная Держава обязана дать ему приказание немедленно удалиться; в случае если бы он тому не подчинился, нейтральная Держава должна прибегнуть к находящимся в ее распоряжении средствам для того, чтобы освободить приз с его офицерами и экипажем и подвергнуть водворению экипаж, посаженный на судно взятелем.
Статья 22
Нейтральная Держава обязана равным образом освободить приз, который был бы приведен вне условий, предусмотренных статьей 21.
Статья 23
Нейтральная Держава может дозволить доступ в свои порты и рейды призам как под конвоем, так и без него, когда они приведены туда для того, чтобы оставаться под секвестром в ожидании решения призового суда.
Она может распорядиться отводом приза в другой из своих портов.
Если приз конвоируется военным судном, офицеры и нижние чины, посаженные на приз взятелем, имеют право перейти на конвоирующее судно.
Если приз идет один, то личный состав, посаженный на него взятелем, остается на свободе.
Статья 24
Если, несмотря на оповещение со стороны нейтральной Державы, военное судно воюющего не уходит от порта, в котором оно не имеет права оставаться, нейтральная Держава имеет право принять меры, кои она будет считать необходимыми, для того чтобы сделать судно неспособным выйти в море в продолжение войны, и командир судна должен облегчить осуществление этих мер.
Когда воюющее судно задерживается нейтральной Державою, то равным образом задерживаются офицеры и экипаж.
Офицеры и экипаж, задержанные таким образом, могут быть оставлены на судне или помещены на ином судне или на берегу, и они могут подвергаться действию ограничительных мер, которые окажется необходимым к ним применять.
Однако на судне должны быть всегда оставлены люди, необходимые для его содержания.
Офицеры могут быть оставлены на свободе под условием принятия под честное слово обязательства не покидать без разрешения нейтральной территории.
Статья 25
Нейтральная Держава обязана по мере средств, коими она располагает, озабочиваться предупреждением нарушений в ее портах или рейдах и в ее водах предшествующих постановлений.
Статья 26
Осуществление нейтральною Державою прав, определенных настоящей Конвенцией, никогда не может быть сочтенным за действие недружелюбное тем или другим из воюющих, принявшим относящиеся к сему статьи.
Статья 27
Договаривающиеся Державы сообщают друг другу своевременно все законы, распоряжения и другие постановления, определяющие у них положение военных судов воюющих в их портах и водах, посредством сообщения, направляемого Нидерландскому Правительству и передаваемого им немедленно другим Договаривающимся Державам.
Какие законы действуют в нейтральных водах
Статья 17. Уголовная юрисдикция Российской Федерации на борту иностранного судна
1. Уголовная юрисдикция Российской Федерации не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна во время его прохода, за исключением следующих случаев, если:
последствия преступления распространяются на территорию Российской Федерации;
преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в Российской Федерации или добрый порядок в территориальном море;
капитан иностранного судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти или к должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой об оказании помощи;
такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи не затрагивают права Российской Федерации принимать любые меры в соответствии с законами Российской Федерации для ареста или производства расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода его из внутренних морских вод.
3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, Российская Федерация по просьбе капитана иностранного судна уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо государства флага до принятия каких-либо мер и способствует установлению контакта между указанным агентом или должностным лицом и экипажем иностранного судна. В случаях крайней срочности это уведомление может быть сделано в то время, когда принимаются указанные меры.
4. За исключением случаев, касающихся защиты и сохранения морской среды и нарушений законов и правил, установленных для исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, Российская Федерация не принимает на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным до входа иностранного судна в территориальное море, если это судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние морские воды.
По законам какого государства будут судить человека без гражданства за убийство другого человека без гражданства в нейтральных водах?
Чтобы дать ответ на этот вопрос пришлось изучить несколько международных актов, которые в совокупности, пожалуй дают наиболее точный ответ на этот вопрос. К таковым относятся:
• «Конвенция об открытом море» (Заключена в г. Женева 29.04.1958);
• «Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства» (SUA) (Заключена в г. Риме 10.03.1988);
• «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982).
Конвенции подписаны или ратифицированы большим количеством государств, среди которых есть и СССР, следовательно в настоящий момент Российская Федерация также участник названных Конвенций (некоторых с оговорками).
Начнем с «Конвенции об открытом море», статья 1 говорит нам, что Слова «открытое море» означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства.
Из статьи 12 названной Конвенции следует, что каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, поскольку капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:
a) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель,
b) следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.
Вывод: Капитаны судов несут обязанность по оказанию помощи в открытом море.
Cтатья 15 Конвенции говорит о следующем:
Любое из перечисленных ниже действий является пиратством:
1) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный
a) в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту,
b) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства;
2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если тот, кто этот акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат являются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом,
3) любое действие, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в пунктах 1 или 2 настоящей статьи.
Вывод: Любой акт насилия, совершенный на море (океане) может быть приравнен к пиратству. Тут следует отметить, что многие лица, которых относят к пиратам, являются лицами без гражданства.
Рассмотрим статью 19 из которой следует, что в открытом море или в любом другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого-либо государства, любое государство может захватить пиратское судно. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов.
Вывод: Любое государство может самостоятельности захватить судно, которое следует относить к пиратским. В таком случае, уголовная юрисдикция на лиц, которые находятся на таком судне, будет под юрисдикцией государства, которое совершило захват судна.
Теперь рассмотрим «Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву» Из статьи 4 Конвенции следует, что она применяется, если судно совершает плавание или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод, расположенных за внешней границей территориального моря какого-либо одного государства или за боковыми границами его территориального моря с сопредельными государствами.
Вернемся к статье 3 Конвенции, она говорит в частности о том, что любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно: захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания; или совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна.
Статья 6 Конвенции нам говорит о том, что Государство-участник может также установить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступления, когда: оно совершено лицом без гражданства, которое обычно проживает в данном государстве.
Также статья говорит о том, что Настоящая Конвенция не исключает никакой уголовной юрисдикции, осуществляемой в соответствии с национальным законодательством.
Вывод: Государство может при определенных условиях установить свою юрисдикцию в отношении лица, которое совершило преступление. Полный текст статьи, говорит прежде всего, о преступлениях, совершаемых против судна какого-либо государства, однако, на мой взгляд направленность действий против конкретного государства (или гражданина), не является определяющей из трактовки этой нормы. Подробнее расскажу дальше почему.
Статья 7 декларирует следующее: убедившись, что обстоятельства того требуют, любое государство-участник, на территории которого находится преступник или предполагаемый преступник, в соответствии со своим законодательством заключает его под стражу или принимает другие меры, обеспечивающие его присутствие в течение такого времени, которое необходимо для того, чтобы возбудить уголовное преследование или предпринять действия по выдаче.
Такое государство немедленно проводит предварительное расследование фактов в соответствии со своим законодательством.
Вывод: Если будет установлен факт совершения преступления, в том числе лицом без гражданства, и это лицо скрылось на территории какого-либо государства, то такое государства может по своей инициативе начать уголовное преследование такого гражданина.
Данная статья также говорит о возможности передачи такого гражданина в юрисдикцию другого государства, если другое государство решит, что ответственности лицо подлежит по законам его страны.
Общие выводы я сделал такие: Любой акт насилия совершенный в том числе лицом без гражданства против лица без гражданства, является преступлением. А в ряде случаях это можно назвать и пиратством.
Государства фактически несут обязанность содействовать расследованию преступлений, совершенных в открытом море. Из общей совокупности названных норм, полагаю, что если одно государство захватит пиратов без гражданства, которые удачно повоевали с другими пиратами без гражданства, то такое государство будет самостоятельно осуществлять уголовное преследование.
Если какое-либо государство станет свидетелем преступления, оно может инициировать уголовное расследование в отношение лица его совершившего (в том числе в случаях, как в этом вопросе). Далее государство может начать процедуру передачи преступника под юрисдикцию того государства, которому вероятнее всего подведомственно расследование.
В отношении же лиц без гражданства, ключевым моментом будет то, где преимущественно проживало лицо, которое совершило преступление. Если лицо без гражданства, которое подверглось нападению, проживало на территории другого государства, то такое государство вправе требовать передачи преступника под свою юрисдикцию.
Другой же общий принцип, вытекающий из вышеназванных актов, это то, что всю процедуру уголовного преследования, начинает то государство, которое задержало преступника.
На практике же полагаю, что в случае который описан в вопросе, ни одно государство не станет себя обременять расследованием преступления. Между некоторыми государствами даже есть отдельные соглашения для таких случаев (касаются они правда опять же преимущественно пиратства). Так, например США и Кения договорились между собой о том, что расследования в ряде похожих случае будет проводить Кения.