какие законы действуют в антарктиде
Правовой режим Антарктиды
Общие положения
Антарктида
Антарктида была открыта 28 января 1820 г. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Предположительно первый флаг своей державы установил француз, Дюмон-д’Юрвиль. Первыми, 24 января 1895 г., на землю материка вступили капитан норвежского промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна, преподаватель естественных наук Карлстен Борхгрёвинк, который собрал образцы минералов, увидел и описал антарктический лишайник. То есть чуть более 100 лет назад данного материка для человечества не существовало.
Первая половина XX в. была посвящена изучению побережья и внутренних областей материка. В декабре 1911 г. экспедиция норвежца Р. Амундсена и через месяц, в январе 1912 г. экспедиция британца Р. Скотта достигли Южного полюса. Первый полет самолета над Антарктидой совершил в 1928 г. американский полярный исследователь, адмирал Р. Бэрд. В ноябре 1929 г. он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-1947 гг. под его руководством было осуществлено четыре крупные экспедиции в Антарктику (в самой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек), проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтверждено наличие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля.
В 40-50-е гг. XX в. начинали создаваться научные базы и станции для проведения регулярных исследований прибрежных районов. Особый вклад в этот процесс внес Международный геофизический год (1957-1958 гг.), когда на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам. На 1991 г. в Антарктике работало 48 станций. На круглогодичных антарктических станциях живут и работают от 1000 до 4000 человек. На континенте действуют свои радио- и телестанция для американских полярников. В последние годы континент стал объектом туризма.
Международный геофизический год показал плодотворность совместного исследования Антарктики и, основываясь на этом опыте, США предложили созвать конференцию для принятия Договора об Антарктике. Конференция прошла в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г. Закончилась она подписанием бессрочного Договора об Антарктике, который вступил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписали 12 государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США. На 1 января 2008 г. в нем участвовали 46 государств, включая соседей Беларуси: Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике 27 декабря 2006 г.
Режим Антарктики базируется на принципе свободы научных исследований и сотрудничестве в этих целях. В частности, государства обязуются производить обмен:
1) информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию
средств и эффективность работ;
В сущности, договор объявляет Антарктику международной научной лабораторией.
Достаточно оригинально была решена проблема территориальных претензий. Согласно ст. IV Договора его положения не должны толковаться как:
«а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;
b) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам;
c) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.
Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе».
То есть существовавшие на 1959 г. территориальные претензии «замораживаются», а вся последующая деятельность на основе данного договора не может быть основанием для новых претензий.
Для контроля соблюдения положений Договора предусматривается возможность инспекций. Наблюдатели, проводящие инспекцию, должны быть гражданами назначающих их государств, их фамилии сообщаются каждому государству-участнику. Назначенные таким образом наблюдатели имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала в Антарктике. Кроме того, инспекция может проводиться с воздуха.
Государства заранее уведомляют друг друга обо всех:
На основании договора действуют так называемые Консультативные совещания, предназначенные для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а. также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей Договора. Участие в Консультативных совещаниях могут принимать только представители тех присоединившихся к Договору государств, которые проявляют свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции. С 1 сентября 2004 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) начал действовать Секретариат Договора по Антарктике.
Своими рекомендациями и решениями Консультативные совещания способствуют дальнейшему развитию положений Договора. Именно в рамках совещаний были разработаны и приняты Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. и Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.
С развитием технологии стала достижимой возможность промышленной разработки природных ресурсов Антарктики. Попытка развитых государств в 1988 г. изменить режим освоения недр Антарктики принятием Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики вызвала мощную волну протестов и в 1991 г. был принят Протокол об охране окружающей среды, который ввел 50-летний мораторий на любую практическую деятельность, связанную с разработкой минеральных ресурсов в Антарктике. Соответственно сегодня действует т.н. система Договора об Антарктике, куда входят все соглашения и обусловленные ими механизмы сотрудничества, регулирующие правовой режим Антарктики.
международный право географический государство
Правовой режим Антарктики
Антарктика как международная территория
Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом — это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды. Режим этого района регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г:
Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их «заморозил». Пока Договор находится в силе, никакие действия или деятельность не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике; новые претензии не заявляются (ст. IV).
Регламентация деятельности в Антарктике
«Антарктика, — согласно ст. 1 Договора, — используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия». Однако Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей.
Международно-правовой режим природных ресурсов включает режим живых ресурсов и режим минеральных ресурсов.
Согласно Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., любой их промысел проводится в соответствии с принципами: а) предотвращения сокращения численности любой популяции до уровней ниже таких, которые обеспечивают их устойчивое положение; б) поддержания экологических взаимосвязей между вылавливаемыми и связанными с ними популяциями морских живых ресурсов; в) предотвращения изменений в морской экосистеме, которые являются принципиально неотвратимыми на протяжении двух или трех десятилетий. Для осуществления целей и принципов Конвенции из ее участников учреждается Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.
Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г. обязывает не забивать и не отлавливать в этом районе определенные виды тюленей, за исключением строго оговоренных в Конвенции случаев.
Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. обусловила соответствующую деятельность государств вынесением заключений, оценивающих возможное воздействие освоения на антарктическую окружающую среду, на региональный и глобальный климат и констатирующих достаточный уровень технологии и процедур обеспечения безопасности.
Оператор (государство, орган или учреждение государства, юридическое лицо, совместное предприятие этих субъектов), проводящий освоение минеральных ресурсов, предпринимает все необходимые меры для предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, а в случае нанесения такового несет материальную ответственность.
Однако конвенционные меры в дальнейшем были признаны недостаточными. В Мадриде 4 октября 1991 г. был подписан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, ратифицированный от имени РФ 24 мая 1997 г. Его участники характеризуют Антарктику как природный заповедник, предназначенный для мира и науки. Протокол (ст. 7) запрещает в Антарктике любую деятельность в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований. Следовательно, действие Конвенции как бы заморожено на срок действия Протокола (50 лет). Запрет ст. 7 продолжится до разработки нового режима в отношении освоения минеральных ресурсов с учетом приемлемости такой деятельности в интересах всех государств.
В компетенцию периодически созываемых консультативных совещаний входит обмен информацией, взаимные консультации, разработка рекомендаций правительствам стран-участниц принять меры, содействующие реализации принципов и целей договора, включая меры относительно; 1) использования Антарктики только в мирных целях; 2) содействия научным исследованиям в Антарктике; 3) содействия научному сотрудничеству в Антарктике; 4) содействия осуществлению инспекций;
5) вопросов, касающихся осуществления юрисдикции; 6) охраны и сохранения живых ресурсов Антарктики. Рекомендации подлежат утверждению всеми странами — участницами Договора. Вступившие в силу рекомендации являются составной частью международно-правового режима Антарктики.
Статья V Договора запрещает проведение в Антарктике ядерных взрывов и удаление в этом районе радиоактивных материалов. Первое Консультативное совещание государств — участников Договора рекомендовало правительствам своих стран обмениваться информацией относительно применения ядерного оборудования и техники в указанном районе.
Каждое государство — участник Консультативных совещаний имеет право назначать неограниченное число наблюдателей, которые должны быть гражданами государств, их назначающих. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики в любое время.
Государства обязаны заблаговременно информировать друг друга о всех экспедициях на этот континент, совершаемых их судами или гражданами, а также о всех экспедициях, организуемых на их территории или направляющихся с их территории, о всех станциях в Антарктике, занимаемых их гражданами, о любом военном персонале или оснащении, предназначаемом для отправления в Антарктику.
Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их персонал находятся в Антарктике под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются.
Какие законы действуют в антарктиде
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 мая 2014 г. № 235 «Об утверждении правил обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правил обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности”
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 5 июня 2012 г. № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 24, ст. 3067) и подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 1168 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти, связанных с регулированием деятельности в Антарктике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 47, ст. 6516), приказываю:
Утвердить прилагаемые правила обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правила обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности.
Министр | С.Е. Донской |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июля 2014 г.
Регистрационный № 33299
Правила
обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правила обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 мая 2014 г. № 235)
I. Общие положения
II. Обязанности операторов и участников деятельности в Антарктике по обеспечению безопасности деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике
3. На этапе подготовки к выезду в Антарктику оператор обязан обеспечить:
ознакомление участников деятельности с требованиями системы Договора об Антарктике, заключенного в городе Вашингтоне 1 декабря 1959 года*(2), природно-климатическими условиями районов Антарктики, планируемых к посещению, потенциальными рисками для здоровья и безопасности, планами действий в чрезвычайных ситуациях и эвакуации, порядком доставки участников деятельности (транспортировки грузов) к местам проведения работ в Антарктике и возвращения из Антарктики, правилами оказания первой медицинской помощи, маршрутами передвижения;
проверку исправности снаряжения (средств связи, навигационного, аварийного и логистического оборудования, лыж, альпинистского снаряжения) и транспортных средств, которые планируется использовать при осуществлении деятельности в Антарктике;
проверку пригодности экипировки участников деятельности к использованию в природно-климатических условиях Антарктики с учетом особенностей планируемой деятельности;
наличие резервного снаряжения и экипировки;
наличие средств для оказания первой медицинской помощи, а также наличие в составе участников деятельности в Антарктике специалиста, прошедшего специализированное обучение по оказанию неотложной медицинской помощи;
наличие в составе участников деятельности в Антарктике не менее двух участников деятельности, имеющих навыки вождения в полярных районах или в районах, близких по природно-климатическим условиям, на каждую единицу транспортного средства в случае использования транспортных средств для осуществления деятельности в Антарктике;
наличие транспортных средств (при организации многодневных транспортных походов), необходимых для обеспечения безопасности человеческой жизни в случае чрезвычайных ситуаций для эвакуации участников деятельности в Антарктике.
4. При осуществлении деятельности в Антарктике оператор обязан:
руководствоваться заранее спланированным маршрутом передвижения;
обеспечить участников необходимыми средствами жизнеобеспечения, оборудованием для навигации и коммуникации, резервными средствами, согласовать сроки выхода на связь, график и маршрут движения в случае осуществления деятельности на удалении от антарктической станции, сезонной полевой базы, полевого лагеря;
обеспечить при осуществлении полетов соблюдение правил использования международного воздушного пространства, правил поведения пассажиров, установленных авиакомпаниями, эксплуатирующими данное воздушное судно*(3);
принимать меры к ограждению опасных территорий леерами и яркими специальными маркерами с указателями, объясняющими, какого вида опасность существует.
5. Каждый участник деятельности в Антарктике обязан соблюдать:
требования Общего руководства для посетителей Антарктики в соответствии с Протоколом по охране окружающей среды к Договору об Антарктике *(4);
установленные правила внутреннего распорядка или посещений (при посещении антарктических станций и сезонных полевых баз);
установленные правила поведения при посещении исторических мест и памятников Антарктики, особо охраняемых районов Антарктики;
требования оператора при объявлении штормовых предупреждений, возникновении иных непредвиденных ситуаций, связанных с осуществлением деятельности в Антарктике.
6. В случае увеличения количества и ширины ледовых трещин участник деятельности в Антарктике обязан немедленно предупредить о ситуации представителя оператора.
7. При осуществлении деятельности в Антарктике не допускается:
осуществлять выход на морской, шельфовый и материковый лед без разрешения представителя оператора после проведения соответствующего обследования данного района специалистами;
выход в район ледникового шельфа, ледникового барьера и ледникового купола без причин, вызванных чрезвычайными обстоятельствами или тематическим заданием, без предварительного согласования с оператором;
осуществлять работы в непосредственной близости к опасным участкам без участия аварийно-спасательной группы;
при осуществлении деятельности в опасном районе:
а) находиться одному участнику деятельности без сопровождающих;
б) подходить ближе, чем на 10 метров к обозначенной границе опасного участка ледникового барьера, свисающего снежника или ледовой трещине;
в) подходить к опасному участку в темное время суток и при отсутствии освещения;
использовать средства жизнеобеспечения, технику, приборы и оборудование, не предназначенные для эксплуатации в природно-климатических условиях Антарктики согласно технической документации;
наносить ущерб существующим сооружениям и окружающей среде Антарктики, в том числе:
а) выбрасывать мусор и удалять отходы жизнедеятельности в неприспособленных для этого местах;
б) раскрашивать или наносить рисунки на любых искусственных или естественных поверхностях в Антарктике;
в) изымать биологические или геологические образцы, изменять ландшафт, воздвигать искусственные сооружения, в том числе с использованием природного материала Антарктики;
покидать район организации деятельности без сопровождения (в одиночку);
вмешиваться в деятельность других операторов и их участников, в том числе передвигать научное оборудование или опознавательные вешки, находящееся на антарктических станциях, сезонных полевых базах, иных объектах, посещать без разрешения места проведения экспериментов, расположения полевых лагерей или складирования припасов;
перемещаться по поверхности ледников или крупных снежных полей, не имея соответствующего оборудования и опыта;
входить в аварийные убежища (кроме чрезвычайных ситуаций);
посещать без специального разрешения особо охраняемые районы Антарктики;
курить и пользоваться открытым огнем в Антарктике, за исключением специально отведенных и организованных для этого мест;
тревожить животных и птиц, подходить к ним на расстоянии менее 15 метров.
III. Правила обеспечения безопасности объектов, используемых для осуществления деятельности в Антарктике
8. Место нахождения недвижимых объектов, используемых для осуществления деятельности в Антарктике, должно быть нанесено условными обозначениями на картографические материалы.
9. При эксплуатации и обслуживании объектов используемых для осуществления деятельности в Антарктике, должны соблюдаться нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие требования и правила в области промышленной, пожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности.
10. При необходимости потенциально опасные объекты обозначаются опознавательными знаками (вешки, растяжки).
11. Транспортные средства, используемые при осуществлении деятельности в Антарктике, должны быть адаптированы к антарктическим природно-климатическим условиям, иметь на борту соответствующее навигационное и связное оборудование, средства пожаротушения, запас горюче-смазочных материалов, продуктов питания, медицинских средств, аварийные средства связи, лыжи, альпинистское снаряжение, утепленные спальные мешки, средства для организации обогреваемого убежища, а также неприкосновенный запас горюче-смазочных материалов, продуктов питания, медицинских средств, способный обеспечить осуществление деятельности в Антарктике в течение времени, составляющего не менее 1/3 запланированного срока осуществления деятельности.
12. Морские суда, используемые в Антарктике, должны отвечать требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС/SOLAS, заключенной в г. Лондоне 01.11.1988)*(5).
13. Морские суда, оперирующие в Антарктике, должны использовать для своих силовых установок только легкие виды моторного топлива (плотностью меньше, чем IFO-40).
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 544 «О разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 27, ст. 3603).
*(3) Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944)
*(4) Ратифицирован Федеральным законом от 24.05.1997 № 79-ФЗ «О ратификации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 21, ст. 2384).
*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 456 «О присоединении Российской Федерации к протоколу 1988 года к Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2768)
Обзор документа
В 2012 г. Президент РФ подписал закон, регулирующий деятельность российских граждан и юрлиц в Антарктике. Закреплены принципы ее ведения. Это использование территории в мирных целях; равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество в районе; свобода научных исследований; охрана окружающей среды.
В связи с этим разработаны правила обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и используемых объектов. Их должны соблюдать не только занимающиеся там деятельностью граждане и организации (операторы), но и те, которые участвуют в ней.
На этапе подготовки к выезду в Антарктику оператор обязан в т. ч. проверить исправность необходимых снаряжения и транспортных средств, пригодность экипировки участников, наличие средств для оказания первой помощи.
При осуществлении деятельности оператор должен руководствоваться заранее спланированным маршрутом передвижения, принимать меры к ограждению опасных территорий леерами и яркими специальными маркерами с указателями, обеспечить участников необходимыми средствами, согласовать сроки выхода на связь и т. д.
Нельзя выходить на морской, шельфовый и материковый лед без разрешения представителя оператора после обследования данного района специалистами; проводить работы в непосредственной близости к опасным участкам без аварийно-спасательной группы.
Также запрещено изымать биологические или геологические образцы, изменять ландшафт, воздвигать искусственные сооружения, в т. ч. с использованием природного материала Антарктики. Не допускается выбрасывать мусор. Нельзя раскрашивать или наносить рисунки на любых искусственных или естественных поверхностях.
При эксплуатации и обслуживании используемых в деятельности объектов должны соблюдаться правила в области промышленной, пожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности. Потенциально опасные нужно обозначить опознавательными знаками (вешки, растяжки).
Морские суда, оперирующие в Антарктике, должны использовать для своих силовых установок только легкие виды моторного топлива (плотностью меньше, чем IFO-40).