какие законы нам нужны
Что такое закон?
Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.
Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.
Закон – основа государственной власти
Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:
Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.
Виды законов
Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:
Конституционные законы
Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:
Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.
Федеральные законы
Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.
Для поиска необходимого правового акта можно воспользоваться информационным интернет-порталом online-zakon и разделом: «Федеральные законы».
Законы, которые надо принять России
Законы,
которые надо принять России.
Вымирание русского народа идёт уже давно и непрерывно. Если его не остановить, то и русский народ и Россия исчезнут. Вымирают не только русские, а и все другие наиболее развитые народы (кроме евреев). По этой причине русская элита не хочет замечать (признавать) надвигающейся катастрофы. Если вымирание русских признать, то тогда надо как-то его предотвращать. А рецепта предотвращения вымирания своего народа сегодня на Земле никто не знает (кроме евреев), хотя рецепт этот очевиден.
Элита Европы не признаёт факта вымирания европейцев (вполне сознательно не хочет видеть факт вымирания своего народа и других европейцев), а сознательно заменяет свои коренные народы на арабов. Это для неё проще и экономически выгоднее. По этому же пути идёт и элита России. Только с отставанием по времени, а вместо арабов предлагается заселить Россию китайцами, узбеками и таджиками.
Автор не согласен с мнением русской элиты. Автор считает, что России по силам решить проблему, которую на Земле ещё никто не решил и не решал (кроме евреев).
Израиль это государство насильно созданное в середине арабского мира. Поэтому, в силу жестокой необходимости, израильский народ нуждается в
многодетных семьях. Израиль не может допустить вымирание своего народа. Это понятно всем жителям Израиля и, поэтому, у евреев каждое последующее поколение больше предыдущего.
Но русские не глупее евреев. Пора и нам перестать копировать во всём Запад. Пора начать жить собственным умом.
Дальше автор излагает свои предложения в виде проектов законов, внедрение которых, по его мнению, остановит вымирание русского народа.
Автор не надеется на восторг читателей и, даже, просто на быстрое понимание.
На Севмаше бытовала такая байка.
«У человека рождается идея. Он делится ею с другими людьми.
В ответ слышит: «Ты дурак и идея твоя дурацкая».
Проходит время. Человеку говорят: «В твоей идее что-то есть, но делать надо всё иначе».
Через какое-то время идея внедряется. Человек хочет напомнить, что он её автор. В ответ слышит: «А ты то здесь причём?».
Эта байка абсолютно точно отражает процесс внедрения идей. Причина простая. В процессе внедрения идеи она изменяется до неузнаваемости. А люди, её активно внедряющие, об авторе часто и не знают.
Примером может служить строительство
социализма в СССР. Маркс и Энгельс считали необходимым, чтобы социализм построил рабочий класс Европы. А построили социализм рабочие и крестьяне России и совсем не такой, о каком мечтали классики марксизма. И это вполне нормально. Нельзя точно предугадать то, что будет.
Большинство строивших социализм о Марксе и Энгельсе и не слыхали. Но у большевиков была хорошая память и они очень уважали своих учителей. Поэтому они о Марксе и Энгельсе помнили. А это уже
исключение. Но наши потомки о Марксе и Энгельсе безусловно забудут.
Писатель Алексей Шляхторов приводит цитату поэта Золотой Орды Сайф-и-Сараи (1321 — 1396) (жил на территории Волгоградской области) :
«Узнала любви притяженье душа, Землёй вокруг Солнца круженье верша».
А в 1396 году Коперник ещё и не родился.
Значит, были другие учёные, которые раньше Коперника открыли закон вращения Земли вокруг Солнца. А мы о них ничего не знаем.
И это для человечества нормально. Люди забывают всё, что они в своей жизни не используют. Со временем забудут, даже, Дарвина и Королёва.
И всё-таки, любое человеческое дело начинается с мысли об этом деле. И не важно, что об этой мысли потом забудут. Мысль надо сказать.
Поэтому автор написал то, что написал.
Законы России, которые надо принять
для остановки вымирания
русского народа
о повышении пенсионного возраста граждан России,
имеющих одного ребёнка и не имеющих детей.
1. С 1 января 2050 года возраст выхода на пенсию по старости для не имеющих детей мужчин и женщин повысить на 1 год относительно существующего возраста выхода на пенсию по старости. Одновременно для указанных лиц повысить необходимый для выплаты пенсии трудовой стаж на 1 год относительно трудового стажа, необходимого для выплаты пенсии по старости для граждан России.
2. С 1 января 2051 года возраст выхода на пенсию по старости для не имеющих детей мужчин и женщин повысить на 2 года относительно существующего возраста выхода на пенсию по старости. Одновременно для указанных лиц повысить необходимый для выплаты пенсии трудовой стаж на 2 года относительно трудового стажа, необходимого для выплаты пенсии по старости для граждан России.
3. С 1 января 2052 года возраст выхода на пенсию по старости для не имеющих детей мужчин и женщин повысить на 3 года относительно существующего возраста выхода на пенсию по старости. Одновременно для указанных лиц повысить необходимый для выплаты пенсии трудовой стаж на 3 года относительно трудового стажа, необходимого для выплаты пенсии по старости для граждан России.
4. С 1 января 2053 года возраст выхода на пенсию по старости для не имеющих детей мужчин и женщин повысить на 4 года относительно существующего возраста выхода на пенсию по старости. Одновременно для указанных лиц повысить необходимый для выплаты пенсии трудовой стаж на 4 года относительно трудового стажа, необходимого для выплаты пенсии по старости для граждан России.
5. С 1 января 2054 года возраст выхода на пенсию по старости для не имеющих детей мужчин и женщин повысить на 5 лет относительно существующего возраста выхода на пенсию по старости. Одновременно для указанных лиц повысить необходимый для выплаты пенсии трудовой стаж на 5 лет относительно трудового стажа, необходимого для выплаты пенсии по старости для граждан России.
6. С 1 января 2055 года возраст выхода на пенсию
по старости для не имеющих детей мужчин и женщин повысить на 6 лет относительно существующего возраста выхода на пенсию по старости. Одновременно для указанных лиц повысить необходимый для выплаты пенсии трудовой стаж на 6 лет относительно трудового стажа, необходимого для выплаты пенсии по старости для граждан России.
7. С 1 января 2051 года возраст выхода на пенсию по старости для мужчин и женщин, имеющих только одного ребёнка, повысить на 1 год относительно существующего возраста выхода на пенсию по старости. Одновременно для указанных лиц повысить необходимый для выплаты пенсии трудовой стаж на 1 год относительно трудового стажа, необходимого для выплаты пенсии по старости для граждан России.
8. С 1 января 2052 года возраст выхода на пенсию по старости для мужчин и женщин, имеющих только одного ребёнка, повысить на 2 года относительно существующего возраста выхода на пенсию по старости. Одновременно для указанных лиц повысить необходимый для выплаты пенсии трудовой стаж на 2 года относительно трудового стажа, необходимого для выплаты пенсии по старости для граждан России.
9. С 1 января 2053 года возраст выхода на пенсию по старости для мужчин и женщин, имеющих только одного ребёнка, повысить на 3 года относительно существующего возраста выхода на пенсию по старости. Одновременно для указанных лиц повысить необходимый для выплаты пенсии трудовой стаж на 3 года относительно трудового стажа, необходимого для выплаты пенсии по старости для граждан России.
Обоснование необходимости
принятия закона.
Ожидаемые эффекты
от принятия закона.
По мнению автора от принятия закона №1 можно ожидать получение следующих положительных эффектов.
1. Повышение рождаемости. Безусловно, найдутся люди, которые решат, что ради более раннего выхода на пенсию вполне целесообразно иметь ребёнка (или двух детей вместо одного).
2. В народе будет более широко утверждаться мысль, что человек обязательно должен не только работать, но и иметь двух или трёх детей. Сегодня такое мнение имеет явно недостаточное число русских. Закон будет способствовать увеличению числа русских, поддерживающих эту правильную мысль, т. е. мораль русского народа станет больше соответствовать требованиям жизни.
3. Уменьшится число стариков, у которых нет детей и внуков. Следовательно, уменьшится число несчастных людей. Все люди должны жить счастливо. В т.ч. и в старости человек должен иметь, по возможности, больше радости и счастья. Основной источник радости для стариков это дети – «цветы жизни». Наличие детей и внуков не гарантирует человеку хорошую старость. Многое зависит от воспитания детей и внуков, а также от того, как складывается жизнь. Повороты жизни часто непредсказуемы. Однако наличие детей и внуков резко повышает шансы людей на приемлемую старость. Следовательно, повысится количество старых людей, довольных жизнью. А это очень важно. Одно только улучшение жизни людей послетрудового возраста уже оправдывает принятие предлагаемого закона. Человек в 20, 30, 40 лет не думает о том, как он будет жить в старости. Заставлять его думать об этом и бесполезно и не нужно. Но народу надо иметь законы и обычаи, которые заставляют людей жить в 20, 30, 40 лет так, чтобы они имели шанс в старости жить, по возможности, счастливо. Предлагаемый закон и является одним из таких законов.
Трудности внедрения закона.
Текст закона, который внедрит в законодательство требование к человеку иметь и воспитывать двоих или троих детей, может очень отличаться от конкретного текста, предложенного автором.
Текст должен быть такой, чтобы его приняло большинство народа. С этой целью автор предлагает сделать срок между принятием закона и сроком начала его практического действия равным 30-ти годам.. Такой разрыв позволит людям, которым нужно будет жить в соответствии с этим законом, заранее построить свою жизнь с учётом данного закона.
Но принципиально важно начать процесс внедрения в законодательство и в сознание людей забытой элементарной мысли, что неработающих стариков содержат их собственные (или чужие) дети и внуки.
И никто другой.
Эта элементарная мысль соответствует правде жизни. Очень жестокой правде. И, поэтому, никакая болтовня о правах отдельной человеческой личности не может опровергнуть эту элементарную мысль.
35 важных решений Госдумы VII созыва для граждан и бизнеса
Sentavio / Depositphotos.com |
Законодательная деятельность Госдумы имеет важное значение для граждан и бизнеса – не только потому, что в общем числе инициатив, впоследствии приобретающих форму федеральных законов, превалирующая часть исходит от депутатов нижней палаты парламента, но и потому, что именно их решения становятся проводниками прогрессивных социально-экономических идей, которые обретают жизнь в российском законодательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Конституции Российской Федерации Госдума избирается сроком на пять лет. Текущий VII созыв начал работу осенью 2016 года – за это время было проведено 427 пленарных заседаний, в Госдуму поступило 5,5 тыс. законопроектов, 4485 из которых рассмотрено депутатами. И это не считая более 2 тыс. законопроектов, которые остались от прошлого созыва. «Всего мы рассмотрели 6479 законопроектов, принято 2672 закона – 41,2%», – подчеркнул Председатель Госдумы Вячеслав Володин на закрытии весенней сессии Госдумы VII созыва 17 июня.
Высоко оценил деятельность депутатов Президент РФ Владимир Путин. Он отметил, что парламент VII созыва работал на должном уровне. «Результаты работы соответствовали тем требованиям, которые предъявлялись ситуацией и страной к работе высшего представительного и законодательного органа России», – отметил глава государства в ходе состоявшейся 30 июня программы «Прямая линия с Владимиром Путиным».
В преддверии выборов депутатов Госдумы VIII созыва, которые состоятся 19 сентября, предлагаем вспомнить самые важные для граждан и бизнеса федеральные законы, принятые Госдумой текущего созыва.
Топ-15 решений для всех
О прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ
С 1 января 2021 года ставка налога на доходы свыше 5 млн руб. за налоговый период стала комбинированной – она состоит из фиксированной суммы 650 тыс. руб. плюс 15% от суммы, превышающей 5 млн руб. Повышенное налогообложение не касается доходов от продажи недвижимости или получения ее в дар. Средства от применения повышенной ставки НДФЛ имеют целевое значение и направляются на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями. Также с начала текущего года проценты по вкладам в российских банках начали облагать НДФЛ по ставке 13% в части, превышающей необлагаемый минимум.
Об обороте цифровых финансовых активов и цифровой валюты
Отдельным законом урегулированы отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется их выпуск, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в России. В частности, даны определения понятиям «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта», установлены требования к деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, предусмотрено ведение реестра таких операторов и формирование информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Закон вступил в силу 1 января 2021 года, за исключением ряда положений, которые начали действовать 10 января текущего года.
Об обязательной предустановке российского ПО на отдельные виды технически сложных товаров
С 1 апреля 2021 года продавцов обязали при продаже отдельных видов технически сложных товаров обеспечивать предустановку на них российских программ для ЭВМ и возможность потребителю использовать такие товары с предустановленным ПО, странами происхождения которых являются Россия или другие государства – члены ЕАЭС. В перечень указанных товаров включены смартфоны, планшетные, стационарные и портативные компьютеры, телевизоры с цифровым блоком управления, а в перечень ПО – Яндекс.Браузер, Яндекс, Яндекс.Карты, Яндекс.Диск, Почта Mail.ru, ICQ, Голосовой ассистент «Маруся», ВКонтакте, Одноклассники, Госуслуги и другие. Изначально соответствующие поправки должны были вступить в силу 1 июля прошлого года, но из-за пандемии новой коронавирусной инфекции этот срок был перенесен на начало 2021 года, а затем – смещен на 1 апреля.
О переходе на электронные трудовые книжки
С 1 января 2020 года стартовал переход от бумажных трудовых книжек к формированию основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в электронном виде. До конца 2020 года работники могли выбрать – продолжать вести их бумажные трудовые книжки или перейти на электронные. Получить сведения о трудовой деятельности в рамках ведения электронных книжек можно как у работодателя по последнему месту работы – в электронном виде или на бумажном носителе, так и в МФЦ, ПФР или через единый портал госуслуг. Согласно поправкам лицам, впервые поступающим на работу после 31 декабря 2020 года, бумажные трудовые книжки не оформляются.
О поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума
Начиная с 1 января 2019 года ежегодно МРОТ устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за II квартал предыдущего года. Причем если эта величина окажется ниже, чем годом ранее, МРОТ уменьшаться не будет. Напомним, от МРОТ зависит месячная зарплата работника – при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда за месяц зарплата не может быть ниже МРОТ. Также он может учитываться при назначении некоторых пособий по социальному страхованию – по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и т. п.
О борьбе с «зарплатным рабством»
С 5 до 15 календарных дней увеличен срок предупреждения работодателя о смене банка для перевода зарплаты. Для замены кредитной организации, в которую должна быть переведена зарплата работника, по-прежнему достаточно сообщить работодателю в письменной форме об изменении реквизитов для перевода зарплаты. Воспрепятствование работодателем осуществлению работником указанного права грозит предупреждением или наложением административного штрафа на должностных лиц в размере 10-20 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – 1-5 тыс. руб., на юрлиц – 30-50 тыс. руб. Поправки вступили в силу с 6 августа 2019 года.
О гарантиях работникам при прохождении диспансеризации
С 1 января 2019 года работникам предоставили гарантии при прохождении диспансеризации, а именно – право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. Это возможно по письменному заявлению работника при согласовании дня освобождения от работы с работодателем. При этом предпенсионеры вправе использовать для ежегодного прохождения диспансеризации два дня. С 11 августа 2020 года работникам в возрасте 40 лет и старше разрешили пользоваться этой гарантией чаще – один раз в год. Вместе с тем в ТК РФ появилась оговорка о необходимости подтверждения использования дня для прохождения диспансеризации по назначению справкой с медорганизации, если такая обязанность работника предусмотрена локальным нормативным актом.
О процессуальной реформе
В систему федеральных судов дополнительно включены кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции. Первые выступают вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям и рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Вторые считаются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов и призваны рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды, а также Кассационный военный, Апелляционный военный суды и Центральный окружной военный суд заработали с 1 октября 2019 года. С этой же даты вступили в силу поправки, направленные на унификацию норм процессуальных кодексов.
О суверенном Интернете
С 1 ноября 2019 года начал действовать закон, предусматривающий меры по обеспечению долгосрочной и устойчивой работы российского сегмента Интернета, в том числе при возникновении угроз его функционированию из-за рубежа. В случае возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования Интернета в России централизованным управлением сетью связи общего пользования займется Роскомнадзор. А операторов обязали на своих сетях связи установить специальные техсредства противодействия угрозам, отчитавшись Роскомнадзору о фактическом месте их установки. Также документом предусмотрено создание национальной системы доменных имен для получения и хранения информации о сетевых адресах и доменных именах.
Об удаленной биометрической идентификации граждан
С 30 июня 2018 года госорганы, банки и иные организации могут применять информационные технологии для идентификации россиян. Для этого после проведения идентификации при личном присутствии с согласия гражданина они размещают в электронной форме в ЕСИА сведения, необходимые для регистрации гражданина РФ, а в Единой биометрической системе – его биометрические персональные данные. Идентификация с применением информационных технологий без личного присутствия гражданина осуществляется в случаях, установленных федеральными законами, путем предоставления госорганам и организациям: сведений о гражданине РФ, размещенных в ЕСИА; информации о степени соответствия предоставленных биометрических персональных данных гражданина РФ его биометрическим персональным данным, содержащимся в Единой биометрической системе. Такая идентификация может потребоваться, например, при предоставлении дистанционных банковских услуг – по голосу и изображению лица.
О единой системе мониторинга маркированных товаров
Такая система запущена с 1 января 2019 года в целях ограничения распространения на территории России фальсифицированных или контрафактных товаров. Обязательная маркировка путем нанесения на товар или его упаковку машиночитаемого кода маркировки, обеспечивающего прослеживаемость движения соответствующего товара от производителя до конечного потребителя, уже введена в отношении табачной продукции, шин и покрышек, обуви и предметов одежды, фотокамер и т. д. Постепенно она должна охватить все отрасли промышленности.
Об электронных больничных, телемедицине и дистанционной торговле лекарствами
С 1 июля 2017 года появилась возможность назначения пособий не только на основании бумажного листка нетрудоспособности, но и на основании больничного, сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это возможно с письменного согласия пациента, если медорганизация и страхователь являются участниками специальной системы информационного взаимодействия. В свою очередь, с 1 января 2018 года легализована телемедицина – стали доступны консультации с применением телемедицинских технологий в целях коррекции ранее назначенного лечения при условии установления диагноза и назначения лечения на очном приеме.
Кроме того, с 3 апреля 2020 года аптекам разрешили осуществлять онлайн-торговлю безрецептурными лекарствами. Условиями такой продажи являются: наличие у аптеки лицензии на фармацевтическую деятельность; соответствие требованиям, установленным Правительством РФ; получение разрешения Росздравнадзора; соблюдение требований к доставке заказов. При этом установлен запрет на дистанционную продажу наркосодержащих и психотропных лекарств, а также препаратов с содержанием спирта более 25%.
О едином федеральном информационном регистре сведений о населении РФ
Его сформирует ФНС России. В регистр будут включаться актуальные и достоверные сведения о физлице, впервые формируемые органами госвласти РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами, в госинформсистемах, и информация, позволяющая идентифицировать такие сведения. В частности, с 2022 года в регистре появятся такие сведения о физлице, как Ф. И. О., дата рождения и дата смерти, место рождения и место смерти, пол, сведения о семейном положении, гражданство, сведения о наличии документа на право постоянного проживания в иностранном государстве и т. п. Кроме того, там будут отражаться идентификаторы: записи акта о рождении и о смерти; документа, удостоверяющего личность; сведений о регистрационном и миграционном учете; сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика НПД; сведений о регистрации физлица в качестве ИП; документа об образовании и квалификации; учетной записи в ЕСИА и т. д. С 1 января 2025 года к перечисленному добавятся также сведения о постановке на воинский учет. Эти сведения будут использовать для официального статистического учета населения, совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг, совершения нотариальных действий от имени РФ и в некоторых иных целях.
О запрете на размещение хостелов в жилых домах
С 1 октября 2019 года не допускается размещение в жилых помещениях гостиниц и использование жилого помещения в МКД для предоставления гостиничных услуг. Для организации хостела в МКД требуется перевод помещения из жилого в нежилое, а также организация отдельного входа, звукоизоляции, наличие средств противопожарной безопасности, сейфов, соблюдение санитарных условий и т. п. А соседи, подозревающие о том, что в их доме организован нелегальный хостел, могут пожаловаться в органы госжилнадзора, которые с 9 июня 2019 года вправе проверять соблюдение порядка перевода жилого помещения в МКД в нежилое. За незаконную организацию хостела грозит административный штраф в сумме 1-1,5 тыс. руб. по ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ.
Топ-10 решений для граждан
О пенсионной реформе
С 1 января 2019 года вступили в силу поправки о поэтапном повышении пенсионного возраста – к 2023 году этот возраст будет составлять 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (ранее – 55 и 60 лет соответственно). При этом к лицам предпенсионного возраста отнесены лица в течение 5 лет до назначения пенсии (ранее – 2 года). Кроме того, поправками предусмотрено введение с 2025 года особого порядка ежегодной индексации размера страховой пенсии – традиционное увеличение с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и дополнительное увеличение с 1 апреля в случае, если годовой индекс роста среднемесячной зарплаты превысит инфляцию. Дополнительное увеличение размера страховой пенсии не может превышать индекс роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий. Законом определена и стоимость одного пенсионного коэффициента на несколько лет вперед. Так, например, в 2021 году он равен 98 руб. 86 коп., в 2022 году будет составлять 104 руб. 69 коп., в 2023 году – 110 руб. 55 коп., в 2024 году – 116 руб. 63 коп.
О программе материнского капитала
Ключевые поправки связаны с оптимизацией процедуры одобрения заявления о выдаче сертификата на маткапитал, усилением контроля за расходованием средств такого капитала на улучшение жилищных условий, увеличением и дифференциацией его размера.
Так, с 11 ноября 2018 года вдвое (с 30 до 15 дней) сокращен срок рассмотрения ПФР заявления о выдаче сертификата на маткапитал. А с 29 марта 2019 года расширен круг оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами маткапитала на улучшение жилищных условий – в него включено наличие информации о признании жилого помещения непригодным для проживания или о признании МКД, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Между тем, в 2020 году впервые с 2015 года был увеличен размер материнского капитала. Его сумма выросла с 453 026 руб. до 466 617 руб. Кроме того, поправками от 1 марта 2020 года предусмотрены: продление программы маткапитала до 31 декабря 2026 года; выплата маткапитала в сумме 466 617 руб. при рождении (усыновлении) с 1 января 2020 года первого ребенка; повышение размера маткапитала до 616 617 руб. при рождении второго ребенка или последующих детей; расширение перечня направлений использования маткапитала – на строительство или реконструкцию жилого дома на садовом земельном участке.
Наконец, в 2021 году размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на него возникло до 1 января 2020 года, а также для лиц, у которых право на маткапитал возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка начиная с 1 января 2021 года, составил 483 881,83 руб. При рождении (усыновлении) первого или второго ребенка с 2021 года размер маткапитала увеличен на 155 550 руб., а при рождении (усыновлении) второго, третьего и последующих детей начиная с 1 января 2020 года, если ранее такое право у них не возникало, – до 639 431,83 руб.
Об иных мерах поддержки семей с детьми
Речь идет о федеральных законах, касающихся: ежемесячных выплат малообеспеченным семьям в связи с рождением первого или второго ребенка, рожденного после 1 января 2018 года; единовременной выплаты многодетным семьям 450 тыс. руб. на погашение ипотеки; автоматического назначения выплат в связи с рождением первого и второго ребенка с 1 апреля 2020 года (такая мера была введена из-за распространения новой коронавирусной инфекции и действовала до 1 марта 2021 года); увеличения минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1 июня 2020 года; введения новых мер поддержки семей с детьми и беременных женщин с 1 июля 2021 года.
Об «ипотечных каникулах» для граждан
С 31 июля 2019 года физлица, заключившие в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, кредитный договор или договор займа, обеспеченный ипотекой, могут обратиться к кредитору с требованием об установлении льготного периода сроком не более 6 месяцев, в рамках которого по выбору заемщика может быть приостановлено исполнение им обязательств или уменьшен размер платежей. Воспользоваться таким правом можно, если: сумма кредита не превышает 15 млн руб.; ранее заемщик не прибегал к «ипотечным каникулам» по тому же договору; предметом ипотеки является единственное пригодное для постоянного проживания заемщика жилье; заемщик находится в трудной жизненной ситуации. При этом поправками, вступившими в силу 6 июня 2021 года, кредиторов обязали уведомлять заемщика о причинах отказа в предоставлении «ипотечных каникул».
О процедуре внесудебного банкротства граждан
С 1 сентября 2020 года гражданин-должник может обратиться с заявлением о признании себя банкротом во внесудебном порядке, если общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей составляет не менее 50 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб. и в отношении него окончено исполнительное производство из-за отсутствия имущества, доступного ко взысканию, и не возбуждено новое исполнительное производство. Заявление вместе со списком кредиторов подается в МФЦ по месту жительства или месту пребывания гражданина. Но в течение всего срока внесудебного банкротства кредиторы вправе инициировать признание должника банкротом в судебном порядке.
Также в конце июня текущего года был принят закон, защищающий от списания по долгам ежемесячные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России или регионального минимума, если он выше федерального. Соответствующие поправки начнут действовать с 1 февраля 2022 года.
О ведении садоводства и огородничества и о продлении «дачной амнистии»
С 1 января 2019 года начал действовать отдельный закон о ведении гражданами садоводства и огородничества, который, в частности, ввел понятия «садовый дом», «хозяйственные постройки», «садовый земельный участок», «огородный земельный участок» и т. п. и разрешил собственникам садовых или огородных земельных участков, а также гражданам, желающим приобрести такие участки, создавать садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
Кроме того, в течение последних пяти лет было принято несколько законов, продлевающих срок действия «дачной амнистии». Последним из них, принятым в прошлом году, такой срок продлен сразу на 5 лет – до 1 марта 2026 года. До этой даты права на жилые и садовые дома на земле, предназначенной для ведения садоводства, для ИЖС или личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, можно оформить в упрощенном порядке. Если право на землю не зарегистрировано в ЕГРН, то потребуются только технический план и правоустанавливающий документ на участок.
О налоговой амнистии
Реализована президентская инициатива о списании налоговых долгов граждан по имущественным налогам по состоянию на 1 января 2015 года, а также задолженности по начисленным на недоимку пеням. С 29 декабря 2017 года в перечень доходов, не подлежащих налогообложению, включены доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых налоговым агентом не был удержан налог. Исключения предусмотрены для доходов в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг, дивидендов и процентов, материальной выгоды, выигрышей и призов в конкурсах, играх и других мероприятиях, а также для доходов в натуральной форме, включая подарки от организаций или ИП. Кроме того, некоторые льготные категории граждан (пенсионеры, ветераны, инвалиды, многодетные родители и т. п.) освобождены от уплаты земельного налога на принадлежащие им участки площадью 6 соток.
Также с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года и с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года состоялись второй и третий этапы амнистии капиталов – граждане могли добровольно задекларировать свое имущество, активы, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании без негативных последствий в виде ответственности за уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение законодательства о валютном регулировании и контроле, а также уголовной ответственности за деяния, совершенные до начала того года, в котором введена амнистия капиталов.
Об изменениях в системе тарификации ОСАГО
С 24 августа 2020 года предусмотрена возможность персонализации страхового тарифа в рамках договора ОСАГО применительно к каждому страхователю с учетом его истории вождения: для аккуратных водителей может быть установлен более низкий тариф, а для нарушителей ПДД – более высокий. Значения базовых ставок страховых тарифов определяют сами страховщики, но в пределах максимальных и минимальных значений, установленных Банком России. Кроме того, страховщиков обязали обеспечить возможность расчета страховой премии по договору ОСАГО на своих сайтах.
А начиная с 19 октября того же года физлица могут заключать договоры ОСАГО в электронном виде через финансовую интернет-платформу, обеспечивающую взаимодействие потребителей с финансовыми организациями.
Об ответственном обращении с животными
Вступивший в силу с 27 декабря 2018 года отдельный закон урегулировал отношения в области обращения с животными в целях их защиты, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными. В частности, им установлены запреты на: натравливание животных друг на друга; отказ владельцев животных от исполнения обязанностей по их содержанию до их определения в приюты или отчуждения иным законным способом; торговлю животными в местах, специально не отведенных для этого; организацию и проведение боев животных или зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение им травм и увечий, умерщвление; пропаганду жестокого обращения с животными и т. д. Помимо этого, с 1 января 2020 года введены ограничения на свободный выгул потенциально опасных собак – их можно выгуливать без намордника и поводка только на огороженной территории, принадлежащей владельцу собаки. Причем о наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию. А годом ранее – с 31 декабря 2017 года усилена и уголовная ответственность за жестокое обращение с животным – если такое обращение нацелено на причинение боли или страданий, совершено из хулиганских или корыстных побуждений и повлекло гибель или увечье животного, то нарушителю грозит наказание вплоть до лишения свободы сроком до 3 лет.
Об отмене «внутрибанковского роуминга»
С 14 июня 2020 года размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией при осуществлении операций по переводу денежных средств между банковскими счетами физлиц в этой кредитной организации, не может быть обусловлен открытием указанных банковских счетов в разных обособленных подразделениях или внутренних структурных подразделениях кредитной организации. Такая мера направлена на устранение межрегиональной дискриминации потребителей банковских услуг.
Топ-10 решений для бизнеса
О реформе контрольно-надзорной деятельности
В рамках такой реформы были приняты законы об обязательных требованиях в РФ и о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ. Первый содержит систему принципов, которым должны отвечать новые обязательные требования, определяет порядок их установления и оценки применения, а также закрепляет на законодательном уровне механизм «регуляторной гильотины». Документ вступил в силу с 1 ноября 2020 года. Второй касается системы и порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий, гарантий прав контролируемых лиц, а также новых институтов и инструментов, направленных на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты. Основные его положения начали действовать с 1 июля 2021 года.
О «надзорных каникулах» для бизнеса
На период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года был установлен мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса. Такие проверки разрешалось проводить, только если: в рамках госконтроля установлены категории риска, классы (категории) опасности; деятельность связана со здравоохранением, образованием, соцсферой, теплоснабжением, электроэнергетикой, энергосбережением; в течение предыдущих 3 лет были совершены грубые правонарушения; речь идет о лицензируемых видах деятельности; плановые проверки проводятся в рамках контроля работы аудиторских организаций, в рамках федерального государственного пробирного надзора, госнадзора за радиационной безопасностью, за защитой гостайны, за использованием атомной энергии. Остальные виды плановых проверок не допускались.
Послабления в части проверок юрлиц и ИП были введены и в период пандемии COVID-19 – 14 апреля вступили в силу специальные правила проведения проверок в 2020 году. В частности, был определен перечень оснований для проведения внеплановых проверок в отношении субъектов МСБ, других юрлиц и ИП, а плановые проверки предписывалось проводить только в отношении не являющихся субъектами МСП юрлиц и ИП, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, к отдельным классам опасности, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора). Причем преимущественной формой проверок были проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Впоследствии было решено продлить до конца 2021 года «надзорные каникулы» для малого бизнеса.
О применении ККТ
За период работы Госдумы VII созыва было принято 10 федеральных законов, вносящих поправки в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» в части: введения дополнительных реквизитов кассового чека; послаблений по применению ККТ для отдельных организаций; освобождения от применения ККТ ИП, применяющих налог на профессиональный доход; расширения перечня операций, которые можно осуществлять без ККТ; особенностей применения ККТ при расчетах за маркированные товары; контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ и т. д.
О госрегистрации юрлиц и ИП
Ключевые поправки, внесенные за последние 5 лет в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касаются: совершенствования процедуры внесения и актуализации сведений в ЕГРЮЛ; недопущения ликвидации юрлиц, в отношении которых проводится выездная или камеральная таможенная проверка; госрегистрации наследственного фонда; запрета на исключение в упрощенном порядке из ЕГРЮЛ юрлица, находящегося в стадии банкротства; увеличения срока уведомления регистрирующего органа организациями и ИП об изменении сведений, содержащихся в госреестре; гарантиях работникам ликвидируемой организации в части выплаты среднемесячного заработка на период трудоустройства; сквозном поиске в реестре уведомлений о залоге движимого имущества и реестре сведений о фактах деятельности юрлиц и ИП через единый портал госуслуг; возможности ограничения доступа к содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям; упрощения порядка подачи документов на госрегистрацию организаций и ИП и т. д.
Об антиковидных мерах поддержки бизнеса
В числе важных законов, принятых в целях поддержки предпринимателей в период распространения новой коронавирусной инфекции, можно выделить следующие: об исполнительных каникулах; об особенностях организации труда дистанционных работников; о кредитных каникулах для предпринимателей, пострадавших от снижения доходов в связи с пандемией; о снижении налоговой нагрузки в связи с распространением COVID-19; о введении пониженных тарифов страховых взносов для субъектов МСП и т. д.
О необоснованной налоговой выгоде
С 19 августа 2017 года в Налоговом кодексе закреплено общее правило, запрещающее налогоплательщикам уменьшать налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом или бухгалтерском учете либо налоговой отчетности. Уменьшение считается законным, только если: основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Об уголовной ответственности за «предпринимательские» преступления
С 8 января 2019 года расширена сфера применения нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба. К числу преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения причиненного ущерба, дополнительно отнесены: преступления небольшой тяжести, сопряженные с мошенничеством в сфере кредитования, при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных соцвыплат, с использованием электронных средств платежа, в сфере страхования и компьютерной информации; мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности; присвоение авторства или плагиат, нарушение изобретательских и патентных прав, присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. А в случае невыплаты зарплат, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат лицо, впервые совершившее такое преступление, не повлекшее за собой тяжких последствий, может быть освобождено от уголовной ответственности, если в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило образовавшуюся задолженность и выплатило денежную компенсацию. Кроме того, введен запрет на необоснованное применение при производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, мер, способных привести к приостановлению законной деятельности юрлиц или ИП, включая изъятие электронных носителей информации. Очерчен круг случаев, при которых допускается такое изъятие.
В свою очередь, с 31 декабря 2016 года ужесточена уголовная ответственность за возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности. За такое деяние, а равно совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее прекращение предпринимательской деятельности либо причинение ущерба на сумму более 1,5 млн руб., предусмотрено лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.
О правовом статусе самозанятых граждан и налоге на профессиональный доход
С 6 августа 2017 года самозанятым гражданам разрешили заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве ИП. Такая возможность предусмотрена в отношении отдельных видов деятельности. А с 1 января 2019 года запущен эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», который с 1 июля 2020 года распространен на всю страну. Применять спецрежим могут физлица и ИП, не имеющие наемных работников, если общая сумма их дохода за год не превышает 2,4 млн руб. С получаемого дохода самозанятые граждане ежемесячно уплачивают налог по ставке 4% при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами.
Об обязательной идентификации пользователей корпоративной мобильной связи
Начиная с 1 июня 2021 года абоненты – юрлица и ИП могут предоставлять физлицам возможность пользоваться услугами связи только при условии внесения в ЕСИА сведений о пользователе, используемом им абонентском номере, наименовании корпоративного абонента. Причем пользователь должен подтвердить эти данные с помощью единого портала госуслуг. В свою очередь, у граждан появилась возможность внести в ЕСИА сведения об абонентском номере и идентификаторе устройства, а также информацию об утрате пользовательского оборудования. Кроме того, введена обязательная процедура идентификации пользователей корпоративной мобильной связи. Поправки направлены на противодействие кражам мобильных телефонов и распространению нелегальных SIM-карт.
О введении системы tax free и повышении ставки НДС
С 1 января 2018 года предусмотрена возможность компенсации иностранным гражданам, кроме граждан ЕАЭС, сумм НДС, уплаченного ими при приобретении товаров в розничном магазине. Вернуть можно разницу между суммой НДС, исчисленной магазином розничной торговли при реализации товаров физлицу, и стоимостью услуги по выплате компенсации. Обратиться за возвратом налога можно в течение года с момента покупки товаров при условии их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС в течение трех месяцев со дня приобретения. При выполнении таких условий организации розничной торговли могут принять НДС, исчисленный по проданным иностранцам товарам, к вычету.
Между тем, с 1 января 2019 года ставка НДС повышена с 18% до 20%, но сохранены налоговые льготы в виде освобождения от налога, а также ставки НДС в размере 0% и 10%. Также скорректирован порядок восстановления принятого к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий и бюджетных инвестиций, и уточнены правила определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидок, предоставляемых отдельным потребителям.
Согласно Распорядку работы депутатов Госдумы на весеннюю сессию парламентарии еще продолжают взаимодействовать с избирателями, но работа в рамках пленарных заседаний, заседаний Совета Госдумы, комитетов, комиссий и фракций уже завершена. Однако проведенный краткий анализ небольшой части законов, принятых за время работы Госдумы VII созыва, показывает, насколько ее законодательная деятельность была плодотворной, важной и полезной для граждан и бизнеса.