какие занятия в доу не требуют повышенной познавательной активности
Познавательная активность дошкольников с применением современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
Светлана Фомина
Познавательная активность дошкольников с применением современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
Тема: Познавательная активность дошкольников с применением современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО.
2 слайд «Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Актуальность: Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных.
В настоящее время на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста применяются различные технологии, позволяющие эффективно воздействовать на различные аспекты познавательной сферы детей.
Внедрение педагогических технологий осуществляется весьма активно и требует осмысления. Большинство ученых понимают под педагогической технологией комплекс психолого-педагогических методов, приемов и средств, позволяющих методически оснастить и организовать воспитательно-образовательный процесс.
Познание –это единство трех составляющих:
— Практической деятельности
— Формирование теоретических понятий
Цель познавательного развития: развитие познавательных интересов и познавательных способностей.
Компоненты познавательного интереса:
— Эмоциональные – переживание радости познания. Успеха, гордости за свои достижения, удовлетворенность деятельностью
— Творческие – озарение, воображение, создание новых моделей, образов.
Познавательные способности: представляют собой сочетание нескольких видов способностей, которые формируют содержание и организуют процесс протекания познания человека.
— Сенсорные-усвоение эталонов, их понятий и определений; ознакомление с разновидностями свойств предметов и их систематизация
— Интеллектуальные-действия наглядного моделирования, замещение предмета или явления моделью, овладение основами критического мышления
— Творческие-нахождение оригинальных способов и средств решения задач, придумывание сказки или истории, создание замысла игры или рисунка
Познавательный интерес и способности содействуют повышению уровня познавательной инициативы у ребенка.
Компонентами познавательнойинициативы выступают два аспекта:
— познавательный (любопытство, любознательность, процесс решения задач, творческая деятельность)
— мотивационный (потребность в новых впечатлениях, в исследовании, в решении противоречий, в поиске истины)
Исходя особенностей психического развития дошкольников, познавательное развитие ребенка должно следовать по пути разворачивания определенных стадий
Познавательный интерес
Познавательная активность
Определяя характеристики личности ребенка, которые необходимо сформировать в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие», ФГОС ДО ориентирует нас на развитие у детей любознательности, наблюдательности, умение выявлять элементарные причинно-следственные связи и желание экспериментировать.
Задачи: познавательного развития дошкольника включают в себя:
— развитие любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают
— овладение ребенком основными культурными способами деятельности;
— проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
— овладение установкой положительного отношения к миру в целом; развитие речи, воображения, воли, познавательной активности;
— овладение социальными нормами.
Данные целевые ориентиры представляют нам личность дошкольника в целом.
Действительность такова, что внедрение педагогических технологий осуществляется весьма активно и требует осмысления. Технологичность необходима в связи с ускорением и изменением всех процессов и этапов образования и воспитания деятельности субъектов педагогического процесса.
Анализируя опыт применения технологий, которые позволяют развивать познавательную сферу детей дошкольного возраста, можно сделать вывод,что сегодня наиболее популярными стали:
Мультимедийные технологии
Элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Сегодня мы представим вам интеграцию ТРИЗ и квест-технологий с детьми старшего дошкольного
Квест становится все более популярной образовательной технологией, поскольку интересен детям
Квест сочетает в себе различные виды деятельности, а также позволяет педагогам незаметно для детей формировать задания.
В переводе с английского «quest» означает «поиск»
-Это игра с сюжетом, специальным образом организованный вид исследовательской деятельности.
Квест реализует образовательные задачи. Его сюжет построен на поиске объектов, людей, информации.
Квесты могут быть организованы в различных пространствах, например, в дошкольной организации, вне помещения– на территории ДО, в парках, музеях и т. д.
Для игры могут быть взяты задания различных уровней сложности, требующие особых навыков, а также формирующие универсальные познавательные компетентности.
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) была предложена Г. С. Альтшуллером в середине XX в., но в педагогику пришла только в 80е годы. В настоящее время многие педагоги, начиная с воспитателей и заканчивая преподавателями вузов, применяют данную технологию. Ее особенность в том, что целью является формирование мышления творческой личности, которая будет подготовлена к решению сложных задач в любых областях деятельности.
Проведя анализ различных творческих задач,автор ТРИЗ выделил три основных момента:
1. Постановка задачи и определение противоречия, которое мешает решению задачи обычными, уже известными путями.
2. Устранение причины противоречия с целью достижения нового, более высокого технического эффекта.
3. Использование других элементов усовершенствуемой системы в соответствии с измененным элементом (системе придается новая форма, соответствующая новой сущности).
Она подразумевает применение различных методов, которые позволяют эффективно внедрять идеи технологии.
Метод фокальных объектов– прием фантазирования, при котором исходному объекту приписываются свойства, ему изначально не присущие, зачастую фантастические.
Метод системного оператора заключается в построении систем и подсистем. Каждый объект раскладывается на подсистемы, а также сам рассматривается как ее часть. Таким образом дети изучают составные части объекта, его принадлежность, историю.
Метод ресурсов подразумевает, что вся система будет рассматриваться с точки зрения ресурсов и их производных, а также свойств. Метод противоречия основан на изучении одной и той же функции с нескольких сторон, т. е. при наличии определенного свойства, которое позволяет выполнять полезную функцию, обязательно должно быть свойство, обеспечивающее возможность не выполнять функцию вредную.
Метод фантазирования предполагает уменьшение, увеличение, ускорение, замедление, оживление, гиперболизацию, универсализацию предметов и т. д.
Метод мозгового штурма подразумевает наличие идей, которые рассматриваются с точки зрения «хорошо плохо». Результаты мозгового штурма должны быть обязательно представлены в виде продуктивной деятельности.
Метод эвроритма–прием фантазирования по алгоритму:
• функция и противоречия в данном объекте;
•анализ ситуации: данный объект на Земле остался одинединственный. Какие последствия могут быть?
•анализ ситуации: объект исчез. Как будет выполняться функция?
•анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;
• придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими.
Метод «Данетка»основан на одноименной игре: дети могут задавать вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет». Задачи решаются постепенным сужением зоны поиска.
Комбинирование данных методик возможно, как в рамках одной задачи, так и во время всего образовательного процесса и является наиболее оптимальным вариантом построения занятия.
Интеграция технологий ТРИЗ и образовательного занятия может быть реализована путем выполнения заданий, решаемых методами ТРИЗ с элементами квеста. Примером такой интеграции может быть квест.
Фото с различными квестами
Сегодня в обществе фиксируется потребность в оснащении родителей педагогическими компетентностями, а семья рассматривается как социально-образовательный институт. Поэтому взаимодействие семьи и детского сада должно быть ориентировано на формирование активной социально-педагогической позиции родителей, на их активное включение в социально-образовательный процесс как полноценного члена триады-родитель-ребенок-педагог. Современная ДО является субъектом социального партнерства.
На наш взгляд, квест – это форма работы и детьми и с родителями, которая позволяет увеличить и количество о некой компетенции. Квест повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность.
Таким образом, условия развития познавательной активности, подъём её на более высокий уровень – это практические, исследовательские действия ребёнка-дошкольника. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом, новыми постижениями, окрашенными яркими эмоциями. Старшие дошкольники в ДОУ получают старт развитию мотивов учения, вводных навыков и обучаемости, достигают должного уровня формирования всех аспектов готовности к школьному обучению, накопив значительный познавательный опыт во время занятий в детском саду. Задачи развития познавательной активности у детей дошкольного возраста можно решить специально-организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общения ребенка со взрослыми.
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Елена Ширшова
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Что дает познавательная деятельность. В детских учреждениях должно быть все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста,а именно:
• к объему образовательной программы и ее структуре;
• к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;
• к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.
Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.
1. Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
2. Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развитие творческих задатков и воображения.
3. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.
Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ,относятся:
• личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
• применение различных дидактических заданий и игр;
• использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения,как: «собери грибочки», «понюхаем цветочки», «лучики-лучики». После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.
С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.
Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет. А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака,к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.
Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды». Условия возникновения.
Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: » Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» При развитии речевого слуха работа.
Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.
Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.
Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.
План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.
Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.
Методы повышения познавательной активности дошкольников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
О. Д. Бугаева воспитатель МКДОУ №14«Мишутка»
Карачаевского городского округа
«Методы повышения познавательной активности дошкольников».
Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сох p анение с a моценности, неповторимости дошкольного периода детства. Реализация этой задачи o бъективн o требует качественно нового подхода к o бучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. O бучение детей должно быть развивающим, увлекательным, п po блемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
П o ст a нда p ту д o школьн o го образования п o строение образовательной деятельности должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; способствовать формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; активизировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Анализируя перечисленное, можно сделать вывод, что основная задача педагога — создать условия, «провоцирующие» интерес, любопытство.
Дошкольник – по своей сути исследователь окружающего мира. Ему интересно всё неизведанное, необычное. Он с восторгом, эмоционально воспринимает ту информацию, которую добыл сам в своих опытах, играх, умозаключениях. Поэтому мы стараемся так строить свои занятия, чтобы максимально удержать его внимание, увлечённость процессом познавательной деятельности.
Познавательная деятельность – это активная деятельность ребёнка по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребёнка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребёнка.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений. Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребёнка деятельности, в первую очередь игровой. Чем младше ребёнок, тем больше используется игровых и практических приёмов.
Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятельности. Мотивация бывает разная: практическая, игровая, познавательная.
Мотивационная сфера ребёнка довольно разнообразна. Основываясь на интересе к миру взрослых, подражательности малышей, мы используем на занятиях сюжетно – ролевые игры, предлагаем ребятам стать художниками – иллюстраторами, архитекторами, скульпторами, покупателями в магазине и т. д.
При продумывании игровой ситуации учитываем знания детей, интересы, игровой опыт, представляем, какие конкретные задачи решаются во время НОД при использовании того или иного игрового приёма.
Методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)
Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
Метод моделирования и конструирования.
Решение логических задач.
Экспериментирование и опыты.
Методы повышения творческой активности (проф. Н. Н. Поддьяков)
Эмоциональная насыщенность окружения.
Мотивирование детской деятельности.
Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
Проблемные ситуации и задачи.
Неясные знания (догадки).
В рамках данной статьи мы не будем углубляться в теорию, а постараемся поделиться практическими способами мотивации дошкольника к познавательной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию. В этом возрасте наиболее эффективной является технология проблемного обучения, так как она направлена в первую очередь на то, чтобы ребёнок самостоятельно добывал знания и учился применять их в решении новых познавательных задач.
Проблемное обучение – это такая организация НОД, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников по их разрешению, в результате чего и происходит самостоятельное творческое овладение знаниями, развитие мыслительных способностей.
Для повышения познавательной активности мы используем:
— Занятия, на которых присутствует элемент соревнования (на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и др.
— Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
— Занятия – концерты, где используются и стихи, и песни, и танцы на определённую тему.
— Занятия – «экскурсии» в различные музеи дают возможность детям взаимообучаться. Дети выступают в роли экскурсоводов, заранее подготовив сообщение на какую либо тему.
Дети делятся на команды, которые потом соревнуются друг с другом. Организация такого вида занятий не требует больших затрат времени и средств. Из картонного круга и короткого карандаша изготовили волчок со стрелочкой, разноцветные конверты с вопросами – и вся атрибутика для игры «Что? Где? Когда?» готова.
— Занятия в форме квест – игры. Квест – это увлекательнейшее приключение, игра. Перемещаясь по станциям, команда выполняет задание и получает подсказки, где искать следующее задание. Педагогом заранее разрабатывается сценарий, маршрут, продумываются задания, награда, используются «неизведанные» уголки образовательного пространства.
При создании таких интеллектуальных карт педагог как бы идёт за логикой ребёнка, иногда задавая наводящие вопросы: « Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить?». Таким образом, используя создание детьми интеллектуальных карт, мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.
Применение метода интеллект – карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.
Таким образом, в педагогике существует множество методов и приёмов, повышающих познавательную активность детей и в НОД, и в самостоятельной деятельности. Педагог сам выбирает наиболее подходящие методы именно для детей своей группы, учитывая имеющиеся знания и умения, интересы, игровой опыт детей.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика
Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками //Вопр. психологии. 1982 № 4 С. 18-35.
Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968.-№ 7.
Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.
Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Дис. д-ра психол. наук. М.: Ф-т психологии МГУ, 2001 Электр. версия: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar.