какие запчасти не подлежат возврату и обмену по закону
Какие запчасти не подлежат возврату и обмену по закону
В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступают обращения граждан на нарушение их прав при приобретении запасных частей на автомобили. Так, например, потребитель приобрел стеклоподъемник на автомобиль ВАЗ и через некоторое время решил вернуть его в магазин, как не подошедший по характеристикам. Другой потребитель приобрел автодеталь на двигатель иномарки, при установке которой выяснилось, что она не подходит по параметрам, при этом никакой сопроводительной документации о детали нет. В обоих случаях у потребителей не оказалось на руках документов, подтверждающих факт покупки (кассовый или товарный чек). Уважаемые потребители, приобретая автозапчасть, вы рассчитываете на достижение определенной цели – использовать ее в качестве ремонта автомобиля или в качестве дополнительного оборудования, возможно с помощью нее улучшить какие-либо технические характеристики автомобиля. Но ситуации бывают разные и, естественно, не всегда получается приобретать автозапчасть, имея при этом автомобиль, которому она предназначается. В связи с этим возможны ситуации, когда автозапчасть может просто не подойти. Выход их таких ситуаций предусмотрен действующим законодательством, и многих курьезов можно избежать, если еще до покупки грамотно воспользоваться предоставленными действующим законодательством правами потребителя, поскольку в некоторых случаях именно от них порой зависит – возникнет ли ситуация «товар не подходит». Речь идет о правах потребителя на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах. Прежде всего, любая информация, представленная о товаре должна быть на русском языке. Поэтому, если предоставлена инструкция по эксплуатации без перевода на русский язык – право потребителя требовать документ на русском языке или отказаться от покупки. Более того, согласно постановлению Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 с 1 июля 1998 г. продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке вообще запрещена. На этот случай Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца. В ст. 12 Закона указывается, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда. Что же делать в случае, когда в приобретенной автозапчасти каких-либо недостатков не обнаружено, просто она или не понравилась спустя какое-то время, или не подходит по цвету, размерам и некоторым другим параметрам, но, несмотря на это автозапчасть надлежащего качества. Закон РФ «О защите прав потребителей» в этом случае идет навстречу интересам потребителей и предусматривает определенные права покупателей. 2) Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Первое условие является обязательным и его невыполнение влечет отказ продавца удовлетворить требование. Поэтому, если например, установили запчасть и тем самым нарушили какие-либо ее первоначальные свойства – испачкали, поцарапали или иным образом испортили ее товарный вид, или оторвали ярлыки, то рассчитывать на обмен такой автозапчасти (при условии ее надлежащего качества) потребитель не вправе. Следует обратить внимание, что в Законе РФ «О защите прав потребителей» предусматривается именно право на обмен товара надлежащего качества, неподходящего по указанным выше причинам. Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы потребитель вправе только в одном единственном случае – если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Таким образом, при соблюдении всех вышеназванных условий потребитель вправе рассчитывать на обмен товара надлежащего качества или возврат уплаченной за него суммы. Уважаемые потребители, помните, ваша сила – в знании закона. Знайте и умело пользуйтесь своими правами потребителя, а в случае возникновения конфликтов с продавцами, обращайтесь за консультациями в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай. Специалисты готовы выслушать вас и овтетить на вопросы, относящиеся к компетенции служб по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00 по телефону: (38822)64241. |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 1627 гостей онлайн | |
Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарственные препараты | К первой части относятся предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми |
Предметы личной гигиены | Зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары |
Парфюмерно-косметические товары | – |
Текстильные товары Строительные и отделочные материалы Другие товары, цена которых определяется за единицу длины | Хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей – ленты, тесьма, кружево и др. Провода, шнуры, кабели Линолеум, пленка, ковровые покрытия и др. – |
Швейные и трикотажные изделия | Изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные |
Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами | Посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования |
Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты | – |
Мебельные гарнитуры бытового назначения | – |
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и/или драгоценных камней, ограненные драгоценные камни | |
Автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты к автомобилям и мотовелотоварам,ВыводКак видно, по сравнению с прежним Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества 1998 года новый с 2021 года мало поменяли. С 1 января 2021 года продавец не обязан менять только те технически сложные бытовые товары надлежащего качества, гарантия на которые составляет 1 год и более. Ранее для отказа покупателю на обмен было само наличие гарантии, а не её срок. Правила и порядок возврата автозапчастей обратно в магазинВозврат автозапчастей в магазин допускается по закону. Это значит, что вы можете отказаться от покупки, но с учетом некоторых ограничений. Узнайте, какие автозапчасти можно вернуть в магазин и как действовать, если их не принимают обратно. В статье расскажем: Возврат автозапчастей – нормативная базаАвтозапчасти — непродовольственный товар, поэтому правила их покупки и возврата регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992. Список автозапчастей, не подлежащих обмену и возвратуЭтот перечень автозапчастей содержит уникальный код из цифр и букв, в котором зашифрована информация о производителе и модели. Эта комбинация должна быть единой для всех деталей автомобиля, поэтому возврат отдельной запчасти не допускается. Условия возвратаВ течение какого периода и каких случаях можно вернуть автозапчасти, зависит от их состояния и способа покупки. Надлежащее качествоЕсли у приобретенных деталей отсутствуют дефекты, вы можете обменять или вернуть товар на общих условиях ст. 25 ЗоПП — если автозапчасть не подошла или вы просто передумали. Вернуть автозапчасть в магазин можно при следующих условиях: В последнем случае вы можете предъявить чек или квитанцию, но если вы их потеряли, допускается любое документальное подтверждение факта покупки в конкретном магазине, например, выписка из банковского счета. Также можно использовать свидетельские показания (п.3 ч.1 ст. 25 ЗоПП) или записи с камер видеонаблюдения. Вернуть деньги можно, если нельзя произвести обмен — аналогичной запчасти нет на складе. Также стороны могут договориться о том, что продавец предупредит покупателя о поступлении нужной автозапчасти и произведет обмен, не выставляя его на витрину. Бракованные автозапчастиЕсли приобретенная автозапчасть оказалася с дефектом, согласно ч.1 ст. 18 ЗоПП, вы можете: При этом, в первую очередь, вам предложат безвозмездное устранение недостатков и только в том случае, если запасная часть не подлежит ремонту либо дефект возник снова, вы можете требовать обмена на качественный товар или возврата денег. ЭкспертизаТребования о ремонте или обмене могут быть удовлетворены только в том случае, если дефект возник не по вине покупателя. Если стороны не могут прийти к согласию о причинах проблемы, назначается независимая экспертиза за счет продавца (п.2 ч.5 ст. 18 ЗоПП). Но если в заключении будет указано, что дефект возник по вашей вине, вам придется возместить расходы на проверку. Вы имеете право присутствовать на процедуре, поэтому, если вас не предупредили о месте и времени ее проведения — это основание для оспаривания результатов. Также это возможно, если вы не согласны с выводами эксперта, но только в судебном порядке. Если продавец отказывается провести экспертизу, вы можете заказать ее за свой счет. Требование об уведомлении продавца остается обязательным, а если результаты покажут, что дефект возник не по вашей вине, расходы на процедуру подлежат возмещению продавцом. Купленные в интернет-магазинеПорядок возврата автозапчастей, купленных дистанционно, регламентируется ст. 26.1 ЗоПП, согласно которому вы можете вернуть запчасть: Продавец обязан предоставить информацию о правилах обмена и возврата в письменной форме. Если такая памятка отсутствует в посылке, срок отказа от покупки увеличивается до 3-х месяцев. При этом нужно учитывать, что, согласно п.4 ч.4 ст. 26.1 ЗоПП, из возвращаемых денег будет вычтена сумма расходов на доставку автозапчасти обратно продавцу. Если вы оплачивали и первую доставку, это может быть существенная сумма. После установкиСледы эксплуатации — основание для отказа в приеме автозапчасти обратно. Если вы уже установили автозапчасть, и она оказалась с дефектом, вы можете претендовать только на гарантийный ремонт. Обязательное условие — недостаток возник не по вашей вине. Если причина появления дефекта заключается в неправильной эксплуатации, право на претензию аннулируется. Сроки возвратаЕсли речь идет об автозапчастях надлежащего качества, срок для возврата — 14 дней с момента их получения. Отсчет ведется в календарных днях с даты получения автозапчасти. Если вы заказывали доставку онлайн, течение сроков начинается не с даты, указанной в чеке, а с даты, когда запасную часть доставили. Обратиться с претензиями в случае покупки некачественного товара, вы можете в течение всего гарантийного срока. Если он отсутствует — в течение 2-х лет с момента покупки (п.2 ч.1 ст. 19 ЗоПП). Сроки исполнения требований магазиномЕсли вы обратились с возвратом качественного товара, обмен производиться немедленно при условии, что подходящая деталь имеется в продаже. При ее отсутствии продавец обязан вернуть уплаченную сумму за товар в течение 3-х дней с момента обращения (ч.2 ст. 25 ЗоПП). При обращении за бесплатным ремонтом, он должен быть произведен в течение 45 дней (ч.1 ст. 20 ЗоПП). Данный срок может быть увеличен при необходимости, но только в случае согласия сторон. На период восстановительных работ, течение гарантийного срока останавливается, в случае замены некачественного товара — отсчет начинается заново. Требование о возврате денег или обмене должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента его предъявления (ст. 22 ЗоПП). В случае нарушения продавцом установленных сроков удовлетворения претензий, магазину начисляется неустойка в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки (ч.1 ст. 23 ЗоПП). Порядок возвратаЧтобы вернуть автозапчасть продавцу или отдать ее в ремонт, нужно передать продавцу товар с заявлением о возврате, а также перечень документов. Заявление на возврат товараЗаявление пишется в свободной форме с указанием: В крупных магазинах есть собственные шаблоны заявлений, поэтому вам нужно просто устно уведомить о своем намерении вернуть товар. Продавец сам заполнит заявление, распечатает его и отдаст на подпись. Если вы будете самостоятельно составлять документ, можете воспользоваться нашим образцом. Заявление составляется в 2-х экземплярах и подается лично (с отметкой о принятии продавцом) либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. ДокументыВместе с заявлением нужно представить продавцу: При отсутствии последнего можете представить свидетельские показания либо записи с камер видеонаблюдения. Если нет возможности представить ничего из перечисленного, можно затребовать второй экземпляр чека, который сохранился у продавца. В этом случае необходимо точно указать дату и время совершения покупки. Акт дефектовки автозапчасти для возвратаЕсли возвращается некачественный товар и проводится экспертиза для определения причины возникновения недостатка, составляется акт дефектовки — юридический документ, который удостоверяет техническую неисправность товара. Он не содержит информацию о стоимости, но является основанием для составления сметы ремонта. На его основании эксперты делают заключение о необходимости ремонта, полной замене автозапчасти или смене отдельных ее частей. В акте дефектовки указывается: Если магазин отказывает в возвратеЕсли в течение 10 дней продавец не ответил по заявлению или отказался принимать товар, вы можете инициировать спор с ним. Досудебная претензияПеред тем, как обращаться в суд, нужно направить продавцу досудебную претензию с требованием о соблюдении прав потребителя. Документ составляется в свободной форме, в нем указываются те же данные, что и в заявлении: Претензия составляется в 2-х экземплярах, один из которых можно подать в магазин лично (с отметкой о принятии) либо направить заказным письмом. Срок ответа на досудебное обращение — 30 дней с даты получения. Обращение в судЕсли в течение указанного срока не поступил ответ от продавца либо он был отрицательным, вы можете обратиться в суд и получить не только сумму, потраченную на автозапчасть, но также: Таким образом, обращение в суд предполагает получение суммы, существенно превышающей стоимость возвращаемого товара. Исковое заявление составляется по нормам ст. 131 ГПК РФ с указанием: Количество экземпляров искового заявления должно соответствовать числу сторон судебного дела. К нему прилагается: Исковое заявление также можно подать лично в судебную канцелярию либо направить заказным письмом. Судебная практикаРассмотрим пример из судебной практики. Сокольский районный суд Вологодской области рассмотрел дело № 2-35/2016, по которому истец требовал возврата уплаченной суммы за двигатель и компенсации ущерба. Согласно материалам дела истец купил у ответчика двигатель, бывший в употреблении, но на который продавец дал гарантию 14 дней. При установке истец запросил проверку натяжки ремня ГМО и удостоверился в их исправности. Однако после завершения процедуры ему поступил звонок из СТО и сообщили, что при первом запуске двигателя оборвался ремень ГРМ, погнуло клапаны газораспределительного механизма. Далее истец заказывал дополнительные детали для ремонта, но в итоге двигатель все равно оказался нерабочим. В результате таких действий была составлена претензия продавцу с требованием о возврате денежных средств и компенсации понесенных расходов, в чем ему было отказано. Рассмотрев материалы дела, суд постановил расторгнуть договор купли-продажи и вернуть истцу сумму, уплаченную за двигатель, а также компенсировать ему расходы на приобретение запасных частей, а также ремонт и установку двигателя. Также суд постановил взыскать с ответчика в пользу истца: Ответы юриста на частные вопросыЗаключение экспертаЕсли магазин отказывается принимать товар обратно, пишется досудебная претензия, далее подается иск в суд.
|