какие зарплаты в росфинмониторинге
В России растет спрос на финансовых разведчиков
Выпускница Института финансово-экономической безопасности (ИФЭБ) при Московском инженерно-физическом институте Дарья Чуракова одна из первых получила диплом по новой отечественной специальности «финансово-экономическая безопасность» в 2012 г. Сейчас она дописывает кандидатскую диссертацию, которая посвящена анализу данных по финансовому мониторингу, а после защиты планирует работать в одной из банковских или государственных структур. Чуракова уверена, что проблем с трудоустройством у нее не будет: «Работодатели уже не раз обращались с предложениями о работе и ждут меня, и мои однокурсники еще до защиты диплома хорошо представляли, где будут работать».
Отдельного названия у профессии нет, сами же выпускники называют себя «финансовыми разведчиками», рассказывает Чуракова.
Спрос на финансовых разведчиков растет, констатирует старший менеджер отдела кибербезопасности PricewaterhouseCoopers (PwC) Владимир Наймарк. Только за последний год инвестиции российского бизнеса в безопасность выросли, по его оценке, в среднем на 30%. Компаниям нужны специалисты широкого профиля, которые не только специализируются на финансовой безопасности (например, способны предотвратить незаконный вывод денег из компании), но и имеют много сопутствующих знаний, рассказывает Наймарк. Банковские и страховые компании, стремясь сэкономить, уходят в онлайн, а значит, автоматически растут риски кибератак, приводит он пример.
На востребованность таких специалистов повлияло и изменение российского законодательства в области финансового контроля.
Специалисты широкого профиля
Задача финансового разведчика – предотвращать отмывание денег и финансирование терроризма, отслеживать и пресекать нелегальные финансовые потоки, бороться с киберпреступностью и экстремизмом, рассказывает замдиректора ИФЭБ по международной деятельности Елена Писарчик.
В «Яндекс.Деньгах» при помощи IT-системы финансовые разведчики анализируют данные 22 млн пользователей, рассказывает представитель компании Евгения Арнаутова. Это позволяет заранее наметить возможные схемы отмывания денег и проверить информацию о лицах, которые теоретически могут быть связаны с террористами или экстремистами. Перечень организаций и имен людей, занимающихся такой нелегальной деятельностью, сотрудники «Яндекс.Денег» получают в Росфинмониторинге.
Кадры для друзей
50 специалистов для Индии, Китая, Армении и других стран готовит ИФЭБ по заказу от Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, говорит Писарчик
В Qiwi, владеющей одноименной платежной системой, трудятся 10 финансовых разведчиков, рассказывает начальник отдела финансового мониторинга группы Qiwi Максим Белоконь. Они контролируют законность денежных потоков.
Востребованы финансовые разведчики и в инвестиционных компаниях: выпускник с такой специальностью может со временем стать аналитиком инвестиционного департамента, операционным директором или сотрудником юридического отдела, допускает представитель А1.
Опыт важнее диплома
К концу этого учебного года общее количество финансовых разведчиков, которых выпустит ИФЭБ, достигнет 250 человек. Но специалисты такого профиля выпускались, конечно, и прежде, несмотря на отсутствие специального вуза.
Поначалу компании принимали в отделы финансового мониторинга людей разных специальностей. В основном это были юристы, специалисты служб безопасности и внутреннего контроля банков, рассказывает Арнаутова. Тонкостям профессии финансового разведчика они обучались по ходу дела: анализировали финансовые схемы, сравнивали финансовую и юридическую картины происходящего в компаниях, параллельно выстраивая отношения с регулятором.
Чтобы заниматься этой профессией, диплом финансового разведчика иметь не обязательно, а вот опыт работы в банке весьма желателен, замечает директор Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. Из четырех финансовых разведчиков, работающих в «Яндекс.Деньгах», только двое с профильным образованием. Остальные пришли в компанию из отделов внутреннего мониторинга российских банков. ЦБ еще в 2004 г. прописал требования к сотрудникам таких отделов: ими могут быть только специалисты с высшим образованием и с опытом работы с банковскими операциями не меньше одного года. Сотрудники отдела финансового мониторинга любого банка должны обязательно получить высшее экономическое или юридическое образование, подтверждает представитель банка «Хоумкредит» Ирэн Шкаровская – таково требование ЦБ.
В Qiwi работают три выпускника ИФЭБ, говорит представитель компании.
Сколько стоит разведчик
Ни одна из опрошенных «Ведомостями» компаний не согласилась раскрыть данные о диапазоне зарплат финансовых разведчиков. Но HR-специалисты высоко оценивают квалификацию таких сотрудников и утверждают, что их навыки предполагают высокий уровень оплаты труда.
Средняя зарплата новоиспеченного специалиста в области финансового мониторинга или финансовой безопасности в Москве – 66 000 руб., говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter. У кандидатов с трехлетним опытом работы и более узкой специализацией уровень оплаты труда может достигать 95 000 руб., а у специалиста с опытом работы более шести лет предел – 150 000 руб. Ежемесячный доход руководителя службы финансового мониторинга, по данным HeadHunter, составляет как минимум 180 000 руб.
По словам представителя Qiwi, максимальная зарплата уникального специалиста, занимающегося финансовой разведкой, может достигать и 350 000 руб. в месяц.
В Санкт-Петербурге зарплаты специалистов ниже на 20–25%, а в других регионах – на 40–60%, говорит Игнатова.
В госструктуры за связями
Какие зарплаты в росфинмониторинге
ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО
АППАРАТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ, ОПЛАТА ТРУДА КОТОРЫХ
ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ
ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
1.2. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
1.4. Расходы, связанные с выплатами по настоящим Условиям оплаты труда, производятся в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, предусмотренных на оплату труда работников.
II. Порядок и условия оплаты труда работников,
занимающих должности служащих
2.1. Рекомендуемые размеры должностных окладов работников, занимающих должности служащих, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим Профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.06.2008, регистрационный N 11858).
¦- 1 квалификационный уровень ¦3 300,00 руб. ¦
¦- 1 квалификационный уровень ¦4 500,00 руб. ¦
¦- 2 квалификационный уровень ¦5 200,00 руб. ¦
¦- 4 квалификационный уровень ¦5 500,00 руб. ¦
¦- 1 квалификационный уровень ¦5 500,00 руб. ¦
¦- 1 квалификационный уровень ¦6 300,00 руб. ¦
¦- 2 квалификационный уровень ¦7 600,00 руб. ¦
¦- 3 квалификационный уровень ¦9 500,00 руб. ¦
2.2. При установлении условий оплаты труда к окладам работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, применяются повышающие коэффициенты к должностным окладам:
— повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;
— персональный повышающий коэффициент к окладу;
— повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет.
Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем Росфинмониторинга или руководителем территориального органа Росфинмониторинга.
Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера должностного оклада по должности на повышающий коэффициент.
Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.
Данные выплаты производятся за счет и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, предусмотренных на оплату труда работников.
2.3. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности.
Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности устанавливается работникам в следующих размерах:
¦ Профессиональные ¦ Рекомендуемый размер повышающего ¦
¦ квалификационные группы ¦ коэффициента к окладу по занимаемой ¦
¦- 1 квалификационный уровень ¦ 0,50 ¦
¦- 1 квалификационный уровень ¦ 0,70 ¦
¦- 2 квалификационный уровень ¦ 0,90 ¦
¦- 4 квалификационный уровень ¦ 0,95 ¦
¦- 1 квалификационный уровень ¦ 1,00 ¦
¦- 1 квалификационный уровень ¦ 1,25 ¦
¦- 2 квалификационный уровень ¦ 1,30 ¦
¦- 3 квалификационный уровень ¦ 1,35 ¦
2.4. Персональный повышающий коэффициент к окладу.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к должностному окладу и его размерах принимается руководителем Росфинмониторинга, руководителями территориальных органов Росфинмониторинга персонально в отношении конкретного работника, работающего в центральном аппарате или в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в Росфинмониторинге и других факторов. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента для служащих первого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих первого уровня» до 2,0, для остальных служащих до 0,3.
2.5. Рекомендуемый повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет.
Повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет устанавливается работникам в зависимости от общего количества проработанных лет в федеральных государственных органах и территориальных органах федеральных государственных органов:
2.6. Служащим устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой 4 настоящих Условий оплаты труда.
2.7. Служащим устанавливаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой 5 настоящих Условий оплаты труда.
III. Порядок и условия оплаты труда работников,
осуществляющих профессиональную деятельность
по профессиям рабочих
3.1. Рекомендуемые размеры окладов работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, устанавливаются в следующих размерах:
1 разряд работ в соответствии с Единым тарифно-
квалификационным справочником работ и профессий рабочих
2 разряд работ в соответствии с Единым тарифно-
квалификационным справочником работ и профессий рабочих
3 разряд работ в соответствии с Единым тарифно-
квалификационным справочником работ и профессий рабочих
4 разряд работ в соответствии с Единым тарифно-
квалификационным справочником работ и профессий рабочих
5 разряд работ в соответствии с Единым тарифно-
квалификационным справочником работ и профессий рабочих
6 разряд работ в соответствии с Единым тарифно-
квалификационным справочником работ и профессий рабочих
7 разряд работ в соответствии с Единым тарифно-
квалификационным справочником работ и профессий рабочих
8 разряд работ в соответствии с Единым тарифно-
квалификационным справочником работ и профессий рабочих
3.2. При установлении условий оплаты труда рабочим центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, применяются повышающие коэффициенты к должностным окладам:
— персональный повышающий коэффициент к окладу;
— повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет.
Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера должностного оклада рабочего на повышающий коэффициент.
Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.
Повышающие коэффициенты к окладу устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Данные выплаты производятся за счет и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, предусмотренных на оплату труда работников.
3.4. Рекомендуемый повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет устанавливается работникам в зависимости от общего количества проработанных лет в федеральных государственных органах и территориальных органах федеральных государственных органов:
3.5. Рабочим устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой 4 настоящих Условий оплаты труда.
3.6. Рабочим устанавливаются выплаты стимулирующего характера и премии, предусмотренные главой 5 настоящих Условий оплаты труда.
IV. Порядок и условия установления
выплат компенсационного характера
4.1. Выплаты компенсационного характера устанавливаются на основе перечня видов выплат компенсационного характера, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных организациях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 04.02.2008, регистрационный N 11081).
4.2. Работникам центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:
— выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
— надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, работникам территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, могут быть установлены выплаты компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условия их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3. Доплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается работнику при совмещении им профессий (должностей). Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
4.4. Доплата за расширение зон обслуживания устанавливается работнику при расширении зон обслуживания. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
4.5. Доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается работнику в случае увеличения установленного ему объема работы или возложения на него обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом и (или) объема дополнительной работы.
4.6. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливаются в размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
4.7. Доплата за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.
Расчет часового оклада (должностного оклада) за час работы определяется путем деления оклада (должностного оклада) работника на среднемесячное количество рабочих часов, в соответствующем календарном году исходя из установленной продолжительности рабочей недели.
4.8. Доплата за работу в выходные дни и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
4.10. Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении к окладу, применяются к должностным окладам без учета повышающих коэффициентов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.11. Указанные в п. 4.2 выплаты производятся за счет и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, предусмотренных на оплату труда работников.
V. Порядок и условия выплат стимулирующего характера
5.1. В целях поощрения работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.02.2008, регистрационный N 11080), могут устанавливаться следующие выплаты и премии:
— премия по итогам работы за месяц;
— премия по итогам работы за год;
— выплата за качество выполнения работ;
— премия за выполнение особо важных и срочных работ;
— премия за интенсивность и высокие результаты работы.
5.2. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя Росфинмониторинга и руководителей территориальных органов.
При определении размеров выплат стимулирующего характера учитываются:
— успешное и добросовестное исполнение работником своих обязанностей в соответствующем периоде;
— инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
— выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса;
— участие в выполнении особо важных работ и мероприятий.
5.3. Размер премии определяется исходя из результатов деятельности работника и максимальным размером не ограничивается.
5.4. В качестве расчетного периода для начисления премии принимается отработанное время, равное месяцу, году.
5.5. Премии за выполнение особо важных и срочных работ выплачиваются работникам единовременно по итогам выполнения особо важных и срочных работ с целью поощрения работников за оперативность и качественный результат труда.
5.6. Премия за интенсивность и высокие результаты работы выплачивается работникам единовременно. При премировании учитывается:
— интенсивность и напряженность работы;
— особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной, бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения объекта).
5.7. Работники, поступившие на работу в центральный аппарат или территориальный орган Росфинмониторинга в течение периода, принятого в качестве расчетного для начисления премий, могут быть премированы с учетом их трудового вклада и фактически отработанного времени.
5.8. Работникам, проработавшим неполный период, принятый в качестве расчетного для выплаты премии в связи с призывом в Вооруженные Силы Российской Федерации, переводом на другую работу, поступлением в учебные заведения, увольнением по сокращению численности или штата, уходом на пенсию, предоставлением отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и другим уважительным причинам, выплата премий производится за фактически отработанное время в данном периоде.
5.9. Премирование работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, осуществляется на основании Приказа руководителя Росфинмониторинга или руководителя территориального органа Росфинмониторинга.
5.10. Выплата единовременных премий работникам производится при наличии экономии средств и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, предусмотренных на оплату труда работников.
VI. Другие вопросы оплаты труда
6.1. Работникам центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений выплачивается материальная помощь в следующих случаях:
— при уходе в очередной отпуск в размере одного должностного оклада;
— при наступлении непредвиденных обстоятельств (несчастный случай, пожар, кража и др.), требующих значительных затрат денежных средств;
— в связи со смертью близких родственников (родителей жены или мужа, супруга(и), детей);
6.2. В случае смерти работника материальная помощь выплачивается его близким родственникам или иным лицам, представившим в центральный аппарат или территориальный орган Росфинмониторинга подтверждающие документы о понесенных затратах на похороны.
6.3. Общая сумма материальной помощи, выплачиваемая каждому работнику в течение календарного года, максимальным размером не ограничена.
6.4. Указанные в п. 6.1 и п. 6.2 выплаты производятся при наличии экономии средств и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, предусмотренных на оплату труда работников.
6.5. Оказание материальной помощи работникам производится по решению руководителя Росфинмониторинга или руководителей территориальных органов Росфинмониторинга.
Сотрудникам Федеральной пробирной палаты и Росфинмониторинга на год «заморозили» зарплаты
При обсуждении параметров федерального бюджета на 2021 год стало известно – федеральные чиновники, судьи и депутаты с помощниками остаются без повышения зарплат. В стране сложная ситуация с деньгами, и, вероятно, экономия на госаппарате – единственный возможный выход из ситуации. Мы разобрались, кого коснется заморозка индексации, кому точно поднимут зарплаты, а с кем до сих пор нет никакой ясности.
Кого коснется отмена индексации?
Ряд финансовых показателей в России индексируется (или должны индексироваться) каждый год на величину не меньше, чем инфляция. Например, пенсии, выплаты федеральным льготникам, денежное довольствие военнослужащих, и т.д. Кроме прочего, Трудовой кодекс РФ требует от работодателей ежегодно индексировать зарплаты работников – на величину не менее, чем инфляция.
Порядок индексации прописывает каждый работодатель отдельно – его можно вписать в трудовой договор, в коллективный договор или в какие-то еще локальные нормативные акты. И если работодатель откажется поднимать зарплату на эти 3-4% в год, его можно привлечь к ответственности. Правда, доказать это будет не так просто – например, он сможет выдать премию за индексацию, с точки зрения закона это может быть допустимым.
Куда сложнее все с теми, кто работает на государство – это и работники бюджетных учреждений, и чиновники (то есть, государственные служащие), и силовой блок. По каждому из этих блоков на 2021 год есть определенные планы.
Хуже всего придется государственным служащим – Госдума недавно приняла законопроект правительства, которым приостанавливается индексация окладов федеральных государственных служащих на 2021 год. В частности, изменения внесены в федеральный закон «О государственной гражданской службе» – его положения в части ежегодного увеличения оклада приостанавливают свое действие до 1 января 2022 года.
Тем не менее, это касается не такого большого числа чиновников – речь идет только о федеральных государственных служащих. Это те гражданские служащие, которые работают в федеральных органах исполнительной власти, а именно:
В прошлом году Минфин отчитался о том, что таких федеральных служащих в России – 603 тысячи человек. Соответственно, все они останутся в 2021 году без повышения зарплаты. По официальным данным, в 2018 году такие чиновники получали в среднем более 126 тысяч рублей в месяц.
Однако в России есть также 252 тысячи региональных гражданских и 395 тысяч муниципальных гражданских служащих – и в случае с ними принятый законопроект никак не затрагивает ежегодное повышение зарплаты. Предполагается, что решение об индексации их зарплат будет приниматься законодательными органами регионов. И регионы уже начинают принимать такие решения – например, в Пермском крае зарплаты региональных чиновников уже «заморозили» на ближайшие 3 года.
Кроме зарплат чиновников (то есть, представителей исполнительной власти), Госдума поддержала и проект закона о приостановке индексации зарплат судей на 2021 год
Дополнительно Госдума приняла еще один законопроект – им отменяется индексация зарплат депутатов Госдумы и членов Совета федерации, а также их помощников. Закон разрешает каждому народному избраннику получать из федерального бюджета 300 тысяч рублей в месяц на оплату труда своих помощников – именно эта сумма будет «заморожена» на год.
Кому точно повысят зарплаты?
В пояснительной записке к проекту закона о приостановке индексации зарплат чиновников Минфин указывает, что решение не коснется военнослужащих. Сегодня же стали известны подробности по вопросу индексации окладов сотрудников силовых органов.
Каждый год их денежное довольствие индексируется на величину инфляции за прошлый год, причем происходит это с 1 октября. В 2020 году денежное довольствие силовиков повысили всего на 3% – именно такую инфляцию за прошлый год насчитал Росстат. При этом заместитель министра обороны Татьяна Шевцова пообещала, что в 2021 году довольствие будет проиндексировано на 4% (на такую инфляцию ориентируется Банк России).
По факту, однако, цифра оказалась меньше – исходя из данных проекта бюджета на следующий год, силовикам с 1 октября 2021 года поднимут зарплаты всего на 3,7%. Вероятно, это окончательный прогноз по инфляции в России на 2020 год.
С другой стороны, несмотря на позицию представителей силового блока, индексацию их денежного довольствия так и не перенесли на более ранние месяцы – из-за того, что ее планируют на октябрь, всю прибавку по факту «съедает» инфляция первых 9 месяцев года. Однако в проекте бюджета дата индексации не меняется.
С кем все еще непонятно?
Больше всего вопросов вызывает индексация зарплат бюджетников – то есть, сотрудников бюджетных учреждений, в том числе образовательных, учреждений здравоохранения, культуры, спорта и т.д. Многие из них попадают под действие «Майских указов» президента России от 2012 года, однако по факту они не получают положенные им 100% или 200% от средней зарплаты по региону.
Однако вскоре ситуация может измениться. Сегодня Госдума приняла во втором чтении законопроект, который дает право правительству устанавливать отраслевые системы оплаты труда. Другими словами, правительство сможет вводить единую систему оплаты труда бюджетников в определенной сфере на федеральном уровне, и местные чиновники не смогут занижать им зарплаты.
Когда законопроект обсуждался, речь шла в первую очередь об установлении определенного соотношения между фиксированной частью оплаты труда (окладом) и общей ее суммой. Так, для учителей предлагается установить оклад в размере не менее 70% от общей зарплаты – которая согласно указам не может быть меньше 100% средней зарплаты по региону.
Правда, законопроект еще даже не принят окончательно, а даже после его принятия нужно будет ждать, пока правительство разработает новую систему оплаты труда для бюджетников. По самым предварительным подсчетам, первая система появится не раньше марта 2021 года, а когда она начнет действовать – вообще неизвестно.
Тем временем, Госдума отклонила законопроект, которым его автор (депутат КПРФ Олег Смолин) предлагает сразу установить базовый оклад учителей, младшего и среднего медперсонала на уровне 70% от средней зарплаты по региону, а оклады преподавателей вузов и врачей – на уровне 140% средней зарплаты. То есть, фактически он и предлагал то, что обещают сделать после принятия законопроекта.
В Госдуме законопроект раскритиковали – во-первых, он касается только некоторых категорий работников, а во-вторых, для части из них его принятие будет означать даже снижение оклада (то есть, сейчас они получают больше 70% или 140% средней зарплаты по региону).
Что касается индексации зарплат тех, кто попадает под «Майские указы» в регионах, здесь все зависит от властей субъектов РФ – они могут объявить об индексации зарплаты уже с начала года, но все обычно упирается в финансовые возможности региональных бюджетов.