какие защитные механизмы выделил з фрейд
Защитные механизмы по Фрейду с примерами
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие представления о защитных механизмах с точки зрения Зигмунда Фрейда
Согласно теории Зигмунда Фрейда защитные механизмы – это определенные реакции мозга на существующие внешние раздражители, возникающие на бессознательном уровне. Путем искажения реальности они способствуют снижению угрозы стресса и тревожных проявлений.
Источниками стресса в данной ситуации выступают общественные нормы и правила, оказывающие давление на человека и приводящие к возникновению тревоги, стресса и депрессии.
Основной целью действия защитных психологических механизмов является ограждение человека от возможных переживаний, вызываемых противоречиями между социальными требованиями и личными взглядами человека.
Виды защитных механизмов
В связи с тем, что у каждого человека существуют индивидуальные особенности, реакция на те или иные события у каждого индивидуальная. В связи с этим исследователями были выделены различные виды защитных механизмов. К ним относят:
Основные свойства защитных механизмов и их проявления
Рассмотрим свойства и особенности защитных механизмов более подробно.
Готовые работы на аналогичную тему
Примером отражения механизма вытеснения в реальной жизни может выступать ситуация в которой добропорядочный супруг, в силу имеющихся у него моральных принципов, не допускает даже малейшей возможности измены в супружеской жизни. Он всячески избегает и вытесняет мысли и фантазии на данную тему. Однако совершенно не исключено, что данный запрет не будет находить свое проявление во сне.
Примером проявления данного механизма может служить ситуация, в которой студент или ученик не приготовились к экзамену. Полученную плохую отметку он пытается объяснить тем, что преподаватель просто предвзято относится к нему как к человеку.
Реактивное образование находит свою реализацию на двух уровнях:
Чаще всего подобный механизм проявляется в общественной жизни. Например, в социуме считается крайне неприличным активное проявление полового влечения. Таким образом, женщина, которая имеет подобную особенность, активно подавляет ее в себе и для того, чтобы заслужить одобрение и общественный статус выступает активным борцом за мораль и высокую нравственность.
Яркими примерами проявления данного защитного механизма могут выступать спорт и спортивные достижения человека, создание произведений искусства, литературное творчество.
Зигмунд Фрейд чаще всего обращал внимание на сублимацию сексуального влечения человека.
Виды защитных механизмов личности по Зигмунду Фрейду
Что понимается под защитным механизмом в психологии
Впервые понятие «защитный механизм» был использован Зигмундом Фрейдом. Идея о них была изложена в 1894 году в его работе «Защитные нейропсихозы».
Защитные механизмы — реакции мозга на внешние раздражители. Они направлены на минимизацию отрицательных переживаний.
По мнению Фрейда, существует две реакции на угрозу прорыва импульсов:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Защитные механизмы имеют общие характеристики:
Также человеком редко используется какой-либо один механизм защиты — чаще всего комбинируются несколько видов в зависимости от ситуации.
Виды защитных механизмов личности по Зигмунду Фрейду, примеры
Зигмундом Фрейдом были выделены следующие защитные механизмы:
Вытеснение
Один из первичных механизмов, суть которого заключается в отбрасывании неприятных мыслей, событий, воспоминаний, переживаний. Как следствие, человек не осознает внутренние конфликты и не помнит травматические события прошлого.
При этом вытесненные импульсы не перестают быть активными, они проявляются бессознательно через шутки, сновидения, оговорки. Психика тратит огромное количество энергии на их подавление, а потому есть риск того, что воспоминания «прорвутся» наружу.
Проекция
Присвоение собственных желаний, стремлений, установок другим людям. Это позволяет снять с себя ответственность за черты характера, мысли и поведение, которые могут казаться неприемлемыми.
На основании этого существует мнение, что чересчур ревнующий человек сам способен на измену.
Замещение
Этот способ проявляется как переадресация, перенаправление своей реакции с более угрожающего, опасного объекта на менее угрожающий. Например, после критики со стороны начальника сотрудница уже у себя дома срывает свое раздражение на детей.
Рационализация
Суть рационализации заключается в том, что человек бессознательно находит логические связи и выстраивает умозаключения для объяснения своих неудач. Это необходимо для того, чтобы сохранить положительное отношение к самому себе. Так, студент, не сдавший зачет, решит, что вопросов по билету не было в изучаемой программе, а преподаватель был просто не в духе.
Реактивное образование
Для того, чтобы скрыть свои настоящие переживания, человек показывает эмоции, противоположные испытываемым. Человек неосознанно переводит одно психическое состояние в другое.
Этот факт стоит учитывать при оценке личности, так как его действия могут являться искажением подлинных желаний. Например, показной гнев или агрессия могут свидетельствовать о добродушии, беззащитности.
Регрессия
В данном случае поведение человека как бы «откатывается» к более ранней форме. Такой механизм помогает приспособиться к стрессовой ситуации за счет бессознательного возвращения к привычным формам поведения в детстве: капризам, слезам и другим проявлениям. Это происходит потому, что еще в детстве человек усвоил — подобное поведение гарантирует поддержку, внимание, заботу.
Регрессия позволяет снять с себя ответственность — в детстве ее несли родители. Часто подобный механизм проявляется во время болезни, когда из взрослой и самостоятельной личности человек превращается в ребенка.
Сублимация
Этот механизм рассматривается как единственный конструктивный в ситуации стресса, дискомфорта. Именно благодаря ему появилось множество произведений искусства.
Суть заключается в переключении негативной энергии на занятия социально-полезным трудом. То есть это переключение со своих переживания на какое-то занятие. Это может быть как уборка квартиры, так и рисование.
Отрицание
Этот механизм защищает психику от травм через игнорирование очевидных фактов, полный отказ от принятия негативной информации.
Часто именно этот механизм включается при появлении особо стрессовых и травмирующих ситуаций в жизни. Например, при потере близкого человека, диагностировании неизлечимого заболевания.
Книги по психологии, которые стоит прочитать
Хотя механизмы защиты работают бессознательно, понимание того, как они устроены и функционируют, поможет человеку в понимании, идентификации самого себя. Разобраться в этой теме поможет соответствующая литература:
Анна Фрейд. Эго и защитные механизмы
Конечно, Анна Фрейд не первая заговорила о защитных механизмах – до нее это сделал ее знаменитый отец в работе «Защитные нейропсихозы» (1894). Но именно Анне Фрейд принадлежит заслуга глубокой разработки, систематизации, анализа практического применения теории защитных механизмов применительно к детской психологии.
Разрабатывая базовые положения психоаналитической теории, основанной на выделении «Я», «Сверх-Я» и «Оно» в психике человека, автор говорит о сложности разграничения этих компонентов, когда они находятся в состоянии гармонии. Но если «Сверх-Я» или «Оно» находятся в диссонансе по отношению к «Я», тогда «Я» и проявляется. И начинается тот процесс, который приносит дискомфорт и (в лучшем случае) побуждает человека обратиться к психотерапии.
Когда «Оно» пытается оказывать влияние на «Я», происходит столкновение с психологическими защитами. И первый этап психотерапии всегда направлен на различение характера этих влияний. «От Я требуют молчания, а Оно предлагают говорить, и обещают ему, что его производные не встретятся с обычными трудностями, если они появятся в сознании» [1]. И это довольно непросто – разрешить импульсивным порывам проявиться и при этом держать их под контролем, не позволяя им полностью завладеть личностью. Но лишь в этом случае вообще возможен терапевтический процесс.
Глубинные причины защит
В числе мотивов различных видов защит психолог разделяет защиты против инстинктов, против аффектов, а также постоянную защиту (она может выражаться в устойчивых паттернах поведения в виде не сходящей с лица улыбки или склонности постоянно острить, или стремления поставить себя выше другого и т. п.). Комплекс мотивов защиты от инстинктов включает в себя несколько возможных направлений. Во-первых, это случаи, когда уже взрослый человек характеризуется повышенной тревожностью из-за своего страха перед «Сверх-Я», строгих интроецированных голосов родителей или значимых в детстве фигур. Во-вторых, это боязнь той интенсивности, с которой обычно проявляются инстинкты, и тогда формируется защита от аффекта. В-третьих, есть объективно существующая и оправданная детская тревожность, возникшая вследствие ощущения реальной угрозы, поступающей от внешнего мира.
Виды защит
Одной из мощных защит «Я» выступает перенос. Он предполагает развитие отношений с другим исходя не из настоящего момента актуальных отношений, но из травматического опыта прошлого. Сегодня проблема переноса – одна из наиболее актуальных и обсуждаемых, особенно в зарубежной психологической науке. Есть точка зрения, что без переноса вообще невозможны никакие межличностные отношения. Анна Фрейд рассматривает случаи бессознательного переноса из собственной практики и выделяет различные разновидности переноса: либидозных импульсов (когда инстинктивные побуждения приписываются другому), перенос защиты (другому приписывается защитный механизм), действия в переносе (активность, обусловленная приписываемыми другому свойствами).
Вытеснение – защита, заключающаяся в том, чтобы обеспечить спокойствие «Я» за счет того, чтобы «не помнить», исключить из сознательного опыта нежелательный фактор, угрожающий целостному представлению о себе. Вытесненными могут быть и аффекты, желания, побуждения. С начала жизни принцип избегания неудовольствия оказывается определяющим в формировании защит и влияет на взрослую жизнь.
Торможение и ограничение «Я» – еще одна разновидность защит – возникает при существующем опыте фрустрации: в первом случае инстинктивное желание намеренно тормозится, снижается его интенсивность по причине того, что в опыте уже зафиксировано поражение при проявлении желания, во втором – происходит отказ от любимых (значимых) занятий или любой формы проявления личности из-за травматического опыта прошлого.
Идентификация с агрессором – вид защиты, которая «включается» при существующем страхе наказания, это форма совладания со страхом перед карающим поведением другого. Здесь срабатывают сразу интроекция (усвоение чужого агрессивного поведения) и проекция (когда человек начинает действовать, как предполагаемый другой). Иллюстрировать этот процесс может помочь принцип «лучшая защита – нападение», когда провинившийся с порога начинает обвинять других.
Альтруистическое подчинение своих интересов интересам других в качестве разновидности защиты можно сопоставить с синдромом Сирано де Бержерака (это сравнение приводится Анной Фрейд). Самопожертвование вплоть до самоуничижения, отказ от своего счастья и благополучия вплоть до аскетизма ради других может иметь глубинной причиной защиту целостности «Я» от импульсов, поступающих из сферы «Оно».
Получается, что психика человека, согласно теории психоанализа, характеризуется постоянным напряжением от взаимодействия «Я» с «Оно» и «Я» со «Сверх-Я». Если «Я» не удалось отстоять свои границы – возникает невроз, если защита оказалась успешной – «Я» сохраняется, но цена этого сохранения довольно высока. Задача психотерапевта и самого человека – найти баланс во взаимодействии всех структур психики.
Литература:
Автор: Павловская Гражина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Защитные механизмы по Зигмунду Фрейду
Защитные механизмы — формы психической защиты, ограждающие человека от сильных переживаний и травмирующих событий, и связанной с этим тревогой. Это своеобразные механизмы адаптации, позволяющие внутреннему Я регулировать воздействие среды и общества, перенося негативные переживания в область бессознательного.
Такое поведение помогает человеку снять гнетущую тревогу, возникающую в ответ на проблемы, решить которые он не в силах. Это может быть переживание утраты близкого человека, упадок самооценки, травматические воспоминания.
Закономерно, что большинство таких механизмов формируется в детстве, когда ребенок действительно не может решить свои проблемы другим, рациональным путем. И в этом даже есть положительная сторона — психика стабилизируется, становится менее уязвимой для отрицательных переживаний. Однако, со временем, защита становится препятствием для развития и личностного роста, человек все больше уходит от реальности, теряет объективность суждений, занимается самообманом.
Характеристики, присущие всем защитным механизмам:
Основные защитные стратегии психики
Нужно уточнить, что на сегодня психологами выявлено более 20 видов защитных механизмов. Однако общей и удовлетворяющей всем запросам классификации пока не выработано. Поэтому, для понимания истоков психоанализа и глубинных явлений психики, надо изучить основные и универсальные механизмы защиты, описанные Фрейдом.
Вытеснение
Процесс подавления и вытеснения в сферу бессознательного тех переживаний, мыслей и влечений, которые несут чувство вины и стыда, причиняют стресс, боль или страдания.
Проявляется это в забывании неприятных обязанностей, определенных воспоминаний, или происшествий. Однако эти вытесненные события и чувства никуда не исчезают. Они являются человеку в виде сновидений, оговорках или шутках. Для сдерживания этих прорывов, психика затрачивает много энергии, что ведет к истощению ресурсов и возникновению неврозов, психосоматическим нарушениям.
Фрейд полагал этот механизм первичной защитой от тревоги, которая может служить основой для образования других видов защит.
Проекция
Заключается в приписывании собственных мыслей, поведения и переживаний другим людям или целым сообществам. Это то, что индивидуум считает неприемлемым в результате воспитания или же перекладывание на других вину за свои ошибки и промахи.
Человек отказывается принимать в себе определенные черты характера или чувства, вроде зависти, злобы и лицемерия, обвиняет в них окружающих. Тем самым он защищается от осознания своих проблем или недостатков, перекладывает на других ответственность за свои поступки.
Например, человек может обвинять общество в несправедливости и жестокости, что, в свою очередь, оправдывает такое же отношение к другим, раз уж «мир таков». Или же осуждать людей в извращенных влечениях, видеть в каждом событии грязные намеки.
Феномен проекции превращает людей в удобные мишени для агрессии и лежит в основе всевозможных предрассудков, общественных стереотипах и расовой нетерпимости.
На практике встречается так же часто, как и механизм вытеснения.
Замещение
Процесс, при котором негативные эмоции перенаправляются на более безопасный, с точки зрения индивидуума, объект для реагирования. Муж, которого на работе третирует начальство, срывается дома на жену и детей. Ребенок, получив взбучку от родителей, ломает игрушки или бьет домашнего питомца.
Или же, как вариант, возникает аутоагрессия, которая проявляется в самообвинении и самобичевании, и может перерасти в депрессию.
Суть в том, что истинный объект для выплеска негодования заменяется менее угрожающим. Проявляется замещение также в высокой раздражительности и чувствительности.
Рационализация
Объяснение своего иррационального поведения разумными причинами. Рационализация помогает оправдать свои ошибки и проступки в глазах окружающих. Служит этот механизм, в первую очередь, для сохранения и защиты самооценки. Скажем, студент, проваливший сессию, объясняет это тем, что на самом деле не хочет учиться по специальности.
Рационализация к тому же помогает справиться с фрустрацией, давая объяснения тем поступкам людей, которые способны причинить боль и страдания, будучи понятыми правильно. К примеру, отвергнутый мужчина объясняет неудачу тем, что женщина глупа и некрасива.
Этот механизм гасит тревогу и помогает найти аргументы и логику в собственном неприемлемом поведении или желаниях.
Реактивное образование
Сложный двухуровневый механизм защиты, который, в общем, заключается в том, что человек ведет себя прямо противоположно вытесненному неосознаваемому стремлению. Например, мать, которая не любит ребенка, чрезмерно заботится о нем.
Таким образом, психика защищается от социально неприемлемых импульсов и влечений. Возникает обратное действие. Классический случай для объяснения этого феномена — активная и публичная гомофобия, которая является результатом собственных подавленных наклонностей.
Регрессия
Механизм, позволяющий избежать страха и тревоги при помощи возвращения к более ранним, детским моделям поведения. Возникает как реакция на травмирующие ситуации и переживания.
Механизм регрессии подключает более примитивные формы мышления и реагировании. Не зря детство считается периодом, наиболее безопасным и приятным для человека. Человек начинает дуться, упрямиться, вместо того, чтобы решать проблему, не сдерживает эмоциональные реакции, отрицает аргументированное мнение и факты. В поведении это может проявляться в том, что человек начинает грызть ногти, или смотреть детские фильмы и мультики.
Считается, что подобная защитная реакция присуща инфантильным людям. Однако и психически состоявшиеся и зрелые личности могут впасть в регрессию в ситуации сильной эмоциональной и психической перегрузки.
Отрицание
Заключается в отрицании реальности или каких-то событий. Считается в определенном роде «детской» реакций, потому что игнорируются очевидные доказательства и доводы, противоречия в логике. Оно типично для детей, во взрослом возрасте проявляется как реакция на сложные травмирующие события.
Также отрицание является первой ступенью переживания горя, и нередко, человек не в силах перейти на другую ступень осознания утраты и снова и снова возвращается к отрицанию.
Отрицание спасает человека от первоначального шока, давая время, чтобы постепенно привыкнуть к произошедшему. Но долго задерживаться в этом состоянии нельзя.
Сублимация
Единственная из всех защит, считающаяся положительной и конструктивной. Она позволяет перенаправить нереализованную внутреннюю энергию в русло творчества или в другую, социально приемлемую деятельность. Например, человек может найти выход внутренней тревоге, занявшись уборкой дома, спортом, музыкой или рисованием.
Даже выбор профессии может быть обусловлен подавленными инстинктивными импульсами. Агрессивный юноша подастся в футбол или хоккей, женщина с садистическими наклонностями — становится хирургом.
По-мнению самого Фрейда, сублимация послужила основой для великих достижений цивилизации, развитии культуры, искусства и науки.
На сегодня существуют тесты, например, тест Лазаруса, позволяющие выявить у себя конкретные действующие механизмы защиты. Определив 2-3 основных механизмов, можно овладеть контролем над ними, используя копинг-стратегии.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Защитные механизмы личности по Фрейду: список с примерами
Содержание статьи
Впервые психоаналитик Зигмунд Фрейд употребил понятие психологической (психической) защиты в книге «Защитные нейропсихозы» (1894 год). В настоящее время психология знает более 50 вариантов психологических защит, но в теории Фрейда их было всего 9. Хватит лирики – переходим к разбору. Охарактеризуем кратко и с примерами основные механизмы психологической защиты по Зигмунду Фрейду.
Вытеснение
Когда что-то становится для человека слишком большим потрясением, он словно забывает это, а точнее, вытесняет. На сознательном уровне он и правда не может вспомнить, но на бессознательном уровне это все еще хранится и периодически дает о себе знать.Как? Например, появляется во снах (не прямо, конечно, а завуалировано в образах), выходит через описки и оговорки, проскакивает в шутках. Или вытесненное воспоминание проявляется необъяснимым психическим и/или физическим дискомфортом, который возникает, когда человек оказывается в ситуации, похожей на травматичную и «забытую».
Вытеснению подвергаются мысли, эмоции, чувства, воспоминания, желания.
Пример. Человек «забыл», что однажды в детстве в Новый год он услышал от матери слова нелюбви («Да лучше бы я тебя вообще не рожала»), и теперь он ненавидит этот праздник. Каждый год 31 декабря чувствует необъяснимую тоску, злость и обиду, а почему – сам не понимает. Списывает это на бессмысленность происходящего, расточительность, глупость и т.п. (именно так он относится к празднику).
Проекция
Это перенос своих «грехов» на других людей. Самый простой и известный защитный механизм. Человек ненавидит в других то, что не принимает в себе. Или он запрещает другим делать то, что запрещает делать себе (либо критикует других, стыдит их за то, что они имели наглость вкусить его запретный плод). Либо человек переносит на других людей ошибки тиранов из своего прошлого.
Объектом переноса может стать не только какое-то качество личности, но и любая эмоция, чувство, мысль, желание. Например, те, кто думают об измене или изменяют, часто обвиняют в этом других.
Примеры:
Замещение
Это переадресация мыслей, эмоций, чувств с одного объекта (недоступного) на другой (доступный). Почему приходится замещать один объект другим? Вариантов масса, например, он не доступен физически или он сильнее физически, либо выше по статусу. Думаю, с примерами станет еще понятнее.
Примеры:
Рационализация
Это поиск логичного объяснения, оправдания случившемуся.
Примеры:
Реактивное образование
Человек подавляет тот импульс, который считает постыдным, и трансформирует его в противоположное действие.
Примеры:
Регрессия
Это откат к предыдущей ступени развития.
Примеры:
Сублимация
Это трансформация запретных импульсов в социально приемлемые формы деятельности.
Примеры:
Творчество – оптимальный вариант сублимации любых чувств и эмоций
Отрицание
Человек убеждает себя в том, что ничего не случилось.
Примеры:
Компенсация
Это стремление преодолеть мнимый или реальный недостаток (чаще речь идет о физических изъянах). Или человек пытается замаскировать недостаток, достигая больших вершин в чем-то другом.
Пример: слабый физически мальчик активно развивается интеллектуально.
Позже последователь З. Фрейда А. Адлер выделил похожий защитный механизм – гиперкомпенсацию. Это чрезмерное, болезненное желание добиться успеха в том деле, в котором мешает реальный или выдуманный недостаток.
Пример гиперкомпенсации: от природы слабый физически мальчик с головой уходит в спорт и становится качком, который злоупотребляет химией для роста мышц.
Теперь вы знаете, какие существуют виды защитных механизмов психики по З. Фрейду. Позже его дочь Анна Фрейд добавила к этой классификации еще 3 защитных механизма:
Свое видение защитных механизмов психики А. Фрейд изложила в книгах «Эго и механизмы защиты» (1936), «Психология Я и защитные механизмы» (1993 год). В будущем классификация расширялась как самой Анной, так и последователями З.Фрейда. По разным источникам в современной психологии к защитным механизмам по Фрейду относят от 15 до 23 защит.