какие затраты наиболее полно отражают себестоимость сельскохозяйственной продукции
Основные затраты в сельском хозяйстве
Процесс производства и реализации сельскохозяйственной продукции, как любой другой, связан с затратами и необходимостью их учета. Кроме общих для всех видов производств, сферы услуг, категорий в сельском хозяйстве существуют особенности классификации. Они напрямую связаны с особенностями самого сельскохозяйственного производства и являются основой корректных расчетов показателей работы, в том числе итоговых.
Общие принципы формирования издержек в сельском хозяйстве
Производство и реализация любого продукта, включая услуги, работы, позволяют говорить о едином перечне экономически однородных издержек: материальные расходы, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, прочие затраты. Они дают возможность оценить производство в целом по ряду показателей, например, увеличение (уменьшение) удельного веса заработной платы, амортизации и ряд других.
Для аграрной компании такие укрупненные категории недостаточны. Как правило, речь здесь идет о нескольких видах производств, а в рамках одного производства – о нескольких видах деятельности.
В структуре аграрных издержек прежде всего учитываются виды производств и хозяйств:
Каждая категория содержит в себе названную выше общую структуру.
Основным, в зависимости от выбранных направлений работы фирмы, могут быть:
К вспомогательным традиционно относят реммастерские, транспортные цеха, тарные цеха, котельные, иные объекты, обеспечивающие производственные нужды. Обслуживающие производства– это структуры, относящиеся к бытовым нуждам работников, например, столовая, баня, если они выделены в отдельное подразделение.
Далее затраты группируют по месту, где они возникли: по каждой бригаде, ферме, участку. Крупные объекты учитывают на выделенных счетах и субсчетах. Целесообразно при этом использовать план счетов, адаптированный для сельского хозяйства (Приказ Минсельхоза №654 от 13/06/01).
Эти учетные объекты делятся в дальнейшем на простые, состоящие из одного элемента. Важнейшая группировка — по видам продукции (одна культура, один вид животного, один вид работ). Её основная цель – исчисление себестоимости и выявление резервов сокращения расходов. Например, в семеноводстве может рассчитываться себестоимость семян определенного сорта, в рыбоводстве – выращивание вида рыб до момента продажи. Это объекты аналитического учета. Соответствующие счета БУ должны прописываться в рабочем плане счетов.
Себестоимость представляет собой сумму всех видов ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, которые распределены по статьям затрат. Единицу калькуляции определяет вид продукции (1 центнер зерна, 1 голова приплода и др.).
При подсчете себестоимости продукцию разделяют на основную, сопряженную и побочную. Основу составляет продукция, для получения которой запущено данное производство. Побочный продукт вырабатывается одновременно с основным, имея при этом второстепенное значение. Если в ходе производства получаются два и более основных продукта, они считаются сопряженными. Пример: в молочном животноводстве основная продукция – молоко, сопряженная – приплод, а побочная – шкуры животных после забоя, навоз.
Кстати говоря! Навоз можно использовать, только если фирма соблюдает технологию обращения с такими отходами и имеет разработанные в соответствии с законодательством техусловия и регламенты.
Статьи затрат
Типовые затратные статьи, оказывающие влияние на себестоимость продукции, приведены в Приказе №792 Минсельхоза от 06/06/03, в котором излагаются рекомендации по бухучету производственных издержек и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в аграрном секторе.
Оплата труда и отчисления:
В себестоимость, кроме того, включают:
Из приведенной структуры видно, что расходы, связанные с оплатой труда работников, выделены в отдельную категорию. Данные по ним, ввиду особой социальной важности, используются сторонними потребителями: органами статистики, контролирующими структурами; также и внутри фирмы – для контроля за расходованием средств по подразделениям, производительностью труда, долей указанных издержек в себестоимости.
Еще один важный признак различия затрат, влияющий на себестоимость, – разделение на прямые и косвенные. Он указывает на способ включения в себестоимость. Первые можно сразу отнести на определенную продукцию, например, корма для определенных видов животных, семена культур. Косвенные формируют себестоимость одновременно нескольких видов продукции, поэтому их нужно предварительно распределять. Пример: затраты тока в растениеводстве.
Базой для распределения достаточно часто выступает сумма расходов на оплату труда основных рабочих производства, сумма прямых расходов, однако могут быть и другие варианты, закрепленные в учетной политике. ОХР и ОПР могут распределяться, но если избран способ исчисления частичной себестоимости продукции, их списывают сразу на счет 90. В сельском хозяйстве такой способ встречается относительно редко.
Существуют и другие признаки, по которым разделяются затраты:
Данные категории имеют смысл в ходе анализа показателей работы агрофирмы в целом, подготовки учетной политики, планирования, управления. Хозяйствующие субъекты используют их в зависимости от специфики сельхозпроизводства и внутренних потребностей фирмы. Они могут разрабатывать и собственные, отличные от стандартных, группировки затрат.
Калькуляция себестоимости сельхозпродукции: пример
Разберем включение затрат в себестоимость продукции на условном примере.
Пусть имеется молочное стадо величиной 125 голов. Затраты на его содержание — 125 000 тыс. руб. Выход продукции: молоко — 5000 ц, 95 голов живого приплода, побочной продукции получено в сумме 450 тыс. руб.
На первоначальном этапе из общей суммы накопленных издержек исключается побочная продукция: 125000 — 450 = 124550 тыс. руб. Далее затраты распределяются в соответствии с расходом обменной энергии кормов: на молоко — 90%, на приплод — 10%. Соотношение установлено п. 4.1 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве (утверждены Минсельхозом).
Для исчисления себестоимости единицы продукции используем количественные показатели:
Состав включаемых в себестоимость продукции затрат
Виды себестоимости и связанные с ними затраты
Себестоимость продукции может формироваться в 2 вариантах:
К непосредственно связанным с производством относятся затраты, которые:
Расходы, не связанные непосредственно с производством, носят название общехозяйственных и складываются из затрат:
Какие затраты формируют полную себестоимость готовой продукции? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Какие затраты входят в перечень прямых расходов?
Прямые расходы производства зависят в первую очередь от вида создаваемой продукции (например, материалоемкая или нет) и чаще всего состоят из:
Если есть возможность организовать учет с отнесением на определенный вид продукции, то в составе прямых расходов могут быть также учтены:
Сбор прямых расходов ведут на счетах бухучета применительно к выделяемым на них калькуляционным единицам продукции (заказам или переделам):
Перечень затрат для этих счетов, как правило, делается общим, детализируясь только в части материальных расходов, среди которых могут быть выделены:
По прямым расходам допускается оценивать незавершенное производство. Подробнее об этом читайте в статье «Незавершенное производство в бухгалтерском учете».
Какими могут быть накладные расходы производственного характера?
В состав накладных расходов производственного характера по каждому из производственных подразделений будут входить:
В т. ч. в составе накладных расходов производственного характера будут отражаться те расходы, которые могли бы входить в состав прямых, но организация распределения их по объектам калькулирования либо невозможна, либо требует неоправданно высоких трудозатрат:
Учет расходов накладных расходов производственного характера ведется на счете 25, который может быть открыт:
Расходы, собранные на счете 25, ежемесячно распределяют между калькуляционными единицами, в отношении которых на счетах учета прямых затрат ведется сбор прямых расходов на производство. Базой распределения выбирается либо один из видов прямых расходов (материалы, зарплата), либо их общая сумма.
Что входит в состав постоянных затрат и как они относятся на себестоимость готовой продукции, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Состав затрат общехозяйственного назначения
Расходы общехозяйственного назначения имеют перечень, схожий с перечнем накладных расходов производственного характера. Сюда будут относиться:
Дополнительно могут присутствовать расходы на:
Затраты общехозяйственного назначения также собирают по каждому из подразделений, аккумулируя их на счете 26. Ежемесячно этот счет закрывают. Собранные на нем суммы возможно учесть двумя способами:
О том, как формируется себестоимость при позаказном методе учета затрат, читайте в материале «Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости».
Где определяется состав расходов?
На каждый вид производимой продукции организацией самостоятельно разрабатывается ее плановая калькуляция, определяющая количественный состав основных материальных и трудовых затрат на ее создание. Эта калькуляция ложится в основу перечня прямых расходов на производство и позволяет контролировать фактические объемы вложенных в производство конкретных видов продукции ресурсов.
Также самостоятельно организации предстоит создать конкретные перечни затрат (справочники) по каждому из счетов учета накладных расходов, детализируя их в необходимой степени и присваивая определенный цифровой шифр каждой выделенной статье. Наличие шифра существенно облегчает указание на статью затрат в первичных документах, которыми оформляют отнесение на расходы. Такой справочник может быть многоуровневым, что даст возможность получать учетные данные как по отдельным элементам затрат, входящим в статью, так и по каждой статье, а также по группам затрат. Например, в составе статьи «Ремонт основных средств» можно выделить подстатьи «Капитальный ремонт» и «Текущий ремонт». В составе каждой подстатьи могут быть выделены элементы, отражающие вид основного средства (недвижимость, оборудование, транспорт, прочие ОС) и то, кем делался ремонт (собственным подразделением или сторонней организацией). Детализацию справочников следует осуществлять с таким расчетом, чтобы они давали возможность получения необходимой для составления разного рода отчетов информации с минимальным количеством дополнительных действий с ней.
Кроме того, организации необходимо определить:
Все вышеуказанные моменты фиксируются в приказе по учетной политике. При этом все справочники статей затрат и перечни объектов калькулирования будут являться приложениями к этому приказу.
Итоги
Состав затрат, формирующих себестоимость продукции, их детализация и то, на каком уровне будет определяться эта себестоимость, организация устанавливает сама. Также самостоятельно ею выбирается порядок включения накладных расходов в себестоимость калькуляционных единиц. Все принятые решения фиксируются в приказе по учетной политике.
Учет в растениеводстве
Бухгалтерский учет в растениеводстве имеет свои особенности. Затраты на готовую продукцию происходят на протяжении длительного времени, а их покрытие имеет прямую связь со сроками созревания культур.
Объекты учёта затрат делят на четыре группы. В первую входят культуры и группы схожих культур. Вторая группа включает затраты под урожай предстоящих лет, т. е. не завершённое производство. Третья группа содержит распределяемые затраты. Они распределяются на отчётный год и не остаются на следующий. К таким затратам можно отнести амортизационные отчисления, траты на ремонт основных средств, орошение и т. д. Четвёртая группа включает затраты на кормопроизводство и всё, что имеет отношение к послеуборочной доработки продукции.
Перечень статей затрат в растениеводстве содержит:
Способы учета затрат в растениеводстве
Организация производственного учёта и вычисления себестоимости продукции в своей основе имеет проверенные практикой и временем методы. Под последними понимают совокупность приёмов его построения, формирующих и упорядочивающих информацию о фактических затратах и последующего калькулирования себестоимости продукции.
Так как организация и технология производства в отраслях растениеводства весьма различны, присутствует необходимость использования различных способов производственного учёта.
Самый распространённый способ учёта затрат в сельскохозяйственных организациях – попроцессный. При таком способе на всех этапах учёта его результаты сгруппированы именно по отношению к производству какой-либо определённой продукции. Метод позволяет легко определить совокупность затрат по каждому технологическому процессу. Основной недостаток упомянутого способа – отсутствие системного учёта выполненных работ.
Показанный способ учёта затрат эффективен, когда предприятие имеет дело с конкретным заказом на поставку определённой растениеводческой продукции. Затраты при таком способе собирают и скапливают в течении всего времени выполнения заказов. Пока заказ не завершён, все затраты, имеющие к нему отношение, держат в составе незавершённого производства.
Попередельный способ используется тогда, когда конечная продукция получается в результате постепенной переработки сырья на отделённых друг от друга, самостоятельных технологических стадиях. Объектами учёта затрат при подобном учёте, помимо конкретных видов продукции, являются группы технологических операций, завершённые получением как готового продукта, так и полуфабриката.
Есть ещё нормативный метод. Он эффективен при определении издержек, но использоваться лишь при соблюдении множества условий, некоторые из которых для большинства сельхозпредприятий трудно выполнимы.
Расчет себестоимости готовой продукции
Бухгалтерский учет в растениеводстве предусматривает следующие методы определения себестоимости:
Простой. Применим, когда приходится иметь дело с одним видом продукции, незавершённое производство отсутствует либо выполняется однородная работа. В этом случае себестоимость рассчитывается напрямую т. е. как сумма затрат по данному объекту. Себестоимость единицы продукции получается путём простого деления её на количество единиц продукции.
Метод исключения затрат на побочную продукцию. Применим, если вместе с основным видом продукции идёт выпуск одного или нескольких видов побочной. Сначала из общей суммы затрат на продукцию вычитают затраты на побочную, после этого определяют стоимость единицы основной.
Коэффициентный способ расчёта. Применим, когда при производстве одного вида исходной продукции получают несколько разновидностей сопряжённой. Сначала продукцию от заданной культуры перерасчитывают по принятым коэффициентам в условную. После этого считают общее количество условной продукции и себестоимость одной условной единицы. Затем распределяют затраты по видам продукции и в конце себестоимость каждого вида.
Пропорциональный способ. Применим, когда при одном производственном процессе получают несколько разновидностей продукции, себестоимость которой нужно рассчитать. При подобном способе затраты по каждому из объектов распределяют по разновидностям продукции пропорционально базе. За базу считают условные единицы (например, рамо-день).
Комбинированный способ. Он представляет собой совместное использование сразу нескольких способов.
Нормативный способ. При нём расчёт фактической себестоимости состоит из расходов по установленным нормам с учётом отклонения от них и изменения самих норм.
1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия
Отраслевое решение для хозяйств, занимающихся растениеводством, животноводством, птицеводством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Программы для оптимизации учета в АПК
На рынке хватает программ для автоматизации учёта бизнес-процессов, однако отраслевых крайне мало. В особенности это касается АПК. По большому счёту есть одно достойное решение, это «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия».
Программа реализована на платформе «1С:Предприятие 8». Является многофункциональным отраслевым решением для автоматизации как бух-, так и налогового учёта. Работает со всеми имеющимися у нас в стране системами налогообложения. Сама организация учёта проводится в строгом соответствии законодательству РФ.
Программа выигрывает у прочих подобных со соотношению цена-качество. Может эффективно использоваться на самых разных сельскохозяйственных предприятиях: не только производителями сельхозпродукции, но и компаниями занимающимися помимо её производства, ещё и переработкой.
Программное решение предоставляет широкий набор инструментов для следующих категорий работников компании:
Также программа будет не плохим подспорьем зоотехникам и агрономам. Первым она, помимо всего прочего, поможет в учёте массы поголовья рабочего и продуктивного скота, вторым – в распределении площадей посева по подразделениям и различным культурам.
Следует также отметить, что имеется множество курсов для обучения работе с «1С:Бух. сельскохозяйственное предприятие», не мало статей в интернете, выпущено много справочной литературы.
Выгоды от автоматизации учета в растениеводстве
Одним из самых важных преимуществ автоматизации является повышение производительности труда. К другим её выгодам относят:
1C Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия
Состав продукта в зависимости от артикула может несколько различаться, но все решения содержат:
В программе есть как изменяемые, так и не изменяемые фрагменты кода. Часть кода намеренно открыта, чтобы пользователи смогли наилучшим образом адаптировать программный продукт под себя.
Интеграция с оборудованием и программным обеспечением
Система 1С – открытая, поэтому интеграция с другими программами и оборудованием осуществляется достаточно легко. Быстро можно организовать обмен файлами всех распространённых форматов, сделать возможным доступ ко всем объектам системы с помощью внешних приложений, взаимодействовать с интернетом (есть встроенный веб-клиент) и электронной почтой.
В прикладных решениях предусмотрена работа с уже имеющимися web-, HTTP-сервисами и возможность создания новых. Многие решения платформы пригодны для интегрирования с торговым, промышленным и складским оборудованием. С помощью механизма обмена данными имеется возможность взаимодействовать с различными информационными системами.
Выращивание овощей в теплице. Расчет себестоимости
Многие хозяйства, которые занимаются овощеводством, имеют теплицы. Ведь они позволяют получить урожай и не в сезон. В статье речь пойдет о правилах калькуляции себестоимости продукции при овощеводстве закрытого (защищенного) грунта.
Особенности учета
Что касается организаций, выращивающих продукцию защищенного грунта, то для них характерна следующая структура аналитических счетов:
В соответствии с Методическими рекомендациями (утверждены приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. № 792) в отрасли овощеводства предусмотрена определенная номенклатура объектов калькуляции, планирования, учета и анализа затрат (см. табл. 1).
Статьи затрат в овощеводстве защищенного грунта в общем-то аналогичны используемым в растениеводстве. Например, к ним относятся:
— оплата труда с отчислениями на социальные нужды;
— семена и посадочный материал;
— удобрения органические и минеральные;
— средства защиты растений.
Объекты планирования и учета производственных затрат | Объекты исчисления себестоимости продукции | Единица исчисления себестоимости продукции |
Лук на перо, огурцы, томаты, салат, редис, шпинат и пр. | Овощи (по видам) | Центнер |
Рассада теплиц | Рассада (по видам) | Тысяча штук |
По статье «Содержание основных средств» отражаются затраты на горючее и смазочные материалы (кредит счета 10 «Материалы»); амортизационные отчисления по основным средствам (кредит сче- та 02 «Амортизация основных средств»); затраты на все виды ремонта сооружений и оборудования отрасли.
Статья «Работы и услуги» предназначена для учета выполненных работ и услуг собственных вспомогательных производств и сторонних организаций. При этом счет 20 корреспондирует по кредиту со счетом 23 «Вспомогательные производства», к которому, как правило, открываются такие субсчета:
— «Ремонт зданий и сооружений»;
Также счет 20 корреспондирует со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На статью «Организация производства и управления» списывают отнесенные на объекты овощеводства суммы накладных расходов со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Отметим, что иные затраты учитываются по статье «Прочие затраты» (например, расходы, связанные с потерями и недостачами продукции).
Выход продукции защищенного грунта оформляется с помощью дневника поступления продукции закрытого грунта (форма № СП-15). По мере поступления собранная продукция взвешивается. Данные каждого отвеса записывают в дневник. Указывают массу поступившей продукции, ее качество (стандартная, нестандартная, отходы), место уборки урожая, площадь, с которой убрана продукция. Дневники ежедневно сдаются в бухгалтерию для проверки и бухгалтерской обработки.
Пример.
В организации, специализирующейся на производстве овощей, было выращено 100 центнеров огурцов, 80 центнеров томатов, 60 центнеров салата при таких затратах:
Бухгалтер сделал такие записи:
Общая сумма прочих затрат составила:
30 000 руб.+ 12 500 руб.+ 13 450 руб.+ 5000 руб. + 12 000 руб. = 72 950 руб.
Эти расходы собраны на субсчете «Общие затраты». Суммы подлежат распределению по культурам (см. табл.).
Виды продукции | Объем производ- ства, ц | Цена реализа- ции, руб/ц | Стоимость по цене реализации, руб. | Коэффициент распределения | Общие затраты, распределенные по культурам, руб. |
Огурцы | 100 | 600 | 60 000(100 ц × 600 руб/ц) | 0,39(60 000 : 153 000) | 28 450,50(72 950 руб. × 0,39) |
Томаты | 80 | 750 | 60 000(80 ц × 750 руб/ц) | 0,39(60 000 : 153 000) | 28 450,50(72 950 руб. × 0,39) |
Салат | 60 | 550 | 33 000(60 ц × 550 руб/ц) | 0,22(33 000 : 153 000) | 16 049(72 950 руб. × 0,22) |
Итого | 153 000 | — | 72 950 |
Распределенные по видам культур затраты списывают:
Когда все затраты отнесены на аналитические счета по видам производимой продукции, можно определить ее себестоимость.
Себестоимость огурцов составила:
(22 000 руб. + 28 450,50 руб.) : 100 ц = 504,51 руб/ц.
Себестоимость томатов равна:
(15 000 руб. + 28 450,50 руб.) : 80 ц = 543,13 руб/ц.
Себестоимость лука составила:
(23 000 руб. + 16 049 руб.) : 60 ц = 650,82 руб/ц.
Статья напечатана в журнале «Учет в сельском хозяйстве» №11, ноябрь 2010 г.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Расчет себестоимости продукции – как не продавать в убыток
Содержание статьи
Производственная себестоимость — это количество денег, потраченных на производство продукции. Расчет себестоимости продукции помогает компании:
Себестоимость производства и сумма расходов на реализацию составляют полную себестоимость товара.
Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«Расчет себестоимости продукции очень важен, без него вести бизнес трудно. Пример из моей практики: компания производит мягкие стулья, эксклюзивно и в небольших количествах, около 1000 стульев в месяц. Затраты на производство стульев — 5 850 000 рублей. Если разделить эту сумму на количество продукции получим 5 850 рублей — это и есть себестоимость единицы продукции.
Теперь о том, как эту цифру применить. Дело в том, что сам предприниматель изначально формировал ценовую политику на основании цен у конкурентов. Это привело к тому, что средняя цена изделия, 7 000 рублей, едва покрывала издержки.
При такой доходности денег на развитие не оставалось. После расчета себестоимости продукции, мы решили поднять цены и таким образом подтянуть маржинальность. В количестве клиентов мы почти не потеряли, а вот прибыль подняли серьезно — у бизнеса появились деньги на развитие»
Что входит в производственную себестоимость
Себестоимость производства включает в себя:
В самом простом случае, если компания производит лишь один вид продукции, все эти расходы за месяц можно суммировать и разделить на объем выпущенной продукции. В производственные расходы включается только то сырье и материалы, которые были использованы. Если куплена тонна сырья, а в производство за месяц ушло триста килограммов, в себестоимость включается только их стоимость. Остальное — запасы, которые не влияют на расчет.
У Михаила фирма по производству пельменей, бизнес прибыльный, есть постоянные клиенты и проверенные поставщики. На определенном этапе захотелось узнать, можно ли продавать продукцию дешевле, чтобы захватить большую долю рынка и потеснить конкурентов. Для этого решили провести расчет себестоимости продукции. Михаил фиксирует все операции в сервисе ПланФакт, поэтому понять, сколько потратили на производство, оказалось легко. Расходы собрали в таблицу:
Для расчета амортизации холодильной камеры ее цену разделили на предполагаемый срок службы в месяцах.
Цена покупки — 36 000 рублей.
Предполагаемый срок службы — 3 года или 36 месяцев.
Амортизация в месяц: 36 000 : 36 = 1 000 (руб.)
За март фирма Михаила выпустила 2000 килограммов пельменей, себестоимость одного килограмма составила 164 рубля:
328 000 : 2 000 = 164 (руб.)
Эту сумму Михаил внес в калькулятор скидок, чтобы оценить, какую цену он может предложить покупателям, чтобы увеличить долю рынка.
А что делать, если часть продукции не прошла все стадии изготовления, и производство на конец месяца не завершено? Как же в таком случае рассчитывается себестоимость?
Например, на начало месяца незавершенное производство составило 50 000 рублей. За месяц потрачено 200 000 рублей, и на конец месяца размер незавершенного производства — 20 000 рублей. Выпущено 1000 единиц продукции.
Расчет себестоимости продукции в этом случае будет выглядеть так:
Зачем рассчитывать прямые и косвенные затраты
Когда компания производит только один вид продукции, расчет себестоимости продукции достаточно прост, но что делать, если товаров несколько? В этом случае поможет разделение затрат на прямые и косвенные.
Прямые затраты — то, что потрачено на производство конкретного товара. Это может быть сырье, зарплата работников-сдельщиков, страховые взносы с нее.
Косвенные расходы относятся ко всему производству в целом, например, аренда помещения, фиксированная зарплата работников производства и хозяйственные расходы.
Владислав Ильин, генеральный директор компании «Био-Веста»:
«Мы производим функциональное питание и пробиотики.
Прямые затраты — это сырье, упаковка, множество вспомогательных материалов, которые используются для производства, оплата труда людей, работающих на производстве. Косвенные затраты: аренда, обслуживание здания цеха, уборка, вывоз мусора. Как правило, при изменении объемов производства эти расходы не меняются»
Чтобы понять, сколько косвенных расходов приходится на каждый вид товара, нужно определить его долю в общем объеме производства. А потом пропорционально этой доле распределить сумму затрат.
В апреле Михаил решил производить еще один вид продукции, вареники с вишней. Для расчета себестоимости пришлось разделить расходы на прямые и косвенные. Так как все сотрудники получают фиксированную зарплату, она и страховые взносы вошли в косвенные расходы. А сырье — в прямые.
Объем производства вареников составил 500 килограммов, а пельменей — 2000. Доля вареников в общем объеме производства — 20%, следовательно, 20% косвенных расходов нужно отнести на себестоимость вареников. Себестоимость одного килограмма пельменей составила 148 рублей, а вареников — 103 рубля.
Как изменение стоимости сырья влияет на себестоимость продукции
На практике регулярно встречается ситуация, когда меняется стоимость сырья и, соответственно, себестоимость готовой продукции. Для учета изменений используются методы расчета средней стоимости, ФИФО и ЛИФО.
Метод ФИФО (FIFO, First in First out, «первым пришел ― первым ушел») подразумевает, что сначала идет на производство сырье, которое было куплено раньше. Этот метод чаще применяется для товаров с небольшим сроком годности.
Метод ЛИФО (LIFO, Last in First out, «последним пришел ― первым ушел») — в производство отпускают те запасы, которые пришли позднее. Это удобно, если объем запасов большой.
Метод средней стоимости предполагает деление общей стоимости всех запасов на их количество.
Рассмотрим эти методы на примере изменения стоимости купленной муки за апрель:
По методу ФИФО сначала будут списывать в производство муку по цене 20 рублей, когда кончится эта партия, начнут списывать вторую, стоимостью 45 рублей. По методу ЛИФО наоборот, списывать запасы в производство начнут с последней партии.
В методе средней стоимости расчет стоимости списанного материала будет такой:
(20 х 300 + 45 х 200 + 30 х 500) : 1000 = 30 (руб.)
Когда товар будет отправлен на реализацию, для определения его себестоимости можно воспользоваться любым из этих методов. Фирма сама устанавливает, какой метод расчета она применяет, в зависимости от объема производства и вида продукции. Пересчитывать среднюю себестоимость можно через равные интервалы времени, например, раз в месяц или по мере выпуска новых партий. Менять выбранный метод расчета нежелательно — может возникнуть искажение показателей.
Как снизить себестоимость продукции
Уменьшение себестоимости позволит компании работать более эффективно и, в зависимости от целей, больше зарабатывать или иметь конкурентоспособную цену. Михаил решил выяснить, может ли он снизить себестоимость своей продукции и рассчитал разные варианты экономии в таблице:
Вариант 1. Снижение стоимости сырья
Можно покупать более крупные партии, договориться на скидку или найти нового поставщика. У Михаила самая дорогая статья прямых затрат — фарш, снижение его стоимости на 5% дает уменьшение себестоимости на 3 рубля.
Вариант 2. Увеличение производительности труда
Чем больше производится продукции, тем меньше приходится косвенных расходов на единицу продукции. Можно сделать рабочие места более удобными, оптимизировать работу и мотивировать сотрудников. Если увеличить количество выпускаемых пельменей на 20%, то себестоимость упадет на 13 рублей. Плюс производство потребует больше сырья, следовательно, можно попросить поставщика о более выгодных условиях.
Вариант 3. Автоматизация производства
Этот способ позволит заменить сотрудников техникой и сэкономить на оплате труда. Конечно, нужно соблюдать баланс, слишком дорогое оборудование может не окупиться при небольших объемах.
Михаил планирует покупку автоматической машины за 150 000 рублей для лепки пельменей. Ее установка позволит отказаться от одного из кухонных рабочих. Несмотря на высокую стоимость, ее амортизация будет составлять 6 250 рублей при расчетном сроке службы 24 месяца. Это значительно меньше зарплаты сотрудника.
В результате модернизации производства, себестоимость пельменей уменьшится на 13 рублей.
Вариант 4. Экономия электроэнергии, воды, снижение аренды
Также приведут к уменьшению косвенных затрат и снижению себестоимости продукции. Сокращение этих расходов на 25% даст снижение себестоимости продукции на 5 рублей.
Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«С помощью себестоимости можно не только формировать ценовую политику, но и следить за успехами бизнеса. Например, если себестоимость снижается — это хороший знак. Чем больше производит бизнес, тем меньшую долю в расходах начинают занимать аренда помещения и амортизация. Также расходы снижаются и за счет повышения эффективности труда сотрудников: производят больше, а платим как раньше»